Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теорія літератури як наука в системі літературознавчих дисциплін

Поиск

Теорія літератури як наука в системі літературознавчих дисциплін

Литературоведение - наука о литературе, ее происхождение, сущность и развитие.

Литературоведение: 1) теория литературы (ТЛ)

2) история литературы (ИЛ) (то, что было) (для специалистов);

3) литературная критика (ЛК) (то, что сейчас) (для обычного читателя).

Принципы периодизации:

1) хронологическое членение литературного процесса

2) деление по географическим признакам

3) разделение по литературными явлениями

ТЛ обобщает весь массив знаний, которые дает ИЛ и ЛК.

Предметом ИЛ являются преимущественно прошлое литературы как процесс или как один из моментов этого процесса.

ЛК интересует относительно одновременный сегодняшнее состояние развития литературы. Для нее характерна также интерпретация литературы прошлого с точки зрения современно-общественных и художественных задач.

Принадлежность ЛК в литературоведение не является общепризнанной. ей принадлежит первое слово о новых явления в художественном мире. Она является посредником между автором и читателем. Слабый ретроспективный взгляд, отсутствуют научные выводы. вместо ЛК имеет возможность активно влиять на литературный процесс. Со временем ее достижения становятся материалом ИЛ.

ИЛ исследует литературный процесс с определенной временной расстоянии с помощью его точки зрения по следующим принципам:

1) хронологический (античная литература, Ренессанс...)

2) географический (литературы Западной Европы, русская литература...)

3) категориальный

ТЛ изучает природу и общественную функцию литературного творчества, определяет методику и методологию ее анализа. Имеет базовые направления исследования литературы

1) социально-генетическое изучение литературы - учение об особенностях образного отражения писателем действительности;

2) исследование литературных явлений на всех уровнях;

3) установление закономерностей и законов развития литературы;

4) установление законов восприятия литературы.

ТЛ обобщает весь опыт исторического развития литературы, раскрывает природу изучаемого предмета, которая обусловливает методы литературоведческого поиска.

Через методику и методологию анализа ТЛ получает свое прикладное значение, реализует себя в конкретных историко-литературных исследованиях и находит в них свои подтверждения и стимул для дальнейшего развития.

Методология ориентирует исследователя на преимущественное использование тех или иных приемов, но сами приемы остаются нейтральными по отношению к методологических позиций исследователя.

Методика (методические приемы) - это тот инструментарий науки, которым ученые разных методологических направлений пользуются для достижения своих целей.

Вспомогательные литературоведческие дисциплины:

1) литературоведческое источниковедение;

2) библиография художественной и литературоведческой литературы;

3) еверистика;

4) палеография;

5) текстология;

6) комментирование текста;

и тому подобное.

 

Методологія системного дослідження (МСД)

Системы высшего уровня сложности, такие как культура, искусство, литература требуют адекватного их природе трехстороннего рассмотрения:

1. предметного

2. функционального

3. исторического

Предметный аспект предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

1) выяснить, из каких компонентов (элементов, подсистем) состоит изучаемая система;

2) определить, как эти элементы связаны между собой.

Итак, мы имеем дело с субстрактним (элементы не) структурным анализом системы.

Изучение состава системы в контексте МСД не может ограничиться нахождением элементов, содержащихся в ней. С такой задачей вполне справлялся традиционный чисто аналитический подход.

Системный подход исходит из представления об исследуемой системе как о целостности. Поэтому вычленение элементов и подсистем, образующих целостность, должна представлять их как необходимые и достаточные для существования системы. Только при этом условии можно отличить органически присущие ей элементы от случайных. Уходя от целого к частям, мы выясним их необходимость и достаточность, обусловлены отношением каждой из них к целому, а значит - и друг к другу.

Итак, структурный анализ тесно связан с анализом состава системы и выполняет две задачи:

1) выявление закономерностей связей компонентов системы, которые придают ей целостности и тем самым порождают новые свойства, которые не могут быть сведены к свойствам компонентов, из которых состоит система. Это так называемое явление эмерджентности;

2) определение степени сложности системы, зависит от того, на сколько уровнях размещены компоненты. Если они находятся на одном уровне, то связь между ними имеет координационный характер. Если они находятся на двух или более уровнях, то связь между ними становится субординационная. Чаще всего встречается сочетание обоих типов, когда структура имеет и горизонтальные, и вертикальные срезы.

