ТОП 10:

Краткая характеристика предприятия. Анализ социально-экономических показателей деятельности МАУК РДТ «Мастеровые»



 

 

Полное официальное наименование Русского драматического театра «Мастеровые» на русском языке: муниципальное автономное учреждение культуры города Набережные Челны «Русский драматический театр «Мастеровые». Юридический и фактический адрес театра: 423810, Республика Татарстан, город Набережные Челны, улица Академика Рубаненко, дом 7 (3/18).

Театр «Мастеровые» был основан в 1975 году и прошел долгий путь становления – от любительской театральной студии к профессиональному театру [Зайнулина Г. Мастер и «Мастеровые» – 2009. - № 63].

Как указано на официальном сайте Русского драматического театра «Мастеровые», день рождения театра — 8 мая 1975 г., место рождения — премьера спектакля «Дороги, опаленные войной», поставленного по стихам фронтовых поэтов. Это была дипломная работа выпускника Московского Государственного института Культуры Юрия Колесникова. Актеры — молодые рабочие строящегося города, отсюда и название театра — «Мастеровые» [www.russdramteatr.ru].

За время своего существования театр несколько раз менял свой адрес – это были и Дворец культуры КАМАЗа, и общежитие № 1/16 с проходной сценой и залом на 75 мест. В канун 2006 года театр переехал в здание Интерклуба и обрел, наконец, собственный дом.

Многие актеры пришли в коллектив еще школьниками, росли вместе с театром и, став настоящими профессионалами, составляют нынешний костяк труппы. В начале 90-х были набраны два актерских курса в Санкт-Петербургскую и Казанскую академии культуры и искусств — эти выпускники составляют ядро труппы. Но на сегодняшний день в труппу приняты и новые молодые актеры и актрисы, которые быстро влились в коллектив и уже прочно закрепились в репертуаре театра.

В августе 1997 г. скончался Юрий Михайлович Колесников, руководивший театром два десятилетия. Осиротевшая труппа пригласила возглавить театр бывшего актера «Мастеровых» Анатолия Яковлева. С 2006 года художественным руководителем являлся Валентин Ярюхин. С 2014 года театром руководил Георгий Цнобиладзе, который вскоре покинул «Мастеровые» и сейчас администрация театра занята поиском нового художественного руководителя.

Учредителем театра является муниципальное образование город Набережные Челны. Функции и полномочия учредителя театра осуществляет Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны. Координацию и регулирование деятельности театра осуществляет управление культуры Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны.

Основными целями Русского драматического театра «Мастеровые» являются формирование и удовлетворение духовных и социально-культурных потребностей зрителей в театральном искусстве, повышение уровня культуры, эстетического воспитания подрастающего поколения, организация культурно-просветительской деятельности и культурных форм досуга, сценическое воплощение произведений классической и лучшей современной драматургии.

Основной деятельностью РДТ «Мастеровые» является выполнение работ, оказание услуг в сфере культуры. Для достижения поставленной цели театр осуществляет следующие виды деятельности:

1) создание, показ спектаклей и других представлений;

2) производство декораций, костюмов, аксессуаров;

3) аренда сценических приспособлений, устройств и механизмов, индивидуальной осветительной и цветомузыкальной сценической аппаратуры;

4) организация театрально-зрелищных мероприятий;

5) организация и проведение лекций, мастер-классов;

6) проведение творческих смотров, фестивалей, конкурсов [Устав МАУК РДТ «Мастеровые»].

Органами управления РДТ «Мастеровые» являются:

- наблюдательный совет;

- художественный руководитель;

- директор;

- общее собрание работников учреждения.

Наблюдательный совет является высшим органом управления театром. К компетенции наблюдательного совета относится рассмотрение:

а) Предложений учредителя или художественного руководителя, директора о внесении изменений в устав;

б) Предложений учредителя или художественного руководителя, директора о реорганизации театра или о его ликвидации;

в) Предложений учредителя или художественного руководителя, директора об изъятии имущества, закрепленного за театром на праве оперативного управления;

г) Проекта плана финансово-хозяйственной деятельности театра;

д) По представлению художественного руководителя, директора проекты отчетов о деятельности театра и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность театра;

е) Предложений художественного руководителя, директора о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым в соответствии с уставом театр не вправе распоряжаться самостоятельно;

ж) Предложения директора о выборе кредитных организаций, в которых театр может открыть банковские счета;

з) Вопросов проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности театра и утверждения аудиторской организации.

