Совершается ли молитва до или после праздничной молитвы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершается ли молитва до или после праздничной молитвы.



Нет ничего достоверного от пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он совершал что-либо до или после праздничной молитвы. Ибн Аббас рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Разговения и не совершал ни до, ни после нее никаких молитв”. аль-Бухари 945, 1364, Муслим 884.

Имам Ахмад сказал: “Нет никакой установленной молитвы ни до, ни после праздничной молитвы”. См. “Масаилюль-имам Ахмад” 469.

Таким образом, мы видим, что те люди, которые пришли на праздничную молитву к месту ее совершения, совершая, прежде чем сесть, два рак’ата, противоречат Сунне. Однако исключением является совершение праздничной молитвы в мечети, поскольку у мечети есть определенная молитва, о которой пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас зашел в мечеть, то пусть не садится до тех пор, пока не совершит два рак’ата» аль-Бухари 444, Муслим 714.

Абу Са’ид аль-Худри рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал до праздничной молитвы никакой молитвы, но когда он возвращался к себе домой, то совершал два рак’ата”. Ибн Маджах 1/1293. Хафиз Ибн Хаджар, аль-Бусайри и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим.

Объединив предыдущие хадисы с этим, хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Сан’ани сказали, что в первых хадисах речь идет о месте совершения праздничной молитвы, поскольку там посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал никаких молитв ни до, ни после, а в хадисе Абу Са’ида речь идет о совершении молитвы в два рак’ата после праздничной у себя дома. См. “ат-Тальхис” 144, “Субулю-Ссалям” 2/123.

О проповеди (хутба) в праздничной молитве

В отличие от пятничной молитвы, проповедь в день праздника произносится после молитвы. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Я совершал праздничные молитвы с посланником Аллаха, Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом, и все они совершали молитву до хутбы”. аль-Бухари 962, Муслим 884.

Однако слушание этой проповеди в отличие от пятничной молитвы, не является обязательным. ‘Абдуллах ибн Саиб рассказывал: “Я присутствовал во время праздничной молитвы с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и после молитвы он сказал: «Поистине, мы сейчас будем читать проповедь (хутбу) и кто желает остаться, пусть садится, а кто желает уйти, пусть уходит»”. Абу Дауд 1155, ан-Насаи 1570, Ибн Хузайма 462. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Хузайма, аль-Альбани.

Имам ас-Сан’ани сказал: “Передается единогласное мнение (иджма’) в том, что хутба в молитве двух праздников не является обязательной”. См. “Субулю-Ссалям” 2/490.

Имам аш-Шаукани сказал: “Я не знаю того, кто бы говорил, что эта хутба является обязательной!” См. “Найлюль-аутар” 3/377.

Если же у человека нет неотложных дел, то лучше остаться на хутбе тоже.

Ибн аль-Къайим сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начинал каждую свою проповедь с восхваления Аллаха, [6] и он него не передается ни одного достоверного хадиса, чтобы он начинал две праздничные проповеди с такбиров”. См. “Задуль-ма’ад” 1/447.

Что касается хадиса, который приводит Ибн Маджах, в котором сообщается, что во время праздничной хутбы пророк (мир ему и благословение Аллаха) много произносил такбир, то он недостоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 647.

Также нет никаких указаний на то, что праздничную хутбу следует разделять сидением на две, как это принято делать в пятничной хутбе. Абу Са‘ид аль-Худри: «В день Разговения и в день Жертвоприношения посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда выходил к месту молитвы и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления». аль-Бухари 956.

Абу Са’ид о разделении хутбы ничего не упомянул, и если бы пророк (мир ему и благословение Аллаха) разделил проповедь сидением, то он обязательно это сообщил бы. См. “Ахтау-ммусаллин” 410 и “Сахих фикъху-Ссунна” 1/607.

