Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Литературная программа декабристов. Поэты. Лирика Рылеева.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Наряду с психологическим течением русского романтизма возникло и гражданское, социальное, течение. Его ядро составляли литераторы-декабристы. Поэтому гражданский романтизм часто принимают за декабристский романтизм. Однако, декабристский – только часть гражданского, ведь понятие гражданского намного шире. К числу крупнейших писателей-д. относятся Катенин, Глинка, Раевский, Рылеев, Братья Бестужевы, Кюхельбекер, Одоевский, Корнилович. Образование гражданского течения романтизма непосредственно связано с созданием Союза Спасения 916-17г), Союза Благоденствия (18-21), Северного и Южного тайных обществ. В целом, декабристы отводили литературе служебную роль и рассматривали её как средство агитации и пропаганды своих взглядов. Это, однако, не отменяло внимание за качеством лит. продукции. Разнообразие литературных вкусов и дарований (были последователи и «гармонической школы» и «архаики» Шишкова), не мешает выделить общие тенденции декабристского романтизма. Задачи дек. Литературы состояли в воспитании гражданских чувств и взглядов читателей. С позиции декабристов, чувства эти воспитываются не в узком семейном кругу (Жуковский), а общественном, на конкретных исторических примерах. Историческое прошлое разных народов (Украины, России, Ливонии, античного Рима) становится наиболее частым объектом изображения. При этом сам декабристский историзм довольно своеобразен. Историческое лицо любого века приравнивается к декабристу по своим мыслям и чувствам (Дмитрий Донской Рылеева). «Дух времени» оказывается сходен у всех народов, драматичная борьба тираноборцев и деспотии становятся вне временных рамок. Исторические темы давали возможность для проявления деятельного характера героя декабристской литературы, поэтому исторические произведения, воплощённые в разнообразных жанрах (лироэпических, драматических) становятся наиболее распространенными в их творчестве. Жанрово- видовой диапазон произведений чрезвычайно широк, более того, декабристы сделали попытку создать обновлённую систему жанров, в которой «средние» (Элегии, думы, баллады) и даже «низкие» («подблюдные и иные песни) наполнились бы высоким содержанием, а «Высокие» жанры были бы одушевленны личным началом. Таким образом декабристы нарушали жанровое мышление. Путь национального развития декабристы видели в том, чтобы обратиться к русским или общеславянским сюжетам. Некоторые эпизоды, с позиций декабристов, вообще являются ключевыми, например, гибель вечевых республик (Одоевский). Вечевые республики представлялись им образцом гражданского устройства. Не в пример деспотической Москве. Важной стороной стилистической манеры декабристов было использование в произведениях слов-сигналов. С.с. – это определённый поэтический знак, при помощи которого устанавливается взаимоотношение между автором и читателем. Слово употребляется всегда в особом, гражданственном подтексте. Например, слова «Высокий», «Святой», «священный» подразумевали собой «Гражданский». Так декабристы создают свой поэтический словарь. Одними из самых выдающихся поэтов декабристов стали Катенин. Глинка, Рылеев. Катенин дебютировал в 1810 году, отечественная война 1812 года становиться переломным событием в жизни поэта, его лирический герой наделяется автобиографическими чертами. («Певец Услад», «Грусть на корабле»). Естественная мужественность интонации, необычная аллитерация стиха, жизнеутверждающий финал свидетельствуют о самобытном взгляде поэта. Баллады Катенина являются своеобразной реакцией на произведения Жуковского. Его сюжеты так же восходят к западноевропейским источникам - балладам Бюргера, Гёте, Шиллера, но поэт сознательно придаёт им иное звучание, связав с конкретными событиями русской истории. В балладе «Наташа» события отнесены к войне 1812года, в «Ольге» это походы Петра. Автор широко использует народные фольклорные мотивы, включает в повествование просторечия, лишает сюжеты мистики. Творчество другого представителя поколения поэтов-декабристов Глинки, как и Катенина, началось ещё до войны, однако первые его стихотворения связаны именно военной тематикой («Военная песня», «Солдатская песня»). Глинка придавал огромное значение дидактической поэзии, воспитывающей гражданские добродетели, руководствуясь этими целями, он обращается к библейской поэтике, переложению псалмов. Поэт