Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы государственного регулирования цен: акты ВТО, Евразийского экономического союза.

Поиск

Государственное регулирование рынка и цен - совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений: закупка и продажа продукции и услуг; регулирование налогов, цен, процентных ставок, валютного курса и т.д.

Проведение государством определенной ценовой политики является необходимым и целесообразным. Это объясняется тем, что при рыночной экономике возникает необходимость обеспечить внутренними средствами достижение общей экономической эффективности страны.

Государственное регулирование рынка и цен - совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений: закупка и продажа продукции и услуг; регулирование налогов, цен, процентных ставок, валютного курса и т.д.

Государственная ценовая политика имеет следующие задачи: стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений; создать условия для честной и социально направленной конкуренции; преодолевать инфляционные процессы; добиваться экономической и социальной защиты населения и др.

Ценовая политика в России обеспечивается Президентом и Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ. Государственная ценовая политика является частью экономической политики государства и имеет следующие задачи:

- стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений;

- создать условия для честной и социально направленной конкуренции;

- преодолевать инфляционные процессы;

- добиваться экономической и социальной защиты населения и др.

Правовые основы формирования и функционирования ценообразования - права, обязанности и ответственность хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и полномочия органов власти по регулированию и контролю за ценами, с другой стороны.

Основные документы правового регулирования в России: Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Закон РФ «О естественных монополиях», Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен».

В условиях рыночной экономики цена устанавливается предприятием. Государственное воздействие на цену осуществляется в разработке методик расчета цены, рекомендаций по обоснованию цены по отраслям народного хозяйства. Государство определяет состав затрат, относимых на себестоимость, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию монополистов и пр.

Можно выделить 2 основных направления государственной ценовой политики:

- последовательное проведение либерализации цен;

- осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям.

Все формы и методы воздействия государства на цены делятся на два основных направления:

• прямое воздействие (административное регулирование) -участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования. Прямое вмешательство государства целесообразно, когда ставиться задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста;

косвенное воздействие (экономическое регулирование) - это вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением государством совокупности способов и средств, способствующих расширению предложения товаров на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов на продукцию. Косвенное регулирование - это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них и носящих макроэкономический характер.

 

17.Понятие и виды цен. Свободные, регулируемые и контролируемые цены. Способы государственного регулирования цен. Регистрация цен. Ответственность в сфере ценообразования.

Цена – количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. Цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.

В зависимости от роли в ценообразовании государства цены могут быть:

· Свободными — цены, складывающиеся на товарном рынке, без государственного воздействия на них; зависит от спроса и предложения; включает себестоимость и прибыль. Разновидности: рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (Статья 40 НК РФ); инвестиционная, ликвидационная, утилизационная цены;

· Регулируемыми — цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер.

Различают цены:

· Контролируемые — установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Контроль за применением свободных цен может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях;

· Неконтролируемые — в основном свободные цены;

Существует деление цен на:

· Оптовые — (оптовая торговля — торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием; мелкооптовая торговля — разновидность оптовой торговли, при которой минимальная партия товара не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке, производителя для розничной торговли); элементы оптовой цены: себестоимость, налоги и сборы, не относящиеся на себестоимость, прибыль изготовителя или другого поставщика;

· Розничные — (розничная торговля — торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с ПД); элементы розничной цены: оптовая цена предприятия-изготовителя или другого поставщика (цена закупки), торговая надбавка (издержки обращение, НДС, акцизы и прибыль).

По территории действия цены классифицируют:

· Внутригосударственные — определяются законодательством РФ;

· Мировые — устанавливаются на основе данных биржевых котировок;

Способы государственного регулирования цен, которые можно подразделить на директивные (прямые) и экономические (косвенные).

К способам директивного (прямого) регулирования ценообразования следует отнести установление:

1) фиксированных цен. Например, существуют фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта;

2) предельных (максимальных и минимальных) цен. Например, установлены предельные уровни тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением. Утверждены минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов;

3) базовых цен и предельных коэффициентов их изменения. Такая система применяется, например, при расчете тарифов за услуги связи. Коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей в завᴎϲимости от времени суток, дня недели, способов обсуждения;

4) индексации цен. Такой способ применяется, к примеру, при регулировании тарифов на железнодорожные перевозки грузов;

5) предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Например, регулируются торговые надбавки к ценам на лекарственные средства, продукты питания первой необходимости;

Регистрация цен — регистрация цен и тарифов на товары и платные услуги, осуществляемая органами статистики для расчета индекса потребительских цен.

Регистрации подлежит фактическая цена товара, имеющегося в свободной реализации (без учета товаров, реализуемых на льготных условиях), и уплаченная наличными деньгами. В нее включаются НДС, акциз и другие косвенные налоги. На основании данных регистрации цен определяются средние сопоставимые цены отчетной и предыдущей недели на конкретные товары и услуги. Сопоставимой считается цена, зарегистрированная в одном и том же предприятии торговли (сферы услуг) на один и тот же или аналогичный по качеству товар. Для обеспечения сопоставимости ценовой информации (например, в случае отсутствия товаров в продаже в конкретном торговом предприятии или во всем регионе) используется метод замены товаров и услуг.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Ст. 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т. п.), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования. Эти правонарушения наказываются штрафом:

- для граждан (от 2 тысяч до 2 тысяч 500 рублей);

- для должностных лиц (от 4 тысяч до 5 тысяч рублей);

- для ЮЛ (от 40 тысяч до 50 тысяч рублей).

К ценовым правонарушениям относятся:

- завышение или занижение регулируемых, предельных цен ИЛИ установленных надбавок;

- непредоставление установленных льгот;

- взимание платы за продукцию, которая должна быть предоставлена бесплатно;

- завышение цен на продукцию И Т Д

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.15 (0.008 с.)