Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 10. Может ли Молитва изменить Бога.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Молитва — это сила, благодаря которой происходит то, чего иначе бы не случилось. Эндрю Мюррей
«Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал 3:6). «Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя!» (Ос 11:8)[33] Оба эти стиха взяты из Библии, и оба — прямая речь Самого Бога. В этом противоречии заключена какая-то тайна. Я мог бы привести и другие стихи, в которых говорится о неизменности Бога, и в противовес им — те, в которых сказано о том, как Бог изменил Свои намерения. На самом деле мы хотим и того, и другого: с одной стороны — надежного Бога, на Которого можно положиться, а с другой — Бога внимательного и отзывчивого, на Которого можно повлиять. Философское обоснование молитвы волнует далеко не всех верующих. Однако тем, кому этот вопрос небезразличен, важно в нем разобраться: ведь от ответа зависит, будем ли мы считать молитву исполненной глубокого смысла — или, наоборот, бессмысленной. Первым из известных нам христианских мыслителей, кто задумался над парадоксом неизменности Бога, был Ориген — греческий богослов и философ, наставник древней христианской богословской школы в Александрии, в трудах которого отцы Церкви находили источники многих ересей. «Во-первых, если Бог знает наперед, что должно произойти, то молиться бесполезно. Во-вторых, если все происходит по Божьей воле, если все, чего Он желает, исполняется, и если ничего в Его воле изменить невозможно, молиться также бесполезно». Ориген пришел к твердому выводу, что Бог неизменен. Он говорил, что с начала творения Господь предвидел все наши помыслы и поступки, в том числе и содержание наших молитв. Нечто подобное утверждали многие философы. Так, например, выдающийся немецкий философ Иммануил Кант считал: думать, будто молитва одного человека может повлиять на планы Бога — «абсурдное и самонадеянное заблуждение». Кальвинисты, которые всегда особо подчеркивали всемогущество Бога, предпочитали говорить о влиянии молитвы не на Бога, а на того, кто молится. Проповедник и миссионер из Массачусетса, один из наиболее известных богословов XVIII века и, возможно, самый знаменитый священник колониального периода истории США, благочестивый Джонатан Эдварде ставил под сомнение правомерность молитвенных прошений. «Не следует думать, что по нашим молитвам Бог изменяется или меняет Свою волю», — писал он. По мнению Эдвардса, Бог дарует Свою милость, «как если бы нам удалось убедить Его своей молитвой». (Необходимо отметить, что сам Жан Кальвин не был подвержен подобным сомнениям. Он призывал людей молиться и включил главу о молитве в свое главное сочинение — «Наставления в христианской вере» — сразу после главы о предопределении. О своих впавших в крайность последователях он отзывался так: «Отговаривать людей молиться, ссылаясь на то, что якобы нет никакого толку докучать своими мольбами Божественному Провидению, которое управляет всей Вселенной, — полный абсурд».) Шло время, научные открытия объясняли одно за другим различные явления, которые раньше относились к сфере действия Провидения. В эпоху Просвещения люди стали видеть в молитве все меньше и меньше смысла. Чередование бурь, дождей и засух стало казаться им предсказуемым и потому менее зависимым от прихотей Бога или от молитв тех, кто к Нему обращается. Английский прозаик и поэт девятнадцатого — начала двадцатого века Томас Харди описывал Бога такими словами: «Сонное, темное, тупое Существо, которое поворачивает рычаги этого бессмысленного Спектакля». Современный американский писатель Курт Воннегут высмеивает молитву в романе «Бойня номер пять». Широко известная «Молитва о душевном покое» ставит в тупик главного героя романа Билли Пилигрима:
«БОЖЕ, ДАЙ МНЕ РАЗУМ И ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ ПРИНЯТЬ ТО, ЧТО Я НЕ В СИЛАХ ИЗМЕНИТЬ, МУЖЕСТВО ИЗМЕНИТЬ ТО, ЧТО МОГУ, И МУДРОСТЬ ОТЛИЧИТЬ ОДНО ОТ ДРУГОГО.
Чего же не мог изменить Билли Пилигрим? Многое, в том числе прошлое, настоящее и будущее».
Воннегут даже не счел нужным прямо указать на очевидный вывод: в мире, где все предопределено, нет смысла молиться.
