Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебная реформа 1864 года и становление института мирового судьи

Поиск

Судебная реформа 1864 года и становление института мирового судьи

В Российской Империи первые М. С. появились в 1864 году, в ходе либеральных реформ Александра II, а именно реформы судебной. Однако институт не действовал в некоторых частях огромной Российской империи, а в 1889 и вовсе был упразднён. Воссоздана в царской России мировая юстиция была лишь в 1912 году. Указом Александра II от 20 ноября 1864 г. были утверждены: 1. Судебные установления. 2. Устав гражданского судопроизводства. 3. Устав уголовного судопроизводства. 4. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями45.

Еще 29 сентября 1862 г. в «Основных положениях судоустройства» было провозглашено, что «власть судебная отделяется от исполнительной, административной и законодательной»46, а также были введены принцип независимости и несменяемости судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, гласность и состязательность судопроизводства, участие в нем присяжных заседателей и адвокатов. Отменялись сословный принцип организации суда и особые суды для каждого сословия.

Число судебных инстанций сократилось с четырнадцати до трех – окружной суд, судебная палата, Сенат.

судебная реформа 1864 г. явилась самым крупным в истории дореволюционной России шагом к правовому государству. Все ее принципы и учреждения способствовали становлению в стране цивилизованных норм законности и правосудия. В связи с этим важным было то, что с принятием уставов 1864 г. изменилась вся система судоустройства и судопроизводства.

Образовывались мировые суды для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел, замыкавшиеся на уровне уезда, и система общих судебных установлений.

Вводились новые судебные учреждения – коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: первой являлся окружной суд, второй – судебная палата, объединявшая несколько судебных округов и состоявшая из уголовного и гражданского департаментов.

Высшей мировой инстанцией являлся съезд мировых судей – собрание почетных и участковых мировых судей каждого мирового округа. Председатель съезда выбирался из мировых судей, как и они, на трехлетний период. Еще одним значимым аспектом судебной реформы стало создание института присяжных поверенных – адвокатуры, а предварительное следствие по уголовным делам, которое ранее осуществлялось полицией, теперь перешло в руки судебных следователей. Присяжные поверенные и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование, а первые, кроме того, еще пятилетний стаж службы по судебному ведомству. Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществлялся оберпрокурором Сената, прокурорами судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно министру юстиции как генерал-прокурору.

Гражданское судопроизводство у мирового судьи в дореволюционной России

Уголовное судопроизводство у мирового судьи в дореволюционной России

Судебная реформа 1991 года и институт мирового судьи

Судебная реформа с самого начала имела строго определенную цель - становление в России самостоятельной судебной власти, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в государстве, осуществляемых посредством мер правового характера.

Для перехода от административно-правового регулирования к системе регулирования, основанной на праве, требовалось решить три крупных задачи[1]:

1. Привести компетенцию судов в соответствие с требованиями правового государства. Необходимо было покончить с положением, когда целые области общественных отношений находились вне сферы судебных полномочий, когда граждане не имели права обратиться за судебной защитой в конфликтах с представителями исполнительной власти, когда трудовые споры многих категорий работников решались в порядке подчиненности, а не в судах, и т.д.

2. Обеспечить независимость судьи от влияния других ветвей власти, от давления со стороны различных политических группировок и социальных групп для того, чтобы суд мог успешно выполнять свои новые функции.

3. Обеспечить самостоятельность суда и от исполнительной, и от законодательной властей для того, чтобы независимость судьи стала реальностью.

По некоторым из направлений и задач Концепции за прошедшие 15 лет был достигнут значительный прогресс. Однако явно недостаточно изменилась ситуация по решению таких главных задач Концепции, как:

- утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной;

- достижение уровня материально-технического обеспечения судов.

 

Правовые основы института мирового судьи в Российской Федерации

Правовые основы организации и деятельности Мировой юстиции

ФЗ «О Мировых судьях в РФ»: мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, т.е. в пределах только закрепленной за ним территории. Количество участков и, соответственно, количество судей определяется ФЗ соответствующего субъекта РФ по согласованию с Верховным судом РФ или по инициативе Верховного Суда РФ по согласованию с соответствующим субъектом РФ.

ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ» от 24.11.97: в отношении 64 субъектов РФ установлено количество судебных участков - 5463. К настоящему времени внесены изменения в закон – уже 7367 участков.

ФЗ «О мировых судьях РФ»: судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются за конами субъектов РФ.

Вопросы организационного обеспечения деятельности МС в ст. 10 ФЗ «О мировых судьях РФ»:

Обеспечение зар.платы МС;

Должностной оклад МС = 60% от оклада Председателя ВС РФ;

Материально-техническое обеспечение деятельности МС осуществляют органы исполнительной власти соотв. субъекта;

Возмещение издержек.

Ч.3 ст. 8 ФЗ «О мировых судьях РФ»: при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случаях временного отсутствия мирового судьи исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда.

