Становление государственности в античной Греции. (Античный полис. Власть Басилевса. Тирании. Демократия. Роль народного собрания. Остракизм) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление государственности в античной Греции. (Античный полис. Власть Басилевса. Тирании. Демократия. Роль народного собрания. Остракизм)



Первичной единицей ощества была семья. Семьи объединялись в рода. Во главе рода стоял басилевс. Помимо басилевса определенную власть имели старейшины, которые образовывали совет старейшин (у римлян — сенат, у греков — герусий) и народной собрание (у римлян — форум, у тюрок — майдан, у греков — агора).

У басилевса было три фукнции:

- военная власть

- сакральная власть (исполнял обязанности главного жреца)

- судебная власть (выполнял функцию верховного судьи либо в особых, очень серьезных случаях, либо когда было неэффективно решение суда)

Атрибуты басилевса — одежда, крашенная пурпуром. Власть басилевса могла передаваться по наследству, но это было не обязательно. Если наследник не соответствовал по каким-либо параметрам, народное собрание выбирало басилевса из другой семьи. В этом было отличие греческого басилевса от соседнего востока, где существует диспотичная власть царя — абсолютная власть, где подданные рассматриваются как рабы. Важнейшая из трех функций у басилевса была сакральная функция. Когда установилась полисная система, при демократии избирали опр.количество должностных лиц. Одно из них называлось басилевсом. Оно было ответственно за религиозную жизнь государства.

Полисы. С момента начала формирования системы государства на территории Греции, постепенно формируются города-государства — полисы. Полис возникает из того, что существовало определенное количество обрабатываемой земледельцами земли. Было укрепленное место, на котором стоял царский дом, религиозные святыни. Это место использовалось земледельцами для защиты. Затем в этом месте начинают селиться люди, по каким-то причинам выбывающие из земледельческой среды. Возникает класс ремесленников, торговцев. Вокруг царского дома формируется ядро, являющееся городом. Туда входят все земельные наделы. Во главе городов стояли землевладельцы. Они формировали управление городом. Сельское население было более влиятельным, чем городское население.

Прогрессивное античное рабство — это рабство позволяет грекам сделать скачок в духовном и культурном развитии. Постепенно с развитием рабства освобождаются какие-то силы. Это рабство позволяет им иметь схоле — досуг. Изначально рабы были членами семьи — они питались и спали вместе со всеми. Те рабы, которые использовались в сельском хозяйстве, всегда были такими — они работали вместе с хозяевами. На гос.уровне возникает система гос.рабов. Государство использует их на общественных работах, напр.на рудниках. Рабы — военнопленные, свои сородичи (особенно в родовом обществе, когда были древние законы).

Когда возникает система полиса, каждый город со своими законами, обычаями, культами. Когда греки заимствуют у финикийцев алфавит, каждый город делает это практически одновременно, но сами по себе.

Возникает институт гражданства. В первую очередь гражданами становятся люди, входящие в родовые объединения, которые формировали полис. Институт гражданства был очень закрытым. Чужеземец, переселяющийся даже из соседнего полиса, подчиняется законам, платит налоги, но при этом не получает гражданства. Его дети, рождающиеся в этом городе, тоже не получают гражданства. Как правило, гражданство давали за заслуги перед городом. Тогда решением на народном собрании этому человеку и его потомкам (если это оговаривалось) присваивалось гражданство. Любой человек, который был гражданином, принимал участие в управлении государством.

Формирование полисной системы — начиная с 1 тыс.до н.э.

До VII в до н.э. во главе стоит аристократия. Со временем имущественный ценз начинает преобладать. После из них остается некая группа в полисе, которая имеет деньги, власть, влияние. Это называлось олигархия - «власть немногих». Власть сосредотачивается в руках небольшого количества людей. В Спарте было два царя, деливших между собой функции.

Два типа полисов. Аграрный, в основном занимающийся сельским хозяйством, где слабо развито ремесло и торговля. Слабо выраженные денежные отношения. Слабое внедрение рабского труда. Эти полисы более отсталые во всех отношениях — экономически, политически, в культурном развитии. В них позже всего устанавливается демократия. Таким полисом была Спарта, хотя она не была аграрным полисом, скорее военным, но они ничего не производили. Фивы были аграрным полисом с сильными пережитками патриархальной старины.

Неаграрные полисы. В них большой удельный вес занимала торговля и ремесло. Развита денежная система, применение рабского труда. Население принимало активнейшее участие в управлении своим городом. И это приводило к развитию демократического строя. Это Афины, Коринф, Милет. Когда начинается рост сословия неземледельцев, эта масса не может оставаться в стороне от управления своей жизнью. Возникает некое недовольство, напряженная политическая борьба. Отсюда возникает движение за перемену власти, когда на плечах недовольных — не слишком имущих масс - к власти приходят личности, которые изначально имеют благие намерения.

