Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека и их классификация. Внутригосударственная и международная система защиты прав человека.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека и их классификация. Внутригосударственная и международная система защиты прав человека.



Соотношение прав, свобод и обязанностей личности в ее взаимоотношениях с государством позволяет выявить различные модели их взаимодействия, каждая из которых предопределялась природой самого государства, степенью зрелости гражданского общества, особенностями культуры и проч. В теории сложился ряд подходов к определению положения личности в государстве: этатизм, либерализм (индивидуализм), демократизм[6].

Этатизм (от фр. etate – государство) оправдывает присутствие государства во всех сферах жизни общества, преувеличивает его роль в решении вопросов публичной и частной жизни людей. Приоритет отдается общему, публичному над частным и индивидуальным. Государственное управление становится избыточным и неоправданно жестким в отношении личности. Этатизм, основанный на господстве органов власти, пренебрегает свободой личности. Крайним проявлением этатизма является теория и практика тоталитаризма. Такое государство полностью устраняет сферу личного и стремиться к безраздельному контролю над общественной и личной жизнью во имя достижения «высших целей».

Либерализм (от лат. liberalis – свободный) провозглашает абсолютную ценность личности, недопущение вмешательства государства в свободу личности, ее безопасность, право выражать взгляды и мнения. Государство рассматривается как совокупность граждан, оно подчинено интересам личности, ориентируется в большей мере на потребности отдельных граждан, нежели на общие, публичные интересы. Однако очевидны и недостатки такого подхода. В чистом виде индивидуалистической модели государства существовать не может, поскольку ее реализация на практике означала бы распад государства.

Демократизм,также как и либерализм, исходит из приоритета личности в системе ценностей демократического общества, признания неотчуждаемых естественных прав и свобод человека. Вместе с тем, большое значение придается взаимным правам и обязанностям личности и государства. Именно в демократическом государстве личность имеет тот необходимый объем гарантированных государством прав, который дает ей возможность быть действительно свободной[7].

Практика показала, что оптимальной доктриной, позволяющей соединить в практике взаимоотношений государства и личности интересы обеих сторон, является концепция прав человека, которая провозглашает естественные, неотчуждаемые права, не зависящие от воли государства, и в то же время утверждает, что права человека не безграничны. Права гарантируются лишь в той мере, в какой их реализация не посягает на права и законные интересы других лиц и общества в целом.

Права человека[8] – это совокупность естественных возможностей, неотъемлемых свойств индивида. Несмотря на широкую разработанность проблемы прав личности в настоящее время сохраняются дискуссии относительно многих аспектов указанной проблематики. Предлагается в качестве основополагающего признака прав человека указывать на юридическую закрепленность и гарантированность возможностей личности (Н.В. Витрук, А.С. Мордовцев, И.В. Ростовщикова). Отдельные исследователи акцентируют внимание на наличие в системе прав человека не только естественных, но и властно устанавливаемых правомочий, соответствующих уровню развития общества (В.В. Оксамытный). Кроме того, неоднозначно решается вопрос о соотношении категорий «право» и «свобода». Очевидно, что между указанными понятиями нет принципиальной разницы. Большинство теоретиков склонны считать их равнозначными (В.Д. Перевалов). Вместе с тем конституционалисты (Б.А. Страшун, В.В. Маклаков) и ряд теоретиков (Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, С.И. Кожевников) указывают на наличие, пусть и непринципиальных и не всегда прослеживаемых, отличий. Так позиция конституционалистов сводится к наличию у права гарантированности, наличии субъекта, на котором лежит соответствующая этому праву обязанность. Другими словами, управомоченное лицо может претендовать на получение какого-либо блага[9]. Предоставление свободы предполагает отсутствие внешних ограничений в какой-либо сфере. Однако анализ современных законодательств все-таки не позволяет говорить о наличии юридически значимого различия понятий «право» и «свобода». Как совершенно справедливо отмечает В.В.Оксамытный, «юридические свободы как естественные, формально признанные и нормативно закрепленные возможности каждого самостоятельно выбирать вид и меру своего поведения проявляются через комплекс правомочий, которые…являются правами на отдельные действия».

По природе и происхождению права подразделяются на негативные и позитивные. Первые принадлежат человеку от рождения, не могут быть отчуждены, носят фундаментальный характер. Их реализация не связана с социально-экономическими возможностями государства. Главным условием является обязанность любых субъектов воздерживаться от действий, способных ограничить данные права (право на жизнь, свободу, достоинство и т.д.). Позитивные права предполагают закрепление за государством, организациями обязанности предоставить индивиду те или иные блага. Реализация данной группы прав напрямую зависит от наличия у государства необходимых материально-финансовых ресурсов (право на образование, медицинскую помощь, социальное обеспечение). Права также можно классифицировать на индивидуальные и коллективные. Основная масса всех провозглашенных прав по своему характеру являются индивидуальными, но они нередко могут осуществляться коллективно. Принципиальная особенность коллективных прав заключается в невозможности их реализации индивидом самостоятельно – право на забастовку, на собрание. Самый распространенный критерий классификации прав человека – сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы личности. В соответствии с названным основанием выделяют гражданские (личные), политические, экономические, социальные, культурные, экологические и информационные права[10]. Однако эти права не только относятся к различным сферам, но и различаются по времени их возникновения и нормативного закрепления. Отсюда появилось понятие «поколения прав человека».

