Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История развития делопроизводства на территории Республики Беларусь↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История развития делопроизводства на территории Республики Беларусь Основы белорусского делопроизводства были заложены в рамках Полоцкого княжества – X – XIII вв. Состав документов в это время весьма разнообразен –уставные, духовные и прочие грамоты, выступающие как законодательные акты. В XIIв. появились писцы, занимавшиеся составлением, подготовкой и рассмотрениемдокументов. В XIII – XIV вв. образовалось Великое княжество Литовское. В это время уже применялись договоры, а для удостоверения реквизитов договора использовались печати. В конце документа приводились такие реквизиты, как место и дата составления, а автор, как правило, указывался в начале. В XIV – XV вв. была окончательно сформирована система делопроизводства, просуществовавшая практически без изменения вплоть до XVIII в. В этот период начала действовать первая государственная канцелярия, которая занималась подготовкой большинства документов. При канцелярии находился архив, в котором хранились документы, составлявшие тематику Великого княжества Литовского. В конце XV в. возникло приказное делопроизводство, когда появились первые приказы. В XV – XVI вв. складывается белорусский делопроизводственный язык. Определённую структуру приобретает изложение текстов документов. В первой части документа указывается причина его составления, во второй – решение по данному вопросу. В этот период появляются формуляры-образцы документов. После октябрьской революции 1917г. начался советский период в развитии делопроизводства. Был разработан и принят целый ряд декретов по вопросам улучшения и упрощения делопроизводства. С 1972г. в СССР начали действовать единые правила подготовки и оформления организационно-распорядительных документов. В 1973г. были введены в действие основные положения Единой государственной системы делопроизводства. Постсоветский период начался с распадом СССР. После 1991г. в республике были созданы самостоятельные структуры, занимающиеся проблемами научного и нормативно-методического обеспечения делопроизводственных служб – Комитет по архивам и делопроизводству Республики Беларусь, Белорусский научно- исследовательский институт документоведения и архивного дела (БелНИИДАД).
Нормативно-правовые акты и методические док-ты по делопр. и архивному делу Нормативно-правовое и методическое обеспечение делопроизводства – это совокупность документов, которые устанавливают нормы, правила, требования, характеристики и другие данные, используемые при решении задач организации делопроизводства и архивного дела. Оно базируются на действующем законодательстве Республики Беларусь. К нормативно-правовым актам по делопроизводству и архивному делу относятся: 1. Закон Республики Беларусь «О национальном архивном фонде и архивах в РБ» 2. Закон Республики Беларусь «Об информатизации» 3. Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан». 4. Закон Республики Беларусь «Об электронном документе». 5. Указ Президента Республики Беларусь «Об упорядочении изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь». 6. Положение о государственном надзоре за соблюдением законодательства по архивному делу и ведению делопроизводства в Республике Беларусь. К методическим документам по делопроизводству и архивному делу относятся: 1. Типовое положение об архиве электронных документов в организации. 2. Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников. 3. Примерная инструкция по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах правления, учреждениях, организациях и предприятиях РБ. 4. «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Основные положения». 5. СТБ 6.38—2004. «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
