Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Одобряю эмоции своего ребенка↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ПРЕДИСЛОВИЕ Я разговариваю по телефону со своей подругой Элей. Она — большая любительница работы с образами. В этой беседе, как и во всех предыдущих, вновь слышу ее осторожно-завлекающий голос: «Ну-у-у... давай посмотрим, на что похожа твоя... усталость. Какой идет образ?» В кого только мы с Элей не перевоплощались: в слона и пантеру; в муравья и осьминога; в грязную лужицу на дворе и пущенную стрелу; в капризного мальчишку и чопорную даму; в рваные клочья непонятной туманности и в тысячи куличиков на берегу моря. Энергия образа, пропущенная через душу и тело, дает нам силы справиться с унынием или усталостью, с раздражительностью или злостью, с равнодушием или черствостью, с критикой или нелюбовью к себе. Я рада возможности поделиться опытом своей работы с образами. Благодарю Леонида Янковского, директора издательства «Речь», за идею игры с использованием образов животных. Потому что попытки сочинить одну игру переросли в создание полноценной книги с множеством игр. И я в очередной раз удивляюсь, как причудливо, но, однако, вряд ли случайно исполняет жизнь наши заказы и желания. Последние месяцы я плотно погрузилась в телесно-ориентированную терапию. Мне интересно наблюдать, какими ощущениями откликается тело на прикосновения других людей, на воображаемые образы, на мысли и чувства. Поэтому создание игр, в которых участвует не только ум, но и тело, оказалось для меня процессом невероятно увлекательным и чрезвычайно полезным. Большинство игр родилось благодаря моему глубокому внутреннему объединению с духом животных. Просто удавалось почувствовать животное, что называется, изнутри. Часть упражнений заимствована (и преобразована) из моих прежних книг, а также из книг других авторов. Особенно я очарована играми Клауса Фопеля. Некоторые игры пришли ко мне даже из сновидений. Как, например, «Объятие питона» или «Коркочидил на поводке». Желаю вам, дорогие читатели, мамы и папы, психологи и педагоги, яркого и свободного творчества в вашей работе с детьми. Пусть игры и упражнения, представленные в книге, сделают ваши совместные с детьми занятия интересными, радостными и неповторимыми! Буду рада получить ваши отклики, рекомендации и полезные советы. А также сказки, которые сочинили вы или ваш ребенок. СИЛА — В ПРОСТОМ ВНИМАНИИ Как-то Ф. Раневская в одном из старых кинофильмов обронила фразу, тотчас ставшую крылатой: «Красота — это страшная сила». Разрешите мне расширить понятие силы. Внимание — тоже страшная сила. И пожалуй, «пострашнее» самой красоты. Все в этом мире существует благодаря вниманию. То, на что мы обращаем внимание, оживает и расцветает, богатеет и наполняется. Внимание — особый психический процесс, отличающийся от прочих непонятной энергоемкостью. Вы просто внимательно выслушиваете другого человека, и в этот момент что-то происходит в пространстве — вам обоим становится хорошо. Ваша собака благодарна и преданно смотрит вам в глаза, получив свою порцию внимания. Растения начинают чахнуть, если ощущают недостаток внимания. Притом невзирая на достаточное количество воды и удобрений. Моя свекровь каждые утро и вечер беседовала с комнатными цветами! И как же великолепно они росли! Внимание — это фактически любовь. Когда мы внимательны к собственному телу, своим чувствам и мыслям -мы дарим себе любовь. Когда мы внимательны к детям, животным, растениям — мы дарим любовь им. Но и в ответ получаем немало. Когда мы способны внимательно и с любовью слушать себя и других, мир начинает открывать свои тайны. Дети, взрослые, растения, звери, птицы, предметы — все охотно делятся в ответ своими способностями и талантами. Направляя внимание на образ животного, мы обретаем те состояния души, которые свойственны облюбованному нами зверю. В гомеопатических дозах, разумеется. Человеку нет необходимости выслеживать, а затем бросаться от голода на бегущую косулю: достаточно зайти в магазин и купить что-нибудь поесть. Но пробудить в себе решительность, силу и отвагу, свойственные тигру, —весьма неплохое приобретение. Внимание — сила двусторонняя. Именно внимание создает условия для обмена энергиями, знаниями, чувствами, состояниями. И для подсознания не столь существенно, на живого зайца вы смотрите или работаете с картиной и мысленным образом. Конечно, с реальным зайцем ощущения будут более богатыми и