Стиль як літературознавча категорія 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стиль як літературознавча категорія



Искусствоведение понимает стиль как ограниченное множественность элементов, обладающих устойчивостью те качественной определенностью. Стиль проявляет характер, направленность и меру эстетического освоения мира человеком и выступает носителем эстетической ценности. Стиль - тип художественного мышления. Одной из закономерностей художественного прогресса является развитие структуры произведения и наращивание в нем культурно-стилевых слоев, наращивание степеней его отличий и общностей с другими феноменами культуры.

Одновременно наращивается степень стилевого единства:

1. первичная региональная стилевое единство;

2. национальный стиль;

3. национально-стадиального общность;

4. стиль направления, школы, течения;

5. индивидуальный стиль;

6. стиль творческого периода художника;

7. стиль произведения;

8. стиль элемента произведения;

9. стиль эпохи, накладывает отпечаток на все перечисленные слои стиля.

Основными являются определение стиля:

1. как историко-типологической категории (стиль направления, течения);

2. определении индивидуального стиля писателя;

3. стиля отдельного произведения.

Все эти 3 значения термина взаемопоеднани, потому специфика стиля определяется при анализе конкретных произведений. Оказывается, что стиль многослойный. В различных своих слоях в свернутом виде он содержит в себе целостность авторской личности, целостность художественного замысла произведения, типологические черты художественного направления и всю традицию художественной культуры.

Художественный стиль как фиксация многослойно организованной единства произведения взаимосвязан с методом как способом художественного мышления и с направлением - исторической тенденцией развития искусства, типом художественной концепции мира и личности, воссозданных в произведении.

Творческий метод - это концепция мира и его воспроизведение в слове. Субъективное целое замысла - метода встречается с объективным целым жанра и они оба диалектически отрицаются в качественно новой объективности стиля, который, с одной стороны, определяется методом и жанром, а с другой - выступает как результат, снимает эти противоположности в синтезе конкретного произведения.

Стилевые течения времени - это доминирующий тип художньго мышления, одновременно и оказывается, и создается индивидуальными стилями писателей и вместе с тем этим же стилям и подчиняется. Индивидуальная личность писателя, воплощаясь в произведении, создает ту фактуру стиля, отражает индивидуальную осмысленность стиля в произведении и его особую органическую однородность, потому что все произведение является плодом взаимодействия определенного «я» с миром.

Особое значение принадлежит понятию «стилевой установки». Это художественная заданность, основанный на слиянии общей идеи и организующего принципа построения целого. Автор - носитель концепции целого, определенный взгляд на действительность, выражением которого является все произведение.

Стиль может быть определен как наиболее непосредственное, зримое и ощутимое выражение авторского присутствия в каждом элементе, материально воплощенный и творчески осознанный «отпечаток» авторской активности, которая создает и организует художественную целостность.

Стиль - это утверждение индивидуально присущего автору способа изложения и организации идей. Это такой способ организации словесного материала, который, исходя из художественного видения автора, создает новый, только ему присущий образ мира. Поэтому индивидуальный стиль создается не только сюжетом, темой, словами, сколько художественным видением, что стоит за ними и раскрывается в них, присутствуя в словах, хотя и неровным им.

Анализ индивидуального стиля предусматривает попытку определить тот образ мира, который создает писатель своими произведениями. Стиль - это не только способ реализации индивидуального художественного мира, но и способ передачи этого мира наружу, читатель. Стиль - это сфера оперативного воздействия на сознание R. Стиль - способ организации художественной коммуникации, фокус, в котором сходятся все ее лучи от художника к читателю. Именно через стиль писатель передает свидетельство своего авторства, знак своей личности, заложенный в каждом элементе произведения вплоть до отдельной фразы, ее структуры, ритма, интонации и т.д..

При анализе индивидуального стиля существенно выявить тот момент, когда появляются элементы, привлекающие к себе внимание читателя как знак стиля и будто дают ключ к прочтению всего произведения. Каждый элемент произведения только в системе художественного целого получает завершенный смысл, и то, что сначала не воспринималось приметой индивидуального стиля в системе целого получает статус стилезначимого компонента. Именно поэтому стилевое конвергенция может быть осознана не только при чтении произведения, но и по завершении чтения.

