День несуществующего животного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

День несуществующего животного



 

Информация для взрослых

День несуществующего в природе животного - это день чистого творчества, ког­да фантазия не имеет границ, когда возможность проявить себя нестандартным способом приветствуется и одобряется от всей души. Нет никаких шаблонов и правил. Чем дальше от реальности изобре­тенные образы, тем лучше.

В психологии существу­ет тест, в котором ребенку предлагают нарисовать несу­ществующее животное. Ана­лизируя рисунок, вниматель­ный психолог может узнать немало интересного о своем подопечном.

Эта методика разработана М. 3. Дукаревич и подробно освещается в книге А. Л. Венгер «Психологическое кон­сультирование и диагностика». Коротко остановимся на не­которых моментах данной методики.

 

Способ построения образа

Способ, который использует ребенок в изобретении не­существующего животного, характеризует тип его воображения и мышления, подход ребенка к творческой задаче.

Низкий уровень — изображение реального животного (зайца, крокодила, змеи...). Возможно, ребенок боится уйти от реальности. Может быть, его фантазии никогда не поощ­рялись. В таком случае следует обратить на это внимание и научиться приветствовать нестандартные, необычные, вы­ходящие за рамки принятых правил слова и поступки ма­лыша.

Более высокий уровень — изображение животных, по­заимствованных из книг, кинофильмов, сказок (Змей-Горыныч, динозавр...).

Следующий уровень — конструирование рисунка из деталей реальных животных (например, панцирь черепа­хи, хобот слона, хвост зайца). Это рационалистический под­ход к задаче, но не творческий.

Высокий уровень — создание действительно ориги­нального, ни на кого не похожего существа, не напоминаю­щего обычных животных и не построенного по стандартной схеме (голова с глазами и ртом, туловище, конечности...). Следует заметить, что дети до 9-10 лет редко способны к подобному творчеству. И для дошкольников средний уро­вень будет соответствовать высокому.

 

Общее впечатление

Рассматривая рисунок несуществующего животного, обратите внимание на непосредственное впечатление. Каким вам кажется это животное: веселым или грустным, испуган­ным или агрессивным, общительным или закрытым от кон­тактов, упрямым или податливым? И т. п. В рисунке несу­ществующего животного ребенок отражает самого себя: свои страхи, обиды, агрессию, коммуникабельность, одиночество, Радость, потребность в защите и многое другое.

Органы чувств, конечности, сексуальная символика

Если в рисунке присутствует чрезмерное количество глаз, ушей или других органов чувств, это может быть пока­зателем тревожности, внутреннего беспокойства и потребно­сти зорко и напряженно следить за миром. Такую функцию выполняют и необыкновенно большие глаза или уши.

Конечности массивные и крепкие могут говорить о хо­рошей внутренней устойчивости и душевном равновесии или о сильной потребности в этих состояниях. А слабые, хилые ноги (лапы, клешни, щупальца) повествуют о поте­ре опоры и психологической нестабильности. Изображение половых органов, вымени или женской груди говорит об интересе к сексуальной сфере.

 

Средства защиты и нападения

Изображение любых защитных аксессуаров (панцирь, иглы, броня, толстая кожа) указывает на боязнь агрессии и потребность в защите. «Боязнь агрессии легко переходит в собственную защитную агрессию» (Венгер А. Л., 2005).

На рисунке признаком защитной агрессии служат все­возможные средства активной самообороны: шипы, рога, острые выросты на теле.

Любые орудия нападения — когти, клыки, зубы, жало, острые рога — свидетельствуют о прямой агрессивности.

 

Описание образа жизни

При изложении ребенком образа жизни несуществую­щего животного первое, на что следует обратить внима­ние, — соответствие слов рисунку. Иногда слова могут быть красноречивее, но вряд ли правдивее завитушек и линий.

Чаще всего, описывая любимые занятия или действия лсивотного, ребенок рассказывает о том, что он сам любит и чем бы хотел заниматься.

При описании места обитания придуманного ребенком зверя обратите внимание на удаленность и изолирован­ность. Если животное слишком изолировано, это может говорить о чувстве одиночества, недостатке общения или некоторой эмоциональной усталости маленького человека, когда в душе возникает чувство, выражающееся во фразах: «Оставьте меня одного! Отстаньте все».

По рассказу о питании его творения (предпочитает пло­ды, коренья или других животных) можно определить сте­пень агрессивности, таящейся в душе ребенка. Стремление разрушать, уничтожать, кровожадно истреблять выдает повышенную тенденцию к нападению и борьбе.

По ответу на вопрос, боится ли животное чего-либо, можно узнать о типичных страхах ребенка (боязнь темно­ты, хищников, огня, и т. д.).