Требования к кандидатам на должность мирового судьи и порядок наделения их судебными полномочиями

Мировым судьёй может быть гражданин Российской Федерации:

-имеющий высшее юридическое образование;

-не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи

достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет (в такой стаж засчитываются не все виды юридической деятельности),

а также не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

 

Общие требования, которым должны отвечать мировые судьи, содержатся в ст. 5 Федерального закона «О мировых судьях в РФ», согласно которой мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершавший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации.

При этом от сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи районного суда не менее пяти лет.

Особенность же правового положения мирового судьи заключается в том, что законом субъекта Российской Федерации к нему могут быть установлены дополнительные требования. Перечень дополнительных требований в федеральном законе отсутствует. Пример в Оренбургской области требование являются постоянное проживание на ее территории и возможность по состоянию здоровья осуществлять правосудие.

Итак, в случае соответствия предъявляемым требованиям кандидат на должность мирового судьи сдает квалификационный экзамен, Для сдачи квалификационного экзамена кандидату необходимо представить в экзаменационную комиссию документы, подтверждающие его соответствие вышеописанным общим требованиям, а также специальным (дополнительным) требованиям в случае, если таковые установлены законом соответствующего субъекта РФ. В случае успешной сдачи квалификационного экзамена кандидат на должность мирового судьи вправе обратиться в квалификационную коллегию судей субъекта РФ с заявлением о рекомендации на искомую должность.

Для получения рекомендации он представляет в квалифи­кационную коллегию судей: заявление; документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку и (или) иные документы, подтверждающие наличие 5-летнего стажа работы по юриди­ческой профессии; документ, подтверждающий профессио­нальное образование; документ о результатах сдачи квалификационного экзамена; автобиографию; характеристики с мест работы по юридической профессии; медицинское заключение о состоянии здоровья; иные документы, включая и те, необхо­димость представления которых вызывается предъявлением к кандидату на должность судьи дополнительных требований в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. При этом заявление кандидата на должность мирового судьи долж­но содержать указание на согласие кандидата на проведение проверки сообщаемых им о себе сведений (в том числе медицинского характера).

Поступившее заявление кандидата на должность мирового судьи рассматривается квалификационной коллегией судей на общих основаниях, предусмотренных ст. 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Положением о квалификационных коллегиях судей.

Наконец, говоря о требованиях, предъявляемых к мировым судьям, необходимо отметить, что, как и судьи федеральных судов, мировые судьи не вправе быть депутатами представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой детельности.

Исполняя свои обязанности, мировой судья, будучи полноправным членом судейского сообщества, должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к судьям, соблюдать правила осуществления профессиональной деятельности судьи, испытывать ограничения в своей внеслужебной деятельности, установленные Кодексом судейской этики.

В частности, Кодекс устанавливает:

— приоритет в профессиональной деятельности судьи, который состоит в том, что исполнение обязанностей по осуществлению правосудия является основной задачей судьи и имеет приоритетное значение в его деятельности;

— требования, предъявляемые к званию судьи: судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет

7См.: Чепурнова Н. Как сформировать корпус мировых судей? Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.

Кодекс судейской этики устанавливает правила поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности, которые сводятся к следующему:

• Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти. Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов.

• Судья обязан быть беспристрастным, не допускать влияния на свою профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было. При исполнении своих обязанностей судья не должен проявлять предубеждения расового, полового, религиозного или национального характера.

• Общественное мнение, возможная критика деятельности судьи не должны влиять на законность и обоснованность его решений.

• Судья должен быть терпимым, вежливым, тактичным и уважительным в отношении участников судебного разбирательства. Судье следует требовать аналогичного поведения от всех лиц, участвующих в судопроизводстве.

• Судья должен требовать от работников аппарата суда и своих непосредственных подчиненных добросовестности и преданности своему делу.

• Судья не вправе делать публичные заявления, комментировать судебные решения, выступать в прессе по существу дел, находящихся в производстве суда, до вступления в законную силу принятых по ним постановлений и т.д.

Кодекс судейской этики устанавливает также правила поведения судьи во внеслужебной деятельности:

• Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его порядочности и честности.

• Судья может взаимодействовать с органами государственной власти (законодательной и исполнительной) и местного самоуправления по вопросам права, судебной системы, судопроизводства, судоустройства, избегая при этом всего,

что может вызвать сомнение в его независимости и беспристрастности.

• Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политичес­кий характер, или в других политических акциях.

• Судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство.

• Судья должен воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые могут поставить под сомнение его беспристрастность или повлиять на исполнение им профессиональных обязанностей и т.д.

Важно, что Кодекс судейской этики установил возможность привлечения судей к дисциплинарной ответственности за нарушение содержащихся в нем требований.

В отличие от федеральных судей, мировые наделяются полномочиями не Президентом Российской Федерации, а в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, поскольку они являются судьями субъектов Российской Федерации.

Таким образом, закон устанавливает три возможных варианта наделения мировых судей полномочиями:

— назначение на должность законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

— избрание на должность законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

— избрание на должность населением соответствующего судебного участка.

