Кто может быть лидером группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто может быть лидером группы



 

Кто координирует деятельность всей группы и каждого ее члена, обеспечивает развитие потребностей членов группы? Разумеется, это лидер малой группы, которому надлежит осуществлять постоянную связь между членами своей группы и других групп, советом группы и группой, между группой и окружающим внешним миром. А большая группа через ассистентов скаутской группы обязательно сообщает лидеру о потребностях объединенной группы.

 

Заповеди работы скаутской группы

 

• Лидеру следует начинать работу с объективной оценки своей группы, с четкого представления того положения, в котором она находится. Не ставить вопросы - требования перед ее членами, а искать пути решения проблем вместе и приходить к общему знаменателю.

 

• Лидеру следует действовать индивидуально, учитывая возможности каждого члена группы. Любой человек имеет талант, помогающий ему работать вместе с другими. Лидер должен знать, что в жизни группы зачастую возникают такие ситуации, когда каждый ее член может проявить личные коллективистские качества.

 

• Совместная деятельность эффективнее тогда, когда между группами есть элемент состязательности. В таком соревновании все члены выступают друг за друга. Каждый участник той группы, где царит взаимовыручка и взаимопомощь, будет работать со всеми и для всех.

 

• Группа - это место для принятия решений, где могут участвовать и учиться принимать решения все скауты. Процесс зависит от их возраста и накопленного опыта.

 

Способность принимать решения предполагает и готовность принять на себя ответственность, при этом важно, чтобы было учтено общее мнение и индивидуальные пожелания, что и проявляется в совместных решениях.

 

• Уровень развития группы определяется возрастом и социально-психологической зрелостью членов группы. Каждый возраст имеет необходимые границы воспитанности, в экстремальных случаях они диктуются условиями физического и психологического развития и становятся законом. Например: Скауты не курят!

 

• В скаутской группе наступает такое время, когда любой ее член берется за решение задачи, которая до сих пор была для него очень трудной.

 

В определенной степени каждый становится маленьким лидером, готовым самостоятельно помочь кому-то, оказать поддержку, выступить в защиту. Это очень важно - в такой момент группа учится лидерству, она учится определять свое будущее самостоятельно.

 

• "Работа в группе — мое удовольствие!" - этот принцип является основой деятельности скаутской группы. Если в группе нет хотя бы малейшего удовлетворения от работы - это не скаутская группа. Данные важнейшие положения можно выразить следующим образом:

 

• вместе что-нибудь делаем;

 

• вместе имеем;

 

• мы - все вместе.

 

Демократия в группе

 

 

Прежде всего заметим, если один раз группа делает совместно что-либо - это уже демократия. Демократия - это народная власть, а не совместное призвание, ее нет там, где все определяется или направляется одним человеком - председателем или руководителем. Так и в жизни группы - в ее управлении должны участвовать все члены и непременно совместно с лидером группы.

 

Демократии надо учиться: основы демократии постигают в повой группе не на лекциях, ведь они с большим трудом поддаются научению, а на практике, где зарождаются незаметно, исподволь, добровольно. Демократия означает не только совместное руководство, но и коллективную работу, т.е. все то, что предполагает совместное участие. Лидер обязан не только принимать решения вместе с членами коллектива, но также и работать вместе со всеми: в группе всегда есть дело для каждого. Уже на первых порах в новой группе можно заметить элементы единства (союз, единение): появляется маленькое задание, в ходе выполнения которого членам группы придется доставать, организовывать, урегулировать, улаживать и, наконец, выполнить.

 

Например, планируется чаепитие, а для этого надо найти нужные продукты и создать необходимые условия; испечь торт - попросить помощи у знатока этого дела, украсить помещение. И все это совершить в течение одной недели.

 

Еще один пример. Для первого путешествия нужно тщательно подготовиться, требуется выяснить многие вопросы: когда ходят автобусы, сколько стоит билет, какой маршрут и т.д.

