Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
НОТ. Рациональная организация трудаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как-то на одной из лекций мне пришла записка: «Нельзя л* подробнее остановиться на охране труда студентов. Как согласуются требования учебной программы с требованиями воспитан! психически нормальной личности? Как преодолеть их несоответ-* ствие. Ведь объем учебных программ подразумевает 26-часовую бес прерывную деятельность». Нельзя не заметить некоторого преуве-| личения в оценках автора записки, но она отчетливо говорит смятении первокурсников, которые, пересев со школьной парты! на институтскую скамью, с трудом переключаются на иной ритм| учебы, другие требования и непривычную для них форму получения знаний — лекционную. Пугает и необходимость много заниматься самостоятельно, глубоко осваивая действительно очень объемную литературу, рекомендованную вузовскими программами. Период адаптации к новым требованиям и условиям учебы особенно болезненно проходит для тех студентов, которые не умеют рационально работать, правильно планировать время и распределять свои силы. На вопрос, пользуются ли студенты какими-нибудь правилами рациональной организации труда, только 20% первокурсников ответили «да». Именно они успевают делать учебные задания и успешно учатся. Зато тех, кто не планирует своего времени, не пользуется рациональными приемами работы — большинство. До 70% из них не справляются, по их собственному признанию, с учебной нагрузкой. Русский физиолог, ученик Сеченова, Николай Евгеньевич Введенский писал: «При умелом распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, но притом сохранить на долгие годы, может быть, на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности. Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают!»* Как же студенту научиться правильно работать? Предварительно следует сказать об общем понятии научной организации труда — НОТ. Что такое НОТ? Вы, наверное, слышали о научной организации труда (сейчас в ходу такие выражения, как наука организации и управления, менеджмент). Но, наверное, не все знают, что начало НОТ было положено на рубеже XIX-XX вв. американским инженером Фредериком Тейлором. Он разработал систему, в основу которой заложены совокупность и последовательность рациональных методов управления производственными процессами, приемов организации, нормирования и оплаты труда, подбора и расстановки кадров. Достоинства системы состояли в том, что она позволила развить невиданную доселе производительность труда. Весь производственный процесс был разделен на отдельные операции. Для их выполнения привлекались самые опытные и ловкие рабочие. * Введенский Н. Е. Избранные произведения. М., 1935. С. 11. 9-927 Тщательно изучались, хронометрировались, снимались на пле ку методы их труда. В результате отбирались самые эффективвд экономные приемы, которым затем обучали основную массу ботающих. Создавались оптимальные условия для работы, кс рая стимулировалась прогрессивной оплатой. Достигалась высок эффективность производства. Но были и недостатки. Система Tq лора была построена на чрезмерной суперпроизводительнс часто не учитывала пределы нормальной человеческой нагру доводила работников до истощения, пренебрегала личными и ] турными потребностями человека, усугубляла механический рактер труда (обычно это было конвейерное производство), шая его элементов творчества. Очень ярко достоинства и недостатки системы проявились производстве Генри Форда, который воплотил теоретические новы НОТ на своем автомобильном заводе в Детройте. Благода применению этой системы он добился увеличения произволе автомобилей с 10 тыс. в 1909 г. до 2 млн в 1923-м. Как-то я взяла в библиотеке книгу Г. Геккеля «Генри Форд изданную в 1925 г. Автор, побывавший в те годы на заводе Фог. был поражен тем, что при четкой организации производства, э* номии времени люди работают с неимоверным напряжением,] страшной тесноте (пространство тоже экономилось). Обеденн! перерыв длился всего 15 минут, поэтому люди бегом бежали* лоткам с продовольствием и тут же немытыми руками ели купле! ную там