Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственная преступностьСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
— это совокупность преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Речь идет об узком понимании данного явления, учитывающего преступления гл. 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» УК РФ. Глава 29 УК РФ включает три группы преступлений: а) посягающие на внешнюю безопасность: «Государственная измена» (ст. 275); «Шпионаж» (ст. 276); «Разглашение государственной тайны» (ст. 283); «Утрата документов, содержащих государственную тайну» (ст. 284); б) посягающие на внутреннюю безопасность: «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля» (ст. 277); «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти» (ст. 278); «Вооруженный мятеж» (ст. 279); «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» (ст. 280); «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (ст. 282); «Организация экстремистского сообщества» (ст. 282'); «Организация деятельности экстремистской организации» (ст. 2822); в) преступления, посягающие на экономическую безопасность: «Диверсия» (ст. 281). В свою очередь, гл. 29 УК РФ начинает разд. X «Преступления против государственной власти». Государственная преступность по распространенности в России стоит на одном из последних мест среди других видов преступности, хотя ее проявления в конце XX — начале XXI в. встречались все чаще. Общее отраженное в уголовной статистике число государственных преступлений в 1997—2003 гг. увеличилось в 4,5 раза, а удельный вес возрос с 0,0009% от всех зарегистрированных преступлений до 0,004%. Рост произошел в основном за счет преступлений, связанных с возбуждением ненависти либо вражды, а равно унижением человеческого достоинства, разглашением государственной тайны и рядом иных деяний. При этом государственная преступность изменялась не только количественно, но и качественно: трансформировалась ее структура, расширялся круг относимых к ней законодателем общественно опасных деяний. В 2003 г. были криминализированы организация экстремистского сообщества (ст. 282 УК РФ) и организация деятельности экстремистской организации (282 УК РФ). Статья 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» гласит, что «экстремистская деятельность (экстремизм)» — это: «1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; 2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; 3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий; 4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие се осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств». В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» «экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности». Кроме того, расширены диспозиции: ст. 280 УК РФ — предусмотрена ответственность не только за публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации, но и в целом за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; ст. 282 УК РФ — ранее была предусмотрена ответственность только за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, в 2003 г. — за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Статистический показатель в оценке государственных преступлений в определенной мере условен: каждое из них способно нанести колоссальный, а иногда непоправимый ущерб интересам безопасности личности, общества и государства. Кроме того, приведенная таблица не отражает преступления, расследованные органами ФСБ, а также латентные. Государственная преступность чутко реагирует на изменение стабильности в развитии экономической и политической систем внутри страны и за ее пределами. Особенно четко это просматривается в историческом плане. Вследствие остроты классовой борьбы после Октября 1917 г. на первое место среди контрреволюционных преступлений вышли экстремистские формы противоправной деятельности. Только в 1920 г. трибуналы страны рассмотрели 6 тыс. уголовных дел о контрреволюционных преступлениях. В период коллективизации отмечался сильный рост террористических актов. В 1928 г. из всех контрреволюционных преступлений террористические акты составляли 29,9%, в 1929 г. — 52,4 (!), в 1930 г. — 35, в 1931 г. — 22,5%. При этом удельный вес представителей различных социальных слоев выглядел следующим образом: кулаков — 45%, середняков — 39,5, бедняков — 21, рабочих — 1,5%'. По мере стабилизации социальных процессов экстремистские формы государственной преступности уступили место вербальным формам противоправной деятельности (антисоветской агитации и пропаганде). Отдельные виды преступности В историческом аспекте произошла трансформация от классово- враждебного отношения к социализму лиц, совершающих особо опасные государственные преступления, к внутренним побуждениям, основанным в большей степени на реформаторских, националистических идеях, различного рода обидах, карьеризме, корысти, разнузданном эгоизме и т. п. Более того, на фоне роста политизации преступности, особенно в ее организованных