Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Одобряю эмоции своего ребенка

Поиск

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я разговариваю по телефону со своей подругой Элей. Она — большая любительница работы с образами. В этой беседе, как и во всех предыдущих, вновь слышу ее осторож­но-завлекающий голос: «Ну-у-у... давай посмотрим, на что похожа твоя... усталость. Какой идет образ?» В кого только мы с Элей не перевоплощались: в слона и пантеру; в мура­вья и осьминога; в грязную лужицу на дворе и пущенную стрелу; в капризного мальчишку и чопорную даму; в рва­ные клочья непонятной туманности и в тысячи куличиков на берегу моря.

Энергия образа, пропущенная через душу и тело, дает нам силы справиться с унынием или усталостью, с раздра­жительностью или злостью, с равнодушием или черствос­тью, с критикой или нелюбовью к себе.

Я рада возможности поделиться опытом своей работы с образами. Благодарю Леонида Янковского, директора из­дательства «Речь», за идею игры с использованием образов животных. Потому что попытки сочинить одну игру пере­росли в создание полноценной книги с множеством игр. И я в очередной раз удивляюсь, как причудливо, но, однако, вряд ли случайно исполняет жизнь наши заказы и жела­ния. Последние месяцы я плотно погрузилась в телесно-ори­ентированную терапию. Мне интересно наблюдать, каки­ми ощущениями откликается тело на прикосновения других людей, на воображаемые образы, на мысли и чув­ства. Поэтому создание игр, в которых участвует не только ум, но и тело, оказалось для меня процессом невероятно увлекательным и чрезвычайно полезным.

Большинство игр родилось благодаря моему глубоко­му внутреннему объединению с духом животных. Просто удавалось почувствовать животное, что называется, изнут­ри. Часть упражнений заимствована (и преобразована) из моих прежних книг, а также из книг других авторов. Осо­бенно я очарована играми Клауса Фопеля. Некоторые игры пришли ко мне даже из сновидений. Как, например, «Объя­тие питона» или «Коркочидил на поводке».

Желаю вам, дорогие читатели, мамы и папы, психоло­ги и педагоги, яркого и свободного творчества в вашей рабо­те с детьми. Пусть игры и упражнения, представленные в книге, сделают ваши совместные с детьми занятия интерес­ными, радостными и неповторимыми! Буду рада получить ваши отклики, рекомендации и полезные советы. А также сказки, которые сочинили вы или ваш ребенок.

СИЛА — В ПРОСТОМ ВНИМАНИИ

Как-то Ф. Раневская в одном из старых кинофильмов обронила фразу, тотчас ставшую крылатой: «Красота — это страшная сила». Разрешите мне расширить понятие силы. Внимание — тоже страшная сила. И пожалуй, «пострашнее» самой красоты. Все в этом мире существует благодаря вниманию. То, на что мы обращаем внимание, оживает и расцветает, богатеет и наполняется. Внимание — особый психический процесс, отличающийся от прочих непонят­ной энергоемкостью. Вы просто внимательно выслушива­ете другого человека, и в этот момент что-то происходит в пространстве — вам обоим становится хорошо. Ваша соба­ка благодарна и преданно смотрит вам в глаза, получив свою порцию внимания. Растения начинают чахнуть, если ощу­щают недостаток внимания. Притом невзирая на достаточ­ное количество воды и удобрений. Моя свекровь каждые утро и вечер беседовала с комнатными цветами! И как же великолепно они росли!

Внимание — это фактически любовь. Когда мы внима­тельны к собственному телу, своим чувствам и мыслям -мы дарим себе любовь. Когда мы внимательны к детям, жи­вотным, растениям — мы дарим любовь им. Но и в ответ получаем немало. Когда мы способны внимательно и с лю­бовью слушать себя и других, мир начинает открывать свои тайны. Дети, взрослые, растения, звери, птицы, предме­ты — все охотно делятся в ответ своими способностями и талантами.

Направляя внимание на образ животного, мы обретаем те состояния души, которые свойственны облюбованному нами зверю. В гомеопатических дозах, разумеется. Человеку нет необходимости выслеживать, а затем бросаться от го­лода на бегущую косулю: достаточно зайти в магазин и ку­пить что-нибудь поесть. Но пробудить в себе решительность, силу и отвагу, свойственные тигру, —весьма неплохое при­обретение.

Внимание — сила двусторонняя. Именно внимание со­здает условия для обмена энергиями, знаниями, чувства­ми, состояниями. И для подсознания не столь существен­но, на живого зайца вы смотрите или работаете с картиной и мысленным образом. Конечно, с реальным зайцем ощу­щения будут более богатыми и яркими, но это не значит, что простой мысленный образ ничего не даст. Даст! И до­статочно много. Если направить на него свое внимание.