Получение информации о системе, которую дает элементно-структурный анализ, позволяет перейти к изучению ее реальной жизнедеятельности, функционирования. Но при этом систему уже нельзя рассматривать отвлеченно от ее среды. Теперь исследуемая система берется как относительно автономная подсистема более распространенной и сложной метасистеми.

Функциональный аспект системного анализа позволяет раскрыть механизм ее внутреннего функционирования, то есть проследить взаимодействие ее элементов и вписать систему в ее реальную среду, взаимодействие с которым составляет внешнее функционирования системы.

Как правило, каждый компонент системы имеет функцию, которая определяет его роль в системе, его необходимость для его целостного существования. Поэтому анализ внутренней жизни системы именно как активнодияльнисного процесса, а не статического состояния становится аспектом системного исследования.

Относительно внешнего функционирования системы, то чем выше уровень ее сложности, тем шире спектр направлений ее активности. Тем самым сложные системы становятся поле функциональными.

Литературные явления принадлежат к тому типу функциональных систем, в которых действие протекает не по замкнутому циклу (как в системах технических и биологических), а постоянно меняется то более, то менее радикально, делая систему такой, что развивается. Такая ее способность объясняется тем, что этот тип системы имеет свободу выбора своих действий. И эта свобода определяет меру следования программе поведения, сложившейся ранее и степень ее замен. Характер этих замен обусловлен, с одной стороны, реакцией системы на изменения во внешней среде, а с другой - присущей самой системе логике ее самодвижения, самосовершенствования, саморазвития. Основу этой логики составляет движение от первоначальной аморфности к дальнейшему расчленению, специализации от членящие элементов и образования связей между ними. Впоследствии происходит постепенное повышение уровня организованности системы, который обеспечивает системе эффективность поведения. Далее наблюдается или окостенение произведенной структуры и медленное исчезновение явления, или распад установленных связей под влиянием внешних сил, и формирование новой, качественно отличной от предыдущей, системы.

Полнота реализации возможностей, которые скрыты в историческом аспекте МСД, подразумевает использование двух его векторов - генетического и прогностического.

Первый охватывает историю изучаемой системы, от момента ее зарождения до состояния, непосредственно наблюдается исследователем Второй предусматривает гипотетические представления о пути, который этой системе предстоит пройти в будущем. Научное прогнозирование возможно, если ход дальнейшего развития явления воспринимается как продолжение предыдущего процесса, поскольку будущее вырастает из современного так же, как современное выросло из прошлого. Вместе с тем современное детерминировано также и будущим, ибо будущее уже имеет свои корни в современном и играет роль аттрактора, т.е. силы, которая притягивает к себе одну из возможностей нелинейного, Многомерное процесса. При этом необходимо учитывать два существенных обстоятельства:

1) научное предсказания возможно только в отношении макромасштабу исторического процесса, т.е. относительно событий, которые могут произойти в перспективе, а не в ближайшее время, 2) прогнозировать можно только общие тенденции процесса, а не конкретный его ход.

 

 

Рецептивная эстетика

С момента своего появления рецептивная эстетика, представленная именами Р.Ингардена [Ингарден, 1962], Х.-Р.Яусса [Яусс, 1994 (1970)], В.Изера [Изер, 2004 (1972)] привнесла в литературоведение возможность отражать разнообразие видов рецепции, отличаясь, однако, двойственностью своих установок. В рецептивной эстетике, с одной стороны, постулируется тезис, согласно которому «…в литературное произведение встроена техника, активизирующая психологическую работу аудитории и направляющая её реакции по каналам, запрограммированным автором» [Жолковский, Щеглов, 1996, с.25], а с другой стороны, «…значение сообщения ставится в зависимость от интерпретативных предпочтений реципиента…» [Постмодернизм, 2001, с.960], восприятие которого детерминировано контекстом (экстратекстуальным и интратекстуальным), что предполагает индивидуализацию каждого конкретного акта чтения [см.: Iser, 1976]. Интерпретация произведения, с одной стороны, очевидным образом обусловлена парадигмальными установками читателя, с другой стороны, М.Риффатерр [Риффатерр, 1980 (1967)] указывает на возможность авторского контроля за декодированием путём формирования нужного контекста в пространстве самого текста. Множественность прочтений и многозначность смысла, которые ещё Ю.Лотман призывал не смешивать, возникают, таким образом, на пересечении интенции автора и компетенции читателя при том условии, что автор также является реципиентом собственного произведения. Алгоритм повествования, в свою очередь, призван задавать координаты участников коммуникации, обеспечивая условия для выражения субъективности лица, принимающего речь в своё пользование. Повествовательная модель, оперирующая конкретными лингвистическими средствами, позволяет однозначно зафиксировать те формы нарративного присутствия, которыми наделяется в тексте нарратор и наррататор, а также субъект восприятия, или фокализатор.