В каждом произведении писателя, обладает индивидуальным стилем, содержится больше того, что прямо выражено. Намерение автора и его реализация, как правило, не вполне адекватны. Право читателя на домысливания имеет пределы, поставленные самим автором. Эти границы определяются образом мира.

Индивидуальные стили четко очерчивают перед читателями и интерпретаторами то магический круг, за которое им не разрешено переступать, но в пределах которого они могут свободно и во многих направлениях двигаться. В стиле осуществляется или не осуществляется художественная коммуникация: действительность - художник - произведение - (исполнитель) - реципиент - действительность. На концах этой художественной коммуникации находится реальность. Ее воспринимает художник, и на нее, под действием искусства, влияет читатель. В этом смысле стиль является способом самосовершенствования, самосозидания художественной реальности, которая себя пере воспроизводит благодаря художественной коммуникации, узловым пунктом которого является стиль. Между мировосприятием писателя и его самовыражения устанавливается целый ряд фильтров, предлагаемых эпохой, социальной средой, вкусом читающей публики, биографией писателя и собственно традициями словесного искусства.

Через эти фильтры проходит и объект восприятия, и субъект, который воспринимает. Знакомое в произведении обеспечивает вхождение читателя в индивидуальный стиль поэта и одновременно является элементом создания этого индивидуального стиля.

Индивидуальный стиль - не просто дополнение к известному, а организация привычного и необычного в одно стилевое целое. Стиль присутствует на всех уровнях организации произведения как отражение в нем специфического авторского восприятия мира, в моделировании и оценке его как художественной картины мира. Стиль не является формой или содержанием, или их единством. Все попытки определения стиля через эти категории не дали плодотворных результатов.

Стиль - это целостность структуры произведения, единство художественной системы на всех уровнях. Стиль - центростремительная сила в произведении, которая обезпечуе его монолитность.

Стиль в произведении, заставляя забыть о словах, превращает словесный текст не ту полноту жизни, которая позволяет говорить об особом художественное произведение.

С различными формами установления целостности связанные иерархические отношения элементов и в последовательном развертывании произведения, и в его внутренний построении.

В каждом структурном слое выделяются его составляющие (ритмические, сюжетные, точки зрения героев и т.д.) и их логическая последовательность, а результативным объединением и преобразованием всех этих значимых последовательностей в целом является композиция литературного произведения. Она характеризует не только объединяющую взаимодействие всех элементов в последовательном развертывании целостности, но и исторические формы завершенности произведения, его начала и конца и особой пространственно-временной построения.

Такая результативно связывающая роль композиции делает его одним из важнейших носителей и выразителей стиля. В целостности литературного произведения всегда существует и так или иначе решается противоречие организованности и органичности и стиль знаменует гармоничное решение этого противоречия.

Анализ стиля способен выявить его связь с художественной концепцией произведения, вывести с неожиданной стороны к пониманию ее аспектов, невидимых под другим углом зрения.

Художественный мир литературного произведения потому и является миром, включающий в себя и внутреннее объединяет и субъекта высказывания, и объекты высказывания, и адресата. Речь идет не о эмпирического читателя, а об особом образ восприятия, о закрепленную в художественном целом позицию воспринимающего субъекта. И именно потому, что позиция эта материализованная, она становится одной из важнейших основ творческого объединения реальной множественности эмпирических читательских восприятий.

Итак, стиль - это осуществлена ​​наружу внутренняя необходимость саморазвития художественного мира и, вместе с тем, записанный в литературном произведении путь его понимания. Стиль как непосредственно выражена, закономерно согласована единство всех элементов внутренней структуры органического художественного целого это одновременно единство закрепленного в этом целом взаимопонимания субъектов, общающихся.

 

26.Структура художнього відчуження:

а. шифр - писатель говорит одно, а подразумевает другое;

б. - Уплотнение смысла - элементарный вариант - отсутствие финала, развязки действия. Намечено путь, но не описано его прохождения. Иногда автор оставляет своего героя на распутье. Иногда на распутье толкований становится читатель. Шифр становится неоднозначным. Возникает открытый произведение. Ни одно из толкований не является неоспоримым.