заимствует мотивы и образы, наполняя их декабристским содержанием. Однако, Глинка не всегда мог выдержать высокий библейский стиль, высокая лексика порой совмещается с разговорно-просторечной. Глинка с Богом запанибрата, - говорил Белинский. Одним из самых ярких поэтов-декабристов младшего поколения был Кондратий Федорович Рылеев. Первоначально в его поэзии соседствую два жанра – ода и элегия. Особенность его творчества заключается в том, что Рылеев сочетает традиции гражданской поэзии прошлого столетия и достижения новой, романтической поэзии Жуковского и Батюшкова. Герой элегий обогащается чертами общественного человека, гражданские же страсти получают достоинства живых эмоций. Так рушатся жанровые перегородки.
«Думы» Рылеева. Специфика декабристского историзма.
Одним из самых ярких поэтов-декабристов младшего поколения был Кондратий Федорович Рылеев. Первоначально в его поэзии соседствую два жанра – ода и элегия. Особенность его творчества заключается в том, что Рылеев сочетает традиции гражданской поэзии прошлого столетия и достижения новой, романтической поэзии Жуковского и Батюшкова. Герой элегий обогащается чертами общественного человека, гражданские же страсти получают достоинства живых эмоций. Так рушатся жанровые перегородки. В 1821 года в творчестве Рылеева начинает складываться новый для русской литературы жанр – думы, лиро-эпического произведения, сходного с балладой, основанного на реальных исторических событиях, преданиях, лишённых фантастики. Дума – изобретение славянской поэзии, в качестве литературного жанра уже давно существовавшая в Украине и Польше, заимствованной ей у нас. Фольклорное начало, признаки медитативной и исторической (эпической) элегии, оды – это характерные признаки Дум Рылеева. Первую думу – «Курбский» (21г) поэт опубликовал с подзаголовком элегия, и лишь потом появляется подзаголовок «дума». Сходство с элегией замечали многие современники Рылеева. Исторические события осмыслены в думах Рылеева в лирическом ключе, поэт сосредоточен на внутреннем состоянии истор. Личности, в какой либо кульминационный момент жизни. Композиционно дума разделяется на две части – жизнеописание и нравственный урок. В думе соединены два начала – эпическое и лирическое, агитационное, а жизнеописание играет подчинённую роль. Почти все думы строятся по единому плану - сначала пейзаж, местный или исторический, появление героя, речь, из которой становиться известной предыстория героя и его нынешнее духовное состояние, далее следует урок – обобщение. Так как композиция почти всех дум одинакова, Пушкин назвал Рылеева «планщиком». В задачу Рылеева входило дать панораму исторической жизни и создать монументальные образы героев. Цель его – возбудить высокими героическими примерами патриотизм и вольнолюбие современников. Субъективно Рылеев не собирался покушаться на точность исторических фактов и «подправлять» дух истории, но это было неизбежно. Даже привлёчённый им историк Строев, писавший комментарии к каждой думе, не смог исправить вольного романтически-декабристского антиисторизма. Этот Рылеевский антиисторизм вызвал решительное осуждение Пушкина, стремившегося к исторической достоверности. Историческое лицо любого века приравнивается к декабристу по своим мыслям и чувствам (Дмитрий Донской). Как романтик, Рылеев ставил в центр нац. Истории личность патриота и правдолюбца. История – это борьба свободолюбцев и тиранов, силы, которые участвуют в конфликте – двигатель истории, никогда не исчезают и не меняются. Психологическое состояние героев, особенно в портрете, всегда аналогично. Герой изображён не иначе, как с думой на челе, у него одни и те же позы и жесты. Чаще всего они сидят. Обстановка – темница или подземелье. Среди Дум выделяются Дмитрий Донской, Курбский, Борис Годунов, Смерть Ермака, Петр Великий в Острогожске, Иван Сусанин.
Годунов – о страданиях царя, достигшего престола путём преступлений. Рок принимает его покаяние, обет творить только на благо государства и даёт ему сон. Сусанин – о подвиге русского крестьянина. В его деревню пришли сарматы, отужинали, легли на покой. Сусанин отправляет сына к царю, предупредить, а сам по утру идёт проводником врагов. Заводит в лес и там раскрывает тайну, пав жертвой во имя спасения царя. Гибель Ермака – буря в ночь над Иртышом, воины спят, набираясь сил перед боем, Ермак же в раздумьях об искуплении ошибок жизни молодой завоеваниями для царя Сибири. Но хан Кучум не ждёт утра, боясь открытого столкновения. Он нападает исподтишка, ночью и Ермак вынужден плыть к челнам. Тяжёлый панцирь, дар царя, увлекает его под воды. Герой не успевает добраться до челнов, а буря всё играет. В соотв. с тематико-композиционными особенностями дум,в них преоблад. лир. начало,что находит особенно яркое выражение в обилии стилист. Фигур (риторические вопросы, восклицания, обращения), придающих изложению публицистический стиль.
