Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды экологических прав граждан.

Поиск

Понятие и виды экологических прав граждан.

Под экологическими правами человека понимаются признан­ные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспе­чивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

Основные права закреплены в Конституции:

1. право на благоприятную окружающую среду,

2. право на достоверную информацию о ее состоянии

3. право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" частично воспроизведены конституционные экологические права, но в ухудшенном варианте. Согласно ст. 11 анализ закрепленных в законодательстве экологических прав, т.е. прав человека на природу или связанных с природой, позволяет объединить их в следующие группы:

Права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счет ресурсов природы. К ним относятся право на благоприятную окружающую среду и права на природопользование (водопользование, недропользование, лесопользование).

Права, направленные на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. права на охрану здоровья (ст. 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ст. 37), а также на радиационную безопасность

Права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты прав на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

ü право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,

ü на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением,

ü на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде

ü создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

ü принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды

 

Право на обращение с целью получения информации о состоянии окружающей среды.

Гражданам принадлежит право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране.

Информация – любые сведение, независимо от формы их представления.

Объектом отношений, возникающих в ходе реализации права граждан на экологическую информацию, выступает сама экологическая информация, в составе которой могут содержаться сведения:

- о состоянии земли, почвы, недр, воды, атмосферного воздуха, флоры и фауны, природных комплексов;

- об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей; о химических, физических и биологических воздействиях на состояние и объекты окружающей среды и их источниках;

- о деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты и человека;

- о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных;

- о деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством Российской Федерации.

Гарантиями прав граждан служат своевременность предоставления официальными органами экологической информации, ее достоверность и полнота.

Так, достоверной признается не искаженная экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды и иные субъекты права в пределах их компетенции.

Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления или иной собственник (владелец) информационных ресурсов.

Своевременной может быть признана информация, передаваемая лицу, обратившемуся за ней, в максимально короткие сроки с момента запроса и обязательно - до истечения срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. В случае, если официальные органы не ответили в течение 1 месяца на запрос граждан о получении информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, граждане в такой ситуации вправе обратиться с жалобой в вышестоящий орган или в суд.

КОАП РФ (статья 8.5) предусматривает административную ответственность за «сокрытие или искажение экологической информации». (Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию).

Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей среды.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы

1. Начинается после сдачи всех необходимых документов (заявка, материалы по оценке воздействия на окружающую среду) и полной оплаты

2. Экологическую экспертизу непосредственно проводят экспертные комиссии, работающая в структуре фед и региональных органах исполнительной власти. Законом об экологической экспертизе установлено 2 срока проведения экспертизе. Общий срок для всех не более 6 месяцев и специальный — 3 месяца если это касается особо охраняемых природных территорий.

3. По результатам работы комиссии разрабатывается заключение, оно может быть как положительным так и отрицательным. Положительное является обязательным условием финансирования и организации объекта экспертизы. Отрицательное заключение — полный запрет на реализацию объектов экспертизы.

4. Заключение направляется заказчику и по общему правилу может быть обжаловано в судебном порядке.

 

 

Объекты государственной экологической экспертизы.

Объекты на уровне федерации:

1)проекты нормативно-технической документации по охране ОС

2) проекты федеральных целевых программ

3) проекты соглашений о разделе продукции

4) проектная документация объектов, строительство которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых территорий федерального значения (прим: заповедники, нац. парки).

Объекты на уровне субъектов РФ:

абсолютно те же объекты (1,2), но проекты которых утверждаются региональными органами исполнительной власти + деятельность предполагается осуществлять на особо охраняемых территориях регионального значения.

 

Виды и способы экологического контроля.

В зависимости от субъекта выделяют 3 вида контроля:

1) государственный;

2) производственный

3) общественный экологический контроль.

До 2008 года в законе выделялся и муниципальный экологический контроль, который был исключен в июле 2008.

Цель производства экологического контроля это предупреждение и предотвращение экологических правонарушений.

Способы экологического контроля:

Проверка

-плановая

-внеплановая.

-в документарной форме

-выездная.

