Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология социального проектирования

Поиск

Технология социального проектирования

(Материал подготовлен на основе источников, перечисленных в разделе «Литература»)

 

 

Социальное проектирование – это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации.

Субъектами социального проектирования (т. е. тем, кто осуществляет проектирование) могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность.

Объектами социального проектирования (т. е. на что будут направлены проектируемые социальные действия) могут быть:

1) человек как общественный индивид с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).

 

На сегодняшний день социальное проектирование выступает как один из самых эффективных способов развития гражданского общества, а, следовательно, и развития МСУ.

Идея участия населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений властей, администраций всех уровней или частных лиц стала одной из общепринятых основ практики социального проектирования во многих странах.

Включение общественности в различных формах в процессы разработки и реализации социальных проектов существенно повышает гражданскую активность населения и эффективность проблем местного значения.

 

Технология предполагает определенную последовательность процедур для достижения тех или иных целей. Ниже представлена последовательность шагов в процессе работы над социальным проектом.

Подготовка проекта

 

Шаг № 1. Создание, обучение проектной группы, изучение ее возможностей.

Основные задачи Ожидаемые результаты
  Собрать проектную группу и увлечь предварительным замыслом Наличие группы людей, готовых заниматься социальными проектами.
  Провести тренинг, направленный на сплочение и формирование творческого командного духа. Изучение возможностей каждого члена команды. Наличие творческой команды, нацеленной на позитивные социальные преобразования. Понимание каждым участником своих возможностей и своего вклада в общее дело.
  Сформировать нормы и правила общения и взаимодействия в команде (далее в любой командной деятельности тренировать их соблюдение). Навыки взаимодействия в процессе общей деятельности
  Обучить членов команды основам проектной деятельности Понимание специфики социального проектирования. Наличие необходимых знаний и сформированных навыков

Комментарий. В группу подбираются социально-активные, неравнодушные люди, личностно заинтересованные в деятельности, направленной на развитие социальной ситуации в своем регионе. Кроме того, критериями подбора являются: а) достаточный интеллектуальный уровень, б) достаточный творческий потенциал, в) умение и желание работать в команде.

 

Шаг № 2. Изучение социальной ситуации

 

Основные задачи Ожидаемые результаты
1. Собрать информацию о социальной, политической и культурной жизни региона Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе, о реальных проблемах, о ресурсах для развития региона.
2. Проанализировать полученную информацию с точки зрения проблематики «Проблемное поле» региона (перечень проблем и нереализованных потребностей, присущих разным социальным группам).
3. Сделать прогнозы различных вариантов развития ситуации: а) при сохранении существующих тенденций, б) в случае воздействий на них с целью оптимизации. Прогнозы развития ситуации.
4. Составить подробный отчет о проведенном исследовании Систематизированные материалы отчета

Комментарий. Прогнозы развития ситуации позволяют: а) оценить значимость тех или иных проблем, б) оценить возможность негативных последствий вмешательств в естественное течение социальных процессов, в) сформировать «образ желаемого будущего».

Шаг № 3. Выделение приоритетной социальной проблемы

 

Основные задачи Ожидаемые результаты
  Расставить проблемы по степени их значимости Выделение приоритетной проблемы
  Определить "аудиторию" проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем приоритетной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект. Список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта.
3. Сформулировать социальную проблему (или проблемы). Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем)
4. Определить причины существования данной социальной проблемы Перечень причин появления проблемы

Комментарий. «Аудитория» должна быть вовлечена в процессы разработки и реализации проекта. Это позволит: а) исключить ошибки в процессе проектирования, выбрать наиболее эффективные методы решения тех или иных задач, б) максимально задействовать ресурсы «аудитории», в) превратить процесс реализации проекта в своего рода общественное движение.

 

Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта

Основные задачи Ожидаемые результаты
  Сформулировать основную цель социального проекта Четкая формулировка цели проекта.
  Провести процесс поиска методов и средств решения социальной проблемы. Проектное решение
  Сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели

 

Шаг № 5. Составление плана работы

Основные задачи Ожидаемые результаты
  Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта Письменно оформленный документ — план работы
  Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта Точный график выполнения плана
  Определить ответственных за каждый пункт плана Список ответственных за реализацию каждого пункта плана
  Указать необходимые ресурсы и источники их получения Перечень необходимых ресурсов и источников их получения.