Обратимся к Библии
Библия рисует нам другую картину. Библейский Бог — это Личность. Он внимательно прислушивается к молитвам и отвечает на них. Точный портрет Личности Бога явил Собой Иисус Христос. После того как Христос завершил Свое земное служение, Его ученики продолжали молиться. Они обращались к Богу с конкретными личными просьбами, чтобы побудить Его к действию. Самая известная молитва — «Отче наш», или молитва Господня (Мф 6:9-13). Отвечая на просьбу учеников, Иисус произнес ее без подготовки, в качестве примера, как нужно молиться. При этом Он подчеркивал, что Бог заранее знает обо всех наших нуждах:
«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в нем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так…»[34] Немало людей полагает, что всеведение Бога отвращает людей от молитвы: «Зачем молиться, если Богу и так все уже известно?» Иисус же, напротив, считает всеведение не препятствием, а стимулом к молитве. Нам нет нужды пыжиться, чтобы привлечь внимание Господа многословными речами или нарочитыми телодвижениями. Нам не надо убеждать Бога в своей искренности или растолковывать Ему, в чем мы действительно нуждаемся. Отец всегда готов выслушать нас. Бог знает о нас все — и все равно слушает нас. Приступая к молитве, мы можем сразу же перейти к сути дела.
«Молитва скрепляет осколки разбитого вдребезги творения. Благодаря молитве свершается история», — писал современный французский философ и социолог Жак Эллюль. Ученый не мог пройти мимо ясных свидетельств Библии о том, что Бог действует в ответ на молитву. Действительно, величайшие события библейской истории — появление потомства у Авраама, возвышение Иосифа в Египте, Исход, странствия по пустыне, победы Иисуса Навина и царя Давида, избавление от ассирийского завоевания, окончание вавилонского плена, восстановление Храма, пришествие Мессии — происходили не раньше, чем Божьи люди начинали в молитве взывать к Богу. В Писании есть множество эпизодов, которые показывают, как люди влияют на Бога — располагая Его к милосердию или провоцируя Его гнев. «Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» (Пс 146:11). В то же время, по свидетельству пророков, Бог иногда бывает настолько утомлен нашим непослушанием, что в конце концов Его терпение приходит к концу: «Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать все» (Ис 42:14). Новый Завет со всей определенностью подчеркивает, что молитва имеет значение для Бога и влияет на мир:
«Просите и дано будет вам» (Мф 7:7). «И молитва веры исцелит болящего» (Иак 5:15). «Много может усиленная молитва праведного» (Иак 5:16). «Очи Господа обращены к праведным, и уши Его к молитве их» (1 Пет 3:12). «Не имеете, потому что не просите» (Иак 4:2).
Иллюстрируя эти щедрые обещания конкретными примерами, Библия говорит об апостолах и пророках, по молитве которых исцелялись больные и воскресали мертвые. Сарра, Ревекка, Рахиль, Анна и Елизавета, будучи бесплодными, молились о рождении детей. Даниил молился во львином рву, а трое его друзей — в огненной печи. Когда Бог через Своего величайшего вестника, пророка Исайю, дал знать царю Езекии, что тот вскоре умрет, Езекия стал молиться. И не успел еще Исайя выйти за дворцовую ограду, как Бог изменил Свое решение и даровал Езекии еще пятнадцать лет жизни. В Библии есть и своеобразное доказательство силы молитвы «от противного»: Бог трижды велел пророку Иеремии прекратить молиться. Господь намеревался наказать непокорный народ и не хотел изменять Свои планы. До этого уже был случай, когда молитва склонила Бога к милости. Пророк Иона провозгласил в языческой столице: «Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена» (Иона 3:4). Однако «увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3:10). В Ветхом Завете четырежды сказано о том, как Господь в ответ на молитву изменил Свое решение: «отменил», «раскаивался», «пожалел» (Исх 32:14; Пс 105:45; Ам 7:3, 6). Всякий раз речь идет об отмене обещанного наказания.