яркими, но это не значит, что простой мысленный образ ничего не даст. Даст! И достаточно много. Если направить на него свое внимание. Внимание становится поистине огромной силой, когда мы телесно и эмоционально ощущаем связь между собой и другими. Практически это может выглядеть так. Я разговариваю с другом. Мое внимание не улетает целиком в разговор, а равномерно распределяется в пространстве. То есть я слушаю друга, понимаю, что он говорит, какие движения выполняет, и одновременно осознаю свои реакции на его слова. Замечаю, что делает мое тело, как я себя чувствую во время беседы, какие мысли появляются в голове. Например, в данную минуту вы общаетесь со мной через эту книгу. Осознайте: в каком положении ваше тело? Какое чувство вызвали мои слова? Какие ощущения пробудили в теле? Не вздохнули ли вы? Не поменяли ли положение тела? «При чем здесь тело?» — спросите вы. И получите ответ на свой вопрос в следующей главе. ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ТЕЛО Тело — удивительно сложный механизм. Да что там механизм! Целый завод по переработке мыслей, эмоций, всевозможных впечатлений, а также обычной еды и жидкостей. Мы ведать не ведаем, как происходит эта работа. Впрочем, в данном случае это и несущественно. Пока достаточно знать одно: в расслабленном теле любые процессы протекают значительно эффективнее и легче, чем в напряженном. Длительное мышечное напряжение приводит к застою в клетках тела, к накоплению вредных веществ и нарушению всех обменных процессов в тканях тела. Любые заболевания возникают как следствие хронических напряжений. Профилактикой и заболеваний, и эмоциональных отклонений, и любых других неприятных состояний служит простое расслабление. Когда напряжение и расслабление чередуются, это приводит к увеличению психической и физической сил, к уверенности в себе, к телесному удовольствию. Но в реальности так редко встречаешь людей, которые умеют по собственному желанию расслаблять и напрягать мышцы тела. Впрочем, не совсем так. Напрягать — это пожалуйста! Мы все научились мастерски создавать телесные зажимы. А вот естественная способность расслабляться как-то постепенно утратилась. Вспомните кошек. Любых. От хищного тигра и ловкой изящной пантеры до милой домашней кошечки. Как они умеют быть расслабленными! Как умеют буквально растекаться по земле или дивану! Ни одного лишнего зажима! Я включила в эту книгу много телесных упражнений. И взрослому, и ребенку важно научиться любить свое физическое тело и позволять ему напрягаться в момент физических действий или борьбы и расслабляться в любых других ситуациях. Чередование этих состояний, подчеркну еще раз, очень полезно душе и телу! Мягкие легкие прикосновения к телу помогают расстаться со страхами, недоверием и «отпустить» ненужные напряжения. И дети, и недополучившие в детстве родительской любви взрослые горячо нуждаются в нежных прикосновениях, в поглаживаниях и объятиях. Голосовые упражнения, которых немало в книге, тоже помогут высвободить застоявшиеся эмоции. Рычание, тявканье, лай, шипение и другие, свойственные животным звуки, помогают раскрепоститься, снять напряжение, накопившееся в теле и голосовых связках. Вспомните, как часто мы не позволяем себе говорить то, что думаем, и выражать те чувства, которые хочется. Эти невыраженные эмоции и мысли создают зажимы и блоки в теле. Отождествляясь с образом животного, снимая любые голосовые ограничения в играх, мы учимся быть уверенными и свободными, непринужденными и легкими. Тело — необыкновенно чувствительный организм, и чутко реагирует на все вокруг: на зрительные и слуховые раздражители, на свет, на температуру, на вибрации эмоций и чувств других людей. И в главе «Чудо слова "я" мы побеседуем об этом подробнее. ЧУДО СЛОВА «Я» Вы задумывались когда-нибудь над тем, что стоит за словом «я»? Мы говорим: «Я сказал, я сделал, я подумал, я почувствовал...» Мы воспринимаем себя как отдельную целостную изолированную личность. На самом деле мы состоим из множества маленьких «я». В одном большом «я» много мелких «я». И часто-часто эти отдельные «я» внутри одного большого «я» не понимают друг друга и действуют, как герои басни И. Крылова «Лебедь, рак и щука», которые тащат одну повозку одновременно в разные стороны. Настоящее чудо случается, когда удается объединить наши мелкие «я» в одну дружную семью и начать действовать в одном направлении. Семья — это семь «я». Подозреваю, что в человеке даже не семь, а