Художественный руководитель и директор являются исполнительным органом управления театра. Художественный руководитель по согласованию с директором:

а) Утверждает репертуар;

б) Утверждает план показа спектаклей;

в) Исключает спектакли из репертуара;

г) Определяет сроки, места и состав участников гастролей и гастрольного репертуара;

д) Утверждает проведение на сценических площадках театра гастрольных или выездных спектаклей других организаций.

К компетенции художественного руководителя относятся:

а) Выпуск к публичному исполнению новых или возобновленных постановок;

б) Распределение ролей в новых или в возобновленных постановках;

в) Внесение на рассмотрение директора предложений по вопросам поощрения и дисциплинарного воздействия по отношению к артистам, художественному персоналу и другие вопросы художественно – творческой деятельности.

Художественный руководитель несет персональную ответственность за творческие результаты деятельности театра.

Руководство организационно-производственной и финансовой деятельностью театра осуществляет директор. Директор по согласованию с художественным руководителем:

а) Утверждает производственно-финансовый план и штатное расписание театра;

б) Принимает решения по вопросам сдачи в аренду помещений, транспорта;

в) Принимает решение об использовании денежных средств;

г) Принимает решение о заключении и расторжении трудовых договоров (контрактов) с артистами, художественным персоналом, работниками театра;

д) Принимает решение о применении в соответствии с трудовым законодательством российской федерации мер поощрения и дисциплинарного воздействия по отношению к артистам, художественному персоналу, работникам театра;

е) Заключает сделки от имени театра, подписывает финансовые документы, утверждает годовую бухгалтерскую отчетность театра и регламентирующие деятельность театра внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками театра.

К компетенции директора относятся:

а) Вопросы осуществления текущего руководства деятельностью театра;

б) Организация проектных, строительных, реставрационных и иных работ, изменение функционального назначения помещений, если эти решения не затрагивают интересы художественно-творческой части театра и другие вопросы финансово-хозяйственной деятельности.

Директор несет персональную ответственность за обеспечение надлежащих организационно-технических условий для работы театра.

Общее собрание работников является коллегиальным органом управления театром. Общее собрание работников театра:

а) Обсуждает и принимает проект коллективного договора;

б) Избирает представителей работников в комиссию по трудовым спорам

в) Утверждает коллективные требования к работодателю.

Структурная схема РДТ «Мастеровые» представлена в приложении 1.

Вопросы, связанные с улучшениями условий и охраны труда, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, выплаты пособий и компенсаций, занятости, обучения и переобучения, условий высвобождения работников, социальных гарантий, регламентированы Коллективным договором, принятым собранием трудового коллектива театра. Так, например, стороны коллективного договора принимают на себя такие обязательства, как:

- ежегодно выпускать не менее 2-х спектаклей;

- играть не менее 200 спектаклей за сезон;

- обслуживать не менее 28 тысяч зрителей за сезон [Коллективный договор МАУК РДТ «Мастеровые»].

С 1975 года в репертуаре театра насчитывается более 40 спектаклей разных жанров – от детских сказок до глубоких драматических постановок.

Помимо театральных постановок, РДТ «Мастеровые» принимает активное участие и в общегородских мероприятиях, таких как торжественное мероприятие, посвященное Международному Дню театра; театрализованное представление, посвященное 70-ой годовщине Победы в ВОВ; «Сабантуй – 2014»; «День строителя»; «Фестиваль цветов»; театрализованное представление, посвященное встрече Нового 2015 года и других.

В мае 2012 года театром «Мастеровые» была разработана и предложена новая услуга для детей нашего города – занимательная экскурсия с элементами мастер-классов по актёрскому мастерству, хореографии и театральному гриму. Таким образом, за это время в театре была проведена 141 экскурсия, которую посетило 11 178 человек.

Театр – участник различных российских и международных конкурсов. Ежегодно лучшие работы актеров театра отмечаются наградами и премиями различного уровня.

Выпуск спектаклей и удовлетворение определенной общественной потребности в услугах культурного досуга – основное назначение рассматриваемого предприятия. Однако театр должен выпускать ровно столько спектаклей и различных видов услуг и в таком объеме, которые он может реально реализовать. Ежегодно управление культуры Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны разрабатывает муниципальное задание для МАУК РДТ «Мастеровые», в котором отражаются ключевые моменты, которые рассматриваемое предприятие должно осуществить, в том числе и сколько спектаклей за сезон театр обязан показать зрителю.

