Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что отличает семью от других малых групп и чего общего?↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Самостоятельная работа по дисциплине Этика семейной жизни Выполнила работу Студентка 31-СП группы Жилинская Екатерина Проверила работу Мартынюк О.Б. 2011г. Задание 1. Что отличает семью от других малых групп и чего общего? Признаки семьи: брачные или родственные связи между ее членами; общность быта; особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения. Необходимость существования семьи обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве самого человека и человеческого общества. Причины изучения семьи: 1. 80 процентов людей образуют семьи. До 1990 годов 70 процентов женщин не представляли жизнь без семьи, на сегодняшний день 30 процентов. 2. Семья с рождения ребенка является для него идеалом общества, так как это первое место принадлежности человека. 3. Не все семьи счастливы: а) проблема алкоголизма (в западной Германии 37 процентов взрослых – алкоголики из них 10 процентов подростки, остальные в основном женщины); б) проблема суицида, так для мужчин чаще всего негативный конец брака - суицид, для женщин – депрессия. Каждый третий ребенок одинок в своей семье; в) рост детской преступности, наркомании (за 1999 год во Пскове увеличилось количество потребителей наркотиков на 20 процентов (героин) и снизился возраст употребляющих до 14 лет, был 18 лет); г) высокий процент разводов: с 1965 по 1991 годы количество разводов удвоилось. Прогноз не утешающий. Как следствие неполные семьи, несчастные дети, неудовлетворенные взрослые. 4. Усиливается изучение этой области знаний в других науках (сексология, физиология…), в связи с потребностью общества в знаниях о интимных отношениях. 5. Использование новых методов в исследовании семьи. Чаще в наше время это естественный эксперимент. 6. В современное время увеличилась возможность изучения семейной жизни в разных странах, межкультуральный аспект расширяется. Атрибуты дома Б.В.Ничипоров (Таинство брака и семьи: введение в космологию домостроительства\\ Вопросы психологии, 1991 №6) считает, что дом это место, где разворачивается и телесная, и душевная, и духовная жизнь семьи. Он пишет, что дом имеет свое пространство и свой объем, свой запах, свое лицо, свои голоса. Атрибуты дома: 1. КРЫША – в культуре это кров, покров. В духовно – психологическом смысле это образ надежности, душевной простоты и крепости; 2.ФУНДАМЕНТ – хорошо если он основан на камне, а не на песке, т.к. если пойдет дождь или подует ветер, то он упадет. 3. СТЕНЫ – образ ограды, крепости, образ автономии и ограничений. Стены несут на себе родовую память, соотнесенность с той или иной духовной реальностью. Важно, что весит на стенах в доме, что на стенах, то и в душе хозяев. 4. ОКНА и ДВЕРИ – возможность сообщения с миром. Культурологические ассоциации: «Окно в мир», «Ломиться в открытую дверь», «Двери моего дома всегда открыты для..». 5.ПОРОГ – внутренний предел, черта, которую надо переступить, войти в новое пространство или выхода, ухода. (Не здороваются через порог, так как он разделяет две сферы пространства). 6.СТУПЕНИ – вхождение «наверх» это может быть высота как духовная так и карьерная. Не надо перепрыгивать через ступени. Лестница это еще и образ терпения, выражают ощущение протяженности времени жизни. 7. РАСПОЛОЖЕНИЕ КОМНАТ - и то кто и как в них живет, расскажут нам много о семье: о сложившейся иерархии, психологии отношений и многое другое. 8. УГОЛ (или углы) в доме имеют свою символику (символическую нагрузку). Угол – некий предел, стык двух пространственных и силовых линий. Это символ тупика, конца, некий предел, упертость. (Ребенка наказывая ставят в угол, «загнан в угол»). УЮТ – эстетизированное чувство и любовь к дому. Духовно – психологический уют означает гармонию и структурированность души, связан с чувством покоя. Уют это мерило возвращения женщины в своей первозданной сущности, мера обретения ею себя. Уют это и есть дом со всеми перечисленными компонентами. ДОМ может состояться или не состояться. Вместо дома может быть некое ограниченное пространство, где люди едят, спят и прочее. В современное время много духовно бездомных людей. Отношение группы к своим членам проявляется в том, что одних любят, других не любят, третьих просто не замечают, четвертых отвергают. Фактически в группе происходит дифференциация — разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений. Психологические изменения в группе связаны с взаимодействием двух тенденций групповой активности — интеграции и дифференциации. Интеграция проявляется в упрочении единства группы, стабилизации и упорядочении межличностных отношений. Дифференциация проявляется в специализации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов группы и в различении их функциональных и психологических статусов. Различия членов группы по занимаемому положению (статусу) можно определить с помощью социометрического метода. Первое представление о социометрическом методе и критериях социометрического выбора вы получили, изучая межличностные отношения в малой группе. Сейчас мы еще раз обратимся к социометрии, так как она позволяет определить социальный статус каждого члена группы — его место в иерархии внутригруппового общественного мнения. Верхнюю ступень этой табели о рангах занимают самые популярные — «звезды» и «лидеры». Далее идут «приятные» и «предпочитаемые». Затем — «пренебрегаемые», лишенные внимания «изолированные» и, наконец, нежелательные — «отверженные». Если критерием, на основании которого осуществлялся выбор, были симпатии и антипатии относительно, например, проведения досуга (т. е. критерий эмоциональный), то человек, набравший самое большое количество голосов, — это социометрическая звезда, или эмоциональный лидер, группы. Если выбор осуществлялся по критерию деловых функций, то ведущее место получает деловой лидер, организующий деятельность группы. Зачастую «социометрическая звезда» и «деловой лидер» группы — разные люди. Факторы, приводящие к групповой дифференциации, связывают с видом группы (формальная или неформальная), ее деятельностью, длительностью ее существования, личными качествами членов группы. В неформальных группах в большей степени проявляются личные качества людей, связанные с умением общаться, чувством юмора и т. п. Именно эти качества прежде всего влияют на социометрический выбор. В формальных группах, например трудовых объединениях, на первый план выходят организаторские качества (умение спланировать и организовать работу, правильно распределить обязанности, осуществлять координацию действий). Отвергаемыми и в формальных, и в неформальных группах могут стать люди неприятные, агрессивные, конфликтные, замкнутые, не умеющие общаться и налаживать контакты. Задание 2. Задание 3. Задание 4. Проанализировать семейную социограмму по следующим критериям: 1)число членов семьи, попавших в площадь круга; 2)величина кружков; 3)расположение кружков относительно друг друга; 4)дистанция между ними. Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет забыт. В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.
Число членов семьи соответствуют реальности. В площадь круга попало 5 членов семьи. Все кружки примерно одного размера. Кружок Я(+ брат и сестра) относительно маленький, что говорит о заниженной самооценки. Видно, что другие члены семьи являются значимыми в жизни испытуемого. Кружок Я(+ брат и сестра) находятся сбоку. Говорит о том, что эгоцентрическая направленности личности отсутствует. В верхней части круга находятся родители. В семье нет конфликтных ситуация, эмоциональное отторжение испытуемого не наблюдается. Семья дифференцированная. Задание 5. Задание 6. Задание 7. Задание 8. Задание 9. Принципиальное различие. Представители обоих полов ревнивы по различным причинам. На теле исследуемых мужчин и женщин установили контрольные датчики, чтобы снять параметры при соответствующих реакциях. Испытуемым предлагали вообразить неверность их партнеров в браке. У мужчин, представляющих себе жен в постели с любовником, ускорялся пульс, как после трех чашек черного кофе, они сильно потели, морщили брови и гримасничали. И успокаивались, если думали, что их жена кого-то любит, но не отдается. Совершенно противоположным образом реагировали женщины. Они сильнее переживали эмоциональную измену, серьезное сердечное увлечение, чем обычный "прыжок в чужую постель ". И снова все совершенно понятно: природа для того "выдумала" чувства, чтобы родители были вместе во время воспитания потомства. С точки зрения мужчины, измена жены таит в себе опасность - кто будет воспитывать чужого ребенка?! Мужская ревность Проявляется она не так легко и быстро, как женская. Но если она появилась, то последствия ее оказываются намного тяжелее и драматичнее. Мужская ревность захватывает, закабаляет мужчину полностью, порой затмив все остальное. Муж, которому изменяет жена, чувствует себя не только униженным, опозоренным, но и смешным, жалким как в глазах окружающих, так и в своих. Ведь жалкий образ "рогоносца" был предметом насмешек с незапамятных времен. С этим словом почти у каждого мужчины связана потеря его мужской чести. Можно сказать, что ревность - ахиллесова пята мужчины. Не всякого, конечно. Наиболее рассудительные вполне согласятся с мнением О. Бальзака: "Ревновать женщину по меньшей мере нелогично. Что-нибудь одно из двух: вас любят или не любят. В обеих этих крайностях ревность совершенно бессмысленна". Женская ревность Женщина, которой изменил муж, чувствует себя оскобленной, обиженной, несчастной, однако при всем этом презирать себя она не станет. Почему? Потому что измена мужа не травмирует психику женщины до такой степени, как это происходит с мужчиной. Женская логика такова: мужа соблазнила соперница, но он - отец ее, а не соперницы, детей, и в конце концов она