Техническое нормирование, значение и задачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техническое нормирование, значение и задачи.



Техническое нормирование, значение и задачи.

ТН – это установление научно-обоснованных норм труда на производство, ед. продукции или работы при рац. Организационно-тех. Условиях работы предприятия.

ТН имеет важн. Значение т.к. являя. Главн. Регулятором между мерой труда и мерой потреблейния; с учетом НТ определяется планов. Численность персонала, планов. Фонды оплаты труда и планов. Показатели пр-ти труда (ПТ). Кроме того НТ способоствует опр-ю и реализ-ии резервного повышения ПТ и под действием НТ обеспеч. Непрерывное повышение квалификации рабочих и внедрение передовых методов труда.

НТ служит важнейш. Методич. Основой организации оплаты труда рабочих, т.е. на базе рзаработанных НТ опр-ся индивид-е и коллективные расценки за ед. продукции или работы, формируется поощрительн. Выплаты за вып-е и перевып-е устр-х норм труда.

Задачи НТ:

Разработка научно обоснов. Норм труда на все виды работ и внедрение их в пр-во (отдел труда и з/п ОТИЗ)

Ситематич. Изучение затрат рабо. Времени рабочего (проведение ФРД и хронометража)

Исслед-е раб. Процессов

Изучение приемов и методов вып-я работы передовых рабочих.

Выбор наиб. Рацион-го решения вып-я работ

Соблюдать соотношения между мерой труда и мерой потребления – это значит, что ПТ должно опережать рост з/п

 

Изучение затрат рабочего времени наблюдением

Основными методами изучения затрат рабочего времени и времени использования оборудования являются: метод непосредственных замеров, метод моментных наблюдений и интервалов.

Сущность метода непосредственных замеров времени в том, что наблюдатель с помощью тех.средств (часов) регистрирует продолжительность отдельных элементов затрат рабочего времени в течение смены. Эти данные обобщаются и анализируются. Применяется для изучения любых трудовых процессов и дает возможность точно определить как используется время рабочих и оборудование, рациональный ли состав и методы выполнения операции. При изучении затрат рабочего времени методом непосредственных замеров в зависимости от цели, содержания и объекта исследования, применяется следующие виды наблюдений (ФРД, фотография использования оборудования, производственного процесса, хронометраж, фотохронометраж, киносъемка, асцелогрофирование и ТВ.).

Метод моментных наблюдений и интервалов в тех.нормировании применяется для изучения рабочего времени оборудования. Изучать можно объект и группу объектов. При этом регистрируется не абсолютные затраты времени, а количество и число моментов выполнения той или иной работы или простоя. Этот метод дает возможность одному человеку наблюдать за большим числом рабочих.

 

Классификация норм

Классификация норм труда.

1.По сроку действия: постоянная, временная.

2.По сфере применения: местная (нормы разработали сами предприятия, утверждаются директором по согласованию с профсоюзом), единые (нормы которые применяются по единой профессии и характерны для всего народного хозяйства), типовые (самые эффективные. Т.к. они привязаны к данной технологии и технике).

3.По методу разработки: технически обоснованные (85%), опытно-статистические (15%).

Научно-технические обоснованные нормы: а) аналитически-исследовательские б) расчетно-аналитические.

Аналитические нормы труда определяется: на основе анализа действующих норм, наблюдение за рабочим временем (ФРД), определить потери рабочего времени, определить состояние использования техники, выявить недостатки технологии, рассчитать новую норму выработки.

Расчетно-аналитические нормы – те, которые устанавливаются на данный вид процесса, являются укрупненными и устанавливаются на основе уже разработанных нормативов.

Суммарный (опытно-статистический) опытные нормы устанавливаются на основе собственных субъективного опыта мастера, начальника цеха. Эти нормы не всегда точны и объективны.

Статистический метод основанных на данных статистики за несколько лет.

 

Хронометраж. Этапы проведения, его разновидности.