- Уплотнение материала - снимает многоплановость изображения. Только то, на чем нужно сконцентрировать внимание, выделены крупным планом.

- Преувеличение, концентрация разнопорядковыми материала открывает путь к нарушению логики, к смешиванию различных планов действительности.

- Фантастика - непосредственная (сказка), рафинированное (научно-фантастическая проза)

Воображение художника в поисках художественной истины отказывается от правдоподобия и нагничуе одну за другой невероятные ситуации.

в. прояснение получения смысла, нарушение правдоподобия не бывает абсолютным. Исходный момент отчуждения меже показаться парадоксальным, абсурдным, но дальнейшая динамика образа к следующему прыжку фантазии разворачивается последовательно в соответствии с логикой сложившейся ситуации.

г. вторичная наглядность.

Типологизация предоставляет наглядности абстрактной мысли. Она создает наглядную картину. Только наглядность эта принадлежит не жизни, а мысли, и в этом смысле она вторична.

 

 

Епос як літературний рід

Эпос - один из трех родов литературы, отличный по своим признакам от лирики и драмы.

Генезис героического эпоса ученые выводили из первичного синкретизма обрядового действия, в которой нераздельно были слиты эмбриональные формы многих видов искусств, а также и будущих родов литературы.

Типология эпоса и его жанров была разработана Аристотелем, Лессингом, Шеллингом, Гегелем, Франко. Главное в их работах - эпос раскрывает объективную картину окружающей действительности. В его основе лежит событие. Каждый эпическое произведение передает определенный случай или целую историю жизни героя или героев. Это не значит, что человеческие настроения, эмоции или переживания выпадают из поля зрения писателя. Они определяют поведение героев, направляют логику развития человеческих характеров.

Автор эпического произведения ведет тщательный анализ действительности, выясняя причины и последствия каждого шага героев, подавая жизни в его естественном самодвижении. Эпос использует в полном объеме весь возможный арсенал изобразительных средств (поступки героев, портреты, прямые характеристики, диалоги, монологи, полилоги, пейзажи, жесты, мимику, интерьеры, условность и т.п.).

Первоначально эпос розлядався как произведения о подвигах легендарных и мифических героев, необычные приключения и путешествия.

Древнейшими эпическими жанрами были миф, сказка, легенда, сказание (о Гальгамеша).

Позже возник так называемый классический эпос - эпопеи Древней Индии и Греции

(«Махабхарата», «Рамаяна», «Илиада» и «Одиссея» Гомера).

Еще позже развился героический эпос других народов: ирландские саги, немецкая «Песнь о Нибелунгах», киргизский «Манас», калмыцкий «Джангар»

• Крупные — эпопея, роман, эпическая поэма (поэма-эпопея);

• Средние — повесть,

• Малые — рассказ, новелла, очерк.

Также к эпосу относятся фольклорные жанры: сказка, эпопея, былина, историческая песня.

Эпическое произведение не имеет ограничений в своем объеме. По словам В. Е. Хализева, «Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы (…), так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи, романы (…)».

Значительную роль для эпических жанров несет образ повествователя (рассказчика), который рассказывает о самих событиях, о персонажах, но при этом отграничивает себя от происходящего. Эпос, в свою очередь, воспроизводит, запечатлевает не только рассказываемое, но и рассказчика (его манеру говорить, склад ума).

Эпическое произведение может использовать практически любые художественные средства известные литературе. Повествовательная форма эпического произведения «способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека».

До XVIII века ведущий жанр эпической литературы — эпическая поэма. Источник её сюжета — народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера). В XVIII—XIX вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский).

Другие жанры эпоса — повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси)..

 

Драма як літературний рід

Драма (греч. действие) - это пьеса с острым конфликтом соц-го или быт-го хар-ру, который развивается в постоянном напряжении. Героями произведений, в этом жанре, является преимущественно обычные, рядовые люди. Автор стремится раскрыть их психологию, эстетически исследовать эволюцию характеров, мотивацию поступков и действий.