Молитва созидательная
Как же возможно совместить два образа Бога — Бога неизменного и Бога, отвечающего на молитвы, — притом, что оба образа основаны на библейских текстах? Чарльз Финни, американский евангелист, видный участник движения духовного возрождения, был в юности строгим кальвинистом, но затем изменил свою позицию. Он парадоксальным образом считал неизменность Божьего характера основанием для веры в силу молитвы: «Если вы спросите, почему Он вообще отвечает на молитву, я отвечу: «Потому что Он неизменен». Так, например, мы знаем, что Бог милосерден и Бог есть любовь. В силу этих неизменных качеств Господь всегда прощает грешника, когда тот покаянно молит Его о прощении. Грешник «ложится на другой курс», и в ответ на это Бог, вследствие Своих вечных качеств, тоже «меняет курс».
Письменное доказательство
Гейл
Если я когда-нибудь стану сомневаться в том, что Бог отвечает на молитвы, мне достаточно будет перечитать свой молитвенный дневник. В последнее время моим «алтарем» стал компьютерный стол. Я каждый день сажусь за него, открываю Библию, читаю и делаю записи в электронном духовном дневнике. Это помогает мне сосредоточиться для молитвенного размышления. Я спрашиваю Бога, что мне нужно сегодня сделать, и в моем сознании всплывают имена — одно за другим. В конце молитвы я понимаю, что мне предстоит три или четыре часа работы. Я верю: Бог часто полагается на нас, поручая участвовать в Его ответе на наши же молитвы. Каждый день я перечитываю дневник, напоминая себе о том, что узнала. Раз в год я составляю краткий конспект дневника. Я распределяю все записи по категориям: открытия, стихи, важные события в семье, исповедание грехов, смешные случаи, печальные события и — ответы на мои молитвы. Конспект дневника за прошлый год — это пятьдесят шесть страниц мелким шрифтом. Перечитывая его, я поражаюсь тому, что совершил Господь в ответ на мои молитвы. Я вижу, что атеистически настроенный муж моей племянницы стал более открытым и терпимым по отношению к вере. Я вижу духовный рост членов моей малой группы и духовное пробуждение моих соседей. Я вижу перемены к лучшему в моих отношениях с мужем. Раньше я думала, что если я постараюсь быть хорошей, то Господь ответит на мои молитвы так, как это угодно мне. Теперь я научилась склоняться перед Его волей. Я всего лишь служитель, орудие в Его руках. Я ведь и в самом деле не знаю, что для меня лучше. Я не однажды прошла через трудные времена. Этот опыт научил меня, что для Своих целей Бог может использовать все. Иногда мы с мужем чего-то очень сильно желали, а потом понимали, что осуществление желаемого стало бы для нас катастрофой. Я научилась смирению в молитве. Ведь это Он — Господь, а не я. И если мне по какой-то причине приходится склониться перед Его волей, это полезно для меня. Очевидно, Бог радуется всякий раз, когда мы духовно растем. Мы с мужем молимся вместе, и это большое благословение для меня. Почему многим мужьям трудно молиться вместе с женами (а женам — с мужьями), хотя они свободно молятся в группах вместе с незнакомыми людьми? Наверное, потому, что при молитве в супружеской паре сразу заметна поверхностная и неискренняя молитва. Притвориться невозможно. И это тоже учит меня смирению.
Подобной же логике следует современный богослов Кларк Пиннок (США). Он рассуждает так: поскольку Бог есть любовь, Он постоянно проявляет сочувствие к людям и восприимчив к их мольбам. «Божья любовь никогда не изменяется, поэтому в конкретных случаях должны меняться Его действия». Пиннок противопоставляет две модели Божьего всемогущества. Можно представить себе Бога надменным Монархом, которого не интересуют подробности происходящего в этом мире. А можно представить Его заботливым Родителем — исполненным любви, чуткости и щедрости, бесконечным Существом, Которое лично взаимодействует с творением и отвечает на его просьбы. Бог прислушивается к нашим молитвам столь же внимательно, как мудрый родитель выслушивает просьбы ребенка.
