Классификация развивающихся стран. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация развивающихся стран.



В зависимости от уровня экономического развития ООН и специализированные международные экономические организации делят развивающиеся страны на три категории, выделяя также страны — экспортеры и импортеры нефти.
В группу стран с высокими доходами на душу населения, характерными для промышленно развитых стран, входят Бруней, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Сингапур и ряд других территорий.
В группу стран со средними показателями ВВП на душу населения входят в основном страны-нефтеэкспортеры и новые индустриальные страны. К последним относятся страны, доля обрабатывающей промышленности в ВВП которых составляет не менее 20%. В них преодолевается аграрная и сырьевая специализация их экономики, формируется диверсифицированный промышленный комплекс, вырабатывается модель приспособления к международным рынкам.
НИС в большинстве своем состоят из латиноамериканских государств и стран Юго-Восточной Азии. Уровень их ВВП соответствует таким промышленно развитым странам, как ЮАР, Греция, Португалия. Вхождение этих развивающихся стран в промежуточную зону сохраняет целостность мировой хозяйственной системы.
Подгруппу нефтеэкспортирующих стран составляют 19 государств, в экспорте которых нефтепродукты превышают 50%. В ряде этих стран вначале была создана материальная основа, а затем дан простор для развития капиталистических производственных отношений. В них сложился так называемый рентный капитализм.
Значительная часть “новейшей” крупной буржуазии стран ОПЕК — это преимущественно рантье, живущие на доходы не только от нефти, но и на нефтедоллары. Эта группа в наименьшей степени связана с национальной экономикой, концентрируясь преимущественно вокруг банковских объединений, действующих за рубежом. Немалая часть доходов таких нуворишей превращается в сокровища, значительные средства расходуются на приобретение новейших автомобилей, строительство роскошных вилл.
Третью группу в развивающемся мире образуют бедные страны, в которых ВВП на душу населения в 1995 г. не превышал 750 долл. В эту подсистему входит подавляющее большинство стран Тропической Африки, порядка десяти азиатских стран преимущественно из Южной Азии и Индокитая, а также Гайана, Гаити, Гондурас и Никарагуа из Латинской Америки.
Особое положение в группе бедных стран занимают Индия и Китай, обладающие огромным экономическим потенциалом, разнообразной отраслевой структурой, огромными внутренними рынками. В Индии в результате социально-экономической эволюции капиталистический сектор достиг среднего уровня развития и преодолел основные внутренние воспроизводственные диспропорции. В Китайской Народной Республике, возникшей в результате национально-освободительной и последовавшей за ней гражданской войны 1945—1949 гг., была ликвидирована феодальная собственность, собственность компрадорско-бюрократического капитала, проведена коллективизация сельского хозяйства, огосударствлена средняя промышленность в форме совместных предприятий. В результате сложной и противоречивой индустриализации промышленность заняла ведущее место в народном хозяйстве (17% ВВП в 1949 г.). По целому ряду традиционных производств КНР вошла в число ведущих производителей мира. В 1979 г. КНР, входившая в мировую социалистическую систему, получила статус развивающейся страны.
Особенность социально-экономического развития. Третьего мира состоит в том, что число бедных стран за 70—80-е годы не сократилось, а возросло примерно в два раза. Среди них ООН выделяет 48 наименее развитых стран (33 из них в Африке), на территории которых проживает 2,5% населения мира, но они производят только 0,1% мирового ВВП. В 1995 г. средний доход на душу населения в этих странах составлял только 24% среднего уровня всех развивающихся стран (1980 г. — 33%). В основном это произошло в связи с ухудшением внешних факторов развития, с ростом их зависимости от экспорта сырьевых товаров. Эта подгруппа сохраняется в качестве отсталого сырьевого придатка западных стран.
Помимо указанных общих причин, на экономическое развитие ряда беднейших стран оказывает отрицательное влияние значительная социальная и политическая нестабильность. Огромный ущерб хозяйству Анголы, Мозамбика, Сомали, Эфиопии нанесли гражданские войны. Хозяйственное развитие данной подгруппы тормозят традиционные секторы, особенно в сельском хозяйстве. В результате они все больше отстают от основных направлений научно-технического и социального прогресса. Если основные движущие силы развития многих стран периферии мирового хозяйства находятся внутри них, то для наименее развитых стран внешний фактор играет почти абсолютную роль. Все попытки этих стран вырваться из порочного круга нищеты собственными силами до сих пор не привели к заметному изменению их положения.

