Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
День несуществующего животногоСодержание книги Поиск на нашем сайте
Информация для взрослых День несуществующего в природе животного - это день чистого творчества, когда фантазия не имеет границ, когда возможность проявить себя нестандартным способом приветствуется и одобряется от всей души. Нет никаких шаблонов и правил. Чем дальше от реальности изобретенные образы, тем лучше. В психологии существует тест, в котором ребенку предлагают нарисовать несуществующее животное. Анализируя рисунок, внимательный психолог может узнать немало интересного о своем подопечном. Эта методика разработана М. 3. Дукаревич и подробно освещается в книге А. Л. Венгер «Психологическое консультирование и диагностика». Коротко остановимся на некоторых моментах данной методики.
Способ построения образа Способ, который использует ребенок в изобретении несуществующего животного, характеризует тип его воображения и мышления, подход ребенка к творческой задаче. Низкий уровень — изображение реального животного (зайца, крокодила, змеи...). Возможно, ребенок боится уйти от реальности. Может быть, его фантазии никогда не поощрялись. В таком случае следует обратить на это внимание и научиться приветствовать нестандартные, необычные, выходящие за рамки принятых правил слова и поступки малыша. Более высокий уровень — изображение животных, позаимствованных из книг, кинофильмов, сказок (Змей-Горыныч, динозавр...). Следующий уровень — конструирование рисунка из деталей реальных животных (например, панцирь черепахи, хобот слона, хвост зайца). Это рационалистический подход к задаче, но не творческий. Высокий уровень — создание действительно оригинального, ни на кого не похожего существа, не напоминающего обычных животных и не построенного по стандартной схеме (голова с глазами и ртом, туловище, конечности...). Следует заметить, что дети до 9-10 лет редко способны к подобному творчеству. И для дошкольников средний уровень будет соответствовать высокому.
Общее впечатление Рассматривая рисунок несуществующего животного, обратите внимание на непосредственное впечатление. Каким вам кажется это животное: веселым или грустным, испуганным или агрессивным, общительным или закрытым от контактов, упрямым или податливым? И т. п. В рисунке несуществующего животного ребенок отражает самого себя: свои страхи, обиды, агрессию, коммуникабельность, одиночество, Радость, потребность в защите и многое другое. Органы чувств, конечности, сексуальная символика Если в рисунке присутствует чрезмерное количество глаз, ушей или других органов чувств, это может быть показателем тревожности, внутреннего беспокойства и потребности зорко и напряженно следить за миром. Такую функцию выполняют и необыкновенно большие глаза или уши. Конечности массивные и крепкие могут говорить о хорошей внутренней устойчивости и душевном равновесии или о сильной потребности в этих состояниях. А слабые, хилые ноги (лапы, клешни, щупальца) повествуют о потере опоры и психологической нестабильности. Изображение половых органов, вымени или женской груди говорит об интересе к сексуальной сфере.
Средства защиты и нападения Изображение любых защитных аксессуаров (панцирь, иглы, броня, толстая кожа) указывает на боязнь агрессии и потребность в защите. «Боязнь агрессии легко переходит в собственную защитную агрессию» (Венгер А. Л., 2005). На рисунке признаком защитной агрессии служат всевозможные средства активной самообороны: шипы, рога, острые выросты на теле. Любые орудия нападения — когти, клыки, зубы, жало, острые рога — свидетельствуют о прямой агрессивности.
