Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.2 Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая нестабильность

Поиск

Совокупный спрос (AD) - это тот реальный объем национального производства, который домашние хозяйства, фирмы и государствоготовы купить при каждом возможном уровне цен. Зависимость между общим уровнем цен и реальным объемом производства, на который предъявляется спрос, - обратная: чем ниже общий уровень цен, тем больше объем производства, который будет куплен. Эта зависимость описывается кривой совокупного спроса.

Действие неценовых факторов совокупного спроса приводят к смещению кривой AD. Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос:

- изменения в расходах домохозяйств под влиянием: изменения реальной стоимости богатства (если, например, повысился курс имеющихся у потребителя акций, приведший к росту его благосостояния, то его текущий спрос возрастет), ожиданий потребителей (естественно ожидание роста цен в будущем приведет к увеличению спроса сегодня, и наоборот), задолженностей потребителей (чем больше задолженностей потребителей по кредитам, тем меньше их текущий спрос), подоходного налога (очевидно, что повышение налогов сокращает спрос, и наоборот);

- изменения в инвестиционных расходах в связи с изменениями: процентной ставки (чем выше процентная ставка за кредит, тем ниже инвестиционный спрос); ожидаемой нормы прибыли от инвестиций (чем прибыльней инвестиционные проекты, тем больше инвестиционный спрос), налогов на предприятия (очевидно, что повышение налогов снижает инвестиции, и наоборот); технологии (появление новых, высокоэффективных технологий увеличивает спрос на инвестиции);

- изменения в государственных расходах: увеличиваются расходы государства - растет спрос, уменьшаются - спрос падает;

- изменения в расходах на чистый экспорт в связи с изменением: национального дохода в зарубежных странах

Совокупное предложение (AS) - это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен. Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий - сокращение производства, т.е. между уровнем цен и национальным объемом производства существует прямая зависимость.

Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:

- горизонтального (кейнсианского). Национальный продукт изменяется, а цены постоянны. Безработица находится на высоком уровне, в этих условиях предприниматели могут нанимать дополнительную рабочую силу, не увеличивая заработную плату. Издержки производства не меняются, постоянными остаются и цены

- промежуточного. При изменении объема национального производства меняются и цены. Безработица начинает сокращаться, свободных рабочих рук становится меньше, а предприниматели, чтобы привлечь дополнительную рабочую силу, должны платить больше. Растет заработная плата, растут издержки производства, повышаются цены.

- вертикального (классического). Экономика достигает границ своих производственных возможностей, и ресурсы полностью задействованы, объем производства измениться не может, он постоянен (в краткосрочном периоде). Если в условиях полной занятости предприниматели будут стремиться нанять дополнительную рабочую силу, то они могут это сделать только "переманив" работников более высокой заработной платой. Цены повысятся, но увеличение производства в одном месте приведет к сокращению производства в другом и национальный объем производства не изменится.

Так же, как и кривая совокупного спроса, кривая совокупного предложения может смещаться под воздействием неценовых факторов, к числу которых относятся:

- изменения цен на ресурсы. Открытие новых месторождений, изменение демографической ситуации, появление импортных ресурсов и т.п. отразится на цене ресурсов, издержках производства, следовательно, и на объеме предложения:

- изменения в производительности ресурсов;

- изменения в налогообложении предпринимателей. Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства. Любой объем национального производства не соответствующий равенству совокупного спроса и совокупного предложения будет означать либо недопроизводство (AD>AS), либо перепроизводство и невозможность реализовать продукцию (AS> AD)

Равновесие может изменятьсяпод влиянием колебаний в совокупном спросе и совокупном предложении.

1. Последствия изменений совокупного спроса при неизменности совокупного предложения зависят от того, на каком отрезке совокупного предложения оно происходит:

а) увеличение совокупного спроса на горизонтальном отрезке совокупного предложения приведет к увеличению реального объема ВВП, снижению безработицы, но цены останутся неизменными; соответственно, сокращение совокупного спроса уменьшит ВВП, приведет к увеличению безработицы, но не затронет цены;

б) увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке совокупного предложения приведет к росту ВВП, снижению безработицы и будет сопровождаться ростом цен, соответственно, сокращение совокупного спроса приведет к снижению ВВП, росту безработицы и снижению цен;

в) увеличение совокупного спроса на вертикальном отрезке совокупного предложения не повлияет ни на реальный объем ВВП, ни на уровень занятости (безработица находится на "естественном" уровне), а цены возрастут. При уменьшении совокупного спроса - объем ВВП и уровень занятости останутся постоянными, но цены не снизятся, т.к. в экономике действует так называемый эффект "храповика" (храповик - это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад, например завод у механических часов). Цены гибки, легко меняются в одну сторону, в сторону увеличения, но в обратную сторону они практически не движутся, становятся негибкими и не снижаются. Эффект "храповика" - это тенденция уровня цен к повышению в случае возрастания совокупного спроса и тенденция к сохранению стабильности в случае сокращения совокупного спроса.