Этих людей греки называли тиранами - «правителями». VII – VI вв. до н.э. - время тираний. Тираны сразу же меняли законодательство. Резкий переворот в законодательной системе. До этого было родовое право. При тираниях первым делом отменялись долги, наказания за долги. Возникают некие цивилизованные законы. Тираны стараются, чтобы их город становился богаче и привлекательнее для других. Резкий скачок роста культуры и искусства особенно. В Сиракузах Дионисий и его потомки несколько поколений были тиранами. Платон ездил на Сицилию к Дионисию.

Тираны приходили к неограниченной власти, поэтому было достаточно одного поколения, которое понимали, что изменения возможны. Поэтому одного поколения тиранов достаточно для перехода к демократии.

В VI в. до н.э. - переход к демократии, когда граждане берут власть в свои руки. У греков не приживается система парламентаризма. Они лично участвуют в управлении государства. В Афинах в эпоху расцвета демократии было около 200 тысяч жителей. Демократия – это власть народа, противоположность олигархии (власть немногих), власть бедных и свободных, тех, кому за 30. Демократия давала поголовное равенство граждан в управлении государством, равенство перед законом, равенство высказывания своего времени. Право участия в гос.управлении, право и обязанность в защите своего полиса. Кроме Спарты, ни у одного полиса не было своей армии. Существует народное ополчение

Высшая власть – народное собрание – общая сходка, где обсуждались государственные дела и вообще любые дела, а затем решения утверждались голосованием – поднятием рук. В Афинах народное собрание сходилось раз в полторы недели на горе Пникс.

Было народное собрание. В собраниях были люди, руководившие общим процессом. Любой гражданин старше 20 лет мог вставать и вносить предложения в нар.собрания. Глашатай произносил фразу «Кто из граждан старше сорока лет имеет что-нибудь полезное сказать для народа?» Отсюда резкий рост публичного красноречия. Формируются группы людей, достаточно часто выступающих, проявляющих полит.активность. Возникает их роль в этой общей массой — их называли демагоги - «человек, который ведет народ». Из среды демагогов вырастают политики, чьи имена остались в истории. Например, Перикл, в эпоху которого Афины становятся ведущим государством, достигает пика расцвета искусств. Аристид, Фемистокл внесли огромный вклад в судьбу Греции. Выступая в нар.собрании, такой оратор показывал, что он исполняет некую общественную обязанность, поэтому на голову во время выступления надевали венок. Гражданин мог свободно говорить обо всем, кроме вещей, которые не касаются предмета, не мог повторяться, не могу позволять себе брань или неприличные действия в адрес собрания. За такие действия могли оштрафовать. Все должности были коллегиальными. От каждой общины был представитель, занимающий данную должность. Большинство должностей были выборными. Могло быть открытое голосование - «рукопротягивание». Было такое голосование, когда голос подается. Могло проводиться по-разному в зависимости от того, какое решение принималось. Если ответ Да или Нет, то голосование производилось черными и белыми бобами. Когда существовало несколько вариантов ответа, писалось имя на осколках старых горшков — на остроках.

В течение года занимающий должность человек мог сложить свои полномочия. Когда срок заканчивался, чиновники давали отчет о проделанной работе перед нар.собранием. В первую очередь это были люди, занимающиеся деньгами. Когда избирали на должности, был разный подход. На некоторые должности могли избрать кого угодно. В некоторых случаях нужно было иметь определенные задатки, умения, природные данные и т.п. (напр.глашатай).

Нар.собрание вносило предложение. Далее был совет пятисот, который разбирал их и решал, что с ними делать. Во главе стояли девять архантов - «начальников», которые делились по функциям.

Архант эпоним — по его имени назывался год.

Архант василевс — отвечал за религиозную жизнь в гос.

Архант полемарх — отвечал за военную сторону жизни гос.

Шесть архантов-законодателей. Они работали над законами. Принимали замечания нар.собрания, пересматривали законы. Затем свои решения, предложения выносили на обсуждение нар.собрания.

Особую роль в политическом устройстве играло народное собрание. За пять дней до начала собрания в городе объявляли повестку этого собрания. В Афинах существовала полиция, состоявшая не из граждан Афин (роль полицейский выполняли скифские стрелки), которая загоняла народ на народное собрание. Скифы также следили за порядком. Процедура профилактического изгнания - остракизма (от острака - "черепки) - была направлена на то, чтобы людей, поднимающихся в общественном мнении, изгоняли из города. Если человека изгоняли за преступление, его лишали прав, гражданства, могли отобрать имущество. Когда человека подвергали остракизму, его просто удаляли из города, у него ничего не отбирали. Государство призывало их обратно. Со временем остракизм превращается в борьбу партий. В античности это были политические группировки, которые по определенным полит.убеждениям объединялась в группу людей. Партии были двух видов: те, кто выражал интересы большинства, и те, кто ратовал за повышение налогов, ужесточение правил и т.д. В обеих партиях есть лидеры. Задача противоборствующих группировок - удалить лидера противника. На процедуру нельзя было выставить одну личность. Народу предлагалось несколько кандидатов, из которых нужно было выбрать одного, которого нужно удалить. Однажды народ подверг остракизму человека, не принадлежащего ни к одной партии, которого в качестве статиста привлекли в процедуру голосования. После этого афиняне отказались от процедуры остракизма.

