Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что есть скаутинг. Книга для скаутского лидера

Поиск

МАЛАЯ ГРУППА - ОСНОВА СКАУТИНГА

Основа успеха Скаутинга - небольшие организационные формы, в которых действуют дети и молодежь. Базовой формой объединений является малая группа.

 

Названная модель коммуникации работает всеобъемлюще, широко, устойчиво и надежно, что обуславливается структурой малой группы, ее функциями, а также численным составом. Количество членов группы зависит от социального развития ее участников, сложившейся ситуации, местности, где она действует, активности самой группы и ее замыслов. Обычно малая группа состоит из 6-8 мальчиков или девочек, иногда больше, иногда меньше; как показывает практика, 6 - 8 человек - это оптимальный вариант объединения детей и юношества до 17-летнего возраста. Это небольшой круг единомышленников, ответственных друг за друга, где каждый, как на ладони, что одинаково важно и для самих ребят, и для взрослых. Без особого труда такая группа может жить и работать самостоятельно, а ее деятельность легко координируется в минимальный срок. Скаутская группа всегда имеет четкую структуру: рядовые члены, лидер и его помощник, назначаемый им на какой-то определенный срок. Последнее согласуется с постоянной готовностью каждого взять ответственность на себя, что определяет неформальность лидерства. Соответствие величины, структуры и функций группы возрастным потребностям ребят - очень важный фактор для успешной деятельности Скаутинга. Малые группы современного Скаутского Движения в разных странах называются по-разному, но общепринятым, известным повсюду является патруль.

 

Как можно образовать скаутскую группу?

 

Такой вопрос встанет перед каждым, кто хочет открыть для себя дорогу в Скаутинг. Для этого существуют самые различные условия и возможности: в каждой стране, регионе, республике, городе, районе, небольшом поселке это может быть по-разному. Но есть основополагающие моменты, которые, как правило, прослеживаются в большинстве стран, будь то Англия, или Германия, или Чили, или Тунис. Назовем их.

 

Спонтанность

 

Довольно часто и дети, и молодежь, и взрослые имеют общие интересы: различные спортивные игры, езда на лошади, изучение иностранного языка, даже игра в индейцев - все может послужить поводом для создания скаутской группы, где возможно наиболее всестороннее удовлетворение общих интересов.

 

Разделение

 

Спонтанная неорганизованная масса, представляющая собой всегда хаотичное (динамичное) скопление личностей, где эффективная деятельность затруднена, таит в себе необходимость для возникновения внутри ее небольших организованных групп, в нашем случае - скаутских.

 

Центр молодежи

 

Как правило, создание скаутских групп начинается центрах, где наиболее часто собираются дети и молодежь. По вечерам в таких местах происходят встречи мальчиков и девочек, юношей и девушек: понаблюдайте, как они беседуют, шутят, смеются, слушают музыку. У них могут быть общие увлечения, интересы. Многие из них - коллеги по работе, учебе. И это прекрасно! Ведь каждый из этих ребят готов что-то сделать.

 

Малые группы уже имеют общие стремления. Они хотят и готовы к объединению, к тому, чтобы иметь единую цель. Именно так происходит в Скаутинге: слушается предлагаемая программа, начинается совместная работа, которая в конце концов приводит к союзу единомышленников.

 

Ребята постоянно думают об увеличении своей группы, ее развитии, обязательно найдется хотя бы один, кто захочет привести к вам других. Какие же существуют возможности привлечения новых членов? Они могут быть самыми различными. Приведем наиболее распространенные.

 

«Клин» - имеется в виду желание вклиниться в уже имеющийся Скаутинг. Лидеры обсуждают в школах, дворах, клубах - везде, где живут, учатся, отдыхают ребята, - их проблемы, мнения, желания. Выясняют, что бы могло заинтересовать молодых в той >и иной действующей скаутской группе.

 

«Призыв на черной доске» - каждый из скаутов и их (мощников может написать его на черной доске в коле или прикрепить объявление в молодежном клубе, социальном центре, на игровой площадке: кто весел, встречайтесь в скаутском центре! Девочки мальчики в возрасте 10 и 12, приходите! Мы вас ждем!"