значительно больше разных «я». Но для сотворения «чуда» достаточно объединения всего трех «я». Трех самых значительных «я». Человек, кроме всего прочего, — это тело, чувства и ум. Если, заявляя о чем-то, я употребляю слово «я» и сознаю в этот момент, что я чувствую, что ощущаю в теле и о чем думаю, то я уже целостный! Слово «целостный» ни о чем не говорит? Расшифрую. Целостность — это огромное преимущество. Это умение видеть любую проблему с разных сторон. Это умение видеть выход в трудных ситуациях, даже там, где его не видно. Это способность концентрироваться на лучших и радостных гранях жизни. Это энергетическая наполненность, уверенность в себе и сила. Это открытость пространству любви без страха боли или неудачи! Достаточно? Практически работа со словом «я» в данной книге выглядит так. Присоединяясь к образу любого животного, мы осознаем свое объединение с ним на всех трех уровнях. Лишь в этом случае мы сумеем пополнить свою душу новыми состояниями, теми, что свойственны выбранному нами животному. Пусть, для примера, этим животным будет тигр. Проведем маленький эксперимент. Сначала опишите тигра, словно вы смотрите на него со стороны. Какой он? Запишите свои определения. Наиболее подходят для этой цели прилагательные, хотя в некоторых случаях могут подойти и любые другие части речи. Записали? Теперь представьте, что вы чувствуете себя тигром. Ощутите его образ в себе как можно ярче и от имени «я» еще раз опишите тигра прилагательными. Запишите сказанное на бумагу. Теперь сравните записи. Есть разница? В чем? Уверена, что описание качеств тигра со стороны выглядит не столь убедительно и сочно, как описание его же изнутри от имени «я». Если это не так, значит, вы не позволили себе слиться с образом тигра. Множество раз я удивлялась чудесам преображения! Когда вы говорите простое слово «я», отождествляясь с образом, вы совершенно иначе воспринимаете этот образ. Взгляд со стороны часто провоцирует сделать акцент на внешнем облике рассматриваемого. А взгляд изнутри дает точное описание основной сути, духа, характера образа. В этом и заключается чудо слова «я»! И не только в этом! Перечисляя в себе характерные особенности любого объекта, в данном случае тигра, мы словно заявляем миру, что мы с тигром равны. Что никто из нас не выше и никто не ниже. Человек — такая же частица мира, как тигр, и заяц, и божья коровка, и песчинка на берегу моря. И что-то в глубине души откликается трогательной благодарностью на подобное заявление. Тело начинает реагировать на слова, высказанные от имени «я». Оно может вздохнуть, почесаться, кашлянуть... Мы можем почувствовать грусть, радость, уверенность, безразличие, удивление... Если так и произошло, поздравляю вас! Вы объединили ум, чувства и ощущения, и стали более целостным, чем были до сего момента. Итак, подводя некоторые итоги, еще раз о технологии работы со словом «я». 1. Разрешаем себе слиться с образом, будь то тигр, лиса или медуза. Ощущаем этот образ в себе как можно ярче. Ощущаем свои движения, свой взгляд, свою направленность, свои намерения и желания, находясь в образе. 2. Описываем суть, дух образа вслух от имени «я». Например, если это тигр, то у меня получается такая картина. Я тигр (тигрица). Я сильная, я гибкая... я грациозная... я огненно-яркая... я безжалостная... я хищная... я стремительно бросающаяся... Проговариваем медленно, вслушиваясь в телесные ощущения и чувства, возникающие в процессе перечисления. 3. Осознаём и называем те телесные ощущения, которые удалось отметить. Ими могут быть: зуд, тяжесть, слабость, вздохи, покашливания, вибрации, покалывание, неудобство позы тела, чихание, жжение, тепло, холод. И многие другие ощущения, которые могут появиться в любой зоне тела. Эти ощущения очень важны. Они говорят о том, что вам действительно удалось объединиться с образом и почувствовать в своем теле характеристики, свойственные тому или иному животному. 4. И непременно прислушиваемся к чувствам. Чувства не менее важны, чем ощущения в теле. Как определить чувства? Перечисляю. Это радость, печаль, уныние, жалость, спокойствие, удивление, восхищение, раздражение, страх, разочарование, презрение, отвращение, обида, удовольствие и т. п. Безусловно, задача осознания ощущений и чувств предназначена в большей степени взрослому, чем ребенку. Дети просто еще не успели накопить такое количество зажимов, напряжений и блоков, которые процветают в теле взрослого. И намного более открыты в чувствах. А мы, большие и взрослые, слушая тело, позволяем ему освободиться от многих и многих ограничений и барьеров, накопленных годами, позволяем свободно течь чувствам и можем свободно выражать их.