 

11. Особенности региональной интеграции в группе промышленно развитых стран. Одной из важнейших и наиболее развитых интеграционных группировок мира является Европейский Союз (ЕС). Он образовался на базе Европейского экономического сообщества (ЕЭС), возникшего в 1967 г. после слияния региональных организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.) и Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ, 1957 г.).

 

С 1.01.1994 г. на основе Маастрихтского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. В настоящее время его участниками являются 27 государств Западной, Центральной и Восточной Европы, а также Балтии.

 

Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий для достижения этой цели:

 

 

отмену таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

 

 

введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

 

 

свободное движение факторов производства, свободу создания филиалов на территории ЕЭС и свободную торговлю услугами между странами-участницами;

 

 

проведение общей аграрной и транспортной политики;

 

 

создание условий конкуренции внутри сообщества;

 

 

координацию и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

 

 

выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

 

Указанные цели ЕЭС реализовывались постепенно по мере его эволюции.

 

Этап зоны свободной торговли (1958—1966 гг.) в развитии ЕС характеризуется тем, что были достигнуты 1-я и 2-я из вышеназванных целей. С 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика.

 

На этапе таможенного союза (1968—1986 гг.) происходит дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС, т.н. европейская «валютная змея», а с 1979 г. начала функционировать Европейская валютная система.

 

На этапе общего рынка (1987—1992 гг.) на основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа о программе создания внутреннего рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Были достигнуты «4 свободы» — свободное перемещение внутри ЕС товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.

 

Этап экономического союза (с 1993 г.) характеризуется усилением экономической и политической интеграции, форсированным развитием валютного союза на основе подписанного в начале 1992 г. в Маастрихте договора о формировании экономического и валютного союза (вступил в силу с 1.11.1993 г.). Реализуя данный договор, в 1999 г. в ЕС начался постепенный переход на новую единую денежную единицу (евро) и был создан единый центр формирования валютной и денежно-кредитной политики.

 

В качестве межгосударственных органов управления ЕС выступают:

 

Совет министров — законодательный орган, на уровне которого принимаются решения по реализации единой политики ЕС. В его структуре несколько Советов: по сельскому хозяйству, финансам, образованию и т.п.

 

Европейский Совет обсуждает и решает вопросы принципиального характера, призван давать необходимые импульсы развитию ЕС и определять общие политические принципы. В его состав входят главы государств и правительств стран-участниц ЕС.

 

Комиссия Европейских сообществ (КЕС) — исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. КЕС осуществляет контроль за соблюдением договоров таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, налоговой политики и т.д.

 

Европейский парламент — контролирующий орган, взаимодействует с КЕС и Советом министров, утверждает бюджет (который состоит из взносов в размере 1,2—1,3% ВВП входящих в ЕС государств и собственных средств).

 

Суд Европейских сообществ — высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.

 

Помимо перечисленных, существуют и другие властные структуры — разного рода комитеты, комиссии, фонды финансового регулирования.

 

Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только ЕС. В 1960 г. была образована Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли 11 государств, 7 из которых впоследствии вышли из нее и вошли в ЕС. В настоящее время членами ЕАСТ являются Норвегия, Швейцария, Исландия и Лихтенштейн.

 

Основными целями ЕАСТ являются:

 

 

содействие устойчивому экономическому росту и финансовой стабильности стран-участниц;

 

 

предоставление друг другу добросовестных условий в конкуренции и равноправия в торговле;

 

 

содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров.

 

Действие ЕАСТ распространяется только на промышленные товары, в отношении которых действует режим свободного беспошлинного оборота между странами-членами ЕАСТ.

