Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дзен и искусство избавления от психических вирусовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мастера дзен наверняка никогда не слышали слова мем. Не смотря на это суть их взглядов состоит в осознании программирующих мемов. Трудно переоценить достоинства методики, благодаря которой мы можем осознанно освободиться из-под гнета психических программ. Этой цели служит практика дзена: медитация и разрешение задач-загадок, называемых коанами. Адепты учатся видеть вещи такими, какие они есть, а также отделять искусственные мемы-категории, то есть идеи и понятия. Каждый, кто практиковал дзен, может подтвердить, что этого собственно нельзя объяснить — это надо пережить. Дзен позволяет испытать ощущение чудесной ясности и спокойствия ума. Воистину, прекрасный метод избавления от психических вирусов — насколько ты, конечно, имеешь желание посвятить этому двадцать лет (как говорят мастера дзен, если тебе не терпится, то даже тридцать). Несмотря ни на что, дзен не дает ответа на вопрос, как лучше всего использовать жизнь. Кроме того, он позволяет избавиться от вирусов только единицам, а не обществу — а именно в нем нам выпало жить. Нет ничего удивительного, что большинство историй о монахах дзен имеют похожий конец: их герои решают до конца своих дней сидеть в одиночестве на вершине горы или под мостом. Когда очистится разум, легко прийти к выводу, что остальные люди бегают бесцельно, как кот за клубком. Если ты раздумываешь, могла ли бы принести тебе пользу практика дзен или осознание всей глубины собственной мысли, попробуй выполнить простой тест. Способен ли ты без труда прервать внутренний разговор с самим собой и просто быть? Отложи книгу и постарайся минуту не думать ни о чем. Да, сделай это сейчас. Ну и как? Если тебе было трудно это сделать — ты вел безмолвный диалог или появляющиеся мысли не позволяли увидеть окружающий мир — то вероятно, неплохо было бы, если бы ты научился искусству замечать мысль. Когда тебе станет скучно и захочется включить телевизор, попробуй метод, который лично мне оказывает ценные услуги — форму медитации, не имеющей в себе ничего мистического. Просто сядь удобнее и очисти мозг от всех мыслей. Если они начнут приходить, не реагируй на них, а только заметь их присутствие и позволь им уйти. Если сможешь, посвяти этому упражнению пять минут. Понаблюдай за своим самочувствием. Когда ты научишься прерывать внутренний диалог, то сделаешь первый шаг к освобождению от тирании вирусов разума. Это не значит, что ты сразу распознаешь, какие из используемых программ служат Твоим планам, а какие были привиты психическим вирусам. Так или иначе, ты сможешь сознательно их выключать. Кроме того, когда ты утихомиришь разум, то дашь возможность блеснуть интуиции, благодаря которой можешь избавиться от сложившихся привычек и прийти туда, куда не смел идти. Искусство дзена — это не только наука прерывания внутреннего диалога. Ученик пытается смотреть на жизнь с разных точек зрения, представленных ему мастером в форме коанов.
Энтузиасты дзен считают, что он позволяет отменить все существующие убеждения и посмотреть на мир совсем по-другому. Я не могу похвастаться, что провел 20 лет в монастыре дзен, но должен признаться, что я больше всего научился во взрослой жизни, когда я смотрел на вещи с разных сторон и искал ошибки в упрямо проповедуемых убеждениях. Когда я их наконец отбрасывал, знакомые вырастали как из-под земли и поздравляли меня, радуясь, что я что-то в себе изменил. «Почему вы не сказали мне об этом раньше?» — спрашивал я. «Мы пытались, но это ничего не давало», — отвечали они хором. Смягчению убеждений могут служить даже ссоры. Вместо того, чтобы дать понять, что ты прав, или же покинуть поле битвы, попробуй посмотреть на вещи с точки зрения оппонента. Когда собеседник скажет: «Именно это я и имел ввиду!» — окажется, что ты овладел этим трудным искусством. Может быть и так, что «противник» вовсе не имел намерения с тобой спорить, а только хотел, чтобы ты хорошо его понял. После обучения новой точке зрения, постарайся несколько раз именно так посмотреть на проблемы ближайших дней. Посмотри, как ты будешь с этим себя чувствовать. Даже если ты не примешь какого-то убеждения, то по крайней мере поймешь, откуда берутся разные реакции людей на определенные вещи. Это умение пригодится Тебе, независимо от того, что ты хочешь сделать со своей жизнью.