Подводя итоги, хочу еще раз подчеркнуть, что, созда­вая необычное, ребенок творит, исходя из самого себя. Все накопленное в нем, все впечатления, опасения, радости и горести отражаются в созданном образе. И это замечатель­но. Постарайтесь обойтись без критики и осуждения. При­мите любое творчество ребенка с пониманием и любовью. Если вы хотите научить малыша другим моделям поведе­ния, то делайте это не через отрицание имеющихся, — так вы можете лишь заблокировать любое самовыражение, -а через привлечение его внимания к желательным моделям и стилям проявления себя в мире.

«Невероятное существо» (Н. И. Сладкое)

В воде много удивительных существ. Но самое удиви­тельное, пожалуй,просто неправдоподобное!это мик-сина. Похожа она на миногу. Живет в глубине океана. У нее столько поразительных особенностей и способностей, что не сразу и перечислишь. Ну во-первых, она может завязывать­ся узлом! И не ради потехи: так она счищает с себя лишнюю слизь. Протянется через свой же тугой узели чистень­кая! Но совсем без слизи ей тоже нельзя. Попробуйте ее, слиз­кую, схватить: чем крепче сожмете, тем она быстрей вы­скользнет. А если все же сумеете удержать, она сейчас же завяжет на хвосте узел, передвинет его к кулаку, упрется и выскользнет из руки.

Не обрадуется враг, если схватит ее зубами. Она столько напустит слизи, что забьет ему глотку, глаза, нос и жабры.

Однажды миксину посадили в ведро. И сразу вода в ведре превратилась в кисель.

Миксина видит, но не глазами, ахвостом! Там у нее особая зрячая кожа: отличает свет от темноты. У миксины нет челюстей, но зато есть... зубастый язык, у нее нет же­лудка, но зато есть... четыре сердца. Одно из них бьется в... хвосте. Миксина может полгода не есть. Может без головы плавать много часов. Сердце ее -- отдельно от тела! -бьется несколько дней. Чего она только не может!

 

ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ

Игры u упражнения

Рассмотри рисунок

Материалы. Краски или фломастеры.

Инструкция ребенку. «Сегодня — день несуществующе­го животного. Поскольку животное несуществующее, то его на цветной иллюстрации и нет. Но есть кое-что другое. Да­вай посмотрим, что именно. Назови предметы, которые ты видишь. Тебя ожидает удивительно интересная работа — превратить каждый (или один из выбранных) предмет в не­существующее животное. Ты можешь придумывать и вооб­ражать все что угодно. Дорисуй или измени эти предметы на картинке так, чтобы они превратились в невиданных живот­ных, которых не существует в природе, которых нет ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Когда ребенок закончит рисовать, попросите его приду­мать животным названия и рассказать об образе жизни одно­го из них. Можно задавать дополнительные вопросы о месте обитания, питании, врагах и друзьях, любимых занятиях.

 

Зверь из бумаги

Материалы. Газеты, краски.

Инструкция ребенку. «Необычное животное можно не только нарисовать, но и сконструировать из любых мате­риалов. Например, из газеты. Давай попробуем создать та­ких животных. Интересно, что у нас получится. Газету мож­но мять, рвать, сворачивать в трубочку или в конвертик. Как тебе захочется... А когда животное будет готово, его Можно раскрасить в любые цвета по желанию».

Завершение и итог. «Как зовут твое животное? А моего звать... (имя). Какое интересное получилось животное. А где оно живет? И самое главное, какое оно? Злое или доброе? Ве­селое или грустное? Сильное или беззащитное? Проговорим это от имени "я": "Я... (имя зверя)". "Я... (прилагательные)"».

Эффект. Упражнение позволяет активизировать твор­ческое мышление, воображение и фантазию, развивает мо­торику рук.

 

 

Чудище несусветное

Содержание и задачи. В этой игре животное создается всем телом. И ребенок, и взрослый поочередно изображают движения, звуки, мимику, свойственные чудищу, и при­думывают ему имя. Когда один показывает свое животное, наблюдающий копирует движения и звуки, определяет ха­рактер получившегося зверя (злой, добрый, резкий, агрес­сивный, мягкий, нежный, странный и т. д.).

Другой интересный вариант: ребенок «лепит» образ зверя из родителя, используя разнообразные предметы, ткани, одежду, одеяла. И т. п.

Упражнение развивает воображение ребенка, позволя­ет сбросить любые ограничения в творчестве и получить удовольствие от процесса.

Инструкция ребенку. «Теперь мы создадим чудище невообразимое прямо из своего тела. Если хочешь, можем сразу сделать двух чудищ. Для этого можно брать любые предметы, одежду, ткани... Ууу, какое ты интересное чу­дище. А как тебя звать? Как ты передвигаешься? Покажи, а я повторю. Как ты разговариваешь? Какой у тебя голос?

