Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кто может быть лидером группыСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Кто координирует деятельность всей группы и каждого ее члена, обеспечивает развитие потребностей членов группы? Разумеется, это лидер малой группы, которому надлежит осуществлять постоянную связь между членами своей группы и других групп, советом группы и группой, между группой и окружающим внешним миром. А большая группа через ассистентов скаутской группы обязательно сообщает лидеру о потребностях объединенной группы.
Заповеди работы скаутской группы
• Лидеру следует начинать работу с объективной оценки своей группы, с четкого представления того положения, в котором она находится. Не ставить вопросы - требования перед ее членами, а искать пути решения проблем вместе и приходить к общему знаменателю.
• Лидеру следует действовать индивидуально, учитывая возможности каждого члена группы. Любой человек имеет талант, помогающий ему работать вместе с другими. Лидер должен знать, что в жизни группы зачастую возникают такие ситуации, когда каждый ее член может проявить личные коллективистские качества.
• Совместная деятельность эффективнее тогда, когда между группами есть элемент состязательности. В таком соревновании все члены выступают друг за друга. Каждый участник той группы, где царит взаимовыручка и взаимопомощь, будет работать со всеми и для всех.
• Группа - это место для принятия решений, где могут участвовать и учиться принимать решения все скауты. Процесс зависит от их возраста и накопленного опыта.
Способность принимать решения предполагает и готовность принять на себя ответственность, при этом важно, чтобы было учтено общее мнение и индивидуальные пожелания, что и проявляется в совместных решениях.
• Уровень развития группы определяется возрастом и социально-психологической зрелостью членов группы. Каждый возраст имеет необходимые границы воспитанности, в экстремальных случаях они диктуются условиями физического и психологического развития и становятся законом. Например: Скауты не курят!
• В скаутской группе наступает такое время, когда любой ее член берется за решение задачи, которая до сих пор была для него очень трудной.
В определенной степени каждый становится маленьким лидером, готовым самостоятельно помочь кому-то, оказать поддержку, выступить в защиту. Это очень важно - в такой момент группа учится лидерству, она учится определять свое будущее самостоятельно.
• "Работа в группе — мое удовольствие!" - этот принцип является основой деятельности скаутской группы. Если в группе нет хотя бы малейшего удовлетворения от работы - это не скаутская группа. Данные важнейшие положения можно выразить следующим образом:
• вместе что-нибудь делаем;
• вместе имеем;
• мы - все вместе.
Демократия в группе
Прежде всего заметим, если один раз группа делает совместно что-либо - это уже демократия. Демократия - это народная власть, а не совместное призвание, ее нет там, где все определяется или направляется одним человеком - председателем или руководителем. Так и в жизни группы - в ее управлении должны участвовать все члены и непременно совместно с лидером группы.
Демократии надо учиться: основы демократии постигают в повой группе не на лекциях, ведь они с большим трудом поддаются научению, а на практике, где зарождаются незаметно, исподволь, добровольно. Демократия означает не только совместное руководство, но и коллективную работу, т.е. все то, что предполагает совместное участие. Лидер обязан не только принимать решения вместе с членами коллектива, но также и работать вместе со всеми: в группе всегда есть дело для каждого. Уже на первых порах в новой группе можно заметить элементы единства (союз, единение): появляется маленькое задание, в ходе выполнения которого членам группы придется доставать, организовывать, урегулировать, улаживать и, наконец, выполнить.
Например, планируется чаепитие, а для этого надо найти нужные продукты и создать необходимые условия; испечь торт - попросить помощи у знатока этого дела, украсить помещение. И все это совершить в течение одной недели.
Еще один пример. Для первого путешествия нужно тщательно подготовиться, требуется выяснить многие вопросы: когда ходят автобусы, сколько стоит билет, какой маршрут и т.д.
