Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Состояния акулы в человеческой душеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Образ зубастой акулы прочно связан у большинства людей с агрессией и опасностью. Благодаря массовой культуре и кинофильмам человеческое сознание стало связывать акулу со свирепой кровожадностью, беспощадностью и жестокостью. Поскольку агрессия и страх — две стороны одной м^да-ли, то образ акулы может символизировать бессознательный скрытый страх. И один из способов преодоления страха -перевоплотиться в акулу, извлечь из собственных глубин коварство, злобность, свирепость, поиграть с этими состояниями. Образ акулы придаст уверенность и решительность слабым и робким. «Я акула. Я свирепая... я быстрая... я безжалостная.., я мощная... я зубастая... я крупная...» Проговорили? Добавили свои слова? Что почувствовали? Как отозвалось тело?
РАКУШКА МОЛЛЮСК
«Коралловое море» (Н. И. Сладкое) Среди коралловых рифов живет огромная раковина — тридакна. Весом она бывает в полтонны. Местные жители называют ее убийцей: она будто бы защемляет своими створками, как капканом, руки и ноги неосторожных ныряльщиков и топит их под водой. Один подводник решил праве рить рассказы туземцев. Он взял с собой под воду ногу человека, сделанную из гипса, и сунул ее между створок тридакны. Раздался хлопок, створки сомкнулись и стиснули ногу. Более получаса подводник пытался вытащить ногу, но чем сильнее он ее выкручивал и дергал, тем крепче сжимала ее тридакна. Наконец подводник сдался: тридакна так крепко сжимала ногу, что края раковины вдавились в гипс!
«На лунной дорожке» (Н. И. Сладкое) Хорошо плыть ночью по лунной дорожке! Справа и слева от тебя черная стена, а впереди дорожка золотая — прямо на луну. Плывешь и бросаешь в темноту полные пригоршни лунного золота. Если голову окунуть и посмотреть под воду, то и на дне увидишь светлую тропинку. Неясные тени движутся по ней: кто-то ходит по лунной тропе. Чьи-то извилистые следы-бороздки пересекают ее. Я плыл и напряженно вглядывался в диковинный извилистый след. Лунный след, как блестящие чешуйки рыб, искрясь, оседал на дно. Дно слабо светилось. В конце следа я увидел большую, похожую на гигантское семечко подсолнуха, черную раковину. Это она пробороздила песок. Раковина была старая, вся испещренная темными годовыми полосками; сколько на раковине полосок, столько раковине и лет. Каждая полоска — как морщинка. Створки у раковины приоткрыты, и в щель, будто сквозь черные губы, высунулся белый язык. Нет, раковина не дразнилась, она прислушивалась. Я-то знал, что в белом «языке» моллюска скрыт орган слуха. Но язык не ухо, и даже не язык, а нога; с помощью его раковина передвигается. Ногой идет, ногой и слушает! Очень смешное животное: тело есть, нога есть, сердце есть, даже рот есть, а вот головы нету! Ученые раньше так и называли их — семейство безголовых. Не очень-то хорошее название, мне по душе другое: жемчужницы. Так называют их рыбаки. За то, что внутри этих раковин часто находят настоящий жемчуг. Речная жемчужина похожа на капельку ртути. Или на пузырек воздуха: вся она светится и переливается. Рыбаки говорят, что в лунные ночи, когда жемчужница приоткрывает створки, туда проникает капелька лунного света, из него-то и вырастает жемчуг. Это так и не так. Действительно, что-то проникает в раковину, и действительно, вокруг этого «чего-то» нарастает жемчужа-на. Но только это не капля лунного света, а... простая песчинка. Ловцы нашего пресноводного жемчуга подсчитали, что только одна жемчужина приходится на тысячу раковин. Так что одну раковину мне не стоило и проверять. Но мне повезло. Я проверил и сразу же нашел жемчужину.
Состояния ракушки в человеческой душе Нежный мягкотелый моллюск живет в ракушке, являющейся для него своеобразным домом. В этом смысле он может символизировать закрытость или открытость, защищенность или беззащитность, в зависимости от того, открыты створки раковины или закрыты. Нежнейшее тело моллюска ассоциируется с женственностью и сексуальностью. Раковины моллюсков бывают очень красивы, как и жемчужины, вырастающие в их теле из песчинки. Поэтому моллюск-ракушка может служить знаком, помогающим обратить внимание на прекрасные, излучающие сияние грани души. «Я ракушка... я восхитительная... я ранимая... я нежная... я открытая и доверяющая...» Что чувствуете? «Я черепаха. Я мудрая... я осторожная... я хорошо защищенная... я медлительная... я спокойная...» Как отозвалось тело на сказанные слова?
