Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Греческая религия. (Культ Зевса. Деметра и Дионис. Мистерии. Жертвоприношения. Оракулы.)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Религия становится почвой для анич искусства. С одной стороны объединяет греков (поклонялись одним богам), с другой — религии были разными (каждый город, каждый род поклонялся своим богам). Главным был один культ — культ Зевса как верховного бога. Индоевропейский бог. Имя dieu - “свет» Бог дня, света, неба. Существовало огромное количество других богов. Для каждой семьи были свои близкие домашние боги. На более позднем уровне развития отдельные города становятся центрами различных культов (г.Эфес — культ Артемиды, г.Дельфы — культ Аполлона, г.Самос — культ Геры). Жрецом был отец семейства. Покровителем дома всегда считался Зевс. Храмы как центр культа возникают поздно (I тыс. до н.э.). Первые (каменные) храмы — VIII- VII вв.до н.э. В каждом доме был алтарь (во дворе), где совершали жертвоприношение. Когда формируется система государства, у каждой семьи должен был быть алтарь. Зевс Оградительный (Зевс Геркей) был покровителем дома. Защита от внешних опасностей. Зевс Ктесий (Приобретатель) — отвечал за приумножение богатства в доме, защищал от воров (изображали в виде змеи). Из культа Зевса рождается культ близнецов диоскуров (сыновья Зевса) Кастера и Полидефка.(которых после стали изображать как Зевса - столбами со змеями) Специфика греческой мифологии — в ее антропоморфии. Очаг, который был в центре дома, - главное место в доме.Очаг всегда был свят. Символ семьи, центра. Новорожденного младенца на пятый день обносили вокруг очага, и тем самым он принимался в круг семьи. Очаг был местом единения верующих с богами. Отсюда — обязательная молитва при трапезе. Святость по мнению греков заключалась в месте. На таком месте сооружали альтарь. Религия выражается больше в действиях, чем в словах. Отсюда большая включенность в религиозный обряд танца. Отсюда рождается лирическая и хоровая поэзия. Было страшным, если запятнанный преступлением человек коснется очага. Самые страшные преступления судились на открытом небе. Как только посторонний человек касался очага, он попадал под защиту бога. Зевс был хранителем неписанных норм морали, обычаев. С развитием политического устройства у греков фигура Зевса становится слишком официозной, поэтому он уходит на второй план. На первое место выдвигаются иные боги. Среди этих богов были Геракл, Аполлон «Уличный» - покровитель улиц. Во дворе или перед домом стоял конусообразный столбик, олицетворяющий Аполлона. Геракл - победитель всякого зла, не наделенный интеллектом. Следующее поколение героев более интеллектуально (Дедал). Прехеодный герой — Тесей (первый, кто установил в Афинах законы). Отражение истории человечества, запечатленное в мифах. Когда сооружали алтарь, чтобы защитить людей от солнца, дождя, вокруг алтаря ставили подпорки и перекрывали ветками из этого рождается форма храма, убежище. Поэтому первые постройки были деревянными. У греков было четкое разделение пантеона богов: дневные (светлые), которые приписывались к Олимпу, боги темные, которые приписывались подземному царству. Был третий разряд, который у греков изначально отсутствовал. Затем они заимствуют у других народов культы воскресших богов. Богов, которые попали в царство мертвых, но затем вернулись (боги, причастные к обоим царствам). Они являются связкой между темными и светлыми богами. Культ, связанный с богиней Деметрой. Ее дочь Персефона. Центр культа — город Элевсин. Заимствуется культ Диониса у фракийцев (индоевр.народ, живший на тер.