Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Крито-микенская культура. Общая х-ка↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Крито-микенская культура. Общая х-ка Ранний период античной культуры связан с формированием и расцветом крито-микенской культуры. Культуру этого периода принято еще называть эгейской. Она процветала в эпоху бронзы (ок. 2800—1100 гг. до н. э.). Центром раннего этапа античности являлся остров Крит (средиземное море), а несколько позже — та часть греческого материка, где находится город Микены. В целом культуру этого периода (примерно XV век до н. э.) называют крито-микенской (хотя иногда ранний, критский, период именуют еще эпохой минойской культуры). Истоки греческой культуры лежат во II тыс. до н. э., когда центром античного мира были остров Крит и та часть материка, на которой располагался город Микены. Эта, считавшаяся легендарной культура была открыта благодаря археологическим раскопкам Генриха Шлимана. Пользуясь лишь поэмами Гомера как путеводителем и сверяя местность поданным в них описаниям, он открыл ряд древних поселений. Крупнейшей находкой Щлимана были города Микены и Троя. Несколько лет спустя англичанин Артур Эванс во время раскопок на острове Крит обнаруживает остатки огромного дворца в Кноссе. Критское царство было сильной державой с могущественным по тем временам флотом, а само положение острова — между Европой, Северной Африкой и Малой Азией — отводило Криту значительную роль в отношениях с другими культурами древности. Характерная для этой эпохи «дворцовая» культура отличается централизацией хозяйственной, военно-политической и религиозной жизни. Ключевой является фигура царя-жреца, венчающего собой пирамиду власти, как в древневосточных культурах. Преобладает хтоническая религиозность (культы земли и плодородия). Само представление о божестве у критян было более расплывчатым и менее самодовлеющим, чем у египтян и вавилонян. Страх перед богами, олицетворяющими могучие силы природы, был им менее свойственен. Это был, скорее, культ земной радости, освобождающий человека от страха перед неизвестным — перед роком и таинственными силами природы, обожествление красоты, в которой виделся высший смысл жизни. Критская культура передала впоследствии древнегреческой радостное и любовное восприятие мира, особое отношение к человеческой красоте, жизнерадостное искусство. Эта эпоха завершается упадком культуры Крита в результате серии землетрясений на острове. Государственное устройство Древнего Рима (Царская власть. Республиканские институты. Роль армии. Триумфы) Римляне завоевали всю территорию полуострова. Когда римляне подчиняли себе соседей, они включали их в свои ряды. Давали им гражданство (разных степеней). Сабиняны, этруски, латиняне стали основой того, из чего вырастает римское государство. Во главе стоял царь (рекс). Это была выборная должность. Избирали его на народном собрании. У римлян не было никакой роскоши, пока они не покорили Грецию во II в до н.э. Заимствуют у этрусков атрибуты царской власти (пурпурная мантия, корона, изображавшая венок из дубовых листьев, царское кресло из слоновой кости). Каждому царю предавались 12 сопровождающих, выполнявших функцию телохранителей – ликторов. У них в руках были знаки отличия – топорик, из которого торчал пучок розг (fascium). Помимо царя, у Рима был совет старейшин - сенат. Были народные собрания, на которых выдвигались и принимались решения, но сенат утверждал или не утверждал их. Если царь умирал, сенат назначал временного царя. Чтобы никто не закрепился во власти, царя выбирали на пять лет (интеррекс). Рекс не обладал абсолютной властью. Семь римских царей. Три последних царя – этруски – реальные исторические лица. Последний царь убит в 501 г до н.э. после этого римляне долгое время не возвращаются к единовластию. Устанавливается республика (до I в до н.э.). после возвращаются к единоличному правлению – к власти императоров. Население делилось на 2 группы: Патриции – члены родов, которые стояли у истоков создания Римского государства (наиболее представительные и старые рода), также члены этрусских и сабинских родов.Только патриции имели права заседания в сенате. Прочий народ – плебс, плебеи. Могли что-то решать на своих собраниях. Возникали восстания плебса. Сенат должен был с этим бороться. Плебсу были выделены отдельные места в сенате. Искусство пол.жизни развивается очень активно. Помимо плебеев и патрициев существовал слой, у которого было достаточно мало прав. Они не могли представлять себя в судах. Им нужны были официальные покровители. Они назывались клиентами. Они были при каком-либо патроне, который официально представлял их интересы в суде, перед гос.