Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика журнализма в ряду других профессийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Курна-лист + +
+ + ~ о" ~ (Г + + |^_ I + I + I +_ + т-т^ I + (П -"Г | о i + i T
Примечание: ++ присуще данной профессии в большой степени + присуще данной профессии в определенной степени О присуще отчасти — не присуще Профессиограмма журнализма Признаки профессиограммы журналиста Информационная креативная деятельность, связанная с оперативной социально-ориентирующей, коммуникативной, информационно-управляющей, просветительной, рекламной, рекреационной функциями Открытая профессия, в которой могут работать люди с разными типами образования, однако предпочтительнее журналистское, филологическое, вообще гуманитарное или специальное (в той области, которая является сферой публикаций) плюс журналистское, полученное в вузе (бакалавр, специалист, магистр) или в системе повышения квалификации. Профессия с относительно малой численностью занятых в ней Возраст — средний, около 35—40, хотя в зависимости от специализации и типа деятельности (репортер, аналитик и т.п.) варьируется от молодого до среднего и выше. Пол — любой, хотя в связи со сложностью и динамизмом профессии в основном в журналистике работают мужчины (60—65%), но это тоже зависит от специализации. Опыт работы. Для узких специалистов желателен опыт до-журналистской работы в сфере специализации. Для остальных — разнообразный жизненный опыт Творческий самостоятельный и исполнительский при широких контактах с людьми в сфере информации, управления, материального и духовного производства, в сфере воспитания людей Орудия, предназначенные для создания, переработки и передачи информации (пишущие ручки, машинки, компьютеры, принтеры, сканеры, печатная теле- и радиотехника, средства связи и пр.)._________________________________ Выразительные средства устной и письменной речи, образные средства, изображение и звук, мимика, жест и другие признаки профессионального поведения. Система задач и правил поиска и преобразования информации Работа индивидуально-коллективная с устойчивым разде лением труда, но нередко изменяющимися функциями (творческая, организаторская, редакторская работа и т.п.). Работа коллективная в процессе выхода публикации (для теле- и радиожурналистов коллективный характер труда связан и с процессом создания передачи). Количество группы зависит от типа редакции и целей конкретного задания
Категории рофессиограммы ятельности по ризнаку «индиви-уальная—коллективная» .3.2. Особенности о признаку:амостоятельности аботников .3.3. Профессиональные, деловые онтакты 4. Информационные признаки, характеризующие типовые производственные показатели работы 4.1. Предмет деятельности 4.2. Цели, функции 4.3. Типы деятельности, важнейшие производственные операции, обязанности 4.4. Виды трудностей
Признаки профессиограммы журналиста амостоятельная, творческая, тельской Широкие (с разным и постоянно меняющимся кругом лиц ' разных специальностей и должностного статуса) Предмет деятельности — актуальные события действитель^! ности во всех сферах (информация, производство, потреб- ' ление, досуг и пр.), информация об актуальных изменениях действительности Удовлетворение потребностей общества как системы и отдельных его групп в актуальной информации (информирование, просвещение, социальное ориентирование, коммуникация, интеграция, рекреация, информационное управление, пропаганда, рекламирование и т.п.) Литературно-творческая и познавательная деятельность, создание журналистских публикаций (работа с источниками информации, постижение сути полученных сведений, конструирование текста). Редактирование различного вида текстов. Работа с ретранслируемой информацией (с официальной, агентской, справочной, художественной, материалами других СМИ и т.п.). Работа с авторами и письмами в редакцию. Планирование, организаторская, организационная работа, участие в производственном процессе выхода издания или передачи в свет, в эфир. Участие в рекламной и коммерческой деятельности Высокая степень социальной ответственности. Высокая степень психологической стрессовости. Опасности для здоровья и жизни. Высокая степень риска.. Частые командировки. Высокий ритм труда. Ненормированность рабочего времени. Трудности работы с источниками информации. Творческие трудности при создании текстов. Трудности в общении с людьми в процессе сбора информации. Признаки профессиограммы журналиста Сложности общения в творческом коллективе редакции. Работа в помещении. Часто на открытом воздухе во время выполнения редакционных заданий с постоянной сменой места работы. В разных климатических условиях (периодически в командировках) Ненормированный рабочий день, работа в разное вре суток — днем, вечером и даже ночью — ив связи с разными редакционными заданиями и в связи с тем, что многие публикации создаются дома во внеурочное время. Работа творческая, разнообразная, не монотонная. Динамичная, связанная с выездом на задания, в команди ровки Быстрый темп, оперативность. Непредсказуемость профессиональных ситуаций, их стрес- совость. Высокая степень риска. Физические и нервные перегрузки Высокая степень социальной ответственности перед обществом и аудиторией. Высокая степень профессиональной несвободы. Высокая степень психологической стрессовости и связанные с этим профессиональные болезни: сердечные, нервные, желудочные заболевания, бессонница Связь между субъектом и объектом деятельности в процессе сбора информации — непосредственная и опосредованная, в процессе общения с аудиторией — опосредованная каналами передачи, хотя может быть и непосредственной (интерактивная связь во время ТВ и радиопередач, в электронных сетевых коммуникациях). -Информация обычно достаточно легко воспринимается, но иногда смысл и сущность восприятия затруднены по разным причинам (например, в расследовательской деятельности, в работе с документами, в беседе, когда собеседник не хочет открывать своих намерений и скрывает информацию и пр.) Содержание зрительного восприятия: ситуации, социальные объекты, их поведение (вербальное и невербальное) и взаимоотношения, природные объекты, их состояние, предметы и их качества, изображения, тексты (печатные, документы, рукописи и пр.) и т.п. Содержание слухового восприятия: беседы с людьми, разговорная и официальная речь, радио, телеречь. 234