3. Место и роль документов в управлении на современном этапе. Понятия: Документ, делопроизводство Система рыночных отношений обусловливает высокую значимость информации, необходимой для принятия управленческих решений. Важнейшим (носителем) источником информации является документ. В нём отражены факты, события, явления объективной действительности и мыслительной деятельности человека. ГОСТом документ определён как «материальный объект с информацией, закреплённой созданным человеком способом для её передачи во времени и пространстве». Документ может быть изготовлен различными способами: посредством письма, рисунка, графики, фотографии, звукозаписи. Совокупность работ, связанных с созданием документов, их регистрацией, классификацией, движением, учётом и хранением, называется делопроизводством. Делопроизводство является составной частью управления и в общем объёме управленческого труда оно составляет 25 – 60% рабочего времени. Поэтому современный менеджер ставит задачу организовать делопроизводство так, чтобы на обработку и оформление документов затрачивался минимум времени. Составные части делопроизводства – документирование и документооборот. Документирование – это деятельность по созданию документов (операции по подготовке, составлению, согласованию, оформлению и изготовлению документа). Все операции документирования должны соответствовать установленным государственным и отраслевым нормативам. Документооборот – это движение документов на предприятии с момента их создания или получения до окончания исполнения, отправки для сдачи в архив (операции приема, распределения, регистрации, контроля исполнения, выдачи справок, формирования дел, хранения и использования документов). 4. Классификация документов и характеристика различных видов документов Деятельность учреждений, организаций, предприятий фиксируется в различных видах документов. Вид документа объединяет его разновидности. Так, например, протокол – вид документа; его разновидности: протокол собрания, протокол заседания, протокол разногласий и др. Выделяют 4 основных вида документов: 1. типовые документы - разрабатываются вышестоящими органами для подведомственных организаций с однородными функциями и носят обязательный характер; 2. примерные документы - разрабатываются вышестоящими органами для организаций своей системы, но носят рекомендательный характер; 3. индивидуальные документы – разрабатываются конкретными организациями для внутреннего пользования; 4. трафаретные документы – изготавливаются трафаретным способом, причём постоянная часть текста документа отпечатана на полиграфических машинах. Классификация документов – это деление документов на классы по наиболее общим признакам сходства и различия. Документы классифицируют по различным признакам: 1. по способу фиксации информации документы делятся на письменные, графические, фото - и кинодокументы, электромагнитные, звуковые. 2. по содержанию документы делятся на первичные и сводные. 3. по наименованию выделяют приказы, протоколы, акты, справки, письма и др. 4. по месту составления различают внутренние и внешние документы. 5. по срокам исполнения документы подразделяются на срочные и несрочные. 6. по происхождению различают служебные и личные документы. 7. по степени гласности делятся на обычные, секретные и документы для служебного пользования. 8. по срокам хранения выделяют документы постоянного срока хранения, временного срока хранения (до 10 лет), и длительного срока хранения (свыше 10 лет). 9. по стадиям создания документы подразделяют на подлинники (оригиналы) и копии. В делопроизводственной практике имеют место такие разновидности копий, как отпуск, дубликат и выписка. 5. Документационное обеспечение управления Под документационным обеспечением управления понимают комплекс правил, применяемых при делопроизводстве. Связывая процесс управления (менеджмент) с документационным обеспечением управления, следует отметить, что он включает такие основные документируемые операции, как: - сбор и обработка документной информации; - подготовка решения; - принятие и документирование решения; - доведение решения до исполнителей; - исполнение решения; - контроль исполнения; - сбор информации об исполнении; - хранение информации. В основе процесса управления лежат следующие принципы: - оперативность; - современное техническое оснащение; - целесообразность всех делопроизводственных операций; - умелое сочетание документационного обеспечения управления с бездокументным. На предприятии должен быть установлен единый порядок (единые требования) по составлению документов и работе сними, закреплённый инструкцией и другими нормативными актами. Правильная организация документооборота, грамотное и логически осмысленное составление документов - необходимое условие оперативности, гибкости управления.