Хронометраж – метод изуч-я и анализа состава и продолж-ти затрат оперативн вр многократно повторяющ по операциям в опр послед-ти в течении раб дня. В результате опр-ся норма вр на опр операцию.

Исп-ся хронометр или секундомер. Хронометраж проводится с целью уст-я нормативов оперативн вр на ручные, машино-ручные или аппаратурные эл-ты операции,а так же для изуч-я и обощ-я передовых методов и приемов работы.

Проведение хронометража: подготовка к наблюдению, наблюдение, обработка и анализ данных.

На основе замперов получ хронометражный ряд.

Хроноряд – значение продолж-ти эл-тов операции,зафиксир-х во вр наблюд-я в хронометражн карте. Обр-ка хронорядов закл в обр-ке хроном наблюдений. Ряд анализир-ся на устойчивость, кот хар-ет коэф устойчивости.

Куст = tmax /tmin

Хроноряд считается устойчивым, если он меньше нормативного.

Обраб-ка хроноряда закл в его сичтке, т.е. иселючением резкоотлич-ся замеры.

После чистки хроноряда мы опр-ем проектн норму вр и сравнив ее с фактич. Проектн норма вр будет меньше.

Существуют разновидности хронометража:

-самохронометраж(карту зап-ет сам исполнитеь)

-фотохронометраж (комбинир способ, если необх изуч раб вр, опр-ть норму вр на операцию и выявить передов методы орг-ии труда)

-фотография раб оборудования (с целью изуч-я исп-я дан оборуд-я во вр, выявить простои и причины простоев)

-фото произв проц (с целью сокращ длит-ти произв цикла и изм-я порядка вып-я операций).

 

 

Понятие и основные принципы организации з/п

Под оплатой труда (ОТ) поним-ся сис-ма отнош-й, связ с обеспеч-ем установления и осущ-я работодателем выплат работникам за их труд в соотв-ии с законами, иными нормативно-правовыми актами, коллективн договорами, соглашениями и трудов договорами и локальн норм актами.

З/П – вознагражнение за труд в завис от квалиф-ии работника, сложности, кол-ва кач-ва и усл-й вып-ой работы,а так же выплаты компенсац и стимулирующего хар-ра и max размером ограничиваться не должна.

Звпрещается какая-либо дискриминация при установлении и изм-ии размеров З/П и др условий ОТ.

Сис-мы и размеры выплачиваемой З/П уст-ся предприятием самост-но с соблюд-ем установл-х ТКРФ осн гос гарантий по ОТ работников.

В сис-му осн соц гарантий по ТКРФ включ-ся:

-min размер ОТ

-max размер тарифн ставки бюджетн сферы

-меры обеспеч повыш-я ур-ня реальн З/П

-огранич перечня основания и размера удержания З/П по распоряж работодат-ля, а так же размеров налога доходов от З/П

-огранич-я ОТ в натур форме

-обеспеч получ работником З/П в случ прекращения деят-ти работодателя и его неплатежеспособности в соотв с ФЗ

-гос надзор и контроль за полн и соверш выплатой З/П и реализ-ии гос гарантий

-ответственность работодателей за наруш-е требований, уст-х настоящ кодексом, з-нами, договорами и т.д.

-сроки и очередность выплаты З/П

Различ номинальн и реальн З/П.

Номинальная З/П – сумма денег, получ за опр промежуток вр, выдают начисленную и выплаченную завычетом налога.

Реальная З/П – хар-ет кол-во товаров и услуг, кот можно приобрести за номин З/П, т.е. реальн З/П завис от цен на товары и услуги.

На ур-нь З/П оказ влияние различн группы факторов:

Внешние:

-действие з-на спроса и предложения

-законодат и налогов реш-е

-географ полож-е предприятия

Внутренние:

-хар-р и усл-я труда

-различ его сложности

-ур-нь рентаб-ти предприятия

Принципы организации З/П:

1)постоянное поддержание полной зависимости З/П от кол-ва и кач-ва труда. При этом ср-ва на ОТ должны быть разработаны по лек предприятия.

