Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные выплаты в механизме стабилизацииСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В автоматическом режиме работают и такие стабилизационные механизмы, как пособия по безработице и социальные выплаты. При росте экономики и увеличении занятости, сопровождаемых повышением доходов, идет интенсивное пополнение фондов за счет налогов. Тем самым происходит сдерживание роста совокупного спроса и недопущение «перегрева» экономики. С наступлением периода спада совокупный спрос, напротив, поддерживается тем, что люди, потерявшие работу, начинают получать пособия по безработице. Это расширяет возможности покупательной способности населения и препятствует более быстрому свертыванию общественного производства. В таком же режиме функционируют и механизмы индексации доходов, социальных выплат. Роль внутренних стабилизаторов играют программы поддержки фермеров, сбережения корпораций, личные сбережения. Необходимо помнить, что действенность многих внутренних стабилизаторов зависит от их «веса» в общем хозяйственном механизме национальной экономики. Те изменения в экономическом (деловом) цикле, которые сопряжены со сглаживанием пиковых подъемов и глубоких спадов, во многом обусловлены именно вступлением в действие стабилизаторов, встроенных в экономическую систему. Конечно, они в состоянии только уменьшить колебания цикла, т.е. не могут устранить их полностью. В ходе экономического цикла и дискреционная фискальная политика не остается постоянной. В период спада проводится экспансионистская политика, способствующая повышению уровня экономической активности. В период же подъема, напротив, применяется рестрикционная политика, ведущая к сдерживанию роста экономической активности.
19.Сущность налогов, их функции. Кривая А. Лаффера. Воздействие изменений в налоговой системе на равновесный национальный доход. Мультипликатор налогов. Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход гос-ва юридические и физические лица. Доходы от налогов поступают как в местные бюджеты так и в гос бюджет. Принципы: 1.подданые гос-ва должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой гос-ва. 2.налог должен быть четко опрделен(срок уплаты, способ и сумма платежа). 3.каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, каким удобно налогоплательщику. 4.каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству гос-ва. Ф-ции: 1.фискальная – она состоит в формировании доходов гос-ва, которые нужны ему для содержания гос аппарата, армии, развития науки и т.д. 2.перераспределительная – заключается в перераспределении доходов от богатых к бедным, из одних отраслей в другие и т.д. 3.экономическая-состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство и соц-экон процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть стимулирующую, ограничительную, контролирующую роль. Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства. Зависимость между ставками н-га и налоговыми поступлениями в бюджет обосновал амер.эксперт А.Лаффер. он доказал что один и тот же по величине доход в гос бюджет может быть обеспечен как при высокой так и при низкой налоговых ставках. Осн.точки для анализа: 1.ставка н-га =0, поступлений в бюджет нет 2.ставка н-га =100% поступлений в бюджет нет, все уходят в теневую экономику. 3.в точке А достигается максимум поступлений в бюджет следов-но ставка Rа является оптимальной. 4.дальнейший рост нал-вой ставки до уровня Rс приводит к уменьшению н-вых поступлений, которые сравниваются с тем уровнем, что существовал при н-говой ставке Rв. Кривая Лаффера показывает, что более низкая ставка увелич число объектов налогообложения, привлекая к предпринимательской деят-ти большее число людей, чем при высоких н-вых ставках, и наоборот. (Кривая не дает ответа на впрос, при какой ставке налогообложения поступления н-гов будут максимальны, ибо такая ставка н-гов различна для разных стран и зависит от многих факторов: от нал-вой политики, размеров и струк-ры гос сектора экономики и т.д.). Налоговый мультипликатор (Tax multiplier) (mt) – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов. Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот. Отсюда: Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид: В открытой экономике на величину налогового мультипликатора влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект. Такое же действие происходит и в отношении мультипликатора государственных расходов.
