Государственная преступность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная преступность



— это совокупность преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Речь идет об узком понимании данного явления, учитывающего преступления гл. 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» УК РФ.

Глава 29 УК РФ включает три группы преступлений:

а) посягающие на внешнюю безопасность: «Государственная измена» (ст. 275); «Шпионаж» (ст. 276); «Разглашение государственной тайны» (ст. 283); «Утрата документов, содержащих государственную тайну» (ст. 284);

б) посягающие на внутреннюю безопасность: «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля» (ст. 277); «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти» (ст. 278); «Вооруженный мятеж» (ст. 279); «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» (ст. 280); «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (ст. 282); «Организация экстремистского сообщества» (ст. 282'); «Организация деятельности экстремистской организации» (ст. 2822);

в) преступления, посягающие на экономическую безопасность:

«Диверсия» (ст. 281). В свою очередь, гл. 29 УК РФ начинает разд. X «Преступления против государственной власти».

Государственная преступность по распространенности в России стоит на одном из последних мест среди других видов преступности, хотя ее проявления в конце XX — начале XXI в. встречались все чаще. Общее отраженное в уголовной статистике число государственных преступлений в 1997—2003 гг. увеличилось в 4,5 раза, а удельный вес возрос с 0,0009% от всех зарегистрированных преступлений до 0,004%. Рост произошел в основном за счет преступлений, связанных с возбуждением ненависти либо вражды, а равно унижением человеческого достоинства, разглашением государственной тайны и рядом иных деяний.

При этом государственная преступность изменялась не только количественно, но и качественно: трансформировалась ее структура, расширялся круг относимых к ней законодателем общественно опасных деяний.

В 2003 г. были криминализированы организация экстремистского сообщества (ст. 282 УК РФ) и организация деятельности экстремистской организации (282 УК РФ). Статья 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» гласит, что «экстремистская деятельность (экстремизм)» — это: «1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; 2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; 3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий; 4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие се осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств». В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» «экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности». Кроме того, расширены диспозиции:

ст. 280 УК РФ — предусмотрена ответственность не только за публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации, но и в целом за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

ст. 282 УК РФ — ранее была предусмотрена ответственность только за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, в 2003 г. — за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

Статистический показатель в оценке государственных преступлений в определенной мере условен: каждое из них способно нанести колоссальный, а иногда непоправимый ущерб интересам безопасности личности, общества и государства. Кроме того, приведенная таблица не отражает преступления, расследованные органами ФСБ, а также латентные. Государственная преступность чутко реагирует на изменение стабильности в развитии экономической и политической систем внутри страны и за ее пределами. Особенно четко это просматривается в историческом плане. Вследствие остроты классовой борьбы после Октября 1917 г. на первое место среди контрреволюционных преступлений вышли экстремистские формы противоправной деятельности. Только в 1920 г. трибуналы страны рассмотрели 6 тыс. уголовных дел о контрреволюционных преступлениях. В период коллективизации отмечался сильный рост террористических актов. В 1928 г. из всех контрреволюционных преступлений террористические акты составляли 29,9%, в 1929 г. — 52,4 (!), в 1930 г. — 35, в 1931 г. — 22,5%. При этом удельный вес представителей различных социальных слоев выглядел следующим образом: кулаков — 45%, середняков — 39,5, бедняков — 21, рабочих — 1,5%'. По мере стабилизации социальных процессов экстремистские формы государственной преступности уступили место вербальным формам противоправной деятельности (антисоветской агитации и пропаганде).

Отдельные виды преступности В историческом аспекте произошла трансформация от классово-

