Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свойства экономических информационной систем.

Поиск

Множество элементов экономической системы обладает неким единством, которое выражается в общесистемных свойствах.

Среди свойств, присущих экономическим системам, можно выделить следующие:

- целостность - система существует, как единое целое, которое может быть разделено на составляющие части. При этом все элементы и части экономической системы должны служить общей цели;

- сложность - экономическая система обладает большим количеством прямых и обратных связей между элементами;

- структурированность - наличие совокупности систем, подсистем, элементов и взаимодействий между ними, определяющих внутреннюю организацию целостной системы;

- иерархичность - составные части системы могут рассматриваться не только как составная часть целой системы, но и как целая система, в свою очередь состоящая их элементов. Благодаря иерархичности экономической системы становится возможным осуществление целенаправленного управления более эффективным способом;

- целенаправленность - у экономической системы есть цель ее развития и она стремиться к ее достижению;

- эмерджентность - экономическая система вне зависимости от условий изменения внешней среды должна сохранять свойство целостности. При этом экономическая система обладает в целом, такими свойствами, которыми не обладают ее отдельные компоненты;

- адаптивность - экономическая система в процессе функционирования может приспосабливаться к изменению внутренних и внешних условий с целью повышения качества управления;

- мобильность - подвижность функций элементов экономической системы при сохранении стабильности системы в целом;

- неаддитивность - совокупное функционирование взаимосвязанных элементов системы порождает качественно новые свойства единой системы, при чем этих качеств не было у элементов системы изначально;

- инвариантность структуры - невозможность полного представления экономической системы разделением на конечное множество описаний ее составных частей;

- непрерывность функционирования - экономическая система существует до тех пор, пока она функционирует;

- управляемость - экономическая система подвержена сознательной организации целенаправленного функционирования ее самой и входящих в ее состав элементов;

- развиваемость - экономическая система является динамической системой, постоянно изменяющей свои свойства и совершенствующей уровень организации;

- оптимальность функционирования - экономическая система должна функционировать оптимальным образом;

- единство многообразия форм - все составляющие компоненты системы существуют, поскольку существует сама система как единое целое;

- неопределенность развития - конкретный путь эволюции экономической системы всегда неизвестен. Есть возможность лишь прогнозировать общее направление развития системы.

Классификация экономических информационных систем

По масштабу ЭИС можно классифицировать следующим образом:

- международные ЭИС;

- государственные ЭИС;

- региональные ЭИС;

- отраслевые ЭИС;

- ЭИС подотраслей;

- ЭИС крупнейших транснациональных корпораций;

- ЭИС объединений;

- ЭИС корпораций;

- ЭИС финансово-промышленных групп;

- ЭИС концернов;

- ЭИС учреждений;

- ЭИС предприятий;

- ЭИС структурных подразделений;

- ЭИС отделов крупных предприятий, учреждений, организаций;

- пользовательские ЭИС и т.д.

По числу пользователей ЭИС можно классифицировать следующим образом:

- однопользовательские (или персональные) -ЭИС, которые являются обособленными, не связанными и не взаимодействующими постоянно с другими ЭИС, а также используемые только своим непосредственным и единственным пользователем;

- многопользовательские (или распределенные) - ЭИС, в которых более чем один пользователь. В таких системах есть возможность позволить использование одного или нескольких компонентов одной или нескольких ЭИС и соответствующих им информационных технологий другими людьми (пользователями системы).

По отраслевой принадлежности ЭИС можно классифицировать следующим образом:

- ЭИС промышленности;

- ЭИС связи;

- ЭИС транспорта;

- ЭИС сельского хозяйства и т.д.

По форме субъектов экономики ЭИС можно классифицировать следующим образом:

- ЭИС государственных организаций, предприятий, учреждений;

- ЭИС негосударственных и частных организаций, предприятий, учреждений;

- ЭИС муниципальных организаций, предприятий, учреждений.

По сфере применения (предметной области) ЭИС можно классифицировать следующим образом:

- банковские ЭИС;

- ЭИС фондового рынка;

- страховые ЭИС;

- налоговые ЭИС;

- статистические ЭИС;

- ЭИС промышленных предприятий;

- ЭИС предприятий и организаций непромышленной сферы;

- ЭИС предприятий и организаций сферы быта и сервиса;

- ЭИС туризма и гостиничного хозяйства и т.д.

По охватываемым задачам (поддерживаемым предметным технологиям)ЭИС можно классифицировать следующим образом:

- ЭИС бухгалтерского учета (или бухгалтерии ИС);

- ЭИС материально-технического снабжения;

- ЭИС маркетинга;

- ЭИС планирования и прогнозирования;

- ЭИС складского хозяйства;

- ЭИС основным производством;

- ЭИС управления персоналом (кадрами) и т.д.

 

Этапы развития экономических информационных систем.

История развития информационных систем и цели их использования на разных периодах представлены в табл. 3.1.

Таблица. Изменение подхода к использованию информационных систем

Изменение подхода к использованию информационных систем   Период времени Концепция использования информации Вид информационных систем Цель использования
1950-1960 гг.     Бумажный поток расчетных документов   Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах Повышение скорости обработки документов Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты
1960-1970 гг. Основная помощь в подготовке отчетов Управленческие информационные системы для про­изводственной информации Ускорение процесса подготовки отчетности  
1970-1980 гг.     Управленческий контроль реализации (продаж) Системы поддержки принятия решений Системы для высшего звена управления Выработка наиболее рационального решения
1980-2000 гг.   Информация — стратегический ресурс, обеспечиваю­щий конкурентное преимущество Стратегические информационные системы Автоматизированные офисы   Выживание и процветание фирмы  
               

Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предна­значены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

60-е гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информа­ция, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.

В 70-х — начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя во­время нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.251 (0.006 с.)