Каковы гарантии и в чем заключается защита права собственности и других прав на природные ресурсы? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каковы гарантии и в чем заключается защита права собственности и других прав на природные ресурсы?



Действующее законодательство содержит определенные гарантии и пре­дусматривает защиту права собственности и иных прав на природные ресур­сы. Так, статьей 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природ­ные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Иными словами, право собственности и другие права на землю и иные природные ресурсы поставлены под охрану государства и всей нашей правовой системы. В статье 8 Конституции РФ предусмотрена равная защи­та частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, что является важной конституционной гарантией прав и законных интере­сов собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов, их равной правовой защиты, чего ранее не было и не могло быть в силу монополии государственной собственности на землю и иные природ­ные ресурсы.

Важным средством правовой защиты и гарантией соблюдения прав и ин­тересов собственников, владельцев и пользователей земли и других природ­ных ресурсов служит наличие перечня оснований прекращения их прав. Так, согласно земельному законодательству к таковым относятся:

— добровольный отказ от земельного участка или части его;

— прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства;

— использование земли не по целевому назначению;

— систематическая неуплата земельного налога в течение установленного законом срока, а также арендной платы в сроки, установленные арендным договором;

— неиспользование земельного участка, предоставленного для сельско­хозяйственного производства, в течение установленного законом срока, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелио­ративного строительства;

— изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд;

— нерациональное использование, выразившееся для земель сельскохо­зяйственного назначения в уровне фактической урожайности в течение по­следних пяти лет более чем на 20 процентов ниже нормального уровня, ус­тановленного по кадастровой оценке земель;

— изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные;

- использование земельного участка способами, приводящими к сниже­нию плодородия почв, ухудшению экологической обстановки и др.

Кроме того, установлено, что изъятие особо ценных для данного региона продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследо­вательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-запо-ведного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий, не допускается. Перечень таких земель устанавливается субъек­тами Российской Федерации. Определенные гарантии соблюдения прав и за­конных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей содержит и установленный действующим законодательством порядок предоставления зе­мель для несельскохозяйственных нужд. Статьей 27 ЗК РСФСР предусмотре­но, что для строительства промышленных предприятий и для иных несельско­хозяйственных нужд предоставляются по согласованию с собственником земли, землевладельцем, землепользователем земельные участки несельско­хозяйственного назначения или иные не пригодные для сельского хозяйства участки либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке.

Изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами пер­вой группы, для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях, установленных Земельным кодексом РСФСР.

Статья 55 ЗК РСФСР специально посвящена гарантиям прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Изъ­ятие и выкуп для государственных и общественных нужд земельных участков у граждан может производиться после выделения по их желанию местной адми­нистрацией равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится зе­мельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымае­мых и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду. Изъятие для государственных и общественных нужд земельных участ­ков колхозов, совхозов, сельскохозяйственных, научно-исследовательских уч­реждений и учебных заведений, других государственных, кооперативных, об­щественных, сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий может производиться при условии строительства по их желанию жилых, производст­венных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду.

Следует также иметь в виду, что новый Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за такие преступле­ния, как порча земли, нарушение правил охраны и использования недр и др.

Тема 6

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Что понимается под правом природопользования и каковы его виды?

Прежде всего, необходимо различать понятия «природопользование» и «право природопользо­вания». Природопользование как фактическое ис­пользование человеком тех или иных природных объектов, полезных свойств окружающей природ­ной среды было всегда, независимо от форм орга­низации человеческого общества и этапов его раз­вития, поскольку человек как часть природы вне природы и той или иной формы ее использования немыслим. Право же природопользования воз­никло лишь на определенном этапе развития че­ловеческого общества вместе с возникновением государства и такого регулятора общественных от­ношений, как право. Если под природопользова­нием понимается фактическое использование тех или иных свойств окружающей природной среды и ее объектов, то право природопользования — это такое их использование, которое урегулировано нормами права.

Право природопользования - это один из фун­даментальных институтов экологического права и природоресурсных отраслей права - земельного, горного, водного, лесного и др. Оно определяет сам характер правового регулирования использо­вания природных ресурсов и других природных объектов, их охрану и воспроизводство. Таковым оно было и раньше, до отмены монополии госу­дарства на землю (1990 г.). Не утратило оно своего значения важнейшего юридического института и правомочия субъектов права и в настоящее время.

В правовой литературе различают право природопользования как юриди­ческий институт и как правомочие того или иного субъекта права. Как право­вой институт природопользование представляет собой систему норм права, оп­ределяющих характер и порядок использования природных богатств. Как правомочие природопользование есть субъективное право того или иного уча­стника правоотношения по использованию тех или иных природных объектов.

Право природопользования может быть классифицировано по различ­ным критериям: основаниям возникновения и прекращения, субъектам, объектам и др. Особый интерес представляет классификация права природо­пользования по его объектам, поскольку она охватывает обширный круг об­щественных отношений, имеющих значение не только в экологическом, но и в земельном, горном, водном, лесном и иных природоресурсных отраслях права. По данному основанию различают право землепользования, недро-пользования, водопользования, лесопользования и др.

Важное значение имеет и классификация права природопользования по характеру и основаниям его возникновения. По данному критерию различа­ют право общего и специального природопользования.

Что понимается



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.26.178 (0.008 с.)