Кальвинист Эндрю Мюррей (слова этого священника, миссионера, теолога и духовного писателя взяты в качестве эпиграфа к данной главе), пришел к такому выводу: «Бог действительно оставляет за Собой право принимать решение на основании наших молитв и делать то, что иначе Он бы не сделал». Мюррей указывает на ведущее значение догмата о Троице в вопросе об изменении Богом Своих решений. Мы уже говорили, что во время земной жизни Иисус обращался к Отцу в молитве — причем не все Его просьбы исполнялись. Оказавшись одесную Отца, Христос стал нашим адвокатом. В Пресвятой Троице Он, если можно так выразиться, представляет интересы людей. А вот апостол Павел подчеркивает особую роль Духа Святого в молитвенной жизни человека: «Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8:26). В одном из немногих библейских стихов, где упомянуты все Божественные Ипостаси, Павел показывает совместное действие Троицы: «Потому что через Него[35]и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф 2:18). Отец, Сын и Дух Святой ведут между Собой своего рода беседу, тем самым показывая, что Бог любит дискуссии и совещания. Похоже, что Клайв Льюис был буквально зачарован проблемами молитвы. Его в особенности интересовало, каким образом всемогущий Бог выслушивает наши молитвы и отвечает на них. Будучи еще новообращенным, Льюис, услышав о нападении Японии на Шанхай, стеснялся молиться о своем брате Уоррене (Клайв жил в Англии, а Уоррен, находясь за границей, мог оказаться в опасности). В то время Льюис думал: «Что может изменить одна незначительная молитва на фоне неизбежной судьбы и воли Провидения?» Позже он подробно исследовал эту тему в нескольких книгах. Он поднимал ее во многих статьях и письмах. Вот как Клайв Льюис излагает взгляд скептика на эту проблему (взгляд, во многом близкий точке зрения Курта Воннегута) в сборнике «Бог под судом»:
«Не думаю, что Богу нужны невежественные, противоречивые советы людей, как именно управлять миром. Если Он, как вы утверждаете, всеведущ — то разве Ему неизвестно, что для нас лучше? А если Он всеблагой, то разве Он не сделает так, как лучше для нас, независимо от того, молимся мы или нет?»
В ответ Льюис указывает, что те же самые аргументы можно выдвинуть против любой деятельности человека, а не только против молитвы. Зачем мыть руки? Если Бог намерен сделать их чистыми, они станут чистыми независимо от того, моем мы их или нет. Зачем просить передать соль? Зачем надевать ботинки? Зачем вообще что-то делать? Бог мог бы устроить мир иначе. И тогда наши тела получали бы питание чудом, без длительных процедур приготовления и приема пищи. Ум приобретал бы знания без учебы, а в случае дождя у нас в руках сами собой появлялись бы зонты. Но Господь избрал другой стиль управления этим миром — Он действует в сотрудничестве с человеком, доверяя нам самостоятельно принимать решения и поступать по нашему усмотрению. Бог даровал роду человеческому «высокую честь быть причиной» (эта формулировка принадлежит великому французскому естествоиспытателю Блезу Паскалю). Таким образом, скептик возражает не против молитвы, но против основных законов мироздания. Бог сотворил материю таким образом, что мы можем воздействовать на нее в своих целях: например, рубить деревья и строить из них дома или перегораживать плотинами реки, создавая водохранилища. Бог даровал нам свободу столь неограниченную, что для нас стало возможным угнетать друг друга, бунтовать против своего Творца и даже убить Единородного Божьего Сына. Льюис предлагает нам представить себе мир не как государство, где правит некий властелин, а как произведение искусства, наподобие пьесы, которое находится в процессе созидания. Драматург позволяет действующим лицам влиять на развитие сюжета пьесы, а затем включает все их поступки в окончательный сценарий. Если счесть молитву одним из способов созидания Царства Божьего, то можно сказать, что она ничем принципиально не отличается от других видов деятельности. Иисус повелел ученикам идти и проповедовать Благую Весть всем народам. Этим Он положил начало миссионерскому движению — и всем мукам и страданиям, сопутствовавшим этому служению на протяжении всей его истории. Разве нельзя было достичь тех же результатов, повесив на небесах огромную растяжку? Исцеляйте больных, посещайте заключенных, кормите голодных, принимайте странников — это тоже заповеди Христовы. Он поручил нам выполнять их. А ведь Он мог бы Сам расширить Свое служение в Галилее до всемирных масштабов! Но нет, Бог последовательно избирает такой подход к делу, при котором мы, Его партнеры, оказываемся максимально вовлеченными в работу. Льюис описывает драму человеческой истории: «Место действия и общий план пьесы определены Автором, но во всем остальном актерам дана свобода импровизации. Наверное, причина, по которой Он позволил нам влиять на происходящее, скрыта от нас. Но то, что мы способны влиять на события посредством молитвы — не более странно, чем возможность повлиять на них любым другим способом». Молитва — это законный «инструмент» Божьего владычества, столь же реальный и естественный, как и другие средства, к которым Он прибегает.
