Активизация умственных процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активизация умственных процессов



Для журналистской профессии и для процесса ее познав стенах вуза крайне важно развивать внимание и наблюдательнс память, мышление и воображение, углублять процессы воспрй тия и понимания, короче говоря, активизировать умственные: цессы. Но, прежде всего, нужно объективно оценить свои логические особенности: памяти (слуховая, зрительная, мот


ная, логическая, образная, смешанная и т.п.), внимания (тип, объем, устойчивость, переключаемость, распределяемость и т.п.), мышления (широта, глубина, быстрота, логичность, образность, способность к анализу, синтезу и т.п.), воображения (способность £ ассоциативному мышлению, интуитивность и т.п.).

На основе полученных данных и нужно развивать те способно­сти, которые вам особенно пригодятся в учебе и в будущей про­фессии. Помогут в этом многочисленные психологические прак­тикумы и книги, которых много в книжных магазинах, часть по­мешена в нашем списке литературы. Здесь подробнее остановимся на развитии памяти, внимания и наблюдательности.

Развитие памяти

Память, как известно, играет огромную роль в учебной дея­тельности. Ее можно развивать, это один из наиболее легко трени­руемых умственных процессов.

Память в словарях определяется как отражение прошлого опы­та, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что раньше воспринимали, переживали или

делали.

Без памяти человек перестает существовать как личность. Вспом­ните рассказ Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» о ман­курте, человеке без памяти. Это не человек даже — это просто неодушевленная оболочка человека.

Процессы запоминания являются важнейшими в жизни чело­века, потому что позволяют ему ориентироваться в мире, рабо­тать, творить, создавать новое, общаться с другими людьми, на­слаждаться процессом познания.

Резервы памяти у человека огромны. Ученые утверждают, что из 15-17 млрд нервных клеток большинство людей использует

лишь 4%.

Более или менее эффективно резервы памяти может использо­вать лишь 1% населения земного шара. История знает примеры поистине феноменальной памяти, как правило, у знаменитых людей. Прекрасной памятью обладали Ломоносов, Пушкин, Че­хов, Короленко, Горький, Вернадский, Павлов, Кони, Моцарт, Вольтер, Маркс, Ленин и др.

Александр Македонский знал по именам всех своих солдат, количество которых исчислялось десятками тысяч. Римский фило­соф, живший в начале новой эры, Луций Анней Сенека мог по­вторить до 2 тыс. слов, не связанных по смыслу. Царь Понта Мит-Ридат знал языки всех 22 народов, населявших его владения.


Хранитель ватиканской библиотеки Джузеппе Меццофаь совершенстве овладел 57 языками, а немецкий профессор Ге терман знал 132 языка. Недавно по телевидению показали наше современника Вилли Мельникова, который знает 97 языков,?! том числе древние, очень редкие, может думать на этих языках; даже писать стихи.

И прошлая наша история хранит примеры удивительной мяти. Об этом пишут в своей книге «Как воспитать волю и хар тер» Л. И. Рувинский и С. М. Хохлов. Народная сказительниц И. А. Федосова (1831—1899) даже в преклонном возрасте по па* ти могла рассказать до 30 тыс. стихов. К. И. Чуковский вспоминав что, когда известного историка Е. В. Тарле спросили о пугачевскс восстании, он «воспроизвел наизусть письма и указы Екатерины 1| отрывки из мемуаров Державина, какие-то неизвестные ар^ данные о Михельсоне, Хлопуше, о яицких казаках», мог привес на память любые исторические документы.

Гениальный шахматист Алехин вслепую играл на 40 доска! одновременно, прекрасно ориентируясь в расположении фиг Известно, что академик Иоффе пользовался логарифмической таС лицей по памяти.

Моцарт в 14 лет услышал мессу в римском соборе Петра и ме воспроизвести ее наизусть. Бетховен и Рахманинов тоже обла уникальной музыкальной памятью. Прекрасная художественна память была у художника Ге.

Об удивительных свойствах памяти московского репортер! С. В. Шерешевского рассказал профессор А. Р. Лурия в книге «Ма ленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста». Ученый всп<Й минает, что в 1926 г. Шерешевского прислал в психологичес* лабораторию редактор одной из московских газет. Поводом послу* жил случай, который произошел накануне. «Редактор дал ряд слож-| ных поручений и был возмущен, что Шерешевский ничего не писывает. Это, в свою очередь, вызвало недоумение репорте! зачем переводить бумагу — он без запинки повторил слово в слов(^| все длинные указания».