Дра́ма (др.-греч. δρᾶμα — деяние, действие) — один из трёх родов литературы, наряду с эпосом и лирикой[1][2], принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру[1][3]. Предназначенная для игры на сцене, драма от эпоса и лирики формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления[2]. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т. д.

С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов; независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки.

Виды драмы (драматические жанры)

 

трагедия

драма (жанр)

драма в стихах

мелодрама

иеродрама

мистерия

комедия

водевиль

фарс

В буквальном переводе с древнегреческого языка драма означает «действие».

Истоки драмы можно заметить в драматургии античности («Ион» Еврипида). Как самост-й жанр драма возникла лишь в 18 в.

Первыми теоретиками драмы стали Д. Дидро, Л.-С. Мерсье и Г. Э. Лессинг, которые обосновали специфику этого жанра. Они стали первыми практиками, дав миру так называемую мещанскую драму. В основу был положен мещанскую семейную трагедию, что подавало преимущества морали обычного человека над властями. В литературе 19 в, доминирует реалистическая драма. Сначала она появилась в России (Пушкин, Островский, Чехов), а затем в творчестве захидноевроп-х драматургов (Ибсен, Стриндберг).

В укр-й лит-ре драма появляется в начале 19 в («Наталка Полтавка» И. Котляревского, «Чары» К. Тополя.) В произведениях оказались, с одной стороны, черты школьной драмы, вертепа, присущие укр-й драматургии предыдущих суток, а с другой - учтен опыт захидноевр-й драмы конца 18 в. Идейно-тематические горизонты ограничивались кругом любовно-семейных отношений. Однако заметными были и шаги в направлении реалистического отражения действительности. В конце 19 в наблюдается расширение идейно-тематических горизонтов драмы, появляются произведения из жизни интеллигенции, жителей города, поднимаются проблемы взаимоотношений села и города («Не судилось» М. Старицкого, «Житейское море» И. Карпенко-Карого, «Украденное счастье»И. Франко).

На рубеже 19-20 вв преобладает социально-психологическая драма. Затем как отклик на общественно-политическую ситуацию начала 20 в возникает политическая драма. Человеческие характеры исследуются драматургами в экстремальных политических условиях («Кассандра» Леси Украинская). Новым шагом в развитии драмы стало творчество В. Винниченко, который разрабатывал морально-этическую тематику, стремясь осмыслить общественно-политические проблемы средствами психологической драмы («Молодая кровь», «Черная Пантера и Белый Медведь»).

 

Лірика як літературний рід

Лирика - один из трех основных лит-х родов, в котором окружающая действительность изображается путем передачи чувств,. настроений, переживаний, эмоций лирического героя или автора.

Лирика возникла из первоначальной песни-танца. Она происходит из тех эмоциональных словесных выкриков хора, которые были откликом на запев корифея. Эти отзывы постепенно стали законченными двух-или четырехстрочная стихами, которые могли выполняться отдельно от обряда хором или одним певцом. Это положило начало лирики как отдельного литературного рода.

Специфика лирической поэзии заключается в том, что человек присутствует в ней не только как автор. Авторский монолог является только одной из многих форм выражения сознании поэта. Кроме этого, встречаются разнообразные типы - от масок лирического героя к разным объективным персонажей, вещей, в которых зашифрована лирический объект.

В лирике авторская позиция, сложный внутренний мир передаются концентрированными образами.Лирика тяготеет к стихам.

Мировая лирическая поэзия ведет свой отсчет с творчества великих поэтов античности (Сапфо, Анакреонт, Гораций, Овидий).

Истоки украинской лирики кроются в устном народном творчестве. (В творчестве Т. Шевченко, П. Кулиша, И. Франко, Л. Украинская, В. Сосюра, М. Рыльский, А. Малышко, В. Симоненко, В. Стус).

Важным компонентом лирического произведения является лирический герой. Это своеобразная мнимая лицо, настроения, мысли и переживания которого передан в произведении. Это лицо нельзя путать с автором, хотя она и отражает его личные чувства, так или иначе связаны с его жизненным опытом, мировоззрением, мироощущением. Своеобразие видения и понимания окружающего мира поэтом, его интересы, индивидуальные особенности находят свое отражение в форме и стиле лирических произведений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.045 с.)