Чистый внутренний продукт, внутренний доход и доход граждан



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чистый внутренний продукт, внутренний доход и доход граждан



ЧВП= ВВП- аморт. Отчисления

ВД= ЧВП- налоги упл предприятиями

ЛД= ВД- налоги + процентный доход

 

 

№ 10. Макроэкономика. Теория Макроэкономическое равновесие.

Предметом эк-ой теории является система объективных эк-их отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Эк-ая система – общая сумма институциональных механизмов – т.е. действующих законов, традиций, моральных ценностей. Фундаментальные проблемы экономики.Эк-ую деятельность осущ-ют не просто люди, а эк-ие агенты, к которым относятся работники, менеджеры, банкиры, владельцы домов и акций, облигаций и земельных участков, фермеры, предприниматели. Эк-им агентам постоянно приходится решать три основных вопроса: 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить? Решение проблем возможно: административно-плановым способом (гос-во решает что, как и для кого?) рыночным (пред-тия, фирмы сами решают). Понятие макроэкономического равновесия. Макроэкономическое равновесие это такое состояние национальной экономики, когда существует совокупная пропорциональность между: ресурсами и их использованием; производ­ством и потреблением; материальными и финансовыми потоками. Такое равновесие — это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясе­ний: инфляцией, безработицей. Для раскры­тия закономерностей макроэкономического равновесия необходимо, прежде всего рассмотреть совокупный спрос и совокупное предложение. Совокупный спрос — это сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Он состоит из потребительских расходов (совокупный спрос домохозяйств), инвестиционных расходов (спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей), государственные расходов (спрос на товары и услуги со стороны государства) и расходов на чистый объем экспорта (разница между иностран­ным спросом на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары).В макроэкономике на уровень совокупного спроса влияют два основных фактора — предложение денег и скорость их обо­рота. Совокупное предложение — это сумма всех индивидуальных предложений. Совокупное предложение представляет денежную величину общей суммы всех конечных товаров и услуг, предъявля­емых к продаже. Оно состоит из заработной платы, ренты, процен­та и прибыли. На совокупное предложение оказывают воздействие те же факторы (технология производства, издержки производст­ва), которые вызывают изменение на рынке отдельного товара. Макроэкономическое равновесие предполагает равенство объе­ма совокупного спроса и совокупного предложения.