враждебного отношения к социализму лиц, совершающих особо опасные государственные преступления, к внутренним побуждениям, основанным в большей степени на реформаторских, националистических идеях, различного рода обидах, карьеризме, корысти, разнузданном эгоизме и т. п. Более того, на фоне роста политизации преступности, особенно в ее организованных формах, отмечается сближение указанных видов преступности. Нарастание внутренних противоречий, вызванных кризисными явлениями в предперестроечный период, вызвало повышение уровня государственной преступности. За пятилетие 1980—1984 гг. количество осужденных за особо опасные государственные преступления по сравнению с предшествующим аналогичным по времени периодом 1975—1979 гг. выросло почти в 2,5 раза. При этом число арестованных за шпионаж возросло в 3 раза. Начавшийся этап реформации и переход экономики России на путь рыночных отношений сопровождается сложными и противоречивыми процессами в общественном сознании, социальной и нравственной сферах, формировании новой политической системы. Динамические свойства государственной преступности, т. е. ее способность активизироваться или, наоборот, затухать, раскрываются в структуре. В различные исторические этапы прослеживаются присущие им тенденции стабилизации либо изменения структурных показателей. Среднестатистические показатели за 10 лет свидетельствовали, что в СССР приходилось на долю антисоветской агитации и пропаганды (ст. 70 УК РСФСР) — 66,4%; измены Родине (ст. 64 УК РСФСР) - 30%; диверсии (ст. 68 УК РСФСР) - 1,5%; шпионажа (ст. 65 УК РСФСР) — 1,2%; террористических актов (ст. 66 УК РСФСР) — 0,9%. Лицо особо опасной государственной преступности на том этапе определяли два преступления: антисоветская агитация и пропаганда и измена Родине, на долю которых в совокупности приходилось 96,4%. В условиях однонаправленно идеологизированного общества государственная преступность выступала своеобразной формой разрешения противоречий у лиц с иными идейно-нравственными и политическими установками. Отсюда понятно, почему антисоветская агитация и пропаганда доминировала в структуре особо опасных государственных преступлений. Она выступала родовой основой, своего рода почвой, на которой произрастали другие преступления данного вида. Совершению любого особо опасного государственного преступления предшествовала идейно-нравственная трансформация личности, после чего, в зависимости от глубины, устойчивости и направленности такой деформации, могло быть совершено то или иное преступление указанной категории. В структуре преступлений по измене Родине длительное время преобладал переход на сторону врага, т. е. карательная деятельность лиц, перешедших на сторону немецко-фашистских войск в годы войны. В 1975—1980 гг. их доля в преступлениях по измене Родине составляла 78%. В настоящее время судимость по этой форме измены практически исчезла по причинам демографического характера. С конца 70-х гг. обозначился заметный рост в структуре измены Родине шпионажа и выдачи сведений, составляющих государственную или военную тайну. К середине 80-х гг. их доля в структуре измены Родине превысила 40% и продолжала расти за счет инициативного шпионажа и других форм установления агентурных отношений с зарубежными спецслужбами. Отдельные виды преступности 1990-е гг. характеризовались ускоренным переходом России к новым экономическим отношениям, сменой приоритетов в социальной и духовно-нравственных сферах, сужением сферы ВПК, открытостью связей с зарубежными партнерами, зачастую необъяснимой доступностью широкого круга лиц к сведениям, не подлежащим оглашению. Последнее отчасти объясняет, почему статистические показатели не дают представления об истинной структуре государственной преступности. Несомненно одно: условиями тяжелого и всеобъемлющего кризиса в России в полной мере пользовались зарубежные спецслужбы и преступники внутри страны. Статистика же давала успокаивающую картину, хотя и она становилась все менее оптимистичной. В конце XX — начале XXI в. значительная часть всех зарегистрированных государственных преступлений была совершена в Северо- Кавказском регионе страны, особенно в Чеченской Республике. Серьезно подрывали государственную безопасность многие другие преступления, которые в УК РФ 1996 г. отнесены к категории экономических и других. Это контрабанда, терроризм, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, др.

С момента «обвального» перехода к рынку и погружения России в тяжелый кризис на развитие государственной преступности дополнительно стали влиять новые факторы: переосмысление правовой основы защиты безопасности личности, общества и государства; изменение приоритетов защиты от угроз извне к защите от угроз внутри страны; проявление максимализма в правовой переориентации при оценках прошлого (был изменник Родины, а в новых условиях — чуть ли не патриот); бурный процесс кодификации уголовного законодательства и резкое сужение сфер защиты интересов общества и государства средствами составов государственных преступлений; динамичный и затяжной процесс реформации спецслужб и правоохранительных органов. Более глубокая генетическая природа государственной преступности может быть раскрыта при анализе ее этиологии, т. е. причин и условий, порождающих данное явление.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.006 с.)