же пищу. Столовой Форд не имел, считая это излишни| Не было у него ни клубов, ни читален. Зато была больница самоокупаемости, день лечения в которой стоил 1,5 долл. Но! здесь рабочие не простаивали, собирая отдельные детали. Фо{! использовал любой «человеческий материал», даже калек. На пр изводстве работало 4 слепых, 37 глухонемых, 60 припадочнь 123 с изувеченными конечностями. Причем в беседе с русски» Форд абсолютно точно сам назвал эти цифры. Две операции шлись даже для безруких. А все производство насчитывало оке 8 тыс. операций. Недаром в названиях книг, изданных в 20-е год] часто употреблялся термин «человеческая машина». Недостатки первоначальных опытов применения НОТ впе ледствии были во многом преодолены созданием комфортных; ловий для работы, а бесспорные достоинства говорили сами себя. Научная система рациональной организации труда легла; основу всех современных концепций и практику менеджмент Соратники и последователи Тейлора углубили и расширили ег идеи. Это были, кроме Генри Форда, супруги Фрэнк и Лилис Джильберты (Гильберты), Гарингтон Эмерсон, Анри Файоль. Труды пионеров НОТ широко издавались в России в 20-е годы. ^аши ученые и практики часто бывали в Америке, знакомились с системой, внедряя ее в российское производство. Внимание к проблемам научной организации труда в те годы было общегосударственной политикой. Проблемами научной организации труда занималось около 50 научно-исследовательских заведений. Был объяв-Лен конкурс на лучший учебник по НОТ. Некоторые руководящие работники должны были держать специальный экзамен по научной организации труда. Издавалось много книг и журналов по данной тематике: «Время», «Организация труда», «Вопросы организации труда» и др. В 1923 г. была создана лига «Время», которая пропагандировала нотовские идеи и создавала ячейки НОТ на заводах и в учреждениях. Еще раньше, в 1921 г. создан знаменитый ЦИТ — Центральный институт труда, который возглавил Алексей Капитонович Гас-тев. Он был поэтом труда в прямом и переносном значении слова. В своих научных работах («Трудовые установки», «Нормирование и организация труда»), в публицистических произведениях («Снаряжение современной культуры») и даже в поэтических сборниках («Поэзия рабочего удара») Гастев страстно агитировал за рациональный труд (см. Попов Г. X. Техника личной работы). Другим активным пропагандистом НОТ был Платон Михайлович Керженцев. Его книга «Принципы организации» и сейчас не потеряла своего значения. Научную организацию труда он внедрял и в журналистику. Керженцев, как мы уже знаем, был руководителем Российского телеграфного агентства — РОСТА, при котором организовал первую школу журналистов. Он же автор первого учебника по журналистике «Газета. Ее организация и техника». Главные правила, разработанные основоположниками научной организации труда, связаны прежде всего с материальным производством. Однако они лежат в основе любой деятельности, в том числе учебной. Хотя в применении к умственной работе, каковой является учеба, правильнее употреблять термин КУТ, т.е. культура умственной деятельности, культура учебного труда. Сущность научной, рациональной организации учебного труда состоит в том, чтобы добиться его наивысшей эффективности при наименьших затратах энергии, в оптимизации всех форм и методов работы студентов в аудитории и вне ее. Для этого нужно осознать закономерности, особенности умственного труда и усвоить общие правила его рациональной организации. Специфика умственной деятельности Умственный труд отличается от физического прежде всего • что он имеет дело с информацией в качестве объекта деятельнс и в качестве продукта труда. Основным средством, инструме! такой деятельности является не мускульная энергия, как в Tp физическом, а тонкая и высокоорганизованная субстанция моз психическая, духовная структура человека. Великий русский физиолог В. М. Бехтерев, говоря об основ* отличиях умственного труда от физического, выделяет то, что состоит из ряда высших сочетательных рефлексов, которые ра дражаются внутренними или внешними сигналами, в результ чего громадное значение имеет доминанта (прочное и длителы