Вечная сложность
Я действительно завидую тем, кто молится в простоте, не беспокоясь о том, как действует молитва и каким образом Бог управляет нашей планетой. Но я почему-то не могу удержаться от размышлений об этих тонкостях. Впрочем, то немногое, что мне известно о разработках современной физики и космологии, привело меня к убеждению: пребывая в пространстве и времени, мы можем лишь догадываться о принципах устройства Вселенной. Например, ярчайший физик-теоретик современности Стивен Хокинг (сейчас в Кембриджском университете он занимает должность, которая три столетия назад принадлежала Исааку Ньютону) согласен с утверждением блаженного Августина о том, что Бог пребывает вне времени. Мы, люди, вынуждены находиться в пространстве и времени — во Вселенной, которая когда-то начала существовать. Бог этим не ограничен. Эксперименты доказывают относительность времени. По мере того как скорость движущегося объекта приближается к скорости света, происходит замедление времени. Космонавт, перемещающийся в пространстве с субсветовой скоростью, по возвращении из длительного путешествия будет заметно моложе, чем его брат-близнец, который оставался на земле. Специалисты всерьез обсуждают возможное существование «обратного вектора времени», который позволил бы нам путешествовать в прошлое. Пока это возможно лишь в фильмах наподобие «Машины времени» и «Назад в будущее», где герои влияют на события прошлого еще до того, как они произошли. Какое значение для молитвы имеет то обстоятельство, что Бог пребывает вне времени? Клайв Льюис считал вполне разумным молиться в полдень о результатах медицинского обследования, которое завершилось в десять утра, если к двенадцати часам мы еще не знаем окончательных результатов. «Конечно, дело решено, как и все, до основания мира. Но в решении его учитывается, быть может, и эта наша молитва». Далее Льюис замечает, что эти рассуждения легче понять ученым, чем людям, далеким от науки. Прежние физические модели предполагали однозначную цепочку причинно-следственных связей. При столкновении бильярдных шаров происходит передача энергии, и оба шара движутся дальше по четко определенным траекториям, которые можно предсказать. Нынешние модели мироздания немыслимы без теории сложности и теории информации. В комплексных системах простую цепь причин и следствий выделить невозможно. Этого нельзя сделать даже для одной человеческой клетки, тем более — для всего организма человека, тем более — для общества, состоящего из личностей, наделенных свободой выбора. На каждой ступени лестницы — от материи к разумной личности и от личности к сообществу личностей — появляются все новые уровни поистине потрясающей сложности и неопределенности. Если мы хотим объяснить, почему происходит то, что происходит, и какую роль во всем этом играет молитва, то нам нужны принципиально новые модели мира: сложные, тонкие и — да! — даже мистические. Сэру Исааку Ньютону ничего подобного и во сне не снилось. Ученые утверждают, что при некоторых условиях спин (момент количества движения) одной элементарной частицы способен повлиять на спин другой частицы, находящейся на расстоянии миллиардов километров. Теория, известная как «эффект бабочки», утверждает: взмах крыльев одного насекомого в Айове может стать причиной лавины эффектов, которые приведут к урагану в Мексиканском заливе или к торнадо в Техасе. А кто возьмет на себя смелость с уверенностью утверждать, что именно явилось причиной данного конкретного события — будь то в природе или в человеке?[36] Что стало причиной разрушительных ураганов, которые в 2004 году опустошили Флориду, а в 2005 — Новый Орлеан? Что повлияло на выбор подростка, который в выходной день напился пьяным — гены, биохимия мозга, воспитание в семье или своенравная свободная воля? Какова роль Бога в таких явлениях, как погодные аномалии или врожденные уродства? Почему люди страдают от стихийных бедствий? Почему страдание и удовольствие распределены столь произвольно и несправедливо? Когда Иов, о котором повествует одноименная Книга Ветхого Завета, поставил перед Богом серию подобных вопросов, Бог в ответ преподал ему урок на тему «Устройство мироздания и биосферы». Бедный Иов раскаялся в прахе и пепле. Божий вариант теории сложности заставил его признать свое невежество, устыдиться и замолчать. (Примечательная деталь — друзья Иова думали, что им известны все причины и