2. Последствия изменения совокупного предложения при неизменности совокупного спроса:

а) увеличение совокупного предложения приведет к увеличению реального ВНП, сокращению безработицы и уменьшению уровня цен;

б) сокращение совокупного предложения приведет к снижению реального объема ВВП и росту цен, обусловленному ростом издержек производства, т.е. вызовет инфляцию предложения.

Состояние экономики, при котором объем национального производства сокращается, растет безработица и растут цены называется стагфляцией.

Итак, исходя из классических представлений, общее рыночное равновесие достигается при равенстве совокупного спроса и совокупного предложения. Опираясь на анализ экономической действительности первой трети XX века. Дж. Кейнс подверг критике классическую теорию макроэкономического равновесия. Кейнсианство исходит из того, что мотором экономического роста является совокупный спрос, ибо совокупное предложение производно, оно ориентируется на ожидаемый совокупный спрос. В свою очередь совокупный спрос определяется расходами, которые планируют домашние хозяйства (потребительские расходы) и предприниматели (инвестиционные расходы). Источниками спроса являются также государство и зарубежные страны. Однако первые два вида расходов составляют большую часть совокупных расходов. В свою очередь, каждый из этих видов расходов формируется под влиянием разнообразных факторов.

Весь располагаемый доход (У) - личный доход за вычетом индивидуальных налогов - используется на цели потребления и сбережения. Очевидно, что планируемые потребительские расходы домашних хозяйств, в первую очередь, определяются доходами и тем, какая часть располагаемого дохода используется на потребление (С), а какая часть на сбережения (S). И потребление, и сбережения являются функциями дохода (ВВП).

Зависимость между потреблением, сбережениями и располагаемым доходом может быть представлена графически.

На графике потребления в каждой точке биссектрисы потребление равно доходу, т.е. весь доход потребляется и сбережения равны 0. В реальной жизни потребляется только часть дохода и кривая потребления обычно принимает вид СС. Анализ этой кривой показывает, что при Y1 потребители "живут в долг", т.е. за счет займов, прошлых сбережений. При объеме дохода, равном Y2, весь доход идет на потребление, за пределами Y2, при Y3 часть дохода (Y3B) потребляется, а часть (АВ) сберегается. При этом по мере роста дохода потребление абсолютно растет, но доля его в доходе имеет тенденцию к сокращению. Как писал Дж. Кейнс, "люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход".

График сбережений показывает, что при доходе, равном Y1, сбережения имеют отрицательное значение (сбережения сокращаются), при доходе Y2, сбережения равны нулю. Они возникают и начинают расти за пределами Y2 и по мере увеличения дохода возрастают абсолютно, растет и доля сбережений в доходе.

Помимо дохода на потребление влияют и другие факторы, приводящие к изменениям потребления при том же уровне дохода:

- накопленное богатство;

- объем бесплатных услуг, оказываемых населению (бесплатные образование, здравоохранение и т.п.);

- насыщенность рынка товарами;

- уровень налогообложения;

- задолженность по потребительским кредитам;

- ожидания изменения цен, доходов и др.

Очевидно, что изменения всех этих факторов (кроме изменений в налогообложении) оказывают противоположное воздействие на сбережения. Увеличение или сокращение налогов однонаправлено влияет на потребление и сбережения.

Доля располагаемого годового дохода, направляемая на потребление называется средней склонностью к потреблению (АРС). Доля располагаемого годового дохода, направляемая на сбережение называется средней склонностью к сбережению (APS).

APS= ПОТРЕБЕНИЕ (С);

ДОХОД (Y)

 

APS= СБЕРЕЖЕНИЯ (S)

ДОХОД (Y)

 

Для макроэкономического анализа в первую очередь важно не то, какая часть дохода была потрачена на потребление, а важно, какую часть приростадохода потратят домохозяйства на потребление, и соответственно, на сбережение.

Отношение изменения в потреблении к изменению дохода называется предельной склонностью к потреблению (МРС), а отношение изменения в сбережении к изменению в доходе называется предельной склонностью к сбережению (MPS).