2)материальн стимулир отд работников в реализ ими своих возможностей

3)повышение ур-ня ОТ на основе роста его производительности

4)усиление роли премий, зависящих от велич получ приыли

5)соверш критериев оценки труда спец-в, руков-ей в завис-ти от их инициативности, сроков вып-я работ и эф-ти принимаемых решений.

6)обеспеч правильного соотнош м/у ур-нем оплаты раб пец-в, служащих и руковод-ей

7)гибкость сис-м ОТ, простота и ясность их построения

8)опережение темпов роста V выпуска прод-ии над темпами роста фонда потребления.

 

ПРЕМИРОВАНИЕ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ, ЕГО РОЛЬ И ПРИНЦИПЫ.

Планирование в условиях рын. эк-ки – важнейшее и основное условие эффективности работы предприятия.

Весь управленческий состав и сам управленческий пр. концентрируется вокруг организации планирования.

Заруб. исследователи свидетельствуют о том, что каждая их фирма регулярно разрабатывает планы своей деятельности – бизнес-план.

В условиях рын. эк-ки роль планирования в том, чтобы правильно сбалансировать все отрасли народ. хоз-ва, отдельных организаций и личные интересы труд. коллектива.

План-ние на предприятии – совокупность действий по разработке программ деят-ти пром. предприятия, и его подразделений оп-ного направления, темпов и пропорций развития с целью достижения max эффекта при min затратах.

Принципы план-ния:

1. Научность – планы для народ. хоз-ва должны строиться на достижениях науки и техники и результатов науч. исследований.

2. Директивность – план-ние начинается снизу вверх.

3. Пропорциональность и сбалансированность – исп. балансовый метод, позволяющий координировать и увязывать матер, фин. и труд. ресурсы.

4. Комплексность – проявляется во взаимосвязи отраслевого и территориального план-ния, исп. безотходных технологий и исп. отходов.

5. Непрерывность – вызвана непрерывным пр. произ-ва.

6. Оптимальность и стабильность – рацион. исп-ние всех произ-ных ресурсов, выбор наиб. эф-ных путей для достижения высоких результатов.

 

СИСТЕМА ВНУТРИЗАВОДСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

 

 

Технико-эк. планирование (ТЭП) – вкл. составление комплексных планов:

- перспективных и текущих

- планы эк. и соц. развития предприятия, направленные на max получение дохода и тех. и соц. развитие предприятия.

Основным планом, разрабатываемым на предприятии явл. БП, кот. явл. формой текущего план-ния, но может сочетать в себе и перспективную направленность.

Важное значение имеет науч. прогнозирование и перспективное план-ние как на уровне народ. хоз-ва, так и на уровне предприятий.

Долгосрочными прогнозами оп-ют направленность пр. в наиб. вероятные сроки наступления какого-либо события, исп. для стратегических решений.

На уровне народ. хоз-ва прогнозируются наиб. общие принципиальные проблемы развития об-ва:

- изменение соц. структуры

- рост народ. благосостояния

На уровне отрасли прогнозируются коренные изменения в технологии, технике, матер.-сырьевой базе и энергетич. базе.

На уровне предприятия – потребность в новой продукции и устойчивость основных видов продукции.

При исследовательском прогнозировании исп. методы:

- моделирование

- экспертные оценки

- экстрополяция

Перспективное план-ние:

- долгосрочное (5-15 лет)

- ср. срочное (1-5)

Текущее план-ние – годовой план (сводный и комплексный) по развитию произ-но-хоз. деят-ти, финн-эк. и соц. деят-ти на основе развития техники и совершенствования произ-ва.

Сейчас это пан наз. планом фин. оздоровления предприятия или БП.

Оперативно-произ-ное:

По охвату произ-ного пр:

- по заводу

- цеховое

В пр. заводского план-ния на основе общезаводского планового задания разрабатываются произ-ные программы для каждого цеха и участка по выпуску продукции за месяц.