вновь его обрела. Сейчас он полон раскаяния, нежности и благодарности за ее великодушие, и он еще вознаградит ее за все то, что она пережила. Успокаивает себя женщина примерно так: "Ведь мой муж все же вернулся ко мне, не остался с той, другой женщиной. Она потерпела поражение, следовательно, я лучше..." Мужчина, в отличие от женщины, ревнует любимую не только к настоящему (большей частью выдуманному), но и к прошлому. Это чувство довольно распространено среди молодых супругов. Немало мужчин хотели бы быть первыми, открыть перед возлюбленной мир любви. Тот же факт, что в прошлом у него самого было не одно любовное приключение, его, как мужчину, нисколько не волнует. Как понять этот парадокс? Дело в том, что ревнующий мужчина всегда склонен предполагать худшее. Он убеждает себя в том, что те, другие, были для нее более привлекательными. Женщина, муж которой до женитьбы имел много женщин, часто рассуждает так: я лучше своих предшественниц хотя бы потому, что он, как говорится, был со всеми и ни с кем", а в результате из множества других женщин выбрал именно меня. Логика мужчины - иная. Он внушает себе, что хотя он и стал мужем любимой, тем не менее он хуже своих предшественников, потому что ведь никто из них не пожелал на ней жениться. 2 вида ревности Психологи различают два вида ревности: ревность тираническую и ревность "от ущемленности". Первая присуща обычно людям эгоистичным, деспотичным, самодовольным, эмоционально холодным, не способным на бескорыстную любовь. Для них супруг, вообще сексуальный партнер - это лишь объект наслаждения. Они не умеют уважать его личность стремятся подавить, подчинить его целиком. Ревность "от ущемленности" свойственна обычно людям с тревожно-мнительным характером, неуверенным в себе, склонным к преувеличению опасностей и неприятностей, страдающим комплексом неполноценности. Их ревность проявляется, может быть, и в более мягких формах, однако постоянная демонстрация ее оказывается таким же непереносимым ядом для любви, семейного счастья обоих супругов. Несчастье от ревности Но, конечно, и ревнивцам не позавидуешь. Люди, не умеющие побороть в себе это чувство, как правило, несчастны. Более того, несчастны вдвойне, потому что они одновременно являются и мучителями и мучениками, и тиранами и рабами, они живут в вечной тревоге. Создавая атмосферу недоверия, постоянных подозрений в измене, они и сами задыхаются в ней. Они всегда готовы устроить скандал своему супругу - при малейшем поводе и даже без повода, наедине и публично. Все это отражается на их взаимоотношениях с другими людьми, на всей их жизни, в том числе и на половой, приводит к болезненным психическим травмам. Патология Если ревность близка к патологии, человеку все равно, к чему ревновать - к прошлому, настоящему или будущему. Он не может забыть, что когда-то его жена взглянула на другого, была кем-то увлечена. Он готов приревновать жену к старику, который старше ее на 40 лет, или к юноше, который моложе на 20 лет, к своему родному брату, к родственнику. Причем такой ревнивец может придумать множество несуществующих доказательств измены и сам поверит в них. В его сознании подозрения превращаются в реальные факты. Перед таким ревнивым человеком бесполезно оправдываться. Если ревность нельзя укротить верностью, любовью, надо расстаться, потому что обычно чем больше человек терпит ревность, тем разнузданнее становится ревнивец. Со временем он даже может совершить преступление. Ревнивцы-убийцы Они отличаются повышенной обеспокоенностью и связанным с ней ощущением неполноценности. Эмоции, которые двигают ими, вызваны отнюдь не ревностью, нормальной человеческой боязнью потерять любимого человека. Преступление для них – извращенное средство самоутверждения. Они как бы "мстят" людям за свою сексуальную и социальную неполноценность. Уход любимой партнерши, спутницы жизни означает для них полную катастрофу, неизлечимый удар по самолюбию. Классический пример - пьеса А.Н. Островского "Бесприданница". С точки зрения психолога, фраза Карандышева, обращенная в момент убийства к Ларисе: "Так не доставайся же ты никому!" - совсем не свидетельствует о страсти. Лариса в последней сцене на его слова о любви справедливо отвечает: "Лжете". А был ли ревнив Отелло? Шекспир гениально изобразил его личность во всех кричащих противоречиях. Безусловно, Отелло любил Дездемону, но та "ревность", которая заставила его сжать руки на горле возлюбленной, к любви отношения не имеет. Вспомним, к кому "ревновал" мавр. К Кассио, о котором Яго говорит так: "Достаточно взглянуть: манеры, стан – готовый, прирожденный соблазнитель". В то же время сам Отелло давно "не уверен в себе": "Я черен, вот причина. Языком узоров не плету, как эти франты. Я постарел". Отелло как бы "запрограммирован" на подозрительность и поэтому почти сразу начал верить наветам Яго. Как показывает статистика, средний возраст современных ревнивцев-убийц - 35 лет, - рассказывает сотрудник центра