Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3.Международные экономические отношения.

Поиск

Тема 3.1 Международная торговля. Внешнеторговая политика страны.

Мировая торговля - это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Торговые отношения между разными странами зародились в глубокой древности. Торговля товарами была первой формой международных экономических отношений. В доиндустриальную эпоху внешняя торговля носила эпизодический характер и играла небольшую роль в экономике отдельной страны С развитием промышленности интенсифицируется мировая торговля. В ХVI-ХVПI вв. начинает формироваться мировой рынок.

Мировой рынок - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и других формах международных экономических отношений.

Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и целесообразностью международного разделения груда, сосредоточения производства определенных проектов в отдельных странах с целью последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, создающих спрос на этот продукт.

Если раньше основной причиной международной торговли была неравномерность распределения ресурсов между различными странами, то сегодня к этой причине присоединились и различия в эффективности применяемых технологий и комбинаций ресурсов. Развитие международной торговли:

- позволяет преодолеть ограниченность национальной ресурсной базы;

- расширяет емкость внутреннего рынка и устанавливает связи национального рынка с мировым;

- обеспечивает получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства;

- расширяет производственные возможности стран (происходит сдвиг кривой производственных возможностей вправо);

- ведет к углублению специализации производства и на этой основе повышению производительности использования ресурсов и увеличению объема производства.

В современном мире на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются условия для развития производства.

Мод термином "внешняя торговля" понимается торговля с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Внешняя торговля отличается от внутренней. Во-первых, ресурсы на мировом уровне менее мобильны, чем внутри страны, во-вторых при расчетах каждая страна использует свою национальную валюту и. наконец, внешняя торговля подвержена большему государственному контролю нежели внутренняя.

Внешняя торговля отдельной страны и в масштабах мировой экономики в целом характеризуются следующими показателями:

- величина торгового оборота (сумма экспорта и импорта);

- внешнеторговое сальдо - соотношением экспорта и импорта. Если экспорт больше импорта, страна имеет положительное внешнеторговое сальдо (активный торговый баланс), если импорт больше экспорта - отрицательное (пассивный торговый баланс);

- экспортная и импортная квота: доля соответственно экспорта и импорта в ВВП. Доля импорта и экспорта в объеме национального производства показывает степень включенности страны в международную торговлю, степень "открытости" экономики.

- экспортный потенциал (экспортные возможности) - доля продукции, которая может быть продана данной страной без ущерба для собственной экономики;

- структура внешней торговли - по субъектам - с кем торгует страна, по объектам - чем торгует страна.

Мировая торговля в современном мире развивается высокими темпами. На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказывает влияние ряд факторов:

- углубление международного разделения труда и интернационализация производства;

- НТР, способствующая созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструкцию старых;

- активная деятельность транснациональных компаний на мировом рынке;

- либерализация международной торговли;

- развитие процессов торгово-экономической интеграции, устранение межстрановых барьеров, формирование зон свободной торговли.

Экономическая основа торговли.

Очевидно, что, если в одной стране издержки производства Ф меньше чем издержки производства товара Б, а в другой стране издержки производства товара Б меньше чем издержи производства товара А, то обмен товарами между этими странами взаимовыгоден. Это так называемые абсолютные преимущества, сформулированные еще А. Смитом, который писал: «Если какая-либо страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его на некоторую часть нашего продукта, в производстве которого мы обладаем преимуществами». Развивая идеи А. Смита, Д. Риккардо создал теорию сравнительных преимуществ, доказав, что обмен целесообразен, если даже страна ни в чем не располагает абсолютными преимуществами. В основу теории сравнительных преимуществ положена идея о существовании различий между странами в условиях производства. В соответствии с эти предполагается, что в любой стране, при любых природных и климатических условиях в принципе можно наладить производство любых товаров. Так, например, в России возможно выращивание бананов, но стоимость их будет высока. Сопоставление затрат, связанных с производством тех или иных товаров, приводит к заключению, что в каждой стране существуют товары, которые могут производиться с наименьшими затратами. Специализация на товаре, издержки производства которого сравнительно (с другими товарами) низки, и его продажа на внешнем рынке позволит стране посредством обмена приобрести другие товары, издержки производства которых относительно высоки.