Заводское план-ние обеспечивает увязку и координацию работы основных цехов и вспомогательных участков предприятия.

Цеховое план-ние уточняет план-задание на оп-ный отрезок времени для произ-ных участков и постов. В зависимости от принятых планово-учетных единиц различают:

- подетальные

- комплексные

- показные системы оперативно-произ-ного план-ния

Подетальное – исп. в массовом произ-ве

Комплексное – в серийном

Показные – в единичном и мелкосерийном произ-ве.

Оперативно-произ-ное – вкл. в себя доведение основных показателей предприятия до исполнителя, что обеспечивает равномерную и ритмичную работу предприятия, улучшение исп. работы оборудования и ¯ длительности произ-ного цикла.

Оперативно-произ-ное планирование6

- оперативно-календарное

- диспетчерское

Оператвино-календарное – детализация квартальных планов.

Оно бывает:

- цеховое

- внутрицеховое

Диспетчерское – централизованное руководство и принятие оперативных мер.

Объекты диспетчерской службы:

- подача сырья в цех

- подача с одного цеха др.

- загрузка готовой продукции

- поступление исходного сырья

Диспетчерование направлено на:

- оперативный учет

- контроль

- регулирование выполнения планов графиков

- предупреждение и ликвидация неувязок в ходе произ-ного пр.

 

БИЗНЕС-ПЛАН, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ.

БП – документ, в кот. изложены основные направления на оздоровление и восстановление платежеспособности предприятия и ­ эф-ти его деят-ти.

БП выполняет сл. ф-ции:

1) используется для разработки общей концепции стратегии бизнеса. Стратегия бизнеса особо необходима для строительства нового предприятия или для осуществления инновационного проекта. БП составляется для всех предприятий независимо от форм собственности. Для разработки основной стратегии работы предприятия рассматривается его деят-ть со всех сторон. Тщательно разрабатываются мероприятия для разработки этой стратегии.

2) БП явл. инструментом, с помощью кот. предприниматель или управляющий может оценить фактич. результат своей деят-ти за оп-ный период.

3) БП дает возможность привлечения ден. ср-тв инвесторов для своей деят-ти. БП может быть годовым (12 мес.), где детально рассматривается деят-ть фирмы за этот период и даются предложения тех. и орг. хар-ка на ­ эф-ти произ-ва. Составляется до 3-4 лет и уже здесь бегло хар-ся основные направления за эти годы.

БП возглавляется руководителем предприятия и составляется группой из ведущих специалистов, собранных на данном предприятии. Руководитель может привлекать специалистов со стороны.

Для составления БП необходимо условие, чтобы инфо была достоверной, четкой и ясной. Внутренний БП – 20-25 стр. БП для инвестора – 50-80 стр.

Основные разделы БП:

1. Общая хар-ка предприятия:

- название предприятия

- дата регистрации

- тел/факс

- вид деят-ти

- форма собственности

- руководитель

2. Краткие сведения по плану фин. оздоровления

- сумма необходимых фин. ср-тв, т.ч. со стороны гос-ва

- сроки погашения фин. ср-тв

- финн. Результаты, в т.ч. расчет нормы рентабельности, порог рентабельности и чистая текущая стоимость.

3. Анализ фин. состояния

- анализ основных ср-тв

- анализ нематер. и иных активов

- оценка произ-ных запасов

- анализ готовой продукции и незавершенного произ-ва

- расчет фактич. коэф. фин. состояния, кот. сравниваются с нормативными (коэф. ликвидности, коэф. устойчивости, коэф. деловой активности, коэф. прибыльности)

4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности:

- смена руководителя

- внедрение прогресс. Технологии

- внедрение автоматизации и механизации произ-ва

- модернизация оборудования и реконструкция, тех. перевооружение

- совершенствование орг-ции труда

- ¯ издержек произ-ва (¯ себестоимости)

5. Рынок и конкуренция

- виды рынка

- оп-ся размеры рынка

- проникновение товара на рынок путем распределения, рекламы, презентации

- ориентиры цен

-конкуренты

6. Деят-ть в сфере маркетинга предприятия

- разработка стратегии маркетинга, т.е. оп-ние генеральной линии поведения на рынке

- оп-ние каналов распределения товаров

- стратегия продаж на основании спроса и предложения на рынке

7. План произ-ва

- произ-ная мощность

- произ-ная программа

- расчет потребности в труд. Ресурсах и з/п

- смета расходов из расчета калькуляции себестоимости продукции.