 

21.10.1991 г. между ЕС и ЕАСТ подписано соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП), которое предусматривает: свободное движение товаров, услуг, капитала и людей; согласование политики в области экономики, научных исследований, потребления, окружающей среды, социальной политики, образования; создание правовой системы для реализации общих норм и правил.

 

Успешное развитие экономической интеграции в странах Западной Европы оказалось привлекательным для многих регионов мира. С 1.01.1994 г. вступило в силу Соглашение о создании Северо-Американской зоны свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой, хотя соглашение о свободной торговле между США и Канадой было подписано еще в 1988 г., а в 1992 г. к нему присоединилась Мексика. В соответствии с подписанным Соглашением на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами-участницами НАФТА должны быть ликвидированы, а таможенные пошлины отменены. Вопрос о политической интеграции не рассматривается.

 

В целом, на сегодняшний день торговые барьеры между США и Канадой уже устранены, поэтому речь идет лишь о либерализации товарообмена с Мексикой.

 

Отличительной особенностью НАФТА является то, что она распространяется на огромную территорию с населением 380 млн. человек и очень мощным, благодаря США, экономическим потенциалом. В НАФТА сохраняется определенная асимметричность интеграционного процесса: он протекает в основном между США, с одной стороны, и Канадой и Мексикой, с другой, но слабо развивается между двумя последними.

 

Кроме указанных интеграционных группировок промышленно развитых стран, существует еще одна — Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей (АНЧЕРТА), 1983 г.

В настоящее время существуют следующие формы региональной эк. интеграции:

 

- Зона свободной торговли (ЗСТ) - форма экономической интеграции нескольких государств, при которой упраздняются таможенные пошлины и прочие торговые ограничения между отдельными странами-участницами. З.с.т. способствует развитию инфраструктуры, повышает экспортные возможности, позволяет преодолевать трудности на рынке по сбыту продукции и оказанию услуг.

 

- Таможенный союз (ТС) - соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.

 

- Единый или общий рынок (ОР) – соглашение, когда к дополнению ТС устанавливается свобода передвижения других факторов производства, т.е. капитала и рабочей силы. Товарооборот между странами-участницами перестает существовать, образуется внутренний рынок.

 

- Экономический союз (ЭС) – сообщество стран, устанавливающих общие внешние таможенные тарифы, проводящих общую торговую политику, устанавливающих торговые ограничения

 

- Экономический и валютный союз (ЭВС) – соглашение, когда к дополнению к ЭС проводится единая макроэкономическая политика, создаются наднациональные органы управления.

 

Основные результаты региональной интеграции:

 

-Синхронизируются процессы эк. и соц. развития стран, сближаются значения макроэкон. показателей развития

 

-Углубляется взаимозависимость экономик и интегрированность стран

 

-Рост ВВП и производительности труда

 

-Рост масштабов производства, сокращение издержек

-Образование региональных рынков торговли

 

12. Особенности региональной интеграции развивающихся стран. В 60-е гг. повышенный интерес к региональной интеграции стали проявлять и развивающиеся страны. Создание интеграционных объединений рассматривалось молодыми государствами как одно из основных средств диверсификации внешнеэкономической деятельности и ослабления зависимости от промышленно развитых стран. Применительно к развивающимся странам можно также говорить о специфическом характере поставленных целей интеграции. Если для промышленно развитых стран интеграция — это функция уже достигнутого ими высокого уровня развития производительных сил, то для развивающихся стран — это, прежде всего, средство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации.

 

Процесс интеграции в развивающихся странах идет медленно, что объясняется:

 

 

внутренними особенностями экономик отдельных стран (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов для осуществления региональных проектов);

 

 

существенными различиями в экономической (в том числе и внешнеэкономической) стратегии участников группировок и избранных ими моделей развития;

 

 

характером взаимосвязей интегрирующихся государств (недостаточное развитие инфраструктуры, низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран);

 

 

факторами внешнего порядка (финансовая зависимость от промышленно развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со стороны международных корпораций);

 

 

политической нестабильностью.