органами. за это они оказывали ему услуги, платили деньги. Самый неимущий класс (плебса) – пролетарий. Когда был введен имущественный ценз, который разделил общество на классы, платящие в зависимости от того, к какому сословию они причислены. Шестой класс оказался неимущим. Главным имуществом было потомство (proles, prolitis). Этруски и Рим Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наиболее развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее влияние на формирование древнеримской культуры. Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима — волчицу, вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема — потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. вдень празднования пастушеской богини Палее (21 апреля). Этруски были непосредственными соседями латинян, которые оказываются ядром Римского государства. Лаций (Лациум) занимал менее чем 10 часть полуострова. Рим основан в 753 г до н.э. (на самом деле задолго до VIII в. там было поселение, заселенное тем же народом). В VIII в в Лации был очень низкий уровень развития. Этруски заимствуют у греков алфавит, письменность, чтобы писать на своем языке. Заимствуют постепенно то, чему греки научились (иск.керамики, росписи), научились у греков обрабатывать маслины. Этруски на более высоком уровне развития, чем все их соседи. В начале 1 тыс.они осушают болота, прокладывают дороги, устраняя препятствия. Этруски живут двенадцатиградьем (союз двенадцати городов). Политическое становление римлян происходит само по себе, но из семи царей несколько последних были этрусками. Первые шаги римлян в подъеме своего уровня жизни идут от этрусков. Капитолийская волчица создана этруском, строительством водопровода руководили этруски. Первый храм в Риме был построен этрусками и посвящен их богам, после римляне переделали его и он стал храмом Юпитера, Минервы и Юноны. Непонятно, откуда этруски взялись на той территории. Их язык до сих пор остается непрочитанным. Они писали греч.алфавитом и часто делали билингвы. По языку, по определенным предметам быта они близки одному из народов Малой Азии. Существовала легенда, что этруски были частью этого народа, которая, пережив несколько лет голода, погрузилась на корабли и уехала искать землю. Сами этруски называли себя тусками. Греки называли их тирренами. Отсюда название Тирренское море. Этруски были отличными мореходами. Были хорошо известны этрусские пираты. Миф о том, как Диониса похищают пираты, говорит об этрусских пиратах. Этруски добывали железо. Стали разрабатывать железо на острове Эльба. Активно торговали по всей территории средиземноморья. Римляне завоевали всю территорию полуострова. Когда римляне подчиняли себе соседей, они включали их в свои ряды. Давали им гражданство (разных степеней). Сабиняны, этруски, латиняне стали основой того, из чего вырастает римское государство. Вопрос №12. Религия римлян не антропоморфна. Населяли свой мир божествами. Человека сопровождают гении. Дом охраняют Лары и Пенаты + духи предков Манны (добрые изначально, они могли разозлиться в ответ на неуважение). Выделяется несколько божеств первого порядка. Юпитер (аки Зевс) Марс (сначала покровитель плодородия, потом – войны (во время смешения греч. И имск. культур)). Кверин – бог войны до Марса. При римских царях этрусского происхождения был построен храм трем огам – Тину, Умо и Мнерве. Т.н. Сивиллины книги попадают в Рим при этрусских царях. Свила – знаменитая прорицательница, ее книги прорицаний открывались в трудные времена. Чаще всего эти книги советовали ввести культ нового божества – и некоторые из новых божеств становись весьма популярны, т.е. приживались. Таким образом в Рим проникает греческая культура. Однако заимствуются не только греч. Культы, но и восточные, и египетские… Пример – культ Кибелы – кастрация жрецов (так их, да!), самобичевание (есть, надо думать, за что). У римлян не было свободы обращения к богам или свободы обрядов, как это было принято в Греции. Дни поклонения и жертв указывались: фастии и нефастии. Существовали жреч. коллегии. Жрец – pontifex («мост» + «делать»). Древнему Риму присущ ритуализм. Ограничения, действующие на жрецов, отивали желания занимать должности. Особое место, как и в греч. культуре, занимали жертвоприношения (sacrificium). Практиковали необильные жертвоприношения, но в особых случаях делались исключения (овация, триумф). Старая легенда рассказывает, как Нума Помпилаи торговался с Юпитером: «Ты принесёшь мне в жертву голову»,—требует Юпитер.— «Отлично, — отвечал царь, — ты получишь головку чесноку, которую я сейчас вырву в своём огороде». —«Нет, я подразумеваю нечто человеческое».— «Хорошо, ты получишь человеческие волосы». — «Да нет, мне нечто живое». — «Ладно, ко всему этому мы прибавим небольшую рыбку». Юпитер стал смеяться и на всё согласился.
