Глава 2. Статус мирового судьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Статус мирового судьи



§1. Статус мирового судьи, его гарантии требования, предъявляемые кандидатам в мировые судьи.

 

Конституционному и законодательному регулированию статуса судей в РФ уделено значительное место, как в Основном законе страны, так и в нормативных актах, принятых законодателем в период судебной реформы.

Конституционные особенности судей, закрепленные в ст. 83, 102, 119, 120, 121, 122, 128 Конституции РФ, определяющие особенности правового положения лиц, осуществляющих судебную власть от имени Российской Федерации, провозглашают независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и Федеральному закону, их несменяемость и неприкосновенность, а также устанавливают квалификационные требования к судьям и порядок их назначения.

Законодательство о статусе судей и об органах судебного сообщества, определяющие особенности правового положения граждан, осуществляющих судебную составляющую государственной власти от имени Российской Федерации, представлено двумя основными законодательными актами: Федеральный закон от 26.06. 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации»[22] и Федеральный закон от 14.03. 2002 г. «Об органах судейского сообщества Российской Федерации»[23].

Особенности правового статуса мировых судей как судей общей юрисдикции субъектов РФ обусловили специфику правового регулирования их деятельности. Она заключается в том, что нормативные акты (источники) института мировой юстиции принимаются органами власти на федеральном уровне.

В ходе становления института мировой юстиции не удалось избежать проблем, непременно сопровождающих появление чего либо нового. Эти проблемы условно можно подразделить на две группы: концептуальные и практические (прикладные). Если первые связанны в основном с несогласованностью источников правового регулирования деятельности судей, то вторые зачастую с полным отсутствием такого регулирования. Условность подобного разделения объясняется тем, что проблемы концептуального порядка не могут не проявляться в практической деятельности мировых судей.

Первая группа проблем связана с тем, что институт мировой юстиции не прописан в рамках правовых конструкций, предусмотренных Конституцией РФ[24]. Так статья 71. Конституции РФ в ведении Российской Федерации закрепляет установление системы Федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности. Учреждение Российской Федерацией органов судебной власти субъектов РФ данной нормой не предусмотрено. В тоже время Федеральный Конституционный закон «О судебной системе РФ» вводит ранее не известный институт судов субъектов РФ, относя к нему конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировых судей – судей общей юрисдикции субъектов РФ. В этой части Федеральный Конституционный закон вступает в противоречие со ст.77 Конституции РФ, предоставляющий субъектам право самостоятельно определять систему органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

В силу ст.118 Конституции РФ судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, При этом федеральным конституционным законом определяются полномочия, порядок образования и деятельность Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ и иных федеральных судов (ч. 3 ст. 128 Конституции РФ). Из приведенных норм Конституции РФ вытекает общий вывод: возможности учреждения судов субъектов РФ Конституция не предоставляет ни Федерации, ни ее регионам. Рассматривая вопрос о соответствии Конституции РФ отдельных положений Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», Конституционный Суд РФ, сославшись на ст.71 (п. «о») Конституции РФ, согласно которому судоустройство, уголовно-процессуальные и гражданское – процессуальное законодательство находится в ведении РФ, а также на изложенные выше положения ст.118 и 128 Конституции РФ, указал, что непосредственно конституционные нормы не только относятся к ведению РФ, определенные действующей в ней системы, но и предписывают обязательность урегулирования ее организации федеральным конституционным законом. При этом на федеральном законодателе, лежит обязанность самостоятельно определить перечень всех действующих судов, систему процессуальных инстанций и их компетенцию.[25]

Правовая позиция Конституционного Суда об исключительности права РФ по определению действующей в ней судебной системы безупречна, если вести речь о федеральных судах. Если не говорить о праве Федерации на учреждение судов субъектов РФ, а возможно и судов муниципальных образований, то ссылка лишь на п. «о» ст.71 Конституции РФ выглядит не столь убедительно.