 

Рассмотренные интеграционные группировки мира позволяют выделить следующие существенные отличия интеграции в промышленно развитых и развивающихся странах:

 

 

различные побудительные причины интеграции;

 

 

различные исходные экономические и политические условия интеграции;

 

 

развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь, как в индустриальных странах;

 

 

отсутствие позитивной динамики в развитии интеграционных группировок третьего мира.

 

Процессы экономической интеграции не обошли стороной и бывшие социалистические страны. После распада СЭВ в 1990 г. страны Восточной Европы создали интеграционное объединение «Вышеградская тройка», в которую вошли Венгрия, Польша, Чехословакия. После распада последней оно было преобразовано в «Вышеградскую четверку». С 1993 г. в рамках этой группировки вступило в действие Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), цель которого — стимулирование развития торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока. В то же время внутрирегиональная интеграция рассматривалась не как самоцель, а как промежуточный этап вступления в ЕС, что и произошло в 2004 г.

 

На смену СССР пришло Содружество Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате руководители 11 суверенных государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) подписали Соглашение о создании СНГ. В январе 1993 г. был принят Устав СНГ.

 

Само Соглашение о создании СНГ имеет двойную направленность: с одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, а с другой — предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического пространства.

 

Объективной основой создания СНГ является система межреспубликанских взаимосвязей, существовавшая в рамках бывшего СССР. Каждая республика, находясь в зависимости от поставок важнейших сырьевых ресурсов конечной продукции из других республик и, будучи заинтересованной в емком постсоветском рынке сбыта, оказалась глубоко интегрирована в единый народнохозяйственный комплекс.

13. Понятие открытой экономики страны, её критерии и показатели. Есть несколько подходов в определении понятия «открытая экономика». По сути они близки, но различия позволяют получить более полное представление об изучаемом явлении:

 

1. Это экономика, интегрированная в систему мировых хозяйственных связей, при которых любой хозяйственный субъект вправе осуществлять экспорт и импорт товаров (услуг), финансовые сделки.

 

2. Это экономика страны, открывающей свои границы для проникновения товаров и капиталов из других стран и свободно экспортирующей свои товары и услуги в другие страны.

 

 

Типы открытой экономики:

 

1. большая (способная оказывать значительное влияние на состояние международного рынка и на уровень мировой ставки процента),

 

2. малая (экономика, незначительные размеры которой не позволяют оказывать существенное влияние на процессы на мировом рынке).

 

 

Критерий открытой экономики: Благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капиталовложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и микроэкономическом уровне)- главный критерий открытой экономики.

 

 

Преимущества открытой экономики:

 

Открытая экономика, т.е. национальная экономика с высокой степенью включенности в международные экономические отношения, способствует:

 

- углублению международной специализации и кооперирования производства;

 

- рациональному распределению ресурсов в зависимости от степени ее эффективности;

 

- распространению мирового опыта через систему МЭО;

 

- росту конкуренции между отечественными производителями, стимулируемому конкуренцией на мировом рынке.

 

Показатели, характеризующие активность страны в мировой торговле:

 

коэффициент внутриотраслевой международной специализации:

экспортная квота — показатель, характеризующий значимость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции:

импортная квота характеризует значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции:

внешнеторговая квота определяется как соотношение совокупной стоимости экспорта и импорта, деленной пополам, к стоимости ВВП в процентах:

структура экспорта, т. е. соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отраслей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, продукция которых идет на экспорт;

 

• структура импорта, особенно соотношение объемов ввозимых в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее ясно характеризует зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей национальной экономики;

 

• сравнительное соотношение доли страны в мировом производстве ВВП (ВНП) и ее доли в мировой торговле: чем выше значения их показателей, тем значительнее вовлечена страна в международные экономические отношения.

14. СНГ — проблемы, перспективы развития. Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

Проблемы:

· Проблема экономической интеграции стран СНГ

· Проблемы развития экономик стран СНГ и Проблемы внешней торговли.