 

«Возможности газеты»: обязательно посетите местную газету. Доброжелательный разговор с редактором или письмо в редакцию дадут вам прекрасную возможность поместить на ее страницах обращение: «Кто хочет быть скаутом? Вас ждут увлекательные приключения, поездки, соревнования, походы и другие веселые занятия». «Кто хочет поговорить со скаутами, обсудить проблемы? Все, мальчики и девочки от 7 до 12, а также другие, приходите! Для тех, кто хочет работать и отдыхать весело и дружно - наш адрес, телефон». Подобные объявления поместите в трамваях, метро, автобусах; увидите, хотя бы один новичок обязательно появится у вас.

 

Весьма успешны индивидуальные формы деятельности по привлечению новых членов в скаутские группы. Каждый скаут может поговорить наедине с новичком, а новичок может поговорить с любым скаутом или лидером группы, обсудить личные проблемы, принять решения.

 

Патруль - базовая единица скаутской организации

 

 

Любая большая скаутская группа, как правило, состоит из патрулей - 6-8 мальчиков или девочек, которые работают как малая группа. На собрании патруля избирается его лидер, определяются и вырабатываются патрульные программы.

 

Метод-патруль - это универсально-уникальный метод Скаутинга. Особо остановимся на деятельности вновь создавшегося патруля.

 

Новый скаутский патруль имеет свою специфику - он состоит из новичков - детей, влившихся в старый (прежний) отряд, что возлагает на "старичков" дополнительные обязанности и одновременно предоставляет для них возможности еще раз проявить себя. Необходимо ввести новых ребят в жизнь скаутов, помочь им в приобретении навыков. Ребята находятся в этом патруле до тех пор, пока не достигнут определенного уровня умений, и только после этого присоединяются к регулярному патрулю. Вы можете начинать патрульную работу уже с тремя скаутами, но а если у вас их больше восьми, вам придется создать сразу два патруля. Если же новичков-скаутов один или два, необходимо передать их регулярным патрулям, при этом прикрепив к ним отдельных инструкторов, которые будут с ними работать.

 

Новый скаутский патруль избирает своего лидера, он посещает заседания патрульного совета и имеет право голоса. За время своего пребывания в лидерах, даже если оно не столь долговременно, ему надо накопить лидерский опыт.

 

Каждый патруль новых скаутов находится под кураторством старого скаута, который называется отрядным гидом и назначается скаутмастером или помощником скаутмастера. Куратор несет полную ответственность за молодое пополнение и при этом должен быть всячески заинтересован в успехе своего дела. Его роль заключается в том, чтобы быть связным с патрульным лидером и научить членов патруля первичным скаутским навыкам. Отрядный куратор присутствует на совете патрульных лидеров вместе с лидером патруля новых скаутов, на правах старшего брата выступает перед новыми скаутами, руководит ими мягко и гибко, способствуя выполнению задач скаутской программы. Он действует, стараясь создать комфортные отношения новых скаутов со всем отрядом, с его руководителями и заинтересовать их самой программой. Куратор нового скаутского патруля работает не меньше года, чтобы к концу его новички могли занять свое место в отряде уже тренированными и опытными скаутами.

 

Каждый лидер патруля вместе с куратором нового патруля и избранным на общем собрании главным патрульным лидером составляют лидерский совет, который планирует мероприятия большой группы.

 

Как правило, главный патрульный лидер находится в ранге скаутмастера.

 

Скаутмастер

 

Скаутмастер - это ключевая фигура в скаутской организации. Что делает скаутмастер? Все! Это человек, который эффективно и четко организует скаутов для совместных дел, обучает ребят, помогает им всесторонне развиваться и становиться достойными гражданами своей страны.