 

 

Критерії художності ЛХТ

Критерии художньости определяются природой художественного творчества, спецификой литературного произведения как явления искусства, его функциями. Выходим из представления о ЛТ как художественный текст является носителем художественной информации и реализуется в сознании R. Художественная информация является результатом авторского поиска, толкования окружающего мира и ориентирования в нем.

Художественные критерии:

1. объективные;

2. субъективные;

Объективные:

* Художественно-речевая (языково-изобразительная, художественно-речевая, версификацийни) мастерство автора, обеспечивает адекватность читательского восприятия авторскому замыслу, то есть оценивается уровень внешней формы произведения;

* Эстетическое качество, функциональная загруженность, новизна и информативность образов произведения, его ейдологичний системы; своеобразие, оригинальность их компоновки

* Уровень внутренней формы произведения.

* Целостность произведения (единство содержания и формы);

* Художественная правда (достоверность изображенного, соотношение факта и вымысла в отдельных жанрах)

* Актуальность проблематики

* Экспрессивность формы;

* Своеобразие авторского стиля;

* Наличие художественного открытия;

* Система нарративных приемов;

* Духовно-творческая телеологичнисть на интенциональный уровне произведения - оказывает человеко-и творящий нацию потенциал произведения.

К субъективным относится художественный вкус R, т.е. его ориентированность на высокохудожественные образцы искусства и способность определять художественное качество произведения на основе эстетического опыта.

Художественный вкус R вносится критериям художественности, поскольку оценки произведения вне сознания R не существует. Не важно, кем выступает R (рядовым читателем, критиком или ученым). Разница между ними заключается в степени разовью занятости эстетического опыта, широты восприятия и степени осознания произведения (осознаваемый, эмоциональный уровне) и умение обосновать свое мнение о структуре художественного явления,

Именно художественность как органичная и гармоническое единство эстетично и интенционально является основой различения понятий «литература», «не литература», «псевдолитература», «анти литература» и т.д..

 

Епос як літературний рід

Эпос - один из трех родов литературы, отличный по своим признакам от лирики и драмы.

Генезис героического эпоса ученые выводили из первичного синкретизма обрядового действия, в которой нераздельно были слиты эмбриональные формы многих видов искусств, а также и будущих родов литературы.

Типология эпоса и его жанров была разработана Аристотелем, Лессингом, Шеллингом, Гегелем, Франко. Главное в их работах - эпос раскрывает объективную картину окружающей действительности. В его основе лежит событие. Каждый эпическое произведение передает определенный случай или целую историю жизни героя или героев. Это не значит, что человеческие настроения, эмоции или переживания выпадают из поля зрения писателя. Они определяют поведение героев, направляют логику развития человеческих характеров.

Автор эпического произведения ведет тщательный анализ действительности, выясняя причины и последствия каждого шага героев, подавая жизни в его естественном самодвижении. Эпос использует в полном объеме весь возможный арсенал изобразительных средств (поступки героев, портреты, прямые характеристики, диалоги, монологи, полилоги, пейзажи, жесты, мимику, интерьеры, условность и т.п.).

Первоначально эпос розлядався как произведения о подвигах легендарных и мифических героев, необычные приключения и путешествия.

Древнейшими эпическими жанрами были миф, сказка, легенда, сказание (о Гальгамеша).

Позже возник так называемый классический эпос - эпопеи Древней Индии и Греции

(«Махабхарата», «Рамаяна», «Илиада» и «Одиссея» Гомера).