Сравнительные преимущества, или более низкие издержки производства, определяют структуру товарных обменов между странами. Специализируясь в соответствии со сравнительными преимуществами, и обменивая свои товары на другие, страны могут получать большие реальные доходы при ограниченных объемах ресурсов. Таким образом, внешняя торговля увеличивает производственные возможности общества. При этом выигрывают не только торгующие между собой страны, но и мировая экономика в целом.

Внешнеторговая политика

Внешняя торговля всегда была и остается объектом пристального внимания государства. Существует два вида внешнеторговой политики: политика свободной торговли (фритредерство) и политика протекционизма. Если свободная торговля предполагает невмешательство государства во внешнеторговые отношения предпринимателей и не предусматривает каких-либо внешнеторговых ограничений, то протекционизм, напротив, нацелен на защиту национального предпринимательства от иностранной конкуренции посредством прямого и косвенного ограничения ввоза иностранных товаров и поддержки национального экспорта.

Политика протекционизма может осуществляться тарифными и нетарифными методами.

Тарифы (таможенные пошлины) – это государственные денежные сборы с товаров, ценностей и имущества, пересекающих границу.

Таможенные пошлины могут взиматься в виде торговой ставки за установленную единицу товара или в виде процента к цене товара. Они могут быть:

- дифференциальные (разные ставки на одинаковые товары);

- покровительственные, которые используются с целью затруднить проникновение отдельных иностранных товаров на внутренний рынок. Разновидностью покровительственных пошлин являются высокие антидемпинговые пошлины. Демпинг – это продажа товаров за рубежом по ценам ниже издержек производства. Антидемпинговые пошлины применяются в том случае, если импортер продает на внешних рынках товар ниже действующих на внутреннем рынке;

- преференциальные – устанавливаются государством для всех или некоторых товаров отдельных стран и не распространяются на товары прочих стран.

Последствия введения таможенных пошлин двояко. С одной стороны, они способствуют поддержанию отечественных отраслей производства, созданию рабочих мест, обеспечению национальной безопасности. Тариф всегда выгоден производителям товаров, конкурирующих с иностранными. С другой стороны, введение таможенных пошлин приводит к повышению цен и снижению импорта товаров, на которые эти пошлины распространяются. Введение тарифных барьеров вызывает ответную реакцию других стран, объемы мировой торговли сокращаются, что ведет к менее эффективному использованию внутренних и мировых ресурсов. Наряду с тарифными методами регулирования внешней торговли широко используются и другие, нетарифные методы. Нетарифные барьеры представляют собой административное регулирование внешней торговли, направленное на ограничение ввоза иностранных товаров путем:

- квотирования экспорта-импорта - установления в количественном или стоимостном выражении предельного объема (квот) на ввоз или вывоз товаров;

- введения государственной монополии на торговлю определенными товарами;

- лицензирования - требования получения лицензии на ввоз или вывоз товаров, которая выдается на определенное количество товаров и действует в течение определенного периода времени;

- добровольного ограничения экспорта - принятие экспортером обязательства ограничить или не расширять объем экспорта:

- введения технических и санитарных стандартов;

- налогообложения импортной продукции.

Внешнеторговая политика включает не только ограничение импорта, но и поощрение экспорта путем субсидирования экспортеров, освобождения их от некоторых налогов, предоставления льготных кредитов.

Хотя позиции протекционизма в современном мире довольно устойчивы, либерализация торговли на основе интеграционных процессов, предполагающих создание таможенных союзов, зон свободной торговли, является основным направлением развития торговли в современных условиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.25.226 (0.008 с.)