ЧЕРЕПАХА
«Красное море» (Н. И. Сладкое) У подводников Красного моря есть развлечение — катание на черепахе. Подкравшись к спящей на воде черепахе, подводник хватает ее за края панциря. Морская черепаха -большая черепаха. Передние лапы у нее как широкие весла. Она то ныряет на дно, то взмывает к «небу», — все фигуры высшего пилотажа! Вместе с ней делает мертвые петли и перевороты наездник-подводник.
Состояния черепахи в человеческой душе Черепаха — древнейшее животное, дошедшее до наших дней с минимальными изменениями во внешности и, вероятно, в своей сути. В этом смысле черепаха может считаться своеобразным хранителем древних знаний и символизировать мудрость. А также неизменность и постоянство. Благодаря мощному, прочному панцирю черепаха при малейшей опасности имеет возможность спрятать под его защиту уязвимые лапы и голову. Поэтому в психическом мире образ черепахи может указывать на чрезмерную осторожность, убегание от опасностей и разрешения проблем, закрытое выжидательное состояние души. И бесспорно, для всех черепаха являет собою символ медлительности и неторопливого, но неизменного движения к собственной цели.
ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ Игры и упражнения Рассмотри рисунок «Рассмотри картину "Море". Кого из морских обитателей ты видишь? Какими они тебе кажутся? Расскажи о каждом. А потом я прочитаю тебе несколько интересных рассказов о морских животных». (В процессе разговора взрослый помогает ребенку вопросами, обращая внимание как на внешний облик животных, так и на их характерные проявления и особенности.)
Берег моря Материал. Большой платок или отрезок ткани голубого (синего) цвета. Инструкция ребенку. «Я расстилаю на полу голубой платок. Он будет у нас морем. А ты будешь берегом. Ложись на животик рядом с морем, и я буду рисовать на твоей спине все, что увижу вокруг. Вот лежат камешки (взрослый аккуратно нажимает сложенными в горсть пальцами на разные участки тела). А это песочек (прикосновения отдельными пальцами). Его много-много... На берег набегают волны... Одна за другой... одна за другой... (волнообразные движения пальцами). Сейчас я нарисую дерево, а ты Попробуй догадаться какое. А вот солнышко... А над морем летают чайки... Вот такие... Понравилось тебе быть берегом? Попробуй теперь быть художником. А я стану берегом». Эффект. Это нежное и красивое упражнение развивает тактильные ощущения, создает условия для расслабления и глубокого внутреннего контакта взрослого и ребенка. Дыхание моря Инструкция ребенку. «Ты слышал когда-нибудь, как шумит море? Вода с шумом накатывает на берег и откатывается назад, шурша по песку или камешкам. Встанем на колени, а затем сядем на пяточки. Руки спокойно свисают вдоль тела. На вдохе мы будем мягко и плавно поднимать вверх руки, слегка наклоняясь вперед. Вот так (взрослый показывает). Это волна накатывает на берег. На выдохе мы медленно опускаем руки, отклоняемся слегка назад и длительно произносим звук: "Ш-ш-ш-ш-ш..." Это волна откатилась в море». Эффект. Упражнение выполняется в спокойном, замедленном ритме и способствует успокоению нервной системы — погружению в состояние покоя и расслабленности. Кроме того, ребенок учится согласовывать ритмичное дыхание с движениями тела. Можно включить соответствующую музыку. Рыбка Упражнение Розы Деметр Инструкция ребенку. «Представь, что ты маленькая рыбка. Ляг на животик, руки вытяни вперед, а ноги соедини вместе и выпрями. Теперь подними руки и ноги вверх, а затем опусти. Я покажу тебе (взрослый показывает). Получилось? Замечательно. А сейчас мы будем взмахивать как можно выше ногами и перекатываться от головы к ногам и обратно словно выпрыгнувшая из воды рыба. Завершение и итог. «Полежи немного на полу и прислушайся к телу. Понравилось твоему телу это упражнение? Что показалось трудным?» Эффект. Упражнение тренирует мышцы спины, ног и плечевого пояса. Золотая рыбка Модификация игры