8. Фин. план.

- инвестиционные вложения (собственные, заемные ср-ва)

- ден. ср-ва и ден. потоки

- остаточная стоимость ден. ср-тв или ЧДП

- будущая стоимость инвестиций с помощью коэф. дисконтирования, т.е. по сложным % с учетом ф-ра времени, оп-ся показатели эф-ти инвестиций, т.е. уровень рентабельности (индекс доходности), чистая текущая стоимость, ЧДД, срок окупаемости кап. вложений или период возврата кап. вложений. Строится фин. профиль проекта.

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

План-ние состоит из 2-х частей:

- стратегическое план-ние

- план-ние маркетинга.

План-ние осуществляют работники отдела маркетинга и выдают рекомендации соот. отделам и службам для выполнения тактических работ.

Стратегическое план-ние – управленческий пр. создания и поддержки стратегического соответствия м/д целями предприятия и его потенциальными возможностями в сфере маркетинга.

Этапы стратегического план-ния

1. Составление программы фирмы

2. задачи и цели фирмы

3. Планы разработки и развития хоз. портфеля.

4. Стратегия роста.

Программа – конкретная цель, где должны быть ответы на оп-ные вопросы.

Вопросы:

- что представляет собой наше предприятие

- кто наши клиенты

- что для них ценно

- каким будет наше предприятие

- каким должно быть наше предприятие

Цели и задачи.

Перед каждым управляющим должны быть поставлены задачи, за кот. он несет ответственность. Эта система наз. уп-нием методом решения задач. Основная задача – получение прибыли и обеспечение ее роста за счет ¯ себестоимости продукции и ­ сбыта существующих товаров.

Планы развития хоз. портфеля – оценка руководством состояния и положения в подразделениях предприятия. Такой анализ позволит выявить наиб. рентабельное произ-во и наметить пути роста и выявить убыточные произ-ва и принять соот. решение.

Стратегия роста оп-ся на 3-х уровнях на основе анализа:

- выявляются стратегии интенсивного роста

- - êê- интеграционного роста

- -êê- диверсификационного роста

Интенсивный рост за счет:

- глубокое внедрение на рынок

- расширение границ рынка

- совершенствование товара

Интеграционный рост:

- регрессивная интеграция (приобретение фирмой во владение или постановка на жесткий контроль системы снабжения)

- прогрессивная интеграция (жесткий контроль системы распредления товара)

- гор. интеграция (более жесткий контроль предприятий-конкурентов)

Диверсификационный рост:

- концентрическая диверсификация (пополнение ассортимента новыми изделиями, похожими на существующие)

- гор. диверсификация (пополнение ассортимента изделиями, не имеющими ни чего общего с раннее выпускаемой продукцией, но имеющие интерес со стороны клиентов)

- конгломератная диверсификация (пополнение ассортимента абсолютно новыми изделиями, не имеющими никакого отношения к предприятию)

 

ПЛАН МАРКЕТИНГА И КОНТРОЛЬ.

План:

1. Сводка основных целей и рекомендаций

2. Изложение текущей маркетинговой ситуации (анализ рынка, обзор товаров, обзор цен, анализ конкурентов)

3. Перечень опасностей и возможностей.

Опасность – осложнения, возникающие на рынке в связи с неблагоприятной тенденцией или событием.

При отсутствии маркетинговых усилий товар может уйти с рынка.