 

Всякое дело вы подробно планируете: расписаны все задания, определены роль и функции каждого. Результат мероприятия будет тогда успешным, когда мальчики и девочки хорошо знают, что и как выполнить, когда о каждом из них можно сказать: "Он - мастер своего дела". Всякий член группы имеет поручение, отличное от других и соответствующее его стремлениям и способностям, например: запевала, казначей, художник, летописец, механик и т.д. Все "специальности" скаутов обязательно определены с учетом пожеланий и индивидуальных качеств ребят.

 

Так начинается демократия - личность ребенка в центре, ее комфортное существование - вот что должно быть результатом всех процессов, происходящих в скаутской группе.

 

 

Патруль - базовая единица скаутской организации

 

 

Любая большая скаутская группа, как правило, состоит из патрулей - 6-8 мальчиков или девочек, которые работают как малая группа. На собрании патруля избирается его лидер, определяются и вырабатываются патрульные программы.

 

Метод-патруль - это универсально-уникальный метод Скаутинга. Особо остановимся на деятельности вновь создавшегося патруля.

 

Новый скаутский патруль имеет свою специфику - он состоит из новичков - детей, влившихся в старый (прежний) отряд, что возлагает на "старичков" дополнительные обязанности и одновременно предоставляет для них возможности еще раз проявить себя. Необходимо ввести новых ребят в жизнь скаутов, помочь им в приобретении навыков. Ребята находятся в этом патруле до тех пор, пока не достигнут определенного уровня умений, и только после этого присоединяются к регулярному патрулю. Вы можете начинать патрульную работу уже с тремя скаутами, но а если у вас их больше восьми, вам придется создать сразу два патруля. Если же новичков-скаутов один или два, необходимо передать их регулярным патрулям, при этом прикрепив к ним отдельных инструкторов, которые будут с ними работать.

 

Новый скаутский патруль избирает своего лидера, он посещает заседания патрульного совета и имеет право голоса. За время своего пребывания в лидерах, даже если оно не столь долговременно, ему надо накопить лидерский опыт.

 

Каждый патруль новых скаутов находится под кураторством старого скаута, который называется отрядным гидом и назначается скаутмастером или помощником скаутмастера. Куратор несет полную ответственность за молодое пополнение и при этом должен быть всячески заинтересован в успехе своего дела. Его роль заключается в том, чтобы быть связным с патрульным лидером и научить членов патруля первичным скаутским навыкам. Отрядный куратор присутствует на совете патрульных лидеров вместе с лидером патруля новых скаутов, на правах старшего брата выступает перед новыми скаутами, руководит ими мягко и гибко, способствуя выполнению задач скаутской программы. Он действует, стараясь создать комфортные отношения новых скаутов со всем отрядом, с его руководителями и заинтересовать их самой программой. Куратор нового скаутского патруля работает не меньше года, чтобы к концу его новички могли занять свое место в отряде уже тренированными и опытными скаутами.

 

Каждый лидер патруля вместе с куратором нового патруля и избранным на общем собрании главным патрульным лидером составляют лидерский совет, который планирует мероприятия большой группы.

 

Как правило, главный патрульный лидер находится в ранге скаутмастера.

 

Скаутмастер

 

Скаутмастер - это ключевая фигура в скаутской организации. Что делает скаутмастер? Все! Это человек, который эффективно и четко организует скаутов для совместных дел, обучает ребят, помогает им всесторонне развиваться и становиться достойными гражданами своей страны.

 

Прежде всего он воспитывает у скаутов чувство взаимопонимания, которое позволяет познать самих себя, а затем и других людей. Скаутмастер обучает лидеров скаутов руководить патрулем, отрядом, организует всевозможные занятия для них и оказывает им всестороннюю помощь и поддержку. Как лидер большой группы - отряда он один связан с базовой малой группой (звеном, патрулем, экипажем т.д.) цепью отрядных мероприятий, акций и операций. Как говорят скауты, скаутмастер делает отряд, а это значит, он

 

• обучает детских лидеров,

 

• работает с взрослыми людьми, желая привлечь их к сотрудничеству со Скаутингом,

 

• помогает детям расти, учиться познавать мир,

 

• руководит ребятами в их работе по планированию отрядных дел,

 

• помогает комитету отряда подбирать помощников скаутмастера,

 

• руководит конференцией.