MPS= ПРИРОСТ ПОТРЕБЛЕНИЙ (ΔС)

Прирост дохода (ΔY)

 

MPS= Прирост сбережений (ΔS)

Прирост дохода (ΔY)

 

APC+APS=1 и МРС+MPS=1.

Значение МРС и MPS характеризуют наклоны, соответственно, кривой потребления и сбережения. Крутой наклон СС означает высокую склонность к потреблению, а плавный - низкую. По мере роста дохода MPS растет, а МРС - падает.

Теперь рассмотрим инвестиционный спрос фирм (I).

Инвестиционный спрос представляет собой намерения или планы фирм по увеличению своего капитала, а также товарных запасов.

Роль инвестиций в экономике нельзя переоценить, именно посредством инвестиций реализуются достижения научно-технического прогресса, от них зависят изменения структуры производства, темпы экономического роста, а, следовательно, и возможности увеличения потребления и роста благосостояния.

В отличие от потребления инвестиционный спрос непосредственно не зависит (или зависит очень слабо) от текущего дохода. Что же определяет величину инвестиционных расходов?

Инвестиции зависят от двух факторов: ожидаемой нормы прибыли (Np) - отношение предполагаемой прибыли к инвестициям - и ставки процента (i).

Экономика находится в состоянии равновесия, если при действующем уровне цен величина предполагаемого выпуска продукции равна планируемым совокупным расходам. Очевидно, что если планируемые расходы больше ВВП или наоборот, то равновесия в экономике не будет.

На данном уровне анализа мы будем исходить из того, что совокупные расходы - это расходы на личное потребление и инвестиции, т.е. будем рассматривать только частный сектор (без государства) закрытой (без учета внешней торговли) экономики.

Объяснить суть мультипликационного эффекта можно на следующем примере. Предположим, что предприниматель решил вложить 10000 в совершенствование своего производства. В результате его поставщики, рабочие получили дополнительный доход, равный 10000. Будем исходить из того, что МРС постоянна и равна 0,8. Это значит, что поставщики, рабочие из полученного дохода в 10000 израсходовали на потребление 8000, увеличив чей-то доход на эту сумму. Вторые получатели дохода израсходуют 6400 (0,8 х 8000), сформировав доход третьих лиц на уровне 6400 и т. д.

Доход Потребление Сбережения
  8000 [(0,8) х 10000]  
  6400 [(0,8) х 8000)  
  5120 [(0,8) х 6400]  
  4096 [(0,8) х 5120]  
  3277 [(0,8) х 4096]  

Итого: 50000 40000 10000

Таким образом, исходные 10000 вызвали бесконечную цепь вторичных потребительских расходов, увеличив совокупные доходы на

10000 х [1 +(0,8)÷(0,8)2 + (0.8)3 + …]

Известно, что сумма убывающей прогрессии равна [1:(1-0.8)]. Отсюда: 10000 х [1:(1 -0.8)] =50000.

Или в обoем виде:

MPR= 1 = 1

1-MPС MPS

Мультипликатор инвестиций (MR) - это коэффициент, характеризующий степень изменения ВНП в связи с изменением инвестиций.

Δ GNP=ΔIxMR

Например, если инвестиции возросли на 1500, МРС =0,5, то ВНП увеличится на 7500 [(1500 х 1: (1-0,5)].

Как было показано выше, сбережения есть вычет (изъятия) из доходов.Наличие сбережений означает, что не все доходы превращаются в расходы и, следовательно, не весь произведенный объем ВВП может быть реализован, т.е. сбережения - это фактор, нарушающий равновесие. В то же время инвестиции представляют собой дополнение (инъекции) к потоку расходов. Очевидно, что равновесие будет достигаться тогда, когда сбережения равны инвестициям.

Рассмотрев проблему макроравновесия, следует ответить на вопрос: означает ли равновесие макроэкономическую стабильность. Ответ будет отрицательным - и при равновесии возможны безработица и инфляция.

Если равновесный ВВП (Qс) меньше потенциального ВВП (Qp), возможного при полной занятости, то возникает рецессионный разрыв - величина, на которую совокупные расходы меньше потенциального ВВП. Он означает недопроизводство и рост безработицы.

Если равновесный ВВП (Qс) больше потенциального ВВП (Qp), возможного при полной занятости, то возникает инфляционный разрыв - величина, на которую совокупные расходы превышают потенциальный ВВП. Данный разрыв ведет к повышению цен, т.е. способствует инфляции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.190 (0.007 с.)