4. Задачи и проблемы (изучив опасности нужно поставить конкретные задачи и выявить круг проблем по каждому сегменту и оп-ть направление стратегии)

5. Стратегия маркетинга (создание красной (ген) линии, кот. должны придерживаться в программе действий)

6. Программа действий

7. Создание бюджета маркетинга (сумма необходимой для обеспечения действий – реклама, маркетинговые исследования)

Т.к. составление плана маркетинга влечет за собой множество неординарных неожиданностей, то отделу маркетинга нужно вести контроль за ходом выполнения всей работы по плану.

Типы контроля:

- контроль выполнения годовых планов (убедиться в достижении конечных планов)

- контроль прибыльности (выяснить на чем именно фирма зарабатывает)

- стратегический контроль (выяснить действительно ли предприятие исп. все лучшие из имеющихся возможностей и на сколько эф-но это делается). Проводится путем аудита. Аудит: внутр. и внеш.

- контроль эф-ти рекламы, распределения и сбыта, эф-ти торгового персонала.

 

ПЛАН ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕГО ЗАДАЧИ.

Задачи плана тех. развития:

1. Содержание плана орг-но-тех. мероприятий

2. Оп-ние эф-ти от внедрения орг-но-тех. мероприятий

1) В наст. время в соот. с ГК РФ предприятие самостоятельно планирует свою деят-ть и оп-ет перспективы развития, исходя из спроса на произ-мую продукцию, работы и услуги и необходимость обеспечения произ-ного и соц. развития предприятия и ­ личных доходов его работников.

План тех. развития явл. основой для достижения запланированных показателей по основным разделам БП. Он вкл. в себя сл. разделы:

- план освоения новых и ­ качества старых видов продукции

- план прогрессивной технологии, автоматизации и механизации произ-ва и тех. перевооружение

- план совершенствования уп-ния и орг-ции произ-ва

- план капитального строительства

- план по экономии материалов, топлива, энергии.

Все мероприятия, вкл. в план тех. развития осуществляются за счет фонда накопления в части развития произ-ва и долгосрочных кредитов банка.

Разработке этого плана предшествует анализ произ-но-хоз. деят-ти. В результате анализа рассчитываются технико-эк. показатели, хар-щие ­ тех. уровня произ-ва, ¯ себестоимости, прирост произ-ных мощностей, произ-ти труда, фондоотдачи, прибыли и рентабельности.

2) К плану тех. развития должен быть приложен расчет эф-ти от внедрения мероприятий.

План себестоимости продукции

План себестоимости является основным. Планирование себестоимости имеет очень важное значение, т. к. позволяют знать какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции и какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде.

План по себестоимости продукции состоит из следующих разделов:

1. Смета затрат на производство продукции.

2. Себестоимость всей товарной и реализованной продукции.

3. Плановые калькуляции отдельных изделий.

4. Расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам.

Показатели планов по себестоимости:

1. Себестоимость товарной и реализованной продукции.

2. Себестоимость единицы отдельных видов продукции.

3. Затраты на 1р. товарной продукции.

4. Процент снижения себестоимости

Затраты на 1р. товарной продукции:

 

51. Методы планирования себестоимости

Существует два метода планирования себестоимости: 1. Нормативный 2. Планирование по технико-экономическим факторам.

Нормативный метод осуществляется с применением норм и нормативов для расчета трудовых, материальных и финансовых ресурсов, т. е. присутствует нормативная база.

Планирование по ТЭП позволяет учесть многие факторы, которые самым существенным образом могут влиять на себестоимость продукции. Основные факторы которые применяются при планировании себестоимости: 1. Технические факторы – внедрение новой техники и технологии, техническое перевооружение, внедрение механизации и автоматизации. 2. Производственные факторы- совершенствование организации производства и труда, т. е. углубление специализации и кооперирования совершенствования организационной структуры предприятия, внедрение прогрессивных форм организации труда (совмещение профессии). 3. Изменение объема номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. 4. Уровень инфляции, который влияет на цены.