У Шерешевского практически отсутствовали границы памяти,] Он запоминал на долгие годы таблицы из длинного ряда ^ комбинации слов незнакомого ему языка, произвольный набора слогов. Шерешевский хотя и обладал от природы уникальной па-j мятью, но широко пользовался приемами техники запоминания,.j или мнемотехники.

Для развития памяти нужно активно заниматься ее трениров-^ кой.


Известный психолог В. Леви («Охота за мыслью») приводит некоторые данные о том, как меняется продуктивность памяти в зависимости от некоторых условий. Лучше материал запоминается перед едой, чем после, когда кровь от мозга перетекает к органам пйщеварения и тормозятся все умственные процессы. Память луч­ше утром, чем вечером. Женщины, как правило, запоминают луч­ше, чем мужчины, возможно, в связи с тем, что у них лучше развито правополушарное, образное мышление, а известно, что образное запоминание продуктивнее логического. Очевидно, по этой же причине у сельских жителей память лучше, чем у горожан. Хотя история знает примеры, когда хорошая память сохраня­лась до глубокой старости, все-таки у большинства людей в моло­дости память лучше. Она «набирает обороты» до 25 лет, далее при­мерно до 45 лет остается на одном уровне, затем ухудшается. Сту­денты именно в том возрасте, когда весьма продуктивно могут и должны работать над улучшением своей памяти.

Исследованиями психологов выявлено, что в первую половину учебной недели идет нарастание показателей памяти, с четверга по субботу — снижение. Точно так же в начале семестра материал запо­минается быстрее и прочнее, чем в его конце, и в первом полугодии лучше, чем во втором. Замечено, что у студентов младших курсов к концу лекций ухудшается запоминание, а у студентов старших кур­сов наоборот. В период устойчивой работоспособности в середине лекции продуктивность памяти у девушек выше, чем у юношей*.

Что же нужно знать, чтобы тренировать свою память? Прежде всего, определить, какого типа ваша память: зрительная, слуховая, моторная или смешанная. Различают образную память, связанную с первой сигнальной системой и образным правополушарным мыш­лением, и логическую, связанную со второй'сигнальной системой и левополушарным логическим типом мышления. Чистые типы памяти весьма редки, они встречаются только у 6% людей. У ос­тальных обычно смешанный тип памяти, но с преобладанием ка­кого-либо одного.

При желании запомнить что-то на короткое время включаются механизмы кратковременной памяти, если надолго — долговременной. Долговременная память связана с изменением структуры белка ри­бонуклеиновых кислот. Потенциальный объем долговременной па­мяти огромен — 1015. В идеале мы могли бы запомнить всю информа­цию, которая хранится в фондах Ленинской библиотеки.

* См.: Адаптация учащихся и молодежи к учебной деятельности. Иркутск,

1986.


1 -927


Экспериментально установлено, что обычно человек однократного прослушивания может запомнить всего 50 формации: не более 8 цифр, 7 букв русского алфавита или 6 i не связанных друг с другом по смыслу.

У большинства студентов факультетов журналистики, по, ным экспериментов, память смешанного типа, что соотве особенностям профессии, хотя зрительная память развита ше, чем слуховая, а эмоциональная преобладает над логичес Они лучше запоминают лица, чем внешние приметы обстанс детали действия. Будущему журналисту, естественно, очень i хорошая память, тем более что в некоторых случаях не уд пользоваться ни блокнотом, ни магнитофоном, и тогда Bbipj только память.

Следуя принятому в учебном пособии принципу, перечне некоторые правила и приемы для тренировки памяти.

Правило первое: четко формулируйте цели, дайте yen на срок, точность и глубину запоминания.

Очень важно дать команду своему мозгу о том, как долго, жна храниться в памяти заучиваемая информация, как точна желательно сохранить. Нужна ли она на полчаса (телефон не комого человека, которому нужно срочно позвонить), на или менее длительный срок (фактические данные по какому-будь курсу — до очередного зачета), или на всю жизнь (фундам! тальная, базовая методологическая информация, система например, по теории журналистики). Что-то нужно запомт общих чертах, что-то точно (даты, цифры социологических ис дований). Все это нужно на уровне команды продиктовать се мозгу, чтобы он ориентировался в стратегии запоминания.