 

Прежде всего он воспитывает у скаутов чувство взаимопонимания, которое позволяет познать самих себя, а затем и других людей. Скаутмастер обучает лидеров скаутов руководить патрулем, отрядом, организует всевозможные занятия для них и оказывает им всестороннюю помощь и поддержку. Как лидер большой группы - отряда он один связан с базовой малой группой (звеном, патрулем, экипажем т.д.) цепью отрядных мероприятий, акций и операций. Как говорят скауты, скаутмастер делает отряд, а это значит, он

 

• обучает детских лидеров,

 

• работает с взрослыми людьми, желая привлечь их к сотрудничеству со Скаутингом,

 

• помогает детям расти, учиться познавать мир,

 

• руководит ребятами в их работе по планированию отрядных дел,

 

• помогает комитету отряда подбирать помощников скаутмастера,

 

• руководит конференцией.

 

 

Помощник скаутмастера

 

Одна из заглавных ролей в скаутской организации принадлежит помощнику скаутмастера, или, как его называют, ассистенту. На него возложены определенные обязанности, в частности, он несет ответственность за работу с новыми скаутами. Как правило, в уже существующие отряды сливаются новые скаутские патрули, которые создаются из ребят, не имеющих навыков. К этим отрядам обычно прикрепляется ассистент, который помогает ребятам в их работе над программой, ориентированной уже на вновь прибывших. Но в помощи ассистента, бывает, нуждаются и старшие скауты, которые, будучи достаточно опытными, действуют вполне самостоятельно, без скаутмастера; но при составлении этих программ, где большое значение уделяется занятиям спортом, работе на природе и т.д., они могут попросить о помощи ассистента скаутмастера. Число помощников скаутмастера определяется потребностью отряда. На время отсутствия скаутмастера все его обязанности выполняет его помощник.

 

Малая и большая группы в Скаутинге

 

Со всей своей независимостью и самостоятельностью маленькая группа есть необычное и редкое явление, потому что очень короткое время действует и живет только для себя. В большинстве случаев она принадлежит союзу групп и одновременно сама является союзником. Каждая малая группа входит в ту или иную большую группу. Две и более малые группы работают в одном месте, правильнее сказать, в одном пространстве - дворе, районе, городе, регионе - вместе. Эта объединенная группа (отряд) является вслед за патрулем основной единицей Скаутской Организации. Безусловно, то, что имеет смысл для малой группы, приемлемо и для большой, но есть и существенные отличия:

 

• если в первичной малой группе существует прямая демократия, то в дальнейшем такой возможности нет;

 

• если на уровне малой группы структурными элементами являются лидер, его заместитель и члены группы, то на уровне большей группы, кроме названных структур, существует еще совет или комитет и рабочая группа.

 

Руководящим органом большого объединения является общее собрание, которое должно собираться как минимум два раза в год. На повестку таких собраний выносятся самые разные вопросы, но есть перечень обязательных: содержание и формы деятельности малых групп, рабочие планы, финансы, особенности программ (летнего лагеря, акций, проектов и т. д.). Здесь все выборные руководители обязательно отчитываются о своей деятельности и выполнении возложенных на них обязанностей. Прямым голосованием собрание выбирает руководителя совета (комитета), секретаря, председателя, членов комиссий, делегатов в другие органы и определяет различные поручения. Решения принимаются квалифицированным большинством — 2/3 или 3/4 голосов.

 

 

Комитет большой группы

 

Комитет большой группы состоит из руководителя группы и выборных представителей от каждой отдельного патруля, причем численность представительства должна быть установлена на общем собрании. Допускается как минимум два представителя, один из которых - самый авторитетный человек в малой группе; кроме того, в число делегатов входят ребята, пребывающие на специфических должностях (юный художник, казначей и т.д.). Комитет должен быть своего рода единым ведущим началом: он организует деятельность большой группы в период между собраниями, заботится о ее будущем, о выполнении решений собраний. Все это делается в рабочем порядке, и не должно откладываться. Такой комитет, есть модель малой группы. Данный комитет может коротко играть еще одну особенную роль: он сам является малой группой в составе большой группы и у него есть своя жизнь, наполненная обсуждениями, дискуссиями, теоретическими размышлениями, общими заботами и совместными делами. Работа комитета большой скаутской группы организована таким образом, что все разногласия всегда разрешаются. Но вместе с тем каждый - не марионетка, каждый может иметь свое мнение при решении той или иной задачи, что не мешает достижению соглашения (консенсуса).