судебной психиатрии имени Сербского Светлана Гущина, написавшая диссертацию, посвященную бреду ревности. - Это тот возраст, когда у иных мужчин возникают первые сексуальные проблемы, "бьющие" по самоуважению. - В моей практике, - замечает С. Гущина, - не было ни одного убийцы -"ревнивца" даже со средним образованием. У человека с более широким кругозором чувство собственного достоинства меньше зависит от поведения супруга, а в случае измены "срабатывают" компенсаторные механизмы: кто-то заводит интрижку на стороне. - А трудно ли распознать ревнивца? - Ну, и как же вести себя женщинам, чтобы не повторить участи Дездемоны? Бытовая ревность Ревнивец или ревнивица требуют: "Ты не имеешь права смотреть на других, нравиться им и отвечать на их знаки внимания. Я есть рядом для всего этого. Смотри на меня, улыбайся мне, восхищайся мною". Такая претензия на исключительность может привести к потере любви. Нередко ревность одного из супругов - последствие измены, совершенной им самим. Так, неверный муж часто мучает подозрениями свою жену. Порой люди разыгрывают ревность с какой-либо целью: когда человеку приходится оправдываться, он невольно становится уступчивее. Нет ничего унизительнее, чем оправдываться в несуществующей неверности, каяться в грехах, которые не совершал. Ревность как соперничество, как боязнь потерять друг друга еще понятна, хотя и нежелательна. Ревность как болезнь, как эгоизм, как унижение любимого недоверием - постыдна, недопустима. От такого чувства можно и нужно избавляться. Задание 10. Тест «Рисунок семьи» Назначение теста Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребёнка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. Описание теста Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребёнок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребёнка и эффективно помочь ему при их разрешении. Инструкция к тесту Ребёнку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается. Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребёнка вопросы, такие, как "Кого надо рисовать, а кого не надо?", "Надо нарисовать всех?", "А дедушку рисовать надо?" и т.д., отвечать следует уклончиво, например: "Рисуй так, как тебе хочется". Пока ребёнок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как: --Порядок заполнения свободного пространства. --Порядок появления персонажей рисунка. --Время начала и окончания работы. --Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.). --Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей. --Эмоциональный настрой ребёнка во время изображения того или иного персонажа рисунка. --По окончании рисунка попросите ребёнка подписать или назвать всех изображённых персонажей рисунка. После того как рисунок будет завершён, наступает второй этап исследования – беседа. Беседа должна носить лёгкий, непринуждённый характер, не вызывая у ребёнка чувства сопротивления и отчуждения. Вот вопросы, которые следует задать: 1) Чья семья изображена на рисунке, – семья ребёнка, его друга или вымышленного лица? 2) Где эта семья находится и чем заняты её члены в настоящее время? 3) Как ребёнок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье? 4) Кто в семье самый хороший и почему? 5) Кто самый счастливый и почему? 6) Кто самый грустный и почему? 7) Кто больше всех нравится ребёнку и почему? 8) Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение? 9) Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку? Интерпретация результатов теста Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребёнка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому. 1. Оценка общей структуры Что мы видим на рисунке: действительно, семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением какого-то общего дела или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Следует иметь в виду, что то или иное изображение семейной ситуации может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему. Если, например, члены семьи изображены держащимися за руки, то это может соответствовать реальной ситуации в семье, а может быть отражением желаемого. Если два человека изображены близко друг к другу, то, возможно, это отражение того, как ребёнок воспринимает их взаимоотношения, но при этом оно не отвечает действительности. Если какой-то персонаж отдалён от других фигур, это может говорить о "дистанции", которую ребёнок замечает в жизни и выделяет её. Помещая одного из членов семьи выше остальных, ребёнок тем самым придаёт ему исключительный статус. Этот персонаж, по мнению ребёнка, обладает наибольшей властью в семье, даже если он рисует его самым маленьким по сравнению с размерами остальных. Ниже остальных ребёнок склонен помещать того, чьё влияние в семье минимально. Если ребёнок выше всех помешает своего младшего брата, то, по его мнению, он именно тот, кто управляет всеми остальными. 