Правило второе: если хотите что-то хорошо запомнить, центрируйте внимание на предмете запоминания, включите называемое произвольное, т.е. волевое, внимание.

О концентрации внимания мы еще поговорим в соответству щем разделе. Здесь же важно усвоить главное: если вы не сосреД^ точились — информация прошла мимо, не задержалась в ваше сознании и не будет запомнена. Рассеянность, с которой вы пор сидите на лекциях или семинарах, читаете учебник или рекоме дованную вам по курсу книгу, приводит к пустой трате Оно бесполезно прожито. Оно не дает пищи ни уму, ни сердг ни, конечно, памяти.

Правило третье: попытайтесь найти в запоминаемом интер ное, важное, нужное для себя, связанное с вашими жизненнь целями, опытом.


Мы уже говорили об огромном положительном влиянии инте­реса на все процессы умственной деятельности. Все, что делается с йНтересом, бывает намного эффективнее, чем то, к чему человек равнодушен. Отсюда — чем шире интересы и увлеченность челове-k3j тем богаче и прочнее его память. Лучше запоминается то, что лежит в круге интересов личности.

Курсы, которые изучаются на факультетах журналистики и которые вам надлежит освоить, пополняют ваш культурный ба­гаж (философия, культурология, литература, социология, поли­тология, современные проблемы естествознания, языки и т.п.) и делают вас широко образованным, эрудированным человеком. Только такой человек может быть настоящим журналистом, пото­му что, во-первых, это позволяет ему глубоко разбираться в жиз­ненных процессах, во-вторых, дает возможность обратиться к со­кровищнице культуры для того, чтобы тексты были более доказа­тельными и выразительными, легче воспринимались аудиторией. Вообще человек необразованный просто не имеет права работать в средствах массовой информации. Дать себе установку на изучение и запоминание материала названных курсов несложно — они дей­ствительно очень интересны и важны и для профессии, и для обы­денной жизни.

Тем более важными оказываются дисциплины профессиональ­ного цикла, связанные непосредственно с журналистской профес­сией (основы журналистики, основы творческой деятельности, право, этика, социология и психология профессии, экономика СМИ, реклама и ПР и т.п.), дисциплины специализации. Конеч­но, что-то из этого множества предметов следует выделить как приоритетное, но, однако, при умелой работе и реальной трени­ровке памяти можно прочно освоить весь цикл гуманитарных и специальных дисциплин учебного плана.

Правило четвертое: запоминайте материал осмысленно и сис­темно, сначала старайтесь хорошо понять то, что предстоит запомнить, выделите главное.

Для этого вычлените главную идею, тезисы, аргументы, отде­лите факты от выводов. Логическое, осмысленное запоминание в Ш—20 раз продуктивнее механического. Попробуйте, как это дела­ют психологи, запомнить 200 разных слов, на это уйдет около полутора часов. А 200 слов связного стихотворного текста вы мо­жете запомнить за 10 минут.

Механическая зубрежка уносит много сил и дает небольшой эффект. Прочность памяти зависит от того, как вы сумеете вклю­чить запоминаемое в систему более общего порядка, как вам уда-


стся обнаружить связи между элементами. И тут, естественно, I шое значение имеет запас ваших знаний в данной области, вы хорошо разбираетесь в проблемах джазовой музыки, на мер, то всякая новая информация будет включена в систему ] ющихся у вас представлений и хорошо отложится в памяти.

Словари и энциклопедии — ваши основные помощники в д отчетливого понимания текста. Непременно имейте словари; транных слов, которые расшифруют и уточнят непонятные и выражения. Если бы сейчас вам предложили дать точное опр ление слов, которые вам кажутся хорошо знакомыми, не 30—40% студентов точно указали бы их смысл. Проверьте по сщ рям значение хотя бы таких слов, как инфляция, мафия, круиз,. лация, мораторий, и вы сами убедитесь в этом.

Очень полезно при изучении сложного текста, например уч| ника Е. П. Прохорова «Введение в теорию журналистики», ее вить смысловой конспект, определить соотношения значений ных элементов. Такая работа позволит вам не только понять, н^§ хорошо запомнить материал курса.

«Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много neper родок, а потому надобно скорее все укладывать, куда следует»,Ц говорил А. В. Суворов — обладатель замечательной памяти.

