Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Ошибки в построении сложноподчиненных предложений
1.
| Вид ошибки
| Пример
| 2.
| Одновременное употребление сочинительных и подчинительных союзов.
| Когда тяжелый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
| 3.
| Неоправданное соседство двух подчинительных союзов.
| Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черемуха.
| 4.
| Употребление лишнего указательного слова в главном предложении.
| Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.
| 5.
| Отсутствие в главном предложении указательного слова.
| Мы благодарны им, что живем под мирным небом.
| 6.
| Пропуск части составного союза.
| Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил.
| 7.
| Неоправданное повторение союза или союзного слова(тавтология).
| Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны.
| 8.
| Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях.
| Когда их сын очень изменился, родители страдают.
| 9.
| Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота.
| Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой.
| 10.
| Придаточное предложение оформляется как самостоятельное.
| Автор показал разных людей. Которые каждый по-своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира.
|
Синтаксическая синонимия
Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом НЕВОЗМОЖНА:
1. Сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме будущего времени или условного наклонения: Среди предложений не было ни одного, которое заинтересовало бы меня.
2. Союзное слово который стоит в творительном или дательном падежах: В последней главе, которой заканчивается книга, развязка сюжета так и не наступила.
3. В главном предложении имеется указательное слово то (та, ту, те и т. п.): Я принес тебе ту книгу, которую ты просил.
Средства связи
Самые распространенные средства связи предложений
| Примеры
| Личные местоимения
| Мировой океан в любой момент может «выдохнуть» в атмосферу вдвое больше углерода, чем человек за все время индустриального развития За последние двадцать тысяч лет oн дважды «выдыхал» массу углекислоты.
| Указательные местоимения
| Фактически все мы живём на пороховой бочке под названием «мировой океан». К такому выводу пришли учёные под руководством специалистов из Университета Колорадо в Болдере.
| Притяжательные местоимения
| Эти специалисты давно занимались изучением тайн океана. Их исследования привлекают внимание учёных всего мира.
| ЭЛЛИПСИС (пропуск слов или словосочетаний, которые легко восстанавливаются из контекста)
| Исследователи доказали отдельным скептикам, что в конце ледникового периода в атмосферу Земли поступило 600 млн. тонн углерода в виде углекислого газа. А всему миру — теорию о том, что Мировой океан дышит». (В этом случае эллипсис указывает на слово доказали, которое можно при желании восстановить).
| Вводные слова
| Во-первых, наглядным доказательством этой гипотезы служит ежегодное увеличение углерода в атмосфере именно над Мировым океаном. Во-вторых, нашёл подтверждение тезис о том, что вода — живая субстанция...
| Союзы
| Учёных поразил этот факт. Читатели тоже впервые задумались над поразительной способностью воды «дышать», подобно человеку.
| Синонимы (в том числе контекстные)
| Учёные пытались выяснить, откуда в атмосфере Земли в конце последнего ледникового периода появилось столько углекислоты. Исследователи рассмотрели несколько вариантов различных гипотез.
| Антонимы (в том числе контекстные)
| Известно, что кислород дарит жизнь, а углекислота — смерть.
| Наречия времени
| Учёные решили провести несколько экспериментов. Сначала поместили воду в сосуд, потом подогрели её.
| Однокоренные слова
| При кипении вода выделяет пар. Водяные капельки оседают на стенках сосуда.
| Частицы (чаще всего именно, только, лишь)
| «Дыхание» Мирового океана может стать губительным для человечества. Именно эта проблема требует исследования и решения.
| Повторы:
лексические,
грамматические,
синтаксические
| Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? Найдем лексический повтор. Это, конечно, слово кто. Грамматический повтор можно увидеть и в отрицании (частица не), и в повторе прошедшего времени глагола единственного числа несовершенного времени (любовался, восторгался, замирал). Все три предложения — вопросительные, и это синтаксический повтор.
| Смысловые отношения между предложениями
| Примеры рассуждений
|
| (1)Веками бушующая стихия пугала человека (почему?) (2)Молнии, бьющие с неба, несущие смерть и пожары, казались стрелами богов (что из этого сле- довало?). (3)Их боялись, заклинали, пытались обуздать. (4)Много было сделано различных изобретений. (5) Но вопреки всем последним достижениям науки количество жертв молний в последнее столетие неуклонно растёт. Между первым и вторым предложениями причинные отношения: стихия пугача, потому что несла смерть; между вторым, третьим и четвёртым — следственные: чтобы не погибнуть, молнии следовало обуздать, поэтому «.много было сделано различных изобретений»; это выводы, следствия из предыдущих предложений. А вот между пятым и четвёртым предложениями — уступительные отношения: число «жертв молний в последнее столетие неуклонно растет» (вопреки чему? несмотря на что?), хотя «много было сдечано различных изобретений».
|
|