УЧИМСЯ У ЖИВОТНЫХ Животные наделены многочисленными уникальными способностями. Каждый зверь талантлив по-своему, и каждый может научить человека многим звериным премудростям. Было бы желание учиться, желание входить в прямой контакт с духом животного, с его основной сутью, с сердцевиной его состояний. Начнем урок с понимания того, что между человеком и животными на уровне души (психических состояний) нет разницы. Мы отличаемся от животных внешним видом, физической формой. Но мы переживаем любые состояния, свойственные четвероногим (или безногим), такие, как осторожность, злость, упрямство, радость, игривость, боль, хитрость, ловкость, изменчивость и т. д. и т. п. Проигрывая, проживая, проговаривая от имени «я» разнообразные состояния животных, мы тем самым что-то тонко, но заметно изменяем в нашем физическом теле и в нашей человеческой душе. Объединение с духом животного даже через простое проговаривание от имени «я» освобождает тело и душу от старых напряжений, наполняет его новыми свежими токами. А если еще и поиграть! Подвигаться, позвучать! Пойдем, однако, дальше. У животных, в отличие от человека, необыкновенно острое обоняние, великолепнейший слух и природный дар предчувствия. Многие хищные звери ведут ночной образ жизни, то есть по ночам охотятся, а днем отдыхают. Чем отличается ночь ото дня, ночное восприятие мира от дневного? Ничем и всем одновременно. Деревья не ходят расти в другой лес, камни не перебегают с места на место, ручей все тот же и течет там же. Однако с приходом ночи все меняется кардинально. Во мгле, в полумраке жизнь становится намного тише, острее и тоньше. Ночью мы доверяемся уже не зрению, а слуху, обонянию, осязанию. Мы вслушиваемся в шелесты, скрипы, трески, мы принюхиваемся к запахам, мы ориентируемся на то, что говорят нам пальцы, ощупывая предмет. Нам следует стать немного медитативнее, внимательнее и молчаливее, и тогда наш человеческий слух и человеческое обоняние станут чуть-чуть тоньше и искусней. А вслед за этим мы почувствуем и пробудившиеся интуитивные способности. Игры, представленные в этой книге, помогут войти в состояния разных зверей и перенять у них способность спокойно вслушиваться и молчаливо ощущать пространство вокруг, инстинктивно чувствуя, опасно оно или благожелательно, расположено или закрыто. Животные ведь более расслабленны по сравнению с человеческим существом. Не так ли? Во всяком случае, они не обременены лишними мыслями, оценками, рационализацией, критикой, осуждением... Попробуйте убрать оценку и мысли... И вы сразу почувствуете себя более расслабленными и спокойными. Многие звери впадают на зиму в спячку, другие часто пребывают в состояниях полудремы, то есть долгое время находятся в состояниях глубокой расслабленности. Попробуйте поднять кошку, когда она «растеклась» по ковру. Тяжело? Конечно. Расслабленное тело становится тяжелым и словно распластанным, даже если оно сидит или стоит. Входя в образ тигра, пантеры, ягуара или любых других кошек, мы можем обучиться глубокой мышечной расслабленности. Животные чувствуют мир тоньше и глубже, чем человек. Они ощущают ритмы и циклы природы, они естественно вписываются в эти ритмы и инстинктивно согласовывают собственные действия с природными и погодными условиями. Они умеют часами выжидать и выслеживать, отступать или уходить в сторонку. Многим животным присущи терпение, выдержка, настойчивость и гибкость — качества, стоящие того, чтобы развить их в себе. «А как же хищные звери, — спросите вы. — С их коварством, злобностью, кровожадностью и безжалостностью? Чему можно научиться у них?» Очень многому. Прежде всего, именно им, хищникам, свойственны терпение, выдержка, гибкость и находчивость. Добыча бегающей и прыгающей еды — непростая задача. Это не листочек с дерева зажевать. И неслучайно именно хищники обладают физической силой, мощным напором, быстротой движений и безжалостностью. Разве современный человек, по большей части изнеженный и слабый, не нуждается в силе, ловкости, гибкости и безжалостности? Умение отстоять себя в трудной жизненной ситуации, достичь желанной цели или выработать новые привычки, может быть, избавиться от ненужных привязанностей — все это требует энергии, храбрости, мужества, стойкости