Всякое дело вы подробно планируете: расписаны все задания, определены роль и функции каждого. Результат мероприятия будет тогда успешным, когда мальчики и девочки хорошо знают, что и как выполнить, когда о каждом из них можно сказать: "Он - мастер своего дела". Всякий член группы имеет поручение, отличное от других и соответствующее его стремлениям и способностям, например: запевала, казначей, художник, летописец, механик и т.д. Все "специальности" скаутов обязательно определены с учетом пожеланий и индивидуальных качеств ребят.
Так начинается демократия - личность ребенка в центре, ее комфортное существование - вот что должно быть результатом всех процессов, происходящих в скаутской группе.
Патруль - базовая единица скаутской организации
Любая большая скаутская группа, как правило, состоит из патрулей - 6-8 мальчиков или девочек, которые работают как малая группа. На собрании патруля избирается его лидер, определяются и вырабатываются патрульные программы.
Метод-патруль - это универсально-уникальный метод Скаутинга. Особо остановимся на деятельности вновь создавшегося патруля.
Новый скаутский патруль имеет свою специфику - он состоит из новичков - детей, влившихся в старый (прежний) отряд, что возлагает на "старичков" дополнительные обязанности и одновременно предоставляет для них возможности еще раз проявить себя. Необходимо ввести новых ребят в жизнь скаутов, помочь им в приобретении навыков. Ребята находятся в этом патруле до тех пор, пока не достигнут определенного уровня умений, и только после этого присоединяются к регулярному патрулю. Вы можете начинать патрульную работу уже с тремя скаутами, но а если у вас их больше восьми, вам придется создать сразу два патруля. Если же новичков-скаутов один или два, необходимо передать их регулярным патрулям, при этом прикрепив к ним отдельных инструкторов, которые будут с ними работать.
Новый скаутский патруль избирает своего лидера, он посещает заседания патрульного совета и имеет право голоса. За время своего пребывания в лидерах, даже если оно не столь долговременно, ему надо накопить лидерский опыт.
Каждый патруль новых скаутов находится под кураторством старого скаута, который называется отрядным гидом и назначается скаутмастером или помощником скаутмастера. Куратор несет полную ответственность за молодое пополнение и при этом должен быть всячески заинтересован в успехе своего дела. Его роль заключается в том, чтобы быть связным с патрульным лидером и научить членов патруля первичным скаутским навыкам. Отрядный куратор присутствует на совете патрульных лидеров вместе с лидером патруля новых скаутов, на правах старшего брата выступает перед новыми скаутами, руководит ими мягко и гибко, способствуя выполнению задач скаутской программы. Он действует, стараясь создать комфортные отношения новых скаутов со всем отрядом, с его руководителями и заинтересовать их самой программой. Куратор нового скаутского патруля работает не меньше года, чтобы к концу его новички могли занять свое место в отряде уже тренированными и опытными скаутами.
Каждый лидер патруля вместе с куратором нового патруля и избранным на общем собрании главным патрульным лидером составляют лидерский совет, который планирует мероприятия большой группы.
Как правило, главный патрульный лидер находится в ранге скаутмастера.
Скаутмастер
Скаутмастер - это ключевая фигура в скаутской организации. Что делает скаутмастер? Все! Это человек, который эффективно и четко организует скаутов для совместных дел, обучает ребят, помогает им всесторонне развиваться и становиться достойными гражданами своей страны.
Прежде всего он воспитывает у скаутов чувство взаимопонимания, которое позволяет познать самих себя, а затем и других людей. Скаутмастер обучает лидеров скаутов руководить патрулем, отрядом, организует всевозможные занятия для них и оказывает им всестороннюю помощь и поддержку. Как лидер большой группы - отряда он один связан с базовой малой группой (звеном, патрулем, экипажем т.д.) цепью отрядных мероприятий, акций и операций. Как говорят скауты, скаутмастер делает отряд, а это значит, он
• обучает детских лидеров,
• работает с взрослыми людьми, желая привлечь их к сотрудничеству со Скаутингом,
• помогает детям расти, учиться познавать мир,
• руководит ребятами в их работе по планированию отрядных дел,
• помогает комитету отряда подбирать помощников скаутмастера,
• руководит конференцией.