Помнишь сказку "Аленький цветочек"? Там было страшное-страшное с виду чудище. И голос у него тоже был очень страшный. И когда оно кричало на купца за то, что тот сорвал цветочек аленький, то его голос гремел словно гром. Давай я немного побуду купцом, а ты чудищем из сказки. Покричи на меня страшным и низким голосом: "Что ты наделал"! Взрослый имитирует страх и смирение. После нескольких попыток партнеры меняются ролями». Завершение игры. «Помнишь, как в сказке чудище превратилось в прекрасного принца? Потому что дочь ку­печеская полюбила его, некрасивого и страшного, всей ду­шою, всем сердцем. Попробуем и мы с тобой превратиться из чудищ в прекрасных и красивых принцев (принцесс)». Страшное «чудище» ложится на пол и закрывает глаза. Задача партнеранежными легкими прикосновениями помочь телу расслабиться. «Чудище» постепенно раскры­вается, расслабляется, «растекается» по полу. По мере расслабления происходит процесс трансформации, преоб­ражения «чудища» в прекрасное существо (принца, прин­цессу, человека).

 

Коркочидил на поводке

Содержание и задачи. Эта игра родилась в результате одного сновидения, в котором я училась преодолевать стра­хи. В своем сне я водила крокодилов на поводке.

В данной игре предлагается придумать невиданное жи­вотное, которое будет помощником и защитником. Это игра-медитация. То есть все действия будут производиться мыслен­но. Но эффект может быть достаточно сильный. Мысленный образ могучего и смелого, а вдобавок ручного животного по­дарит чувство надежности, защищенности и храбрости.

Инструкция ребенку. «Тебе хотелось бы иметь рядом собою могучего и сильного защитника? Да? Тогда придумай такое животное. Каких оно будет размеров? Какой формы? Цвета? Опиши подробнее... И назови его каким-нибудь име­нем. Теперь погуляй с ним по парку, например. Пусть наша квартира превратится в парк. Веди свое животное на повод­ке или просто ощущай, как оно двигается рядом. Оно твой защитник и помощник в любых ситуациях. Как ты чувству­ешь себя рядом с ним?.. Хорошо... Заботься о нем, погово­ри с ним. Представь, что оно впервые на Земле и многого не знает. Покажи ему в нашем парке озеро, объясни, что это такое. Покажи деревья, траву, собак, кошек, людей. Объяс­ни, что это за существа. Спроси, готово ли оно помогать тебе в те трудные минуты жизни, когда появляется страх? И услышь его положительный ответ».

 

Маленький зверек

Игра К. Фопеля

Описание. В этом упражнении ребенок взаимодейству­ет с маленькой губкой.

Он учится вовремя останавливать движение, исполь­зуя руки, ноги и другие части тела.

Взрослому предлагается говорить вкрадчивым и таин­ственным голосом, чтобы подчеркнуть, что обращаться с губками-зверьками надо очень осторожно.

Материалы. Маленькая губка.

Инструкция ребенку. «Возьми губку, сядь на пол и сни­ми обувь. Поставь губку на пол так, чтобы она была высо­кой (на короткую сторону). Представь, что губка — это ма­ленький зверек, который упадет от страха, если ты не будешь осторожным.

А ну-ка, сумеешь ли ты одним пальцем коснуться губ­ки так мягко, что она не упадет? Попробуй коснуться пальцем другой руки. Хорошо у тебя получается. А теперь кос­нись губки пальцами ног...

А сумеешь ли ты коснуться губки пальцами другой ноги так, чтобы она не упала?

...локтем?

...локтем другой руки?

...коленом?

...коленом другой ноги?

...кончиком носа?

А чем еще ты можешь коснуться губки так, чтобы она не упала?

Я думаю, твой маленький зверек очень рад, что ты с ним так нежно поиграл... А ты как думаешь?»

 

Сказка о звере невиданном и неслыханном

Содержание. Поскольку «День несуществующего жи­вотного» есть одно волшебное превращение, то мы пропус­каем аналогичный раздел и сразу перейдем к сказке. Се­годня предлагается сочинить совместную сказку.

Спросите ребенка, где он хочет поселить своего неви­данного зверя: под землей, в воде, в пещере, в лесу, в пус­тыне? Пусть ребенок начнет сказку. А далее развернется совместное творчество. Одно предложение произносит ре­бенок, другое взрослый. Следующее — вновь ребенок, и опять — взрослый.

 

Итоги дня

• Запишите плоды вашего совместного творчества.

• Подведите итоги дня, отметив самые удачные пре­вращение и фантазии, самые интересные находки и открытия. Похвалите малыша.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.032 с.)