раздражение нервных клеток), концентрация внимания и спосс ность сосредоточиться. Умственный труд связан с малой тратой мышечной энерг но с повышенным нервным и мозговым напряжением, что ведет| утомлению*. Причем при физическом труде, как выяснили у ные, утомление оказывается местным, развивается вначале в _ ботающем органе и только затем, если человек не прекратит раб ту, становится общим. При умственной же работе утомление сг. оказывается общим, потому что мозг связан со всеми процесса» в организме. Физическое утомление быстро снимается. Начинают работ по меткому выражению А. Б. Залкинда, «нейтрализаторы ядовит продуктов»: почки и печень — главная «противоядная лаборат рия», грудная клетка, которая ускоряет дыхательные процесс! сердце быстрее гонит кровь, чтобы освободиться от ядов. При умственной работе подавляются именно те функции, торые больше всего нужны для выведения продуктов распада: хание замедляется, сердце работает вяло, кровь циркулирует ь ленно, плохо снабжает мозг кислородом, уменьшается потоотде ление, при помощи которого выводятся из организма вреднь вещества. И следовательно, яды накапливаются в организме, приводит к сильному утомлению или переутомлению. После физического труда мышечная ткань легко восстанавлЦ вается, потому что мышцы обладают несложным строением. /fe-j рвная же клетка — основа мозга, обладает сложнейшей структур рой и восстанавливается очень медленно. С этим связано и еще одно отличие умственного труда. Ее физическая работа прекращается сразу после ее окончания, то моз# ' См.: Залкинд А. Б. Умственный труд. М.; Л., 1930. продолжает работать и после того, как мы поднялись от письменного стола или закрыли книгу. И чем интенсивнее мы работаем, чем более сложную проблему решаем, тем большую инерцию просекания умственных процессов порождаем. И чрезмерное утомле-ние сказывается не в потребности покоя (как в физической работе), а в усилении возбуждения. Часто это возбуждение мы принимаем за повышенную работоспособность и не понимаем, что доводим до истощения нервные клетки. Они постепенно разучиваются отдыхать, и утомление через переутомление превращается в нервно-мозговое истощение, как говорит А. Б. Залкинд. Однако умственный труд имеет и свои скрытые катализаторы, которые способны нейтрализовать отрицательные свойства, перечисленные выше. Это интерес к работе, творчество, благие цели, стремление приносить пользу людям своей работой, своей жизнью. Но во всех случаях важно знать технику рациональной организации умственного труда, некоторые ее основные правила, чтобы успешно овладевать будущей профессией, получать знания при удовлетворении самим процессом учебы, сохранить работоспособность и здоровье. Планирование и учет времени Какие цели стоят перед студентом? Дальние — стать хорошим профессионалом и воспитать себя как творческую личность, способную приносить пользу людям. Ближние, промежуточные — овладеть определенным объемом знаний, умений в соответствии с учебным планом (по курсам, семестрам, месяцам, неделям, дням). У каждого курса своя специфика: одно дело овладеть журналистскими дисциплинами или литературой, совсем другое — экономикой или концепциями современного естествознания. К освоению одних предметов применим эмоциональный метод, другие приходится познавать рациональным, логическим путем. И выбор адекватного способа получения знания — тоже элемент стратегии или мысленной программы учебной деятельности студента. И конечно, нужно ясно представлять, что и как вы должны сделать в течение текущего дня. Такие установки на день лучше всего давать себе ранним утром, мысленно представив содержание, методы и этапы, последовательность того, что предстоит сделать. А это тесно связано с планированием. Очень важно овладеть искусством планирования и учета време- чи, уметь четко распределять свою работу на семестр, месяц, неде- лю, каждый день, стараться выполнять намеченное, четко ролировать бюджет времени. Без планирования работы невозможно добиться ее высок эффективности. Теперь ваша работа подчинена ритму работы i культета журналистики. Она расписана в учебных планах и граммах на все пять лет. Определен круг дисциплин, намечено ] мя производственной практики, названы время и часы отчетнс по дисциплинам. Составлено расписание занятий. Ваши лич! планы желательно согласовать с перспективными учебными нами и ежедневным расписанием. Вам придется спланировать на перспективу основные в* работы: время подготовки к зачетам и экзаменам, написание пщ менных заданий, рефератов, курсовых и т.