и других чудесных качеств, которыми природа наградила диких зверей. И наконец, последнее. Встаньте на четвереньки прямо сейчас и почувствуйте, насколько устойчивее вы стали. Животные, в отличие от человека, гораздо ближе к земле и куда более устойчивы. Маленький ребенок начинает самостоятельное шествие по жизни тоже с ходьбы на четырех конечностях. Проигрывая, проживая образы животных всем своим телом, включая ползание на животе и передвижение на четвереньках, мы можем ощутить, что такое заземленность, испытать чувство надежности и устойчивости. СЕРЕБРЯНАЯ СКАЗКА Ко мне на прием пришла семья: молодые родители, тридцати с небольшим лет и десятилетний сын (назовем его Витей). Сначала беседую с родителями. Они с некоторым смущением и одновременно горячностью, перебивая друг друга, рассказывают о том, что с ребенком стало невозможно общаться, что он слушает, но не слышит, соглашается, но делает все по-своему, информацию схватывает на лету, но не вникает в детали... И терпения у него никакого, и уроки учить не хочет, и обманывает порой, и... В общем, картина ясна. Прошу родителей посидеть в холле, пока я общаюсь с их сыном. Входит Витя, выглядит внимательным и спокойным. Мы садимся за стол, напротив друг друга, и я спрашиваю мальчика о том, как он относится к сказкам, доводилось ли ему когда-либо сочинять их. Он отвечает, что вообще любит придумывать разные истории. «Вот и замечательно», — продолжаю я и предлагаю Вите сочинить сказку. Объясняю, что сказки у меня цветные и ему предстоит выбрать коробку с предметами определенного цвета. Мальчик сосредоточенно изучает цветные кружки на коробках и уверенно останавливает свой выбор на серебряном цвете. «Удивительно, — думаю я. — Не так часто мальчишки выбирают блестящий серебряный цвет». Серебряный цвет — воплощение женственности. Он успокаивает, освобождает от эмоциональной скованности, уменьшает волнение, помогает восстановить душевное равновесие. А еще это цвет фантазеров и мечтателей. Значит, мальчик, выбирая серебряный цвет, подсознательно стремится к успокоению нервной системы, к мягкости и душевной гармонии. Интересно, какая сказка родится у этого парня. Коротко объясняю Вите, что он может выложить на стол все предметы серебряного цвета, «живущие» в коробке, и выбрать из них необходимые для создания сказки. В коробке много разнообразных предметов: кусочки фольги, серебряные пуговицы, нитки, игрушки, зеркало, цветы, шарики, звезды, ленты. И многое другое. Витя открывает коробку и... радостно вздыхает, очарованный сиянием серебряного мира. Начинается настоящая медитация. Мальчик перебирает предметы, рассматривает, любуется некоторыми из них, иные откладывает в сторону. Завораживающий процесс... Магия цвета... Я смотрю на его действия, погружаюсь с ним вместе в таинство серебряных вибраций и ощущаю, как спокойно, приятно и радостно находиться в этом пространстве сказки. Время замедлилось... Витя вдумчиво конструирует на плоскости стола свою историю, перекладывая предметы, меняя позиции, иногда шевеля губами, мысленно общаясь со своими героями. На глазах рождается сказка. Кусочек серебряной бумаги превращается в озеро, серебряная лента — в дорогу. Из колпачков, шариков и флакончиков сооружается домик... И наконец, сказка готова. Вот она. Серебряная сказка Жил в одном домике, окруженном цветущими мхами, Домовенок. У него была только одна комната: она была и спальней, и гостиной, и кухней. В доме Домовенка был уголок Славы. Домовенок изобрел одну машину. В нее наливалось серебро. Под лучами солнца серебро таяло, машина вращалась. Если ветер дул с юга, то она крутилась в одну сторону, если с севера, то в другую. Однажды Домовенок пошел в магазин за продуктами, потому что к нему в 10 часов должны были прийти гости. Но магазин оказался закрыт, так как машина с продуктами опаздывала. И тогда Домовенок решил пойти на волшебное Серебряное озеро, чтобы поймать рыбу. Ночью он подошел к озеру, но поймать рыбу оказалось не так-то просто, ведь озеро охраняли могучий змей и фея воды. Тогда Домовенок стал думать и придумал найти какую-нибудь зверушку, чтобы она отвлекла змея. Он нашел мышку, привязал к ней цепь, а сам спрятался в кусты. Змей увидел мышь и пополз к ней, а Домовенок потащил цепь, так что мышка все дальше и дальше отодвигалась от змея. Змей погнался за мышкой и ушел далеко от озера. Начал Домовенок рыбачить, но сначала он вытащил только падающие звезды. Это озеро было волшебным и