Внимание становится поистине огромной силой, когда мы телесно и эмоционально ощущаем связь между собой и другими. Практически это может выглядеть так. Я разго­вариваю с другом. Мое внимание не улетает целиком в раз­говор, а равномерно распределяется в пространстве. То есть я слушаю друга, понимаю, что он говорит, какие движения выполняет, и одновременно осознаю свои реакции на его слова. Замечаю, что делает мое тело, как я себя чувствую во время беседы, какие мысли появляются в голове.

Например, в данную минуту вы общаетесь со мной че­рез эту книгу. Осознайте: в каком положении ваше тело? Какое чувство вызвали мои слова? Какие ощущения про­будили в теле? Не вздохнули ли вы? Не поменяли ли поло­жение тела?

«При чем здесь тело?» — спросите вы. И получите от­вет на свой вопрос в следующей главе.

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ТЕЛО

Тело — удивительно сложный механизм. Да что там механизм! Целый завод по переработке мыслей, эмоций, всевозможных впечатлений, а также обычной еды и жид­костей. Мы ведать не ведаем, как происходит эта работа. Впрочем, в данном случае это и несущественно.

Пока достаточно знать одно: в расслабленном теле лю­бые процессы протекают значительно эффективнее и лег­че, чем в напряженном. Длительное мышечное напряже­ние приводит к застою в клетках тела, к накоплению вредных веществ и нарушению всех обменных процессов в тканях тела. Любые заболевания возникают как следствие хронических напряжений. Профилактикой и заболеваний, и эмоциональных отклонений, и любых других неприятных состояний служит простое расслабление.

Когда напряжение и расслабление чередуются, это при­водит к увеличению психической и физической сил, к уве­ренности в себе, к телесному удовольствию. Но в реальности так редко встречаешь людей, которые умеют по собственно­му желанию расслаблять и напрягать мышцы тела. Впрочем, не совсем так. Напрягать — это пожалуйста! Мы все научи­лись мастерски создавать телесные зажимы. А вот естествен­ная способность расслабляться как-то постепенно утрати­лась.

Вспомните кошек. Любых. От хищного тигра и ловкой изящной пантеры до милой домашней кошечки. Как они умеют быть расслабленными! Как умеют буквально расте­каться по земле или дивану! Ни одного лишнего зажима!

Я включила в эту книгу много телесных упражнений. И взрослому, и ребенку важно научиться любить свое физическое тело и позволять ему напрягаться в момент фи­зических действий или борьбы и расслабляться в любых других ситуациях. Чередование этих состояний, подчерк­ну еще раз, очень полезно душе и телу! Мягкие легкие при­косновения к телу помогают расстаться со страхами, недо­верием и «отпустить» ненужные напряжения. И дети, и недополучившие в детстве родительской любви взрослые го­рячо нуждаются в нежных прикосновениях, в поглажива­ниях и объятиях.

Голосовые упражнения, которых немало в книге, тоже помогут высвободить застоявшиеся эмоции. Рычание, тяв­канье, лай, шипение и другие, свойственные животным звуки, помогают раскрепоститься, снять напряжение, на­копившееся в теле и голосовых связках. Вспомните, как часто мы не позволяем себе говорить то, что думаем, и вы­ражать те чувства, которые хочется. Эти невыраженные эмоции и мысли создают зажимы и блоки в теле. Отожде­ствляясь с образом животного, снимая любые голосовые ограничения в играх, мы учимся быть уверенными и сво­бодными, непринужденными и легкими.

Тело — необыкновенно чувствительный организм, и чутко реагирует на все вокруг: на зрительные и слуховые раздражители, на свет, на температуру, на вибрации эмо­ций и чувств других людей. И в главе «Чудо слова "я" мы побеседуем об этом подробнее.

ЧУДО СЛОВА «Я»

Вы задумывались когда-нибудь над тем, что стоит за словом «я»? Мы говорим: «Я сказал, я сделал, я подумал, я почувствовал...» Мы воспринимаем себя как отдельную це­лостную изолированную личность. На самом деле мы состо­им из множества маленьких «я». В одном большом «я» мно­го мелких «я». И часто-часто эти отдельные «я» внутри одного большого «я» не понимают друг друга и действуют, как герои басни И. Крылова «Лебедь, рак и щука», которые тащат одну повозку одновременно в разные стороны.