Помощник скаутмастера
Одна из заглавных ролей в скаутской организации принадлежит помощнику скаутмастера, или, как его называют, ассистенту. На него возложены определенные обязанности, в частности, он несет ответственность за работу с новыми скаутами. Как правило, в уже существующие отряды сливаются новые скаутские патрули, которые создаются из ребят, не имеющих навыков. К этим отрядам обычно прикрепляется ассистент, который помогает ребятам в их работе над программой, ориентированной уже на вновь прибывших. Но в помощи ассистента, бывает, нуждаются и старшие скауты, которые, будучи достаточно опытными, действуют вполне самостоятельно, без скаутмастера; но при составлении этих программ, где большое значение уделяется занятиям спортом, работе на природе и т.д., они могут попросить о помощи ассистента скаутмастера. Число помощников скаутмастера определяется потребностью отряда. На время отсутствия скаутмастера все его обязанности выполняет его помощник.
Малая и большая группы в Скаутинге
Со всей своей независимостью и самостоятельностью маленькая группа есть необычное и редкое явление, потому что очень короткое время действует и живет только для себя. В большинстве случаев она принадлежит союзу групп и одновременно сама является союзником. Каждая малая группа входит в ту или иную большую группу. Две и более малые группы работают в одном месте, правильнее сказать, в одном пространстве - дворе, районе, городе, регионе - вместе. Эта объединенная группа (отряд) является вслед за патрулем основной единицей Скаутской Организации. Безусловно, то, что имеет смысл для малой группы, приемлемо и для большой, но есть и существенные отличия:
• если в первичной малой группе существует прямая демократия, то в дальнейшем такой возможности нет;
• если на уровне малой группы структурными элементами являются лидер, его заместитель и члены группы, то на уровне большей группы, кроме названных структур, существует еще совет или комитет и рабочая группа.
Руководящим органом большого объединения является общее собрание, которое должно собираться как минимум два раза в год. На повестку таких собраний выносятся самые разные вопросы, но есть перечень обязательных: содержание и формы деятельности малых групп, рабочие планы, финансы, особенности программ (летнего лагеря, акций, проектов и т. д.). Здесь все выборные руководители обязательно отчитываются о своей деятельности и выполнении возложенных на них обязанностей. Прямым голосованием собрание выбирает руководителя совета (комитета), секретаря, председателя, членов комиссий, делегатов в другие органы и определяет различные поручения. Решения принимаются квалифицированным большинством — 2/3 или 3/4 голосов.
Комитет большой группы
Комитет большой группы состоит из руководителя группы и выборных представителей от каждой отдельного патруля, причем численность представительства должна быть установлена на общем собрании. Допускается как минимум два представителя, один из которых - самый авторитетный человек в малой группе; кроме того, в число делегатов входят ребята, пребывающие на специфических должностях (юный художник, казначей и т.д.). Комитет должен быть своего рода единым ведущим началом: он организует деятельность большой группы в период между собраниями, заботится о ее будущем, о выполнении решений собраний. Все это делается в рабочем порядке, и не должно откладываться. Такой комитет, есть модель малой группы. Данный комитет может коротко играть еще одну особенную роль: он сам является малой группой в составе большой группы и у него есть своя жизнь, наполненная обсуждениями, дискуссиями, теоретическими размышлениями, общими заботами и совместными делами. Работа комитета большой скаутской группы организована таким образом, что все разногласия всегда разрешаются. Но вместе с тем каждый - не марионетка, каждый может иметь свое мнение при решении той или иной задачи, что не мешает достижению соглашения (консенсуса).
Скаутмастер и комитет взрослых
Может ли скаутмастер руководить большой группой без помощи взрослых? Нет, эффективно нет.