«Светская повесть» Одоевского. «Княжна Зизи», «Княжна Мими». Наиболее распространенным жанром в 1830-е годы стала так называемая "светская повесть", возникшая в процессе становления романтической прозы. Жизнь светского общества, изображение пагубного воздействия его предрассудков на личность незаурядного героя, зависимость частной жизничеловека от господствующего уклада общественной жизни нашли своё воплощение в повестях и рассказах В.Ф.Одоевского, О.М.Сомова, А.А.Бестужева(Марлинского), Н.Ф.Павлова, Н.А.Полевого, В.А.Соллогуба, И.И.Панаева и других. В основе светской повести, как правило, лежала любовно-психологическая драма, конфликт между "светом" и героями, осмелившимися нарушить его "законы". Это и определяло во многом их сюжетное развитие, взаимоотношения персонажей, особенности построения характеров, а также эмоциональный тон повествования. На деле, жанр вошёл в обиход как новое явление, сменившее экзотику «кавказских» и «фантастических» повестей изображением жизни «как она есть», в «обыкновенности» ее светских будней, но сохранившее при этом такие особенности, как «яркое событие», положенное в основу рассказа, и одушевляющее рассказ «сильное чувство». Мода на светскую повесть, в особенности на повести Марлинского ( «Испытание» (1830), «Страшное гаданье» (1831), «Фрегат „Надежда”» (1833) ), схематизм сюжетов, однотипность героев и конфликтов способствовали появлению многочисленных эпигонских произведений. Поток их, впрочем, быстро иссяк: к началу 1840-х гг. жанр теряет актуальность, уступает место как разнообразным «физиологиям», так и психологической, нравоописательной, философской повестям. Князь Александр Иванович Одоевский – известный русский писатель и общественный деятель. Человек самого разностороннего и глубокого образования, вдумчивый и восприимчивый мыслитель, талантливый и оригинальный писатель, Одоевский чутко отзывался на все явления современной ему научной и общественной жизни. Главное место среди сочинений Одоевского принадлежит "Русским ночам" - философской беседе между несколькими молодыми людьми, в которую вплетены, для иллюстрации высказываемых ими положений, рассказы и повести, отражающие в себе задушевные мысли, надежды, симпатии и антипатии автора. Среди повестей и рассказов, не вошедших в "Русские ночи", выделяются: большая повесть "Саламандра" - полуисторический, полуфантастический сюжет которой навеян на автора изучением истории алхимии и исследованиями Грота о финских легендах и поверьях, - и серия полных злой иронии рассказов из светской жизни, таких как "Княжна Мими", "Княжна Зизи". Обе повести являются зеркальным отражением порочных нравов, царящих в Светском обществе, а так же поднимают ряд насущных для того времени вопросов, таких, как так называемый «Женский вопрос». Суть его изобличена ещё в эпиграфе «Княжны Зизи». «Иногда в домашнем кругу нужно больше героизма, нежели на самом блистательном поприще жизни. Домашний круг — для женщины поле чести и святых подвигов.». Обе повести являются иак же зеркальным отражением друг друга, в чём-то они похожи, но в чём-то каринально различны. Вслед за озлобленной сплетницей Мими Одоевский изобразил другую старую деву — «любящую и самоотверженную натуру». По справедливому мнению Р. В. Иезуитовой, большой заслугой Одоевского-писателя была высказанная в «Княжне Зизи» мысль о том, что «внутри самого общества есть личности, внутренний мир которых не до конца подчиняется обстоятельствам; герои, способные идти наперекор светской этике». А в «Мими» автор задается вопросом - почему находятся люди, все призвание, все наслаждение которых сеять бедствие, возбуждать в душах высоких отвращение к человечеству. В обоих произведениях – жизнь молодых барышень того времени, растущих под полным контролем матерей, в соответствии с главными идеалами общества – во что бы –то не стало выйти замуж. Та, кому не удается это сделать, непринята обществом. Даже 30 летняя черствая Мими страдает от этого. Возможно, эта озлобленность и толкает её на откровенно нелицеприятные шаги, которые она предпринимает