Чтобы навести порядок в своей памяти, постарайтесь при поминании выделить основное, главное, разделить запоминаем^ на отдельные части, фрагменты, чтобы лучше понять и запом* каждый из них. Очень полезны для этого графические конспе* планы, схемы, модели. Если вам удастся представить матер» системно, обобщенно, вам обеспечено хорошее сохранение памяти, потому что самый высокий код запоминанияэто идей.

Можно свернуть содержание любого курса в емкие и корот таблицы, которые помогут осмыслить и запомнить его. Наприме| по курсу литературы можно построить матрицу, информация которой будет обобщена по каждому изучаемому писателю: гол жизни и особенности творческой судьбы, историческая обстано! ка, главные произведения, основная тематика, герои, особенное^ ти языка, стиля, литературных приемов, критика и т.п.

По истории журналистики эта матрица может иметь несколько вариантов. Например, можно изложить историю по периодам: звание периода и его хронологические рамки, историческая становка, основные издания, их программа, издатели, ведущие журналисты, аудитория, проблематика, особенности формы и т.пЦ Сам процесс работы над такой итоговой моделью курса сосл> вам незаменимую службу систематизации и высокой степени 3ai


поминания основных положений. Детали сами всплывут в процес-се экзамена или зачета.

Правило пятое: включайте в процесс запоминания различные виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, опираясь при этом на свойственный вам тип.

Чем большее количество каналов участвует в приеме информа­ции, тем продуктивнее запоминание. Если у вас зрительная па­мять — старайтесь больше читать сами, подчеркивайте нужные места Б книге карандашом (если, конечно, она не библиотечная), пользуйтесь иллюстрациями и наглядным материалом. Если слу­шаете текст, обязательно попробуйте записать его. При слуховой памяти желательно работать в тишине, читать вслух, просить про­читать нужный текст своего товарища, чаще обсуждать прочитан­ное вслух. Двигательный тип памяти предполагает конспектирова­ние всякого материала, использование рисунков, схем, диаграмм и т.п. Но нужно развивать и совершенствовать и те виды памяти, которые у вас развиты слабо. Хорошо, если вы прослушаете мате­риал, прочитаете его глазами и запишите — включите все основ­ные виды памяти.

Особо следует сказать о продуктивности эмоционального об­разного запоминания. При чтении текста или восприятии устной информации представляйте его в образной форме. Проговаривайте запоминаемое вслух с эмоциональной окраской и определенным ритмом, замедляйте или ускоряйте ритм. Очень важно получить яркое, выразительное впечатление о том, что нужно запомнить. Имейте в виду, что зрительное впечатление сильнее слухового, потому что нервы, которые идут от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем те, что идут от уха к мозгу*.

Правило шестое: повторяйте, воспроизводите запоминаемое с

Определенными перерывами.

Активное повторение сокращает время на запоминание в 7—9 раз. Если информация не закреплена, от нее через трое суток оста­нется обычно только около 20%. Например, проводили опыт с забыванием чисел. Через полчаса в памяти остается 60% информа­ции, через день — 34%, а через 30 дней — 21%. За первые 8 часов забывается столько же, сколько за месяц, т.е. сначала процесс за­бывания идет весьма интенсивно, поэтому важно закрепить, по­вторить информацию непосредственно после ее восприятия.

Оптимальной считается такая динамика повторений: через 20 се­кунд после чтения, через 15—20 минут, через 8-9 часов, через

* См.: Карнеги Д. Как улучшить память (любое издание).


24 часа, через несколько дней. Хорошо за 15—20 минут до сна; вторить то, что надо запомнить, потому что во сне происход переработка информации. А. М. Вайн и В. И. Каменецкая в; «Память человека» напомнили, что педагоги Древней Греции ред сном нашептывали своим ученикам то, что трудно усвоц днем. Этим же приемом пользовались буддийские священники,; дийские факиры. Запоминание лучше происходит в фазы медле ного сна, т.е. в полудремотном состоянии. Сейчас это свойс часто используется при изучении иностранных языков, когда ночь ставят кассету с текстом, чтобы запомнить его.

Специалисты советуют построить процесс запоминания та* образом. Прочитать текст, который нужно запомнить, причем'! должен быть не очень большой и не очень маленький. Важно < четливо понять, о чем идет речь. Выделить главную идею. РазбИ текст на структурные элементы, осмыслить их в связи друг с, гом (хорошо при этом пользоваться техникой диаграммы текс изложенной в разделе «Культура чтения»). Затем попытайтесь ] произвести, т.е. повторить, текст. Если за 3 минуты вы не можй его вспомнить, снова прочитайте и попробуйте повторить. Сер дину отрывка повторяйте тщательнее, потому что она запом! ется хуже, чем начало и конец.