Настоящее чудо случается, когда удается объединить наши мелкие «я» в одну дружную семью и начать действо­вать в одном направлении. Семья — это семь «я». Подо­зреваю, что в человеке даже не семь, а значительно боль­ше разных «я». Но для сотворения «чуда» достаточно объединения всего трех «я». Трех самых значительных «я». Человек, кроме всего прочего, — это тело, чувства и ум. Если, заявляя о чем-то, я употребляю слово «я» и со­знаю в этот момент, что я чувствую, что ощущаю в теле и о чем думаю, то я уже целостный! Слово «целостный» ни о чем не говорит? Расшифрую. Целостность — это огром­ное преимущество. Это умение видеть любую проблему с разных сторон. Это умение видеть выход в трудных ситуа­циях, даже там, где его не видно. Это способность концен­трироваться на лучших и радостных гранях жизни. Это энергетическая наполненность, уверенность в себе и сила. Это открытость пространству любви без страха боли или неудачи! Достаточно?

Практически работа со словом «я» в данной книге вы­глядит так. Присоединяясь к образу любого животного, мы осозна­ем свое объединение с ним на всех трех уровнях. Лишь в этом случае мы сумеем пополнить свою душу новыми со­стояниями, теми, что свойственны выбранному нами жи­вотному. Пусть, для примера, этим животным будет тигр.

Проведем маленький эксперимент. Сначала опишите тигра, словно вы смотрите на него со стороны. Какой он? Запишите свои определения. Наиболее подходят для этой цели прилагательные, хотя в некоторых случаях могут по­дойти и любые другие части речи. Записали?

Теперь представьте, что вы чувствуете себя тигром. Ощутите его образ в себе как можно ярче и от имени «я» еще раз опишите тигра прилагательными. Запишите сказанное на бумагу. Теперь сравните записи. Есть разница? В чем? Уверена, что описание качеств тигра со стороны выглядит не столь убедительно и сочно, как описание его же изнутри от имени «я». Если это не так, значит, вы не позволили себе слиться с образом тигра.

Множество раз я удивлялась чудесам преображения! Когда вы говорите простое слово «я», отождествляясь с об­разом, вы совершенно иначе воспринимаете этот образ. Взгляд со стороны часто провоцирует сделать акцент на внешнем облике рассматриваемого. А взгляд изнутри дает точное описание основной сути, духа, характера образа. В этом и заключается чудо слова «я»! И не только в этом! Перечис­ляя в себе характерные особенности любого объекта, в дан­ном случае тигра, мы словно заявляем миру, что мы с тиг­ром равны. Что никто из нас не выше и никто не ниже. Человек — такая же частица мира, как тигр, и заяц, и бо­жья коровка, и песчинка на берегу моря. И что-то в глуби­не души откликается трогательной благодарностью на по­добное заявление. Тело начинает реагировать на слова,

высказанные от имени «я». Оно может вздохнуть, почесать­ся, кашлянуть... Мы можем почувствовать грусть, радость, уверенность, безразличие, удивление...

Если так и произошло, поздравляю вас! Вы объедини­ли ум, чувства и ощущения, и стали более целостным, чем были до сего момента.

Итак, подводя некоторые итоги, еще раз о технологии работы со словом «я».

1. Разрешаем себе слиться с образом, будь то тигр, лиса или медуза. Ощущаем этот образ в себе как можно ярче. Ощущаем свои движения, свой взгляд, свою направленность, свои намерения и желания, находясь в образе.

2. Описываем суть, дух образа вслух от имени «я». Например, если это тигр, то у меня получается такая картина. Я тигр (тигрица). Я сильная, я гибкая... я грациозная... я огненно-яркая... я без­жалостная... я хищная... я стремительно бросаю­щаяся... Проговариваем медленно, вслушиваясь в телесные ощущения и чувства, возникающие в процессе перечисления.

3. Осознаём и называем те телесные ощущения, ко­торые удалось отметить. Ими могут быть: зуд, тя­жесть, слабость, вздохи, покашливания, вибра­ции, покалывание, неудобство позы тела, чихание, жжение, тепло, холод. И многие другие ощуще­ния, которые могут появиться в любой зоне тела. Эти ощущения очень важны. Они говорят о том, что вам действительно удалось объединиться с об­разом и почувствовать в своем теле характеристи­ки, свойственные тому или иному животному.

4. И непременно прислушиваемся к чувствам. Чув­ства не менее важны, чем ощущения в теле. Как определить чувства? Перечисляю. Это радость, печаль, уныние, жалость, спокойствие, удивле­ние, восхищение, раздражение, страх, разочаро­вание, презрение, отвращение, обида, удоволь­ствие и т. п.

Безусловно, задача осознания ощущений и чувств пред­назначена в большей степени взрослому, чем ребенку. Дети просто еще не успели накопить такое количество зажимов, напряжений и блоков, которые процветают в теле взросло­го. И намного более открыты в чувствах. А мы, большие и взрослые, слушая тело, позволяем ему освободиться от мно­гих и многих ограничений и барьеров, накопленных года­ми, позволяем свободно течь чувствам и можем свободно вы­ражать их.

