Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Ошибки в построении сложноподчиненных предложений
Похожие статьи вашей тематики
1.
| Вид ошибки
| Пример
| 2.
| Одновременное употребление сочинительных и подчинительных союзов.
| Когда тяжелый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
| 3.
| Неоправданное соседство двух подчинительных союзов.
| Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черемуха.
| 4.
| Употребление лишнего указательного слова в главном предложении.
| Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.
| 5.
| Отсутствие в главном предложении указательного слова.
| Мы благодарны им, что живем под мирным небом.
| 6.
| Пропуск части составного союза.
| Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил.
| 7.
| Неоправданное повторение союза или союзного слова(тавтология).
| Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны.
| 8.
| Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях.
| Когда их сын очень изменился, родители страдают.
| 9.
| Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота.
| Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой.
| 10.
| Придаточное предложение оформляется как самостоятельное.
| Автор показал разных людей. Которые каждый по-своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира.
|
Синтаксическая синонимия
Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом НЕВОЗМОЖНА:
1. Сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме будущего времени или условного наклонения: Среди предложений не было ни одного, которое заинтересовало бы меня.
2. Союзное слово который стоит в творительном или дательном падежах: В последней главе, которой заканчивается книга, развязка сюжета так и не наступила.
3. В главном предложении имеется указательное слово то (та, ту, те и т. п.): Я принес тебе ту книгу, которую ты просил.
Средства связи
Самые распространенные средства связи предложений
| Примеры
| Личные местоимения
| Мировой океан в любой момент может «выдохнуть» в атмосферу вдвое больше углерода, чем человек за все время индустриального развития За последние двадцать тысяч лет oн дважды «выдыхал» массу углекислоты.
| Указательные местоимения
| Фактически все мы живём на пороховой бочке под названием «мировой океан». К такому выводу пришли учёные под руководством специалистов из Университета Колорадо в Болдере.
| Притяжательные местоимения
| Эти специалисты давно занимались изучением тайн океана. Их исследования привлекают внимание учёных всего мира.
| ЭЛЛИПСИС (пропуск слов или словосочетаний, которые легко восстанавливаются из контекста)
| Исследователи доказали отдельным скептикам, что в конце ледникового периода в атмосферу Земли поступило 600 млн. тонн углерода в виде углекислого газа. А всему миру — теорию о том, что Мировой океан дышит». (В этом случае эллипсис указывает на слово доказали, которое можно при желании восстановить).
| Вводные слова
| Во-первых, наглядным доказательством этой гипотезы служит ежегодное увеличение углерода в атмосфере именно над Мировым океаном. Во-вторых, нашёл подтверждение тезис о том, что вода — живая субстанция...
| Союзы
| Учёных поразил этот факт. Читатели тоже впервые задумались над поразительной способностью воды «дышать», подобно человеку.
| Синонимы (в том числе контекстные)
| Учёные пытались выяснить, откуда в атмосфере Земли в конце последнего ледникового периода появилось столько углекислоты. Исследователи рассмотрели несколько вариантов различных гипотез.
| Антонимы (в том числе контекстные)
| Известно, что кислород дарит жизнь, а углекислота — смерть.
| Наречия времени
| Учёные решили провести несколько экспериментов. Сначала поместили воду в сосуд, потом подогрели её.
| Однокоренные слова
| При кипении вода выделяет пар. Водяные капельки оседают на стенках сосуда.
| Частицы (чаще всего именно, только, лишь)
| «Дыхание» Мирового океана может стать губительным для человечества. Именно эта проблема требует исследования и решения.
| Повторы:
лексические,
грамматические,
синтаксические
| Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? Найдем лексический повтор. Это, конечно, слово кто. Грамматический повтор можно увидеть и в отрицании (частица не), и в повторе прошедшего времени глагола единственного числа несовершенного времени (любовался, восторгался, замирал). Все три предложения — вопросительные, и это синтаксический повтор.
| Смысловые отношения между предложениями
| Примеры рассуждений
|
| (1)Веками бушующая стихия пугала человека (почему?) (2)Молнии, бьющие с неба, несущие смерть и пожары, казались стрелами богов (что из этого сле- довало?). (3)Их боялись, заклинали, пытались обуздать. (4)Много было сделано различных изобретений. (5) Но вопреки всем последним достижениям науки количество жертв молний в последнее столетие неуклонно растёт. Между первым и вторым предложениями причинные отношения: стихия пугача, потому что несла смерть; между вторым, третьим и четвёртым — следственные: чтобы не погибнуть, молнии следовало обуздать, поэтому «.много было сделано различных изобретений»; это выводы, следствия из предыдущих предложений. А вот между пятым и четвёртым предложениями — уступительные отношения: число «жертв молний в последнее столетие неуклонно растет» (вопреки чему? несмотря на что?), хотя «много было сдечано различных изобретений».
|
Правописание Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных (т.е. образованных от имени существительного)
| Н
| НН
| 1.Образованных при помощи суффиксов -ин-: гусиный; -ан: кожаный; -ян-: глиняный Исключения: деревянный, стеклянный, оловянный.