В адрес юридического лица, либо предпринимателя, направляется распоряжение, приказ, либо запрос об истребовании документов на проверку. Орган гос. экологического контроля вправе истребовать объяснения должностных лиц. Если противоречия не устранены и(или) появились основания для проверки деятельности юр лица на месте, то организуется выездная проверка. При проведении выездной проверки, должностное лицо обязано предъявить служебное удостоверение и распоряжение/приказ о выездной проверке. Оба вида проверки проводится в срок, не превышающий 20 рабочих дней, в котором имеются сведения о проверяющем органе и в случае выявления указываются признаки нарушения при обнаружении признаков экологического правонарушения, составляется протокол.

 

Виды прав на лесные участки

1) Вещные (право соб-ти, постоянного бессрочного пользования, безвозмездного срочного пользования,сервитут)

2) Обязательственные (договор купли-продажи лесных насаждений, аренды)

Право собственности на леса, находящиеся в категории земель лесного фонда принадлежит РФ.

Иные вещные права предоставляются на основании решений Министерства лесного хозяйства РТ (органов субъектов). Право постоянного бессрочного пользования предоставляется гос. и муниц. учреждениям, казенным предприятиям, органам гос. власти и МСУ, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий (без торгов).

Договор аренды лесных участков заключается на торгах.

Договор купли-продажи лесных насаждений заключается для предпринимателей на торгах, для личных целей – без торгов.

 

Виды использования лесов.

1) В зависимости от разрешительной системы:

- общее (предоставляются исключительно гражданам для удовлетворения собственных нужд. Связано со сбором ягод, грибов

- специальное (на основании решений и договоров)

2) По целевому назначению:

- эксплуатационные (для получения древесины)

- защитные (оздоровительные, водоохранные функции)

- резервные (запрет заготовки древесины в течение 20 лет)

3) В зависимости от вида использования лесов:

- заготовка древесины

- заготовка живицы (смолы)

- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов

-сбор лекарственных растений

- ведение охотничьего хозяйства

- рекреационная деятельность

-научно-исследовательская деятельность

 

Право собственности

Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации за исключением прудов, обводненных карьеров. Пруды и обводнённые карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица (принцип единства судьбы).

Договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование (постоянное бессрочное, безвозмездное срочное).

Договоры и решения принимаются Федеральным агентством водных ресурсов.

Договоры и решения в отношении пруда или обводненного карьера в соб-ти субъекта – Министерство экологии и природных ресурсов РТ

Договоры и решения в отношении пруда или обводненного карьера в соб-ти муниципального образования – Исполком МО


53. Право водопользования и его виды

1) В зависимости от разрешительной системы:

- общее (береговая полоса, предназначенная для общего водопольз-я)

- специальное (возникает на основании решений, договоров)

2) В зависимости от цели использования водных объектов:

- для питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения

- промышленности и энергетики

- сельского хозяйства

-лесного хозяйства

- здравоохранения

- строительства

3) В зависимости от условий предоставления водных объектов:

- совместное водопользование (1 водный объект нескольким субъектам)

- обособленное водопользование (1 субъекту целый водный объект)


54. Основания и порядок возникновения права пользования водным объектом.

В соответствии. со ст. 8 ВК РФ, водные объекты находятся в федеральной собственности, исключая пруды и обводнённые карьеры, которые могут быть в собственности субъектов РФ, мун. образований и в частной собственности. За исключением прудов и обводнённых карьеров, в отношении водных объектов предусмотрено только право водопользования.

Пруд и обводненный карьер переходят в собственность на основании договора купли-продажи, дарения.

2 основания возникновения пр. водопользования:

- договор водопользования (на торгах для использования акватории водных объектов)

- решение о предоставлении водного объекта в пользование (без торгов)

На основании договора водные объекты предоставляются:

- для забора воды из поверхностных водных объектов

- для использования акваторий водных объектов, в т.ч. для рекреационных целей

- для использования водных объектов без забора воды для производства электроэнергии.