 

 

Помощник скаутмастера

 

Одна из заглавных ролей в скаутской организации принадлежит помощнику скаутмастера, или, как его называют, ассистенту. На него возложены определенные обязанности, в частности, он несет ответственность за работу с новыми скаутами. Как правило, в уже существующие отряды сливаются новые скаутские патрули, которые создаются из ребят, не имеющих навыков. К этим отрядам обычно прикрепляется ассистент, который помогает ребятам в их работе над программой, ориентированной уже на вновь прибывших. Но в помощи ассистента, бывает, нуждаются и старшие скауты, которые, будучи достаточно опытными, действуют вполне самостоятельно, без скаутмастера; но при составлении этих программ, где большое значение уделяется занятиям спортом, работе на природе и т.д., они могут попросить о помощи ассистента скаутмастера. Число помощников скаутмастера определяется потребностью отряда. На время отсутствия скаутмастера все его обязанности выполняет его помощник.

 

Малая и большая группы в Скаутинге

 

Со всей своей независимостью и самостоятельностью маленькая группа есть необычное и редкое явление, потому что очень короткое время действует и живет только для себя. В большинстве случаев она принадлежит союзу групп и одновременно сама является союзником. Каждая малая группа входит в ту или иную большую группу. Две и более малые группы работают в одном месте, правильнее сказать, в одном пространстве - дворе, районе, городе, регионе - вместе. Эта объединенная группа (отряд) является вслед за патрулем основной единицей Скаутской Организации. Безусловно, то, что имеет смысл для малой группы, приемлемо и для большой, но есть и существенные отличия:

 

• если в первичной малой группе существует прямая демократия, то в дальнейшем такой возможности нет;

 

• если на уровне малой группы структурными элементами являются лидер, его заместитель и члены группы, то на уровне большей группы, кроме названных структур, существует еще совет или комитет и рабочая группа.

 

Руководящим органом большого объединения является общее собрание, которое должно собираться как минимум два раза в год. На повестку таких собраний выносятся самые разные вопросы, но есть перечень обязательных: содержание и формы деятельности малых групп, рабочие планы, финансы, особенности программ (летнего лагеря, акций, проектов и т. д.). Здесь все выборные руководители обязательно отчитываются о своей деятельности и выполнении возложенных на них обязанностей. Прямым голосованием собрание выбирает руководителя совета (комитета), секретаря, председателя, членов комиссий, делегатов в другие органы и определяет различные поручения. Решения принимаются квалифицированным большинством — 2/3 или 3/4 голосов.

 

 

Комитет большой группы

 

Комитет большой группы состоит из руководителя группы и выборных представителей от каждой отдельного патруля, причем численность представительства должна быть установлена на общем собрании. Допускается как минимум два представителя, один из которых - самый авторитетный человек в малой группе; кроме того, в число делегатов входят ребята, пребывающие на специфических должностях (юный художник, казначей и т.д.). Комитет должен быть своего рода единым ведущим началом: он организует деятельность большой группы в период между собраниями, заботится о ее будущем, о выполнении решений собраний. Все это делается в рабочем порядке, и не должно откладываться. Такой комитет, есть модель малой группы. Данный комитет может коротко играть еще одну особенную роль: он сам является малой группой в составе большой группы и у него есть своя жизнь, наполненная обсуждениями, дискуссиями, теоретическими размышлениями, общими заботами и совместными делами. Работа комитета большой скаутской группы организована таким образом, что все разногласия всегда разрешаются. Но вместе с тем каждый - не марионетка, каждый может иметь свое мнение при решении той или иной задачи, что не мешает достижению соглашения (консенсуса).

 

Скаутмастер и комитет взрослых

 

Может ли скаутмастер руководить большой группой без помощи взрослых? Нет, эффективно нет.