Греческая архитектура. Обычные люди в Греции жили не очень богато и в роскоши не нуждались. Они жили в глиняных домиках без окон, мебели там было мало, а самые нужные вещи развешивали по стенам. Позже стены в таких домах начали расписывать узорами, но поначалу это считалось жуткой роскошью. Храмы же были мраморные, и им уделялось очень большое внимание как части религии и культов богов. Греческий храм состоял из трех ярусов: фундамента, колоннады и карниза с крышей. Всё это состояло из очень прямых балок. Не было никаких арок, никаких куполов. Это было изящество прямых линий. Фундамент был ступенчатым – обычно три большие ступени. Это делалось специально для бога, и если они и действительно выходили слишком большими, для людей в них прорубали специальную отдельную лестницу. На них ставились колонны, которые держали крышу и карниз. Изначально было два основных ордера – дорический и ионический. Позже, когда греки стали чуть богаче, появился коринфский ордер. Дорические ордеры стояли прямо на фундаменте. Они были ниже и толще ионических, а также более мужественные, чем они. Ионические были, соотв., более женственными. Они стояли на постаменте из двух мраморных валиков, а вверху каменная подушка загибалась двумя завитками (волюты). Карниз был трехполосный. Между двумя каменными балками (внизу – архитрав, сверху – сам карниз) был расположен фриз. Он мог быть сплошным (если ордер был ионическим), опоясывающим весь карниз, или состоять из большого количества маленьких прямоугольников. Это были триглифы – простые каменные плиты с тремя желобками, и метопы, на которых и изображалось что-либо (метопы и триглифы были там, где были дорические ордеры). Сплошные фризы более подходили для изображения мирных шествий (как в Парфеноне). В 5 веке более популярным был дорический ордер (классический период). На карниз сверху клалась двухскатная крыша. Над входом из-за 2ух скатов образовывалась область в форме треугольника – фронтон. Она замуровывалась, и скульпторы-художники придумывали, как это оформить. Обычно в середине фронтона изображался большой бог, по бокам от него – воины размером поменьше, далее – лошади и колесницы, а в углах треугольника обычно помещались раненые и убитые (изображение сражения). Так же симметричны были фронтоны Парфенона. Колонна состоит тоже из трех частей – базы, ствола и капители. В дорическом ордере базы нет. В Греции всё было четко вымерено. Единица измерения храма – радиус колонны, половина её толщины. В архаический период храмы строились из мягких пород камней – известняк. С ним проще было работать. Позже предпочтение отдавали мрамору. Характерный дорический храм архаики – храм Аполлона в Коринфе (вторая половина 6 века до нэ). Дорические храмы процветали в основном на Пелопоннесе, ионические – в средиземноморье. Характерный ионический храм – храм Артемиды в Эфесе. Акрополь – центральный архитектурный ансамбль Афин. Он включал в себя: храм Парфенон (437 год, Иктин и Калликрат),Пропилеи – парадный вход на западном слоне акрополя, грандиозную статую Афины-воительницы, созданную скульптором Фидием. Позже туда включили храм Нике (449 год) и Эрехтейтон – храм, посвященный Афине и Посейдону (421 год). Ассиметричный ансамбль Акрополя – пример единого композиционного замысла. Он совмещает в себе и дорический, и ионический ордеры. Акрополь – это игра с объемами. Во время греко-персидский войн Акрополь был разрушен. Парфенон – крупнейший дорический храм в Греции, построен из Пентелийского мрамора на вершине Акрополя. Он восьмиколонный на маленьких коротких фасадах периптер. Сосредоточенная в верхних частях здания раскраска восковыми красками по мрамору подчеркивала тектонику. Архитекторы создали такое ощущение, что храм создан без человеческих усилий, с помощью естественных форм. Метопы во фризе содержали традиционные сюжеты, но в них вкладывался ещё более глубокий смысл, чем обычно (Борьба грека с кентавром) Вопрос №20.