Опыты показали, что чередовать чтение и повторение прод тивнее, чем только снова читать. Поставили эксперимент: од группе предложили запомнить текст после четырехкратного ния, другой — после чередования двух чтений и двух повторе* Результаты объема и прочности запоминания у второй rpyni1 оказались лучше.

Ф. Лезер в книге «Тренировка памяти» предлагает свой алг ритм чтения и запоминания, который он назвал ОЧОГ.

О — ориентировка в тексте. Выделить главное, сделать выписки, черкивания, повторить главное.

Ч — чтение. Прочитать текст, выделить второстепенные детали, усЩ новить связи между главными положениями и второстепенными.

О — обзор. Быстро просмотреть текст, проверить его связност поставить вопросы к главным мыслям.

Г — главное. Пересказать текст вслух, вспоминая основные мыс ответить на вопросы. Число повторных чтений должно быть больше, пересказов меньше.

Ученый советует заучивать целыми отрывками, чтобы не теря лись связи между частями, но в то же время объем запоминаю не должен быть слишком велик.


Порядок запоминания такой:

Запомнить АБ.

Повторить АБ, запомнить БВ.

Повторить АБ, БВ, запомнить ВГ и т.п.

Очень полезно рассказывать другим то, что хочешь запомнить. Еше древние говорили: «Кто учит, тот учится сам».

Правило седьмое: чередуйте заучивание с отдыхом или переме­ной вида деятельности.

Благодаря многократной циркуляции импульсов по нейрон­ным цепям кратковременная память переходит в долговременную. Этот период закрепления, или, как говорят ученые, консолида­ции, длится 15—30 минут. Поэтому лучше всего после интенсивно­го запоминания отдохнуть, чтобы дать мозгу спокойно завершить свою работу по закреплению материала. Полезно отдыхать через каждые 40—45 минут, чтобы информация уложилась в голове. Да и внимание дольше этого времени удержать очень трудно.

Не забывайте и о перемене видов деятельности, чтобы не было так называемого ретроактивного торможения. Опытным путем ус­тановлено, что запоминание тем лучше, чем меньше последую­щая деятельность похожа на предыдущую. Например, после заучи­вания прилагательных лучше усваивалась информация по запоми­нанию чисел, а хуже всего, если предлагалось заучивать другой ряд прилагательных.

Ретроактивное торможение бывает меньше и в том случае, если последующая деятельности легче предыдущей. Иными словами, после работы по запоминанию трудного материала нужно отдох­нуть на чем-то легком. Вряд ли логично после освоения сложного теоретического курса учить иностранный язык. Если вы будете сле­довать этим правилам, скоро заметите их полезность для освоения учебного материала. Но главное правило, которое наилучшим об­разом закрепляет информацию, — следующее.

Правило восьмое: старайтесь использовать полученную инфор­мацию в своей практической деятельности.

Чаще пользуйтесь ею, и тогда она закрепляется прочно и на­долго. Если вы изучаете иностранный язык, постоянно говорите на нем, читайте книги, газеты, смотрите телепередачи и фильмы

на этом языке.

Сложные теоретические понятия об особенностях и аспектах информации старайтесь применять в своей журналистской прак­тике. Например, понятия семантического аспекта информации прекрасно укладываются в памяти, если вы проанализируете не­сколько газетных или телевизионных текстов на предмет присут-


ствия в них дескриптивной (описательной), волюативной ^ ночной), прескриптивной (предписывающей) и нормативи| информации, а основные характеристики прагматического асщ та (новизна, небанальность и релевантность, т.е. соответствие ] тересам аудитории) оцените по пятибалльной системе. Еще ше, если вы проанализируете таким образом не только чужие, и свои тексты.

Правило девятое: при запоминании полезно пользоваться емами мнемотехники, системой ассоциаций, особенно при. нании имен, дат и т.п. Но о приемах мнемоники поговорим дельно.

Приемы мнемотехники

Мнемотехника, или мнемоника (от греч. тпете — памя techne — искусство, мастерство, mnemonikon — искусство запох нания) — это система различных приемов, облегчающих запол нание и увеличивающих объем памяти, основанная главным i зом на использовании закона ассоциаций.

