Состояния акулы в человеческой душе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояния акулы в человеческой душе



Образ зубастой акулы прочно связан у большинства людей с агрессией и опасностью. Благодаря массовой куль­туре и кинофильмам человеческое сознание стало связывать акулу со свирепой кровожадностью, беспощадностью и же­стокостью.

Поскольку агрессия и страх — две стороны одной м^да-ли, то образ акулы может символизировать бессознательный скрытый страх. И один из способов преодоления страха -перевоплотиться в акулу, извлечь из собственных глубин коварство, злобность, свирепость, поиграть с этими состоя­ниями. Образ акулы придаст уверенность и решительность слабым и робким.

«Я акула. Я свирепая... я быстрая... я безжалостная.., я мощная... я зубастая... я крупная...»

Проговорили? Добавили свои слова? Что почувствова­ли? Как отозвалось тело?

 

РАКУШКА МОЛЛЮСК

 

«Коралловое море» (Н. И. Сладкое)

Среди коралловых рифов живет огромная раковинатридакна. Весом она бывает в полтонны. Местные жители называют ее убийцей: она будто бы защемляет своими створками, как капканом, руки и ноги неосторожных ныряль­щиков и топит их под водой. Один подводник решил праве рить рассказы туземцев. Он взял с собой под воду ногу чело­века, сделанную из гипса, и сунул ее между створок тридакны. Раздался хлопок, створки сомкнулись и стиснули ногу. Более получаса подводник пытался вытащить ногу, но чем сильнее он ее выкручивал и дергал, тем крепче сжимала ее тридакна. Наконец подводник сдался: тридакна так крепко сжимала ногу, что края раковины вдавились в гипс!

 

«На лунной дорожке» (Н. И. Сладкое)

Хорошо плыть ночью по лунной дорожке!

Справа и слева от тебя черная стена, а впереди дорож­ка золотаяпрямо на луну. Плывешь и бросаешь в темноту полные пригоршни лунного золота. Если голову окунуть и по­смотреть под воду, то и на дне увидишь светлую тропинку. Неясные тени движутся по ней: кто-то ходит по лунной тро­пе. Чьи-то извилистые следы-бороздки пересекают ее.

Я плыл и напряженно вглядывался в диковинный извилис­тый след. Лунный след, как блестящие чешуйки рыб, искрясь, оседал на дно. Дно слабо светилось. В конце следа я увидел большую, похожую на гигантское семечко подсолнуха, чер­ную раковину. Это она пробороздила песок. Раковина была старая, вся испещренная темными годовыми полосками; сколько на раковине полосок, столько раковине и лет. Каж­дая полоскакак морщинка. Створки у раковины приоткры­ты, и в щель, будто сквозь черные губы, высунулся белый язык. Нет, раковина не дразнилась, она прислушивалась. Я-то знал, что в белом «языке» моллюска скрыт орган слуха. Но язык не ухо, и даже не язык, а нога; с помощью его раковина пере­двигается. Ногой идет, ногой и слушает!

Очень смешное животное: тело есть, нога есть, сердце есть, даже рот есть, а вот головы нету! Ученые раньше так

и называли ихсемейство безголовых. Не очень-то хоро­шее название, мне по душе другое: жемчужницы. Так называ­ют их рыбаки. За то, что внутри этих раковин часто нахо­дят настоящий жемчуг.

Речная жемчужина похожа на капельку ртути. Или на пузырек воздуха: вся она светится и переливается. Рыбаки говорят, что в лунные ночи, когда жемчужница приоткрыва­ет створки, туда проникает капелька лунного света, из него-то и вырастает жемчуг.

Это так и не так.

Действительно, что-то проникает в раковину, и дей­ствительно, вокруг этого «чего-то» нарастает жемчужа-на. Но только это не капля лунного света, а... простая пес­чинка.

Ловцы нашего пресноводного жемчуга подсчитали, что только одна жемчужина приходится на тысячу раковин. Так что одну раковину мне не стоило и проверять.

Но мне повезло. Я проверил и сразу же нашел жемчужину.

 

Состояния ракушки в человеческой душе

Нежный мягкотелый моллюск живет в ракушке, яв­ляющейся для него своеобразным домом. В этом смысле он может символизировать закрытость или открытость, защи­щенность или беззащитность, в зависимости от того, откры­ты створки раковины или закрыты.

Нежнейшее тело моллюска ассоциируется с женствен­ностью и сексуальностью.