п. Это ляжет в осщ ваших перспективных планов. Сюда же войдут планы, не связ ные с учебным процессом: работа в редакции, овладение вторе (третьим и т.д.) языком, посещение секций, кружков, освое* какой-либо области знаний (предположим, вам захочется уз* историю и архитектуру столицы) и т.д. Перспективный план на год, семестр реализуется в те* месячных, недельных и ежедневных планах, которые соглас> с учебным расписанием. Существуют различные формы фиксации планов. В книжнь канцелярских магазинах можно купить ежедневники и еженедел ники с рабочими планами и графами «Что сделать», «Где необх| димо быть», «Кому позвонить» и т.п., которыми удобно пол! ваться. Можно, естественно, придумать и свою систему фикса! планов, вплоть до самого простого: перечислить на бумаге то, надлежит сделать в течение дня, недели, месяца и т.п. Можно, полнить этот план отметками о сроках выполнения. Возможно, кому-то непривычно, не хочется возиться с такс бумажной канцелярией. Тогда план останется в голове. Естестве* но, что он не догма. Живая жизнь постоянно вторгается в наи планы и нарушает или корректирует их. Но при всех обстоятел! ствах определенные вешки, «верстовые столбы» для ориента! мысли, памяти, воображения, для организации волевых усши должны быть. Это к нашей же пользе. Планирование работы — большое искусство. Для того чтоб| экономно и рационально распределить усилия по достижеш любой цели, необходимо учитывать биоритмы природы и наше организма, поскольку человек есть существо не только социа ное, но и природное. Полезно жить и действовать в гармонии природой. Нарушение гармонии разрушительно для человека. Все живое на земле подчинено биологическим ритмам: смена времен года, дня и ночи, приливов и отливов и это, естественно, отложило отпечаток на жизнь человека. Есть многолетние биологические ритмы, сезонные, месячные, недельные, суточные рит-jtbi, которые влияют на работоспособность человека. Еще древний поэт Архилох писал: «Познай, какой ритм владеет людьми». А английский драматург XVII в. Джон Драйден был автором емкого философского афоризма: Во всем царит гармонии закон, И в мире все суть ритм, аккорд и тон. Еще несколько лет назад, читая лекцию на эту тему, я с некоторым опасением рассказывала студентам о биоритмологии, поскольку тогда она считалась чуть ли не антинаучной теорией. Теперь мы каждый день слышим по радио, по телевидению, читаем в газетах о магнитных бурях и влиянии их на здоровье людей, слушаем прогнозы астрологов, как, возможно, сложится для нас грядущий день. Конечно, от полного отрицания природных факторов и биоритмов, влияющих на здоровье и умственную работоспособность, нельзя бросаться в другую крайность: беспредельно верить всему, что говорят астрологи. Дело в том, что дается обобщающая информация и только предположительные прогнозы. А человек индивидуален, у него личные ритмы, которые владеют им со дня рождения. Кроме того, человек подвержен большому количеству космических влияний, и одни ритмы перекрывают и гасят другие. Но все-таки предпочтительнее внимательно отнестись к предостережениям специалистов и критически осмыслить полученную информацию. Какие же факторы влияют на ритмы человека? Прежде всего, космические, главным образом Солнце. Есть многолетние циклы солнечной активности (например, 600-800 лет), есть более короткие (80—90 лет). Крупные циклы даже сказываются на росте и развитии человека: с уменьшением магнитного поля Земли ускоряется рост человека (акселерация), с увеличением — замедляется (ретардация). Но знания о больших циклах — это, как говорится, для сведения. А вот реально в своей жизни полезно учитывать 11—12-летние Циклы солнечной активности, которые сильно отражатся на жизни и творческих способностях