Все эти факторы в конечном счете влияют на объем выпуска продукции, производительность труда, изменение норм и цен материальных ресурсов и т. о. оказывают влияние на себестоимость.

Планирование прибыли

На предприятии планирование прибыли является составной частью финансового планирования и важнейшим участником финансово-экономической работы. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для определения предполагаемой величины налога на прибыль, т. к. некоторые виды деятельности предприятия не облагаются налогами на прибыль, а некоторые облагаются по повышенным или пониженным ставкам. В процентной разработке планов по прибыли, важно учесть не только все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и рассмотреть варианты производственной программы выбрать тот, который обеспечивает максимальную прибыль. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования, прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана.

Сложившаяся фактическая экономическая ситуация крайне затрудняет годовое планирование и предприятие может составить более или менее реальные планы по прибыли поквартально. Месячное планирование может быть в тех случаях если цены изменяются в течение месяца. В течение десяти лет планирование прибыли привязано к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и отнесению их в бюджет. В этом случае квартальное планирование становится необходимым. Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявлениями или размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной.

Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли.

1. Прибыль от реализации продукции

2. Прибыль от продажи ОФ

3. Доходы от внереализационных операций

Основой для расчета прибыли от реализации является объем производственной программы, которая базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.

В наиболее общем виде прибыль – разница между ценой и себестоимостью предприятия в целом, но при расчете плановой прибыли необходимо уточнять объем продукции от реализации которой получается прибыль. Следующее отличие плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализации. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализации, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода.

Прибыль по товарной продукции

Прп-прибыль реализованной продукции

Срп-стоимость реализованной продукции

Ссрп-себестоимость

Такая методика расчета лежит в основе прямого метода планирования прибыли, когда легко можно определить объем реализации продукции в ценах и по себестоимости. Другая разновидность метода прямого счета – это метод поассортиментного планирования прибыли, где прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции.

Укрупненный метод прямого счета применяется на предприятии с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции.

Метод поассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, где себестоимость планируется по каждому виду.

Главное достоинство прямого счета – его точность. Следует заметить: раньше этот метод был основным на предприятиях, т. к. были фиксируемые цены, постоянный круг покупателей и ожидаемый объем реализаций продукции. В современных условиях этот метод можно использовать только при планировании на очень короткий срок. В этом случае применяется: аналитический метод планирования, который ведется по сравнимой и несравнимой ТП. В отличие от метода прямого счета аналитический метод показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияния всех меняющихся факторов.

 

Планирование рентабельности.

Рентабельность определяетэффективность использования основных произв-ых фондов или эффект-ть приведённых затрат на произв-во определённого вида прод-и.

Показатели рентабельности используются для сравнения доходности предприятия, чего нельзя сказать о прибыли, так как прибыль является абсолютным показателем, показывающим массу прибыли, а рентабельность- относительный показатель (показатель прибыльности).

Рентабельности планируют по показателям.

1) Рентабельность производства (общая) – это отношение балансовой прибыли, (тыс.руб.) к сумме стоимости основных фондов Оф, (тыс.руб.) и стоимости нормируемых оборотных средств НОС, (тыс.руб.)

2.рентабельность текущих активов

где Атек. – текущие активы – это стоимость оборотного капитала

 

 

3. рентабельность реализуемой продукции

4. рентабельность продаж

5. рентабельность отдельного вида продукции

6. рентабельность имущества

7. рентабельность совокупных активов

где А – совокупные активы (оборотный капитал и необоротные активы).

 

Планирование выручки от реализации.

В зависимости от целей планирования, выручку от реализации продукции можно планировать на од, квартал, месяц, декаду.

Годовое планирование выручки затруднено из-за экономической нестабильности условий хозяйствования.

Квартальное планирование возможно и необходимо для определения налогооблагаемой прибыли.

Оперативное планирование (месяц, декада) осуществляется в целях контроля за поступлением выручки на расчетный счет.