На лицо коллизия правовых норм: п. «о» ст.71 Конституции РФ к ведению РФ относит судоустройство а п. «г» ст. 71 Конституции - установление системы лишь федеральных органов судебной власти. Очевидно, что для разрешения возникшего противоречия необходимо иметь четкое представление о понятии «судоустройство».

В юридической литературе термин «судоустройство» проводится в двух значениях с одной стороны, как система судебных учреждений (в этом случае включение в Конституцию РФ названных положений п. «г» ст.71 теряет всякий смысл), с другой – как совокупность норм, устанавливающих задачи, принципы организации и деятельности, структуру и компетенцию судов.[26] С отходом законодателя от установленных Конституцией РФ основ конституционного строя связана и двойственность правового положения мировых судей, заключающаяся в том, что, во-первых, полномочия, порядок деятельности и создание должностей мировых судей устанавливаются на федеральном уровне, а порядок назначения (избрания) мировых судей - на региональном. Во- вторых, являясь органом власти субъектов РФ мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. В-третьих, общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом, а создаются и упраздняются судебные участки и должности мировых судей законами субъектов Российской Федерации. И, наконец, Федеральным законом «Омировых судьях в Российской Федерации» обозначены рамки законодательного усмотрения соответствующего субъекта РФ по установлению срока полномочий мировых судей, а конкретный срок пребывания в должности мирового судьи определяется субъектом РФ.

Такая ситуация явилась следствием разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в области правового регулирования деятельности мировых судей Федеральным законом «Омировых судьях Российской Федерации», хотя в силу ч.3 ст.11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется самой Конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Возможность разграничения предметов ведения федеральным законом Конституцией не предусмотрено. Кроме того, разграничению подлежат предметы совместного ведения, однако ничего похожего на установление правовых основ деятельности мировых судей (или судов субъектов РФ) ст.72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ не относит.

Лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию в области права. Любой метод подбора судей должен гарантировать от назначения судей по неправомерным мотивам. При подборе судей не должно быть дискриминации в отношении данного лица по признакам расы, цвета кожи, пола, религии, политических и иных убеждений, национального и социального происхождения имущественного, сословного или иного положения; однако требование о том, чтобы кандидат на юридическую должность был гражданином своей страны, не должно рассматриваться в качестве дискриминационного.[27]

Законом о статусе судей установлено, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и осуществляющие свои обязанности на профессиональной основе. В соответствии Европейской Хартией о статусе судей «статус судьи означает обеспечение компетенции, независимости и беспристрастности, которых любой человек законно ожидает от судебных органов и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Он исключает любое положение и любую процедуру, способные поколебать его доверие к этой компетенции, независимости и беспристрастности».[28]

Предоставляемые законом большие права возлагает на мировых судей и большую ответственность. Проблема морального и профессионального облика судьи в том числе и мирового была всегда предметом пристального внимания общественности, юридической науки и практических работников судебной системы. Во многих научных работах широко и всесторонне освещаются качества необходимые для судьи. Уделяется внимание его профессиональной подготовленности, сформированности и зрелости взглядов и убеждений, активность в реализации целей и задач правосудия. Подчеркивается, что представитель судебной власти должен обладать развитым чувством гражданского и общественного долга, ответственностью в делах и поступках, порядочностью, отсутствием эгоизма и корыстолюбия. Он должен разумно регулировать свои материальные потребности, защищать свою честь и достоинство, чутко и внимательно относится к людям.

В соответствии с ныне действующим законодательством требования, предъявляемые к кандидатам на должность мировых судей можно разделить на две группы: требования, устанавливаемые федеральным законодателем, и требования, которые устанавливает законодатель субъекта Федерации.