человека*. Ученый В. А. Иванов проанализировал работы 120 поэтов, писателей, композиторов и обнаружил, что творческий подъем связан с максимумом солнечной ' См.: Куприянов Л. И. Биологические ритмы и сон. М., 1976. активности. К аналогичным выводам пришли Е. В. Максимов В. Н. Завадек, которые статистически обработали сведения о дат рождения известных людей по энциклопедии за последние 400. и обнаружили, что кривая на графике подчинена 22,7 года, удвоенному 11-летнему циклу солнечной активности. Созданием гелиобиологии мы обязаны Александру Леониде вичу Чижевскому. Именно он вывел 11 -летний цикл солнечвд активности и еще в 20-е годы написал гениальную работу «Зеь ное эхо солнечных бурь». При изучении огромного статистическ го материала о развитии цивилизаций и исследовании солнечт ритмов ученый установил, что не только эпидемии, урожаи прочие биологические проявления жизни планеты, но и исторк ческие события, войны, революции, массовые движения, поя ление сильных лидеров зависят от солнечной активности, а ма» симум их приходится на максимум солнечной активности, кс рый как раз повторяется примерно через 11 лет. В период активно Солнца меняется магнитное поле Земли, что влияет на возбуди мость нервной системы. Вспышка на Солнце оказывает влияш на мозг, потому что длина волн магнитных излучений находит в том же диапазоне сверхнизких волн, что и энергия магнитш излучений Солнца. Проанализировав наиболее яркие исторические события вое| мирной истории за две тысячи лет, Чижевский обнаружил, что период максимума солнечной активности совершается 60% все| исторических событий, в период минимума только 5%, еще 20.1JJ приходится на подъем и 15% на спад солнечной активности. Мы долгое время не знали об этом гениальном ученом, потол что он был репрессирован. Родился и жил в Калуге, был учеников и соратником великого Циолковского. В 20-е годы избран почет| ным членом ряда международных объединений, в том числе Мел дународной биокосмической ассоциации, почетным профессоре» Стенфордского и Колумбийского университетов, почетным членоЦ астрономического общества Франции и т.п. В 1997 г. исполнилось К лет со дня рождения великого ученого и было два крупных междуна| родных симпозиума: в Москве юбилейная сессия Российской Ака| демии естественных наук, посвященная А. Л. Чижевскому, и меярЦ дународная конференция на его родине в Калуге. Тезисы mockobCJ кой конференции озаглавлены «Леонардо да Винчи XX века». Та! назвали его зарубежные коллеги еще в 1939 г. Тогда в Меморандум ме о научных трудах Чижевского, принятом на I Международно» конгрессе по биологической физике и космической биологии Нью-Йорке, говорилось: «Гениальные по новизне идеи, по unH| роте охвата, по смелости синтеза и глубине анализа труды поста-?! вцли профессора А. Л. Чижевского во главе биофизиков мира и сделали его истинным Гражданином мира, ибо его труды — достояние человечества». Выдвигая кандидатуру Чижевского на соискание Нобелевской премии, этот конгресс избрал его своим почетным президентом и отмечал, что многогранная деятельность ученого олицетворяет «для нас, живущих в XX в., монументальную личность да Винчи». В Сорбонне среди барельефов великих ученых есть и его портрет. Его сравнение с великим итальянцем верно еще и в том смысле, что помимо новых открытий во многих областях биофизики, гелиобиологии, космобиологии, космической эпидиомеологии, аэроионизации он проявил свои гениальные способности и в других областях. Окончил 4 факультета, в совершенстве владел несколькими языками. Отличный спортсмен, имел разряд по боксу. Написал около 300 картин. Сейчас изданы сборники его философских стихов. Приведу четырехстишие Чижевского, которое имеет прямое отношение к образу жизни творческого человека. В смятеньи мы, а истина — ясна, Проста, прекрасна, как лазури неба. Что нужно человеку: тишина, Любовь, сочувствие и корка хлеба. Доклады российских и зарубежных исследователей самых различных специальностей (физиков и биологов, астрономов и медиков, экономистов и философов, историков и психологов, журналистов и экологов) на юбилейных симпозиумах в честь столетия ученого подтверждают