Раковины моллюсков бывают очень красивы, как и жемчужины, вырастающие в их теле из песчинки. Поэто­му моллюск-ракушка может служить знаком, помогающим обратить внимание на прекрасные, излучающие сияние грани души. «Я ракушка... я восхитительная... я ранимая... я не­жная... я открытая и доверяющая...» Что чувствуете?

«Я черепаха. Я мудрая... я осторожная... я хорошо за­щищенная... я медлительная... я спокойная...» Как отозвалось тело на сказанные слова?

 

ЧЕРЕПАХА

 

«Красное море» (Н. И. Сладкое)

У подводников Красного моря есть развлечениеката­ние на черепахе. Подкравшись к спящей на воде черепахе, подводник хватает ее за края панциря. Морская черепаха -большая черепаха. Передние лапы у нее как широкие весла. Она то ныряет на дно, то взмывает к «небу»,все фигуры высшего пилотажа! Вместе с ней делает мертвые петли и перевороты наездник-подводник.

 

Состояния черепахи в человеческой душе

Черепаха — древнейшее животное, дошедшее до наших дней с минимальными изменениями во внешности и, веро­ятно, в своей сути. В этом смысле черепаха может считать­ся своеобразным хранителем древних знаний и символизи­ровать мудрость. А также неизменность и постоянство.

Благодаря мощному, прочному панцирю черепаха при малейшей опасности имеет возможность спрятать под его защиту уязвимые лапы и голову. Поэтому в психическом мире образ черепахи может указывать на чрезмерную осто­рожность, убегание от опасностей и разрешения проблем, закрытое выжидательное состояние души.

И бесспорно, для всех черепаха являет собою символ медлительности и неторопливого, но неизменного движе­ния к собственной цели.

 

ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ

Игры и упражнения

Рассмотри рисунок

«Рассмотри картину "Море". Кого из морских обита­телей ты видишь? Какими они тебе кажутся? Расскажи о каждом. А потом я прочитаю тебе несколько интересных рассказов о морских животных». (В процессе разговора взрослый помогает ребенку вопросами, обращая внимание как на внешний облик животных, так и на их характер­ные проявления и особенности.)

 

Берег моря

Материал. Большой платок или отрезок ткани голубо­го (синего) цвета.

Инструкция ребенку. «Я расстилаю на полу голубой платок. Он будет у нас морем. А ты будешь берегом. Ложись на животик рядом с морем, и я буду рисовать на твоей спи­не все, что увижу вокруг. Вот лежат камешки (взрослый аккуратно нажимает сложенными в горсть пальцами на разные участки тела). А это песочек (прикосновения от­дельными пальцами). Его много-много... На берег набега­ют волны... Одна за другой... одна за другой... (волнообраз­ные движения пальцами). Сейчас я нарисую дерево, а ты Попробуй догадаться какое. А вот солнышко... А над морем летают чайки... Вот такие...

Понравилось тебе быть берегом? Попробуй теперь быть художником. А я стану берегом».

Эффект. Это нежное и красивое упражнение развивает тактильные ощущения, создает условия для расслабления и глубокого внутреннего контакта взрослого и ребенка.

Дыхание моря

Инструкция ребенку. «Ты слышал когда-нибудь, как шумит море? Вода с шумом накатывает на берег и откаты­вается назад, шурша по песку или камешкам. Встанем на колени, а затем сядем на пяточки. Руки спокойно свисают вдоль тела. На вдохе мы будем мягко и плавно поднимать вверх руки, слегка наклоняясь вперед. Вот так (взрослый показывает). Это волна накатывает на берег. На выдохе мы медленно опускаем руки, отклоняемся слегка назад и дли­тельно произносим звук: "Ш-ш-ш-ш-ш..." Это волна отка­тилась в море».

Эффект. Упражнение выполняется в спокойном, замед­ленном ритме и способствует успокоению нервной систе­мы — погружению в состояние покоя и расслабленности. Кроме того, ребенок учится согласовывать ритмичное дыха­ние с движениями тела. Можно включить соответствующую музыку.

Рыбка

Упражнение Розы Деметр

Инструкция ребенку. «Представь, что ты маленькая рыбка. Ляг на животик, руки вытяни вперед, а ноги соеди­ни вместе и выпрями. Теперь подними руки и ноги вверх, а затем опусти. Я покажу тебе (взрослый показывает). По­лучилось? Замечательно. А сейчас мы будем взмахивать как

можно выше ногами и перекатываться от головы к ногам и обратно словно выпрыгнувшая из воды рыба.

Завершение и итог. «Полежи немного на полу и при­слушайся к телу. Понравилось твоему телу это упражнение? Что показалось трудным?»