Макроэкономика отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого эконо­мического роста; полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции. Экономический рост является результатом действия таких относительно устойчивых факторов, как рост населения и технологический прогресс. Динамика этих факторов» в долгосрочной перспективе определяет динамику потенциального объема производства. В краткосрочном периоде экономика отклоняется от этой главной траектории равномерного поступательного движения. По этому обеспечение устойчивого экономического роста предполагает управление циклическими колебаниями. Управление экономическим циклом в целях обеспечения полной занятости ресурсов и неинфляционного экономического роста осуществляется с по­мощью инструментов макроэкономической политики: бюджетно-налоговой (или фискальной) и кредитно-денежной (или монетарной). Бюджетно-налоговая политика (в том числе и внешнеторговая) осуществляется преимущественно правительством, а кредитно-денежная политика — преимущественно Центральным ком. Координация краткосрочных и долгосрочных целей, выбор инструментов и разработка альтернативных стратегий фискальной и монетарной политики потея непосредственным объектом исследования в макроэкономической теории. Понятие макроэкономического равновесия. Макроэкономичес­кое равновесие — это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между: ресурсами и их использованием; фак­торами производства и результатами их использования; производ­ством и потреблением; предложением и спросом; материально-ве­щественными и финансовыми потоками. Следовательно, макроэко­номическое равновесие предполагает стабильное использование экономической способности индивидов, оптимальную реализацию их интересов во всех сферах национальной экономики. Такое равновесие — это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясе­ний. В экономической теории макроэкономическим идеалом яв­ляется построение моделей общего равновесия экономической системы. В реальной жизни происходят разнообразные наруше­ния требований такой модели. Но знание теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти пути реализации оптимального состояния экономики. Совокупный спрос и совокупное предложение. Для раскры­тия закономерностей макроэкономического равновесия необходимо, прежде всего рассмотреть совокупный спрос и совокупное предложение, ибо все изменения в национальной рыночной экономике связаны с их изменениями. Совокупный спрос — это сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Он состоит из потребительских расходов (совокупный спрос домохозяйств), инвестиционных расходов (спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей), государственные расходов (спрос на товары и услуги со стороны государства) и расходов на чистый объем экспорта (разница между иностран­ным спросом на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары).В макроэкономике на уровень совокупного спроса влияют два основных фактора — предложение денег и скорость их обо­рота. Влияние всех других факторов (доход потребителей, их вкусы, цены на товары-заменители), определяющих спрос на отдельный товар, сводится, в конечном счете, к изменениям пред­ложения денег и скорости их оборота. Совокупное предложение — это сумма всех индивидуальных предложений. Совокупное предложение представляет денежную величину общей суммы всех конечных товаров и услуг, предъявля­емых к продаже. Оно состоит из заработной платы, ренты, процен­та и прибыли. На совокупное предложение оказывают воздействие те же факторы (технология производства, издержки производст­ва), которые вызывают изменение на рынке отдельного товара. Макроэкономический уровень существенно ничего не меняет. Макроэкономическое равновесие предполагает равенство объе­ма совокупного спроса и совокупного предложения. На практике возможны различные варианты изменений совокупного спроса и совокупного предложения. Так, рост совокупного спроса сопро­вождается увеличением цен, объема производства и националь­ного дохода. Падение совокупного спроса вызывает снижение цен, объема производства и национального дохода. Рост совокупного предложения сопровождается ростом объема производства и вы­зывает падение цен. Падение совокупного предложения и соот­ветственно падение объема производства вызывают увеличение цен. Так как цены и объем производства изменяются в различных направлениях, то изменения национального дохода в этих случа­ях неопределенны. Следовательно, равновесие на макроуровне достигается очень редко в результате постоянных колебаний со­вокупного спроса и совокупного предложения.

Макроэкономическое равновесие предполагает соответствие совокупного спроса (АD) и совокупного предложения (АS). На макро­уровне пересечение кривых АD и АS определяет общий равновесный уровень цен (Рр) и равновесный объем выпуска продукции для всей экономики (Qр)

Совокупный спрос (АD)- это реальный объем национального произ­водства, который потребители (частные лица, предприятия и государст­во) готовы купить при различных возможных уровнях цен. В соответствии с наличием четырех основных секторов экономики АD можно подразделить на следующие группы: С - совокупный спрос индивидуумов и домохозяйств, I - инвестиции, или спрос на капиталь­ное оборудование со стороны предпринимателей, - государственные закупки, или спрос на товары и услуги со стороны государства,Х - разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары. AD=C+I+GP+X Подсовокупным предложением (АS) понимается уровень реального наличного объема производства в стране при каждом возможном уровне цен. Если не учитывать влияние международной торговли, АS можно приравнять к ВНП: АS = Зарплата + Рента + Процент + Прибыль. Как видно кривая совокупного предложения отличается от кривой предложения единичного товара. Она состоит из трех отрез­ков: а) горизонтального (кейнсианского), б) восходящего и в) верти­кального (неоклассического). На кейнсианском отрезке кривой (в краткосрочном периоде) про­изводство характеризуется наличием неполной занятости, недогрузкой производственных мощностей, фиксированным уровнем цен и за­работной платы, значительным уровнем безработицы, т.е. наличием из­быточных ресурсов. Второйучасток кривой отражает состояние, когда экономика близ­ко подходит к полному использованию ресурсов. На этом этапе идет одновременно рост цен и рост валового общественного продукта Классический отрезок отражает такое состояние экономики, при котором ее производственные возможности практически полностью ис­пользованы. Это выражается в полной занятости, максимальной загруз­ке производственных мощностей и, следовательно, в невозможности дальнейшего роста производства.