По сути, большинство людей не знает, что они хотят от жизни. Отслеживание собственных мыслей и смягчение убеждений — в любом случае самая лучшая из известных мне дорог к пониманию того, где заканчивается собственное «я» и начинается чужая программа. Этой дорогой стоит пойти! ПИРАМИДА ОБРАЗОВАНИЯ Вирусы ума используют методы, называемые эвристическими действиями, с помощью которых мы учимся. Отступая от эвристики, касающейся только выживания и размножения, ты можешь успешно противостоять психическим вирусам. В жизни мы проходим разные эвристические этапы, устанавливая их один на другой — таким образом создается своего рода пирамида. Переход с одного уровня на другой — это не столько познавание новых принципов, сколько усвоение нового стиля обучения, то есть, попросту иной взгляд на мир.
Убеждения, из которых мы вырастаем, необязательно плохи. Совершенное овладение каким-нибудь методом деятельности имеет неоспоримую ценность. Например, дети вначале учатся целым числам и совершенствуют владение этим разделом арифметики, а только потом переходят к дробям и действительным числам. Такой порядок вещей не означает, что дети должны забыть о целых числах. Вырастая из убеждений, мы их скорее переступаем, чем отвергаем. Мы не забываем о том, что было, но начинаем замечать, что игра идет на большую ставку. Как ты сам увидишь, вступление на третий уровень образования позволяет вести независимую, целеустремленную, радостную и полную значения жизнь — вещь, которой невозможно достичь на первом и втором уровне. Первый уровень образовательной пирамиды — это врожденная генетическая программа. Все навыки этого уровня ты унаследовал от предков — и ты не должен прилагать специальных усилий, чтобы воспользоваться их благосклонностью. На этом этапе принимают участие четыре основных влечения, общие у людей и животных, позволяющие выжить и размножиться. Голод, гнев, страх и желания притягивают или отталкивают, давая возможность жизни без необходимости дальнейшего обучения. Все традиционное обучение, от детского сада до высшей школы, это попытки выйти за первый уровень. Часть людей задерживается на первом этапе, никогда не переходя на второй уровень. Отсутствие дисциплины, моральных принципов и умения предвидеть приводят к тому, что эти люди ведут хаотическую жизнь, не способны найти постоянную работу и установить настоящий контакт с другим человеком. Хотя иногда они радуются жизни больше, чем люди второго уровня, наверняка им чего-то не хватает. Так же как первый уровень пирамиды составляли четыре влечения, основой второго уровня являются три фундаментальных умения: чтение, письмо, арифметика. На этой фазе мы ходим в школу, получаем различные практические навыки и изучаем разнообразные отрасли знаний. На этом уровне мы знакомимся не только с основами знаний, но также с вещами более сложными, такими, как информатика, политика, психология и религия. Большинство людей задерживаются на этом уровне. Получение знаний и убеждений, необходимых, чтобы удержаться здесь, требует столько усилий и времени, что задача прохождения на высший уровень кажется не столько невозможной, сколько не стоящей таких усилий. Кроме того, люди, которые осознают, насколько приятнее жить на втором уровне по сравнению с первым, удовлетворены своей системой убеждений и не склонны от нее избавляться.
