Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпирическая информативность (существует измеряемый критерий)

Поиск

Идея определения эмпирической информативности состоит в том, что результаты теста сравнивают с некоторым критерием. Для этого рассчитывают коэффициент корреляции между критерием и тестом (и такой коэффициент называют коэффициентом информативности и обозначают rtk, где t ¾ первая буква в слове «тест»; k ¾ в слове «критерий»).

В качестве критерия берется показатель, заведомо и бесспорно содержащий то свойство, которое собираются измерять с помощью теста.

Нередко бывает так, что существует вполне определенный критерий, с которым можно сравнить предполагаемый тест. Например, при оценке специальной подготовленности спортсменов в видах спорта с объективно измеряемыми результатами таким критерием обычно служит сам результат: более информативен тот тест, корреляция которого со спортивным результатом выше. При определении прогностической информативности критерием является показатель, прогноз которого надо осуществить (например, если прогнозируется длина тела ребенка, критерий ¾ длина его тела во взрослые годы).

Чаще всего в спортивной метрологии критериями служат:

1. Спортивный результат.

2. Какая-либо количественная характеристика соревновательной деятельности (например, длина шага в беге, сила отталкивания в прыжках, успешность борьба под щитом в баскетболе, выполнение подачи в теннисе или волейболе, процент точных длинных передач в футболе).

3. Результаты другого теста, информативность которого доказана (если проведение теста-критерия громоздко и сложно и можно подобрать другой тест, столь же информативный, но более простой. Например, вместо газообмена определять ЧСС). Этот частный случай, когда критерием является другой тест, называют конкурентной информативностью.

4. Принадлежность к определенной группе. Например, можно сравнивать мастеров спорта и спортсменов низших разрядов. Принадлежность к одной из этих групп является критерием. В данном случае используются специальные разновидности корреляционного анализа.

5. Так называемый составной критерий. Например, сумма очков в многоборье. При этом виды многоборья и таблицы очков могут быть как общепринятыми, так и заново составленные экспериментатором. Составным критерием пользуются, когда нет единичного критерия (например, если стоит задача оценить общую физическую подготовленность, мастерство игрока в спортивных играх и т.п., ни один показатель, взятый сам по себе, не может служить критерием).

Пример определения информативности одного и того же теста – скорость бега 30 м с ходу у мужчин – при разных критериях приведен в таблице 6 (эти данные получены на 62 спортсменах, показавших в прыжках в длину результаты от 6 до 7,72 см; результаты в троеборье брались на основании опроса).

Таблица 6 – Информативность теста «бег 30 м с ходу» (n = 62)

Критерий Мера критерия Коэффициент информативности
Прыжок в длину с разбега. Результат прыжка, см 0,658
Разбег в прыжках в длину. Скорость бега на последних 10 м, м/с 0,918
Спортивные достижения в прыжках в длину. Разряд по легкой атлетике (от второго до мастера спорта). 0,715
Результат в троеборье: 100 м, прыжки в длину, бег 100 м с/б. Сумма очков. 0,764

 

Вопрос о выборе критерия является, по существу, самым важным при определении реального значения и информативности теста. Например, если стоит задача определить информативность такого теста, как прыжок в длину с места у спринтеров, то можно выбрать разные критерии: результат в беге на 100 м, длину шага, отношение длины шага к длине ног или росту и т.п. Информативность теста при этом будет меняться (в приведенном примере она возрастала от 0,558 для скорости бега до 0,78 для отношения «длина шага/длина ноги»; испытуемыми были 44 спринтера, показавших результаты в беге на 100 м от 11,6 до 10,5 с).

В видах спорта, где нельзя объективно измерить спортивное мастерство, стараются обойти эту трудность введением искусственных критериев. Например, в командных спортивных играх эксперты располагают всех игроков по их мастерству в определенном порядке (т.е. составляют списки 20, 50 или, скажем, 100 сильнейших игроков). Место, занятое спортсменом (его ранг), рассматривается в качестве критерия, с которым и сравнивают результаты тестов с целью определения их информативности.

Возникает вопрос: зачем использовать тесты, если известен критерий? Например, не проще ли устроить контрольные соревнования и определить спортивный результат, чем определять достижения в контрольных упражнениях? Однако:

1. Спортивный результат не всегда можно или целесообразно определить (например, нельзя часто проводить соревнования в марафонском беге, зимой нельзя обычно зарегистрировать результат в метании копья, а летом ¾ в лыжных гонках).

2. Спортивный результат зависит от многих причин (факторов), таких, например, как сила спортсмена, его выносливость, техника и т.п. Применение тестов дает возможность определить сильные и слабые стороны спортсменов, оценить каждый из этих факторов в отдельности.

 

Эмпирическая информативность в практической работе

При практическом использовании показателей эмпирической информативности следует иметь в виду, что они справедливы лишь по отношению к тем испытуемым и условиям, для которых они рассчитаны.

Информативность теста неодинакова в разных по составу группах. В частности, в группах, более однородных по своему составу, тест обычно менее информативен. Если определена информативность теста в какой-либо группе, а затем сильнейшие из нее включены в сборную команду, то информативность того же теста в сборной команде будет значительно ниже. Причина этого состоит в том, что отбор уменьшает общую дисперсию результатов в группе и снижает величины коэффициентов корреляции.

Коэффициент информативности очень сильно зависит от надежности теста и критерия. Тест с низкой надежностью всегда имеет малую информативность, поэтому тест с низкой надежностью можно не проверять на информативность. Недостаточная надежность критерия тоже приводит к снижению показателя информативности. Однако, в данном случае, было бы неверно пренебрегать тестом как недостаточно информативным, т.к. в этом случае верхней границей возможной корреляции теста является не ±1, а его индекс надежности. Поэтому надо сравнивать коэффициент информативности с этим индексом.

Содержательная (логическая) информативность

Информативность теста не всегда может быть установлена с помощью эксперимента и статистической обработки его результатов. Например, требуется подготовить билеты для экзамена или темы дипломных работ и т.д. При этом надо отобрать наиболее информативные вопросы, по которым можно точнее всего оценить знания учащихся и подготовленность к практической работе. В этом случае опираются на содержательный (логический) анализ.

Иногда бывает так, что информативность теста ясна без всяких экспериментов, это имеет место тогда, когда тест является частью тех действий, которые спортсмен выполняет на соревнованиях. Едва ли нужны эксперименты, чтобы оценить информативность таких тестов, как бег на 60 м и 100 м, для определения скоростных качеств, время поворотов в плавании, скорость на последних шагах разбега в прыжках в длину, процент попадания штрафных бросков в баскетболе и т.д. Однако, если таких тестов несколько, и из них надо отобрать самые информативные, без математических методов теории тестов не обойтись.

Содержательный анализ информативности тестов и экспериментально-математическое ее обоснование должны дополнять друг друга. Ни один из этих подходов, отдельно взятый, не является достаточным. В частности, если в результате эксперимента определен высокий коэффициент информативности теста, нужно обязательно проверить, не следствие ли это так называемой ложной корреляции. Она возможна, когда на результаты обоих коррелирующих признаков влияет некоторый третий показатель, который сам по себе не представляет интереса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.152 (0.01 с.)