20. Государственные расходы: величина, структура, динамика. Влияние изменения государственных расходов на объем равновесного национального дохода. Мультипликатор государственных расходов. К фискальной политике относится деятельность гос-ва по формированию и расходованию бюджетных средств. Госуд-ные расходы являются важным инструментом макроэкономической политики, т.к. они оказывают существенное влияние на распределение не только дохода, но и ресурсов. Крупными статьями явл расходы на оборону, образование, выплата пособий. Налогообложение также явл важным инструментом политики. Налоги играют значительную роль в распределении доходов между различными сферами экономики и социальными группами населения. Манипулируя гос расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Мультипликатор гос расходов показывает умноженное приращение ВНП в результате увеличения гос расходов. Кмл=∆ВНП/∆ГР (приращение ВНП/приращение гос расходов) Коэффициент мультипликации показывает, во сколько раз общий прирост ВНП превосходит прирост гос расходов. Таким образом, повышение гос расходов на определенную величину вызывает изменение нац дохода, а изменение доходов увеличивает совокупный спрос, что в свою очередь вызывает рост нац производства. Под «дискреционной фискальной политикой» понимается сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. Для анализа этого воздействия воспользуемся рис. 1. Рис. 1. Воздействие государственных расходов на объем национального производства и изменение макроэкономического равновесия Примем некоторые допущения, упрощающие анализ воздействия фискальной политики на совокупный спрос, а именно: допустим, что фискальная политика влияет только на совокупный спрос, государственные расходы не влияют на потребление и инвестиции, чистый экспорт равен нулю. Начнем с анализа влияния государственных расходов на совокупный спрос. Вспомним график совокупных расходов (потребление + инвестиции, или С + I). Введение в экономический анализ государственных расходов (G) сдвигает график совокупных расходов (С + I) вверх и вызывает рост валового национального продукта. Точка макроэкономического равновесия смещается вверх по линии в биссектрисе. Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликативным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает, как изменяется объем ВНП в результате изменения государственных расходов: Kg = DВНП / DG, где G — государственные расходы; Kg — мультипликатор государственных расходов. Мультипликатор государственных расходов количественно можно выразить и через такие экономические категории, как предельная склонность к сбережению (MPS) и предельная склонность к потреблению (МРС): Kg-1/1- МРС = 1 / MPS. Таким образом, DВНП = DG • Kg. Рассмотрим теперь влияние налогов на национальное производство и величину ВНП. Для упрощения анализа предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог, сумма которого не меняется при любой величине ВНП (налог постоянной величины). Введение этого налога приведет к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков (дохода после уплаты налога), следовательно, сократятся и их расходы. Это, в свою очередь, отразится на всей сумме совокупных расходов: она уменьшится. При постоянных I и G график совокупных расходов (С+I+G) сдвинется вниз и вызовет сокращение объема ВНП. Точка макроэкономического равновесия переместится вниз по линии в 45 градусов. Противоположная картина будет складываться при сокращении налогов. Вместе с тем, влияние налогов на объем ВНП имеет специфику по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что располагаемый доход используется не только на потребление, но и на сбережения. Следовательно, снижение располагаемого дохода уменьшает не только потребление, но и сбережения. Рис. 2. Влияние налогов на равновесный объем ВНП Каким будет при этом уменьшение непосредственно потребления? Это зависит от предельной склонности к потреблению (МРС). Для определения сокращения потребления в результате введения налога необходимо умножить сумму налогового приращения (Т) на МРС или С = Т - МРС. (Аналогично этому умножение суммы налогового приращения на величину MPS покажет уменьшение сбережения в результате введения дополнительного налога, или S = Т • MPS.)