нынешней Болгарии). Культ Адониса, заимствованный в Малой Азии. Адонис был связан с весной. Эти культы назывались мистериями. Тайна заключается в том, что участники этих культов не могут разглашать, что там происходит. Мистические культы были многолюдными. В них принимались люди, которые могли не иметь гражданства, рабы, чужеземцы. Огромная процессия направлялась из Афин по дороге на Эливсин, где осуществлялось очищение в водах реки. Участников называли мисты. Они не сразу допускались ко всем стадиям. В этом культе был главный жрец. Мистерии обладали определенным демократизмом. В мистериях начинают воплощаться надежды человека на загробную жизнь. Если человек праведно живет, то ему сулят счастье после смерти (гимн к Демедре). Культ Дионису связывается с культом Деметры. Ореол тайны, возможно, остается с тех пор, как население скрывало свои культы от греков. Для религии греков было характерно явление пафоса божества («страдание, терпение, страсти как страдания»), которое возбуждает скорбь верующих. Отсюда рождается поклонение героям. Катарсис - очищение. После того, как греки скорбят на могилах героев. Элегия — погребальный плач по умершим героям. Плач имеет четкую ритмическую структуру — элегических дистих. Греки доводили себя до определенного исступления. Считалось, что душа человека, достигнув оргиастического безумия, отделяется от человека и поднимается вверх, где ее очищают светлые боги. Осветленный дух возвращается в человека и он очищается. Трагедия катарсиса — человек должен пройти через такой пафос, чтобы душа очистилась и человек просветлился. Это связано с культом умерших и воскресших богов и героев. Поэтому в культе Диониса используется флейта, звуки которой способны довести до безумия. У каждого бога была своя мелодия, свой ритм. У Диониса была своя песнь — диферамб. Гимн, сочетающий в себе радостную музыку с музыкой скорби. Отсюда вырастает с одной стороны частично трагедия, хоровая лирика — ватхилит, пиндор. Трагедия жива, пока в ней присутствует Дионис с флейтой, когда приходи Аполлон со струнными инструментами, трагедия исчезает. (Ницше) «Еврипида» посвящена Дионису. Жертвоприношения. Вначале были человеческими. Существовал обычай, когда в городе-государстве был голод или эпидемия, из числа осужденных на смерть брали человека, которого называли «фармак» - исцеление. Ему в руки давали лепешку и выставляли за городские ворота. Он был обречен на смерть от голода. Это считалось жертвоприношением богам. Применялись различные животные в зависимости от значимости события. Чаще всего — бык, овца или свинья. При жертвоприношениях подземным богам жертву закапывали или топили, не проливая крови. Поэтому никогда не устраивалась трапеза. Подземным богам приносили жертву в темное время суток. Тяга человека к вечным вопросам о будущем выражается в том, что люди всегда стремятся к гаданиям и предсказаниям. Греки гадали по различным знакам, знамениям, символам. Популярными были гадания по полету птиц. Гадали по внутренностям приносимых в жертву животных. По звездам, по сновидениям. Искусство гадания (называлось «мантика») было двух видов: искусственная и естественная. Искусственная — не имея природных способностей, можно научиться способу предсказаниям. Естественной мантике научиться было нельзя. В частности к таким видам прорицаний относилась дэльфийская Пифия (имя связано с именем Пифона) — оракул Аполлона. Оракул — комплекс: место, где происходит гадание, человек, который это делает, изрекаемое человеком. На севере Греции в городе Додона был оракул Зевса. Там гадали по комплексу дуба. Дельфийский оракул был самым популярным. Дельфийские жрецы находились в привилегированном положении. Они существовали при храме в горах. Получают наибольшее политическое влияние. Дельфийский храм становится самым богатым местом. Каждый город-государство строит отдельный храм, в котором хранились подарки дельфийскому оракулу. Оракул Трофония. Жрецы принимали не каждого. Была щель в скале, в которую запускали человека. Там невозможно было даже сидеть. Мифологически оракул был связан с Дедалом. При популярных храмах выстраивались комплексы. В них входил театр, стадион и ипподром. Действия, происходившие в этих местах, прежде всего связаны с бож.культами. С древних времен греки в честь своих богов устраивали различные соревнования. Физическая красота воспринималась как дар богов, поэтому греки дарили богам свое физическое совершенство. Отсюда культ физ.