Описание образа жизни При изложении ребенком образа жизни несуществующего животного первое, на что следует обратить внимание, — соответствие слов рисунку. Иногда слова могут быть красноречивее, но вряд ли правдивее завитушек и линий. Чаще всего, описывая любимые занятия или действия лсивотного, ребенок рассказывает о том, что он сам любит и чем бы хотел заниматься. При описании места обитания придуманного ребенком зверя обратите внимание на удаленность и изолированность. Если животное слишком изолировано, это может говорить о чувстве одиночества, недостатке общения или некоторой эмоциональной усталости маленького человека, когда в душе возникает чувство, выражающееся во фразах: «Оставьте меня одного! Отстаньте все». По рассказу о питании его творения (предпочитает плоды, коренья или других животных) можно определить степень агрессивности, таящейся в душе ребенка. Стремление разрушать, уничтожать, кровожадно истреблять выдает повышенную тенденцию к нападению и борьбе. По ответу на вопрос, боится ли животное чего-либо, можно узнать о типичных страхах ребенка (боязнь темноты, хищников, огня, и т. д.). Подводя итоги, хочу еще раз подчеркнуть, что, создавая необычное, ребенок творит, исходя из самого себя. Все накопленное в нем, все впечатления, опасения, радости и горести отражаются в созданном образе. И это замечательно. Постарайтесь обойтись без критики и осуждения. Примите любое творчество ребенка с пониманием и любовью. Если вы хотите научить малыша другим моделям поведения, то делайте это не через отрицание имеющихся, — так вы можете лишь заблокировать любое самовыражение, -а через привлечение его внимания к желательным моделям и стилям проявления себя в мире. «Невероятное существо» (Н. И. Сладкое) В воде много удивительных существ. Но самое удивительное, пожалуй, — просто неправдоподобное! — это мик-сина. Похожа она на миногу. Живет в глубине океана. У нее столько поразительных особенностей и способностей, что не сразу и перечислишь. Ну во-первых, она может завязываться узлом! И не ради потехи: так она счищает с себя лишнюю слизь. Протянется через свой же тугой узел — и чистенькая! Но совсем без слизи ей тоже нельзя. Попробуйте ее, слизкую, схватить: чем крепче сожмете, тем она быстрей выскользнет. А если все же сумеете удержать, она сейчас же завяжет на хвосте узел, передвинет его к кулаку, упрется и выскользнет из руки. Не обрадуется враг, если схватит ее зубами. Она столько напустит слизи, что забьет ему глотку, глаза, нос и жабры. Однажды миксину посадили в ведро. И сразу вода в ведре превратилась в кисель. Миксина видит, но не глазами, а — хвостом! Там у нее особая зрячая кожа: отличает свет от темноты. У миксины нет челюстей, но зато есть... зубастый язык, у нее нет желудка, но зато есть... четыре сердца. Одно из них бьется в... хвосте. Миксина может полгода не есть. Может без головы плавать много часов. Сердце ее -- отдельно от тела! -бьется несколько дней. Чего она только не может!
ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ Игры u упражнения Рассмотри рисунок Материалы. Краски или фломастеры. Инструкция ребенку. «Сегодня — день несуществующего животного. Поскольку животное несуществующее, то его на цветной иллюстрации и нет. Но есть кое-что другое. Давай посмотрим, что именно. Назови предметы, которые ты видишь. Тебя ожидает удивительно интересная работа — превратить каждый (или один из выбранных) предмет в несуществующее животное. Ты можешь придумывать и воображать все что угодно. Дорисуй или измени эти предметы на картинке так, чтобы они превратились в невиданных животных, которых не существует в природе, которых нет ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах». Когда ребенок закончит рисовать, попросите его придумать животным названия и рассказать об образе жизни одного из них. Можно задавать дополнительные вопросы о месте обитания, питании, врагах и друзьях, любимых занятиях.
Зверь из бумаги Материалы. Газеты, краски. Инструкция ребенку. «Необычное животное можно не только нарисовать, но и сконструировать из любых материалов. Например, из газеты. Давай попробуем создать таких животных. Интересно, что у нас получится. Газету можно мять, рвать, сворачивать в трубочку или в конвертик. Как тебе захочется... А когда животное будет готово, его Можно раскрасить в любые цвета по желанию». Завершение и итог. «Как зовут твое животное? А моего звать... (имя). Какое интересное получилось животное. А где оно живет? И самое главное, какое оно? Злое или доброе? Веселое или грустное? Сильное или беззащитное? Проговорим это от имени "я": "Я... (имя зверя)". "Я... (прилагательные)"». Эффект. Упражнение позволяет активизировать творческое мышление, воображение и фантазию, развивает моторику рук.