Имам ас-Сан’ани, комментируя этот хадис, сказал: “В нем указание на то, что праздничная проповедь узаконена, и что эта проповедь подобна пятничным проповедям, в которых содержится повелении и увещевание. И в этом хадисе нет указания на то, что праздничная хутба состоит из двух частей, между которыми имам усаживается, как это делается в пятничной хутбе. Не установлено, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал подобное, а люди стали совершать подобное, проведя аналогию с пятничной молитвой”. См. “Субулюс-салям” 2/140.

Что же касается хадиса, который приводит аль-Баззар, в котором сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) делал две хутбы в праздничной молитве, разделяя их сидением, то он не является достоверным, о чем говорили хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-Бусайри, шейх аль-Альбани и др. См. “ат-Тальхыс аль-хабир” 2/86, “Кашфуль-астар” 1/315, “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 12/635.

Также есть сообщение от Ибн Мас’уда, который якобы сказал: “Сунной является произнесение двух проповедей в день ‘Ида, разделяя их сидением”. Имам ан-Науауи сказал об этом сообщении: “Оно слабое! Нет ничего достоверного относительно праздничной хутбы, в этом было только аналогия с пятничной хутбой”. См. “Хулясатуль-ахкам” 2/838.

 

Можно ли возместить праздничную молитву тем, кто ее упустил

Ибн Мас’уд говорил: “Пусть тот, кто упустил праздничную молитву с имамом, совершит четыре рак’ата”. Са’ид ибн Мансур. Достоверность подтвердили хафиз Ибн Раджаб и хафиз Ибн Хаждар.

Однако от Анаса сообщается, что “когда он упустил праздничную молитву, он повелел своему вольноотпущеннику Ибн Абу ‘Утайбе приготовить место для молитвы, затем собрал членов своей семьи, и совершил вместе с ними праздничную молитву подобно той, которую совершают жители городов, с такбирами”. аль-Бухари 1/241.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Передается, что Ахмад объединил мнение Ибн Мас’уда и Анаса и сказал, что если молитву ‘Ид совершают те, кто ее упустил джама’атом, то они делают два рак’ата, как имам, что сделал Анас. А если упустивший ‘Ид намаз молится один, то совершает четыре рак’ата, как сказал Ибн Мас’уд”. См. “Фатхуль-Бари” 9/78.

О дозволенности поздравления друг друга после праздничной молитвы

Джубайр ибн Нафир рассказывал: “Когда сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) встречались в день праздника, они говорили друг другу: “Да примет Аллах от нас и от вас”. ат-Табарани 22/52. Хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Суюты назвали иснад хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 2/517.

 

تَقَبَّلَ اللهُ مِنَّا وَمِنْكُمْ

“Такъаббаля-Ллаху минна уа минкум”.

Мухаммад ибн Зияд рассказывал: “Я был вместе с Абу Умамой аль-Бахили и другими сподвижниками пророка (мир ему и благословение Аллаха), и они, возвращаясь с праздничной молитвы, говорили друг другу: “Да примет Аллах от нас и от тебя”. аль-Байхакъи в “Сунан аль-кубра” 3/320. Имам Ахмад, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим.

Адхам рассказывал: “Мы говорили ‘Умару ибн ‘Абдуль-Азизу в дни двух праздников: «Такъаббаля-Ллаху минна уа минк, о повелитель правоверных!», а он отвечал тем же и не порицал этого”. аль-Байхакъи. См. в “аль-Хауи” 1/112, имама ас-Суюты.

‘Али ибн Сабит рассказывал: “Однажды я спросил имама Малика о словах людей в день ‘Ида: «Такъаббаля-Ллаху мина уа минк», и он сказал: “Это дело всегда было у нас, и мы не видим в этом ничего плохого!” Имам Ибн Хиббан в “ас-Сикъат” 9/90.

Также сообщается, что имам Ахмад о поздравлении в день ‘Ида говорил: “Так поступали сподвижники и об этом говорили ученые”. См. “аль-Инсаф” 5/381.

Тот факт, что сообщения от саляфов относительно вида поздравления упоминаются в установленном варианте, а именно: «Такъаббаля-Ллаху мина уа минк». И это указывает на то, что не следует заменять этот вид приветствия на какой-либо иной вид.