красоты, тело должно быть красивым. Калокагатия — сочетание внутренней и внешней красоты. Все большие праздники в честь богов сопровождались соревнованиями, состязаниями («агон»). Греческая архитектура. Обычные люди в Греции жили не очень богато и в роскоши не нуждались. Они жили в глиняных домиках без окон, мебели там было мало, а самые нужные вещи развешивали по стенам. Позже стены в таких домах начали расписывать узорами, но поначалу это считалось жуткой роскошью. Храмы же были мраморные, и им уделялось очень большое внимание как части религии и культов богов. Греческий храм состоял из трех ярусов: фундамента, колоннады и карниза с крышей. Всё это состояло из очень прямых балок. Не было никаких арок, никаких куполов. Это было изящество прямых линий. Фундамент был ступенчатым – обычно три большие ступени. Это делалось специально для бога, и если они и действительно выходили слишком большими, для людей в них прорубали специальную отдельную лестницу. На них ставились колонны, которые держали крышу и карниз. Изначально было два основных ордера – дорический и ионический. Позже, когда греки стали чуть богаче, появился коринфский ордер. Дорические ордеры стояли прямо на фундаменте. Они были ниже и толще ионических, а также более мужественные, чем они. Ионические были, соотв., более женственными. Они стояли на постаменте из двух мраморных валиков, а вверху каменная подушка загибалась двумя завитками (волюты). Карниз был трехполосный. Между двумя каменными балками (внизу – архитрав, сверху – сам карниз) был расположен фриз. Он мог быть сплошным (если ордер был ионическим), опоясывающим весь карниз, или состоять из большого количества маленьких прямоугольников. Это были триглифы – простые каменные плиты с тремя желобками, и метопы, на которых и изображалось что-либо (метопы и триглифы были там, где были дорические ордеры). Сплошные фризы более подходили для изображения мирных шествий (как в Парфеноне). В 5 веке более популярным был дорический ордер (классический период). На карниз сверху клалась двухскатная крыша. Над входом из-за 2ух скатов образовывалась область в форме треугольника – фронтон. Она замуровывалась, и скульпторы-художники придумывали, как это оформить. Обычно в середине фронтона изображался большой бог, по бокам от него – воины размером поменьше, далее – лошади и колесницы, а в углах треугольника обычно помещались раненые и убитые (изображение сражения). Так же симметричны были фронтоны Парфенона. Колонна состоит тоже из трех частей – базы, ствола и капители. В дорическом ордере базы нет. В Греции всё было четко вымерено. Единица измерения храма – радиус колонны, половина её толщины. В архаический период храмы строились из мягких пород камней – известняк. С ним проще было работать. Позже предпочтение отдавали мрамору. Характерный дорический храм архаики – храм Аполлона в Коринфе (вторая половина 6 века до нэ). Дорические храмы процветали в основном на Пелопоннесе, ионические – в средиземноморье. Характерный ионический храм – храм Артемиды в Эфесе. Акрополь – центральный архитектурный ансамбль Афин. Он включал в себя: храм Парфенон (437 год, Иктин и Калликрат),Пропилеи – парадный вход на западном слоне акрополя, грандиозную статую Афины-воительницы, созданную скульптором Фидием. Позже туда включили храм Нике (449 год) и Эрехтейтон – храм, посвященный Афине и Посейдону (421 год). Ассиметричный ансамбль Акрополя – пример единого композиционного замысла. Он совмещает в себе и дорический, и ионический ордеры. Акрополь – это игра с объемами. Во время греко-персидский войн Акрополь был разрушен. Парфенон – крупнейший дорический храм в Греции, построен из Пентелийского мрамора на вершине Акрополя. Он восьмиколонный на маленьких коротких фасадах периптер. Сосредоточенная в верхних частях здания раскраска восковыми красками по мрамору подчеркивала тектонику. Архитекторы создали такое ощущение, что храм создан без человеческих усилий, с помощью естественных форм. Метопы во фризе содержали традиционные сюжеты, но в них вкладывался ещё более глубокий смысл, чем обычно (Борьба грека с кентавром)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.140 (0.01 с.) |