 

Шаг № 6. Составление рабочего графика

 

Основные задачи Ожидаемые результаты
  Составить график выполнения всех пунктов плана Рабочий график
  Оформить график в виде таблицы Письменно оформленный график работ

Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде

 

Основные задачи Ожидаемые результаты
1. Продумать обязанности, необходимые для реализации плана Перечень обязанностей
2. Описать основное содержание каждой обязанности Описание обязанностей
3. Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта Список членов команды с указанием обязанностей каждого

 

Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения

Основные задачи Ожидаемые результаты
1. Составить список необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских) Список необходимых ресурсов
2. Составить список источников получения ресурсов Список источников получения каждого вида ресурса

Шаг № 10. Формирование общественного мнения

 

Основные задачи Ожидаемые результаты
1. Создание благоприятной среды для реализации социального проекта Понимание общественностью и соответствующими органами сути предлагаемого проекта

 

 

Реализация проекта

Предостережения от ошибок

 

1. Бывает, проектировщики, «очарованные» своим замыслом, забывают исследовать возможность негативных последствий социальных действий, заложенных в проекте.

Литература по теме

1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование. Минск, 1978.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: Пер. с англ. М.: Медиум, 1995.

3. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993.

4. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.

5. Генисаретский О.И. Регионализм, средовое проектирование и проектная культура. Экология культуры. — М.,НИИ культуры, 1991.

6. Дридзе Г.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.

7. Дудченко В.С. Инновационная игра как метод исследования и развития
организаций // Нововведения в организациях. – М., 1983;

8. Дудченко В.С., Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии // Социс., 1990 — №5.

9. Дудченко В.С., Масалков И.К. Решение региональных проблем игровыми методами // Социс., 1991. — №7.

10.. Жежко И.В. Проектные игры в культуре//Социальное проектирование в сфере культуры:
методологические проблемы.– М., 1986;

11. Зинченко А.П. Организационно-деятельностная игра как средство программирования развития города // Целевое управление и имитационное моделирование. Новосибирск, 1983;

12. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. М.: Голос, 2001.

13. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. М., 1992.

14. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001

15. Луков Вал. А. Социальное проектирование. М.: Флинта: Социум, 2003.

16. Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Издательство "Самарский университет", 2003

17. Марков А.Т., Бирженюк П.И. Основы социокультурного проектирования. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997

18. Методические материалы сайта «Лидер 21 век. Всероссийский лагерь студенческого актива». (lider21vek.narod.ru)

19. Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология. Теоретические основания культурной политики. — М., Российский институт культурологии, 1993.

20. Парсонс Т. О структуре социального действия / Пер. с англ. / Под общ. ред. ВА.Чесноковой, С.А.Белановского. М.: Академический проект

21. Пригожин А.И. Практическая деловая игра как метод выработки решений в социальном проектировании //Теоретико-методологические проблемы социального проектирования в
условиях ускорения научно-технического прогресса.– М., 1986;

22. Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-мето­дологические и методические проблемы. Ин-т социологии РАН; Отв. ред. Т. М. Дридзе. 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1994.

23. Тюков А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности // Игровое моделирование. – Новосибирск, 1987.

24. Шаг за шагом на пути к эффективному местному самоуправлению. «Сибирский центр поддержки общественных инициатив». Новосибирск, 2008

Технология социального проектирования

(Материал подготовлен на основе источников, перечисленных в разделе «Литература»)

 

 

Социальное проектирование – это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации.

Субъектами социального проектирования (т. е. тем, кто осуществляет проектирование) могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность.

Объектами социального проектирования (т. е. на что будут направлены проектируемые социальные действия) могут быть:

1) человек как общественный индивид с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).

 

На сегодняшний день социальное проектирование выступает как один из самых эффективных способов развития гражданского общества, а, следовательно, и развития МСУ.

Идея участия населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений властей, администраций всех уровней или частных лиц стала одной из общепринятых основ практики социального проектирования во многих странах.

Включение общественности в различных формах в процессы разработки и реализации социальных проектов существенно повышает гражданскую активность населения и эффективность проблем местного значения.

 

Технология предполагает определенную последовательность процедур для достижения тех или иных целей. Ниже представлена последовательность шагов в процессе работы над социальным проектом.

Подготовка проекта

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.18 (0.011 с.)