против более успешной баронессы Дауерталь. Зизи же, напротив, жертвует собой ради блага безалаберной сестры Лидии. Она ведёт хозяйство, за всем следит, не в пример Лидии, которая только и думает что о балах. И тем не менее, к княжне Зизи в обществе относятся с предубеждением. Вот и скажите после этого, какие пороки преследуют общество, если от этого погибают и виноватые, и невинные. Светская повесть Бестужева. «Испытание», «Фрегат Надежда». Наиболее распространенным жанром в 1830-е годы стала так называемая "светская повесть", возникшая в процессе становления романтической прозы. Жизнь светского общества, изображение пагубного воздействия его предрассудков на личность незаурядного героя, зависимость частной жизничеловека от господствующего уклада общественной жизни нашли своё воплощение в повестях и рассказах В.Ф.Одоевского, О.М.Сомова, А.А.Бестужева(Марлинского), Н.Ф.Павлова, Н.А.Полевого, В.А.Соллогуба, И.И.Панаева и других. В основе светской повести, как правило, лежала любовно-психологическая драма, конфликт между "светом" и героями, осмелившимися нарушить его "законы". Это и определяло во многом их сюжетное развитие, взаимоотношения персонажей, особенности построения характеров, а также эмоциональный тон повествования. На деле, жанр вошёл в обиход как новое явление, сменившее экзотику «кавказских» и «фантастических» повестей изображением жизни «как она есть», в «обыкновенности» ее светских будней, но сохранившее при этом такие особенности, как «яркое событие», положенное в основу рассказа, и одушевляющее рассказ «сильное чувство». Мода на светскую повесть, в особенности на повести Марлинского ( «Испытание» (1830), «Страшное гаданье» (1831), «Фрегат „Надежда”» (1833), схематизм сюжетов, однотипность героев и конфликтов способствовали появлению многочисленных эпигонских произведений. Поток их, впрочем, быстро иссяк: к началу 1840-х гг. жанр теряет актуальность, уступает место как разнообразным «физиологиям», так и психологической, нравоописательной, философской повестям. Бестужев, Александр Александрович, - выдающийся писатель, известный под псевдонимом Марлинского. Происходил из старинного дворянского рода; Каждая новая повесть "Пушкина в прозе", как называли Марлинского, вызывала сенсацию; он был самым читаемым автором своей эпохи, и соперничать с ним в популярности мог только Пушкин. Сам же Бестужев отшучивался: "для Руси еще невозможны гении, то вот и разгадка моего успеха. Сознаюсь, что я считаю себя выше Загоскина и Булгарина, но и эта высь по плечу ребенку... Сегодня в моде Подолинский, завтра Марлинский, послезавтра какой-нибудь Небылинский, и вот почему меня мало радует ходячесть моя». С первых рассказов своих, с историческим, quasi-историческим и фантастическим содержанием, Бестужев выказал себя сентименталистом и романтиком. Они отличаются богатством фабулы, разнообразием старательно выписанных подробностей, патриотическим одушевлением и благомыслящим морализмом. Здесь он был еще далек от действительности ("Гедеон", "Изменник", "Роман и Ольга", "Ревельский турнир", "Замок Нейгаузен", "Замок Эйзен"), но значительно приблизился к ней, когда настали для него годы творческой зрелости, ускоренные обрушившейся на него катастрофой. Бестужев один из первых в русской литературе стал описывать русскую природу, русское общество, жизнь обыкновенных русских людей. Александр Бестужев был автором лирических и сатирических стихов, поэтических посланий, эпиграмм, рецензий, полемических писем, эссе на литературные темы. В 1823-1825 годах Бестужев и Рылеев издавали альманах "Полярная звезда", ставший литературным спутником декабристского движения. амечательной страницей творческой биографии Бестужева были агитационные песни, созданные им в соавторстве с Рылеевым. Написанные в духе народных сатирических песен, они предназначались для политической пропаганды, резко обличали социальную несправедливость, звали к революционным действиям. Бестужев был членом Северного тайного общества и его Верховной думы, занимал радикальные, республиканские позиции. 