Кривая IS показывает, при какой комбинации процентной ставки и уровня ВВП достигается равновесие спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Кривая LM является геометрическим местом точек, показывающих такую комбинацию уровня ВВП и процентной ставки, которая обеспечивает равновесие спроса и предложения на денежном рынке.

 

 

№ 11. Теория экономического цикла. Экономические циклы: сущность, причины, виды.

Экономический цикл. Циклич­ность экономического развития — это непрерывные колеба­ния рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности — понижением. Цик­личность характеризуется периодическими взлетами и паде­ниями рыночной конъюнктуры. Периоды повышения экономи­ческой активности характеризуются преимущественно экстен­сивным развитием, а периоды понижения экономической ак­тивности началом преимущественно интенсивного разви­тия. Следовательно, цикл является постоянной динамической характеристикой рыночной экономики, без него нет развития экономики. Экономический цикл — это форма движения и развития рыночной экономики. В экономической литературе циклы различной продолжи­тельности получили названия по имени их исследователей. Так, циклы продолжительностью 3—4 года именуются как циклы Китчина, 10-летние циклы — циклы Жугляра или циклы Мар­кса, 15—20-летние циклы — циклы Кузнеца, 40—60-летние цик­лы — циклы Кондратьева. Основу экономического цикла составляют периодически воз­никающие экономические кризисы. Движение производства от одного экономического кризиса до начала другого и называется экономическим циклом. Экономический цикл включает четыре фазы: кризис, депрес­сия, оживление и подъем. Главную фазу экономического цик­ла составляет кризис. В нем заключены основные черты цикла. С ним кончается один период развития и начинается новый. Без кризиса не было бы цикла, а периодическое повторение кризиса придает рыночной экономике циклический характер.

Механизм цик­лического движения. Каждый кризис созре­вает в фазах оживле­ния и подъема. Это фа­зы устойчивого расши­рения производства. В этот период увеличи­ваются доходы населения, и растет сово­купный потребительский спрос. Рост по­требительского спроса побуждает предпринимателей расширять производственные мощ­ности и увеличивать капиталовложения. Следовательно, растет спрос на средства производства. Увеличение общего совокупного спроса начинает опережать темпы роста общественного произ­водства. Кругообороты индивидуальных капиталов протекают беспрепятственно, снижается острота конкурентной борьбы. Поэ­тому уменьшаются стимулы новых внедрений, обновления про­изводства. Воспроизводство протекает на преимущественно экс­тенсивной основе. Такое развитие продолжается до тех пор, пока темпы роста производства не начинают опережать темпы роста платежеспособного спроса. Когда это происходит, то наступает перепроизводство товаров, а вместе с ним и экономический кри­зис. Экономический кризис обнаруживает перенакопление капи­тала, которое выступает в трех формах: перепроизводство то­варного капитала (рост нереализованной продукции), перена­копление производительного капитала (увеличение недогрузки производственных мощностей, рост безработицы), перенакопле­ние денежного капитала (увеличение количества денег, не вло­женных в производство). Общим результатом перенакопления капитала становится рост издержек производства, падение цен и, следовательно, прибыли. Но экономический кризис обнаруживает не только предел, но и импульс в развитии экономики, выполняя стимулирующую («очистительную») функцию. Во время кризиса возникают побу­дительные мотивы к сокращению издержек производства и уве­личению прибыли, усиливается конкуренция. Экономический кри­зис приводит к моральному износу средств производства, не способных обеспечить прибыльное функционирование капитала. Он же создает стимулы для обновления капитала на новой техничес­кой основе. Поэтому кризис дает начало преимущественно интен­сивному развитию экономики. С ним кончается предыдущий период развития и начинается следующий. Кризис — важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики. Но переход к расширению производства и к его обновлению не может произойти в один момент. Поэтому на смену кризису приходит фаза депрессии. В кризисе создаются условия для ин­тенсификации экономики. В ходе депрессии эти условия закрепляются, и начинается период интенсивного развития, который ох­ватывает всю следующую фазу — оживление. В конце фазы ожив­ления стимулы обновления исчерпывают себя. И следующая фаза цикла — подъем — снова начинает экстенсивное развитие. Таким образом, причина циклического характера развития экономики кроется в конфликте условий производства и условий реализации, в противоречии между производством, стремящим­ся к расширению, и не успевающим за ним ростом платежеспо­собного спроса. Существенные изменения в совокупном предло­жении и совокупном спросе обнаруживаются в экономическом кризисе, который является не только нарушением пропорцио­нальности общественного производства, но и толчком к равнове­сию и сбалансированности экономики. Механизмом циклического движения выступает падение цен (соответственно обесценение основного капитала и снижение заработной платы). На длительность и глубину экономического кризиса сущест­венно влияет колебание инвестиций. Кризис образует исходный момент для новых массовых капиталовложений. Это связано с тем, что, во-первых, кризис обесценивает основной капитал и тем самым создает условия для обновления производственного аппарата. Во-вторых, кризис принуждает к обновлению основ­ного капитала на новой технической базе, что вызывает сниже­ние издержек производства, и восстановление докризисного уровня прибыли. Массовый моральный износ основного капитала, вы­званный кризисом, заставляет всех предпринимателей приме­нять новую технику. Следовательно, кризис расчищает путь для массовых инвестиций, помогая экономике перейти в другую фазу. Поэтому обновление основного капитала является материальной основой периодичности кризисов и продолжительности цикла. В ходе всего экономического цикла динамика производства неразрывно связана с движением основного капитала и соверша­ется на базе этого движения. Кризис завершает период оборота большинства индивидуальных капиталов и в то же время дает начало новому циклу оборота. Тем самым создается новая матери­ально-техническая база для следующего экономического цикла.