Ранее говорилось о деятельности комитета большей группы скаутов как модели малой группы. Теперь мы рассмотрим механизм взаимодействия скаутмастера с комитетом взрослых, или комитетом поддержки. Скаутмастер является членом этого комитета, состоящего только из взрослых людей и помогающий ему руководить отрядом, вести финансовые дела, работать с родителями. Каждый член комитета имеет свою задачу:
• организует взрослых для помощи скаутам, собирает деньги;
• подбирает кандидатуры лидеров;
• помогает отряду в налаживании контактов:
• отвечает за реализацию той или иной программы.
Никакой скаутмастер не мог бы сделать всего этого один. Комитет поддержки может быть большим или маленьким, с опытом или без опыта, долг же скаутмастера - всегда иметь с ним прямую связь. Как эта работа осуществляется?
Прежде всего необходимо уточнить: скаутмастер не работает в комитете, а только вместе с ним. На заседаниях обсуждаются идеи, планы, принимаются решения - и обязательно совместно. Ваша общая цель - объединить усилия. Помните, что так же, как и вы, младшие лидеры тоже руководят программой, и комитет взрослых должен помочь им в этом. Полноценная работа скаутмастера немыслима без поддержки, но лучше всего обращаться уже с конкретными просьбами:
• собрать средства;
• помочь с транспортом;
• наладить контакт с родителями;
• организовать поход и т.д.
После того, как все в комитете изъявили желание работать, скаутмастер, не навязывая своих решений, дает возможность комитету действовать самостоятельно. Если дела идут медленно, не стоит поддаваться соблазну все сделать быстро самому: скаутмастер должен работать спокойно и, как было уже сказано, и постоянном контакте со всеми членами комитета. Скаутмастер способствует тому, чтобы комитет, он лично, лидеры патрулей всегда работая вместе, ото же время могли действовать и отдельно: такая возможность самостоятельной работы скаутмастера, патрульного лидера и комитета поддержки характеризует отряд как здоровую, полноценную организацию.
Лучший резерв отрядного комитета - это родители скаутов. Как-то один из скаутмастеров сказал: " Что может, быть естественнее, чем работать о комитете того самого отряда, где участвует, ваш сын!"
Имя группы
Имена, или названия, скаутских патрулей могут быть очень разнообразными, но необходимо, чтобы они соответствовали потребностям и интересам ребят и представляли характерный портрет группы. Сам процесс выбора названия-имени должен быть демократичным и интересным. Поскольку важнейший принцип существования Скаутинга - жизнедеятельность в непосредственном контакте с природой, важно отметить, что большинство названий малых групп взяты из окружающей природы, ее элементов и явлений. В Скаутинге категорически отвергаются имена, привносящие политическую окраску, а также имена собственные. Широко распространены названия растений, животных или связанные с исторической, трудовой и реальной деятельностью людей.
Выбор имени - это своего рода предрасположение ко всей группе, как ее портрет. Название вашей группы - это не стремление к высокому полету, но и не простая формальность. Скаутское имя живет годами, оно отражает положение группы, ее устремления, желания, характер и одновременно выражает дело. Ребятам бывает трудно найти имя для своей группы, которое было бы оригинальным и отвечало бы их желанию. И тем не менее группа должна выбрать его самостоятельно, с учетом национальных традиций, времени, места, да еще чтобы сам процесс выбора стал ей интересен. Период поиска имени является своеобразным психологическим тестом-игрой. Например, предложите вниманию ребят картину с изображением птиц, зверей, растений и попросите их ответить на вопросы: "Что нравится тебе больше всего? Какое изображение подошло бы в качестве имени для твоей группы?" и т. д. По анализу ответов можно судить об интересах ребят, об их самооценке и желаниях видеть у себя определенные личностные качества и, конечно, выявить мнение большинства в отношении избрания имени.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СКАУТОВ
В данной главе мы коротко проследим, каково содержание жизни Всемирной Организации Скаутского Движения.
Ведущие направления деятельности определяются целью Скаутинга как воспитательного движения и сформулированы достаточно четко в Конституции: физическое, духовное, социальное, интеллектуальное развитие личностного потенциала каждого скаута.
Духовное развитие
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.25 (0.009 с.) |