14 декабря Бестужев вывел на Сенатскую площадь Московский полк - это послужило началом восстания. Заключенный после разгрома восстания в каземат Петропавловской крепости, Бестужев написал на имя Николая I записку "Об историческом ходе свободомыслия в России", в которой с исключительной смелостью и прямотой обосновывал причины возникновения дворянского революционного движения и излагал его задачи. Он был приговорен к двадцати годам каторжных работ, замененных ссылкой в Сибирь, позднее переведен в действующую Кавказскую армию. Погиб в бою с горцами. История «Испытания» повествует о дуэли, чуть не разгоревшееся между двумя рузьями – гусарами – Валерианом Стрелинским и Греминым. Дело в том, что Грёмин попросил Стрелинского проверить чувства его возлюбленной Алины, и во время этой прпроверки, сам того не подозревая, сводит свою любовь и своего друга. Решению сложной ситуации способствует сестра Валериана, Ольга, давно люблённая в Грёмина. Призвав на помощь Бога, она выходит на разговор с Грёминым и разубеждает его в необходимости дуэли. Ольга становиться женой Гремина, а Алина согласна покинть свет ради Стрелинского.Вторая история трагична. Капитану Правдину приходится выбирать между возлюбленной Верой и долгом остаться на судне. Несмотрия на протесты друга Какорина, он выбирает ночь любви. Но фрегат возвращает капитана себе, в результате чего Правин гибнет. За ним гибнет и Вера. Только вот свету нет дела до их маленькой трагедии, которая остаётся лишь поводом для судачеств. Фантастическая повесть. Бестужев «Замок Эйзен», «Страшное гадание» и Погорельский «Лафертовская маковница». По замечанию Ю.В.Манна, «русский романтизм знает многие из тех форм фантастики, которые выработали западноевропейские литературы: балладную фантастику, сказочную, фантастику «ночных повестей», «ночной стороны» человеческого существования и т.д. Писатели-романтики, для которых «особого рода источником мистических представлений является народное творчество в виде поверий и преданий», заимствуют и переосмысляют по-своему народную «фантастику», которая привлекает их колоритом таинственного, необъяснимого, невероятного. В частности, используют одну из важнейших составляющих народной картины мира - представление о двух мирах. Для каждого носителя народной культуры бесспорно и несомненно то, что кроме «мира этого», населенного обычными людьми, животными, предметами, существует «мир иной» - мир нечистой силы: домовых, леших, водяных, русалок и колдунов. Этот второй мир и его персонажи нередко враждебны человеку, однако люди не перестают идти на контакт с ними: к нечистой силе обращаются за помощью (заговоры), чтобы узнать будущее (гадание), с ней сталкиваются в обычной жизни, о чем потом и рассказывают (былички). Именно понятие двоемирия становится центральным для жанра, который вслед за балладой начинает активно использовать фольклорный материал, - жанра фантастической повести. В своем отношении к фольклорным источникам фантастическая повесть продолжает многие традиции балладного жанра. В балладном мире, открыто и принципиально связанном с миром фольклорного мышления, появление сверхъестественного оправдывалось такой общепризнанной в ту пору мотивировкой, как «сообразность с системою верования» народа, с его «господствующими мнениями». Вопрос о влиянии балладного творчества Жуковского на развитие русской романтической повести освещается многими учеными. Измайлов, например, склонен «считать началом романтического направления, и, в частности, той его ветви, которая легла в основу русской фантастической повести, балладу Жуковского «Людмила» (1808)». По его мнению, «ряд средневековых мистико-фантастических баллад Жуковского, написанных после «Людмилы», без сомнения, способствовал появлению фантастической повести, подготовив - что очень существенно - читательский интерес к этому «страшному» жанру». Троицкий замечает, что «фольклорные традиции эпических песен, воспринятые Жуковским, прежде всего в балладах, внесли в литературу (сначала в поэзию, а затем в прозу) еще одно характерное свойство, присущее эпическому мышлению, - тон объективного повествования или, как писал О.Сомов, «бесстрастие в рассказах и описаниях, потрясающих душу читателя или слушателя». Троицкий говорит о художественных открытиях Жуковского, оказавших «решающее влияние на русскую романтическую прозу»: «Это справедливо и по отношению к А.Марлинскому или А.Погорельскому»Антоний Погорельский, то есть писавший под этим псевдонимом Алексей Алексеевич Перовский, не принадлежит к писателям первого ряда. Самое известное его произведение - сказка для детей «Черная курица». На втором месте, пожалуй, стоит «Лафертовская маковница», неизменно входящая в антологии русской романтической прозы; сборник же, в который ее включил сам автор, - «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828) переиздавался значительно реже, а уж роман Погорельского «Монастырка» (1833) и вовсе забыт читателем. Что касается оценки его места в истории литературы, то ещё Чернышевский заметил, что Погорельский не относится к кругу значимых писателей.