Поняття традиційної структури 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поняття традиційної структури



В истории мировой культуры есть сюжеты, образы и мотивы, которые с определенной закономерностью повторяются в литературе разных времен и народов, получая каждый раз новое, более созвучное эпохе реципиента, звучание.

Традиционные структуры включают в себя в самом общем виде художественно закодированные социально-исторические, идеологические, морально-психологические закономерности общечеловеческого бытия в их содержательной взаимосвязанности.

Концентрация многовекового индивидуального и коллективного опыта в традиционном сюжетно-образном материале обусловлена ​​актуализацией их поведенческой и аксиологической ориентации в контексте дальнейших литературных интерпретаций, направленных на исследование экзистенциальных состояний личности и социума через художественное моделирование и осмысления оппозиций хорошо / плохо, индивидуалистическое Я / человеческое МЫ, жизнь / смерть и т.д.. Поэтому в большинстве новых буквенных вариантов традиционные структуры выступают в качестве своеобразных идейно-эстетических катализаторов, существенно трансформируют причинно-следственные связи и мотивировки происходящего в реальной или художественно смоделированной действительности и которые придают ему универсального онтологического звучания.

Исследователи используют различные термины для обозначения сюжетов, образов и мотивов, интенсивно функционируют в литературе разных времен и народов: мировые типы, возрастные образы, вечные сюжеты, магистральные сюжеты, надсюжеты, традиционные сюжеты и образы и т.д. Большинство терминов сближаются тем, что у них есть определение «вечные», то есть функционально активные в прошлом, настоящем и будущем, или «мировые», то есть указывают на уровне географического распространения сюжетно-образного материала:

* Национальный

* Зональный

* Региональный

* Межрегиональный

Эти термины, акцентируя пространственно-временную универсальность функционирования традиционных структур, не совсем точно выражают совокупность между литературных взаимосвязей и достаточно условны. Зато термин «традиционные сюжеты и образы» не метафорического звучания и отражает сущность явления, а не его оценку.

Традиционный сюжет - это сюжет, переходит от поколения к поколению, от одной литературной эпохи к другой, т.е. сохраняется и активно функционирует на протяжении значительного исторического времени.

Вторым признаком традиционного сюжета есть осознанное восприятие его художником и читателем как устойчивого семантического художественного комплекса.

Частями традиционного сюжета являются традиционные образы и мотивы, воспринимаемые отдельно от сюжета и включаются во вновь структуры, приобретая измененного идейно-семантического окраску.

Переосмысления и усвоения культурой традиционного сюжетно-образного материала происходит за счет национализации (предоставление колорита), синхронизации (осовременивания), циклизации (дописывание) текста, изменения взглядов и других семантических процессов.

Процессы ремифологизации, активно происходили в литературе ХХ в., Характеризуются сложностью уровней освоения фольклорно-мифологических традиций, очевидной направленностью на исследование противоречий духовного мира личности.

В новом культурно-историческом контексте общеизвестные мифы и легенды поддаются прямому / опосредованном осовремениванию, получают характеристики народа, заимствует. Как следствие происходит взаимосвязанный процесс онтологической и аксиологической проверок событий-семантичнихх доминант традиционных структур. С одной стороны, современные реалии помогают глубже осмыслить универсальные морально-психологические проблемы общекультурных образцов, а с другой - вневременные коллизии мифологических схем, наложенные на конкретный национально-исторический материал, часто предлагают неожиданные с точки зрения обыденного сознания исследования глубинных истоков современного духовного контекста.

Полифункциональность традиционных сюжетов обусловлена ​​тем, что по своей содержательной значимости они являются открытыми художественными системами, которые не только демонстрируют очевидные связи с воспринимающей реальностью, но есть имманентными общественной бытию структурами, обладающих комплексом основных и вспомогательных функций. Поэтому общекультурные и конкретно-исторические интерпретации сюжетов часто не совпадают, что требует всестороннего исследования процессов взаимодействия малого времени и большого времени в эволюционной спирали протосюжету (протообразу).

Малое время - время сюжета

Большое время - все то время, которое содержит все смысловые наслоения образа от его появления до момента анализа.

При обращении к традиционным сюжетам литература концентрирует внимание на художественном моделировании экзистенциальных состояний и психологии индивидуума и социума, осмысливаются в контексте общечеловеческого нравственного опыта. При этом частичное трансформируется в космологическое, а отдельный человек рассматривается как полноправный представитель типологически однородной множественности психологических констант.