Ассоциация (от лат. associatio — соединение) в мнемотехни* психологии означает соединение, связь, образующуюся при ог деленных условиях между двумя или более психическими обр ваниями (ощущения, восприятия, представления, идеи и т.г Актуализация одного из них влечет за собой появление (прояв ние, вспоминание) другого.

Богиней памяти и наименования в Древней Греции считал^ Мнемозина, дочь Урана и Геи, которая родила от Зевса 9 муз. Лейбодейской пещеры в Беотии было два источника: Леты — гини забвения и Мнемозины — богини памяти.

Искусство запоминания — очень древнее искусство*. В Грег искусство памяти было весьма важным, престижным, потому' позволяло блистать в качестве ораторов, выделяться знаниями! аристократическом обществе, поражать своей ученостью и де ствительно очень помогало в учебных и научных занятиях.

Есть сведения, что Пифагор (VI в. до н.э.) более двадцати учился у древнеегипетских жрецов искусству запоминания. По др гим источникам, изобретение мнемотехники как специальной тодики для развития памяти приписывается древнегреческому i эту Симониду, который преподавал мнемонику еще в V в. до н.'

* См., например: Пекелис В. Твои возможности, человек. М., 1972; Как ул шить свою память. Тольятти, 1995 и др.


Однажды, как гласит легенда, его пригласили на пир. Но неожи­данно вызвали из зала по какому-то неотложному делу. В это время потолок рухнул и придавил всех, кто был за столом. Но Симонид помнил, кто где сидел, и это помогло опознать погибших.

Отдал дань мнемонике и великий Аристотель, который назвал четыре правила построения ассоциаций:

♦ по сходству;

♦ по контрасту;

♦ по соотнесенности в пространстве;

♦ по соотнесенности во времени.

Знаменитый римский оратор Цицерон пользовался методом ассоциаций по соотнесенности в пространстве. Учитель мнемотех­ники Метродор соотносил то, что хотел запомнить, со знаками зодиака, с созвездиями.

И в средние века искусство запоминания не умирало. Еще в XIII в. Роджер Бэкон написал сочинение об искусстве запомина­ния, которое сейчас хранится в Оксфорде. В 1491 г. в Венеции был даже издан учебник по мнемотехнике «Образец совершенства», написанный Питером из Равенны и переведенный на многие язы­ки. С применением правил мнемоники была издана знаменитая «Грамматика» Ромберга в картинках. А Джулио Камилло в XVI в. построил Театр Памяти, который был расположен на семи уров­нях, долженствующих символизировать семь мер мирового уст­ройства. Они разделялись семью проходами с воротами, на кото­рых были изображены различные образы.

В Европе в XIX в. мнемотехнику преподавали в учебных заведе­ниях. Широко она была распространена и в России, а в Санкт-Петербурге был даже открыт специальный мнемотехнический ин­ститут. Однако после революции мнемонику объявили реакционной, и только в последние десятилетия интерес к искусству запомина­ния возник снова.

Сейчас много литературы на эту тему, и вы можете найти ее

на книжных прилавках.

Итак, перечислим методы мнемотехники (см. подробнее в книге «Как улучшить свою память», о которой уже шла речь).

1. Метод связующих звеньев применяется при запоминании не связанных между собой слов, понятий.

Составляя такие ассоциации, важно знать, что лучше запоми­наются те, которые построены с применением следующих правил:

♦ можно искажать пропорции, делать их необычными, очень

большими;


♦ активизировать их действия, представлять в движении;

♦ изменять функции предметов (например, зонт можно упс
ребить в качестве тарелки);

♦ множить предметы;

♦ озвучивать неодушевленные предметы и т.п.

эфр

Если, например, вам нужно запомнить ряд слов: компьюте звезда, мыло, снег, фигура, зонт, вы можете просто составить paccj с этими словами, и они запомнятся. Можно запоминать их в порядке, в каком они следуют, представив их в ярком, красоч ном, необычном виде, в функциях, ролях, им несвойственш Например, летящий во вселенной рядом с оранжевой звездой ромный смеющийся компьютер; мыло в виде вселенского дворщ ка, подметающего Млечный Путь; снег, из которого сварена кс мическая каша для участников этого путешествия, и фигуру ос цианта, приносящего им снежную кашу в белом зонте*.