· Инвестиции в переходной экономике.

· Вступление стран СНГ в ВТО. Пока страны СНГ продолжают зависеть от рынков друг друга в области экспорта, в последние десять лет каждая из них пыталась диверсифицировать свои ресурсы и ассортимент импорта. Для каждой страны стало возможным участие в РТС, при этом обеспечивая продолжительный доступ к рынкам СНГ, однако значительно сократив концессии при входе на их рынки продукции от “традиционных поставщиков”. В результате чего даже там, где применялись двусторонние соглашения, продукты чувствительных секторов были освобождены, а нетарифные барьеры стали растущим препятствием в законной торговле.

Сейчас перед странами СНГ в условиях ухудшающейся мировой хозяйственной конъюнктуры стоит задача сохранить и повысить свой потенциал стабильности. В этих условиях важную роль будет играть обеспечение согласования проводимой экономической политики. Благодаря достижению относительной стабильности у стран СНГ появилась возможность быстрее наращивать свой экономический потенциал. От этого в конечной степени главным образом и будет зависеть скорость их вхождения в мирохозяйственную систему, возможность создания на базе СНГ нового центра мирового социально-экономического развития.

 

Только укрепив интеграционные процессы, можно в полной мере задействовать экономический потенциал Содружества в национальных интересах его участников, преодолеть нынешнее отставание от постиндустриальных государств Запада и Востока, активно использовать процессы интернационализации и глобализации, успешно защищать суверенитет и дружбу наших народов в стремительно теряющем стабильность мире.

 

Страны СНГ обладают колоссальными преимуществами перед другими странами мирового сообщества. Однако, чтобы ими воспользоваться, нужно решить раз и навсегда: либо им нужно идти вместе (предпочтительный вариант), решая все проблемы сообща, либо стоит забыть обо всём, что в течение долгого времени связывало их, и продолжить развитие по отдельности, не тормозя и не дёргая развитие друг друга.

Перспективы: Источником многих проблем, анализированных в предыдущей главе, являются слабые, «недореформированные» государственные структуры, унаследованные от советского прошлого. Но их слабость не означает, что у государства не хватает властных полномочий в отношении граждан и экономических субъектов. Наоборот, их слишком много. Продолжая советскую практику, государственные органы в странах СНГ пытаются вмешиваться в детали деловой активности предприятий и повседневной жизни своих граждан. Именно паразитическое поведение государственных органов является главной причиной плохого предпринимательского климата и низкой инвестиционной активности в странах СНГ.

 

Политическая неорганизованность среднего класса и слабость институтов гражданского общества препятствует эффективной борьбе с этими отрицательными явлениями. Если малый и средний бизнес остается в своей массе беззащитным, крупные предприниматели пробуют входить в симбиоз с политикой и государственным аппаратом.

 

В таких условиях развитие и укрепление интеграционных процессов на постсоветском пространстве не может проходить динамично и тем более порождать конкурентоспособные стратегии, реализовывать перспективные взаимовыгодные инвестиционные проекты. Партнеры не уверены друг в друге и стараются, поддерживая связи с Россией, параллельно и порой более активно налаживать взаимодействие с США, ЕС и другими странами, создавать новые межгосударственные образования.

 

Необходима разработка программ согласованных мер, учитывающих новые реалии сложных процессов, происходящих в переходных экономиках стран СНГ, с их одновременной интеграцией в систему мирохозяйственных связей, а также между собой в субрегиональные союзы. Выполнение таких мер будет зависеть от того, в какой мере будут учтены и согласованы интересы партнеров по Содружеству.

 

В настоящее время наиболее устойчивые тенденции укрепления сотрудничества наблюдаются лишь в сфере коллективной безопасности, поскольку территориальная целостность и внутренняя стабильность волнует лидеров постсоветских республик ничуть не меньше экономического благополучия.