Чудище несусветное Содержание и задачи. В этой игре животное создается всем телом. И ребенок, и взрослый поочередно изображают движения, звуки, мимику, свойственные чудищу, и придумывают ему имя. Когда один показывает свое животное, наблюдающий копирует движения и звуки, определяет характер получившегося зверя (злой, добрый, резкий, агрессивный, мягкий, нежный, странный и т. д.). Другой интересный вариант: ребенок «лепит» образ зверя из родителя, используя разнообразные предметы, ткани, одежду, одеяла. И т. п. Упражнение развивает воображение ребенка, позволяет сбросить любые ограничения в творчестве и получить удовольствие от процесса. Инструкция ребенку. «Теперь мы создадим чудище невообразимое прямо из своего тела. Если хочешь, можем сразу сделать двух чудищ. Для этого можно брать любые предметы, одежду, ткани... Ууу, какое ты интересное чудище. А как тебя звать? Как ты передвигаешься? Покажи, а я повторю. Как ты разговариваешь? Какой у тебя голос? Помнишь сказку "Аленький цветочек"? Там было страшное-страшное с виду чудище. И голос у него тоже был очень страшный. И когда оно кричало на купца за то, что тот сорвал цветочек аленький, то его голос гремел словно гром. Давай я немного побуду купцом, а ты чудищем из сказки. Покричи на меня страшным и низким голосом: "Что ты наделал"! Взрослый имитирует страх и смирение. После нескольких попыток партнеры меняются ролями». Завершение игры. «Помнишь, как в сказке чудище превратилось в прекрасного принца? Потому что дочь купеческая полюбила его, некрасивого и страшного, всей душою, всем сердцем. Попробуем и мы с тобой превратиться из чудищ в прекрасных и красивых принцев (принцесс)». Страшное «чудище» ложится на пол и закрывает глаза. Задача партнера — нежными легкими прикосновениями помочь телу расслабиться. «Чудище» постепенно раскрывается, расслабляется, «растекается» по полу. По мере расслабления происходит процесс трансформации, преображения «чудища» в прекрасное существо (принца, принцессу, человека).
Коркочидил на поводке Содержание и задачи. Эта игра родилась в результате одного сновидения, в котором я училась преодолевать страхи. В своем сне я водила крокодилов на поводке. В данной игре предлагается придумать невиданное животное, которое будет помощником и защитником. Это игра-медитация. То есть все действия будут производиться мысленно. Но эффект может быть достаточно сильный. Мысленный образ могучего и смелого, а вдобавок ручного животного подарит чувство надежности, защищенности и храбрости. Инструкция ребенку. «Тебе хотелось бы иметь рядом собою могучего и сильного защитника? Да? Тогда придумай такое животное. Каких оно будет размеров? Какой формы? Цвета? Опиши подробнее... И назови его каким-нибудь именем. Теперь погуляй с ним по парку, например. Пусть наша квартира превратится в парк. Веди свое животное на поводке или просто ощущай, как оно двигается рядом. Оно твой защитник и помощник в любых ситуациях. Как ты чувствуешь себя рядом с ним?.. Хорошо... Заботься о нем, поговори с ним. Представь, что оно впервые на Земле и многого не знает. Покажи ему в нашем парке озеро, объясни, что это такое. Покажи деревья, траву, собак, кошек, людей. Объясни, что это за существа. Спроси, готово ли оно помогать тебе в те трудные минуты жизни, когда появляется страх? И услышь его положительный ответ».
Маленький зверек Игра К. Фопеля Описание. В этом упражнении ребенок взаимодействует с маленькой губкой. Он учится вовремя останавливать движение, используя руки, ноги и другие части тела. Взрослому предлагается говорить вкрадчивым и таинственным голосом, чтобы подчеркнуть, что обращаться с губками-зверьками надо очень осторожно. Материалы. Маленькая губка. Инструкция ребенку. «Возьми губку, сядь на пол и сними обувь. Поставь губку на пол так, чтобы она была высокой (на короткую сторону). Представь, что губка — это маленький зверек, который упадет от страха, если ты не будешь осторожным. А ну-ка, сумеешь ли ты одним пальцем коснуться губки так мягко, что она не упадет? Попробуй коснуться пальцем другой руки. Хорошо у тебя получается. А теперь коснись губки пальцами ног... А сумеешь ли ты коснуться губки пальцами другой ноги так, чтобы она не упала? ...локтем? ...локтем другой руки? ...коленом? ...коленом другой ноги? ...кончиком носа? А чем еще ты можешь коснуться губки так, чтобы она не упала? Я думаю, твой маленький зверек очень рад, что ты с ним так нежно поиграл... А ты как думаешь?»
Сказка о звере невиданном и неслыханном Содержание. Поскольку «День несуществующего животного» есть одно волшебное превращение, то мы пропускаем аналогичный раздел и сразу перейдем к сказке. Сегодня предлагается сочинить совместную сказку. Спросите ребенка, где он хочет поселить своего невиданного зверя: под землей, в воде, в пещере, в лесу, в пустыне? Пусть ребенок начнет сказку. А далее развернется совместное творчество. Одно предложение произносит ребенок, другое взрослый. Следующее — вновь ребенок, и опять — взрослый.
Итоги дня • Запишите плоды вашего совместного творчества. • Подведите итоги дня, отметив самые удачные превращение и фантазии, самые интересные находки и открытия. Похвалите малыша.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.54.241 (0.014 с.) |