Наиболее значительным было влияние греческих традиций в области скульптуры. Римляне охотно копировали образцы. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. Однако римскими многие из них также могут быть названы лишь условно: в скульптурных мастерских Рима работали преимущественно греческие мастера.
Только в одном римские художники оказались оригинальными — в создания индивидуальных скульптурных портретов, точно передающих внутренний мир человека. Тяга к отражению личности, эмоций конкретного человека вполне проявилась уже в период эллинизма. Однако именно в эпоху империи скульптурный индивидуальный портрет достиг совершенства.
Римское искусство скульптуры достигло удивительного реализма, если греки стремились изобразить идеал, то римляне — наиболее точно передать черты оригинала. Глаза многих статуй для достижения натуралистичности изготовлены из цветной эмали. Римский портрет — это история Рима, рассказанная в лицах реально существовавших людей. До нас дошел великолепный скульптурный портрет юного Августа, сохранились многочисленные бюсты политических деятелей.
Вопрос № 21.
Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоеванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также пейзажные зарисовки. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространенным видом искусства была мозаика и обработка, драгоценных металлов и бронзы.
В живописи, где римляне также выказали себя усердными учениками греков, они проявили больше оригинальности, чем в скульптуре. К сожалению, живопись менее долговечна, нежели скульптура, поэтому образцов первой сохранилось меньше, чем примеров второй. Исключением следует считать настенные фрески, обнаруженные археологами в домах Помпеи, Геркуланума и Рима. Их выделяют приятные цвета, живые краски, свобода живописной манеры, свидетельствующие об огромном таланте римских художников. Рим отличался портретным искусством, там в избытке можно было встретить уличных художников, за несколько центов тут же создающих портреты горожан.
Римская живопись, отталкиваясь непосредственно от греческих образцов, использовала различные возможности для пластического изображения: цветовая и воздушная перспектива, свет и тени создавали иллюзию пространства. Художники часто изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты. О живописи эпохи Римской империи мы можем судить прежде всего по фрескам, покрывавшим стены домов знати. Само по себе искусство декорирования восходит к греческой традиции расписывания стен и обустройства внутренних двориков скульптурами. Орнаментальная живопись интерьеров в течение I века до н. э. вытеснялась имитацией архитектурного декора и свелась в итоге к живописи и скульптуре «тромлей», что отражало тяготение к пышности.
Неплохо сохранились фрески нескольких вилл города Помпеи, засыпанных пеплом в результате извержения вулкана Везувия. Они показывают, что художники свободно владели всеми живописными средствами, (богатой палитрой, игрой света и тени, точным рисунком и т. п.). Станковая живопись не сохранилась, но из письменных источников известно, что ведущим жанром был портрет. Наряду с жилищем римляне расписывали -домашнюю мебель и посуду.
В отличие от Египта и Греции, искусство использовалось римлянами не для выражения возвышенных чувств и идей, а больше для демонстрации богатства, престижа, статуса. Вопрос №21.
Раскопки Помпеи и Геркуланума, расчистка остатков терм Тита, находки во многих погребальных склепах вблизи Рима и недавние исследования развалин на Палатинском холме доставили нам множество образцов Римской живописи, хотя и относящихся к разряду стенной, чисто декоративной росписи, но крайне любопытных, так как в них встречаются изображения отдельных человеческих фигур, целых сцен, пейзажей, неодушевлённых предметов, и эти изображения дают возможность судить о рисунке, композиции, колорите и технике тогдашней живописи вообще.