и развивают гениальные открытия Чижевского, расширяют наше представление о влиянии Вселенной на человека и на его умственную работоспособность, творческие способности. Чижевский обнаружил, что творческая активность зависит от концентрации в воздухе аэроионов. Кроме больших солнечных циклов есть ежегодные, сезонные. Большинство солнечных бурь бывает весной и осенью, в это же время обостряются многие хронические заболевания. Но этот период как раз для творческих людей наиболее благоприятен, их работоспособность, как правило, повышается. Вспомним хотя бы «болдинскую осень» Пушкина. Ученые также признают существование околомесячного ритма, в течение которого происходит и период подъема активности, и ее спад. Но бурные дебаты идут вокруг продолжительности этого цикла. Еще в начале века на основе опытов венский психолог Герман Свобода и берлинский врач Вильгельм Флейс выдвинули теорию трех биоритмов: физического, который, по их утверждению, длит- ся 23 дня (т.е. 12,5 дня длится подъем, столько же спад физичес* активности), эмоционального — 28 дней и интеллектуального — 33 j Эти ритмы, начиная со дня рождения, по утверждению учеь определяют наше состояние. Руководствуясь этой теорией, мне зарубежные автофирмы рассчитывают индивидуальные графики; водителей, в опасные дни (а ими считаются точки пересечения, или трех ритмовых кривых, дни перехода из фазы подъема в спада) не выпускают их на линию или предупреждают их об опасв сти. Сейчас и у нас существуют компьютерные программы, котор за минуту рассчитают для вас персональный график трех ритмов:| Оппоненты этой теории сомневаются, что индивидуалы ритмы начинаются со дня рождения, а не со дня зарождения. О| говорят о том, что существует множество ритмов, которые на дываются друг на друга и гасят отрицательные их свойства, поз му не нужно придавать им самодовлеющего значения. Студенты часто спрашивают, как поступить, если экзамен ] ходится на «черный день». Повторю еще раз то, о чем уже говор ла: принимайте советы к сведению, но любую информацию пр веряйте самостоятельно. Понаблюдайте за своим состоянием раб тоспособности в течение нескольких месяцев по собственш графикам самочувствия, и если обнаружится устойчивая тендер ция — учитывайте ее при планировании времени. Это перЕ А второе: не предавайтесь отчаянию, не будьте фаталистами в ношении «черных дней». Помните, вы самостоятельная творческ личность, вы можете при помощи положительной установки (cjj правило первое) и силы воли, сосредоточенности и внимания в хо выполнении работы преодолеть любые негативные прогнозы. Это осС бенно касается случаев, когда в том есть особая необходимое (экзамен, например). Но если вы можете позволить себе в крш ческие дни отдохнуть или заняться каким-то несложным трудо» сделайте так. Вывод. На фазы, наиболее для вас благоприятные, лучше гагё нировать самую сложную и творческую работу (написание кур вой, реферата, публикации, подготовку к зачетам и экзамена и т.п.). На спады творческой активности — отдых и вспомогател ные работы (конспектирование, если материал уже проработав заполнение библиографических карточек, введение в компьют необходимой информации или поиск данных, редактирование тек* стов и т.п.). Говоря о биоритмах, стоило бы еще упомянуть о том, что мерология советует активно работать в те дни месяца, который соответствуют датам вашего рождения (или сумме цифр). 138 Помимо околомесячных существуют и недельные ритмы. Они сВязаны со сложившейся веками традицией работать с одним-двумя выходными в неделю (это идет еще от библейской заповеди не работать в субботу). И эта традиция тесно связана с физиологическими функциями организма. Ученые обнаружили, что к концу недели кровяное давление повышается, в выходные дни снижается температура тела и, соответственно, максимум работоспособности приходится на середину недели — вторник, среда. Иногда в пятницу в преддверии отдыха бывает краткая вспышка работоспособности. Самый тяжелый день, как и сказано в поговорке, — понедельник. Во вторник и среду — повышение работоспособности до максимальной, а далее силы убывают, и к субботе человеку требуется отдых. По