 

Скаутмастер и комитет взрослых

 

Может ли скаутмастер руководить большой группой без помощи взрослых? Нет, эффективно нет.

 

Ранее говорилось о деятельности комитета большей группы скаутов как модели малой группы. Теперь мы рассмотрим механизм взаимодействия скаутмастера с комитетом взрослых, или комитетом поддержки. Скаутмастер является членом этого комитета, состоящего только из взрослых людей и помогающий ему руководить отрядом, вести финансовые дела, работать с родителями. Каждый член комитета имеет свою задачу:

 

• организует взрослых для помощи скаутам, собирает деньги;

 

• подбирает кандидатуры лидеров;

 

• помогает отряду в налаживании контактов:

 

• отвечает за реализацию той или иной программы.

 

Никакой скаутмастер не мог бы сделать всего этого один. Комитет поддержки может быть большим или маленьким, с опытом или без опыта, долг же скаутмастера - всегда иметь с ним прямую связь. Как эта работа осуществляется?

 

Прежде всего необходимо уточнить: скаутмастер не работает в комитете, а только вместе с ним. На заседаниях обсуждаются идеи, планы, принимаются решения - и обязательно совместно. Ваша общая цель - объединить усилия. Помните, что так же, как и вы, младшие лидеры тоже руководят программой, и комитет взрослых должен помочь им в этом. Полноценная работа скаутмастера немыслима без поддержки, но лучше всего обращаться уже с конкретными просьбами:

 

• собрать средства;

 

• помочь с транспортом;

 

• наладить контакт с родителями;

 

• организовать поход и т.д.

 

После того, как все в комитете изъявили желание работать, скаутмастер, не навязывая своих решений, дает возможность комитету действовать самостоятельно. Если дела идут медленно, не стоит поддаваться соблазну все сделать быстро самому: скаутмастер должен работать спокойно и, как было уже сказано, и постоянном контакте со всеми членами комитета. Скаутмастер способствует тому, чтобы комитет, он лично, лидеры патрулей всегда работая вместе, ото же время могли действовать и отдельно: такая возможность самостоятельной работы скаутмастера, патрульного лидера и комитета поддержки характеризует отряд как здоровую, полноценную организацию.

 

Лучший резерв отрядного комитета - это родители скаутов. Как-то один из скаутмастеров сказал: " Что может, быть естественнее, чем работать о комитете того самого отряда, где участвует, ваш сын!"

 

Имя группы

 

Имена, или названия, скаутских патрулей могут быть очень разнообразными, но необходимо, чтобы они соответствовали потребностям и интересам ребят и представляли характерный портрет группы. Сам процесс выбора названия-имени должен быть демократичным и интересным. Поскольку важнейший принцип существования Скаутинга - жизнедеятельность в непосредственном контакте с природой, важно отметить, что большинство названий малых групп взяты из окружающей природы, ее элементов и явлений. В Скаутинге категорически отвергаются имена, привносящие политическую окраску, а также имена собственные. Широко распространены названия растений, животных или связанные с исторической, трудовой и реальной деятельностью людей.

 

Выбор имени - это своего рода предрасположение ко всей группе, как ее портрет. Название вашей группы - это не стремление к высокому полету, но и не простая формальность. Скаутское имя живет годами, оно отражает положение группы, ее устремления, желания, характер и одновременно выражает дело. Ребятам бывает трудно найти имя для своей группы, которое было бы оригинальным и отвечало бы их желанию. И тем не менее группа должна выбрать его самостоятельно, с учетом национальных традиций, времени, места, да еще чтобы сам процесс выбора стал ей интересен. Период поиска имени является своеобразным психологическим тестом-игрой. Например, предложите вниманию ребят картину с изображением птиц, зверей, растений и попросите их ответить на вопросы: "Что нравится тебе больше всего? Какое изображение подошло бы в качестве имени для твоей группы?" и т. д. По анализу ответов можно судить об интересах ребят, об их самооценке и желаниях видеть у себя определенные личностные качества и, конечно, выявить мнение большинства в отношении избрания имени.