Эффект. Упражнение тренирует мышцы спины, ног и плечевого пояса.

Золотая рыбка

Модификация игры К. Фопеля «Рыбацкая сеть»

Содержание и задачи. Ребенок и взрослый пробуют хва­тать пальцами ног полотенце и в то же время медленно идти. Задача игры — вызвать тактильные ощущения пальцев ног.

Материалы. Тонкое полотенце средних размеров на каждого участника игры.

Инструкция ребенку. «Расстели на полу перед собой полотенце и босиком стань на один уголок. Ухвати его паль­цами ног и постарайся немного скатать. Представь, что по­лотенце — это рыбацкая сеть, в которую попала золотая рыбка. Медленно отходи назад и тащи за собою сеть. Хоро­шо у тебя получается. Возьми воображаемую золотую рыб­ку и шепни ей на ушко свое заветное желание. А теперь от­пусти ее в море».

Разговор дельфинов

Содержание и задачи. Перед играющими стоит задача поговорить друг с другом при помощи свиста, писков, ще­бетания, скрежета и других звуков. Осмысленные слова не Употребляются. О чем говорить? Можно рассказать корот­кий эпизод из жизни, мультфильма или книги. Можно о чем-нибудь попросить или предложить свершить какие-то действия. Призовите на помощь воображение.

Игра позволяет раскрепоститься и получить удоволь­ствие от нестандартного общения. Детям обычно нравится язык чистых эмоций, без участия разума.

Инструкция ребенку. «Мы с тобой два дельфина, кото­рые прекрасно понимают друг друга без слов. Сейчас я по­пробую что-нибудь рассказать на своем дельфиньем языке. А ты спрашивай и дополняй мою речь своими дельфиньи­ми звуками».

 

Ракушка

Материалы. Бусина жемчужного цвета и спокойная красивая мелодия.

Инструкция ребенку. «Я хочу поиграть с тобой в очень красивую игру. Ты ведь знаешь, что внутри некоторых мор­ских ракушек находят жемчужины — вот такие, как эта (взрослый показывает жемчужного цвета бусину). Ракуш­ки осторожны и боязливы, так как имеют очень мягкое ра­нимое тело. Поэтому при малейшей опасности они крепко-накрепко соединяют створки раковины. И приоткрывают их, только если вновь становится безопасно.

Представь, что ты ракушка. Возьми в ладонь жемчу­жину и танцуй с нею, пока звучит музыка и нет никаких других звуков. Но стоит тебе услышать посторонний звук, ты сразу падаешь на пол, сжимаешься всем телом и крепко зажимаешь в ладони жемчужину. Когда посторонний звук исчезнет, ты сможешь постепенно расслабить тело и раз­жать кулачок, позволяя жемчужине выкатиться... Медлен­но-медленно распрямляешь руки и ноги и продолжаешь танцевать, сидя или стоя. До очередного постороннего звука».

Взрослый создает шумы, скрипы, звяки, трески с помощью различных предметов.

Эффект. Эта красивая игра тренирует слуховое внима­ние. Она также создает условия для гибкого переключения с активной деятельности на пассивную, с напряжения на расслабленность. И наоборот.

 

Акула

Инструкция ребенку. «Посмотри на акулу. Какой она тебе кажется?

Поиграем в акул? Заведи руки за спину и вложи одну ладонь в другую. Представь, что у тебя удлиненная, вытя­нутая вперед голова. Немного наклонись вперед и вытяни голову. Теперь оскаль зубы и приоткрой свою акулью пасть. О как страшно! Сейчас я тоже стану акулой. Мы будем пла­вать по нашему морю-комнате и заглатывать то, что нам особенно понравится. При этом надо округлить свои аку­льи глаза, широко открыть пасть и, заглотнув что-то, щел­кнуть зубами. Акула — очень хищная рыба. Она высмат­ривает добычу, резко поворачивая голову то в одну сторону, то в другую. Покажи, как ты будешь это делать. Молодец, отлично! А теперь вместе... Поплыли по своим акульим де­лам...»

Завершение и итог. «Теперь ласково погладим нашу акулью мордочку... наш акулий лоб... брови... щеки... нос... кожу под носом... подбородок... Чтобы хищная акулья мор-Да расслабилась, стала мягкой, доброй и превратилась в лицо... Нади и Пети (назвать свои имена). Теперь я похо-ж(а) на твоего папу (маму)? И ты похож на... (имя ребенка).