21. Государственный бюджет - финансовый план государства: концептуальные подходы к формированию государственного бюджета. Дефицит и профицит бюджета. Бюджет- это роспись государственных доходов и расходов на определённый срок, утверждённая в законодательном порядке. Функции бюджета Фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов. Функция экономического регулирования - это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики. Социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода. В бюджете находит своё отражение структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направления и цели бюджетных ассигнований. Расходы: затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование),Затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям), Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, Административно-управленческие расходы (содержание милиции, юстиции), Платежи по государственному долгу Доходы: Налоги, Неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, государственной торговли), Взносы в государственные фонды Сбалансированность государственного бюджета. Проблема государственного долга. Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превосходят доходы, то налицо бюджетный дефицит. Дефицит бюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Государственный долг- это сумма накопленных в стране за определённый период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, определить насколько опасен то или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. Госбюджет должен быть сбалансирован ежегодно, правительство должно стремиться к балансу м/доходами и расходами; но, на практике это может привести не к стабилизации эк-ки, а наоборот, к углублению экономического цикла. Бюджетный дефицит – это финансовое явление, при котором наблюдается превышение расходной части бюджета над его доходной частью. 1) расходы = доходы (это сбалансированный бюджет (сальдо = 0)) – лучший вариант; 2) расходы ‹ доходы (доходы – расходы› 0 – положительное сальдо (профицит)); 3) расходы › доходы (дефицит). Качество дефицита бывает: 1) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж. М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества; 2) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода; 3) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений. Методы снижения бюджетного дефицита 1. Расходы = const, доходы растут. 2. Доходы = const, расходы падают. 3. Доходы растут, расходы падают (дефицит снижается быстрее в 2 раза). Пути финансирования бюджетного дефицита: 1) эмиссия денежных знаков. Этот путь ведет к инфляции. Возникают отрицательные социально-экономические последствия; 2) государственные займы. В этом случае в финансировании участвуют компании, банки, у которых имеются свободные денежные средства; 3) иностранные займы. Их предоставляет МВФ; 4) использование национального богатства. Увеличение ставок налогов является не методом финансирования бюджетного дефицита, а способом его сокращения. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами. Профицит бюджета является фактором стабильного валютного курса, маяком для иностранных инвестиций. Профицит используется только на погашение государственного долга и на образование финансового резерва, который также идет на погашение государственного долга, если не возникает бюджетного дефицита. Первичный профицит – это величина, которая показывает, насколько доходы бюджета превышают расходы без учета платежей по долгам. Окончательный профицит – это превышение доходов бюджета всех его расходов, включая расходы на обслуживание внешнего долга.
22. Причины дефицита бюджета. Методы его покрытия. В процессе составления, утверждения и исполнения федерального бюджета может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами – дефицит бюджета. В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов (на 5,10,15 %) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются альтернативные источники его покрытия. Это- заемные средства, привлекаемые с денежного, кредитного или финансового рынков, они утверждаются законом об этом бюджете на текущий год. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный обьем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Среди источников финансирования дефицита бюджета выделяют: внутренние источники - кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте, государственные займы, осуществляемые путем выпуска ц/б от имени РФ, бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней и от внебюджетных фондов; внешние источники – государственные займы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте. Основная особенность внутренних источников финансирования дефицита бюджета связана с тем, что Правительство РФ постепенно увеличивает сроки заимствований на внутреннем рынке, что приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения государственных ценных бумаг. Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных закупок оборудования. Улучшению структуры внешних заимствований в значительной степени способствует получение Россией кредитных рейтингов ведущих специализированных международных организаций. Внешние заимствования сопряжены с необходимостью поддержания такой структуры платежного баланса, когда валютные поступления достаточны для своевременного выполнения обязательств по займам.