Как указано в п. 1 ст. 5 Федерального Закона «О мировых судьях Российской Федерации», мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалифицированной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. Эти требования являются общими для всех судей Российской Федерации и установлены п.1 ст.3 Федерального закона «О статусе судей Российской Федерации», то есть их соблюдение является обязательным для всех кандидатов в мировые судьи в независимости от субъекта Российской Федерации. Например, данные требования к судьям Нижегородской области изложены в Законе Нижегородской области от 14.12.2012г. №163-3 «О мировых судьях в Нижегородской области» они полностью соответствуют требованиям, предъявленными федеральным законом.

Юридический стаж, необходимый для занятия должности судьи, в настоящий момент определяется в соответствии с Инструкцией о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, утвержденной 27 декабря 1996 года Министерством юстиции РФ, Верховным судом РФ, Высшим Арбитражным судом РФ.[29] В соответствии с ней в стаж работы по юридической профессии включена работа в органах государственной власти, а также в органах местного самоуправления, в профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организаций любых форм собственности, на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование.

В стаж работы по юридической профессии включается также работа на иных должностях, если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, требует знания в каких либо областях права и умение применять их на практике.

Стаж работы по юридической профессии определяется на основании записи в трудовой книжке.

В спорных случаях окончательное решение об определении стажа принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата.

Очевидным образом судьей не может быть лицо, привлекавшееся к уголовной ответственности и признанное судом виновным в совершении уголовного преступления, равно как и в том случае, когда уголовное дело в отношении лица прекращено по нереабилитирующим основаниям.

После сдачи квалификационного экзамена кандидат на должность мирового судьи представляет личный листок по учету кадров, автобиографию, дает согласие на проверку его и близких родственников на наличие (отсутствие) судимостей.

Отказ от отбора кандидатов на должность судьи федерального суда общей юрисдикции может служить препятствием для решения вопроса о даче рекомендации к назначению на должность мирового судьи, поскольку на судей распространяется действие ст. 1 Федерального закона № 58 – ФЗ от 27.05.2003 года «О системе государственной службы», по которой должность судьи относится к государственным должностям категории «А». В соответствии с действующим законодательством кандидат на должность мирового судьи обязан предоставить сведения о своих доходах и принадлежащем ему имуществе.

Для определения иных поступков, совершенным кандидатом на должность мирового судьи и порочащих его, квалификационные коллегии соответствующих субъектов Российской Федерации руководствуются Кодексом чести судьи Российской Федерации, принятым Советом судей РФ 21 октября 1993 года.[30]

В нем указанно, что судья должен быть терпелив, вежлив, тактичен, он должен уважать участников судебного разбирательства и других лиц, с которыми он общается при исполнении служебных обязанностей. Судья должен быть беспристрастным и свободным от приверженности одной из сторон, влияния общественного мнения и опасения за критику. Судья обязан хранить профессиональную тайну, он не вправе делать публичные заявления, комментарии, выступления в прессе по делам, находящимся в производстве суда, до вступления в силу постановлений принятым по ним. Судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления судов, вступивших в законную силу и действий своих коллег. Судья должен профессионально выполнять свои обязанности. Судья должен избегать личных связей, которые могут причинить ущерб его репутации, затронуть его честь и достоинство. Судья не может участвовать в общественной деятельности, если она наносит ущерб авторитету суда и надлежащем исполнении судьей профессиональных обязанностей, судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, публично выражать свои политические взгляды, участвовать в любых политических акциях. Судя должен воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые способны нарушить его беспристрастность, помешать ему должным образом выполнять свои обязанности.

Кодекс чести судьи Российской Федерации, как справедливо указывается в юридической литературе, задает стандарт поведения, которого должны придерживаться судьи, в связи с чем кандидат должен соответствовать этому стандарту в служебной деятельности и личной жизни.[31]

На основании изложенного на наш взгляд, статус мирового судьи детально регламентируется правовыми и локальными актами судебного общества. При этом требования, предъявляемые кандидатам в мировые судьи – повышенные, что объективно необходимо и объяснимо.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.159.141 (0.02 с.)