Еще позже развился героический эпос других народов: ирландские саги, немецкая «Песнь о Нибелунгах», киргизский «Манас», калмыцкий «Джангар»

• Крупные — эпопея, роман, эпическая поэма (поэма-эпопея);

• Средние — повесть,

• Малые — рассказ, новелла, очерк.

Также к эпосу относятся фольклорные жанры: сказка, эпопея, былина, историческая песня.

Эпическое произведение не имеет ограничений в своем объеме. По словам В. Е. Хализева, «Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы (…), так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи, романы (…)».

Значительную роль для эпических жанров несет образ повествователя (рассказчика), который рассказывает о самих событиях, о персонажах, но при этом отграничивает себя от происходящего. Эпос, в свою очередь, воспроизводит, запечатлевает не только рассказываемое, но и рассказчика (его манеру говорить, склад ума).

Эпическое произведение может использовать практически любые художественные средства известные литературе. Повествовательная форма эпического произведения «способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека».

До XVIII века ведущий жанр эпической литературы — эпическая поэма. Источник её сюжета — народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера). В XVIII—XIX вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский).

Другие жанры эпоса — повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси)..

 

Драма як літературний рід

Драма (греч. действие) - это пьеса с острым конфликтом соц-го или быт-го хар-ру, который развивается в постоянном напряжении. Героями произведений, в этом жанре, является преимущественно обычные, рядовые люди. Автор стремится раскрыть их психологию, эстетически исследовать эволюцию характеров, мотивацию поступков и действий.

Дра́ма (др.-греч. δρᾶμα — деяние, действие) — один из трёх родов литературы, наряду с эпосом и лирикой[1][2], принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру[1][3]. Предназначенная для игры на сцене, драма от эпоса и лирики формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления[2]. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т. д.

С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов; независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки.

Виды драмы (драматические жанры)

 

трагедия

драма (жанр)

драма в стихах

мелодрама

иеродрама

мистерия

комедия

водевиль

фарс

В буквальном переводе с древнегреческого языка драма означает «действие».

Истоки драмы можно заметить в драматургии античности («Ион» Еврипида). Как самост-й жанр драма возникла лишь в 18 в.

Первыми теоретиками драмы стали Д. Дидро, Л.-С. Мерсье и Г. Э. Лессинг, которые обосновали специфику этого жанра. Они стали первыми практиками, дав миру так называемую мещанскую драму. В основу был положен мещанскую семейную трагедию, что подавало преимущества морали обычного человека над властями. В литературе 19 в, доминирует реалистическая драма. Сначала она появилась в России (Пушкин, Островский, Чехов), а затем в творчестве захидноевроп-х драматургов (Ибсен, Стриндберг).

В укр-й лит-ре драма появляется в начале 19 в («Наталка Полтавка» И. Котляревского, «Чары» К. Тополя.) В произведениях оказались, с одной стороны, черты школьной драмы, вертепа, присущие укр-й драматургии предыдущих суток, а с другой - учтен опыт захидноевр-й драмы конца 18 в. Идейно-тематические горизонты ограничивались кругом любовно-семейных отношений. Однако заметными были и шаги в направлении реалистического отражения действительности. В конце 19 в наблюдается расширение идейно-тематических горизонтов драмы, появляются произведения из жизни интеллигенции, жителей города, поднимаются проблемы взаимоотношений села и города («Не судилось» М. Старицкого, «Житейское море» И. Карпенко-Карого, «Украденное счастье»И. Франко).

На рубеже 19-20 вв преобладает социально-психологическая драма. Затем как отклик на общественно-политическую ситуацию начала 20 в возникает политическая драма. Человеческие характеры исследуются драматургами в экстремальных политических условиях («Кассандра» Леси Украинская). Новым шагом в развитии драмы стало творчество В. Винниченко, который разрабатывал морально-этическую тематику, стремясь осмыслить общественно-политические проблемы средствами психологической драмы («Молодая кровь», «Черная Пантера и Белый Медведь»).

 

Лірика як літературний рід

Лирика - один из трех основных лит-х родов, в котором окружающая действительность изображается путем передачи чувств,. настроений, переживаний, эмоций лирического героя или автора.