Функциональная активность традиционного сюжета в литературном произведении определяется совокупностью интегральных признаков, важнейшими из которых являются:

* Широта интерпретационного диапазона определяется многообразными запросами воспринимающей эпохи;

* Диалектическое соотношение частичного и общего, конкретного и универсального в структуре традиционного сюжета, получает национально-историческую и предметно-бытовую разработку в литературе;

* Разнообразие форм и способов трансформации, характеризуется различными структурно содержательными уровнями рецепции элементов протосюжету (сюжетов-образцов, посредников, традиционных сюжетных схем);

* Спиралеподибнисть эволюции как результат постоянного обновления формально-содержательных характеристик протосюжетив;

* Органическое сочетание национального и интерпретационного аспектов, наличие функционально значимых общечеловеческих доминант (архетипов, мифологем и т.д.);

* Общеизвестность (узнаваемость) фабулы как первичная предпосылка идейно-эстетической активности в новом литературном варианте;

* Онтологическая, гносеологическая, моделирующая, прогностическая, поведенческая, аксиологическая функции;

* Всечасовий, универсальный характер проблематики, функциональная активность символических планов, метафоричность традиционных структур;

* Наличие разнообразных событийных и семантических доминант, регулирующие характер трансформаций протосюжетив и обеспечивают определенную стабильность их идейно-эстетической рецепции; самостоятельность этих доминант, их способность редуцироваться от протосюжетив;

* Этическая императивность традиционных сюжетов;

* Склонность к моделированию психологического контекста;

* Потенциальная ориентированность традиционных сюжетов на осовременивание формально-содержательных характеристик;

* Традиционные сюжеты как своеобразные художественные коды определенных сторон индивидуального и общечеловеческого бытия.

В процессе осовременивания проблематики фольклорно-мифологических структур происходит деструкция эпической дистанции между протосюжетним хронотопов и смысловыми координатами эпохи реципиента. Незавершенное (длительное) настоящее при многосторонней взаимодействия с замкнутым ценностно устоявшимся прошлым, которое осуществляется в новом литературном контексте, образует сложную временную модель мира (национальную или всечеловеческой), что в подтексте имеет возможной устремленность в будущее. При этом ценностный аспект морально-психологических характеристик образца, используемого переносится с абсолютного прошлого, материализуется в хронотопе протосюжету и его устоявшихся содержательных компонентах несовершенного и незавершенное современное, освещая в нем екзистанцийни проблемы и состояния. Традиционные структуры видиграють роль своеобразного этического зеркала, отражающего и объясняет глубинные тенденции эпохи реципиента в их сложной взаимосвязанности и взаимообусловленности.

В литературе ХХ в. подобные структуры часто играют роль своеобразных морально-психологических моделей, имеющих ярко выраженные гносеологическую, прогностическую, поведенческую и аксиологическая функции. Активность мифологических и легендарных сюжетов обусловлена, с одной стороны, общеизвестность культурных образцов, используемых и многозначностью их структурно-содержательных характеристик, с другой - подчеркнутой актуализацией вневременных координат традиционных сюжетов, переносом художественного внимания по разработке событийного плана на всестороннее исследование мировоззренческих и нравственных мотивировок канонических ситуаций. Благодаря этому в произведении появляется многослойный ассоциативно-символический подтекст, устанавливающего смысловые связи и перекличка конкретно-исторического, национального с универсальным, всечасовим.

 

43.Термінологічні визначення традиційних сюжетів залежно від їх структурно-змістової трансформації (протосюжет, сюжет-зразок, сюжет-посередник, традиційна сюжетна схема)

Для функционирования большинства традиционных сюжетов характерна многостепенность их структурно-содержательной трансформации, в связи с чем необходимо разграничение понятий «протосюжет», «сюжет-образец», «сюжет-посредник», «традиционная сюжетная схема».

Протосюжетом зачастую становится первый известный (сохранившийся) литературное произведение, где систематизированный многовариантный мифологический или легендарный материал, создана целостная сюжетная схема, намечены основные проблемы и ценностно значимая система морально-психологических доминант.

Сюжет-образец - это произведение, в котором художественно осмысливается известный национальный сюжет, который получает универсальное общечеловеческое звучание и становится фактом мирового сознания. Последующие обработки сюжета в той или иной степени используют проблематику этого произведения, продолжают сюжет, полемизируют с ним, осовременивает, объединяют с другими традиционными структурами и др..

Сюжет-посредник - произведение, предлагает принципиально новую версию традиционного сюжетно-образного материала и на который сознательно ориентируется писатель. Это обращение часто декларируется.

Традиционная сюжетная схема условно реконструированной событий-семантической структурой, обладающий системой интегральных и дифференциальных признаков, которые в совокупности создают эстетически осмысленную социально-идеологическую и морально-психологическую модель сущностных сторон человеческого бытия. Поэтому содержательная емкость традиционных сюжетных схем всегда шире, чем емкость протосюжетив и сюжетов-образцов, на основе которых они логически воспроизведены.

Понятие «традиционная сюжетная схема» удобно при исследовании историко-литературной эволюции сюжетно-образного материала в синхронном и диахронном аспектах, так как позволяет максимально достоверно и полно рассматривать взаимодействие традиционного и оригинально-авторского в контексте отдельного произведения.