Они становятся апатичными и едкими. Многие «живут в немом отчаянии», как сказал Thoreau. Некоторые пытаются найти какой-нибудь спасательный круг: становятся набожными или же свято верят, что жизнь не имеет смысла. Те и другие надеются, что вера в «абсолютную истину» позволит им выйти из тупика. Они возвращаются к методикам, которые когда-то приносили успехи, приобретают новые умения, учатся заочно или меняют веру. Пока все же они не перестанут верить, что только их убеждения единственно верны, они останутся на этой стадии. Возможно, ты раздумываешь, на каком же уровне находишься ты сам. Как я уже говорил, большинство людей находятся на втором. Ведь Тебе никто не сообщит, что необходимо перейти на третий уровень. Весьма возможно, что ты вообще не веришь в его существование, а если даже так, то наверняка считаешь, что ты уже его достиг. Если ты пребываешь в немом отчаянии, то по-прежнему остаешься во второй фазе. Если ты часто скучаешь, не имеешь ни к чему желания, низкого мнения о себе, чувствуешь себя обиженным, виноватым, дезориентированным, слабым или считаешь, что жизнь не имеет смысла, то также стоишь на втором уровне пирамиды. Если ты просто поступаешь так, как обычно, и не задумываешься о своей жизненной цели, то пребываешь на втором или первом уровне. А теперь кое-что о третьей фазе развития. Если ты застрял на второй стадии, то наверняка захочешь сравнить то, что я скажу, с тем, что ты уже знаешь и сделать на основе этого какой-то вывод. Эта стратегия обучения, типичного для второго этапа, не выдерживает экзамена на третий уровень. Попробуй Смириться с мыслью, что возможно существует что-то, что совершенно отличается от известных тебе вещей. На третьей стадии мы пытаемся научиться тому, что жизнь можно формировать, ваять, используя два орудия: личную программу и жизненную цель. Мы открываем, что жизнь может быть чем-то иным, чем беспорядочная беготня по лабиринтам знаний, убеждений, планов и препятствий для преодоления. Медленно мы выбираемся из лабиринта на свободу — мы становимся людьми свободными от общественного давления, вины, а также от психических вирусов. (Знаешь, что собственно самое плохое в гонках крыс? Даже если ты выиграешь, то все равно останешься крысой). Люди, вступающие на третий уровень пирамиды, выбирают для себя цель, которой они подчиняют все остальное. Разногласие между избранной целью и старыми мемами со временем приводит к созданию новых мемов, способствующих жизненным планам. Таким образом они все более успешно движутся к цели. Если ты хочешь пойти по этому пути, выбери себе цель, которая будет стоить Твоих усилий, будет вдохновлять Тебя в работе, обеспечит чувство смысла жизни и прежде всего удовлетворение — так, чтобы ты мог радоваться жизни и хорошо выполнять профессиональные дела. ПРОПОВЕДУЙ СВОИ МЕМЫ Если Твоя цель будет иметь что-нибудь общее с влиянием на жизнь других людей, то ты должен обдумать второй вопрос, указанный в начале раздела: какие мемы ты хочешь распространять? Как и с первым вопросом, здесь тоже существует много ответов. Люди часто руководствуются принципом: «Живи и не мешай жить другим». У меня свои убеждения, у тебя — свои, все в порядке. Это мировоззрение, производная стратегии — «чему быть, того не миновать», оставляет эволюцию на растерзание себялюбивым репликаторам, которых не интересуют человеческие судьбы. Это очень выгодная точка зрения, можно сказать: совершенно необходимая позиция толерантных людей, живущих в свободной стране. Однако ты должен признать, что есть разница между навязыванием убеждений тоталитарной властью и распространением людьми мемов, которые они считают важными. Если мы хотим сделать что-то для других, то должны превозмочь нежелание их обращать. В противном случае в борьбе за место в умах победят вирусы, которые не столь щепетильны. Предположив, что ты действительно мог бы изменить жизнь людей к лучшему, сознательно распространяя определенные мемы, какие мемы ты бы выбрал? Я оставляю решение за Тобой. Зная меня, как автора книг «Психические вирусы» и «Getting Past OK», ты должен понять, что мне нравятся люди, которые радуются жизни и имеют ясное и конкретное представление о мире. В каком мире ты хотел бы жить? Вперед, за работу, реализуй свои желания! Если не смотря ни на что, ты считаешь, что нельзя вмешиваться в убеждения взрослых людей, то есть, распространять мемы, то ты наверняка согласишься со мной, что стоит воздействовать на детей, изменяя их убеждения — формировать. Что нового может сказать меметика о детском образовании? Поможет ли учение о мемах уберечь детей от опасности инфицирования психическими вирусами или удалить вирусы, которыми они уже заразились?
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.100 (0.009 с.) |