 

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СКАУТОВ

 

 

В данной главе мы коротко проследим, каково содержание жизни Всемирной Организации Скаутского Движения.

 

Ведущие направления деятельности определяются целью Скаутинга как воспитательного движения и сформулированы достаточно четко в Конституции: физическое, духовное, социальное, интеллектуальное развитие личностного потенциала каждого скаута.

 

Духовное развитие

Долг всех скаутов - в этом процессе поощрять каждого члена следовать его собственной религии, а не единой для большинства. Скаутская организация -не миссионерское общество, и никто не накладывал на скаутов обязанность пропагандировать какую бы то ни было религию. На практике обычно этот процесс осуществляется следующим образом. Как правило, все мероприятия, связанные с духовным воспитанием, включают молитвы в начале и в конце совещания или встреч отделения, отряда, патруля. Там, где члены группы представляют различные религии, присутствие на таких религиозных моментах обязательно не для всех: те, кто не участвует в обряде скаутской организации, должны в другом месте исполнять свои религиозные обязанности. Является недопустимым, что в то время, когда один находятся на богослужении, другие прибежали бы на кухню и первыми получили свои порции еды.

Духовное развитие скаутов, несомненно, более объемно и предполагает, что через самодисциплину, самосознание скауты воспринимают высокие моральные нормы, ценностные ориентации, понимают окружающий мир, помогают создавать гуманное общество, учатся верить и находят верования в современном мире.

Духовное совершенство в Скаутинге достигается при следующих условиях:

а) развитии самосознания, что означает:

• учиться истинно и глубоко познавать себя,

• учиться желанию познавать себя,

• всегда находить время для самоанализа:

б) правильных отношениях с другими людьми, что означает:

• всегда ставить других на первое место,

• перенимать от других все положительное,

• делиться с другими,

• работать вместе с другими,

• учиться любить других,

• учиться гуманности,

• уважать других;

в) правильных отношениях с окружающим миром, что означает:

• любить окружающий мир,

• учиться видеть и чувствовать окружающий мир,

• постоянно заботиться об окружающем мире,

• быть заинтересованным во всех событиях, которые происходят в нашем мире,

• видеть правду и справедливость,

• видеть добро и красоту,

• ценить достижения, любознательность и умение удивляться,

• учиться наслаждаться музыкой, живописью и поэзией.

Духовно развитый человек должен:

• знать ответ на вопросы: "Почему?", "Почему да?", "Почему нет?";

• знать, что обозначает то или другое явление;

• уметь открывать высшие ценности;

• уметь найти пути самосовершенствования.

Одобрение, понимание и оценка окружающего мира, широкое его осмысление прослеживаются во всем: каждая программа должна соприкасаться с природой, окружающей средой, быть экологически цельной и духовно насыщенной. В этом Скаутское Движение занимает определенную, сознательную и ценностную позицию. Скаутинг оказывает помощь в формировании терпимости, гуманности, интегрирует условия для такой совместной работы. Каждому скауту лидер обязан оказывать помощь в развитии духовных и общечеловеческих качеств, поощряя его к коллективному творчеству.

 

Социальное развитие

 

Подготовка детей и молодежи для широкой социальной деятельности - одна из важнейших целей Скаутского Движения. В Конституции Всемирной Организации Скаутов -основном законе - об этом говорится в самом начале: "Целью Скаутского Движения является содействие развитию молодых людей в достижении их полного интеллектуального, общественного и духовного потенциала, воспитание их как личностей, как ответственных граждан и как членов местных, национальных и международных сообществ". Конституция также утверждает, что "все члены Скаутского Движения должны быть верны скаутскому Обещанию и Закону, которые выражены языком соответствующей культуры каждой Национальной Скаутской Организации, утвержденными Всемирной Конференцией, и основываются на принципах Долга перед Богом, перед другими и перед собой". Данные принципы были и остаются всегда фундаментальными в деятельности всех без исключения Национальных Скаутских Ассоциаций.