Лирика возникла из первоначальной песни-танца. Она происходит из тех эмоциональных словесных выкриков хора, которые были откликом на запев корифея. Эти отзывы постепенно стали законченными двух-или четырехстрочная стихами, которые могли выполняться отдельно от обряда хором или одним певцом. Это положило начало лирики как отдельного литературного рода.

Специфика лирической поэзии заключается в том, что человек присутствует в ней не только как автор. Авторский монолог является только одной из многих форм выражения сознании поэта. Кроме этого, встречаются разнообразные типы - от масок лирического героя к разным объективным персонажей, вещей, в которых зашифрована лирический объект.

В лирике авторская позиция, сложный внутренний мир передаются концентрированными образами.Лирика тяготеет к стихам.

Мировая лирическая поэзия ведет свой отсчет с творчества великих поэтов античности (Сапфо, Анакреонт, Гораций, Овидий).

Истоки украинской лирики кроются в устном народном творчестве. (В творчестве Т. Шевченко, П. Кулиша, И. Франко, Л. Украинская, В. Сосюра, М. Рыльский, А. Малышко, В. Симоненко, В. Стус).

Важным компонентом лирического произведения является лирический герой. Это своеобразная мнимая лицо, настроения, мысли и переживания которого передан в произведении. Это лицо нельзя путать с автором, хотя она и отражает его личные чувства, так или иначе связаны с его жизненным опытом, мировоззрением, мироощущением. Своеобразие видения и понимания окружающего мира поэтом, его интересы, индивидуальные особенности находят свое отражение в форме и стиле лирических произведений.

 

Поняття авторського міфа

Широкое распространение в лит-ре 20-го века. получили так называемые «авторские мифы», под которыми следует понимать ситуации, образы и мотивы лит.творив, что в силу выходной мощности их структурно-содержательной доминанты начали активно использоваться проч. авторами и в процессе дальнейшего функц-ния подверглись своеобразной культурологической мифологизации. Такие ситуации и образы постепенно теряют очевиден н * связь с произведением, где они впервые разрабатывались и воспринимаются духовной культурой как вполне самостоятельные содержанию концентраты каких-то сторон материально-духовного бытия, осмысливаются зависимости от своей функц-ной ориентации в новом контексте в качестве архетипов, символов, метафор, эмблем. Такая функциональная эволюция свойственна символам в «авт-х мифах», к которым можно отнести «Дон Кихота» Сервантеса, «Робинзона Крузо» Дефо, «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда» Р.Стивенсона и др... История цивилизации в 20-м ст.. значительной мере определялась глобальными событиями, которые оказывают существенное влияние на соц.-не и духовное бытие человечества. Коренное изменение расположения соц.. сил на мировой арене, значительное распространение эконом., Полет. и культурных зв * связей между народами стали исходной предпосылкой качественной активизации мижлит-х взаимосвязи * связей и взаимодействий нац.-х литератур разных регионов, определили их общность в постановке и интерпретации общечеловеческих проблем.

 

 

1. Теорія літератури як наука в системі літературознавчих дисциплін.

2. Методологія системного дослідження.

3. Біографічна та культурно-історична літературознавчі школи.

4. Формалізм і структуралізм як літературознавчі школи.

5.Постструктуралізм і семіотика як літературознавчі школи.

6. Фрейдизм і психологічна літературознавчі школи.

7.Компаративістика і філологічна літературознавча школа.

8.Нова критика і рецептивна естетика як методологічні напрями.

9. Художньо-творча діяльність у системі культури.

10. Художньо-творча діяльність, її специфіка і структура.

11. Літературно-художній твір як носій і передавач художньої інформації.

12. Літературно-художнє сприйняття як етап художньо-творчої діяльності.

13. Особливості та закономірності художнього сприйняття.

14. Роль читача в різні літературні епохи.

15. Художнє сприйняття як співтворчість.

16. Поняття масової та елітарної культури.

17. Критерії художності ЛХТ.

18. Художній образ, його структура. Поняття мікро- та макрообразу.

19. Специфіка літературно-художнього образу. Види образів у ЛХТ.

20. Типізація як спосіб узагальнення дійсності в літературно-художньому творі.

21. Типологізація як спосіб узагальнення дійсності в літературно-художньому творі.

22. Зміст ЛХТ, його складники.

23. Форма ЛХТ, її складники.