Широкое распространение в литературе ХХ в. получили так называемые авторские мифы, под которыми следует понимать ситуации, образы и мотивы литературных произведений, в силу выходной мощности их структурно-содержательной доминанты начали активно использоваться другими авторами и в процессе дальнейшего существования подверглись своеобразной культурологической мифологизации. такие ситуации и образы постепенно теряют очевидную связь с произведениями, где они впервые разрабатывались, и воспринимаются духовной культурой как вполне самостоятельные содержанию концентраты определенных сторон материально-духовного бытия, осмысливаются зависимости от своей функциональной ориентации в новом контексте в качестве архетипов, символов, метафор, эмблем. Такая функциональная эволюция свойственна символам в авторских мифах, к которым можно отнести «Дон Кихота» Сервантеса, «Робинзона Крузо» Дефо, «Приключения Гулливера» Свифта и др..

 

 

Поняття авторського міфа

Широкое распространение в лит-ре 20-го века. получили так называемые «авторские мифы», под которыми следует понимать ситуации, образы и мотивы лит.творив, что в силу выходной мощности их структурно-содержательной доминанты начали активно использоваться проч. авторами и в процессе дальнейшего функц-ния подверглись своеобразной культурологической мифологизации. Такие ситуации и образы постепенно теряют очевиден н * связь с произведением, где они впервые разрабатывались и воспринимаются духовной культурой как вполне самостоятельные содержанию концентраты каких-то сторон материально-духовного бытия, осмысливаются зависимости от своей функц-ной ориентации в новом контексте в качестве архетипов, символов, метафор, эмблем. Такая функциональная эволюция свойственна символам в «авт-х мифах», к которым можно отнести «Дон Кихота» Сервантеса, «Робинзона Крузо» Дефо, «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда» Р.Стивенсона и др... История цивилизации в 20-м ст.. значительной мере определялась глобальными событиями, которые оказывают существенное влияние на соц.-не и духовное бытие человечества. Коренное изменение расположения соц.. сил на мировой арене, значительное распространение эконом., Полет. и культурных зв * связей между народами стали исходной предпосылкой качественной активизации мижлит-х взаимосвязи * связей и взаимодействий нац.-х литератур разных регионов, определили их общность в постановке и интерпретации общечеловеческих проблем.

 

 

1. Теорія літератури як наука в системі літературознавчих дисциплін.

2. Методологія системного дослідження.

3. Біографічна та культурно-історична літературознавчі школи.

4. Формалізм і структуралізм як літературознавчі школи.

5.Постструктуралізм і семіотика як літературознавчі школи.

6. Фрейдизм і психологічна літературознавчі школи.

7.Компаративістика і філологічна літературознавча школа.

8.Нова критика і рецептивна естетика як методологічні напрями.

9. Художньо-творча діяльність у системі культури.

10. Художньо-творча діяльність, її специфіка і структура.

11. Літературно-художній твір як носій і передавач художньої інформації.

12. Літературно-художнє сприйняття як етап художньо-творчої діяльності.

13. Особливості та закономірності художнього сприйняття.

14. Роль читача в різні літературні епохи.

15. Художнє сприйняття як співтворчість.

16. Поняття масової та елітарної культури.

17. Критерії художності ЛХТ.

18. Художній образ, його структура. Поняття мікро- та макрообразу.

19. Специфіка літературно-художнього образу. Види образів у ЛХТ.

20. Типізація як спосіб узагальнення дійсності в літературно-художньому творі.

21. Типологізація як спосіб узагальнення дійсності в літературно-художньому творі.

22. Зміст ЛХТ, його складники.

23. Форма ЛХТ, її складники.

24. Співвідношення понять сюжет і фабула ЛХТ.

25. Стиль як літературознавча категорія.

26. Структура художнього відчуження.

27. Епос як літературний рід.

28. Драма як літературний рід.

29. Лірика як літературний рід.

30. Жанр як літературознавча категорія.

31. Екстракатегоріальний та інтракатегоріальний аспекти теорії жанру.

32. Класицизм як літературний напрям.

33. Сентименталізм як літературний напрям.

34. Романтизм як літературний напрям.

35. Реалізм як літературний напрям.

36. Напрями і течії 1 половини ХХ ст.

37. Напрями і течії середини і 2 половини ХХ ст.

38. Періодизація літературно-художнього процесу.

39. Внутрішні та зовнішні фактори розвитку літературного процесу.

40. Художні взаємодії, їх типологія.

41. Поняття літературного напряму і літературної течії. Художній напрям як річище протікання літературно-художнього процесу.

42. Поняття традиційної структури.

43. Термінологічні визначення традиційних сюжетів залежно від їх структурно-змістової трансформації (протосюжет, сюжет-зразок, сюжет-посередник, традиційна сюжетна схема).

44. Поняття авторського міфу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.049 с.)