формах, отмечается сближение указанных видов преступности. Нарастание внутренних противоречий, вызванных кризисными явлениями в предперестроечный период, вызвало повышение уровня государственной преступности. За пятилетие 1980—1984 гг. количество осужденных за особо опасные государственные преступления по сравнению с предшествующим аналогичным по времени периодом 1975—1979 гг. выросло почти в 2,5 раза. При этом число арестованных за шпионаж возросло в 3 раза. Начавшийся этап реформации и переход экономики России на путь рыночных отношений сопровождается сложными и противоречивыми процессами в общественном сознании, социальной и нравственной сферах, формировании новой политической системы. Динамические свойства государственной преступности, т. е. ее способность активизироваться или, наоборот, затухать, раскрываются в структуре. В различные исторические этапы прослеживаются присущие им тенденции стабилизации либо изменения структурных показателей. Среднестатистические показатели за 10 лет свидетельствовали, что в СССР приходилось на долю антисоветской агитации и пропаганды (ст. 70 УК РСФСР) — 66,4%; измены Родине (ст. 64 УК РСФСР) - 30%; диверсии (ст. 68 УК РСФСР) - 1,5%; шпионажа (ст. 65 УК РСФСР) — 1,2%; террористических актов (ст. 66 УК РСФСР) — 0,9%. Лицо особо опасной государственной преступности на том этапе определяли два преступления: антисоветская агитация и пропаганда и измена Родине, на долю которых в совокупности приходилось 96,4%. В условиях однонаправленно идеологизированного общества государственная преступность выступала своеобразной формой разрешения противоречий у лиц с иными идейно-нравственными и политическими установками. Отсюда понятно, почему антисоветская агитация и пропаганда доминировала в структуре особо опасных государственных преступлений. Она выступала родовой основой, своего рода почвой, на которой произрастали другие преступления данного вида. Совершению любого особо опасного государственного преступления предшествовала идейно-нравственная трансформация личности, после чего, в зависимости от глубины, устойчивости и направленности такой деформации, могло быть совершено то или иное преступление указанной категории. В структуре преступлений по измене Родине длительное время преобладал переход на сторону врага, т. е. карательная деятельность лиц, перешедших на сторону немецко-фашистских войск в годы войны. В 1975—1980 гг. их доля в преступлениях по измене Родине составляла 78%. В настоящее время судимость по этой форме измены практически исчезла по причинам демографического характера. С конца 70-х гг. обозначился заметный рост в структуре измены Родине шпионажа и выдачи сведений, составляющих государственную или военную тайну. К середине 80-х гг. их доля в структуре измены Родине превысила 40% и продолжала расти за счет инициативного шпионажа и других форм установления агентурных отношений с зарубежными спецслужбами. Отдельные виды преступности 1990-е гг. характеризовались ускоренным переходом России к новым экономическим отношениям, сменой приоритетов в социальной и духовно-нравственных сферах, сужением сферы ВПК, открытостью связей с зарубежными партнерами, зачастую необъяснимой доступностью широкого круга лиц к сведениям, не подлежащим оглашению. Последнее отчасти объясняет, почему статистические показатели не дают представления об истинной структуре государственной преступности. Несомненно одно: условиями тяжелого и всеобъемлющего кризиса в России в полной мере пользовались зарубежные спецслужбы и преступники внутри страны. Статистика же давала успокаивающую картину, хотя и она становилась все менее оптимистичной. В конце XX — начале XXI в. значительная часть всех зарегистрированных государственных преступлений была совершена в Северо- Кавказском регионе страны, особенно в Чеченской Республике. Серьезно подрывали государственную безопасность многие другие преступления, которые в УК РФ 1996 г. отнесены к категории экономических и других. Это контрабанда, терроризм, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, др. С момента «обвального» перехода к рынку и погружения России в тяжелый кризис на развитие государственной преступности дополнительно стали влиять новые факторы: переосмысление правовой основы защиты безопасности личности, общества и государства; изменение приоритетов защиты от угроз извне к защите от угроз внутри страны; проявление максимализма в правовой переориентации при оценках прошлого (был изменник Родины, а в новых условиях — чуть ли не патриот); бурный процесс кодификации уголовного законодательства и резкое сужение сфер защиты интересов общества и государства средствами составов государственных преступлений; динамичный и затяжной процесс реформации спецслужб и правоохранительных органов. Более глубокая генетическая природа государственной преступности может быть раскрыта при анализе ее этиологии, т. е. причин и условий, порождающих данное явление.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.169 (0.013 с.) |