следствия трагедии Иова, но Бог сказал, что будет иметь с ними дело не потому, что согласен с их нелепыми мыслями, а потому, что Иов помолится о них.) Согласно Писанию, Бог время от времени действительно непосредственно вмешивался в естественный ход событий: вызывал засуху или нашествие саранчи, обращал вспять развитие болезни, исцелял физические недостатки и даже воскрешал мертвых. Но такие события происходят редко — поэтому они и называются чудесами. В остальном Библия подчеркивает непрерывность и методичность действия Божьего провидения. Божья воля совершается при помощи обычных явлений природы, поступков человека. Дождь идет, семена дают всходы, крестьяне сеют и жнут, сильные заботятся о слабых, имущие жертвуют неимущим, здоровые служат больным. Мы склонны считать, что действие Бога должно нарушать естественные явления или каким-то образом врываться в повседневную деятельность человека. Библия же, напротив, постоянно сближает категорию Божественного и естественно-природного — Бог определенным образом проявляет Себя в творении и в человеческой истории, добиваясь исполнения Своих конечных целей. В молитве происходит встреча Творца и творения, вечности и времени. Такое единение указывает на некую непостижимую тайну. Молитва для меня это возможность попросить о чем-то Вечного, иными словами — существующего вне времени, Бога о прямом вмешательстве в жизнь, которая протекает в пространстве и времени на планете Земля. Да, молясь об исцелении больных, о помощи жертвам стихийных бедствий, о защите гонимой церкви, я прошу именно об этом. В то же время я усматриваю в молитве возможность настроить свою душу на ритмы вечности, вместе с Господом «посмотреть на мир сверху» и найти гармонию между моими желаниями и волей Бога, чтобы содействовать Его вечному промыслу своей земной жизнью. Я только учусь такому подходу к молитве. В молитве я прошу, чтобы Бог укрепил мою веру в Его любовь, справедливость, милосердие и святость — несмотря на то, что многое, очень многое побуждает меня усомниться в этом. Как правило, я получаю то, о чем прошу. Я погружаюсь духом в неизменные и совершенные качества Бога, а затем возвращаюсь к вопросу о том, как мне сделать свою часть работы, чтобы Божье совершенство было явлено на земле. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф 6:10).
В начале молитвы, я зачастую чувствую себя абсолютно беспомощным. Выпуски новостей напоминали мне о бедности и несправедливости, о жестокости и терроре, об угрозе ядерной войны, давали и сотни других поводов для беспокойства. Еще больше огорчался, когда размышлял о своих близких — родственниках, друзьях, соседях. Многие из них страдают от болезней, вынуждены пройти через развод, мучаются от нехватки денег, переживают из-за детей. К стыду своему должен признать: мои мелкие заботы — непослушный компьютер, предстоящий ремонт дома, неисправность в автомобиле, бесконечный список срочных дел — часто заставляют меня забывать о тех людях, которым нужна моя помощь. Я исповедую Богу свои грехи и замечаю: в том же самом я каялся и вчера, и на прошлой, и на позапрошлой неделе. Неужели в моей жизни ничего не изменится? Неужели я не изменюсь? Иисус сказал: «…войди в комнату твою, и, затворив дверь твою, помолись…» (Мф 6:6). Именно так я представляю себе молитву: войти в комнату вместе со своими неотложными делами и проблемами и просить Бога, чтобы Он обновил мою душу, напомнил мне о главном. Другими словами я прошу Его поделиться со мной вечностью. Я стараюсь хоть ненадолго отвлечься от забот и открыть свой разум перед Господом. Не могу не вспомнить о монахинях ордена милосердия, основанного матерью Терезой. Они встают задолго до рассвета и молятся в часовне, просят Бога дать им силы и чистоту помыслов для служения умирающим беднякам Калькутты. Сестры просят милости на день: чтобы они сумели утешить несчастных, облегчить их страдания. А служители хосписов! А армейские священники! А другие Божьи служители, которые каждый день сталкиваются с такими страданиями, по сравнению с которыми все мои тревоги — всего лишь болотная кочка на фоне Гималаев! А еще я думаю об Иисусе, Который на пороге самого мрачного дня в истории человечества нашел время для молитвы — самой длинной из всех, что записаны в Евангелиях, — первосвященнической молитвы из главы 17 Евангелия от Иоанна.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.37.129 (0.016 с.) |