Формуляр-образец Унифицированную форму документа на бумажном носителе рекомендуется проектировать на основе формуляра-образца - совокупность реквизитов, расположенных определённым образом в документе. Формуляр, характерный для определённого вида документов, называется типовым формуляром. Формуляр-образец состоит из трёх частей: заголовочной, содержательной и оформляющей. В заголовочной части размещают реквизиты, расположенные до текста документа и кодовые обозначения реквизитов. В основной (содержательной) части размещают реквизиты текст и приложения. В оформляющей части размещают реквизиты, обеспечивающие придание юридической силы документам с обязательным включением реквизитов «Дата заполнения документа», «Подпись» («Подписи») лица (лиц), ответственного (ных) за правильность заполнения формы, «Печать» при необходимости. Формуляр-образец должен устанавливать: - формат бумаги; - конструкционную сетку; - служебные поля; - расположения частей, зон и реквизитов с учётом двусторонней печати. Для унифицированных форм документов рекомендуется использовать форматы А3 (297х420мм), А4 (210х297мм), А5 (148х210мм), А6 (105х148мм) по ГОСТ 9327-60. Конструкционная сетка образуется пересечением вертикальных и горизонтальных линий, ограниченных полями, на бумаге установленного формата. Расстояние между соседними линиями конструкционной сетки должно быть следующим: - между вертикальными линиями – 2,6мм (шаг письма); - между горизонтальными линиями – 4,25мм (межстрочный интервал). Бланки документов должны иметь поля: - левое – 30мм; - правое – не менее 8мм; - верхнее и нижнее – не менее 20мм. Разработка единой схемы построения организационно-распорядительной документации (ОРД) на основе формуляра-образца позволяет: - значительно повысить эффективность работы управленческого аппарата; - упростить и ускорить процесс машинописного оформления документов; - облегчить поиск и обработку документов; - повысить эффективность применения средств организационной, вычислительной и множительной техники.
11. Назначение, особенности и содержание организационно-распорядительной Документации Отношения, которые возникают в процессе деятельности предприятий и учреждений по выполнению управленческих функций, отражаются в различных организационно-распорядительных документах. Устав – правовой акт, регулирующий деятельность организаций, предприятий, учреждений и граждан, их взаимоотношения с другими структурами и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственного управления или хозяйственной деятельности. Положение о структурном подразделении – правовой акт, определяющий порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы органов структурного подразделения. Должностная инструкция – нормативный документ, в котором определены функции, права и обязанности сотрудника организации (предприятия). Постановление - правовой акт, принимаемый высшим и некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм и правил поведения. Решение – распорядительный документ, который является правовым актом, принимаемым коллегиальными органами - коллегиями министерств и ведомств, научных советов, советов директоров для оформления результатов деятельности. Распоряжение – акт управления государственного органа, имеющий властный характер, изданный в рамках присвоенной должностному лицу, государственному органу компетенции, имеющий обязательную силу для граждан и организаций, которым распоряжение адресовано. Приказ – правовой акт, издаваемый руководителями министерств, ведомств, отделов и управлений, местных исполкомов, руководителями объединений, организаций, предприятий, фирм, действующих на основе единоличия. Приказы бывают двух видов - по основной деятельности и по личному составу. Приказы по основной деятельности издаются для решения основных оперативных задач по организации работы предприятия, финансированию, планированию, снабжению, реализации продукции и другим производственным вопросам. После составления приказа необходимо провести его согласование и подписание. Проекты приказов могут согласовываться с главным бухгалтером, юрисконсультом или другими должностными лицами предприятия. Такое согласование оформляется в виде визы. Подписывает приказ руководитель или его заместитель. . Приказами по личному составу оформляются: приём, перевод и увольнение работников; предоставление им отпусков и командирование; изменение условий и оплаты труда; присвоение разрядов, категорий; поощрения и наложение взысканий и др. Приказы по личному составу доводятся до сведения работников под расписку. Протокол – документ, содержащий запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на конференциях, собраниях и заседаниях коллегиальных органов. Проведению совещания (заседания) любого уровня должна предшествовать подготовительная работа, в ходе которой составляется группа документов, сопровождающих протокол: повестка дня, список участников конференции, заседания, списки приглашённых лиц, доклады или тезисы основных выступлений, справки по обсуждаемым вопросам, проекты решений (или постановлений) по каждому вопросу. Текст протокола состоит из двух частей - вводной и основной. Вводная часть оформляется в такой последовательности: - председатель – инициалы и фамилия; - секретарь – инициалы и фамилия; - присутствовали – инициалы и фамилии присутствующих сотрудников предприятия в алфавитном порядке, затем должности и фамилии приглашённых. Если присутствующих более 10, то указывается их общее количество; - повестка дня - содержит вопросы, вынесенные на обсуждение, каждый пункт повестки дня нумеруется, записывается с новой строки и отвечает на вопрос «О чём?», например, об итогах работы предприятия за первое полугодие 2005г. Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме: СЛУШАЛИ: ВЫСТУПИЛИ: ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ): После двоеточия на следующей строке с абзаца пишутся фамилия и инициалы выступивших и через тире - краткое изложение текста выступления. Постановление (решение) указывается в протоколе полностью, т.к. является наиболее важной его частью. Протокол подписывается председателем и секретарём. К нему подшиваются представленные материалы: справки, доклады, проекты и т.д. Протоколы хранятся не менее 10 лет. Акт – документ, составленный в коллегиальном порядке для удостоверения фактов, действий и событий, имеющих юридическое значение. Обязательными для всех видов актов являются следующие реквизиты: - наименование предприятия; - наименование вида документа с указанием того факта и обстоятельства, которое послужило поводом для составления акта, например, акт ревизии кассы; - номер акта (при его регистрации); - дата и место составления; - состав комиссии с указанием инициалов и фамилии председателя, инициалов и фамилий членов комиссии в алфавитном порядке. При необходимости указывают должности, инициалы и фамилии присутствующих; - основание для составления акта. Это может быть ссылка на документ, на устное распоряжение руководителя, на какие-либо действия, факты, события; - содержание акта, где даётся описание конкретных фактов, действий или событий с соблюдением требований, предъявляемых к данному виду актов. Также излагаются выводы, заключения, предложения. Деловые записки. В делопроизводственной практике различаются три вида деловых записок: докладные, служебные и объяснительные. Доверенность – документ, которым организация или отдельное лицо (доверитель) предоставляет право другому лицу (поверенному) получить деньги или товарно- материальные ценности или совершить какие-либо действия от лица доверителя, точно указанные в доверенности. Заявление - это письменное обращение граждан, работников предприятия, организации с просьбой, предложением, критическим замечанием или другими вопросами повседневной работы и жизни.
Оформление реквизитов организационно-распорядительных документов Каждый документ состоит из отдельных его элементов - реквизитов (автор, адресат, дата, подпись и т.д.). Различные виды документов имеют разный набор реквизитов, который определяется назначением документов. В документах используется следующий состав реквизитов (рис. 2.1): Изображение Государственного герба Республики Беларусь (1) на бланке с угловым расположением реквизитов помещают на верхнем поле бланка слева, над серединой наименования организации, а на бланках с продольным расположением реквизитов – в центре верхнего поля. Диаметр изображения должен быть не более 17мм. Эмблема организации (2) – представляет условное (символическое) графическое изображение (товарный знак), зарегистрированное в установленном порядке. Изображение эмблемы организации государственной формы собственности следует располагать на левом поле бланка документа на уровне реквизита «Наименование организации». Постоянные реквизиты бланка Постоянными реквизитами бланка являются: Государственный герб Республики Беларусь (1), эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания) (2), код организации (3), код документа (4), наименование вышестоящей организации (5), наименование организации (6), наименование структурного подразделения (7), почтовый адрес отправителя (8), коммуникационные и коммерческие данные (9), название вида документа (10), место составления или издания документа (14). Изображение Государственного герба Республики Беларусь (1) на бланке с угловым расположением реквизитов помещают на верхнем поле бланка слева, над серединой наименования организации, а на бланках с продольным расположением реквизитов – в центре верхнего поля. Диаметр изображения должен быть не более 17мм. Эмблема организации (2) – представляет условное (символическое) графическое изображение (товарный знак), зарегистрированное в установленном порядке. Изображение эмблемы организации государственной формы собственности следует располагать на левом поле бланка документа на уровне реквизита «Наименование организации». Служебные отметки Служебными отметками являются: резолюция (18), отметка о контроле (20), отметка об исполнителе (27), отметка о заверении копии (28), отметка об исполнении документа и направлении его в дело (29), отметка о поступлении (31), отметка о переносе данных на машинный носитель (30). Резолюция (18) – проставляется на входящих и внутренних документах, рассматриваемых руководством, в правой верхней части документа. Резолюция – надпись на документе, сделанная должностным лицом и содержащая указания по исполнению документа. Резолюция должна быть подписана и датирована. Отметка о контроле (20) – проставляется на документах, исполнение которых контролируется и состоит из буквы «К» или слова «Контроль», которые пишут от руки или проставляют резиновым штемпелем на левом поле документа на уровне заголовка. Реквизит служит сигналом, напоминающим о его исполнении. Фамилия исполнителя и номер его телефона (27) – проставляется после реквизита 25 на лицевой или оборотной стороне последнего листа документа в левом нижнем углу первого экземпляра документа. Отметка о заверении копии (28) – проставляется в случае подписания руководителем только первого экз-ра документа, Отметка о заверении копии включает: заверительную надпись «Верно», наименование должности лица, заверившего копию, его личную подпись с расшифровкой и дату заверения. Отметка об исполнении документа и направлении его в дело (29). Если документ исполнен, т.