Была область, в которой все греки любили участвовать - судебная область. С одной стороны существовал суд присяжных, состоявший из огромного количества людей. Были суды разного уровня. Суды присяжных рассматривали дела, относящиеся к гос., частным делам. Процесс тяжб был стихийным. Любой человек мог возбудить дело: государственное дело - любой гражданин, частное дело - могло возбуждаться человеком, которого оно касается. Если чел.возбуждает гос.дело, он в случае выигрыша ничего не получает. Если чел.выигрывал частное дело, он получал определенное материальное вознаграждение.

Позже были введены некоторые ограничения. Если человек возбудил иск три раза и проиграл его, то он не имеет права возбуждать никаких исков. После суд становится способом зарабатывания на жизнь благодаря мат.помощи выигравшим дело. В тяжелое время гос.запрещало экспорт оливок из Афин и то же самое могло быть с другими продуктами - например, с инжиром. В такие времена существовали люди, пытающиеся экспортировать продукты во время запрета. Люди, видевшие это, доносили об этом власти и получали за это денежное вознаграждение. Они назывались сикофантами - "докладывающие об инжире".

Другой способ зарабатывания денег - судебный шантаж. Шантажируют богатых граждан тем, что собираются подать на них в суд. Человек может судиться либо откупиться от них.

Поэтому количество судов было огромным. Каждый год избиралось 6000 присяжных - 5000 присяжных и 1000 запасных. Закон требовал, что защищающийся или обвиняемый человек делал это само, но не запрещалось, чтобы речь была написана кем-то. Возникает класс людей, пишущих судебные речи.

Получается, что судебная система кормит всех.

Постепенно доходят до того, что разрешают приглашать адвокатов.

Два решения: виновен или не виновен. Второй этап решения - какое наказания. Не было четко разработанной системы наказаний. Оно могло быть каким угодно.

 

Существовал суд Ареопага ("Аресов холм"). Место на склоне Акрополя. В этом суде рассматривались особо тяжкие преступления. Такие преступления - преступления крови - не могли рассматриваться под крышей (это считалось оскорблением богов). Они рассматривались под открытым небом. В качестве судей выступали уважаемые люди. У подсудимого иногда была возможность облегчить участь, если до начала суда он соглашался на изгнание. Единственное, от чего не могло спасти изгнание, - убийство родителей.

Смертная казнь: яд, веревка, меч. Существовала должность палача. Как правило, граждане не занимали эту должность. Обычно это был раб. Палач жил за чертой города. Старались переложить эту обязанность на осужденного. Давали возможность осужденному принять яд. Ему давали на это три дня.

Помимо смертной казни и изгнания, были разные виды наказания. Продажа в рабство (для граждан было страшнее смертной казни) крайне редко применялась к согражданам. Так наказывали человека, неправомочно присвоившего себе гражданство. Так могли наказать за неуплату налогов.

У богатых граждан были особые обязанности. Если у них было очень много денег по сравнению с согражданами, он должен был произвести затратные работы на благо государства. Это называлось литургией. К таким проектам относилась постройка кораблей, хоррегия - на великих дионисиях, когда проводились испытания трагиков, к которым готовились год, богатый человек содержал хор, тратил деньги на костюмы, декорации, машины. Он мог спонсировать спортивные атлетические состязания.

 

Государство заботилось о своих гражданах. Идеологически. Деньги выдавались каждому гражданину на театр. Государство платило пенсии людям, раненным на полях сражения, инвалидам. Если человек погибал на войне, а у него оставались дети, государство содержало этих детей.

Вдова оставалась без кормильца. Поэтому государство пыталось выдать вдову замуж. Если это не удавалось, тогда, когда дочери подрастали, их пытались также быстро выдать замуж, а сыновей содержали до наступления определенного возраста.

Спартанское государство было другим. Все было направлено на жесткую дисциплину. Там оставалось два царя. Власть держали в руках пять чиновников эфоров - "надзирателей". В том числе они надзирали за властью царей. Эфоры были самой действенной властью, которой все боялись. Народное собрание выбирало из кандидатов пятерых кандидатов по реакции собрания (они не видели кандидатов, слышали только реакцию собрания).

Ребенка с шести лет забирали из дома и до тридцати лет воспитывали в военизированных школах-общинах. Почиталась Артемида. На ее алтаре раз в году мальчиков секли до первой крови. В старшем возрасте им разрешалось охотиться на жителей области, которые изначально не были дорийцами. (местное население было поделено дорийцами на две части: рабы и сельскохозяйственные рабы). В Спарте было более свободное положение женщины, т.к.они были достаточно физически подготовленными, потому что участвовали наравне с юношами на состязаниях. Женщины иногда принимали участие в политической жизни Спарты. Спартанцы не развивались в плане материальной культуры.

Греки дают практически всю политическую терминологию. У них были десятки видов политического устройства городов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.247.254 (0.02 с.)