 

УЧИМСЯ У ЖИВОТНЫХ

Животные наделены многочисленными уникальными способностями. Каждый зверь талантлив по-своему, и каж­дый может научить человека многим звериным премудро­стям. Было бы желание учиться, желание входить в пря­мой контакт с духом животного, с его основной сутью, с сердцевиной его состояний.

Начнем урок с понимания того, что между человеком и животными на уровне души (психических состояний) нет разницы. Мы отличаемся от животных внешним видом, фи­зической формой. Но мы переживаем любые состояния, свой­ственные четвероногим (или безногим), такие, как осто­рожность, злость, упрямство, радость, игривость, боль, хитрость, ловкость, изменчивость и т. д. и т. п.

Проигрывая, проживая, проговаривая от имени «я» разнообразные состояния животных, мы тем самым что-то тонко, но заметно изменяем в нашем физическом теле и в нашей человеческой душе. Объединение с духом животно­го даже через простое проговаривание от имени «я» осво­бождает тело и душу от старых напряжений, наполняет его новыми свежими токами. А если еще и поиграть! Подви­гаться, позвучать!

Пойдем, однако, дальше. У животных, в отличие от че­ловека, необыкновенно острое обоняние, великолепнейший слух и природный дар предчувствия. Многие хищные зве­ри ведут ночной образ жизни, то есть по ночам охотятся, а днем отдыхают. Чем отличается ночь ото дня, ночное вос­приятие мира от дневного? Ничем и всем одновременно. Деревья не ходят расти в другой лес, камни не перебегают с места на место, ручей все тот же и течет там же. Однако с приходом ночи все меняется кардинально. Во мгле, в полу­мраке жизнь становится намного тише, острее и тоньше. Ночью мы доверяемся уже не зрению, а слуху, обонянию, осязанию. Мы вслушиваемся в шелесты, скрипы, трески, мы принюхиваемся к запахам, мы ориентируемся на то, что говорят нам пальцы, ощупывая предмет.

Нам следует стать немного медитативнее, внимательнее и молчаливее, и тогда наш человеческий слух и человечес­кое обоняние станут чуть-чуть тоньше и искусней. А вслед за этим мы почувствуем и пробудившиеся интуитивные спо­собности. Игры, представленные в этой книге, помогут вой­ти в состояния разных зверей и перенять у них способность спокойно вслушиваться и молчаливо ощущать пространство вокруг, инстинктивно чувствуя, опасно оно или благожела­тельно, расположено или закрыто.

Животные ведь более расслабленны по сравнению с че­ловеческим существом. Не так ли? Во всяком случае, они не обременены лишними мыслями, оценками, рационали­зацией, критикой, осуждением...

Попробуйте убрать оценку и мысли... И вы сразу почув­ствуете себя более расслабленными и спокойными. Многие звери впадают на зиму в спячку, другие часто пребывают в состояниях полудремы, то есть долгое время находятся в состояниях глубокой расслабленности. Попробуйте поднять кошку, когда она «растеклась» по ковру. Тяжело? Конеч­но. Расслабленное тело становится тяжелым и словно рас­пластанным, даже если оно сидит или стоит. Входя в образ тигра, пантеры, ягуара или любых других кошек, мы мо­жем обучиться глубокой мышечной расслабленности.

Животные чувствуют мир тоньше и глубже, чем чело­век. Они ощущают ритмы и циклы природы, они естествен­но вписываются в эти ритмы и инстинктивно согласовывают собственные действия с природными и погодными усло­виями. Они умеют часами выжидать и выслеживать, отсту­пать или уходить в сторонку. Многим животным присущи терпение, выдержка, настойчивость и гибкость — качества, стоящие того, чтобы развить их в себе.

«А как же хищные звери, — спросите вы. — С их ко­варством, злобностью, кровожадностью и безжалостнос­тью? Чему можно научиться у них?» Очень многому. Преж­де всего, именно им, хищникам, свойственны терпение, выдержка, гибкость и находчивость. Добыча бегающей и прыгающей еды — непростая задача. Это не листочек с де­рева зажевать. И неслучайно именно хищники обладают физической силой, мощным напором, быстротой движений и безжалостностью. Разве современный человек, по боль­шей части изнеженный и слабый, не нуждается в силе, лов­кости, гибкости и безжалостности? Умение отстоять себя в трудной жизненной ситуации, достичь желанной цели или выработать новые привычки, может быть, избавиться от ненужных привязанностей — все это требует энергии, храб­рости, мужества, стойкости и других чудесных качеств, которыми природа наградила диких зверей.