 

Полагаем, что СНГ как межгосударственная структура еще имеет потенциал развития, хотя уже сейчас мы наблюдаем ее постепенную трансформацию в новые образования. В ближайшее десятилетие произойдет окончательное определение бывших союзных республик в выборе своих стратегических партнеров. Часть из них уже сделала свой выбор в пользу России (Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия). Не исключено более тесное взаимодействие с Арменией, Украиной и Узбекистаном. Относительно Азербайджана, Молдовы, Туркменистана в настоящее время трудно сказать что-то определенное.

 

15. Индекс транснациональности и его экономическое значение. Степень транснационализации компаний можно охарактеризовать индексом транснациональности:

 

 

Iтр = (Аз/Ао + Пз/По + Шз/Шо): 3,

 

 

где:

Iтр — индекс транснациональности;

Аз — зарубежные активы;

Ао — общие активы;

Пз — объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами;

По — общий объем продаж товаров и услуг;

Шз — зарубежный штат;

Шо — общий штат работников компании.

 

Индекс транснациональности (или индекс международности) просчитывается, исходя из следующих показателей:

• объем производства на зарубежных филиалах и его отношение к внутреннему производству (как наиважнейший показатель);

• объем прибылей, полученных на заграничных филиалах, по отношению к объему прибылей компании на внутреннем рынке;

занятость на заграничных филиалах и ее отношение к числу занятых на внутреннем рынке;

• доля зарубежных активов в обшей сумме активов компании;

• объем продаж за границей и его отношение к объему продаж на

внутреннем рынке.

В соответствующих случаях подсчитывают этот индекс и в отношении государства, тогда показатели суммируются по всем основным компаниям ведущих отраслей данной страны.

 

16. Особенности современных стратегий ТНК. Транснациональные компании — институциональная форма интернационализации и международного маркетинга. Сфера их деятельности и «адрес* — весь мир. Это компании-космополиты, имеющие контролирующий капитал однонационального происхождения. В плане конкретизации ТНК за основу можно принять следующий критерий:

 

* достаточно крупный размер фирмы, позволяющий использовать весь арсенал средств эффективной международной деятельности;

 

* элементы монопольного положения на рынке;

 

* интернациональная производственная структура с развитым внутрифирменным разделением труда;

 

* значительная доля зарубежных операций в общей деятельности, транснациональный характер операций;

 

* верховенство центра при принятии стратегических решений и контроль всех звеньев;

 

* единая глобальная стратегия.

Транснациональные корпорации (ТНК) XXI века - это сложные социально- экономические системы, объединяющие финансовые, производственные, научно- технологические, торгово-сервисные и управляющие структуры, активность которых в качестве лидирующих субъектов мировой экономики в сферах характеризуется глобальным масштабом. ТНК еще в ХХ веке создали предпосылки становления единого геоэкономического пространства планеты.

Общее число ТНК, по данным ООН, в последние несколько лет составляло свыше

50 тысяч с числом зарубежных филиалов в 450 тысяч. ТНК инвестируют в мировую экономику около 3,5 трлн. долларов. Вывоз прямых инвестиций превышает рост мирового ВВП и мирового экспорта.

Сегодня ТНК контролируют 1/3 мирового промышленного производства и дают 1/3 мирового экспорта. Основная часть ТНК и инвестиций принадлежит США, странам

Европейского Союза и Японии. Лидерами на рынке мирового капитала являются

США, Великобритания, Япония, Германия, Франция и другие страны ЕС, Канада,

Гонконг, Австралия, Тайвань.

Транснациональные корпорации становятся ядром новой сферы мировой постиндустриальной экономики, в которую непрерывно интегрируются многочисленные предприятия мелкого и среднего бизнеса, товаропроводящие и информационные сети, составляющие периферию мирохозяйственного транскорпоративного ядра с общей численностью работников свыше 150 млн. человек.

Глобальные ТНК формируют финансовый центр экономики, который глобально воздействует на функционирование и развитие мирового производства продуктов, услуг, знаний, информации, интеллектуального капитала, глобального рынка рабочей силы. Новую экономику конца ХХ и начала ХХI века приводит в движение конкурентная борьба между глобальными ТНК и все новые методы борьбы за создание новых конкурентных преимуществ.