Мне интересно, что заглотнула твоя акула? Моя прогло­тила книгу, торшер, кофточку и диванную подушку. А твоя?

А тебе было страшно видеть меня акулой?»

 

Прозрачный танец медуз

Материалы. Газовые платки по числу участников, спо­койная красивая музыка.

Инструкция ребенку. «Медузы так же красивы, легки и прозрачны, как эти газовые платки. Давай с тобой потан­цуем под красивую музыку и поиграем с нашими нежны­ми и податливыми медузами-платками. Мы подбросим ме­дузу вверх и понаблюдаем, как она плавно оседает. Вот так... Сделаем это несколько раз. Теперь набросим платок на го­лову и покачаем ею из стороны в сторону, будто медуза ка­чается на волнах... Замечательно... И еще потанцуем, пере­брасывая медузу из одной руки в другую и наблюдая за ее мягкими, плавными и текучими движениями. И наши тела двигаются так же нежно и пластично, как тело медузы».

Завершение и итог. «Полежим немного на полу рядом со своей медузой и послушаем, как чувствует себя тело, как стучит сердечко... Тихо-тихо послушаем свое дыхание...»

Эффект. Танец медузы чудесно расслабляет, концент­рирует внимание на мягких и пластичных движениях тела, развивает способность тонко и артистично взаимодейство­вать с предметами.

 

Домик на спине

Игра К. Фопеля

Содержание и задачи. Обычно дети любят черепах, осо­бенно их способность прятаться в домики, которые они но­сят на спинках. В этой игре ребенок и взрослый должны удер­живать на спинах подушки, символизирующие панцири.

Кроме того, во второй части игры ребенок должен про­явить творчество и попытаться каким-нибудь необычным способом поместить подушку на спину взрослому.

Материалы. Подушки по числу участников.

Инструкция ребенку. «Возьми себе подушку и пред­ставь, что ты — черепаха. Встань на четвереньки, и я поло­жу на твою спину подушку, которая будет твоим панцирем.

Теперь ползай по комнате, как черепаха. Старайся де­лать это так, чтобы панцирь не упал. Если же он все-таки упадет, я подниму его и снова положу тебе на спину.

Теперь черепахой буду я, но черепахой быстрой. Если панцирь будет падать, ты должен возвращать его мне на спину. Ползайте по комнате и время от времени теряй­те свою подушку.

А можешь ли ты положить мне на спину панцирь не руками, а как-то по-другому? Например, ногами? А может быть, еще как-нибудь?»

 

Волшебные превращения

«Пофантазируем? Придумаем что-нибудь такое, чего не может случиться с морскими обитателями в реальнос­ти, но может случиться в сказке.

• Например, акула покинула море и стала жить на суше. Она построила себе дом. Как изменится акула, если это с нею случится? Как будет выглядеть ее дом?

• А если представить, что панцирь черепахи — это своеобразный экран, на котором появляются раз­ные картины. С помощью этих картин черепаха "разговаривает" с теми, кто к ней обращается. Ей можно задать любой вопрос и получить ответ в виде рисунка. Например, я задаю ей такой вопрос: "Ска­жите мне, уважаемая черепаха, как будут жить люди через триста лет?"... Давай посмотрим на пан­цирь-картину и "прочитаем" ответ. Что ты видишь?... А я увидел...

 

• Однажды, когда я плавал в Черном море, я нашел удивительную ракушку-жемчужницу. В ней была не одна жемчужина, как обычно... Эта волшебная ракушка могла выдавать много-много прекрасных жемчужин. Но для этого надо, чтобы.... Что для этого нужно, по-твоему?»

Поиграйте аналогичным способом и с другими обита­телями моря.

 

Сказка

«Теперь ты, наверное, готов сочинить морскую сказку? Какое из морских животных ты хочешь сделать главным героем? Попробуй сочинить такую сказку, в которой мор­ское животное может жить и в воде, и на суше. А может, оно вовсе покинет водный мир и переселится, например, в лес?»

 

А что еще?

Создайте оригинальную аппликацию на альбомном листе бумаги или картона, раскрасив его в сине-голубой или зеленоватый цвет. Дно можно сделать из манной крупы. Получится настоящий песочек. Наклейте натуральные мел­кие ракушки и бусинки. Из толстых ниток можно создать водоросли и другие подводные растения. Призовите свою фантазию, которая поможет додумать, из каких материа­лов лучше всего сделать кораллы, рыбок и других обитате­лей моря.

 

Итоги дня

Ну и, как всегда, подведите итоги дня.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.164 (0.054 с.)