2.В притяжательных прилагательных: олений, кабаний
| 1. Образованных при помощи суффиксов -енн-: клюквенный, или -онн-: революционный.
2. Образованных от существительных с основой на -н: карманный, лимонный.
3. Образованных от существительных с основой на - мя: время — временной, знамя —знамённый.
Обратите внимание!
Примечание 1: Пишется -н- в прилагательных: пряный, синий, зелёный, багряный, рдяный, пьяный, румяный, юный, зелёный, ветреный, свиной.
Примечание 2: Пишется ветреНый, но безветреННый (есть приставка). Различайте по лексическому значению: ветрЕНый (день, человек), ветрЯНой (двигатель).
Примечание 3: Надо различать прилагательные маслЯНый (для масла, на масле) и маслЕНый (запачканный, пропитанный маслом); сравните: масляная краска — масленые тряпки.
Примечание 4: Надо различать прилагательные ветреный (день, человек), ветряной (насос) и ветряный (ветряная оспа).
|
Правописание Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий
| Обратите внимание! Отглагольное прилагательное отличается от причастия тем, что оно образуется от глаголов несовершенного вида (что делать?): жарить (что дел а т ь?) — жареный, варить (что делать?) — вареный и т.д., а причастия —от глаголов совершенного вида (что сделать?) с приставкой и без неё: ку пить — купленный; сохранить — сохраненный.
| Н
| НН
| 1.В отглагольных прилагательных, образованных от глагола несовершенного вида:
солить — солёНый,
сушить — сушёНый.
2.Если есть приставка НЕ:
несолеНый, нежареНый.
Запомните
слова-исключения:
назваНый (брат)
непрошеНый (гость)
посажёНый (отец)
смышлёНый
прощеНое (воскресенье)
| 1. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида с приставкой или без неё: решить — решёННая, посолить — посолеННая, высушить — высушеННая.
Обратите внимание!
2. Если есть суффиксы -ова-, -ева-, -ирова-: маринованный, циклёванный, тренированный (Часто ошибки появляются в этих случаях, т.к. выпускники рассуждают так: «Мариновать, циклевать, тренировать — глаголы несовершенного вида, поэтому пишу Н», не замечая указанные суффиксы.
Исключения: кованый, жёваный (здесь -ова- и -ева- не являются суффиксами); но с приставками или зависимыми словами (см. ниже) эти слова пишутся с НН: подковаННый, прожёваННый; ковАННый В КУЗНИЦЕ конь.
3. Если есть зависимое слово: сушеННые (где?) в печи ягоды; солеННые (в ч ё м?) в бочке грузди.
Запомните!
Пишите слово раненый с Н, если нет приставок или зависимых слов; если они есть — НН: изранеННый боец, ранеННый в грудь солдат.
Запомните слова- исключения:
Нежданный, неожиданный, нечаянный,медленный, желанный, виденный, жданный,негаданный, невиданный, неслыханный, священный, обещанный, отчаянный, деланный.
| Н и НН в сложных словах (прилагательных и причастиях)
| Чтобы не ошибиться в написании слов типа послеобеденный, златотканый, трёхгранный и т.п., поступайте так: убираем часть слова без орфограммы, а к остальной части применяем те правила, которые изложены выше: (после) обедеННый — от обед + -енн-; (злато)ткаНый — от ткать — несов. вид глагола; (трёх)граННый — от граНь + -н-.
| Н и НН в кратких причастиях и прилагательных
Отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы?
| Н в кратких причастиях
| Н-, -НН- в кратких прилагательных
| В кратких причастиях всегда одна -Н-:
книга прочитаНа, овощи свареНы, задачи решеНы и т.д.
| В кратких прилагательных пишется столько -Н-, сколько в полных, от которых они образованы: дорога длинная — длиННа, румяная девочка —румяНа и т.д.
| Краткое причастие обозначает действие, производимое кем-то или чем-то: книга прочитаНа (кем-то); овощи свареНы(кем-то), сумки наполнены (чем-то). А краткое прилагательное является постоянным признаком предмета, его «родным» свойством: дорога длинна (сама по себе длинна; это её постоянное качество); девочка румяна (сама по себе).
| Н и НН в наречиях и существительных
| Пишется столько -Н-, сколько в словах (прилагательных, причастиях), от которых они образованы: гостиНая — от гостить (глагол несов. вида); изумлёННо — от изумлённый (причастие, образованное от глагола сов. вида); плеННый — от плен + -и- и т.д.
| Запомни - Н
ТружеНик, придаНое, путаНик, нефтяНик, конопляНик, гостиНица, бессребреНик
| Запомни - НН
БеспридаННица, мошеННик, воспитаННик, запутаННость, имениННик, листвеННица, малиННик, соотечествеННик, воспитаННица, родствеННик, племяННик юННат
| | | | |
|