 

№ 12. Рынок труда. Занятость и безработица.

Рынок труда – это сфера, где формируется спрос и предложение на труд, обеспечивается распределение труда и определение цен на различные виды трудовой деят-ти. Это специфический рынок, т.к. сам товар - труд – не отделим от его собственника – человека. Следует различать трудоспособное население и нетрудоспособное. К нетрудоспособным относятся люди, моложе 16 лет, и лица, достигшие пенсионного возраста. В трудоспособном населении выделяют: Рабочая сила – активная часть населения. Какая-то часть из них работы не имеет, поэтому различают занятых и безработных. Занятое население – это та часть населения, к-ая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на гос. службе или учится. Безработное – относятся к экономически активному населению, к-ые намерены работать, ищут работу, но не могут ее получить по той или иной причине.

Формы безработицы: 1) фрикционная – обычно возникает по личным причинам. Люди, к-ые переходят на другую работу, или только появились на рынке труда; 2) сезонная возникает в опр-ое время года, н-р, в с/х зимой4 3) структурная – возникает тогда, когда структура раб. силы не соотв-ет структуре раб. мест (н-р, закрываются угольные шахты, а труд шахтера…?); 4) циклическая – связана с эк-ми колебаниями (спад – увольнение, подъем – прием рабочих).

Последствия безработицы: снижается жизненный уровень семьи; пр-во сокращается по сравнению с тем, к-ое могло бы быть достигнуто в условиях полной занятости.

Любое правительство считает своим долгом бороться с безработицей: орг-ция сезонных работ (строительство дорог); организует соц-ую ориентацию и преквалификацию и т.д., но этого недостаточно.

Ф-ии рынка трудв:

- Социальная (благосостояния людей)

-Экономическая( размещение и использование труда)

-Размещающая ( спрос)

-стимулирующая ( конкурентоспособность между участниками)

Виды : фед. Республиканский краевой областной городской районный сельский мегаполисов

 

№13 Инфляция: сущность, причины, формы, социально-экономи­ческие последствия.

