В сфере природопользования и охраны окружающей среды? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В сфере природопользования и охраны окружающей среды?



Обеспечение рационального природопользования и охраны окружаю­щей природной среды - задача всего государственного механизма, всех го­сударственных органов. Вместе с тем в системе госорганов выделяются спе­циально уполномоченные органы, главной функцией которых является обеспечение рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды в целом.

Как предусмотрено Конституцией Российской Федерации (ст. 72), при­родопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, особая охрана определенных природных территорий, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Россий­ской Федерации и ее субъектов - республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Наиболее общей классификацией органов государственной власти в сфе-|ре природопользования и охраны окружающей среды является деление их i-да органы-общей и специальной компетенции. К первым на федеральном |уровне относятся Президент Российской Федерации, Федеральное Собра-| ние, Правительство РФ; ко вторым - министерства Российской Федерации, государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

Значительным изменениям за последние годы подверглась как система, так и функции органов специальной компетенции. Так, в соответствии с "Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Министер­ство охраны окружающей среды и природных ресурсов, Комитет Россий­ской Федерации по водному хозяйству и Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр и на их базе были образованы Министерст­во природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и природных ресур­сов. Было установлено также, что территориальные органы федеральных ор­ганов исполнительной власти создаются федеральными органами исполни­тельной власти с разрешения Правительства Российской Федерации для осуществления полномочий указанных органов в регионах. Создание, реор-' ганизация и ликвидация указанных территориальных органов, назначение на должность и освобождение от должности их руководителей осуществля­ется соответствующим федеральным органом исполнительной власти после консультаций с органами исполнительной власти субъектов Российской Фе-.дерации. Содержание территориальных подразделений федеральных орга­нов исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на государственное управление, кроме терри­ториальных органов федеральных органов исполнительной власти, финан­сируемых по другим статьям бюджета.

Совершенствование системы органов исполнительной власти в области использования и охраны окружающей природной среды продолжается и по сей день. Так, Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упраздне­ны: Государственный комитет Российской Федерации по земельной поли­тике, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружа­ющей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России. Образована федеральная служба земельного кадастра России, которой была передана '"еть функций упраздненного Государственного комитета Российской Фе-:рации по земельной политике. Министерству природных ресурсов Рос-мйской Федерации были переданы функции упраздненных Государствен-i комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и;ральной службы лесного хозяйства России. В связи со значительным [прением функций указанного министерства была существенно измене-Есгруктура его органов. На основании Постановления Правительства Рос-""тской Федерации от 6 июля 2000 г. № 495 «Вопросы Министерства при-

родных ресурсов Российской Федерации» в ведение данного министерства были переданы по состоянию на 1 апреля 2000 г. организации, находившие­ся в ведении упраздненных Государственного комитета Российской Федера­ции по охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйст­ва России/Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2000 г. «О внесении дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2000 г. № 495» было принято предложение Министерства природных ресурсов Рос­сийской Федерации о формировании в министерстве и его территориальных органах на основе подразделений, осуществлявших специальные функции управления в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, соответствующих блоков: государственной водной службы, государ­ственной лесной службы и государственной службы охраны окружающей природной среды под руководством первых заместителей министра.

Были также внесены существенные изменения в нормативные акты, оп­ределяющие правовой статус данного министерства. Так, Постановлением от 22 сентября 2000 г. № 726 было утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов РФ, в котором довольно подробно определены право­мочия последнего в области управления рациональным использованием и охраной лесов, а также в области охраны окружающей природной среды, чем в значительной мере, если не полностью, были сняты возражения, свя­занные с упразднением указанных органов. Так, в области использования и охраны лесного фонда и ведения лесного хозяйства в Положении предусмо­трено, что Министерство природных ресурсов РФ, в частности, организует и обеспечивает рациональное, многоцелевое, непрерывное и неистощимое лесопользование, воспроизводство, охрану и защиту лесов, проведение мер по лесному семеноводству, рациональное использование земель лесного фонда, сохранение и усиление средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных свойств лесов.

В области охраны окружающей природной среды Министерство природ­ных ресурсов Российской Федерации:

- обеспечивает совместно с другими федеральными органами исполни­тельной власти разработку природоохранных и экологических требований для учета их в государственных стандартах, ведомственных инструктивно-методических и нормативно-технических документов;

- разрабатывает, согласовывает и утверждает по согласованию с соответ­ствующими федеральными органами исполнительной власти в. пределах своей компетенции нормативные правовые акты и инструктивно-методиче­ские документы по проведению экологической паспортизации производств, опасных отходов, хозяйственных и иных объектов и территорий;

- участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологиче­ского воспитания и образования, ведет работу по пропаганде знаний в обла­сти охраны окружающей природной среды и сохранения экологического разнообразия и др.

Что же касается функций упраздненного Государственного комитета 'Российской Федерации по земельной политике, то в соответствии с назван-; ным Указом Президента Российской Федерации они были переданы вновь /образованной Федеральной службе земельного кадастра России и Минис-/терству имущественных отношений Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000 г. № 537 «Вопросы Федеральной службы земельного кадаст­ра России» указанная служба является федеральным органом исполнитель­ной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуще-'• ствляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по ведению государственного земельного ка­дастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеуст­ройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель. Таким об­разом, Федеральной службе земельного кадастра России также были переда­ны территориальные органы упраздненного Госкомзема.

Частично функции Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике были переданы Министерству имущественных отно­шений Российской Федерации, которое согласно Постановлению Прави­тельства Российской Федерации от 18 июля 2000 г. № 536 «Вопросы Ми­нистерства имущественных отношений Российской Федерации» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следую­щие функции:

- проведение единой государственной политики в области Имуществен­ных и земельных отношений;

- приватизацию, управление и распоряжение государственным имуще­ством и земельными ресурсами в пределах своей компетенции;

- регулирование деятельности на рынке недвижимости и оценочной де­ятельности;

- координацию в случаях, установленных законодательством Россий­ской Федерации, деятельности в области имущественных и земельных отно­шений, которую ведут иные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Значительную роль в охране окружающей природной среды играет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и его органы на местах. Как предусмотрено положением сданном министерстве, утвержден­ным постановлением Правительства от 29 ноября 2000 г. № 901, Министер­ство сельского хозяйства и его территориальные органы являются специаль­но уполномоченными государственными органами в области мелиорации ^земель; охраны, контроля и регулирования использования объектов живот­ного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, а также ох-•"""1Ы окружающей природной среды в этой сфере деятельности; обеспече-плодородия земель сельскохозяйственного назначения; безопасного [ения с пестицидами и агрохимикатами; использования, охраны и за-

щиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находивших­ся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в без­возмездное пользование.

Указом Президента Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. было ут­верждено Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности, созданной в целях ре­ализации возложенных на Совет Безопасности задач в области обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. К ее функциям, в част­ности, относятся оценка внутренних и внешних экологических угроз жизнен­но важным интересам личности, общества и государства; оценка существую­щих и прогнозирование потенциальных источников экологической опасности; подготовка предложений Совету Безопасности по решению экологических проблем, связанных с защитой здоровья населения, с обеспечением экологи­ческой безопасности в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, с уничтожением химического, ядерного и дру­гих видов оружия в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также с ликвидацией зон экологического бедствия или неблаго­получия на территории Российской Федерации и др.

Тема 9

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Что понимается



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.007 с.)