24. Співвідношення понять сюжет і фабула ЛХТ.

25. Стиль як літературознавча категорія.

26. Структура художнього відчуження.

27. Епос як літературний рід.

28. Драма як літературний рід.

29. Лірика як літературний рід.

30. Жанр як літературознавча категорія.

31. Екстракатегоріальний та інтракатегоріальний аспекти теорії жанру.

32. Класицизм як літературний напрям.

33. Сентименталізм як літературний напрям.

34. Романтизм як літературний напрям.

35. Реалізм як літературний напрям.

36. Напрями і течії 1 половини ХХ ст.

37. Напрями і течії середини і 2 половини ХХ ст.

38. Періодизація літературно-художнього процесу.

39. Внутрішні та зовнішні фактори розвитку літературного процесу.

40. Художні взаємодії, їх типологія.

41. Поняття літературного напряму і літературної течії. Художній напрям як річище протікання літературно-художнього процесу.

42. Поняття традиційної структури.

43. Термінологічні визначення традиційних сюжетів залежно від їх структурно-змістової трансформації (протосюжет, сюжет-зразок, сюжет-посередник, традиційна сюжетна схема).

44. Поняття авторського міфу.

 

Теорія літератури як наука в системі літературознавчих дисциплін

Литературоведение - наука о литературе, ее происхождение, сущность и развитие.

Литературоведение: 1) теория литературы (ТЛ)

2) история литературы (ИЛ) (то, что было) (для специалистов);

3) литературная критика (ЛК) (то, что сейчас) (для обычного читателя).

Принципы периодизации:

1) хронологическое членение литературного процесса

2) деление по географическим признакам

3) разделение по литературными явлениями

ТЛ обобщает весь массив знаний, которые дает ИЛ и ЛК.

Предметом ИЛ являются преимущественно прошлое литературы как процесс или как один из моментов этого процесса.

ЛК интересует относительно одновременный сегодняшнее состояние развития литературы. Для нее характерна также интерпретация литературы прошлого с точки зрения современно-общественных и художественных задач.

Принадлежность ЛК в литературоведение не является общепризнанной. ей принадлежит первое слово о новых явления в художественном мире. Она является посредником между автором и читателем. Слабый ретроспективный взгляд, отсутствуют научные выводы. вместо ЛК имеет возможность активно влиять на литературный процесс. Со временем ее достижения становятся материалом ИЛ.

ИЛ исследует литературный процесс с определенной временной расстоянии с помощью его точки зрения по следующим принципам:

1) хронологический (античная литература, Ренессанс...)

2) географический (литературы Западной Европы, русская литература...)

3) категориальный

ТЛ изучает природу и общественную функцию литературного творчества, определяет методику и методологию ее анализа. Имеет базовые направления исследования литературы

1) социально-генетическое изучение литературы - учение об особенностях образного отражения писателем действительности;

2) исследование литературных явлений на всех уровнях;

3) установление закономерностей и законов развития литературы;

4) установление законов восприятия литературы.

ТЛ обобщает весь опыт исторического развития литературы, раскрывает природу изучаемого предмета, которая обусловливает методы литературоведческого поиска.

Через методику и методологию анализа ТЛ получает свое прикладное значение, реализует себя в конкретных историко-литературных исследованиях и находит в них свои подтверждения и стимул для дальнейшего развития.

Методология ориентирует исследователя на преимущественное использование тех или иных приемов, но сами приемы остаются нейтральными по отношению к методологических позиций исследователя.

Методика (методические приемы) - это тот инструментарий науки, которым ученые разных методологических направлений пользуются для достижения своих целей.

Вспомогательные литературоведческие дисциплины:

1) литературоведческое источниковедение;

2) библиография художественной и литературоведческой литературы;

3) еверистика;

4) палеография;

5) текстология;

6) комментирование текста;

и тому подобное.

 

Методологія системного дослідження (МСД)

Системы высшего уровня сложности, такие как культура, искусство, литература требуют адекватного их природе трехстороннего рассмотрения:

1. предметного

2. функционального

3. исторического

Предметный аспект предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

1) выяснить, из каких компонентов (элементов, подсистем) состоит изучаемая система;

2) определить, как эти элементы связаны между собой.

Итак, мы имеем дело с субстрактним (элементы не) структурным анализом системы.

