Глава о вакуфном имуществе (уакф). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава о вакуфном имуществе (уакф).



3558. Что такое уакф – в арабском языке – это задержка. В шариате – это когда владелец предмета (полезными плодами которого можно пользоваться так, что сам предмет остается) запрещает совершать различные финансовые сделки и договора относительно самого этого предмета (запрет продавать, дарить, переходить по наследству…), но отдает его полезные плоды на пути добра, желая при этом Лика Аллаха.

3559. Об узаконенности уакфа – он узаконен хадисами и отсутствием разногласия среди сподвижников.

3560. Когда уакф становится действительным и обязательным так, что человек уже не может вернуться от своего решения – если он возьмет на это намерение и выскажет это словом, даже если еще не передал сам предмет.

3561. Может ли имущество быть переданным в качестве уакфа лишь действием, без заявления этого словом – да, если это принято в обычаях людей (как если человек открыл участок земли и позволил хоронить на нем мусульман, или построил мечеть, затем открыл ее двери для людей).

3562. Какими словами заключается договор уакфа – уакф, хабс, тасбиль. Или же словами, которые указывают на этот смысл.

3563. Считается ли имущество переданным в уакф лишь передачей, или необходимо принятие от того, кому оставляют уакф – если уакф оставлен на большое количество людей, то нет, если же какому-то конкретному человеку, то необходимо принятие (то есть имущество уакфа насильно к тебе не переходит, в отличие, например от наследства). Принятие уакфа не требует мажлиса, оно может быть произведено сиюминутно, но может быть и отложено. Уакф может быть принят, как словом, так и действием (начал пользоваться уакфом). Ты можешь также вернуть его после того, как принял. При этом, если ты отказался от уакфа, или принял его, но затем вернул, то от этого постановление уакфа не аннулируется, но переходит к следующему по списку.

3564. Удаляется ли право владения от того, кто передал определенное имущество в качестве уакфа, или он остается владельцем – удаляется.

3565. Становится ли владельцем имущества тот, кому это имущество передали в качестве уакфа – нет, но это становится владением Аллаха так, что к нему не привязано больше ничье владение.

3566. Может ли движимое имущество (животное, авто, оружие...) быть переданным в качестве уакфа – да, так же, как и недвижимое.

3567. Можно ли оставлять в качестве уакфа имущество, доля которого известна, но оно на практике не разделено – да.

3568. Можно ли в качестве уакфа оставлять украшение для ношения – да (т.е. каждая из обозначенных женщин берет украшение в нужные ей дни (как свадьба, или праздники, или события и т.п.). Или же украшение остается одной женщине, затем после ее смерти переходит другой по списку и т.д.

3569. Действителен ли уакф таких предметов, которые исчезают в процессе использования (деньги, еда, питье, свечи и т.п.) – в основе нет. Что же касается денег, то их можно оставить в уакф, как то, что нуждающиеся будут брать их в долг, затем возвращать.

3570. Можно ли в качестве уакфа оставлять собаку – да.

3571. Можно ли в качестве уакфа оставлять рабыню статуса умм уль-уаляд – да.

3572. Можно ли в качестве уакфа оставить нечто не конкретное (напр. один из этих участков) – да, но потом оставляющий уакф должен определить какой-то конкретно участок.

3573. Является ли условием действительности уакфа то, чтобы он был направлен на пути добра (что-то желательное или обязательное) – да.

3574. Может ли мусульманин оставить уакф на кого-нибудь из зиммиев (иудеев и христиан, живущих в стране Ислама) – может, если уакф будет отдан на кого-либо конкретного из них, но так, чтобы неверие не было условием заслуживания уакфа. Что же касается уакфа на их церкви или синагоги и т.п., то это запрещено и незаконно.

3575. Является ли действительным уакф зиммиев (иудеев и христиан, живущих в стране Ислама) – да, с теми же условиями, что в прошлом вопросе. Если же они оставят уакф между собой, не обращаясь к суду шариата, то шариатский судья не вмешивается в это.

3576. Может ли мусульманин оставить уакф на кого-нибудь из харбиев (иудеев и христиан, живущих в стране неверия) – нет, так же, как не может оставить на муртадда (вероотступника).

3577. Можно ли оставить уакф только богатым, или на что-либо не обязательное и не желательное (мубах) – нет, и такой уакф является недействительным. Если же уакф остается богатым не из-за их описания богатством, а из-за какого-либо иного описания (муджахид, родственник и т.п.), то это разрешено.

3578. На какие направления может быть направлен уакф – на что-либо обязательное или желательное.

3579. Действителен ли уакф, оставленный на самого себя, и есть ли в этом польза на практике – да действителен. Пример этому: это помещение уакф на меня, а затем на бедняков после моей смерти. Это разрешено, и польза этого в том, что не каждый может отказаться от владения чем-либо при жизни, но хочет, чтобы от этого предмета шла ему награда и после его смерти.

3580. Является ли разрешенным передавать что-либо в уакф, но при этом обусловливать, что сам я тоже буду пользоваться им – да.