Родился в 1787 году, был одним из десяти внебрачных детей графа Алексея Кирилловича Разумовского от Марьи Михайловны Соболевской (всем детям отец впоследствии выхлопотал дворянство), в 1807 году окончил МУ доктором философии и словесных наук, участвовал в войне 1812 года, в 1817 году переселился в Малороссию. Надо сказать, что все братья Перовские, получив хорошее образование, сделали карьеру и занимали высокие посты в разных областях. Сам Алексей Алексеевич неоднократно пользовался положением своего отца, правда, обычно для розыгрышей и проказ. Вообще он, судя по всему, был человеком с чувством юмора, которое наследовали и его племянники - будущие создатели Козьмы Пруткова - А.К.Толстой и братья Жемчужниковы. В 1825 году Перовский публикует в «Новостях литературы» повесть «Лафертовская маковница» и подписывает ее псевдонимом Антоний Погорельский (по названию свого малороссийского имения Погорельцы). «Лафертовская маковница» считается одним из наиболее ярких образцов жанра русской фантастической повести, ее часто называют «первой русской фантастической повестью». В исследовательской литературе, посвященной ей, сложилась своеобразная традиция: каждый, кто берется писать о повести, непременно приводит восторженный отзыв Пушкина о «бабушкином коте»(правда, этот образ - единственное, что отмечает поэт в повести).Краткое содержание этой истории, произошедшей «лет за пятнадцать перед сожжением Москвы», таково: у почтальона Онуфрича была престарелая тетка, известная под именем Лафертовской Маковницы: днем торговала она маковниками у Проломной заставы, а ночью занималась сомнительным промыслом - гадала и ворожила. Набожный Онуфрич не хотел знаться с теткой-колдуньей, но у него подрастала дочь Маша, а старуха могла бы дать ей приданое. Жена Онуфрича Ивановна отправилась вместе с Машей задабривать бабушку. Та обещала устроить судьбу Маши, но девушка должна прийти к ней ночью одна. Во время страшного и таинственного обряда Маша получает ключ от богатств старухи, но сами сокровища откроются ей после замужества. В ту же ночь старуха умерла, а вскоре к Маше посватался титулярный советник Мурлыкин, удивительно напоминавший бабушкиного черного кота. Маша чувствует что-то неладное, к тому же ей понравился молодой и пригожий Улиян. Старуха несколько раз является Маше и ее матери, но Маша не хочет поддаваться дьявольским козням и выбрасывает ключ в колодец. Сразу же следует и вознаграждение: Улиян оказывается сыном разбогатевшего друга Онуфрича, ко всеобщей радости играют свадьбу, и «в самое то время, когда венчали Машу, потолок в лафертовском доме провалился и весь дом разрушился».. Таков сюжет повести, впервые опубликованной в «Новостях литературы» в марте 1825 года, а позднее вошедшей в сборник «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828) и единодушно признанной лучшим творением Антония Погорельского.Маркович предлагает рассматривать «Лафертовскую маковницу» как результат влияния на Погорельского двух писателей. Подобно Гофману, автор «Лафертовской маковницы» «вводит бытовую историю в контекст грандиозной борьбы сверхъестественных вселенских сил, но эта борьба не составляет у него глубинную основу бытовых отношений и происшествий». Счастливый конец даже не сказочный: «В финале «Лафертовской маковницы» зло не просто побеждено: оно вдруг исчезает, как наваждение или сон. Возникающее ощущение доброго чуда и породившей его игры воображения не могло не вызвать ассоциаций с хорошо известным читателю 1820-х годов финалом «Светланы» (1808-1812)». По мнению Марковича, «влияние Жуковского, по-видимому, предшествовало интересу Погорельского к Гофману» Бестужев, Александр Александрович, - выдающийся писатель, известный под псевдонимом Марлинского. Происходил из старинного дворянского рода; Каждая новая повесть "Пушкина в прозе", как называли Марлинского, вызывала сенсацию; он был самым читаемым автором своей эпохи, и соперничать с ним в популярности мог только Пушкин. Сам же Бестужев отшучивался: "для Руси еще невозможны гении, то вот и разгадка моего успеха. Сознаюсь, что я считаю себя выше Загоскина и Булгарина, но и эта высь по плечу ребенку... Сегодня в моде Подолинский, завтра Марлинский, послезавтра какой-нибудь Небылинский, и вот почему меня мало радует ходячесть моя». С