Что касается распространенного вида поздравления: “Куллю ‘ам уа антум би хайр”, “Ид мубарак” и т.п., то такой вид поздравления не передается ни от кого из сподвижников и их последователей (таби’ун), и нет этому никакого основания в Исламе, как сказал шейх аль-Альбани. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” 52.

 

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров.

Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду,

членам его семьи и всем его сподвижникам!

 

Литература

 

1. «Фатхуль-Бари шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Раджаб аль-Ханбали.

2. «Фатхуль-Бари би шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.

3. «Шарх Сахих Муслим» Яхъя ибн Шараф ан-Науауи.

4. «Файдуль-Къадир шарх аль-Джами’ ас-сагъир» ‘Абдур-Рауф аль-Мунауи.

5. «‘Аунуль-Ма’буд шарх Сунан Аби Дауд» Абу ат-Тайиб Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади.

6. «Шарх Сунан ан-Насаи» Мухаммад ибн Адам аль-Асьюби.

7. «Шарх аль-Мууатта ли имам Малик» Уалид ибн Сайф ан-Наср.

8. «Сильсилятуль-ахадис ас-сахиха» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.

9. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.

10. «Ируа аль-гъалиль фи тахридж ахадис Манар сабиль» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.

11. «Салятуль-‘идайн фи мусалля хие ас-Сунна» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.

12. «Тамамуль-минна фи-тта’ликъ ‘аля Фикъх ас-Сунна» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.

13. «Субулю-Ссалям шарх Булюгъ аль-марам» Мухаммад ибн Амир ас-Сан’ани.

14. «Найлюль-аутар шарх Мунтакъ аль-ахбар» Мухаммад аш-Шаукани.

15. «Маусу’атуль-фикъхиятиль-муяссара» Хусайн аль-‘Ауаиша.

16. «Багъятуль-мутатауи’ фи саляти-ттатауу’» Мухаммад ибн ‘Умар Базмуль.

17. «Ахтау мусаллин» Мушхур ибн Хасан Али Сальман.

18. «аль-Уаджиз фи фикъхи-Ссунна уаль-Китабиль- Азиз» Абдуль- Азым ибн Бадауи.

19. «Сахих фикъху-Сунна» Абу Малик Камаль ибн Сайд Салим.

20. «Тамамуль-минна фи фикъхиль-Китаб уа сахихи-Ссунна» ‘Адиль ибн Юсуф аль-‘Аззази.


[1] В Исламе Идом является только то, что установлено шариатом, а это только ‘Ид аль-Фитр, ‘Ид аль-Адха, день ‘Арафа, три дня ат-Ташрикъа (11, 12, 13 числа месяца зуль-Хиджа) и каждая пятница. На то, что эти дни являются Идами, указывают достоверные хадисы. Что же касается иных ‘Идов, то они не имеют никакого основания в Исламе! См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 2/302 и “Шарх аль-Усуль ас-саляса” № 2 шейха Салиха ас-Сухайми.

[2] Реакция Абу Бакра указывает на то, что сподвижники считали музыкальные инструменты запретными в своей основе. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) не осудил такое именование Абу Бакром бубна, как свирель шайтана. Однако Абу Бакр не знал на тот момент, что бубен для женщин в дни ‘Ида является дозволенным, и что это является исключением из общего запрета. См. “Тальбису Иблис” 239, “Мадариджу-сcаликин” 1/493, “аль-Айят аль-байинат” 46-47.

[3] Речь идет о не совершении молитвы, а не о запрете нахождения рядом с другими женщинами в месте, отведенном для праздничных молитв, как на это указывает версия имама Муслима: «Однако те, у кого месячные, пусть не совершают молитвы». Муслим 2093. См. также “Фатхуль-Бари” 9/58, Ибн Раджаба.

[4] Фардуль-кифая – обязанность, которую если совершит группа людей, снимается с остальных.

[5] Такбир, произносимый при вхождении в намаз, в самом начале молитвы.

[6] Речь идет о Хутбутуль-хаджа, которую пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил перед каждой проповеди.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.017 с.)