И наконец, последнее. Встаньте на четвереньки прямо сейчас и почувствуйте, насколько устойчивее вы стали. Жи­вотные, в отличие от человека, гораздо ближе к земле и куда более устойчивы. Маленький ребенок начинает самостоя­тельное шествие по жизни тоже с ходьбы на четырех конеч­ностях. Проигрывая, проживая образы животных всем сво­им телом, включая ползание на животе и передвижение на четвереньках, мы можем ощутить, что такое заземленность, испытать чувство надежности и устойчивости.

СЕРЕБРЯНАЯ СКАЗКА

Ко мне на прием пришла семья: молодые родители, тридцати с небольшим лет и десятилетний сын (назовем его Витей). Сначала беседую с родителями. Они с некоторым смущением и одновременно горячностью, перебивая друг друга, рассказывают о том, что с ребенком стало невозмож­но общаться, что он слушает, но не слышит, соглашается, но делает все по-своему, информацию схватывает на лету, но не вникает в детали... И терпения у него никакого, и уро­ки учить не хочет, и обманывает порой, и...

В общем, картина ясна. Прошу родителей посидеть в холле, пока я общаюсь с их сыном. Входит Витя, выглядит внимательным и спокойным. Мы садимся за стол, напро­тив друг друга, и я спрашиваю мальчика о том, как он от­носится к сказкам, доводилось ли ему когда-либо сочинять их. Он отвечает, что вообще любит придумывать разные истории. «Вот и замечательно», — продолжаю я и предла­гаю Вите сочинить сказку. Объясняю, что сказки у меня цветные и ему предстоит выбрать коробку с предметами определенного цвета. Мальчик сосредоточенно изучает цветные кружки на коробках и уверенно останавливает свой выбор на серебряном цвете.

«Удивительно, — думаю я. — Не так часто мальчиш­ки выбирают блестящий серебряный цвет». Серебряный цвет — воплощение женственности. Он успокаивает, осво­бождает от эмоциональной скованности, уменьшает волне­ние, помогает восстановить душевное равновесие. А еще это цвет фантазеров и мечтателей. Значит, мальчик, выбирая серебряный цвет, подсознательно стремится к успокоению нервной системы, к мягкости и душевной гармонии. Интересно, какая сказка родится у этого парня. Коротко объяс­няю Вите, что он может выложить на стол все предметы се­ребряного цвета, «живущие» в коробке, и выбрать из них необходимые для создания сказки. В коробке много разно­образных предметов: кусочки фольги, серебряные пугови­цы, нитки, игрушки, зеркало, цветы, шарики, звезды, лен­ты. И многое другое.

Витя открывает коробку и... радостно вздыхает, очаро­ванный сиянием серебряного мира. Начинается настоящая медитация. Мальчик перебирает предметы, рассматрива­ет, любуется некоторыми из них, иные откладывает в сто­рону. Завораживающий процесс... Магия цвета...

Я смотрю на его действия, погружаюсь с ним вместе в таинство серебряных вибраций и ощущаю, как спокойно, приятно и радостно находиться в этом пространстве сказ­ки. Время замедлилось... Витя вдумчиво конструирует на плоскости стола свою историю, перекладывая предметы, меняя позиции, иногда шевеля губами, мысленно общаясь со своими героями.

На глазах рождается сказка. Кусочек серебряной бу­маги превращается в озеро, серебряная лента — в дорогу. Из колпачков, шариков и флакончиков сооружается до­мик... И наконец, сказка готова. Вот она.

Серебряная сказка

Жил в одном домике, окруженном цветущими мхами, Домовенок. У него была только одна комната: она была и спаль­ней, и гостиной, и кухней. В доме Домовенка был уголок Сла­вы. Домовенок изобрел одну машину. В нее наливалось серебро. Под лучами солнца серебро таяло, машина враща­лась. Если ветер дул с юга, то она крутилась в одну сторону, если с севера, то в другую. Однажды Домовенок пошел в магазин за продуктами, по­тому что к нему в 10 часов должны были прийти гости. Но магазин оказался закрыт, так как машина с продуктами опаз­дывала. И тогда Домовенок решил пойти на волшебное Се­ребряное озеро, чтобы поймать рыбу. Ночью он подошел к озеру, но поймать рыбу оказалось не так-то просто, ведь озеро охраняли могучий змей и фея воды. Тогда Домовенок стал думать и придумал найти какую-нибудь зверушку, что­бы она отвлекла змея. Он нашел мышку, привязал к ней цепь, а сам спрятался в кусты. Змей увидел мышь и пополз к ней, а Домовенок потащил цепь, так что мышка все дальше и даль­ше отодвигалась от змея. Змей погнался за мышкой и ушел далеко от озера. Начал Домовенок рыбачить, но сначала он вытащил только падающие звезды. Это озеро было волшеб­ным и серебряным от падающих в него с неба серебряных звезд. Выловил Домовенок серебряные звезды, поместил в свой уголок Славы и стал ловить рыбу.