2. Определение наиболее привлекательного персонажа Его можно выявить по следующим признакам: он изображается первым и помещается на переднем плане; он выше и крупнее остальных персонажей; выполнен с большей любовью и тщательностью; остальные персонажи сгруппированы вокруг, повёрнуты в его сторону, смотрят на него. Ребёнок может выделить одного из членов семьи тем, что изображает его в какой-то особенной одежде, наделяет его какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя, таким образом, себя с этим персонажем. Размер того или иного члена семьи говорит о том значении, которое имеет этот персонаж для ребёнка. Например, если бабушка нарисована большего размера, чем отец с матерью, то скорее всего в настоящее время отношения с родителями стоят для ребёнка на втором плане. Наоборот, наименее значимый персонаж на рисунке изображается самым маленьким, рисуется в последнюю очередь и помещается в стороне от остальных. С таким персонажем ребёнок может обойтись более категорично: перечеркнуть несколькими штрихами или стереть резинкой. Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, которое испытывает ребёнок по отношению к этому персонажу. И напротив, именно такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии. Предпочтение того или иного родителя выражается в том, ближе к кому из родителей нарисовал себя ребёнок, какое выражение лица прочитывается в фигурах родителей. Дистанция между членами семьи – один из основных факторов, отражающих предпочтения ребёнка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции. Таким образом, наиболее близкие люди изображаются на рисунке ближе к фигуре ребёнка. Это же касается и других персонажей: те, кого ребёнок помешает на рисунке рядом, близки, по его мнению, и в жизни. 3. Ребёнок о себе Если ребёнок больше всех выделяет на рисунке свою фигуру, рисует себя более тщательно, прорисовывая все детали, изображая более ярко, так что бросается в глаза, а остальные фигуры составляют просто фон, то тем самым он выражает важность собственной личности. Он считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье, самым значимым, уникальным. Подобное ощущение возникает на основе родительского отношения к ребёнку. Стремясь воплотить в ребёнке все то, чего не смогли добиться сами, дать ему все, чего были лишены, родители признают его приоритет, первостепенность его желаний и интересов и свою вспомогательную, второстепенную роль. Маленькая, слабая фигурка, изображённая в окружении родителей, в которой ребёнок признает себя, может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. Такое положение может быть связано с тем, что ребёнок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто наблюдается в семьях с единственным ребёнком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания. Ребёнок может нарисовать себя вблизи родителей, оттеснив остальных членов семьи. Таким образом, он подчёркивает свой исключительный статус среди других детей. Если ребёнок рисует себя рядом с отцом и при этом преувеличивает размеры собственной фигуры, то, вероятно, это указывает на сильное чувство соперничества и желание ребёнка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец. 4. Дополнительные персонажи Рисуя семью, ребёнок может добавить людей, не относящихся к семейному кругу, или животных. Такое поведение трактуется, как попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, тёплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей и т.д. Так, например, мальчик, будучи единственным ребёнком в семье, может включить в свой рисунок двоюродных сестёр или братьев, самых дальних родственников и разных животных – кошек, собак и прочих, выражая тем самым недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных. На рисунке могут присутствовать и вымышленные персонажи, которые также символизируют неудовлетворённые потребности ребёнка. Не получив их удовлетворения в реальной жизни, ребёнок удовлетворяет эти потребности в своей фантазии, в воображаемых отношениях. В таком случае вам следует попросить ребёнка рассказать побольше об этом персонаже. В его ответах вы найдёте то, чего ему не хватает в действительности. Ребёнок может изобразить вблизи одного из членов семьи домашнее животное, в действительности отсутствующее. Это может говорить о потребности ребёнка в любви, которую он хотел бы получить от этого человека. 