По договору водопользования 1 сторона (ОГВ, ОМС), обязуется предоставить другой стороне (водопользователю) водный объект или его часть в пользование за плату. Дог-р водопольз-я по своей природе явл-ся догом аренды. Предельный срок - 20 лет. Считается заключ-м с мом. его гос. рег. в водном реестре (ведётся фед-м агентством водных рес-сов).

Органы, предоставляющие в пользование водные объекты по договору водопользования:

·Федер. агентство водных ресурсов (предоставляет в пользование федеральные водные объекты)

· Мин-во экологии и природных ресурсосов РТ (предоставляет в пользование пруды и обводнённые карьеры, находящиеся в собственности субъекта, а также федер. водные объекты, управление и распоряжение предоставлено субъекту.

·Исполкомы МО (предоставляют в пользование пруды и обводненные карьеры, находящиеся в муниц.соб-ти)

На основании решений водные объекты предоставляются:

- для обеспечения обороны страны

- для строительства причалов

- для строительства гидротехнических сооружений и мостов

- для разведки и добычи полезных ископаемых

- для сплава древесины и т.д.

Органы, принимающие решения о предоставлении в пользование:

- Правительство РФ (решение для обеспечения обороны страны)

- Федеральное агентство водных ресурсов

- Министерство экологии и природных ресурсов РТ (решение о предоставлении в пользование прудов и обводнённых карьеров, находящихся в собственности субъекта, а также федер. водных объектов, управление и распоряжение предоставлено субъекту).

- Исполкомы МО (решение о предоставлении в пользование прудов и обводненных карьеров, находящихся в муниц. собственности)

Порядок принятия решения:

Физ. или юр. лицо обращаются с заявлением в соответствующий орган. В течение 30 дней со дня получения заявления ОГВ или ОМС должен либо принять решениее о предоставлении водного объекта в пользование, либо вынести мотивированный отказ. Решение о предоставлении водного объекта в пользование вступает в силу с момента его гос. регистрации в водном реестре.

Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

1) судоходства,плавания маломерных судов;

2) рыболовства

3) полива садовых, огородных, дачных земельных участков

4) учебных, научных целей

5) купания


55. Основания и порядок прекращения права пользования водным объектом.

ВК в отношении оснований прекращения договора водопользования содержит отсылочную норму на гр. законодательство:

- истечение срока договора

- соглашение сторон

- существенное нарушение условий

Принудительные основания прекращения пр. водопользования (статья 10 ВК):

1) нецелевое использование водного объекта;

2) использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации (невыплата арендных платежей);

3) неиспользование водного объекта в установленные сроки (договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование).

При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан:

1) прекратить в установленный срок использование водного объекта;

2) обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.

Прекращает водопользование тот же орган, который принял решение о предоставлении водного объекта в пользование или заключил договор водопользования (например, Федер. агентство водных объектов).


56. Ответственность за нарушение водного законодательства.

 

Виды: административная, уголовная, гражданско-правовая

Административная ответственность (8 составов): нарушение правил охраны водных объектов (8.13), нарушение правил водопользования, нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств и т.д. Наказания - штраф и конфискация орудия совершения правонаруш-я.

Уголовная ответственность (1 состав): статья 250: Загрязнение вод ( существенный вред растительному и животному миру или причинение вреда здоровью человека или массовая гибель животных или смерть по неосторожности ). Самое суровое наказание - лишение свободы на срок до 5 лет (при загрязнении вод, причинивших по неосторожности смерть человека).

Гражданско-правовая ответственность:

Несвоевременное внесение платы ха пользование – пени

Забор в объеме, превышающем установленный в договоре – штраф в размере 5кратной платы за пользование водным объектом

Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Методики и таксы исчисления размера вреда, причиненного водным объектам – МЕТОДИКА ИСЧИСЛЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ВОДНЫМ ОБЪЕКТАМ, утверждена приказом Министерств природных ресурсов РФ от 13 апреля 2009.

