Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее и отличия учений Декарта и Бэкона↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В основе философии Декарта — В основе философии Бэкона - индуктивизм. Бэкон считал необходимым создать правильный метод, с помощью которого можно было бы постепенно восходить от единичных фактов к широким обобщениям. В древности все открытия делались лишь стихийно, тогда как правильный метод должен опираться на эксперименты (целенаправленно поставленные опыты), которые должны систематизироваться в «естественной истории». В целом индукция выступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открытия, методология выработки понятий, основанных на опыте. Бэконовский индуктивизм получил развитие в 19 веке в работах Джона Стюарта Милля и др. В 20 в. трактовка индукции как логики открытия была подвергнута критике школой К. Поппера и др. Отношение к науке. Бэкон был увлечен широкими проектами преобразования науки; в социальной утопии «Новая Атлантида» ему удалось предвосхитить план создания в 60-е годы 17 в. Лондонского Королевского общества. В трактате «Новый органон» (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода — очищение разума от заблуждений («идолов», или «признаков»), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой — эксперимент. Бэкон первым приблизился к пониманию науки как социального института. Он разделял теорию двойственной истины, разграничивающую функции науки и религии; его позиция по отношению к религии близка деизму. Крылатые высказывания Бэкона о науке и ее роли неоднократно избирались знаменитыми философами и учеными в качестве эпиграфов для своих произведений.... ...Декарту открылись основания новой «удивительнейшей науки». Скорее всего, Декарт имел в виду открытие универсального научного метода, который он впоследствии плодотворно применял в самых разных дисциплинах. Дедукцией Декарт называет «движение мысли», в котором происходит сцепление интуитивных истин. Слабость человеческого интеллекта требует проверять корректность сделанных шагов на предмет отсутствия пробелов в рассуждениях. Такую проверку Декарт называет «энумерацией» или «индукцией». Итогом последовательной и разветвленной дедукции должно стать построение системы всеобщего знания, «универсальной науки». Декарт сравнивает эту науку с деревом. Корнем его является метафизика, ствол составляет физика, а плодоносные ветви образуют конкретные науки, этика, медицина и механика, приносящие непосредственную пользу. Из этой схемы видно, что залогом эффективности всех этих наук является правильная метафизика. Отношения к опытам. Бэкон боролся с так называемой «фантастической ученостью», опирающейся не на достоверный опыт, а на неподдающиеся проверке рассказы о чудесах, отшельниках, мучениках и пр. Декарт не отрицает и познавательной ценности опыта, но он видит его функцию исключительно в том, чтобы он приходил на помощь разуму там, где собственных сил последнего недостаточно для познания. Размышляя над условиями достижения достоверного знания, Декарт формулирует «правила метода», с помощью которого можно прийти к истине. Самоочевидное схватывается разумом в интеллектуальной интуиции, которую нельзя смешивать с чувственным наблюдением и которая дает нам «ясное и отчетливое» постижение истины. 30-35
Неокантианская критика позитивистской интерпретации науки (Риккерт).
Конт (позитивизм): сначала объяснение внешнего мира через религию, потом общие причины и монотеистические религии (философия), потом метафизические науки. Критика Соловьев: действительно ли то, что Конт называет позитивным знанием (религия, метафизика, философия, наука), обладают чертами, которыми их наделил Конт для того, чтобы объяснить мир и явления? Риккерт: «Науки о природе и науки о культуре» Сфера эмпирических наук понятна, понятия общепризнаны. Науки стремятся к одной цели, имеют свои традиции. В сфере же наук неестественных нет утвержденных понятий и методов (иначе «науки о культуре»), они более молодые и в них отсутствует методологическое единство. Однако исторически естественно-научные методы и открытия были связаны со стремлением осознать сущность деятельности.
Природа (по Декарту): то, что можно пощупать и изучать методами науки. Естественные науки Культура (то, что создано человеком)
Термин «культура» дал Гердер (ученик Канта). Но Гегель положил в основу культуры историю. Он первый заговорил о развитии (о том, что все развивается и имеет историческую основу). У Гегеля мир состоит из процессов (вместе с процессом происходит осознание, что отсутствует у животных). Гегель говорит, что нельзя делить науки на «науки о духе» (психическое восприятие (эмоции и т.п.), то есть науки о человеке) и «науки о культуре» (не зависят от отношения человека (температура и т.п.), можем ставить эксперименты в таких науках). Психология находится между этих видов наук. Риккерт: его не устраивает традиционное деление наук на науки о природе и «науки и духе», «науки о духе» недостаточно характеризуют неестественно-научные дисциплины. Если методами естественных дисциплин начать изучать науки о культуре, это приведет к ошибке, т.к. в науках о культуре присутствует отношение человека и его эмоции, а в естественных методах его нет. Поэтому идет разделение методов на естественно-научный и исторический. Природа – то, что свободно произрастает из земли и предоставлено собственному росту Культура – то, что непосредственно создано человеком (религия, церковь, право, государство, нравственность, наука, язык, литература, искусство, хозяйство, технические средства и изобретения (последние хоть и производятся естественно-научными методами, но нужны для какой-то цели)) и действует сообразно целям человека. Понятие объектов культуры шире, чем понятие объектов «наук о духе» за исключением психологии. В любом объекте культуры есть ценность, благодаря которой объект становится благом. Если у культурного объекта убрать ценность, он становится объектом природы. География и этнография находятся между, смотря с какой точки зрения они рассматривают свои предметы. В неестественных науках методы ограничиваются конкретными дисциплинами (методы социологии Вебера, психологии и т.п.) Однако если мы рассматриваем объект с точки зрения исторического метода, нельзя исключать культурный контекст, т.к. в культуре есть ценности (ради которых и создаются все культурные объекты), которые меняются с течением истории. Человек постепенно из объекта природы превращается в объект культуры. Появляется смысл составлять историю науки как о развитии культурного явления (конец 19 в.)
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.224 (0.007 с.) |