2. Структурирование, переструктурирование, поиск закономс ностей.

Этот способ предполагает нахождение какой-то закономернс сти в расположении, содержании, форме запоминаемого. Структурировать можно по нескольким основаниям:

♦ в алфавитном порядке;

♦ по родовым, видовым признакам (например, люди, живс
ные, предметы и т.п.);

♦ по упорядоченной шкале, величине, интенсивности призна
ка и т.п.;

♦ образованием фраз из начальных букв слов;

♦ ритмизацией;

♦ рифмованием.

Например, телефон 987-65-43 легко запомнить, потому что _.г,. убывающий натуральный ряд чисел. Как и год французской револю-1 ции 1789, где цифры идут по возрастающей. Годы жизни М. Ю. Лер-/ монтова сами врезываются в память, потому что последние Д1 цифры меняются местами: 1814—1841.

Можно составить фразу из количества букв, которые входят в названия цифр. Например, для запоминания года издания первой книги в России Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в 1564 г."1, можно составить фразу: И (1 буква) КНИГА (5 букв); ПЕРВАЯ | (6 букв); БЫЛА (4 буквы), добавив название этой книги — «Апо-

* См. подробнее об этом методе в кн.: Гарибян С. Школа памяти. М., 1992.


стол». Таким образом, на всю жизнь запомните эту дату, важную для истории книгопечатания и журналистики, «Икнига первая была

"Апостол "».

Еще в дореволюционной гимназии придумали фразу для запо­минания по числу букв в названиях цифр числа ПИ, правда, в виде фразы в старом правописании: «Кто и шутя и скоро пожела­ешь пи узнать, число ужъ знаетъ»: 3,1415926536.

Со школьных лет мы знаем, что запомнить цвета спектра (крас­ный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолето­вый) нам помогала фраза из начальных букв этих цветов: «Каж­дый охотник желает знать, где сидит фазан».

Можно расположить запоминаемые слова в алфавитном по­рядке или образовать из первых букв какое-то слово. При помощи этого способа (с применением образного мышления) легко при­помнить имена всех девяти греческих муз (от греч. musa — мысля­щая), дочерей Мнемозины.

Каллиопа — муза эпической поэзии, изображалась с грифелем

и свитком.

Клио — муза истории, изображалась со свитком и палочкой

для письма.

Мельпомена — муза трагедии, изображалась с трагической мас­кой в руке и венком из плюща.

Талия — муза комедии, изображалась с комической маской в

руке.

Терпсихора — муза танца, изображалась с лирой и плектром,

специальной пластинкой для игры на лире.

Полигимния — муза серьезной гимнической поэзии (гимн — himnos в Древней Греции означал торжественную хвалебную песнь в честь богов и героев), изображалась со свитком в руках.

Урания — муза астрономии, изображалась с глобусом и цирку­лем.

Эвтерпа (Евтерпа) — муза лирической песни, музыки, изоб­ражалась с флейтой в руках.

Эрато — муза лирической, любовной поэзии, изображалась с

лирой в руках.

Структурируем имена муз по начальным буквам и количеству одинаковых начальных букв. Образуем из них два имени — мужс­кое ПУМ (Полигимния, Урания и Мельпомена, начальные буквы которых встречаются по одному разу) и КЭТ (остальные музы, начальные буквы которых встречаются по два раза: Каллиопа, Клио, Эвтерпа, Эрато, Талия, Терпсихора). И запоминаем выразитель-


ную картинку: по саду гуляют две прелестные дамы по имени и кавалер ПУМ, который их сопровождает.

Но лучше всего запоминаются имена муз, если вы по ме связующих звеньев сочините стихотворение, в котором все действуют в соответствии со своими основными функциями, хотворение не обязательно должно быть шедевром поэзии, в, ном случае оно играет подсобную роль для создания прочных i социаций в памяти.

3. Метод ключевых слов или цифро-буквенных кодов. Он пр

полагает, что для запоминания одних слов или цифр необхол их связать с другими буквами, цифрами или словами, котор| являются постоянными, ключевыми и которые нужно знать зусть.

Психологи предлагают мнемоническую таблицу соотнеси цифр и букв*.