 

Социальное развитие личности прежде всего предполагает наличие у детей и молодежи способности к взаимодействию с другими людьми. В каждой малой группе, отмечал Баден Пауэл, необходимо учиться совместной работе вместе с другими, уважению других, помощи тем людям, которые в этом нуждаются. Сегодня, когда в мире так активно идут интеграционные процессы, умение человека взаимодействовать с окружающими приобретает особую значимость. Очень часто мы больше обращаем внимание на интеллектуальное и физическое развитие детей и совсем не учим их социальному общению. В современной маленькой семье такая практика затруднена, дети не имеют возможности обучаться социальной адаптации, показывать, доказывать и размышлять вместе с другими, понимать поведение других и приспосабливать свое собственное поведение к нормам общественной жизни. Скаутское Движение играет важную роль в социальном развитии молодых людей, и в основном происходит это в малых группах.

 

Работа в группе требует навыков социального контакта от каждого ее члена, а совместная деятельность зависит от мастерства, позиции и ценностных ориентации индивидуальностей. Скаутинг подчеркивает важность как индивидуального, так и общественного, социального развития. Понятие "социальное развитие", или "общественное развитие", обозначает определенный уровень способности к взаимодействию индивида в группе и в ситуации "один на один", способности приходить к определенным соглашениям (консенсусу) в социальной среде.

 

Социальное становление происходит там, где совершенствуются способности:

 

• понимать и уважать других людей;

 

• адаптировать свое поведение к поведению других людей;

 

• помогать людям, а значит и надеяться на их помощь;

 

• работать вместе с другими людьми.

 

Социальное развитие вырабатывает и совершенствует:

 

• умение выступить перед другими;

 

• умение выражать свои мысли и чувства;

 

• умение объяснять поведение других людей;

 

• умение контролировать собственное поведение.

 

Социальное развитие позволяет:

 

• быть открытым для дружбы и товарищества;

 

• уважать человеческие ценности;

 

• понимать все разнообразие человеческого опыта;

 

• познавать и признавать важность объединенных усилий в качестве ведущего фактора прогресса.

 

К изложенному следует добавить, что социальное развитие возможно лишь тогда, когда есть взаимодействие, которое стимулирует общественное развитие ребенка во всех направлениях. В Скаутинге существуют различные пути и формы совершенствования этого процесса, и он, как мы уже говорили, предоставляет неограниченные возможности для социализации молодых людей, так как его концептуальный подход - актуализация всех ресурсов индивида и окружающей среды для социальной адаптации личности и ее комфортного интегрирования в окружающий мир.

 

Во многих случаях жизнедеятельности человека практика социального развития имеет такие же направления, как и программы Скаутского Движения. Взаимодействие, сотрудничество всегда было присуще людям, но сознательное взаимодействие начинается лишь с совместной работы в группе. Скауты учатся работать в патрулях, где, общаясь друг с другом, расширяют свой кругозор, приобретают навыки социального общежития. Всеми базовыми документами Скаутинг подчеркивает, что жизнь скаутов в большинстве Национальных Скаутских Ассоциаций есть постоянный процесс формирования личности, готовой принять ответственность за другого и прийти на помощь каждому, кто в ней нуждается, способной дружить, уважать верования и убеждения других и сотрудничать на местном, национальном и международном уровнях. Скаутинг учит, что самым существенным и самым дорогим для человека являются дружба, товарищество, братство и обязательно чувство милосердия. Его программа более нацелена на сотрудничество и содружество, на воспитание гражданина, но не противопоставление классов, религий, стран и т.д. "Взаимопонимание и взаимодействие, - подчеркивает Скаутинг, - разрушит барьеры между народами и странами и создаст настоящий прочный мир на нашей большой планете".