е. решены все вопросы, поставленные в нём, но документе ставят эту отметку. Этот реквизит располагается в левой нижней части первого листа документа ниже реквизита 27и включает: - слова «В дело» и «Номер дела», в котором будет храниться документ; - ссылку на дату и номер документа, свидетельствующего об исполнении; - краткие сведения об исполнении, если отсутствует документ, свидетельствующий об исполнении; - подпись исполнителя документа и дату проставления отметки. Отметка о поступлении (31) – проставляется на входящих документах от руки или автоматическим нумератором в правом нижнем углу первой страницы документа и состоит из следующих элементов: сокращённого наименования организации (предприятия), получившей документ; даты поступления; индекса.
Коммерческие документы Основными правовыми документами во взаимоотношениях между организациями являются коммерческие договоры (контракты). Договор (контракт) – документ, представляющий собой соглашение сторон об установлении и регулировании каких- либо отношений. Все виды договоров имеют различные реквизиты содержания, но одни и те же реквизиты формы, к которым относятся: - название вида и заголовок документа (договор купли-продажи, контракт на поставку); - дата, место составления, номер; - наименование сторон (полные и сокращённые названия фирм). Затем следуют реквизиты содержания: - предмет договора; - количество товара и способы определения качества; - цену и общую стоимость поставки; - условия и сроки поставки, транспортировки, хранения, упаковки, маркировки, рекламы и реализации; - условия и сроки оплаты, особенности и порядок расчётов; - порядок сдачи-приёма выполненных работ; - ответственность сторон (в том числе санкции за невыполнение принятых обязательств); - гарантии, страхование и форс-мажорные обстоятельства; - переход права собственности и риски; - порядок разрешения споров. Затем снова следуют реквизиты формы: - юридические адреса сторон (с указанием почтовых адресов, банковских данных, номеров телефонов, факсов); - подписи должностных лиц; - дата подписания документа; - печати фирм. Договор купли-продажи – коммерческий документ, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определённую денежную сумму (цену). Договор поставки. По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Договор контрактации. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведённую) им сельскохозяйственную продукцию лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (заготовителю). Договор продажи предприятия. По договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс. Права на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и другие средства индивидуализации продавца и его товаров, работ или услуг переходят к покупателю, если иное не предусмотрено договором. Договор ренты. По договору ренты одна сторона (получатель ренты) передаёт другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определённой денежной суммы либо предоставления средств на его содержание. Договор аренды. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение или во временное пользование. Договор лизинга (финансовой аренды). По договору лизинга арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определённого им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Договор подряда. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определённую работу и сдать её результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Договор займа. По договору займа одна сторона (заимодавец) передаёт в собственность другой стороне (заёмщику) деньги или другие вещи, определённые родовыми признаками, а заёмщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Кредитный договор. По кредитному договору банк или иная кредитно-финансовая организация (кредитодатель) обязуется предоставить денежные средства (кредит) другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а кредитополучатель обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за неё. Договор банковского вклада (депозита). По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (вкладополучатель) принимает от другой стороны (вкладчика) денежную сумму (вклад, депозит) и обязуется возвратить вкладчику вклад, а также начисленные на вклад проценты на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Договор страхования. По договору страхования одна сторона (страховщик) обязуется при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или третьему лицу (выгодоприобретателю), в пользу которого заключен договор, причинённый вследствие этого события ущерб застрахованным по договору интересам в пределах определённой договором суммы (страховой суммы), а другая сторона (страхователь) обязуется уплатить обусловленную договором сумму (страховой взнос, страховую премию). Договор поручения. По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счёт другой стороны (доверителя) определённые юридичес кие действия. Договор о совместной деятельности (простого товарищества). По договору о совместной деятельности двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей законодательству цели.