Помпейская стенная живопись, подобно самим домам, которые были украшены ею, представляется приноровкой взятого от греков к римским вкусу и требованиям. Обыкновенно стена бывала окрашена в какой-нибудь один, ровный цвет, чаще всего в тёмно-красный или в не особенно яркий жёлтый, реже в чёрный, голубой, зелёный и лиловый; внизу её шла панель более тёмного цвета, повторяющаяся и вверху, под потолком, в виде фриза. Площадь стены обрамлялась тонкими, более тёмными или более светлыми, чем она, полосками, которые, кроме того, разделяли её на панно. В середине этих панно либо изображались одиночные фигуры, как бы летящие в воздухе, например вакханки, танцовщицы, крылатые гении, скачущие сатиры, кривляющиеся мимы и т. п., либо рисовались настоящие картины, содержание которых заимствовалось большей частью из мифологии и героических легенд. При этом художники почти всегда воспроизводили знаменитые произведения греческих живописцев или свободно подражали их композициям. Таким образом, в числе сюжетов встречаются «Жертвоприношение Ифигении», «Гнев Ахилла», «Воспитание Ахилла», «Расставание Ахилла с Брисеидой», «Персей, убивающий Минотавра», «Освобождение Андромеды», «Нарцисс, любующийся отражением своей фигуры в источнике», и т. д. Попадаются также и сцены жанрового характера с оттенком то сентиментальности, то комизма; в особенности немало таких, в которых главную роль играет любовь: здесь, молодая девушка показывает своим восхищённым подругам найденное ею гнездо с амурами; там, юная торговка, сидя у клетки, наполненной малютками-амурами, продаёт их девушкам, из которых одни с восторгом запасаются этим товаром, другие боятся покупать опасных божков; в третьем месте амур, сидя на раке, удит рыбу.
Со стилями не уверена: Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться. 1.Инкрустационный или структуральный (150—80 годы до н. э.) — характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма, часто встречаются репродукции греческих картин. 2.Архитектурный стиль (80 год до н. э.—14 год н. э.) — на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам. 3.Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) — переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики. 4.Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) — появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.
Как вариант: В римской настенной живописи II в. до н.э. — I в. н.э. принято различать четыре декоративных стиля, которые именуют помпеянскими, потому что впервые такие росписи в технике фрески и энкаустики были открыты при раскопках в Помпеях.
Стиль I называют инкрустационным (II в. до н.э.), так как он подражал облицовке стен. Витрувий описывает его следующим образом: «Древние мастера, которые положили начало художественным облицовкам, первоначально стали подражать пестроцветным сортам мрамора и расположениям его плит, а затем различным комбинациям чередований карнизов и клинов, окрашенных охрой». Подобные росписи характерны для дома Саллюстия в Помпеях.
Стиль II — архитектурно-перспективный (80–30-е гг. до н.э.), он стремится с помощью перспективных эффектов как бы раздвинуть, расширить помещение, открывая вдруг сады, фантастические пейзажи, большие многофигурные композиции. В этом стиле, как сообщает Витрувий, «рисуются порты, мысы, берега, реки, источники, проливы, святилища, священные рощи, горы, стада, пастухи; в некоторых местах рисуются большие картины с изображением ликов богов или живописных интерпретаций мифических сказаний: троянских богов или скитаний Улисса на фоне ландшафтов и, наконец, всякие прочие предметы, какие только существуют в природе». Примером стиля II являются росписи дома на Эсквилине в Риме, дома Ливии на Палатине в Риме, виллы Мистерий в Помпеях.
Стиль III именуется орнаментальным (30-е гг. до н.э. — 50-е гг. н.э.), так как его композиции подчеркнуто плоскостны, изящны, несколько холодноваты и декоративны.
К этому стилю относятся дома Лукрецио Фронто, Луция Цецилия Юкунда и вилла Цицерона в Помпеях.
И наконец, стиль IV — декоративно-архитектурный (50–79 гг. н.э.), примыкающий к стилю II. Он отличается изысканностью, грациозной причудливостью, богатством убранства, применением перспективно изображенных прихотливых фантастических архитектурных мотивов, что вызвало крайнее раздражение у такого трезвого архитектора, каким был Витрувий, заставший только начало этого стиля: «Вместо колонн, — восклицает он, — ставят тростинки, вместо покатых кровель — маленькие ложчатые завитки со скрюченными листьями и волютами или, например, канделябры, поддерживающие изображения маленьких зданий».
Росписи этого стиля характерны для дома Веттиев и дома Изобилия в Помпеях.