серебряным от падающих в него с неба серебряных звезд. Выловил Домовенок серебряные звезды, поместил в свой уголок Славы и стал ловить рыбу. А в этом озере жила лишь одна рыба, но очень редкой породы, уникальная. И когда Домовенок все же поймал эту рыбу, появилась фея воды и озер. Она стала заколдовывать Домо-венка так, чтобы он выпустил рыбу. Домовенок отпустил рыбу, а фея дала ему чудо-печь, в которой всегда были продукты. Теперь у Домовенка всегда была еда, и он мог приглашать гостей. Витя рассказывал уверенно, спокойно, с достоинством и явным удовольствием. Я потрясена... Сколько изобретательности и фантазии... Сколько любви и сострадания... Искренне благодарю Витю за работу и восхищаюсь его творением. - А вот если бы мы (ты, я, твои родители) стали разыгрывать сказку, как в театре, а ты был бы и актером, и ре- жиссером, то кого из нас на какую роль ты бы определил? Витя уверенно распределяет роли: «Я — Домовенок, мама — фея, папа — рыба, вы — звезды». Еще одна неожиданность! В какие, однако, прекрасные образы обрядил нас этот парнишка. Предлагаю Вите еще раз рассказать сказку, но уже для своих родителей. Конечно, он согласен, конечно, польщен и готов предложить на суд родителей свое произведение. Я написала слова «на суд» и задумалась: почему «суд», откуда выплыло это слово? Почему не просто «рассказал» или «поведал»? Но, как известно, ничего случайного не бывает, и суд, как ни прискорбно, действительно состоялся. Он начался задолго до того, как мальчик закончил пересказывать сказку. Меня поразила перемена, произошедшая в Вите с приходом родителей. Почему-то он покраснел, стал запинаться и сбиваться. Куда улетучились его уверенность и достоинство? Смотрю на родителей: слушают внимательно, но очень напряженно. Сказка закончена. Первое слово в адрес сына зазвучало из уст отца: «А почему у тебя змей уполз и не вернулся? Где логика? И еще ты сказал, что в 10 часов придут гости, а сам ночью отправился рыбачить. Нет логики». Мальчик еще больше краснеет, покашливает, пытается как-то оправдаться и обосновать поступки своих героев. Я понимаю, что пора вмешаться, еще раз благодарю мальчика за интересную сказку и прошу его посидеть в холле. А мы продолжаем беседу. Психолог: Как вам понравилась сказка вашего сына? Мама: Она какая-то разорванная. Непонятно, для чего машина, что это за изобретение? Папа: Не все предметы использовал. Психолог:??? Не поняла. Папа: Ну, чем больше предметов используешь, тем лучше. Значит, есть умение логически мыслить. Все предметы задействовать надо! Да уж... Я просто оторопела Как «все предметы»? Зачем? Их тут целая коробка. И при чем здесь логика? Это же сказка, это творчество, искусство, а не урок математики. Объясняю кое-что о сказках вообще и о данной сказке, в частности. И наш диалог продолжается: Психолог: Как вы думаете, почему ваш сын так волновался, пересказывая сказку? Отец вдруг густо краснеет, но молчит. А мать предполагает, что сын ждал оценки, критики со стороны родителей. Психолог: Как вы думаете, на какие роли в своей сказке назначил вас Витя? Мама: Мышкой какой-нибудь или змеем. Потом робко добавляет: «А может, феей?» На лицах родителей появляется неподдельное удивление и сильное смущение, когда я сообщаю, что отец в этой сказке — уникальная рыба, а мать — фея воды и озера. Продолжаем разговор о логике, чувствах, осуждении и одобрении, о комплексах и установках, о свободе и шаблонности взглядов на жизнь и воспитание детей-Лица родителей становятся мягче, а взгляды теплее. И я рада, что в процессе беседы они начинают понимать, что не все в жизни определяется логикой. Что чувства не менее важны, чем разум. Что постоянная критика разрушает психику детей, а одобрение своего ребенка, принятие его поступков и его мыслей укрепляет дух, возвышает и очищает ДУШУ.