А в этом озере жила лишь одна рыба, но очень редкой по­роды, уникальная. И когда Домовенок все же поймал эту рыбу, появилась фея воды и озер. Она стала заколдовывать Домо-венка так, чтобы он выпустил рыбу. Домовенок отпустил рыбу, а фея дала ему чудо-печь, в которой всегда были про­дукты. Теперь у Домовенка всегда была еда, и он мог пригла­шать гостей.

Витя рассказывал уверенно, спокойно, с достоинством и явным удовольствием. Я потрясена... Сколько изобрета­тельности и фантазии... Сколько любви и сострадания... Искренне благодарю Витю за работу и восхищаюсь его тво­рением.

- А вот если бы мы (ты, я, твои родители) стали разыг­рывать сказку, как в театре, а ты был бы и актером, и ре-

жиссером, то кого из нас на какую роль ты бы определил?

Витя уверенно распределяет роли: «Я — Домовенок, мама — фея, папа — рыба, вы — звезды».

Еще одна неожиданность! В какие, однако, прекрасные образы обрядил нас этот парнишка. Предлагаю Вите еще раз рассказать сказку, но уже для своих родителей. Конеч­но, он согласен, конечно, польщен и готов предложить на суд родителей свое произведение.

Я написала слова «на суд» и задумалась: почему «суд», откуда выплыло это слово?

Почему не просто «рассказал» или «поведал»?

Но, как известно, ничего случайного не бывает, и суд, как ни прискорбно, действительно состоялся. Он начался задолго до того, как мальчик закончил пересказывать сказ­ку.

Меня поразила перемена, произошедшая в Вите с при­ходом родителей. Почему-то он покраснел, стал запинать­ся и сбиваться. Куда улетучились его уверенность и досто­инство? Смотрю на родителей: слушают внимательно, но очень напряженно.

Сказка закончена. Первое слово в адрес сына зазвуча­ло из уст отца: «А почему у тебя змей уполз и не вернулся? Где логика? И еще ты сказал, что в 10 часов придут гости, а сам ночью отправился рыбачить. Нет логики».

Мальчик еще больше краснеет, покашливает, пытается как-то оправдаться и обосновать поступки своих героев. Я по­нимаю, что пора вмешаться, еще раз благодарю мальчика за интересную сказку и прошу его посидеть в холле. А мы про­должаем беседу.

Психолог: Как вам понравилась сказка вашего сына?

Мама: Она какая-то разорванная. Непонятно, для чего машина, что это за изобретение?

Папа: Не все предметы использовал. Психолог:??? Не поняла.

Папа: Ну, чем больше предметов используешь, тем лучше. Значит, есть умение логически мыслить. Все пред­меты задействовать надо!

Да уж... Я просто оторопела Как «все предметы»? За­чем? Их тут целая коробка. И при чем здесь логика? Это же сказка, это творчество, искусство, а не урок математики.

Объясняю кое-что о сказках вообще и о данной сказке, в частности. И наш диалог продолжается:

Психолог: Как вы думаете, почему ваш сын так вол­новался, пересказывая сказку?

Отец вдруг густо краснеет, но молчит. А мать предпо­лагает, что сын ждал оценки, критики со стороны родите­лей.

Психолог: Как вы думаете, на какие роли в своей сказке назначил вас Витя?

Мама: Мышкой какой-нибудь или змеем. Потом роб­ко добавляет: «А может, феей?»

На лицах родителей появляется неподдельное удивле­ние и сильное смущение, когда я сообщаю, что отец в этой сказке — уникальная рыба, а мать — фея воды и озера.

Продолжаем разговор о логике, чувствах, осуждении и одобрении, о комплексах и установках, о свободе и шаб­лонности взглядов на жизнь и воспитание детей-Лица родителей становятся мягче, а взгляды теплее. И я рада, что в процессе беседы они начинают понимать, что не все в жизни определяется логикой. Что чувства не менее важны, чем разум. Что постоянная критика разрушает пси­хику детей, а одобрение своего ребенка, принятие его по­ступков и его мыслей укрепляет дух, возвышает и очищает ДУШУ.