5. Родительская пара Обычно родители изображаются вместе, отец выше и крупнее помещается слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Как уже отмечено, следует учитывать, что рисунок не всегда отражает действительность, иногда это лишь отражение желаемого. Ребёнок, который воспитывается одним из родителей, может тем не менее изобразить их обоих, выражая тем самым своё желание того, чтобы их союз восстановился. Если же ребёнок рисует одного родителя, с которым живёт, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребёнок более или менее адаптировался. Один из родителей может оказаться на рисунке в изолированном положении. Если фигура родителя одного с ребёнком пола изображена в стороне от остальных, то это можно интерпретировать как желание ребёнка находиться с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребёнка до достижения им полового созревания (в среднем 12 лет). Тот случай, когда фигура ребёнка и родителя противоположного пола, удалены друг от друга, может, по-видимому, рассматриваться как незначительное нарушение естественного порядка взаимоотношений с родителем другого пола. Если на рисунке родители контактируют друг с другом, например, держатся за руки, то, значит, в жизни между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если контакта на рисунке нет, то скорее всего его нет и в реальности. Иногда ребёнок, игнорируя реальную ситуацию, изображает одного из родителей неестественно большого размера, часто это касается материнской фигуры. Это говорит о том, что в его глазах этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Если у ребёнка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, враждебного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, не учитывая их реальных физических размеров. Такая фигура может изображаться с большими руками, демонстрируя своей позой властное, диктаторское отношение. Противоположным образом родитель, которого ребёнок не воспринимает всерьёз, игнорирует, не уважает, изображается небольшим по размерам, с маленькими руками или вообще без них. 6. Идентификация В рисунке семьи имеет место и такой показательный фактор, как идентификация. Ребёнок легко отождествляет себя с тем или иным персонажем своего рисунка. Он может отождествлять себя с отцом, матерью, сиблингом. Идентификация с родителем своего пола соответствует нормальному положению вещей. Она отражает его желание иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола. Идентификация со старшим сиблингом, независимо от пола, также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте. Иногда ребёнок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи. В чем выражается идентификация? Фигура, с которой идентифицирует себя ребёнок, изображается наиболее привлекательной, законченной; ей уделяется больше времени. Кроме того, предостаточно информации об этом обычно дают результаты беседы. В беседе, на которую следует полагаться более всего, часто открываются совершенно противоположные вещи. Оказывается, что ребёнок может идентифицировать себя с самым невзрачным персонажем на рисунке, который имеет нечёткие очертания, помещается в стороне от всех остальных и т.д. Такой случай говорит о том, что ребёнок испытывает большие затруднения и напряжённость во взаимоотношениях с семьёй и самим собой. 7. Отказ от изображения того или иного члена семьи Если ребёнок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи, то, вероятно, он испытывает чувство одиночества и изолированности. Если же ребёнок вообще отсутствует на рисунке, то речь может идти о том же самом, но в гораздо более сильном проявлении. Такие переживания, как чувство неполноценности или ощущение отсутствия общности, отчуждённость, также заставляют ребёнка исключать себя из рисунка семьи. Подобные примеры часто можно наблюдать в рисунках семьи, выполненных приёмными детьми. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнения с братьями или сёстрами в невыгодном для него свете, способствуют формированию заниженного самоуважения и подавлению в ребёнке мотивации к достижениям. В более мягкой форме это проявляется, когда ребёнок рисует себя в последнюю очередь. Частое явление в детских рисунках – отказ рисовать младшего сиблинга. Объяснения, такие, как "Брата я забыл нарисовать" или "Для младшего брата места не хватило" не должны вводить вас в заблуждение. Ничего случайного в рисунке семьи нет. Все имеет своё значение, выражает те или иные чувства и переживания ребёнка по отношению к близким ему людям. Довольно распространена ситуация, когда ребёнок постарше ревнует родителей к младшему ребёнку, поскольку тому достаётся большая часть любви и внимания родителей. Поскольку в реальности он сдерживает проявление чувства недовольства и агрессии, в рисунке семьи эти чувства находят свой выход. Младший сиблинг просто не изображается на рисунке. Отрицая его существование, ребёнок снимает существующую проблему. Может иметь место и другая реакция: ребёнок может изобразить на рисунке младшего сиблинга, но исключить самого себя из состава семьи, таким образом идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Отсутствие на рисунке взрослых может свидетельствовать о негативном отношении ребёнка к этому человеку, отсутствии какой-либо эмоциональной связи с ним. Список использованной литературы: 1. http://www.all-psy.com/semeinye-problemy.html 2.http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=486 3. Афанасьев А. Синтаксис любви: Типология личности и прогноз парных отношения - М.:Остожье, 2000.- 494 с. 4.Джеймс М. Брак и л
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.52 (0.022 с.) |