К. Фопеля «Рыбацкая сеть» Содержание и задачи. Ребенок и взрослый пробуют хватать пальцами ног полотенце и в то же время медленно идти. Задача игры — вызвать тактильные ощущения пальцев ног. Материалы. Тонкое полотенце средних размеров на каждого участника игры. Инструкция ребенку. «Расстели на полу перед собой полотенце и босиком стань на один уголок. Ухвати его пальцами ног и постарайся немного скатать. Представь, что полотенце — это рыбацкая сеть, в которую попала золотая рыбка. Медленно отходи назад и тащи за собою сеть. Хорошо у тебя получается. Возьми воображаемую золотую рыбку и шепни ей на ушко свое заветное желание. А теперь отпусти ее в море». Разговор дельфинов Содержание и задачи. Перед играющими стоит задача поговорить друг с другом при помощи свиста, писков, щебетания, скрежета и других звуков. Осмысленные слова не Употребляются. О чем говорить? Можно рассказать короткий эпизод из жизни, мультфильма или книги. Можно о чем-нибудь попросить или предложить свершить какие-то действия. Призовите на помощь воображение. Игра позволяет раскрепоститься и получить удовольствие от нестандартного общения. Детям обычно нравится язык чистых эмоций, без участия разума. Инструкция ребенку. «Мы с тобой два дельфина, которые прекрасно понимают друг друга без слов. Сейчас я попробую что-нибудь рассказать на своем дельфиньем языке. А ты спрашивай и дополняй мою речь своими дельфиньими звуками».
Ракушка Материалы. Бусина жемчужного цвета и спокойная красивая мелодия. Инструкция ребенку. «Я хочу поиграть с тобой в очень красивую игру. Ты ведь знаешь, что внутри некоторых морских ракушек находят жемчужины — вот такие, как эта (взрослый показывает жемчужного цвета бусину). Ракушки осторожны и боязливы, так как имеют очень мягкое ранимое тело. Поэтому при малейшей опасности они крепко-накрепко соединяют створки раковины. И приоткрывают их, только если вновь становится безопасно. Представь, что ты ракушка. Возьми в ладонь жемчужину и танцуй с нею, пока звучит музыка и нет никаких других звуков. Но стоит тебе услышать посторонний звук, ты сразу падаешь на пол, сжимаешься всем телом и крепко зажимаешь в ладони жемчужину. Когда посторонний звук исчезнет, ты сможешь постепенно расслабить тело и разжать кулачок, позволяя жемчужине выкатиться... Медленно-медленно распрямляешь руки и ноги и продолжаешь танцевать, сидя или стоя. До очередного постороннего звука». Взрослый создает шумы, скрипы, звяки, трески с помощью различных предметов. Эффект. Эта красивая игра тренирует слуховое внимание. Она также создает условия для гибкого переключения с активной деятельности на пассивную, с напряжения на расслабленность. И наоборот.
Акула Инструкция ребенку. «Посмотри на акулу. Какой она тебе кажется? Поиграем в акул? Заведи руки за спину и вложи одну ладонь в другую. Представь, что у тебя удлиненная, вытянутая вперед голова. Немного наклонись вперед и вытяни голову. Теперь оскаль зубы и приоткрой свою акулью пасть. О как страшно! Сейчас я тоже стану акулой. Мы будем плавать по нашему морю-комнате и заглатывать то, что нам особенно понравится. При этом надо округлить свои акульи глаза, широко открыть пасть и, заглотнув что-то, щелкнуть зубами. Акула — очень хищная рыба. Она высматривает добычу, резко поворачивая голову то в одну сторону, то в другую. Покажи, как ты будешь это делать. Молодец, отлично! А теперь вместе... Поплыли по своим акульим делам...» Завершение и итог. «Теперь ласково погладим нашу акулью мордочку... наш акулий лоб... брови... щеки... нос... кожу под носом... подбородок... Чтобы хищная акулья мор-Да расслабилась, стала мягкой, доброй и превратилась в лицо... Нади и Пети (назвать свои имена). Теперь я похо-ж(а) на твоего папу (маму)? И ты похож на... (имя ребенка). Мне интересно, что заглотнула твоя акула? Моя проглотила книгу, торшер, кофточку и диванную подушку. А твоя? А тебе было страшно видеть меня акулой?»
