Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Социальная политика как инструмент обеспечения экономической безопасности
3.1. Повышение уровня и качества жизни населения
Сегодня требуется выработка вариантов повышения уровня и качества жизни. Очень важно преодолеть несправедливость в распределении доходов. Главная цель — формирование нового качества жизни, соответствующего социальной рыночной экономике.
Повышение уровня жизни – важнейшая задача социальной политики. В РФ надо быстрее восстановить доходы и максимально стимулировать платежеспособный спрос населения.
Задачи эти очень сложные. У большинства населения снижение уровня жизни продолжается длительное время. За годы реформ он упал примерно у 90% россиян. Реальные денежные доходы в семьях уменьшились более чем на 70%. Фонд оплаты труда сегодня составляет всего 37% к уровню 1990 г. Не менее важным является и преодоление несправедливости в распределении доходов.
Анализ факторов, оказывающих наибольшее влияние на снижение уровня жизни, проведенный во второй главе, показал, что к ним относятся следующие:
· низкий уровень оплаты труда;
· рост масштабов открытой и скрытой безработицы и неполной занятости на предприятиях, усиление тенденции долговременной безработицы;
· длительное время сохраняющаяся крупномасштабная задолженность по выплатам заработной платы, пенсий, детских и других социальных пособий.
Для комплексного преодоления перечисленных негативных тенденций требуется выработка программы повышения уровня и качества жизни.
Ее главной целью, на первом этапе, является восстановление у большинства уровня жизни, достигнутого на рубеже 90-х годов, а также формирование нового качества жизни, соответствующего целям социальной рыночной экономики.
Основными задачами могли бы стать:
• недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения;
• повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности, восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства;
• обеспечение всем нуждающимся прожиточного минимума за счет активной государственной политики перераспределения доходов;
• переход от частичной стабилизации уровня жизни населения к стабилизации в основном (у наиболее массовых социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов).
В программе, на мой взгляд, требуется предусмотреть решение следующих ключевых проблем — повышения уровня оплаты труда; государственного регулирования занятости; трансформации социального обеспечения; адресной социальной поддержки населения; инвестиций в человека. Рассмотрим каждую из них более подробно[22].
Сегодня необходимо не просто повышение размеров оплаты труда, а рост ее покупательной способности. На обозримую перспективу могла бы быть выдвинута задача восстановления покупательной способности оплаты труда до уровня, который был достигнут на рубеже 90-х годов. Для этого ее надо увеличить в 2,5 раза, что потребует и соответствующего восстановления объема ВВП.
В силу масштабности подобного сдвига на пути к нему целесообразно выделить промежуточный этап — восстановление покупательной способности оплаты труда до уровня, который был бы возможен при фактических темпах изменения ВВП, сложившихся за последние годы.
Меры по повышению покупательной способности оплаты труда должны сочетать периодический пересмотр размеров номинальной заработной платы с ее индексированием в промежутках между отдельными пересмотрами. Это связано с необходимостью поддержания покупательной способности оплаты труда в условиях инфляции. Систематическое увеличение покупательной способности может быть обеспечено комплексом мер по повышению номинальной начисленной оплаты труда, внесению изменений в налогообложение физических лиц, регулированию цен на важнейшие потребительские товары и услуги, развитию потребительского рынка и др.[23].
Государственное регулирование рынка труда следует рассматривать как комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс общественного воспроизводства. В этом контексте в программе нужно рассмотреть демографические факторы, оказывающие прямое воздействие на цену рабочей силы и рынок труда, раскрыть специфику последнего в условиях снижения рождаемости и старения населения, а также притока рабочей силы из стран ближнего зарубежья.
Центральное место должна занять характеристика занятости в связи с балансами трудовых ресурсов и рабочих мест. Важно определить параметры обеспечения полной занятости, охарактеризовать требования к повышению ее эффективности. В этой области следует разобраться с масштабами и формами неполной занятости, которая является одним из условий эффективности занятости.
В программе нужно охарактеризовать систему мер по регулированию безработицы на основе определения ее естественного уровня (масштабов, обусловленных спадом производства). Пути преодоления безработицы, вызванной сжатием производства, следует задавать с учетом отдельных категорий населения, особенно женщин и молодежи. Активная государственная политика обеспечения полной занятости должна включать поддержку служб занятости, расширение их роли в трудоустройстве и переобучении безработных. Кроме того, следует раскрыть особенности формирования общероссийского и региональных рынков труда, определить тенденции регулирования занятости на территориях с недостатком и избытком трудовых ресурсов.[26]
Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует об эффективности так называемых смешанных систем социального обеспечения, включающих социальное страхование и социальную помощь. Повышается роль работников и работодателей в формировании средств, требуемых для поддержания человека при потере работы, воспитании детей, а также в случае болезни, инвалидности или старости. Раньше этих рисков либо вовсе не было (например, безработицы), либо материальное обеспечение при их наступлении брало на себя государство[1].
Необходимы меры по развертыванию нового направления обязательного социального страхования — от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На начальном этапе функции страховщика вполне способен выполнять Фонд социального страхования – учреждение, имеющее большой опыт в финансировании и организации страхования временной нетрудоспособности. Главное, чтобы ни финансы, ни персонал не перебрасывались на обеспечение выплат по другим рискам, которые входят в его компетенцию, а использовались по целевому назначению.
В числе мер в этой области потребуется предусмотреть формирование в стране системы центров по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации пострадавших, здесь может быть задействована инфраструктура санаторно-курортного и оздоровительного обслуживания населения. Следует также устанавливать страховые тарифы в зависимости от степени (класса) профессиональных рисков. Улучшению медицинского обеспечения и охраны здоровья способствовало бы преодоление разобщенного решения этих задач разными страховыми организациями.