1 — Л (единица похожа на букву)

2 — ЖН (ЖеНы)

3 — Ш, Щ (в этих буквах по 3 столбика)

4 _ ЧР (ЧетыРе)

5 — ПБ (Пять, Б — парная)

6 — ВФ (В — похоже, Ф — парная)

7 — СМ (СеМь)

8 — ГКХ (X — похоже, ГК — парные)

9 - ДТ (ДевяТь)

10 — оставшиеся ЦЗ

Теперь, если вы хотите запомнить при помощи этих букв кую-то дату, например 1703-й — год создания первой русско! газеты петровских «Ведомостей», вы можете составить фразу букв, соответствующих этим цифрам: «Любил создавать царь ш девры».

В книге «Как улучшить память» предлагается другой цифр буквенный код. Несколько цифр обозначаются при помощи пс ледних согласных в словах, обозначающих эти цифры:

0 — Л (ноЛь)

1 _ Н (одиН)

2 - В (дВа)

3 — Р (тРи)

8 — 8 (восеМь)

Остальные буквы будут соответствовать согласным, с которь начинаются слова, обозначающие эти цифры:

* См.: Лекелис В. Твои способности, человек. М., 1972.


 

4 — Ч (Четыре)

5 — П (Пять)

6 — Ш (Шесть)

7 — С (Семь)
9 — Д (Девять)

Предлагается мнемоническая фраза для запоминания этого кода: ЛеНиВый РифМаЧ, ПиШи СиДя (важно запомнить ряд соглас­ных букв, кроме ф, которую нужно опустить).

Теперь, если вам нужно запомнить номер телефона 439-26-20, вы составляете фразу из трех слов, с буквами, которые заменяют вам цифры, например: «Че РНь ВыШе ВоЛи» или «ЧеРеН ВаШ

ВоЛ».

Этот же метод используется и при запоминании и последую­щем использовании списка слов, соответствующих определенным цифрам, например: 10 — Ил, 1 — Ной, 2 — Вой, 3 — Ария, 4 — Очи, 5 — Па, 6 — Уши, 7 — Ус, 8 — Яма, 9 — Ад, 10 — Нил. Эти списки могут быть большими, до 100 слов*.

4. Топологичекий метод (метод Цицерона). Он состоит в том, чтобы топологически (от греч. topos — место), т.е. пространствен­но, связать то, что нужно запомнить, с чем-то хорошо знакомым, например с разными уголками в своей квартире**.

Московский репортер Шерешевский, о котором уже шла речь, часто, запоминая слова, мысленно прогуливался по Москве от Пуш­кинской площади по улице Горького (Тверской) к центру и рас­ставлял по пути все, что нужно было запомнить. И если редко у него и случались ошибки, то это было связано не с дефектом памяти, а с дефектом видения: например, он не заметил при мысленном при­поминании белое яйцо, поскольку поставил его у белой стены.

Очень удобно расположить, например, даты по истории в то­пологическом пространстве таблицы, которая разделена на несколь­ко квадратов-веков, каждый из которых в свою очередь расчерчен на десять квадратиков по горизонтали и вертикали. Каждый квад­ратик означает один год. Поместив таким образом различные даты по их местам (обозначив разными цветовыми символами: война — красным, начало и конец царствований — фиолетовым, восста­ния, революции — оранжевым, научные открытия — синим и т.п.), вы, по крайней мере, запомните, в каком веке произошло то или иное событие и в какое примерно время (в начале, середине или конце столетия).

* См.: Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.

** См. об этом подробно в кн.: Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М.,

1993.


5. Построение искусственных ассоциаций. Тот же Шерешевс* очень умело пользовался при запоминании абсолютно бессл ленного набора слогов системой ассоциаций, когда соединял1! по созвучию или по смыслу с известными ему людьми, noj ми или предметами. Например, ему предложили запомнить аб кадабру МАВАНАСАНАВА. Он составляет следующий ассоциа ный образный ряд: «Моя квартирная хозяйка (МАВА), у кс я жил в Варшаве на Слизкой улице, высунулась в окно, выхс щее во двор, левой рукой она указывает внутрь комнаты (НАС правой делает отрицательный жест (НАВА) еврею-старьеви стоящему во дворе с мешком на правом плече, дескать, m для продажи нет. "Муви" по-польски значит "говорить". "На условно по-русски "наша", я запомнил, что заменил "ш" на ис кроме того, когда хозяйка поизнесла "наса", передо мной нул оранжевый луч, характерный для звука "с". "Нава" по-лат ски значит "нет". Различные гласные не имели значения, — знал, что между всеми согласными есть только "а"»*.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.114 с.)