СОЧИНЯЯ СКАЗКУ Мир сказки... Что за удивительное пространство? Для взрослого это фантастический нереальный мир, а для ребенка — сама жизнь. Он искренне верит в реальное существование фей и привидений, гномов и волшебников, драконов и Деда Мороза... Что происходит с нами, когда мы расстаемся с детством? Почему мы теряем эту волшебную веру в сказку? Почему позволяем так называемому реальному миру всецело захватить нас своими цепкими лапками Сказки сродни сновидениям. В них, как и во снах, сталкиваются разные времена и пространства, легко преодолеваются бездонные пропасти, а маленькие песчинки превращаются в непроходимые горы. В сказках, как и в сновидениях, кто-то всячески препятствует герою на пути к желанной цели, а кто-то невидимо оберегает и нежно заботится о нем, или чудом спасает из беды в последнюю секунду. Взрослые перестали верить в сказку, но по-прежнему видят по ночам невероятные фантастические сюжеты, очень похожие на сказку. Да, в душе взрослого продолжает жить сказка. В ночном пространстве она проявляет себя достаточно ярко и осязаемо. Почему? Да потому что этот наш реальный мир — далеко не единственный. Он пронизан лучами и нитями других миров, невидимых и тонких, но так же реально существующих. Однако реальность других миров можно ощутить и почувствовать, но не потрогать руками. Ощутить и почувствовать! Очень важно осознать это. Внося в наш жесткий реальный мир творчество в виде сказки, мы способны изменить эту самую реальность, сделав ее более гибкой и пластичной. А это стоит того, чтобы по-настоящему увидеть и оценить роль воображения в нашей жизни. Когда мы сочиняем сказку, мы превращаемся в творцов и создателей. Мы лепим мир согласно своему видению. Мы перестаем быть просто марионетками и пешками на шахматной доске нашего реального физического мира. Для людей интуитивных и чувствительных того, что сказано о сказках выше, будет, вероятно, вполне достаточно. Но рациональный ум, я подозреваю, окажется неудовлетворенным: «А что говорит наука о пользе сказок?» Уважим ум и ответим ему. Процесс сочинения сказки: • развивает внимание, воображение, фантазию и волевые качества личности; • обогащает эмоциональную сферу и сенсорное (чувственное) восприятие, способствует развитию эмпа-тии (умению сопереживать); • обогащает социальный опыт ребенка, создавая новые комбинации взаимоотношений и поступков; • активизирует связную речь и обогащает словарный запас; • позволяет снять психологическую нагрузку через проигрывание и проживание в сказке неудовлетворяющих жизненных ситуаций или реальных конфликтов; • увеличивает веру в себя, в собственные силы и в торжество добра над злом. Уф! Я надеюсь, рациональный ум почувствовал себя удовлетворенным! Пойдем дальше. Я всегда говорю, что сочинять сказку -простое занятие. Очень простое. Хотя многие со мной не соглашаются. И они по-своему правы. Разберемся в этом. Когда я впервые начала сочинять с детьми сказки, то была несколько разочарована. Дети сочиняли сказки действительно легко. Да. Однако большинство сказок были построены по типу известных им сказочных сюжетов и отличались изрядной шаблонностью. Это меня не удовлетворило. Тогда я стала включать в работу необычные сказки, а также незнакомые и разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие нестандартного мышления. Прошло время, и постепенно начали появляться сказки-алмазики. Дивные, интересные, неповторимые... Некоторые из них представлены в моей книге «Цветовой игротренинг» (Погосова Н. М., 2004) Вот почему в данной книге появилось упражнение «Волшебные превращения». Это упражнение— подготовительное перед сочинением сказки. Оно помогает снять любые ограничения, шаблоны и стандарты в творчестве. Обязательно играйте в «Волшебные превращения», и вы увидите, как со временем сказки вашего ребенка будут становиться все более интересными и непохожими на что-то известное. Ну и, наконец, перейдем к самому процессу сочинения сказок. В этой книге я предлагаю разные варианты. Но в основе лежит следующее. Ребенку, впрочем, и взрослому тоже легче всего сочинить сказку, имея под рукой какие-то материалы, предметы, которыми можно оперировать. В домашних условиях такими «сказочными» предметами может быть все, что находится в квартире. Если выбрать главным героем большую мягкую игрушку, тогда в ход пойдут крупные предметы: подушки, шапки, кастрюли, стулья, книги... Если главный герой — мелкая игрушка, пусть ребенок использует нитки, ленты, пуговицы, мамину бижутерию, статуэтки, канцелярские мелочи и т. п. Для начала я предлагаю: «Посмотри вокруг и выбери предмет (игрушку), который будет исполнять роль главного героя твоей сказки. Выбрал? Замечательно. Любой герой где-то живет. Найди ему такое местечко (на столе, на диване, на полу — где угодно) и обустрой его дом. Подумай, есть ли у главного героя родители, или друзья, или кто-то еще. Или он живет один?» Герой любой сказки всегда отправляется в путешествие. Потому что дома ему чего-то не хватает. Или он о чем-то мечтает. В путешествии герою обязательно встречаются разные препятствия. Кто-то вредит или мешает ему, а кто-то помогает или поддерживает. В конце концов наш герой добирается до цели... или не добирается. Но сказка каким-то образом завершается (ребенок подбирает предметы, символизирующие друзей героя, его путь, его мечту, злые и добрые силы на пути к цели). Привожу примерную схему, на которую можно опираться при сочинении сказок. 