Общая сумма выручки от реализации продукции на предплановый период включает:

-выручку от реализации товарной продукции;

-выручку от реализации полуфабрикатов собственного производства;

-выручку от выполнения работ и услуг промышленного и непромышленного характера.

Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объёма реализованной продукции, исходя из действительных цен без НДС, без акцизов и торговых скидок и без экспортных тарифов.

Денежные поступления связаны с выбытием основных фондов, материальных оборотных и внеоборотных активов. Стоимость ценных бумаг в состав выручки не включается, а включается в состав прибыли.

В настоящее время предприятия выбирают сами метод учета прибыли (выручки), исходя из условий хозяйствования и заключения договоров.

Используют 2 метода:

1. по мере оплаты продукции, поступившей на расчетный счет и в кассу по отгрузке товаров и предъявл. расч. докум. заказ.,

2. по отгрузке продукции и выполнению работ по оказанию услуг и предъявл. расчетных документов.

Многие предприятия практикуют полную или частичную предоплату продукции.

 

58. Сущность и задачи финансового планирования.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направление расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия (план дохода и расхода).

Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения, в зависимости от поставленных задач и объектов планирования.

Развивающееся предприятие нуждается в финансовых ресурсах, которые не всегда можно обеспечить за счет внутренних резервов. Поэтому возникает необходимость привлечения заемных средств или дополнительного акционерного капитала.

Финансовый план – это завершающая часть финансового планирования или бизнес-плана. Он обобщает все разделы бизнес-плана в стоимостном выражении. В нем д/б отражены:

- данные об объемах продаж и общей прибыли;

- объем инвестиций;

- использование собственных и заемных средств, с указанием источников и сроков погашения задолжностей;

-срок окупаемости капвложений;

- издержки производства;

- %ое соотношение доходов и расходов;

- сроки оплаты дивидендов.

Т.к. финансовый план является итоговой стадией, то при его составлении надо решать следующие задачи:

1) выявление резервов увеличения доходов предприятия и способов их мобилизации.

2) эффективное использование финансовых ресурсов; обеспечение рациональных направлений инвестиций, обеспечивающих в плановом году наибольшую прибыль.

3) увязка производственных показателей с финансовыми ресурсами.

4) обоснование оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом, банками и др. предприятиями.

 

59. Виды финансовых планов.

Существуют следующие виды финансового плана:

1. Текущие

2. Перспективные

Примером сочетания того и другого является бизнес-план, который принято разрабатывать при создании гибкого планирования, при обосновании новых видов продукции и создание новых предприятий.

Если создается бизнес-план и финансовый план, то предусмотрен период планирования от 3 до 5 лет – как перспективный. Более длительные плановые разработки не могут быть достоверными.

Период действия финансового плана зависит от общей финансовой стратегии предприятия от экономической стабильности, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления их использования.

Различают след.финансовые планы по признакам:

1. По периоду, на который составляется финансовый план

а) перспективный или долгосрочный

б) краткосрочный или текущий

в) оперативный

2. В зависимости от уровня планирования

а) финансовый план действующего объекта

б) сводный финансовый план региона

в) сводный финансовый план государства (федеральный бюджет)

3. В зависимости от типа предприятия и его орг-ии

а) финансовый план коммерческой орг-ии

б) финансовый план некоммерческой орг-ии

в) финансовый план общественного объединения.

Текущий или годовой план предприятия как часть перспективного составляется на основе показателей перспективного плана.

Текущий финансовый план – это документ, в котором обеспечивается балансовая увязка доходных и расходных статей планового года.

Баланс доходов и расходов в годовом финансовом плане является необходимым условием, которое достигается привлечением заемных и долгосрочных источников финансирования, если не достаточно собственных средств.

Примерное содержание фин. плана:

I. Доходы и поступления средств:

1) прибыль от реализации работ и услуг;

2) прибыль от прочей реализации;

3) прибыль от внереализационных операций (доходы: от долевого участия в других предприятиях, от сдачи помещений в аренду, от продажи акций и т.д.);

4) амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.223 с.)