Изучение состава системы в контексте МСД не может ограничиться нахождением элементов, содержащихся в ней. С такой задачей вполне справлялся традиционный чисто аналитический подход.

Системный подход исходит из представления об исследуемой системе как о целостности. Поэтому вычленение элементов и подсистем, образующих целостность, должна представлять их как необходимые и достаточные для существования системы. Только при этом условии можно отличить органически присущие ей элементы от случайных. Уходя от целого к частям, мы выясним их необходимость и достаточность, обусловлены отношением каждой из них к целому, а значит - и друг к другу.

Итак, структурный анализ тесно связан с анализом состава системы и выполняет две задачи:

1) выявление закономерностей связей компонентов системы, которые придают ей целостности и тем самым порождают новые свойства, которые не могут быть сведены к свойствам компонентов, из которых состоит система. Это так называемое явление эмерджентности;

2) определение степени сложности системы, зависит от того, на сколько уровнях размещены компоненты. Если они находятся на одном уровне, то связь между ними имеет координационный характер. Если они находятся на двух или более уровнях, то связь между ними становится субординационная. Чаще всего встречается сочетание обоих типов, когда структура имеет и горизонтальные, и вертикальные срезы.

Получение информации о системе, которую дает элементно-структурный анализ, позволяет перейти к изучению ее реальной жизнедеятельности, функционирования. Но при этом систему уже нельзя рассматривать отвлеченно от ее среды. Теперь исследуемая система берется как относительно автономная подсистема более распространенной и сложной метасистеми.

Функциональный аспект системного анализа позволяет раскрыть механизм ее внутреннего функционирования, то есть проследить взаимодействие ее элементов и вписать систему в ее реальную среду, взаимодействие с которым составляет внешнее функционирования системы.

Как правило, каждый компонент системы имеет функцию, которая определяет его роль в системе, его необходимость для его целостного существования. Поэтому анализ внутренней жизни системы именно как активнодияльнисного процесса, а не статического состояния становится аспектом системного исследования.

Относительно внешнего функционирования системы, то чем выше уровень ее сложности, тем шире спектр направлений ее активности. Тем самым сложные системы становятся поле функциональными.

Литературные явления принадлежат к тому типу функциональных систем, в которых действие протекает не по замкнутому циклу (как в системах технических и биологических), а постоянно меняется то более, то менее радикально, делая систему такой, что развивается. Такая ее способность объясняется тем, что этот тип системы имеет свободу выбора своих действий. И эта свобода определяет меру следования программе поведения, сложившейся ранее и степень ее замен. Характер этих замен обусловлен, с одной стороны, реакцией системы на изменения во внешней среде, а с другой - присущей самой системе логике ее самодвижения, самосовершенствования, саморазвития. Основу этой логики составляет движение от первоначальной аморфности к дальнейшему расчленению, специализации от членящие элементов и образования связей между ними. Впоследствии происходит постепенное повышение уровня организованности системы, который обеспечивает системе эффективность поведения. Далее наблюдается или окостенение произведенной структуры и медленное исчезновение явления, или распад установленных связей под влиянием внешних сил, и формирование новой, качественно отличной от предыдущей, системы.

Полнота реализации возможностей, которые скрыты в историческом аспекте МСД, подразумевает использование двух его векторов - генетического и прогностического.

Первый охватывает историю изучаемой системы, от момента ее зарождения до состояния, непосредственно наблюдается исследователем Второй предусматривает гипотетические представления о пути, который этой системе предстоит пройти в будущем. Научное прогнозирование возможно, если ход дальнейшего развития явления воспринимается как продолжение предыдущего процесса, поскольку будущее вырастает из современного так же, как современное выросло из прошлого. Вместе с тем современное детерминировано также и будущим, ибо будущее уже имеет свои корни в современном и играет роль аттрактора, т.е. силы, которая притягивает к себе одну из возможностей нелинейного, Многомерное процесса. При этом необходимо учитывать два существенных обстоятельства:

1) научное предсказания возможно только в отношении макромасштабу исторического процесса, т.е. относительно событий, которые могут произойти в перспективе, а не в ближайшее время, 2) прогнозировать можно только общие тенденции процесса, а не конкретный его ход.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.54.190 (0.016 с.)