Каковы основные принципы охраны окружающей среды? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каковы основные принципы охраны окружающей среды?



Как определено статьей 3 Закона РСФСР «Об охране окружающей при­родной среды», при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окру­жающей природной среды, органы государственной власти, другие государ­ственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными прин­ципами:

— приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благопри­ятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

— научно обоснованное сочетание экологических и экономических ин­тересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на Ьздоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

рациональное использование природных ресурсов с учетом законов рироды, потенциальных возможностей окружающей природной среды, не-ребходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необра-~": последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

- соблюдение требований природоохранительного законодательства, не­отвратимость наступления ответственности за их нарушения;

- гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

- международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Предусмотренные настоящим Законом принципы охраны окружающей природной среды нашли подтверждение и дальнейшее развитие в Основном законе нашей страны - Конституции Российской Федерации,-о чем подроб­нее будет сказано в теме 2, посвященной источникам экологического права.

Каковы методы правового регулирования экологических отношений?

Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не обладает каким-то особым, только ему присущим методом правового ре­гулирования. Поэтому едва ли оправданны встречающиеся в литературе, в том числе и учебной, утверждения о методе (или методах) экологического права. Представляется более правильным говорить не о методе (методах) экологического права, а о методах правового регулирования экологических

отношений.

Метод правового регулирования общественных отношений носит в изве­стной мере вторичный характер, поскольку формы и сам характер правово­го воздействия определяются сущностью регулируемых отношений. Это, ко­нечно, не отрицает классификационного значения метода правового регулирования. Однако по сравнению с предметом правового регулирования он носит второстепенный, вспомогательный характер.

Вопрос о методе правового регулирования и его роли в формировании и характеристике той или иной отрасли права является в настоящее время дискуссионным. Нередко в это понятие вкладывается совершенно различ­ное содержание. Но преобладающим, по-видимому, можно считать мне­ние, что праву присущи три основных метода правового регулирования: запрет, предписание и дозволение, находящие выражение в таких при­емах регулирования, как императивный и диспозитивный. Как отмечает проф. С.С. Алексеев, государство может регламентировать поведение уча­стников общественных отношений либо непосредственно, сверху (импе­ративное регулирование), либо опосредованно, с предоставлением субъ­ектам так или иначе дозированной возможности самим определять условия своего поведения (диспозитивное регулирование). При этом, ес­ли для императивного способа (приема) регулирования характерно нали­чие отношений власти и подчинения, то диспозитивное регулирование от­личается юридическим равенством субъектов.

Отсутствие у многих отраслей права, в том числе и экологического, сво­его метода вовсе не исключает существования определенных особенностей правового регулирования, присущих той или иной отрасли права. Такие особенности состоят, как правило, в специфическом сочетании различных методов, характерном именно для данной отрасли права. Такая «индивиду-

ализация» способов правового воздействия на регулируемые отношения по отдельным отраслям права делает его столь непохожим, индивидуализиро­ванным, свойственным только данной отрасли права.

Для экологического права характерно преобладание административно-правового метода воздействия на регулируемые отношения, характерными чертами которого являются не отношения юридического равенства сторон, свойственные гражданско-правовому методу, а отношения власти и подчине­ния. Именно такими -' властными - полномочиями обладают природо-охранительные органы, стоящие на страже интересов общества и гражданина.

Говоря об особенностях правового регулирования экологических отно­шений, следует отметить, что в современных условиях значительно возросло значение экономических методов воздействия на экологические отношения. Это находит выражение в установлении платы за использование природных ресурсов, чего ранее не было, т.к. бесплатность природопользования квали­фицировалась как одно из «достижений и преимуществ социалистического строя». Усиление экономических методов воздействия на экологические от­ношения проявляется и в создании особых экологических фондов, предоставлении определенных льгот и преимуществ за рациональное ис­пользование природных ресурсов и др.

Вместе с тем следует констатировать, что в сфере экологических отноше­ний не наблюдается так называемой «замены» административных методов экономическими, здесь по-прежнему преобладают административно-право­вые методы воздействия на регулируемые отношения, что обусловлено спе­цификой последних, их особой социальной значимостью для общества в це­лом и для каждого гражданина в отдельности.

В современных условиях произошло коренное изменение методов правового регулирования экологических отношений: возросло значение ча­стноправового регулирования экологических отношений. Если раньше, при господстве командно-административной системы, и теория и практика на­чисто отрицали частноправовое регулирование и деление нашего права на публичное и частное, руководствуясь известным тезисом В.И. Ленина: «мы ничего частного не признаем, для нас все области хозяйства есть публично-правовое, а не частное» (ПСС. Т. 44. С. 387). С переходом к рыночной эко­номике, укреплением начал частной собственности, в том числе и в области экологических отношений, и отменой монополии государства на землю, ут­верждением частной собственности в качестве одной из основных форм соб­ственности, установлением платности пользования природными ресурсами, укреплением договорных начал в природопользовании и др. приобрели «права гражданства» и частноправовые начала в регулировании экологичес­ких отношений. Однако признание и утверждение частноправовых начал в регулировании экологических отношений вовсе не означает отмены или за­мены публичноправового регулировании этих отношений. В силу специфи-и большой социально-экономической и иной значимости последних их бличноправовое регулирование остается и в современных условиях |авным и определяющим.

Что такое экологическое право как наука и учебная дисциплина?

Экологическое право как одна из отраслей юридической науки представ­ляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, о его становлении и развитии, о принципах и особенностях правово­го регулирования экологических отношений, основных институтах экологи­ческого права, государственном регулировании экологических отношений, праве собственности на природные ресурсы, юридической ответственности за экологические правонарушения, о правовом режиме использования и ох­раны природных ресурсов, окружающей природной среды в зарубежных

странах и др.

Как учебная дисциплина экологическое право - это система научных зна­ний об экологическом праве как отрасли права, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.004 с.)