Социальная поддержка безработных должна быть направлена, с одной стороны, на обеспечение им прожиточного минимума, а с другой – на всемерное стимулирование сокращения периода временной незанятости. Средства государственного Фонда занятости в преобладающей части следует использовать на страховые выплаты, при этом необходимо более рационально их распределять между центром и регионами.
Мировой опыт свидетельствует о том, что не бывает абсолютного разделения социального страхования и социальной помощи. Поэтому в программе социальное обеспечение должно быть ориентировано на смешанную систему, включающую наряду со страхованием и элементы помощи и, прежде всего, такое ее направление, как организация семейных пособий.
Право на получение государственной социальной помощи следует увязать с требованиями федеральных законов “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” и “О государственной социальной помощи”. При реализации этих законов необходимо постепенно перейти к определению прожиточного минимума для семей различных типов и размеров (полная, неполная, семьи пенсионеров, инвалидов и др.), что позволит более точно учитывать условия их жизни и повысить адресность социальной поддержки конкретных категорий населения.
Необходимо обязательно предусмотреть региональную разновариантность оказания государственной социальной помощи малоимущим. Различающиеся условия жизни предполагают разные возможности организации социальной поддержки. В одних регионах это может быть адресная помощь конкретным категориям населения, в других – всем, но до определенного уровня душевого дохода, в третьих –установление более высоких минимальных социальных стандартов из-за значительного уровня дифференциации денежных доходов проживающего в них населения. Представляется целесообразным отменить ряд льгот или заменить их денежными компенсациями.
В целом необходимо предусмотреть дальнейшее развитие сети государственных учреждений социального обслуживания. В числе приоритетов должно стать удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых и детей.
Развитие сферы жизнеобеспечения требует приоритетногонаправления инвестиций в жилищное строительство, здравоохранение, образование, культуру, науку и другие отрасли социальной инфраструктуры. Для этого требуется ускорить разработку социальных стандартов обеспеченности жильем, расширение сети медицинских, образовательных и культурных учреждений.
Источниками финансирования объектов социальной инфраструктуры (наряду с традиционными) могли бы стать средства населения, привлеченные с помощью финансовых механизмов долгосрочного кредитования, ипотечного и других залогов. На эти цели также целесообразно направлять средства фондов накопительного страхования под государственные гарантии их возврата и региональных и местных бюджетов, формируемые через жилищные, образовательные, облигационные займы и иные механизмы.
Особенно актуальным в настоящее время является опережающее развитие сферы образования, но для этого в него следует вложить соответствующие ресурсы[21].
В настоящее время необходимо повысить качество и уровень жизни россиян. Предложенные рекомендации являются лишь одним из вариантов, однако их реализация приведет к повышению уровня и качества жизни населения, к снижению угрозы для экономической безопасности страны.
|
Регулирование занятости
В России предстоит освоить принципиально новую модель занятости, ориентированную на формирование развитого и социально корректируемого рынка труда и использование его закономерностей.
Задачи, стоящие перед государственным регулированием занятости, весьма разнообразны. Главной задачей во всем мире признается накопление и сохранение человеческою потенциала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей поддерживать и модифицировать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством образования и профессиональной подготовки. Основным источником финансирования политики занятости населения является Государственный фонд занятости населения. Он образуется за счет обязательных отчислений работодателей и страховых взносов с заработка работников в пределах суммы взимаемых налогов, а также средств республиканских и местных бюджетов. Для решения сложившихся проблем в рамках проведения государственной политики занятости основные усилия во второй половине 90-х годов были направлены на:
· формирование благоприятных условий для занятости населения, рабочей силы предприятий путем их экономической специализации, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развития системы обучения кадров;
· сдерживание роста численности безработных за счет организации и
·проведения опережающего переобучения и переподготовки персонала, социальной защиты работников организаций, находящихся на грани банкротства, финансовую поддержку работодателей, создающих новые рабочие места и осуществляющих профессиональную подготовку персонала;
·- реализацию федеральных и региональных мероприятий по поддержке занятости в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда, в том числе на целевую поддержку и развитие занятости на предприятиях;
· расширение масштабов и усиление финансовой поддержки развития малого и среднего бизнеса, индивидуального предпринимательства;
· совершенствование деятельности государственной службы занятости
· по созданию условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, эффективной целевой поддержки и развития лиц, потерявших работу, смягчению последствий долгосрочной безработицы, увеличению масштабов общественных и временных работ.
Проводимая органами федеральной государственной службы занятости
населения работа способствовала смягчению социальной напряженности и расширению возможностей трудоустройства безработных граждан. Начата работа по формированию общероссийскою банка данных вакансий для граждан, желающих переехать с целью трудоустройства в другую местность. Особенностью такого банка данных является то, что в нем содержится информация о вакансиях, для замещения которых работникам предоставляется жилье. Органами службы занятости и реализуется ряд программ: «Временная занятость населения», «Молодежная практика», «Клуб ищущих работу», «Новый старт». Как и в предшествующий период, органами службы занятости осуществляется деятельность по участию в создании эффективной системы целевой поддержки рабочих мест, направленной преимущественно на расширение возможностей гарантированного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, которые не могут быть трудоустроены обычным путем. По решению Правительственной комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах реализуется ряд специальных отраслевых и региональных целевых программ, направленных на специализацию занятости в оборонной, текстильной и легкой промышленности, расширение возможностей для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы в территориях с высоким уровнем безработицы. Преодоление межрегиональных диспропорций в уровнях социально – экономического развития регионов требует качественно новых рычагов проведения государственной региональной политики. Для решения этой и других насущных проблем необходимо изучать опыт промышленно развитых стран в области проведения государственной политики занятости [23].
|