Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Казенные предприятия.

Поиск

Одним из видов коммерческих организаций являются также государственные и муниципальные унитарные предприятия, правовое положение которых определено ГК РФ, а также Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Согласно п. 1 ст. 2 указанного закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Государственные и муниципальные предприятия отличаются от коммерческих юридических лиц – собственников имущества (хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов) – тем, что:

1. управляют не своей собственностью, а государственной либо муниципальной;

2. обладают не правом собственности, а ограниченными вещными правами (право хозяйственного ведения, право оперативного управления);

3. наделяются специальной (а не общей) правоспособностью;

4. являются унитарными, так как их имущество не может быть распределено по вкладам (паям, долям).

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:

2. федеральное государственное предприятие;

3. государственное предприятие субъекта РФ (государственное предприятие);

4. муниципальное предприятие;

5. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:

6. федеральное казенное предприятие,

7. казенное предприятие субъекта РФ,

8. муниципальное казенное предприятие.

КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - по гражданскому законодательству РФ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие,основанное на праве оперативного управления (федеральное К.п.). Учредительным документом К.п. является его устав, утверждаемый Правительством РФ. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам К.п. при недостаточности его имущества. К.п. может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ.

 

 

Казенные предприятия отличаются от других государственных и муниципальных предприятий тем, что:

1. наделяются вещным ограниченным правом оперативного управления, тогда как другие государственные предприятия имеют право хозяйственного ведения;

2. право оперативного управления значительно уже права хозяйственного ведения;

3. казенные предприятия не вправе самостоятельно распоряжаться не только недвижимым, но даже и движимым имуществом;

4. в отличие от других государственных предприятий, не могут объявляться банкротами;

5. государство (Российская Федерация или субъект РФ) несет дополнительную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества;

6. в казенных предприятиях не формируется уставный фонд, в то время как в предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения такой фонд создается (размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, муниципального – 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда).

Учреждения: понятия и виды

Учреждение - организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и др. функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы госвласти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти — министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.). В данном случае речь идет об учреждениях второго вида, которые осуществляют социально-культурные и иные функции, не связанные с материальным производством.

Учреждения подразделяются на виды по разным основаниям: по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.); по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные); и характеру и сфере деятельности. По сфере деятельности: образования (школы, высшие учебные заведения и др.); науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.); культуры (театры, музеи, библиотеки и др.); здравоохранения (больницы, поликлиники и др.); социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

27) Публично-правовые образования как субъекты гражданского права: понятия виды особенности

 

УЧАСТИЕ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования охватываются общим понятием «публично-правовые образования».
Действующее законодательство исходит из того, что публично-правовые образования являются самостоятельными субъектами права, существующими наряду с юридическими и физическими лицами. На публично-правовые образования распространяются нормы, которые определяют участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В качестве самостоятельных субъектов права публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью. Однако они не способны своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности. От их имени всегда действуют органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица.
По своим обязательствам публично-правовые образования отвечают всем принадлежащим им имуществом, кроме имущества, закрепленного за унитарными предприятиями и учреждениями или изъятого из оборота.
Публично-правовые образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий и учреждений, а также ответственность за незаконные действия своих органов и должностных лиц.
В гражданском обороте публично-правовые образования участвуют как в опосредованной форме, так и непосредственно.
Опосредованное участие публично-правовых образований в гражданском обороте состоит в том, что от их имени действуют специально созданные для этих целей юридические лица в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством. Речь идет о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и финансируемых ими учреждениях.
Непосредственное участие публично-правовых образований в гражданском обороте осуществляется путем вступления в него органов государственной власти и самоуправления, действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства и муниципальных образований.
Публично-правовые образования могут участвовать в вещных, обязательственных, корпоративных, исключительных и наследственных правоотношениях. Они могут также выступать в качестве субъектов гражданско-правовой ответственности. Кроме того, государство вправе участвовать во внешнеторговом обороте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.108 (0.007 с.)