В регулировании экологических отношений? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В регулировании экологических отношений?



Большую роль в регулировании экологических отношений играют феде­ральные законы - акты высшей юридической силы, действие которых распро­страняется, как правило, на всю территорию Российской Федерации. Осново­полагающим является Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», в котором систематизированы нор­мы, касающиеся прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду; экономического механизма охраны окружающей природ­ной среды; нормирования качества окружающей природной среды; государст­венной экологической экспертизы; экологических требований при проекти­ровании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов; чрезвычайных экологических ситуаций; особо охраняемых природных территорий и объектов; экологического контроля; экологического воспитания, образования, научных исследований и др.

В последние годы произошло существенное обновление федерального за­конодательства, регулирующего экологические отношения. Так, в 1995 году были приняты федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Законы Российской Федерации «О недрах», «О животном мире», «О природ­ных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Юб особо охраняемых природных территориях». 16 ноября 1995 г. был при­нят Водный кодекс Российской Федерации.

: 29 января 1997 г. был принят Лесной кодекс Российской Федерации. -; В связи с этим были признаны утратившими силу Основы лесного законо-V:; дательства Российской Федерации 1993 г, и Постановление Верховного Со-;,,в|та Российской Федерации «О порядке введения в действие Основ лесного Л,:3^онодательства Российской Федерации».

's* ^Важное значение для регулирования экологических отношений имеет " |деральный закон от 2 января 2000 г. «О государственном земельном

Какое место в правовом регулировании экологических отношений занимают указы Президента Российской Федерации?

Указы Президента Российской Федерации занимают важное место в систе­ме нормативных актов по экологическому праву. Таковы, например, Указы Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных при­родных ресурсах» и «Об усилении государственного контроля за использова­нием и охраной земель при проведении земельной реформы», от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю».

Указом Президента от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных органов ис­полнительной власти» определена современная структура указанных органов.

Какое место занимают постановления Правительства РФ в правовом регулировании экологических отношений?

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в Российской Фе­дерации, обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области экологии (ст. ПО, 114 Конституции РФ). Оно на основании и во ис­полнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Прези­дента РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение (ст. 115 Конституции РФ). Таковы постановления Правительства РФ от 23 фе­враля 1994 г. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном ис­пользовании плодородного слоя почвы», от 23 октября 1995 г. «О федеральной целевой программе «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы», от 19 октября 1996 г. «О федеральной целевой программе «Предотвращение опас­ных изменений климата и их отрицательных последствий» и др.

Какова роль нормативно-правовых актов субъектов РФ в регулировании экологических отношений?

Субъекты Российской Федерации по предметам совместного ведения Рос­сийской Федерации и ее субъектов вправе принимать в соответствии с гене­ральными законами законы и иные нормативные правовые акты, а вне преде­лов ведения Российской Федерации и совместного ведения осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нор­мативных правовых актов. Примером могут служить законы о земле Саратов­ской области, Самарской области, Земельный кодекс Республики Татарстан.

Законом «О земле» Саратовской области, принятым Саратовской област­ной думой 12 ноября 1997 г., предусмотрены принципы правового регулиро­вания земельных отношений в Саратовской области, основанные на общих принципах регулирования земельных отношений, закрепленных в федераль­ном законодательстве, и в то же время отражающие специфику их регулиро­вания в данной области. Землям особо охраняемых территорий, к которым от­несены земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное важное значение, посвящена самостоятельная глава (глава VI) Закона.

Какова роль ведомственных нормативных правовых актов в регулировании экологических отношений?

Ведомственное правовое регулирование общественных отношений, в том числе экологических, занимает видное место. С 1992 года введена государст­венная регистрация тех нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, которые затрагивают права и законные интересы граж­дан или носят межведомственный характер, что является важной мерой по упорядочению ведомственного нормотворчества. Особо важную роль в ведом­ственном регулировании охраны окружающей природной среды играют нор­мативные правовые акты таких органов исполнительной власти, как Минис­терство природных ресурсов Российской Федерации; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Каково значение судебной и арбитражной практики в регулировании экологических отношений?

Деятельность судебных и арбитражных органов играет весьма сущест­венную роль в правовом регулировании экологических отношений. Особо важное значение имеют постановления высших судебных и арбитражных органов, в которых содержатся обобщения судебной и арбитражной практи­ки и руководящие указания по вопросам применения действующего законо­дательства. Таково, например, Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 октября 1993 г. № 22 «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», в котором указано, что при разрешении споров, связанных с приме­нением названного Закона, необходимо иметь в виду, что установление дифференцированных ставок платы за загрязнение окружающей природной среды в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Постановления Правитель­ства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» отнесено к компетенции органов исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образо­ваний, однако указанным органам не предоставлено право вводить допол­нительные платежи за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия против предусмотренных законодательством РФ.

Важная роль принадлежит Конституционному Суду Российской Федера­ции, разрешающему дела о соответствии Конституции РФ федеральных за­конов, нормативных актов Президента РФ, конституций республик, уста­вов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Россий­ской Федерации» Лесной кодекс Российской Федерации по порядку приня­тия и положения Кодекса о лесном фонде признаны соответствующими Конституции РФ.

ТемаЗ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Что такое экологическое правоотношение

И каковы его виды?

Экологические правоотношения - это отно­шения в сфере охраны, оздоровления и улучше­ния окружающей природной среды, предупреж­дения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированные нормами эколо­гического и смежных отраслей права.

Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений, их объектам, степени правовой охраны и др. Наибольший интерес представляет классификация экологических правоотношений по их объектам, нашедшая достаточно четкое оп­ределение в действующем законодательстве. Так, в соответствии со статьей 4 Закона «Об охране ок­ружающей природной среды» следует различать правовые отношения в сфере:

- естественных экологических систем и озо­нового слоя атмосферы;

- земельных, горных, водных, лесных отно­шений, отношений по поводу использования и охраны атмосферного воздуха, животного мира, микроорганизмов, генетического фонда, при­родных ландшафтов;

- особо охраняемых природных объектов (заповедников, заказников, национальных при­родных парков и др.).

является субъектами экологических правоотношений? Субъектами экологических правоотношений, то есть их участниками, являются граждане, юридические лица, государственные органы. Степень и характер их участия в экологических правоотношениях далеко не одинако­вы. Так, если граждане и юридические лица выступают во многих случаях как потребители природных ресурсов, что, конечно, не исключает, а, напро­тив, предполагает их большую роль в охране и рациональном использовании этих ресурсов, то государственные органы осуществляют регулирование ра­ционального использования и охрану окружающей природной среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.006 с.)