 

Вопрос 57 Атмосферный воздух как объект правовой охраны. Законодательство об охране атмосферного воздуха.
Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;ст.1 ФЗ «ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА»1999г.
Особенностью правового режима атмосферного воздуха является то, что в силу физических свойств он не может быть индивидуализирован для того чтобы стать объектом права собственности, к нему не применимы традиционные полномочия собственника. Не являясь собственником атмосферного воздуха, находящегося в конкретный момент над территорией государства, оно имеет на него суверенные права..В соответствии с Воздушным кодексом РФ, принятым 19 марта 1997 г., Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства РФ. Под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем (ст. 1).
Наряду с Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха", отношения по охране атмосферного воздуха регулируются Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Федеральным законом "Об экологической экспертизе" и другими нормативными актами.

 

Гражданско-правовая

Статья 32. Возмещение вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха
Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.

Вопрос 60 Животный мир как объект охраны и использования
Юридическое понятие животного мира определено в Федеральном законе "О животном мире"1995г.
Животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;
Таким образом, в юридическом отношении животные признаются дикими, если они: а) являются компонентами окружающей среды; б) находятся в состоянии естественной свободы.

Под охрану закона "О животном мире" берутся не только животные, относящиеся к объектам охоты и рыболовства, но и все другие животные, находящиеся в условиях естественной свободы.

Домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе (в зоопарках, аквариумах и т.п.), не являются объектами животного мира в смысле законодательства об окружающей среде. Отношения по поводу таких видов животных регулируются аграрным, гражданским и иным законодательством.
В отличие от других природных ресурсов законодательством о животном мире не предусматривает частной собственности на объекты животного мира. Животный мир в пределах территории России является государственной собственностью. Субъектами такой собственности выступают Российская Федерация и ее субъекты.
Основные организационно-правовыми инструментами регулирования охраны и использования животного мира:

государственный учет, кадастр объектов животного мира,

государственный мониторинг объектов животного мира,

нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания,

государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания,

экологическая экспертиза,

государственный контроль в данной области.

 

Вопрос 61 Право пользования животным миром и его виды
Статья 33. Права на объекты животного мира лиц, не являющихся их собственниками
Объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.

Статья 34. Виды и способы пользования животным миром

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

ü охота;

ü рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

ü добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам;

ü использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

ü изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

ü извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

ü получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

 

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.

Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без разрешения (лицензии) запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Договор водопользования

На основании договора водные объекты предоставляются:

- для забора воды из поверхностных водных объектов

- для использования акваторий водных объектов, в т.ч. для рекреационных целей

- для использования водных объектов без забора воды для производства электроэнергии.

По договору водопользования 1 сторона (ОГВ, ОМС), обязуется предоставить другой стороне (водопользователю) водный объект или его часть в пользование за плату. Дог-р водопольз-я по своей природе явл-ся догом аренды. Предельный срок - 20 лет. Считается заключенным с момента его гос. регистрации в водном реестре (ведётся фед-м агентством водных рес-сов).

Органы, предоставляющие в пользование водные объекты по договору водопользования:

·Федер. агентство водных ресурсов (предоставляет в пользование федеральные водные объекты)

· Мин-во экологии и природных ресурсов РТ (предоставляет в пользование пруды и обводнённые карьеры, находящиеся в собственности субъекта, а также федер. водные объекты, управление и распоряжение предоставлено субъекту.

·Исполкомы МО (предоставляют в пользование пруды и обводненные карьеры, находящиеся в муниц.соб-ти)

 

Понятие и виды экологических прав граждан.

Под экологическими правами человека понимаются признан­ные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспе­чивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

Основные права закреплены в Конституции:

1. право на благоприятную окружающую среду,

2. право на достоверную информацию о ее состоянии

3. право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" частично воспроизведены конституционные экологические права, но в ухудшенном варианте. Согласно ст. 11 анализ закрепленных в законодательстве экологических прав, т.е. прав человека на природу или связанных с природой, позволяет объединить их в следующие группы:

Права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счет ресурсов природы. К ним относятся право на благоприятную окружающую среду и права на природопользование (водопользование, недропользование, лесопользование).

Права, направленные на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. права на охрану здоровья (ст. 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ст. 37), а также на радиационную безопасность

Права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты прав на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

ü право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,

ü на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением,

ü на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде

ü создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

ü принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.82 (0.016 с.)