Прозрачный танец медуз Материалы. Газовые платки по числу участников, спокойная красивая музыка. Инструкция ребенку. «Медузы так же красивы, легки и прозрачны, как эти газовые платки. Давай с тобой потанцуем под красивую музыку и поиграем с нашими нежными и податливыми медузами-платками. Мы подбросим медузу вверх и понаблюдаем, как она плавно оседает. Вот так... Сделаем это несколько раз. Теперь набросим платок на голову и покачаем ею из стороны в сторону, будто медуза качается на волнах... Замечательно... И еще потанцуем, перебрасывая медузу из одной руки в другую и наблюдая за ее мягкими, плавными и текучими движениями. И наши тела двигаются так же нежно и пластично, как тело медузы». Завершение и итог. «Полежим немного на полу рядом со своей медузой и послушаем, как чувствует себя тело, как стучит сердечко... Тихо-тихо послушаем свое дыхание...» Эффект. Танец медузы чудесно расслабляет, концентрирует внимание на мягких и пластичных движениях тела, развивает способность тонко и артистично взаимодействовать с предметами.
Домик на спине Игра К. Фопеля Содержание и задачи. Обычно дети любят черепах, особенно их способность прятаться в домики, которые они носят на спинках. В этой игре ребенок и взрослый должны удерживать на спинах подушки, символизирующие панцири. Кроме того, во второй части игры ребенок должен проявить творчество и попытаться каким-нибудь необычным способом поместить подушку на спину взрослому. Материалы. Подушки по числу участников. Инструкция ребенку. «Возьми себе подушку и представь, что ты — черепаха. Встань на четвереньки, и я положу на твою спину подушку, которая будет твоим панцирем. Теперь ползай по комнате, как черепаха. Старайся делать это так, чтобы панцирь не упал. Если же он все-таки упадет, я подниму его и снова положу тебе на спину. Теперь черепахой буду я, но черепахой быстрой. Если панцирь будет падать, ты должен возвращать его мне на спину. Ползайте по комнате и время от времени теряйте свою подушку. А можешь ли ты положить мне на спину панцирь не руками, а как-то по-другому? Например, ногами? А может быть, еще как-нибудь?»
Волшебные превращения «Пофантазируем? Придумаем что-нибудь такое, чего не может случиться с морскими обитателями в реальности, но может случиться в сказке. • Например, акула покинула море и стала жить на суше. Она построила себе дом. Как изменится акула, если это с нею случится? Как будет выглядеть ее дом? • А если представить, что панцирь черепахи — это своеобразный экран, на котором появляются разные картины. С помощью этих картин черепаха "разговаривает" с теми, кто к ней обращается. Ей можно задать любой вопрос и получить ответ в виде рисунка. Например, я задаю ей такой вопрос: "Скажите мне, уважаемая черепаха, как будут жить люди через триста лет?"... Давай посмотрим на панцирь-картину и "прочитаем" ответ. Что ты видишь?... А я увидел...
• Однажды, когда я плавал в Черном море, я нашел удивительную ракушку-жемчужницу. В ней была не одна жемчужина, как обычно... Эта волшебная ракушка могла выдавать много-много прекрасных жемчужин. Но для этого надо, чтобы.... Что для этого нужно, по-твоему?» Поиграйте аналогичным способом и с другими обитателями моря.
Сказка «Теперь ты, наверное, готов сочинить морскую сказку? Какое из морских животных ты хочешь сделать главным героем? Попробуй сочинить такую сказку, в которой морское животное может жить и в воде, и на суше. А может, оно вовсе покинет водный мир и переселится, например, в лес?»
А что еще? Создайте оригинальную аппликацию на альбомном листе бумаги или картона, раскрасив его в сине-голубой или зеленоватый цвет. Дно можно сделать из манной крупы. Получится настоящий песочек. Наклейте натуральные мелкие ракушки и бусинки. Из толстых ниток можно создать водоросли и другие подводные растения. Призовите свою фантазию, которая поможет додумать, из каких материалов лучше всего сделать кораллы, рыбок и других обитателей моря.
Итоги дня Ну и, как всегда, подведите итоги дня.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.86 (0.012 с.) |