."■;? Категории профессиограммы Признаки профессиограммы журналиста бенности их психических состояний, особенности явлений природы, звуки, шумы и пр.; — наглядно-образный, изобразительный материал: теле — словесно-логический материал: печатные, рукописные, — полимодальные представления: сочетание зрительных, По видам и формам запоминания: произвольное и непроизвольное, кратковременное, оперативное и долговременное запоминание, точное и быстрое, осмысленное запоминание с элементами механического Произвольное воспроизведение Осмысленное выборочное воспроизведение воспринятого материала в соответствии с целями создания журналистского текста, с процессами узнавания, припоминания и воспроизведения. Воспроизведение точное, но не всегда полное в соответствии с профессиональными задачами. Достаточно высокая степень скорости воспроизведения, но также в соответствии с профессиональными задачами Мышление Тип мышления: смешанный образно-логический и практический тип мышления, синтезно-аналитическое мышление, оперативное, гибкое, критичное, широкое (для некоторых специализаций, например, для аналитиков — глубокое, прогнозное) Образное мышление На уровне оперирования образами: четкое наглядное представление, воспроизведение по памяти, мысленное сравнение нескольких образов, перевод образа из одной модальности в другую и пр. На уровне воссоздания образов: воссоздание по словесному описанию, создание целостного образа из отдельных описаний и наблюдаемых объектов, мысленное воссоздание реальной обстановки на основе декодирования объектов и символов Практическое оперативное мышление В условиях устойчивого стандартизированного трудового процесса: понимание сути явлений и процессов действительности, причинно-следственных связей, свойств людей, их поведения, взаимодействия, условий, в которых протекает та или иная ситуация, выявление путей решения выдвинутых проблем. В условиях динамичности трудового процесса и изменения условий работы, когда особенно требуется проявление one- 237
Категории профессиограммы Признаки профессиограммы журналиста любознательность, начитанность, аналитические способности, способность оценить обстановку, понять причины событий и мотивы поведения людей, наблюдательность, интуиция, способность предвидения, правильная самооценка, принципиальность, дипломатичность, чувство юмора. Быстродействие: способность быстро настроиться на работу, быстрый темп выполнения профессиональных обязанностей, быстрое реагирование в принятии решений, находчивость, быстрая переключаемость, перестройка стереотипного поведения, быстрое установление контактов, быстрая адаптация к новым условиям, мобильность. Помехоустойчивость: эмоциональная и психологическая устойчивость, самообладание, стрессоустойчивость, сохранение работоспособности и присутствие духа при действии неожиданных и новых ситуаций, способность подавлять чувство страха при обостренном чувстве самосохранения в экстремальных ситуациях, сосредоточенность в условиях отвлекающих помех, умение работать в разноритмовых условиях. Выносливость (психологическая и физическая): высокая работоспособность при больших нагрузках в сложных условиях, упорное преодоление возникающих трудностей, терпеливость, усидчивость, способность преодолевать сонливость и чувство усталости. Уравновешенность: спокойствие в общении с людьми, сдержанность, собранность, выдержка, самообладание, способность выдерживать динамичный, разномерный темп деятельности, часто связанный с экстремальными ситуациями. Активность: творческая активность, целенаправленность, инициативность, любознательность, энергичность, организованность, динамизм. Волевые качества: настойчивость, мужество, смелость, способность к риску, уверенность в себе, решительность, выдержка, сильная воля, самостоятельность, требовательность, последовательность, малая внушаемость, способность заражать людей, влиять на них, энергия (харизматизм). Трудолюбие, интерес к работе, увлеченность, любовь к профессии, ответственность, чувство долга, дисциплинированность, добросовестность.
10. Интегральные психофизиологические показатели Соотношение в деятельности приема и отдачи информации (в континууме от А преобладание приема, Б — умеренное преобладание приема, В — равновесие, Г — умеренное преобладание передачи, Д — значительное преобладание передачи информации): В, иногда Б, Г, но возможны и А и Д в зависимости от вида профессиональных задач, но в целом обычно в сфере средних значений. Соотношение в деятельности репродуктивных, стереотипных и эвристических, поисковых компонентов (от А — значитель- 240 Приложение 6 Тестовые методики (Тесты взяты из сборника: Предчувствие портрета. Екатеринбург, 1992) Ваш творческий потенциал
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.28 (0.017 с.) |