 

Интеллектуальное развитие

 

Интеллектуальное развитие детей и молодежи - еще одно из направлений активности Скаутинга. Конституция Всемирной Организации Скаутского Движения подчеркивает это в первом параграфе. В настоящем разделе мы рассмотрим основные позиции, которые занимает Скаутинг в формировании интеллектуального потенциала молодых людей.

 

Каждому лидеру Скаутского Движения необходимо понимать, что интеллектуальное совершенство - это способности индивида адекватно ориентироваться в окружающем мире и принимать в различных ситуациях наиболее правильные решения. Концепция интеллектуализации личности несколько отличается от других концепций культурального развития, но является фундаментом прогресса, так как личность проходит через различные фазы способ­ности размышлять. Термин "интеллектуальное" связан с понятием "интеллект", которое означает способность разумно воспринимать, понимать, различать, адаптироваться к новым проблемам и обстоятельствам, практике и опыту, быстро реагировать на новые ситуации и трудности и правильно решать их.

 

Интеллектуальное становление ребенка - это прогрессирование способностей к различным умственным операциям.

 

Интеллектуальные функции мозга в состоянии выражать различные функциональные связи, такие, как:

 

• ассимиляция информации (объяснение, толкование того, что ты видишь, слышишь, чувствуешь);

 

• сохранение информации (что помнишь, вспоминаешь):

 

• информирование (комбинирование и обобщение информации, снижение и увеличение уровня информированности и т.д.);

 

• обмен информацией;

 

• передача информации (разговоры, переписки и т.д.).

 

Скаутинг предлагает важные элементы для интеллектуального развития личности, которое включает тренировку таких способностей, как:

 

• наблюдательность;

 

• восприятие и понимание; память;

 

• прогнозирование будущих перспектив;

 

• генерирование и обобщение идей и решений;

 

• суждение (правильно или неправильно, плохо или хорошо);

 

• анализ планирования курсов и акций, их осуществление в обществе.

 

Прежде всего необходимо отметить, что сама скаутская практика дает неограниченные возможности для этого.

 

Практические навыки, система взаимоотношений, нравственные принципы Скаутинга, являющиеся фундаментальными в системе скаутской деятельности, всемерно способствуют интеллектуальному формированию индивида. Скаутинг есть средство интеллектуальной адаптации каждого ребенка и каждого молодого человека к процессам, происходящим в обществе, к динамике постоянно изменяющегося мира. С другой стороны, интеллектуальный уровень личности постоянно обогащается жизненной практикой, которую, несомненно, дает Скаутинг. В основе любого вида деятельности Скаутинга лежит принцип полезности, разумности, всестороннего осмысления, что, безусловно, совершенствует интеллект каждого участника Движения.

 

Физическое развитие

 

Скаутинг как образовательно-воспитательное движение использует в своей работе активные методы физического развития личности.

 

Биологически человек является активным существом. В результате длительного процесса эволюции появился живой организм, потребностью которого стала жизнь в ассоциациях, совместное владение средствами существования. Но даже эволюционировав, человек остался частицей природы, и поэтому мы должны постоянно отвечать требованиям биологической сути нашего организма, знать важные сведения о нашей физической активности. В поисках пищи первобытные люди были вынуждены много ходить пешком, бегать, прыгать, лазать, висеть, подтягиваться, метать и т.д. Физическая активность предков, которая, несомненно, способствовала процессу эволюции человека, является богатейшим наследством для каждого из нас.

 

Скаутинг уделяет громадное значение накоплению физических сил ребенка. Этому подчинены все скаутские мероприятия, которые наилучшим образом служат укреплению молодого организма, способствуют механизму адекватной моторики, свободе движений, ритмике и грации, рациональному распределению энергии. Скауты используют самые разнообразные физические упражнения: прыжки, бегание, лазание, плавание, метание, подтяги­вание и др.