утверждению ученых, после рабочей недели нужно 42 часа для восстановления сил. Посмотрите, соответствует ли ваш рабочий график такому распределению времени. Постарайтесь планировать самые трудные задания на те дни, когда вам обычно легче работается. Но, конечно, самый важный для нас — суточный (циркадиан-ный) ритм, связанный со сменой дня и ночи. У большинства людей — «голубей» в течение суток бывает два подъема работоспособности: с 8 до 12—13 часов и с 16 до 20 часов. После обеда во время полуденного отдыха, когда кровь приливает к органам пищеварения, а мозг обескровливается, естественно, лучше не работать. «Жаворонкам», их примерно шестая часть, — лучше работается утром, «совам» (это в основном люди творческого труда, они составляют третью часть населения) — вечерами и даже ночами. Вообще логично подчиняться естественным ритмам природы, т.е. вставать с восходом солнца и ложиться, когда оно зашло. Но здесь нет единого рецепта для всех. Даже «совам» придется подчиняться расписанию учебного заведения, которое рассчитано на утреннее и дневное время. Бессонные ночи, конечно, нанесут вред вашему здоровью. Поэтому можно найти какой-то оптимальный вариант рабочего графика для тех, кто привык допоздна засиживаться за работой, а днем спать. И наконец, нужно сказать о полуторачасовых (90—100 минут) циклах активности в течение суток. Это значит, что каждые полтора часа бывает и период подъема работоспособности, и период ее спада. В вузах даже были введены сдвоенные лекции, чтобы уловить всплеск внимания и мыслительной активности студентов. Однако сосредоточенное внимание не может удерживаться более 40— 50 минут даже при очень интересной лекции. Поэтому целесообразно в течение дня распределить работу с учетом мини-ритмов. Теперь самое время поговорить о режиме дня, как ни по* ся вам банальным и школьным это слово. Дело в том, что раз> распределение времени в течение дня и, главное, выработка | лезных стереотипов, которые позволяют организму настраивает в определенное, точно означенное время на тот или иной вид, ятельности, освобождают нервную систему, мозг от лишней ты настраивать организм каждый раз заново. Исследователи в области образования определили, что аул ные занятия студентов должны занимать 6—8 часов в день, самс ятельная работа 3-4 часа, чтение 1—1,5 часа, самообс 3 часа, обед 1,5—2 часа и сон 8 часов. На культурные развлече* планируется 6—8 часов в неделю. Однако данные социологичес* исследований показывают, что в целом у студентов гораздо бс ше времени уходит на сон и развлечения, а на самостоятелы-занятия остается не более двух часов. Если вы тщательно проа лизируете траты своего времени, найдете резервы для плодотв ного творческого труда. Хотя некоторым студентам, наоборот, но снизить свою учебную активность, потому что они практичв| ки совсем не отдыхают и очень мало спят, истощая свой оргавд и доводя его до переутомления. Нередко такая нерациональная уче малоэффективна. Для тех же, кто хочет найти ресурсы времени для заня нужно уметь учитывать, замечать, куда расходуются драгоцеш дни, часы и минуты. Говорят, что человек, который считает вре?| по минутам, имеет его ровно в 60 раз больше того, кто считает i часами. Вы, может быть, читали повесть Д. Гранина «Эта странна жизнь». А если еще нет, советую это сделать. Вы познакомитеа замечательным ученым Александром Александровичем Любищ^ вым (1890—1972), который достиг удивительной работоспособ* сти и продуктивности благодаря разработанной им системе нирования и учета своего времени. В годовом отчете, который ставлял целую тетрадь, записывалось в часах, минутах, странщ и т.