 

Ранее говорилось о деятельности комитета большей группы скаутов как модели малой группы. Теперь мы рассмотрим механизм взаимодействия скаутмастера с комитетом взрослых, или комитетом поддержки. Скаутмастер является членом этого комитета, состоящего только из взрослых людей и помогающий ему руководить отрядом, вести финансовые дела, работать с родителями. Каждый член комитета имеет свою задачу:

 

• организует взрослых для помощи скаутам, собирает деньги;

 

• подбирает кандидатуры лидеров;

 

• помогает отряду в налаживании контактов:

 

• отвечает за реализацию той или иной программы.

 

Никакой скаутмастер не мог бы сделать всего этого один. Комитет поддержки может быть большим или маленьким, с опытом или без опыта, долг же скаутмастера - всегда иметь с ним прямую связь. Как эта работа осуществляется?

 

Прежде всего необходимо уточнить: скаутмастер не работает в комитете, а только вместе с ним. На заседаниях обсуждаются идеи, планы, принимаются решения - и обязательно совместно. Ваша общая цель - объединить усилия. Помните, что так же, как и вы, младшие лидеры тоже руководят программой, и комитет взрослых должен помочь им в этом. Полноценная работа скаутмастера немыслима без поддержки, но лучше всего обращаться уже с конкретными просьбами:

 

• собрать средства;

 

• помочь с транспортом;

 

• наладить контакт с родителями;

 

• организовать поход и т.д.

 

После того, как все в комитете изъявили желание работать, скаутмастер, не навязывая своих решений, дает возможность комитету действовать самостоятельно. Если дела идут медленно, не стоит поддаваться соблазну все сделать быстро самому: скаутмастер должен работать спокойно и, как было уже сказано, и постоянном контакте со всеми членами комитета. Скаутмастер способствует тому, чтобы комитет, он лично, лидеры патрулей всегда работая вместе, ото же время могли действовать и отдельно: такая возможность самостоятельной работы скаутмастера, патрульного лидера и комитета поддержки характеризует отряд как здоровую, полноценную организацию.

 

Лучший резерв отрядного комитета - это родители скаутов. Как-то один из скаутмастеров сказал: " Что может, быть естественнее, чем работать о комитете того самого отряда, где участвует, ваш сын!"

 

Имя группы

 

Имена, или названия, скаутских патрулей могут быть очень разнообразными, но необходимо, чтобы они соответствовали потребностям и интересам ребят и представляли характерный портрет группы. Сам процесс выбора названия-имени должен быть демократичным и интересным. Поскольку важнейший принцип существования Скаутинга - жизнедеятельность в непосредственном контакте с природой, важно отметить, что большинство названий малых групп взяты из окружающей природы, ее элементов и явлений. В Скаутинге категорически отвергаются имена, привносящие политическую окраску, а также имена собственные. Широко распространены названия растений, животных или связанные с исторической, трудовой и реальной деятельностью людей.

 

Выбор имени - это своего рода предрасположение ко всей группе, как ее портрет. Название вашей группы - это не стремление к высокому полету, но и не простая формальность. Скаутское имя живет годами, оно отражает положение группы, ее устремления, желания, характер и одновременно выражает дело. Ребятам бывает трудно найти имя для своей группы, которое было бы оригинальным и отвечало бы их желанию. И тем не менее группа должна выбрать его самостоятельно, с учетом национальных традиций, времени, места, да еще чтобы сам процесс выбора стал ей интересен. Период поиска имени является своеобразным психологическим тестом-игрой. Например, предложите вниманию ребят картину с изображением птиц, зверей, растений и попросите их ответить на вопросы: "Что нравится тебе больше всего? Какое изображение подошло бы в качестве имени для твоей группы?" и т. д. По анализу ответов можно судить об интересах ребят, об их самооценке и желаниях видеть у себя определенные личностные качества и, конечно, выявить мнение большинства в отношении избрания имени.

 

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СКАУТОВ

 

 

В данной главе мы коротко проследим, каково содержание жизни Всемирной Организации Скаутского Движения.

 

Ведущие направления деятельности определяются целью Скаутинга как воспитательного движения и сформулированы достаточно четко в Конституции: физическое, духовное, социальное, интеллектуальное развитие личностного потенциала каждого скаута.

 

Духовное развитие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.043 с.)