 

Но успехи в физическом развитии скаутов возможны тогда и только тогда, когда есть комплексная программа физического совершенствования ребенка и предпринимаются все усилия по ее реализации. Результатом чего является выработка умения снять напряжение, релаксироваться и умении сопротивляться, сдерживаться и преодолевать. Наконец, удовлетворение от собственного здорового тела и духа - это важнейшее условие индивидуальной активности, залог правильного функционирования живого организма. Мускульная активность живого тела играет не последнюю роль в жизни ребенка. Прыжки, бег, активные (подвижные) игры приводят в действие ис сложнейшую систему человеческого организма. Такая деятельность, естественная и разнообразная, призвана постоянно совершенствовать биологически жизненные силы детей и молодых людей.

 

Уровень проявления физических способностей зависит от ряда условий:

 

• от возраста;

 

• от собственной активности человека:

 

• от особенностей биологического строения.

 

При возрастной классификации физического состояния выявляются наиболее общие критерии по хронологии, физиологии и психологии возраста:

 

• хронология возраста включает календарные годы и месяцы:

 

• физиология - рефлексы и рефлекторные отношения;

 

• психология - психические особенности возраста и стадии индивидуального приспособления к жизнедеятельности.

 

Скаутский лидер обязан знать и учитывать это при составлении плана мероприятий группы, применять свои знания в отношениях с каждым членом группы. Скаутинг, который не мыслим без физической активности, может принести неоценимую пользу для его членов, которая заключается в:

• достижении своего полного жизненного потенциала, соответствующего определенному возрасту;

 

• готовности к своему дальнейшему всестороннему развитию;

 

• умении на практике применять физические навыки; 1 умении получать удовольствие от своего здоровья, чувствовать себя здоровым;

 

• возможности испытывать потребность в пище;

 

• возможности избегать вовлечения во вредные привычки: алкоголь, курение, наркотики:

 

• возможности учиться использовать свою физическую энергию и находить выходы для снятия психологических стрессов;

 

• возможности учиться пользоваться багажом социального развития;

 

• умении понимать изменения в развитии своего организма;

 

• умении получать пользу от регулярной деятельности.

 

Как мы видели ранее, ведущим принципом Движения является деятельность "вне стен", на открытом воздухе. Вполне понятно, что любые такие программы включают физические упражнения. Туризм, путешествия и другие активные формы жизни, общественно-полезная деятельность обязательны для Скаутинга. Сейчас это особенно необходимо и важно для всех членов-скаутов в нашей урбанизированной малоподвижной жизни. К тому же физическая активность вне стен роднит вас с природой. Туризм, следопытство, путешествия - неотъемлемая часть Скаутинга с момента его зарождения. Именно здесь используется весь жизненный багаж молодого человека, деятельность на природе дает возможность частично удовлетворять потребности молодежи в романтике и приключениях. Но процесс вовлечения в эту деятельность определяется физическим состоянием того или иного скаута, его личного опыта. Обучение скаутов навыкам туризма должно проходить при соблюдении мер безопасности, при наличии необходимых средств и при сохранении здоровья каждого обучающегося. Целеустремленность, умение не отступать перед трудностями и бороться до конца, жажда победи - все эти качества, столь нужные и полезные каждому скауту, воспитывает Скаутинг, в программах которого изначально заложен тот активный образ жизни, который должен стать потребностью для всех его членов.

 

СКАУТСКИЕ ПРОГРАММЫ

 

Рассмотренные направления деятельности скаутов всесторонне реализуются через скаутские программы.

 

Лидер скаутов должен знать, каковы основы планирования программ, где прежде всего должны быть учтены образовательно-воспитательные принципы, а где специфика возрастного развития или логика социального развития общества. При составлении программы лидер обязан соблюдать следующие условия:

 

• понимать, принимать и действовать в соответствии с потребностями скаутов;

 

• использовать восемь элементов-требований, которые являются сущностными в жизни скаутов (об этом смотрите ниже);

 

• планировать программы в соответствии с Фундаментальными принципами Скаутинга.

 

Создание самых разнообразных программ должно основываться на двух главных положениях:

 

а) максимально удовлетворять потребности ребенка, признавая, что каждый ребенок - индивид<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.154.174 (0.016 с.)