23. Государственный долг: внутренний и внешний. Государственный долг и эффект вытеснения. гос долг – общая сумма задолж-ти страны другим странам, организациям и отдельным лица, а также своим юр и физ лицам. Различают внутренний и внешний долг. Внутренний – это задолженность гос-ва населению, предприятиям и орг-циям своей страны. Это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Внешний гос долг – это задолженность гос-ва гражданам, орг-циям и правительствам других стран. При внешнем долге нация вынуждена отдавать странам-кредиторам часть своего реального богатства для погашения как самого долга, так и процентов по нему, что негативно сказывается на экономич развитии страны-заемщике. Рост внешнего долга способствует также снижению международного авторитета страны и негативно влияет на состояние торговли страны с другими странами. Вследствие сокращения экспорта нарушается внешнеторговый баланс, что приводит к новым внешним займам. Для регулирования внешнего долга устанавливается его лимит(его доля в ВНП или отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год- не должен этот показатель превышать 25%) Специфика внутр долга такова, что страна должна сама себе (отношения между гражданами страны), поэтому его рост менее опасен чем внешнего. Однако сущ след последствия внутр долга. 1.выплата % по гос долгу приводит к усилению неравенства в доходах населения. 2.повышние ставок налогов с целью дополнительного получения средств для выплаты внутр долга значительно подрывает экономические стимулы развития проз-ва, роста производительности труда, что замедляет развитие экономики. 3. усиливается неуверенность населения в своем будущем, а инвесторы неохотно вкладывают свои капиталы. 4.продавая новые облигации и используя выручку для выплаты держателям погашенных облигаций, правительство тем самым увелич спрос на деньги, следствием этого является увеличение процентной ставки и уменьшение в связи с этим спроса на деньги со стороны частных инвесторов. Эффект вытеснения (Crowding-out) – это тенденция к сокращению объема частных инвестиций в результате роста ставки процента, вызываемого экспансионистской фискальной политикой. Рост правительственных расходов или сокращение чистых налогов приводят к росту структурного дефицита, который, в свою очередь, увеличивает реальный национальный продукт. Увеличение количества товаров и услуг потребует большего количества денег, необходимых для обращения, что приведет к росту ставки процента за счет возрастания спроса на деньги. Возросшая ставка процента приведет к сокращению инвестиций. Графически процесс вытеснения можно представить с помощью IS-LM-инструментов, где кривая IS инвестиций, равных сбережениям, отражает зависимость объема реального национального продукта от ставки процента (I — планируемые инвестиции, равные планируемым сбережениям S). Кривая LM показывает отношение объема национального производства к ставке процента по мере изменения спроса на деньги — L, равного денежному предложению — M. На кривую IS оказывает влияние фискальная политика, в то время как на кривую LM влияет монетарная политика. В нашем примере кривая LM имеет позитивный наклон. В результате увеличения правительственных расходов и их мультипликационного возрастания, планируемые расходы возросли на 500 млрд. ден. ед. Но, в конечном итоге, национальный продукт возрастет только лишь на 250 млрд.ден.ед. за счет вытеснения инвестиций ростом ставки процента. Эффект вытеснения связан, в первую очередь, со структурным дефицитом, т.е. с дефицитом, вызванным фискальной политикой, а не с циклическим дефицитом, при котором общий спад приводит к сокращению ставки процента и, таким образом, поощрению инвестиций. По поводу размера вытеснения инвестиций существуют разные мнения. Представители монетаристской школы считают, что полное вытеснение наблюдается даже в краткосрочном периоде, следовательно, вся фискальная политика целиком уходит в рост ставки процента и не приводит к увеличению национального продукта. Эмпирические исследования показывают, что уже в течение одного года около половины всех фискальных мероприятий вытесняются ростом ставки процента, а в течение 3-4 лет вытесняются полностью. Это подтверждает мнение, что в долгосрочном периоде реальный национальный продукт возвращается к своему естественному уровню.
24. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты. Монетарная модель количественной теории денег. Денежное обращение (М.Фридман). Денежно-кредитная политика – система мер, проводимых центральным банком с целью воздействия на параметры денежного рынка, а в конечном итоге на всю экономику в целом в целях её стабилизации. Различают промежуточные и конечные цели. Конечные цели: 1. Рост выпуска и занятости. 2. Стимулирование экономического роста. 3. Стабилизация уровня цен. 4. Стабильное состояние платежного баланса. Промежуточные цели: 1. Изменение предложения денег. 2. Изменение процентной ставки. 3. Стабилизация валютного курса, национальной валюты. Различают 2 вида денежно-кредитной политики: 1. Экспонсианистская (политика «дешёвых» денег). 2. Рестрикционная (политика «дорогих» денег). Конечные цели экспонсианистской политики: 1.Стабилизация национального выпуска. 2.Выведение экономики из спада. 3.Рост занятости. Промежуточные цели: 1.Увеличение денежного предложения. 2.Уменьшение процентной ставки. Рестрикционная политика: конечные цели: 1.Стабилизация уровня цен. 2.Снижение инфляции. Промежуточные цели: 1.Уменьшение денежного предложения. 2. Рост процентной ставки. М. Фридмен отмечает «важность двух, по сути своей эмпирических выводов монетарной теории на долгосрочных временных интервалах:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.141.81 (0.013 с.) |