Инфляция — это нарушение в процессе общественного воспроизводства, проявляющееся в переполнении сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей и их обесценении. Инфляция выражается, прежде всего, в обесценении бумажных денег. Деньги обесцениваются по отношению: 1) к золоту. Это выражается в повышении рыночной цены золота в бумажных деньгах и появлении «лажа» — надбавки к официальной цене золота; 2) к товарам. Это проявляется в росте товарных цен — оптовых и особенно розничных; 3) к иностранным валютам. Это находит свое выражение в падении курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам, которые сохранили прежнюю реальную стоимость или обесценились в меньшей степени.

Формы проявления инфляции многообразны: 1) локальная инфляция, которая имеет место в рамках отдельных стран; 2) мировая инфляция, которая охватывает группы стран или целые регионы; 3) галопирующая инфляция, при которой рост цен приобретает стремительный скачкообразный характер; 4) ползучая инфляция, при которой цены растут постепенно, но неуклонно; 5) внутренняя инфляция, вызванная развитием внутренних финансово-экономических факторов; 6) «импортированная» (внешняя) инфляция, порожденная внешнеэк-ми причинами.

В современных условиях факторы, вызывающие инфляцию, множатся и усиливаются: 1) циклические и сезонные факторы роста цен; 2) изменение производительности труда; 3) принудительное государственное регулирование ценообразования; 4) повышающиеся налоги; 5) девальвация и ревальвация национальной валюты; 6) изменение конъюнктуры рынка; 7) стихийные бедствия (засуха, наводнение) и другие факторы, не зависящие от состояния денежной сферы.

Сложны социально – эк-ие последствия инфляции (И):

И вначале способствует повышению цен, нормы прибыли и тем самым временно оживляет коньюктуру;

По мере развития И превращается в тормоз, усиливает эк-ую и соц-ую неустойчивость, подрывает осн-ые факторы эк-го роста;

И вызывает неравномерный рост цен на товары;

Искажает структуру потребительского спроса;

Усиливает спекуляцию товарами;

Подрывает стимулы к денежным накоплениям, нарушает функционирование кредитно – денежной системы;

Создает напряженность в м/ународных эк-их отношениях;

№14 Экономический рост и его факторы.

Эк-ий рост – увеличение реального дохода в эк-ке (ВНП, ВВП или НД), а также рост реального выпуска в расчете на душу населения. Значение: эк-ий рост расширяет возможности повышения общего благосостояния населения. Факторы: 1) экстенсивные: труд, капитал. Их особенность состоит в том, что увеличение выпуска продукта достигается за счет количественного расширения этих факторов – в пр-во вовлекается новая раб. сила, устанавливается больше станков. Квалификация и производительность труда не меняется. Отдача прод-ции и дохода на ед-цу капитала остается прежней. 2) интенсивные – технологический процесс, рост профессионального и образовательного уровня работников и т.д., т.е. все, что позволяет качественно усовершенствовать как сами факторы пр-ва, так и процесс их использования.Факторы ( прир ресурсы, трудовые, капитал, Нтп, инвестиции

Процесс роста распространяется в эк-ке по цепочке. Первоначальный импульс от нескольких пред-тий, а передается другим пред-тиям с помощью эффекта мультипликатора (умножение) и акселератора (ускорение). Величина мультипликатора зависит от нормы сбережений. Чем больше люди сберегают, тем меньше величина мультипликатора, тем слабее эк-ий рост. Акселератор – рост потребительских расходов вызывает рост инвестиций.

Задачи гос-ва по стимулированию эк-го роста: 1) достижение устойчивых и высоких темпов эк-го роста ВВП; 2) обеспечение полной занятости и не допускать ее естественной нормы; 3) бюджетно-финансовое стимулирование эк-го роста. Налоговая политика могла бы содержать след-щие пункты: сберегательную часть доходов освобождать от подоходного налога, снизить налог на инвестиции в наукоемкие отрасли и т.д.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.204.127 (0.016 с.)