 

СОЧИНЯЯ СКАЗКУ

Мир сказки... Что за удивительное пространство? Для взрослого это фантастический нереальный мир, а для ребенка — сама жизнь. Он искренне верит в реальное су­ществование фей и привидений, гномов и волшебников, драконов и Деда Мороза... Что происходит с нами, когда мы расстаемся с детством? Почему мы теряем эту волшеб­ную веру в сказку? Почему позволяем так называемому реальному миру всецело захватить нас своими цепкими лапками

Сказки сродни сновидениям. В них, как и во снах, стал­киваются разные времена и пространства, легко преодолева­ются бездонные пропасти, а маленькие песчинки превраща­ются в непроходимые горы. В сказках, как и в сновидениях, кто-то всячески препятствует герою на пути к желанной цели, а кто-то невидимо оберегает и нежно заботится о нем, или чу­дом спасает из беды в последнюю секунду.

Взрослые перестали верить в сказку, но по-прежнему видят по ночам невероятные фантастические сюжеты, очень похожие на сказку. Да, в душе взрослого продолжает жить сказка. В ночном пространстве она проявляет себя доста­точно ярко и осязаемо. Почему? Да потому что этот наш ре­альный мир — далеко не единственный. Он пронизан луча­ми и нитями других миров, невидимых и тонких, но так же реально существующих. Однако реальность других ми­ров можно ощутить и почувствовать, но не потрогать ру­ками. Ощутить и почувствовать! Очень важно осознать это.

Внося в наш жесткий реальный мир творчество в виде сказки, мы способны изменить эту самую реальность, сделав ее более гибкой и пластичной. А это стоит того, чтобы по-на­стоящему увидеть и оценить роль воображения в нашей жиз­ни. Когда мы сочиняем сказку, мы превращаемся в творцов и создателей. Мы лепим мир согласно своему видению. Мы пе­рестаем быть просто марионетками и пешками на шахматной доске нашего реального физического мира.

Для людей интуитивных и чувствительных того, что сказано о сказках выше, будет, вероятно, вполне достаточ­но. Но рациональный ум, я подозреваю, окажется неудов­летворенным: «А что говорит наука о пользе сказок?» Ува­жим ум и ответим ему. Процесс сочинения сказки:

• развивает внимание, воображение, фантазию и во­левые качества личности;

• обогащает эмоциональную сферу и сенсорное (чув­ственное) восприятие, способствует развитию эмпа-тии (умению сопереживать);

• обогащает социальный опыт ребенка, создавая но­вые комбинации взаимоотношений и поступков;

• активизирует связную речь и обогащает словарный запас;

• позволяет снять психологическую нагрузку через проигрывание и проживание в сказке неудовлетво­ряющих жизненных ситуаций или реальных кон­фликтов;

• увеличивает веру в себя, в собственные силы и в тор­жество добра над злом.

Уф! Я надеюсь, рациональный ум почувствовал себя удовлетворенным!

Пойдем дальше. Я всегда говорю, что сочинять сказку -простое занятие. Очень простое. Хотя многие со мной не со­глашаются. И они по-своему правы. Разберемся в этом. Когда я впервые начала сочинять с детьми сказки, то была не­сколько разочарована. Дети сочиняли сказки действитель­но легко. Да. Однако большинство сказок были построены по типу известных им сказочных сюжетов и отличались из­рядной шаблонностью. Это меня не удовлетворило. Тогда я стала включать в работу необычные сказки, а также незна­комые и разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие нестандартного мышления. Прошло время, и по­степенно начали появляться сказки-алмазики. Дивные, ин­тересные, неповторимые... Некоторые из них представлены в моей книге «Цветовой игротренинг» (Погосова Н. М., 2004) Вот почему в данной книге появилось упражнение «Волшеб­ные превращения». Это упражнение— подготовительное перед сочинением сказки. Оно помогает снять любые огра­ничения, шаблоны и стандарты в творчестве. Обязательно играйте в «Волшебные превращения», и вы увидите, как со временем сказки вашего ребенка будут становиться все бо­лее интересными и непохожими на что-то известное.

Ну и, наконец, перейдем к самому процессу сочинения сказок. В этой книге я предлагаю разные варианты. Но в основе лежит следующее.

Ребенку, впрочем, и взрослому тоже легче всего сочи­нить сказку, имея под рукой какие-то материалы, предме­ты, которыми можно оперировать. В домашних условиях такими «сказочными» предметами может быть все, что на­ходится в квартире. Если выбрать главным героем большую мягкую игрушку, тогда в ход пойдут крупные предметы: подушки, шапки, кастрюли, стулья, книги... Если главный герой — мелкая игрушка, пусть ребенок использует нит­ки, ленты, пуговицы, мамину бижутерию, статуэтки, кан­целярские мелочи и т. п.

Для начала я предлагаю: «Посмотри вокруг и выбери предмет (игрушку), который будет исполнять роль главного героя твоей сказки. Выбрал? Замечательно. Любой герой где-то живет. Найди ему такое местечко (на столе, на диване, на полу — где угодно) и обустрой его дом. Подумай, есть ли у главного героя родители, или друзья, или кто-то еще. Или он живет один?»