В современных условиях экономики для удовлетворения разнообразных потребностей потребителей, в том числе и работ и услуг в сфере культуры, театру необходимо не только поддерживать существующий объем предлагаемых спектаклей и других услуг, а также их качество, но и быть готовыми к изменению их предложения или даже возможности перейти на выпуск совершенно новых видов услуг.

Основные характеристики деятельности РДТ «Мастеровые» представлены в таблице 2.1.

В целом можно отметить, что данные по деятельности театра соответствуют обязательствам, описанным в коллективном договоре и муниципальных заданиях.

Таблица 2.1 – Основные характеристики деятельности РДТ «Мастеровые» в 2012-2014 гг.

Показатель 2012 год 2013 год 2014 год
Количество спектаклей,
в т.ч. детских
взрослых
Количество зрителей, чел.
Средняя наполняемость зала, человек за спектакль
% наполняемости от числа стационарных мест 99% 107% 102%

В 2012-2014 годах общее число сыгранных спектаклей примерно одинаково – 220 спектаклей. В 2013 году снижение количества спектаклей вызвано тем, что в 2013 году не был выпущен премьерный вечерний спектакль. При этом в динамике соотношения детских и взрослых постановок количество сыгранных детских спектаклей неизменно растет (рисунок 2.1).

Возможно, это объясняется растущей популярностью подобного развлечения у молодежи, что является следствием усиленной работы коллектива театра в реализации программы по профилактике правонарушений среди молодежи. Действительно, в нашем городе список подобных досуговых развлечений очень скуден. И если принять во внимание небольшую плату, интересный репертуар и высокое качество исполнения, то такая популярность – закономерный факт.

Кроме этого, есть еще один важный фактор, оказывающий на деятельность театра сильное влияние – это экономическая ситуация.

Рис.2.1 – Динамика соотношения количества сыгранных детских и взрослых спектаклей в РДТ «Мастеровые» в 2012-2014 гг.

На данный момент театральный сезон не закрыт, и по фактическому состоянию на конец мая, считая от начала 2015 года, сыграно на 6 спектаклей меньше, чем по состоянию на 2014 год. Снижение динамики показателей в 2015 году может быть следствием экономического спада в результате недавних событий, поскольку на постановку новых спектаклей требуется финансирование, которое в этот период направляется на поддержание других объектов социального минимума. Ведь наверняка театральная деятельность не считается первоочередной в списке социальных нужд.

В таблице 2.2 представлены данные по внебюджетной деятельности РДТ «Мастеровые».

В рассматриваемом периоде прибыль от предпринимательской деятельности театра незначительно растет на 3-4 % в год, и лишь в 2012 году театр достиг планового показателя по прибыли.

В 2013-2014 гг. достижение плана по прибыли на уровне 95%. Это может быть связано либо с неправильным планированием показателя, либо с ошибками менеджмента театра, действия которого не принесли ожидаемую прибыль.

Если посмотреть структуру доходов, то видно, что прибыль от основной деятельности театра – показа спектаклей – составляет около ⅔ общей прибыли. Причем динамика показателя ожидаемо повторяет кривую по количеству зрителей.

Также прибыль от проведенных мероприятий и аренда помещения, напрямую зависящие от качества менеджмента, выросли в 2013 году и чуть снизились в 2014 году. Объяснением этому может быть внутренняя ситуация в театре. Известны факты расхождения в позициях руководства театра – художественного руководителя и директора: в ситуации конфликта основные силы уходят на противостояние, а не на развитие общего дела.

Таблица 2.2 – Основные показатели внебюджетной деятельности РДТ «Мастеровые» в 2012-2014 гг. в ценах 2014 года»

Показатель 2012 год 2013 год 2014 год
Прибыль от предпринимательской деятельности, млн.руб., план 4,3 7,0 7,5
Прибыль от предпринимательской деятельности, млн.руб., факт, 6,6 6,8 7,1
в т.ч. показ спектаклей, %
аренда, %
проведение мероприятий, %
Отклонение относительно прошлого года, % Нет данных

Поскольку театр – учреждение сферы культуры, где основной продукт творческий, характеристики его основной деятельности трудно поддаются анализу. Невозможно провести аналогию по выпуску готовой продукции, например, промышленного предприятия (количеству выпущенных изделий) и театра (количеству сыгранных спектаклей). Здесь нет уверенной зависимости успеха театра от количества продукта на выходе. Возможно лишь отметить некоторые тенденции, сопоставив несколько факторов.