Офис в системе управления От организации рабочего места и благоприятных условий труда зависят работоспособность персонала, производительность и качество труда, состояние его здоровья. Рабочее место – это зона трудовой деятельности одного или нескольких исполнителей, оснащенная необходимыми средствами для выполнения должностных обязанностей. Организация рабочего места – это система мероприятий по оснащению его средствами и предметами труда и функциональному их размещению. Она включает оснащение рабочего места мебелью, специальным оборудованием и необходимыми средствами организационной техники. Рабочая мебель должна обладать следующими характеристиками: - высота сиденья стула над уровнем пола – 43 см.; - высота крышки стола над уровнем пола – 71 см.; - расстояние от нижней поверхности крышки стола до сидения стула – около 23 см. Секретарь должен сидеть лицом к входной двери. Такая планировка подразумевает разделение кабинета секретаря на три зоны: рабочую зону (стол со средствами и орудиями труда); зону приема посетителей и зону отдыха. При небольших размерах служебного помещения вторая и третья зоны совмещаются.
История развития делопроизводства на территории Республики Беларусь Основы белорусского делопроизводства были заложены в рамках Полоцкого княжества – X – XIII вв. Состав документов в это время весьма разнообразен –уставные, духовные и прочие грамоты, выступающие как законодательные акты. В XIIв. появились писцы, занимавшиеся составлением, подготовкой и рассмотрениемдокументов. В XIII – XIV вв. образовалось Великое княжество Литовское. В это время уже применялись договоры, а для удостоверения реквизитов договора использовались печати. В конце документа приводились такие реквизиты, как место и дата составления, а автор, как правило, указывался в начале. В XIV – XV вв. была окончательно сформирована система делопроизводства, просуществовавшая практически без изменения вплоть до XVIII в. В этот период начала действовать первая государственная канцелярия, которая занималась подготовкой большинства документов. При канцелярии находился архив, в котором хранились документы, составлявшие тематику Великого княжества Литовского. В конце XV в. возникло приказное делопроизводство, когда появились первые приказы. В XV – XVI вв. складывается белорусский делопроизводственный язык. Определённую структуру приобретает изложение текстов документов. В первой части документа указывается причина его составления, во второй – решение по данному вопросу. В этот период появляются формуляры-образцы документов. После октябрьской революции 1917г. начался советский период в развитии делопроизводства. Был разработан и принят целый ряд декретов по вопросам улучшения и упрощения делопроизводства. С 1972г. в СССР начали действовать единые правила подготовки и оформления организационно-распорядительных документов. В 1973г. были введены в действие основные положения Единой государственной системы делопроизводства. Постсоветский период начался с распадом СССР. После 1991г. в республике были созданы самостоятельные структуры, занимающиеся проблемами научного и нормативно-методического обеспечения делопроизводственных служб – Комитет по архивам и делопроизводству Республики Беларусь, Белорусский научно- исследовательский институт документоведения и архивного дела (БелНИИДАД).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1078; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.81.186 (0.017 с.) |