Герой любой сказки всегда отправляется в путеше­ствие. Потому что дома ему чего-то не хватает. Или он о чем-то мечтает. В путешествии герою обязательно встречаются разные препятствия. Кто-то вредит или мешает ему, а кто-то помогает или поддерживает. В конце концов наш герой добирается до цели... или не добирается. Но сказка каким-то образом завершается (ребенок подбирает предметы, сим­волизирующие друзей героя, его путь, его мечту, злые и добрые силы на пути к цели).

Привожу примерную схему, на которую можно опи­раться при сочинении сказок.

1. Выбор главного героя (желательно дать ему имя).

2. Создание места, в котором приятно находиться ге­рою.

3. Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они существуют).

4. Описание любимых и нелюбимых занятий главно­го героя.

5. Рассказ о главной мечте (желании) героя.

6. Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к меч­те (кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как ему помогал? Или он сам справился с трудно­стями?)

7. Завершение сказки (осуществилась ли мечта ге­роя?)

В нашей книге вы познакомитесь и с другими вариан­тами сочинения сказок. Например, по готовому началу или на определенную тему.

Не пренебрегайте сочинением сказок, и вы поможете себе и ребенку жить более свободно, уверенно и позитивно.

 

ИНСТРУКЦИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ

Любая внутренняя психологическая работа над собой -процесс творческий. Тогда он живой, непредсказуемый и ра­достный. Инструкции о том, что делать и как делать, безу­словно, нужны. Но любая инструкция, как я это вижу, огра­ничивает нас. Речь, разумеется, идет об инструкции для душевной работы, а не об инструкции по применению и ис­пользованию бытовых приборов. В последнем случае полез­нее, вероятно, все же следовать предписанным правилам. Но мир психики, душевных процессов настолько изменчив и подвижен, что любая инструкция для него — не более чем отправная точка. То есть что-то основное, базисное, на что можно опереться, с чего можно начать. Но следовать доско­нально каждой буквочке вряд ли возможно. Да и нужно ли? Поэтому любые инструкции и рекомендации, предложенные ниже, можете смело изменять, варьировать и дополнять по собственному усмотрению.

Книга построена на днях-занятиях, целиком посвящен­ных одному, исключая морских обитателей, животному. День, проведенный в образе одного животного, позволит объединиться с его духом и характером на более полном и глубоком уровне.

Периодичность занятий. Поскольку книга предназна­чена, прежде всего, родителям, мне увиделось, что одного дня в неделю (к примеру, выходного) вполне достаточно. Тогда процесс не успеет утомить, а постепенная длитель­ная работа на протяжении трех месяцев даст куда более ощутимые результаты, чем быстрое, беглое соприкоснове­ние с образами животных.

Длительность упражнений. Относительно того, сколь­ко времени отводить тому или иному упражнению, суще­ствует хорошая формулировка: «До ощущения достаточно­сти». Для одних ощущение достаточности выразится в пяти минутах, а для других растянется на полчаса.

Последовательность упражнений и дней. Желатель­но, но совсем не обязательно начинать с первого дня. То есть с зайца. Во всяком случае, не рекомендую начинать со дня морских животных или с несуществующего животного. По одной простой причине. С каждым новым днем немного усложняются задания по сочинению сказок и созданию творческих работ. Хотя и в этом случае нет правил без ис­ключения. То, что мне видится более сложным, для друго­го может оказаться легче легкого. Последовательность уп­ражнений в одном занятии значения и вовсе не имеет. Делайте как удобнее и приятнее.

«От двух до пяти»? Или до пятидесяти? Наверное, каждый родитель, взявший в руки эту книгу, первым де­лом спросит: «А на какой возраст рассчитаны предложен­ные упражнения?» Однозначного ответа нет. То, что боль­шинство упражнений полезно взрослым, сомнению не подлежит. Для того и создавалась эта книга, чтобы боль­шой взрослый сумел почувствовать себя маленьким ребен­ком, доверчивым, искренним и свободным. Что же касает­ся детей, то оптимальный возраст — от четырех до семи. Однако некоторые игры вполне доступны и трехлеткам. Дети более старшего возраста могут реагировать по-разно­му, в зависимости от особенностей характера и воспитания. Группа подростков, с которой я работала (9-13 лет), непло­хо погружалась в образы животных, и особенно — в про­цесс сочинения сказок.

В конце концов, кто, как не любящие родители, суме­ют лучше всего почувствовать, насколько подходят для их ребенка те или иные игры и задания?

Ручное творчество. Поскольку в каждом из дней есть <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.185 (0.015 с.)