1. Выбор главного героя (желательно дать ему имя). 2. Создание места, в котором приятно находиться герою. 3. Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они существуют). 4. Описание любимых и нелюбимых занятий главного героя. 5. Рассказ о главной мечте (желании) героя. 6. Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте (кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как ему помогал? Или он сам справился с трудностями?) 7. Завершение сказки (осуществилась ли мечта героя?) В нашей книге вы познакомитесь и с другими вариантами сочинения сказок. Например, по готовому началу или на определенную тему. Не пренебрегайте сочинением сказок, и вы поможете себе и ребенку жить более свободно, уверенно и позитивно.
ИНСТРУКЦИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ Любая внутренняя психологическая работа над собой -процесс творческий. Тогда он живой, непредсказуемый и радостный. Инструкции о том, что делать и как делать, безусловно, нужны. Но любая инструкция, как я это вижу, ограничивает нас. Речь, разумеется, идет об инструкции для душевной работы, а не об инструкции по применению и использованию бытовых приборов. В последнем случае полезнее, вероятно, все же следовать предписанным правилам. Но мир психики, душевных процессов настолько изменчив и подвижен, что любая инструкция для него — не более чем отправная точка. То есть что-то основное, базисное, на что можно опереться, с чего можно начать. Но следовать досконально каждой буквочке вряд ли возможно. Да и нужно ли? Поэтому любые инструкции и рекомендации, предложенные ниже, можете смело изменять, варьировать и дополнять по собственному усмотрению. Книга построена на днях-занятиях, целиком посвященных одному, исключая морских обитателей, животному. День, проведенный в образе одного животного, позволит объединиться с его духом и характером на более полном и глубоком уровне. Периодичность занятий. Поскольку книга предназначена, прежде всего, родителям, мне увиделось, что одного дня в неделю (к примеру, выходного) вполне достаточно. Тогда процесс не успеет утомить, а постепенная длительная работа на протяжении трех месяцев даст куда более ощутимые результаты, чем быстрое, беглое соприкосновение с образами животных. Длительность упражнений. Относительно того, сколько времени отводить тому или иному упражнению, существует хорошая формулировка: «До ощущения достаточности». Для одних ощущение достаточности выразится в пяти минутах, а для других растянется на полчаса. Последовательность упражнений и дней. Желательно, но совсем не обязательно начинать с первого дня. То есть с зайца. Во всяком случае, не рекомендую начинать со дня морских животных или с несуществующего животного. По одной простой причине. С каждым новым днем немного усложняются задания по сочинению сказок и созданию творческих работ. Хотя и в этом случае нет правил без исключения. То, что мне видится более сложным, для другого может оказаться легче легкого. Последовательность упражнений в одном занятии значения и вовсе не имеет. Делайте как удобнее и приятнее. «От двух до пяти»? Или до пятидесяти? Наверное, каждый родитель, взявший в руки эту книгу, первым делом спросит: «А на какой возраст рассчитаны предложенные упражнения?» Однозначного ответа нет. То, что большинство упражнений полезно взрослым, сомнению не подлежит. Для того и создавалась эта книга, чтобы большой взрослый сумел почувствовать себя маленьким ребенком, доверчивым, искренним и свободным. Что же касается детей, то оптимальный возраст — от четырех до семи. Однако некоторые игры вполне доступны и трехлеткам. Дети более старшего возраста могут реагировать по-разному, в зависимости от особенностей характера и воспитания. Группа подростков, с которой я работала (9-13 лет), неплохо погружалась в образы животных, и особенно — в процесс сочинения сказок. В конце концов, кто, как не любящие родители, сумеют лучше всего почувствовать, насколько подходят для их ребенка те или иные игры и задания? Ручное творчество. Поскольку в каждом из дней есть <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.185 (0.015 с.) |