Так, самая большая средняя наполняемость зала отмечена в 2013 году. Однако в этом же году сыграно меньше спектаклей по сравнению с 2012 и 2014 гг. Аналогично, увеличение в репертуаре театра детских постановок почти на 20% к 2014 году не дало такого же роста количества зрителей (рисунок 2.2).

Поэтому, делая вывод по показателям основной и внебюджетной деятельности театра в 2012-2014 гг., можно отметить прямую зависимость показателей театра с экономической ситуацией. В целом, практически все показатели имеют динамику роста и соответствуют значениям, регламентированным в коллективном договоре и муниципальных заданиях, хотя и не доходят до плановых значений по доходу.

 

Рис.2.2 – Сравнительная динамика общего количества сыгранных спектаклей и средней наполняемости зала в 2012-2014 гг.

Рассмотрим динамику выпуска спектаклей и других видов услуг, предоставляемых МАУК РДТ «Мастеровые» (таблица 2.3). Расчет объема выпуска представлен в ценах 2012 года. Базисные темпы роста определяются по отношению к первому году анализируемого периода, т.е. к 2012, цепные – по отношению к предыдущему году.

Как видно из полученных данных, разные методы расчета темпов роста дают разные результаты. Так, например, в 2014 году, согласно базисному методу расчета темпа роста, объем оказанных услуг увеличился на 3,97% по сравнению с базисным годом, а уже согласно цепному методу этот объем снизился на 5,26%.

Таблица 2.3 – Динамика товарной продукции в ценах 2012 года

Год Выпуск спектаклей и оказание прочих услуг в сопоставимых ценах, тыс. руб. Темпы роста, %
базисные цепные
5 601,31
6 147,5 109,75 109,75
5 823,92 103,97 94,74

Для большей наглядности динамику товарной продукции можно изобразить графически в виде столбиковой диаграммы (рисунок 2.3).

Рис 2.3 – Динамика выпуска спектаклей

Проведем оценку выполнения плана по выпуску спектаклей и других видов услуг, предоставляемых театром. Данные для анализа приводятся в таблице 2.4.

Таблица 2.1.4 – Анализ выполнения плана и структуры спектаклей и других видов услуг, предоставляемых предприятием за 2014 год в ценах 2012 года

Продукт Объем производства продукции/услуг Отклонение планового выпуска от прошлого года Отклонение фактического выпуска продукции
Прошлый год Отчетный год от плана от прошлого года
план факт т.руб % т.руб %
т.руб. % т.руб. % т.руб. % т.руб. %
Спектакли 6 133,3 99,76 5 735 99,76 5 811,42 99,79 -398,3 99,95 76,42 101,33 -321,88 94,75
Экскурсии 10,6 0,17 0,19 9,8 0,17 0,4 -0,1 -1,2 0,89 -0,8 92,45
Мастер-классы 3,6 0,07 0,05 2,7 0,04 -0,6 0,16 -0,3 0,9 0,9
Итого 6 147,5 5 749 5 823,92 -398,5 74,92 101,3 -323,58 94,74

Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 1,3 %, а по сравнению с прошлым годом товарной продукции выпущено на 5,26% меньше.

На результаты хозяйственной деятельности предприятия большое влияние оказывает и ассортимент оказываемых услуг. Проведем оценку выполнения плана по ассортименту на основе сопоставлении плановых и фактических показателей выпуска продукции по основным видам оказываемых услуг (таблица 2.5).

Таблица 2.5 – Выполнение плана по ассортименту за 2014 год в ценах 2014 года

Продукт/ услуга Товарная продукция/услуги плановые, тыс.руб. Товарная продукция/услуги фактические, тыс.руб. Выполнение плана, % Товарная продукция/услуги, зачтенные в выполнение плана, тыс.руб.
Спектакли 8 060 8166,02 101,32
Экскурсии 13,2 11,76 89,1 11,76
Мастер-классы 3,4 3,06 0,9 3,06
Итого 8 076,6 8 180,84 101,29 8 074,82

По способу среднего процента план по ассортименту выполнен на:
х 100% = 99,98%.