Конкурентные преимущества мировых ТНК, их способность противостоять финансово-экономическим потрясениям и лидировать в глобальной экономике обусловлены уникальными корпоративными стратегиями, динамичными оргструктурами, в которых доминируют самообучающиеся и обучающие системы стратегического управления, инновационные структуры, крупные научно- исследовательские центры, подразделения по повышению квалификации и подготовке кадров.

Мировые Транснациональные корпорации управляются руководителями нового типа - лидерами, которые являются творцами и реализаторами перемен и динамики корпоративных структур, обеспечивающих собственную долговременную жизнеспособность и развитие глобализированной мировой экономики.

Вот что пишет в предисловии к книге генеральный директор ГНЦ РФ «Уральский институт металлов», член-корреспондент Российской Академии Наук, академик

Международной и Российской инженерных академий, лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации Л. А. Смирнов:

«Глобальные корпорации конца ХХ и начала XXI века стали локомотивами инновационно-инвестиционного процесса в мировой экономике.

В настоящее время ТНК определяют и направляют мировое производство природного сырья, конструкционных материалов, топлива и электроэнергии, современной техники, технологических знаний, информации и глобальных информационных сетей, средств планетарного транспорта и вооружений. ТНК лидируют в подготовке современных специалистов и управляющих, выдвигают лидеров нового типа, которые в свою очередь придают гибкость, динамичность и антикризисную устойчивость самим ТНК.

Национальные государства и ТНК поддерживают и усиливают друг друга по главным направлениям мирового научно-технического прогресса. Когда в стране возникают и множатся крупные промышленные корпорации и международные финансово-промышленные группы, это означает наращивание экономической мощи страны, усиление ее геополитических позиций.

России не повезло на начальном этапе рыночных преобразований. В угоду идее создания, во что бы то ни стало конкурентной среды в постсоциалистической экономике были разукрупнены и расчленены горно-металлургический, машиностроительный, топливно-энергетический, атомный, военно-промышленный и другие отраслевые и межотраслевые комплексы национального значения, приостановлено наращивание минерально-сырьевой базы российской промышленности в Сибири, на Урале, на Российском Севере.

В последнее время наметился переход к поддержке крупнокорпоративных форм развития инновационно-воспроизводственных связей в России и странах Союза независимых государств со стороны государства и инициативный рост крупных российских финансово-промышленных групп и корпораций. Но нужно прямо сказать о начальном периоде крупнокорпоративного движения в России, об относительной и абсолютной слабости отечественных корпораций по сравнению с мировыми гигантами, которые в силу своей экономической природы захватывают российские рынки, подавляют отечественного производителя. В развитии ТНК российского базирования, в первую очередь, горно-металлургических и машиностроительных компаний, я вижу реальный выход из кризиса российской экономики, которая не сможет в ситуации глобальной конкуренции за топливно- энергетические ресурсы в ХХI веке построить конкурентоспособную стратегию на экспорте нефти, газа, угля, черного и цветного металла».

Авторы книги, научные сотрудники кафедры теории и практики управления

Уральской академии государственной службы дают прогноз возникновения ТНК новых поколений, обосновывают роль крупных корпораций в экономике реформирующейся России на примере управления крупнейшими предприятиями черной металлургии.

На взгляд авторов монографии, Россия не сможет выйти из системного кризиса, ориентируясь на мелкий и средний бизнес, она не сможет использовать производственный, научно-технический и кадровый потенциал, накопленный отраслями народного хозяйства до 1991 года, она не сможет стать конкурентоспособным субъектом глобальной экономики без быстрого роста своего корпоративного сектора.

Отсюда следует актуальность исследований в области стратегического управления развитием национальных и ТНК России, как со стороны государства, так и со стороны спонтанно возникших центров управления корпорациями, которые нуждаются в обоснованных рекомендациях по адаптации опыта мировых

ТНК и разработке собственных оргструктур и систем управления с учетом специфики переходной экономики России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.149 с.)