д. все, сделанное за год. Например, за 1938 г. прочитано 9 ты| страниц художественной литературы на разных языках (а он вла дел английским, французским, немецким, испанским, италь ским, голландским и португальским), на что потребовалось 24 часов; написано 552 страницы научных трудов, из которых напе чатано 152 страницы. Мы плохо знаем имя этого ученого, пото» что его, как и Чижевского, постигла участь забвения в сталински| времена. На самом деле за свою жизнь он успел написать 12 5С листов машинописного текста. Наследие колоссальное. Это труд| по генетике, сельскому хозяйству, защите растений, энтомолс гцй, зоологии, истории науки, теории эволюции, философии. Только в последние годы начинают издаваться некоторые его тру-дЫ- В 2000 г., например, вышла фундаментальная работа (к сожалению, не законченная) «Линии Демокрита и Платона», где он на очень обширном научном материале анализирует, как развивались древнегреческие философские направления в естественных науках, и приходит к выводу, что линия Платона была более плодотворной и эвристичной в науке, чем линия Демокрита. Он читал лекции, заведовал отделом научного института, ездил в экспедиции. В свободное время занимался классификацией земляных блошек, которых собрал 35 ящиков — 13 тыс. Любищев был человеком широчайшей образованности, универсалом. А про себя говорил: «Я дилетант, универсальный дилетант. Слово-то это происходит из итальянского "дилетто", что значит — удовольствие». Он был чрезвычайно работоспособен, причем к старости, а дожил он до 82 лет, его работоспособность и идеепроизводительность возрастают. Гранина особенно восхищает его бережное отношение к времени: «Меня поражали в Любищеве смелость, с какой он обращался с плотью времени. Он умел ее осязать. Он научился обращаться с пульсирующим, ускользающим "теперь". Он не боялся измерять тающий остаток жизни в днях и часах. Осторожно он растягивал время, сжимал его, стараясь не уронить, не потерять ни крошки. Обращался с ним почтительно, как с хлебом насущным; ему и в голову не могло прийти "убивать время". Любое время было для него благом. Оно было временем творения, временем познания, временем наслаждения жизнью. Урок Любищева состоит в том, что можно жить каждой минутой часа и каждым часом дня, с постоянным напором отдачи... Время потерянное воспринималось как бы временем, отнятым у науки, растраченным, похищенным у людей, на которых он работал. Он твердо верил, что время — самая большая ценность и нелепо тратить его для обид, для соперничества, для удовлетворения самолюбия... Это был труднейший подвиг мерности, каждодневное™. Каждодневного наращивания самоконтроля, самопроверки». Чему же может научиться студент, прочитав об этом удивительном человеке? Как экономить и учитывать время. Можно применять систему Любищева, лучше придумать свою. Полезно использовать опыт хронокарт, которые существовали еще в 20-е годы, когда их можно было купить в книжных киосках. Вот один пример такой хронокарты с буквенной системой обозначений различных затрат времени: Л — лекции А — семинары (аудиторные занятия) М — мастерские, практические, лабораторные занятия У — учет знаний (зачеты, экзамены и т.п.) Ц — личные дела в вузе (справки, взносы и т.п.) Р — подготовка к занятиям, самостоятельная работа Ж — самообразование (чтение художественной литературы и О — общественная работа Н — непроизводительно затраченное в вузе время X — передвижение (ходьба, поездки на транспорте) 3 — дополнительные заработки Е — самообслуживание (еда и т.п.) В — семейные обязанности Т — развлечения (театр, кино, игры и т.п.) Я — бездеятельный отдых С —сон И — прочее Нетрудно и самому составить систему буквенных обозначе! временных трат и обозначить ими виды своих занятий в течеУ дня в хронокартах, где каждый час поделен на четыре отрезка^ 15 минут. Приведем фрагмент такой хронокарты (табл. 3). Затем виды работ суммируются по дням, неделям, меся1 В приведенном примере оказывается, что первого сентября гипс тический студент потратил по полтора часа на лекции, семинар! лабораторные занятия, 2,5 часа на подготовку к ним, полтора г на еду, час на передвижение, час на развлечения, 1 час 45 mi на самообразование, 45 минут на семейные обязанности. Безд| тельный отдых и непроизвольно затраченное время составил! час 15 минут, а сон длился 8 часов. Здесь приведен оптимальн! вариант распределения времени. Наглядная графическая схема обозначения затрат времени щ лагается в книге Г. X. Попова «Техника личной работы» (мог взять любое издание), который заимствовал ее из книги Л. Таблица Хронокарта
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.62.69 (0.022 с.) |