В федеральном законе нет нормы, которая бы определяла процедуру назначения мировых судей. Это объясняется тем, что данный вопрос также относится к предмету ведения субъекта РФ и, следовательно, такие нормы следует искать в законодательстве субъектов.

Каждый мировой судья назначается на должность в индивидуальном порядке открытым голосованием, при этом назначенным на должность мирового судьи считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа депутатов Воронежской областной Думы. Служебное удостоверение мирового судьи подписывается председателем Воронежской областной Думы.

Лицо, впервые назначенное на должность мирового судьи, приводится к присяге перед Государственным флагом РФ на конференции или собрании судей общей юрисдикции Воронежской области.Присяга произносится в торжественной обстановке.

По смыслу ст. 7 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировой судья назначается на определенный срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем на пять лет, а по истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность и в случае повторного и последующих назначений уже не менее чем на пять лет.

Аппарат мирового судьи

Приказное производство

ПРИКАЗНОЕ СУДОПРОИЗВ-ВО.

Существуют некоторые кактегории дел, по которым применение искового порядка не оправдано с точки зхрения экономии времени участников процесса и средств гос бюджета.

ПРИКАЗНОЕ пр-во возможно если:

1-Заявленное требование основано на нотариально удостов сделке.

2- сделка в письменной форме.

3-требование основано на соверш нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте,

4-Взыскание алиментов без установления отцовства.

5-недоимки по налогам.

6-недовыплаченной зарплате.

7-ОВД о взыскании расходов с должника.

Основание возбуждения приказного прои-ва- заявление взыскателя(составленное по всем правилам). Судья отказывает в принятии заявления, если неправильно оформлено.

Если принято, то рассматривается 5 дней..

Судебный приказ = постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании. По юридической силе сходен с решением суда. Является правоприменительным актом органа гос власти, предписывающим определенное поведение.

СОСТАВ: вводная и резолютивная часть.

На спец. Бланке, 2 экземпляра., Для должника – копия.

 

ОТЛИЧИЯ от суд. решения:

Суд. приказ одновременно является исполнительным документом. Упрощенный порядок принятия и отмены. 1 дней на рассмотрение приказа должником, если не согласен – судья может отменить (без мотивов и доводов)!!!!!

РАССМОТРЕНИЕ В ПОРЯДКЕ ИСКОВОГО ПР-ВА.

Порядок определяется конституцией, законом о суд. системе, ГПК и др.(как у фед судей)

Но есть исключения: короткий срок принятия на рассмотрение(5 дней).

Семейные споры(особенность) и брачные контракты. Имущ до 100 тыс, о порядке пользования им-вом.9 порядок может быть пересмотрен, о порядке пользования строениями.(из каких прав жилищных или гражданских).

Судебная реформа 1864 года и становление института мирового судьи

В Российской Империи первые М. С. появились в 1864 году, в ходе либеральных реформ Александра II, а именно реформы судебной. Однако институт не действовал в некоторых частях огромной Российской империи, а в 1889 и вовсе был упразднён. Воссоздана в царской России мировая юстиция была лишь в 1912 году. Указом Александра II от 20 ноября 1864 г. были утверждены: 1. Судебные установления. 2. Устав гражданского судопроизводства. 3. Устав уголовного судопроизводства. 4. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями45.

Еще 29 сентября 1862 г. в «Основных положениях судоустройства» было провозглашено, что «власть судебная отделяется от исполнительной, административной и законодательной»46, а также были введены принцип независимости и несменяемости судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, гласность и состязательность судопроизводства, участие в нем присяжных заседателей и адвокатов. Отменялись сословный принцип организации суда и особые суды для каждого сословия.

Число судебных инстанций сократилось с четырнадцати до трех – окружной суд, судебная палата, Сенат.

судебная реформа 1864 г. явилась самым крупным в истории дореволюционной России шагом к правовому государству. Все ее принципы и учреждения способствовали становлению в стране цивилизованных норм законности и правосудия. В связи с этим важным было то, что с принятием уставов 1864 г. изменилась вся система судоустройства и судопроизводства.

Образовывались мировые суды для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел, замыкавшиеся на уровне уезда, и система общих судебных установлений.

Вводились новые судебные учреждения – коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: первой являлся окружной суд, второй – судебная палата, объединявшая несколько судебных округов и состоявшая из уголовного и гражданского департаментов.

Высшей мировой инстанцией являлся съезд мировых судей – собрание почетных и участковых мировых судей каждого мирового округа. Председатель съезда выбирался из мировых судей, как и они, на трехлетний период. Еще одним значимым аспектом судебной реформы стало создание института присяжных поверенных – адвокатуры, а предварительное следствие по уголовным делам, которое ранее осуществлялось полицией, теперь перешло в руки судебных следователей. Присяжные поверенные и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование, а первые, кроме того, еще пятилетний стаж службы по судебному ведомству. Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществлялся оберпрокурором Сената, прокурорами судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно министру юстиции как генерал-прокурору.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.217.242 (0.01 с.)