первых рассказов своих, с историческим, quasi-историческим и фантастическим содержанием, Действие псевдоисторического рассказа Александра Бестужева (Марлинского) «Кровь за кровь» (другое название – «Замок Эйзен» (1825) происходит под Нарвой вблизи останков замка Эйзен, с которым у местного населения связано много воспоминаний. Властвовал в этом крепком замке жестокий барон Бруно фон Эйзен. Много черного сделал он в своем лифляндском краю, иногда набегал и на русские земли. Для него убить человека, что ковырнуть косточку в зубе. И вот решил он как-то раз жениться, и приглянулась ему девушка Луиза, с которой собирался обвенчаться племянник барона Регинальд. Барон женился на Луизе, а племянник угодил в подвал. Когда же Бруно отправлялся на очередной набег, древняя ворожея нарекла ему скорую смерть. Когда же рыцарь воротился назад целый и невредимый, он застал свою жену в объятиях отпущенного на свободу Регинальда. И сошлись они в рубище, но не Брунов день выдался в тот момент, осилил его племянник и зарубил на речном берегу. А когда через время Регинальд с Луизой решили бракосочетаться, во время церемонии ввалился в церковь воин в вороненых латах и на вороном коне. Это был призрак ненавистного Бруно, который здесь же умертвил несчастного Регинальда, а Луизу отвез на то самое место, где когда-то он сам был убит. Вырыл там могилу и схоронил свою жену заживу, положил ее рядом с собой. Герой рассказа Александра Бестужева (Марлинского) «Страшное гадание» (1830) в святочную ночь, на пути в одно из княжеских имений в Тульской губернии, где устраивался бал, заблудившись в поле, оказался в небольшом селе и принял участие в страшном гадании на воловьей шкуре, целью которого был вызов чёрта. С одним из местных парней, дабы не выглядеть трусом, он отправился на кладбище, где и совершился обряд по всем канонам народного поверья. И не сразу понял наш герой, что чертом оказался проезжий человек, вознамерившийся подвезти гадателя к имению князя Львинского на бал. Там, на балу, герой встретил свою тайную любовь – молодую красавице по имени Полина. И дальнейшие события раскинули карты судьбы таким образом, что Полина оказалась в санях нашего героя с намерением сбежать за океан, лишь бы быть с любимым. Ее разгневанный муж после долгой погони был убит похитителем. Так что теплые и нежные чувства окропились человеческой кровью. Это и явилось достойной платой тому сатанинскому отродью – незнакомцу, который подвез героя рассказа к княжескому имению. А под утро, очнувшийся на кладбище на воловьей шкуре герой, теперь вряд ли сможет сказать, было ли это все сном или явью. Басни Крылова. Новаторство, стиль и язык. Рядом с романтизмом продолжила жить и развиваться просветительская традиция в русской литературе представленная басней Крылова. Автора интересовали не столько личные переживания человека, сколько тот социально – общественный организм, который вызывал эти переживания. Человек рассматривался им как социальный, а не частный индивид. На исходе первого десятилетия 19 века Крылов отважился на трудный шаг – он оставил прозу и драматический род, в котором преуспевал, и целиком отдался жанру басни. Узкая, ограниченная, «низкая» жанровая форма стала отныне призванием Крылова, вложившего в неё громадное философско-поэтическое и социально-историческое национальное содержание. Читая басни Крылова, люди учились понимать себя. Басня – жанр дидактической литературы, получившей расцвет в классицизме и просветительстве. В басне два начала – художественное (рассказ) и логическое (мораль). Без низ басня как жанр не существует. Но соотношение между ними бывает различным, - на первый план выдвигалась то история, то мораль.Крылов застал русскую басню тогда, когда в ней закончился спор о путях дальнейшего развития между классицистами и сентименталистами. Сам Крылов был сторонником басни поэтической, а не прозаической, восходящей к Эзопу и Лессингу. Крылов ставил перед собой в первую очередь художественные цели, а на основе их приходил к моральному выводу. Свою личную позицию Крылов скрывает, преподнося её как мнение народа. Установка на объёктивность исключала непосредственное присутствие автора, не выдвигая себя Крылов ставит на первый план рассказчика, который всегда находится с персонажами, проникается их чувствами. Он даёт выговориться и людям, и зверям, совершить те или иные поступки. Он беспристрастно передаёт их точки зрения, но его мнимое простодушие подрывается полным посрамлением