Первым поколением прав признаются личные (гражданские) и политические права. Эти либеральные ценности были сформулированы в ходе буржуазных революций, а затем расширены и конкретизированы. К личным правам, в частности, относятся право на жизнь, на собственность, на свободу и личную неприкосновенность, запрещение пыток, свобода совести, мысли, слова и проч. Политические права принадлежат, как правило, только гражданам государства: право на участие в управлении государством, права на объединение и др.

Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы различных классов за улучшение своего экономического положения, за повышение культурного статуса. В эту группу входят социально-экономические права, позволяющие человеку отстоять свое право на достойную жизнь и защитить себя от социальной несправедливости: свобода экономической деятельности, свобода труда, защита от безработицы, право на забастовку, право на социальное обеспечение, право на жилище, на охрану здоровья и благополучную окружающую среду, право на образование, на свободу творчества и культурную деятельность.

В период после Второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. К данной группе относят коллективные (солидарные) права. Их природа такова, что они не могут осуществляться отдельной личностью, а принадлежат коллективам, общностям, народам: право на мир, право народов на самоопределение, развитие, на здоровую окружающую среду и т.д.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о гарантиях прав и свобод. Факторы, способствующие реализации прав личности, очень разнообразны. Важное место, наряду с социальными, экономическими, политическими гарантиями, занимают собственно юридические процедуры защиты. Принято выделять международно-правовые и внутригосударственные гарантии.

До Второй мировой войны в мировом сообществе преобладало убеждение, что отношения между государством и человеком составляют внутреннее дело государства и должны регулироваться внутригосударственным правом. Однако, несмотря на это, уже начиная с ХIХ принимались международные акты, направленные на защиту прав человека (запрещение работорговли, защита жертв военных конфликтов и др.). В настоящее время международное сообщество выработало целый комплекс средств международно-правового сотрудничества в области осуществления прав человека: создание и функционирование специальных международных органов; международный контроль, непосредственное вмешательство международного сообщества в лице органов ООН; рассмотрение докладов и сообщений государств, публикация докладов; представление рекомендаций; рассмотрение индивидуальных жалоб; привлечение к индивидуальной уголовной ответственности, создание и функционирование специальных трибуналов. Универсальная международная защита прав человека осуществляется в рамках ООН и ее специализированных учреждений (Экономический и Социальный Совет ООН, Комиссия ООН по правам человека, Верховный комиссар ООН по правам человека). На региональном уровне созданы межамериканские, европейские и африканские системы. Наиболее совершенной является европейская система, основанная на Европейской конвенции по защите правам человека и основных свобод (1950 г.). Полномочными органами являются Европейская комиссия по правам человека, Европейский Суд по правам человека, Комитет министров Совета Европы. Решения Европейского Суда являются окончательными и обязательными для государств-участников Конвенции 1950 г.

Однако, по большей части, мировое сообщество создает своей деятельностью негативное общественное мнение вокруг государства, которое нарушает права человека.

Самым главным и эффективным средством защиты является система, созданная самим государством. Внутригосударственные юридические гарантии принято подразделять на нормативные и институциональные, судебные и внесудебные. Нормативные гарантии представляют собой развитую систему юридического регулирования, сложившуюся в стране. Законодательство должно фиксировать ряд принципов (непосредственного действия конституции, презумпция невиновности), а также закреплять ряд материальных и процессуальных положений: право на получение квалифицированной юридической помощи (право на защиту), установление санкций за нарушение конкретных прав человека. К институциональным гарантиям относится система правозащитных, юрисдикционных учреждений. В современных государствах главной такой гарантией является суд. На конституционном уровне закрепляется право каждого на судебную защиту (ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ). Особое место в системе судебной защиты принадлежит Конституционному Суду РФ. Заметную роль в защите прав человека играет институт омбудсмана (Уполномоченного по правам человека). В России этот институт учрежден в 1994 году. Уполномоченный не вправе самостоятельно разрешать споры, использовать методы государственного принуждения для защиты нарушенных прав. Однако его полномочия позволяют ему обращаться в любые органы, в том числе в суд и Конституционный Суд РФ, с заявлениями в защиту нарушенных прав и свобод.

 

 

РАЗДЕЛ 3.

Глава 8. Право в системе социального регулирования.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.012 с.)