На основании таблицы 2.6 проведем оценку ритмичности деятельности МАУК РДТ «Мастеровые».

Таблица 2.6 – Анализ ритмичности деятельности предприятия за период 2012-2014 гг. в ценах 2012 года

Периоды Выпуск товарной продукции/оказание услуг, т.руб. Удельный вес товарной продукции, % Выполнение плана, % Сумма, зачтенная в выполнении плана по ритмичности, т.руб.
План Факт План Факт    
5 719,5 5 690,75 5 749 5 601,31 6 147,5 5 823,92 33,33 33,16 33,51 31,88 34,98 33,14 97,93 108,03 101,3 5 601,31 5 690,75 5 823,92
Всего 17 159,25 17 572,73 102,41 17 115,98

Используя формулу 2.1, рассчитаем коэффициент ритмичности:

К ритм =   где Q1,0 – Сумма, зачтенная в выполнении плана по ритмичности, Q0 – Выпуск товарной продукции/оказание услуг по плану. К ритм = = 99,75% (2.1)

 

Коэффициент вариации рассчитывается по формуле:

 

Квар = /   где Q1 – Выпуск товарной продукции/оказание услуг по факту; (2.2)

– Среднее арифметическое по выпуску товарной продукции/оказанию услуг по плану;

n – количество рассматриваемых периодов.

 

К вар = /5 719,75 = 0,0482

 

По результатам анализа можно сделать вывод о достаточно ритмичной деятельности театра, т.к. коэффициент ритмичности составил 99,75%, что довольно близко к 100%. Фактический выпуск отклонялся от планового в среднем на 4,82%.

Проведем комплексную оценку финансового состояния с использованием различных многофакторных моделей.

Во-первых, с помощью пятифакторной модели Э.Альтмана:

 

(2.3)
  где К1 – отношение собственных оборотных средств к сумме активов; К2 – отношение реинвестируемой прибыли (часть чистой прибыли, направляемая в фонд накопления, или нераспределенная прибыль) к сумме активов; К3 – отношение прибыли до выплаты налогов и процентов (балансовой прибыли) к сумме активов; К4 – отношение собственного капитала (рыночная оценка акций) к заемному капиталу (под проценты); К5 – отношение выручки от реализации к сумме активов.

На начало 2014 года :

 

Z = 1,2*0,33 + 1,4*0,87 + 3,3*1,01 + 0,6*0,81 + 1*3,57 = 0,396 + 1,218 + 3,333 + + 0,486 + 3,57 = 9,003

 

Значение кредитоспособности Z>3. Это значит, что вероятность банкротства на начало 2014 года очень низкая.

На конец 2014 года:

 

Z = 1,2*0,27 + 1,4*0,72 + 3,3*1,27 + 0,6*0,64 + 1*3,37 = 0,324 + 1,008 + 4,191 + + 0,384 +3,37 = 9,277

 

Значение кредитоспособности Z>3, что также означает, что вероятность банкротства МАУК РДТ «Мастеровые» на конец 2014 года очень низкая, ниже вероятности на начало года.

Во-вторых, можно воспользоваться методикой рейтинговой оценки финансового состояния предприятия, предложенной Р.С.Сайфулиным и Г.Г.Кадыковым:

 

(2.4)

 

К1 – коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами:

(2.5)

 

Минимальный нормативный уровень: К1 ≥0,1.

 

К1 = = 0,37

 

К2 – коэффициент текущей ликвидности (покрытия):

 

(2.6)

 

К2 = = 2,11

 

К3 – коэффициент интенсивности оборота авансируемого капитала (оборачиваемость активов):

 

(2.7)

 

К3 = = 3,37

 

К4 – коэффициент менеджмента (рентабельность продаж):

 

(2.8)

 

К4 = = 0,13

 

К5 – рентабельность собственного капитала:

 

(2.9)

 

К5 = = 1,28

 

R = 2*0,37 + 0,1*2,11 + 0,08*3,37 + 0,45*0,13 + 1*1,28 = 0,74 + 0,211 + 0,27 + 0,16 + 1,28 = 2,517

 

Т.к. не все найденные значения коэффициентов равны минимальным нормативным уровням, то найденное рейтинговое число R>1. Это говорит о том, что финансовое состояние организации считается удовлетворительным.


 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.188.254 (0.02 с.)