Одна из особенностей стиля IV состоит в том, что в роспись включались оригиналы великих греческих живописцев или их копии. Часто копиист писал все картины в одном размере и в одинаковой, ему присущей манере, сохраняя лишь композицию оригинала. Такова копия со знаменитой картины Зевксиса «Младенец Геракл, душащий змей» из дома Веттиев в Помпеях. Сюда же относится мозаичная картина «Битва при Арбелах» из Дома Фавна, копия с картины греческого художника Филоксена из Эретреи, жившего в IV в. до н.э. Картина «Ио и Аргус» из Помпей является свободной копией картины известного греческого живописца Никия. Копиями с греческих оригиналов являются картины «Зевс и Гера», «Ахилл и Одиссей» из дома Диоскуров, «Персей и Андромеда», «Марс и Венера», «Тесей после убийства Минотавра», «Геракл и Телеф» — все из Геркуланума.
Слово «мозаика» происходит от латинского musivum, что означает «служение музам». Действительно, картины, выложенные из мельчайших кусочков стекла или смальты, как древние, так и современные, свидетельствуют о вдохновении, посетившем их создателей. Исторически сложились две технологии мозаики: римская, выполняемая из мелкоразмерных кусочков смальты и камня, и флорентийская, основанная на сочетании различных сортов мрамора, тщательно подобранных по цвету и идеально пригнанных друг к другу.
В Древнем Риме мозаику использовали для украшения любых мало-мальски значимых сооружений — городских и загородных вилл знати, городских терм, дворцов. Основными материалами служили кубики смальты и камня. Трудоемкая технология оправдывала себя не только художественной ценностью изображений, но и долговечностью. Многие композиции пережили своих создателей, а некоторые сохранились до наших дней — их можно увидеть в музеях. Сцены из древних мифов, забавные бытовые сюжеты, иллюстрации к историческим событиям — все эти творения античных мастеров и сегодня поражают воображение.
Крито-микенская культура. Общая х-ка Ранний период античной культуры связан с формированием и расцветом крито-микенской культуры. Культуру этого периода принято еще называть эгейской. Она процветала в эпоху бронзы (ок. 2800—1100 гг. до н. э.). Центром раннего этапа античности являлся остров Крит (средиземное море), а несколько позже — та часть греческого материка, где находится город Микены. В целом культуру этого периода (примерно XV век до н. э.) называют крито-микенской (хотя иногда ранний, критский, период именуют еще эпохой минойской культуры). Истоки греческой культуры лежат во II тыс. до н. э., когда центром античного мира были остров Крит и та часть материка, на которой располагался город Микены. Эта, считавшаяся легендарной культура была открыта благодаря археологическим раскопкам Генриха Шлимана. Пользуясь лишь поэмами Гомера как путеводителем и сверяя местность поданным в них описаниям, он открыл ряд древних поселений. Крупнейшей находкой Щлимана были города Микены и Троя. Несколько лет спустя англичанин Артур Эванс во время раскопок на острове Крит обнаруживает остатки огромного дворца в Кноссе. Критское царство было сильной державой с могущественным по тем временам флотом, а само положение острова — между Европой, Северной Африкой и Малой Азией — отводило Криту значительную роль в отношениях с другими культурами древности. Характерная для этой эпохи «дворцовая» культура отличается централизацией хозяйственной, военно-политической и религиозной жизни. Ключевой является фигура царя-жреца, венчающего собой пирамиду власти, как в древневосточных культурах. Преобладает хтоническая религиозность (культы земли и плодородия). Само представление о божестве у критян было более расплывчатым и менее самодовлеющим, чем у египтян и вавилонян. Страх перед богами, олицетворяющими могучие силы природы, был им менее свойственен. Это был, скорее, культ земной радости, освобождающий человека от страха перед неизвестным — перед роком и таинственными силами природы, обожествление красоты, в которой виделся высший смысл жизни. Критская культура передала впоследствии древнегреческой радостное и любовное восприятие мира, особое отношение к человеческой красоте, жизнерадостное искусство. Эта эпоха завершается упадком культуры Крита в результате серии землетрясений на острове.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.195.4 (0.013 с.) |