Совокупное предложение и факторы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совокупное предложение и факторы.



Совокупное предложение (AS) – объём товаров и услуг, который фирмы готовы продавать в течение года при любом возможном уровне цен.

Для графического отображения совокупного предложения используется кривая совокупного предложения (рис.3.3).

Рис.3.3. Кривая совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах

Горизонтальный отрезок отражает взгляд кейнсианской школы на совокупное предложение и характеризует экономику неполной занятости при жестких (не способных изменяться) ценах и заработной плате. На данном отрезке совокупного предложения возможно за счет вовлечения незадействованных факторов производства (труд, земля, капитал) увеличивать объемы производства, не увеличивая при этом общего уровня цен.

Именно данный отрезок кривой AS характеризует кризисное состояние экономики, на котором в соответствии с рекомендациями Дж.М.Кейнса необходимо проведение экономической политики стимулирования совокупного спроса.

Промежуточный отрезок также рассматривается кейнсианской школой, характеризует экономику частичной занятости и относительной гибкости цен и заработных плат. На данном участке, возможно, наращивать объемы производства, но этот рост будет сопровождаться ростом уровня цен.

Вертикальный отрезок отражает взгляд неоклассической школы на совокупное предложение и характеризует экономику полной занятости при гибких ценах и заработной плате. На данном участке, наращивание объемов производства невозможно, а любые попытки стимулирования спроса приведут к росту уровня цен.

Ценовые факторы вызывают движение по кривой совокупного предложения, а неценовые факторы вызывают смещение графика влево (при уменьшении предложения) и вправо (при увеличении предложения).

Основным ценовым фактором, влияющими на совокупное предложение, является общий уровень цен.

Неценовыми факторами являются:

· экономико-правовые факторы – налоги на бизнес, субсидии, государственное регулирование экономической деятельности;

· производительность труда – рост производительности труда, технологические и организационные инновации влияют на увеличение объема производства.

· цены на факторы производства (собственные ресурсы, импортные ресурсы, количество продавцов на рынке).

 

 

Макроэкономическое равновесие.

Макроэкономическое равновесие предполагает ситуацию, когда весь произведенных продукт полностью куплен и тем самым на всех макроэкономических рынках наблюдается равновесие.

Важно подчеркнуть, что кривая AD может пересечь кривую AS на трех уже известных нам отрезках:

Рассмотрим макроэкономическое равновесие на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения: задача увеличения реального объема производства при сохранении равновесного состояния возможна за счет стимулирования совокупного спроса.

Таким образом, при неполной занятости и жестких (не способных изменяться) ценах и заработной плате увеличение совокупного спроса способно увеличить реальный объем производства товаров и услуг не вызвав при этом инфляционного роста цен.

На классическом (вертикальном) участке стимулирование совокупного спроса приведет исключительно к увеличению общего уровня цен и соответственно к процессу инфляции. Исходя из этого, неоклассическая школа экономической мысли предлагает ограничивать рост совокупного спроса на классическом отрезке, что проявляется в предложенном ими механизме ограничения денежной массы в обращении.

 

Однако, при выборе инструментов стимулирующей экономической политики следует учитывать эффект храповика.

Эффект храповика рассматривается кейнсианской школой и проявляется в том, что рост совокупного спроса вызывает рост цен на товары и услуги, но сокращение совокупного спроса не всегда приводит к уменьшению совокупного уровня цен.

Экономический смысл эффекта состоит в том, что изменения цен в сторону повышения происходят легче, чем в сторону понижения, то есть имеет место негибкость цен в сторону понижения. Причинами возникновения эффекта могут быть монополизм на рынках, государственная политика регулирования цен в странах с централизованной экономикой, в странах с развитой рыночной экономикой - действия профсоюзов, препятствующих снижению номинальной заработной платы.

 

Содержание классической макроэкономической модели.

В соответствии со взглядами классиков и неоклассиков рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании, является самонастраивающейся системой, обеспечивает полную занятость и потенциальный объём ВВП.

Эта модель основана на механизме ценового взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения. Теоретическую основу модели составляет закон рынка (Жан Батист Сей): «предложение порождает свой собственный спрос» или «производство товаров создаёт доход, равный стоимости произведенных товаров».

Постулаты:

· Вряд ли возможна ситуация, в которой уровень совокупных расходов будет недостаточен для закупки продукции, произведенной при полной занятости ресурсов.

· Если такая ситуация все же возникнет, немедленное изменение заработной платы, цен и банковского % повлекут за собой быстрый и незначительный спад производства, что стабилизирует ситуацию.

Инструментами саморегулирования служат цены, зарплата и % ставка, колебания которых в условиях конкуренции уравнивают спрос и предложение и приводят к состоянию полного и рационального использования ресурсов.

Постулаты?:

· Если спрос на рынке труда на рабочую силу падает, падает и цена труда, следовательно, снижаются издержки и зарплата, увеличивается безработица;

· При сокращении совокупного спроса объём производства падает и спрос на рабочую силу снижается, следовательно, растет безработица, а цены снижаются;

· На денежном рынке равновесие достигается за счет гибкости процентной ставки, которая уравновешивает количество сберегаемых доходов домашних хозяйств и величину инвестиций со стороны бизнеса.

В классической модели раскрыта одна из закономерностей в макроэкономике:

Не весь совокупный доход домашних хозяйств расходуется, часть сберегается и выходит из экономического кругооборота. Сбережения появляются в виде инвестиций, поскольку бизнес расходует не только свои сбережения, но и привлеченные. Поэтому равновесие совокупного спроса и предложения предполагает равенство инвестируемых сбережений и кредитуемых инвестиций.

Чем выше банковский процент, тем больше склонность к сбережению, но ниже склонность к инвестрованию.

10. Инструменты саморегулирования в классической модели. (спросить, что ещё сюда добавить!)

Инструментами саморегулирования служат цены, зарплата и % ставка, колебания которых в условиях конкуренции уравнивают спрос и предложение на товарном, денежном и ресурсном рынках и приводят к состоянию полного и рационального использования ресурсов.

Инструментами саморегулирования в рыночной системе, по мнению классиков и их последователей, служат цены, заработная плата и процентная ставка, колебания которых в условиях конкуренции уравняют спрос и предложение на товарном, ресурсном и денежном рынках и приведут к ситуации полного и рационального использования ресурсов. Проиллюстрируем это на примере рынка рабочей силы (рис.7).

Предложение рабочей силы в условиях полной занятости имеет вид вертикальной прямой LS.

При сокращении совокупного спроса упадет объем производства и спрос на рабочую силу. Это вызовет безработицу и понижение цены труда.

Это позволит предпринимателям понизить издержки на производство продукции. Цены на товары понижаются, реальная заработная плата остается прежней, а количество рабочих может быть увеличено. Снижение издержек вызывает увеличение объема производства. Он вновь достигает уровня полной занятости. Аналогичные процессы происходят на товарном и денежном рынках.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.008 с.)