персонажей. Обнаруживается лукавство автора, ведь, на самом деле, он изначально знал, к чему привёдёт его рассказ. В языковом отношении, Крылов оставался сторонником Шишкова и входил в «Беседу любителей русского слова». В своём языке Крылов опирался на сохранившиеся славянизмы, на разговорную речь и не столько на просторечия, сколько на «руссоизмы», на идиоматические народные выражения (идиомы). Крылов положил в основу басенного слова не «мёртвый» книжный церковно-славянский язык и не разговорный язык молодого дворянства, а нечто реальное – живые речевые формы «народного толка». Баснописец не отказывается от нравоучительства и не сводит басню к сатире. Басня Крылова может быть и комической и вполне серьёзной. Классифицировать его работы нельзя, принято выделять лишь басни, объёдинённые каким-либо событием, например, басни о Войне 1812 года. Доминирующие темы творчества Крылова - идеи разума, идеи о построении идеального государства, искоренение пороков внутри общества. Основной мотив – антитеза между истинным просвещениес с одной стороны и невежеством и ложным просвещением с другой («Червонец», «Свинья»). Идеи, не основанные на жизненном опыте и призывающие к разрушению, к разрыву с традицией, с привычными формами правления и государственного устройства («Лягушки, просящие царя»), гибельны. Крылов не отрицает пользы разума, но разума, непременно опирающегося на жизнь и связанного с живым опытом, а не отвлечённым от него. («Огородник и Философ».). Благие пожелания могут быть ещё худшей бедой. Крылов вообще не любил крайностей. («Водолазы»). Человек должен соизмерять свои силы. Простые, естественные законы, по Крылову, - норма социальных отношений. Крылов – враг всяких крайностей, их субъективизма, в отсутствие Абсолютного Разума, и сторонник «золотой середины». Главная проблема человека – иллюзии своих возможностей («Ворона и Лисица», «Муравей», «Крестьянин и Лошадь»). Жанр басни под пером Крылова, значительно изменился. В неё вошло глубокое философское, этическое содержание, которое было под стать комедии и роману. Крылов решал в басне задачи национального масштаба и серьёзного литературного значения. В баснях ожила национальная история, народ стал изображаться не как стихийная или, напротив, покорная толпа, но как самостоятельная действенная единица. Тем самым, Крылов раздвигает границы жанра, не превращая её в нечто иное, сатиру, например, и не отказываясь ни от рассказа в пользу назидания, ни от мораль в пользу действия. Новаторство Крылова в жанре басни раздвинуло широкие дали перед русской литературой, обозначив и облегчив путь к реализму, как альтернативный романтизму путь. Новаторство Грибоедова в «Горе от Ума». Язык, стиль, проблема Ума. Александр Сергеевич Грибоедов вошёл в русскую литературу как человек одной книги. А всё оттого, что другие произведения мало известны широкой аудитории. В университете он написал комедию «Дмитрий Дрянской», в 1815 году перевёл французскую пьесу «Молодые супруги», позднее в тандеме с различными писателями (Катениным, Вяземским, Шаховским) разработал такие комедии, как «Студент», «Своя семья, или Замужняя невеста», «Притворная неверность». В жанре комедии (До «Горя») Грибоедов стремился совместить два её вида - злободневную, памфлетно-сатирическую, ставящую целью исправление нравов, и «легкую», светскую, свободную от нравоучений, с интригой и непринуждённым салонным диалогом.По своим пристрастиям Грибоедов разделял позиции «младоархаистов», и во время полемики «Арзамаса» и «БЛРС» встал на сторону последней. Что касается социально-политических взглядов, то Грибоедов разделял позицию декабристов, однако испытывал по этому поводу глубокий пессимизм, считая, что силы самодержавия превосходят силы дворян и что общество по своему быту ещё не готово к переменам. Комедия «Горе от Ума» принесла автору славу блестящего комедиографа. В этом произведении парадоксально сочетались идеи гражданского, или социального, течения русского романтизма с просветительскими взглядами и со старой, обновлённой и преобразованной формой классицистической комедии. Во времена Грибоедова на русской сцене господствовали два вида комедий: «лёгкая комедия» и «комедия нравов». Первая не ставила перед собой цель исправлять нравы, вторая делала такие попытки. Замысел комедии с самого начала включал сочетание обеих с водевилем. Само выражение «Горе от ума» пришло из водевиля, но лишилось шалов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.229 (0.015 с.) |