3581. Разъяснение того, что в обычном уакфе все права на пользование предметом переходят к тому, кто получает уакф – кроме как, если человек обусловит, что он тоже может пользоваться этим уакфом. Также, если он оставил уакф на конкретную категорию людей (мусульманам, беднякам и т.п.), то может пользоваться этим, если подпадает под эту категорию.

3582. Если человек оставил что-либо в качестве уакфа беднякам, а затем сам стал бедняком, может ли он пользоваться этим уакфом – да.

3583. Действителен ли уакф, оставленный кому-либо неназванному (мужчине, женщине и т.п.) – нет, но если он разъяснит, кого конкретно он имеет в виду, то это действительно.

3584. Действителен ли уакф, оставленный рабу или рабыне статуса умм уль-уаляд – да, кроме как, если известно, что этот уакф заберет себе хозяин раба или рабыни.

3585. Действителен ли уакф, оставленный плоду в животе матери – если человек имеет в виду условие: этот уакф этому плоду (т.е. если он родится живым), то это действительно, а иначе нет.

3586. Действителен ли уакф, оставленный животному – да, в том смысле, что хозяин животного будет использовать этот уакф на нужды животного.

3587. Действителен ли уакф, подвешенный под условие (отдаю этот участок на уакф, если выздоровеет мой отец) – да.

3588. Действителен ли уакф, если человек ставит условие - я могу продать уакф, или подарить его, или отказаться от уакфа в любой момент – нет.

3589. Действителен ли уакф, если человек ставит условие - я беру время подумать, и могу отказаться от своего решения и вернуть уакф обратно – нет.

3590. Какого постановление уакфа с оборванным началом (сначала уакф на мавзолей, а потом беднякам) – он действителен, и уакф сразу переходит на второго участника по списку. Если же уакф был оставлен только на что-либо запретное или недействительное, и не указано второго по списку, то этот уакф недействителен. Если же он уже вступил в силу когда-то давно, то его необходимо продать и пустить деньги на общественные нужды мусульман.

3591. Какого постановление уакфа с оборванным концом (уакф на потомство такого-то, а затем это потомство прекратило существование) – этот уакф действителен. Если же его конец оборвется, то необходимо перенаправить этот уакф на такое направление, которое похоже на первое, оборвавшееся направление. Если же такого направления нет, то бедным родственникам оставившего уакф. Если же и таких нет, то на другое направление, которое приносит наибольшую награду оставившему уакф.

3592. Как поступить, если у оставившего уакф нет родственников, которым можно было этот уакф передать при обрыве его конца – тогда на другое направление, которое приносит наибольшую награду оставившему уакф.

3593. Какого постановление уакфа с неизвестным началом (это помещение - уакф ради Аллаха, а кому конкретно не указано) – уакф действителен, и направляется на бедных родственников оставившего уакф, либо на такое направление, которое приносит больше награды оставившему уакф.

3594. Действителен ли уакф, который ограничен временем (это помещение - уакф на год) – это не называется уакфом, но это передача предмета на временное безвозмездное пользование. Если же человек назвал это уакфом, подразумевая садака, или временное пользование, то это действительно, но на это не распространяются постановления уакфа.

3595. Если в качестве уакфа была оставлена рабыня, то может ли оставивший или принявший уакф, совершать с ней половой акт – нет. Если же принявший уакф все же совершил с ней половой акт, то шариатское наказание над ним не производится, он не выплачивает ей махр, если родится ребенок, то он свободен (а не раб), но он должен купить вместо этого ребенка раба. Если же половой акт совершил тот, кто оставил уакф, то над ним не производится шариатского наказания, ребенок свободен, он должен заплатить махр за половой акт и передать его тому, кто принял уакф, и должен выплатить вместо этого ребенка сумму, как если бы он был рабом, и отдать ее также тому, кто принял уакф.

3596. Можно ли выдать замуж рабыню, оставленную в качестве уакфа – нет, кроме как, если она потребует сама.

3597. Кто является опекуном (уали) рабыни, оставленной в уакф, если ее выдают замуж – судья. При этом, махр передается тому, кто получил этот уакф.

3598. Кому принадлежит ребенок (или плод), родившийся у рабыни (или животного), которая оставлена в качестве уакфа – если рабыня (или животное) было передано в уакф в состоянии беременности, то этот ребенок (или плод) также становится уакфом. Если же это было передано не в состоянии беременности, то родившийся ребенок (или плод), становится владением того, кому был передан уакф.

3599. Если раб (или животное), оставленный в качестве уакфа, совершил преступление, то кто платит за него штраф – если он совершил преступление, за которое его должны казнить или нанести возмездное увечье (кысас), то все это совершается с ним. В первом случае уакф аннулируется, а во втором случае, этот раб остается уакфом со своим недостатком (увечьем). Если же он совершил преступление, которое влечет за собой выплату штрафа, то если это преступление было умышленным, то раб должен работать, пока не отработает свой штраф. Если же преступление было по ошибке, за него расплачивается казна.

3600. Если относительно раба, оставленного в качестве уакфа, совершили преступление, то кто получает за него штраф – если этого раба убили, то тот, кто пользуется этим рабом в качестве уакфа, должен перенять деньги за этого раба и купить на эти деньги нового раба и сделать его уакфом от имени первого уакифа. Если же преступление меньшее, чем убийство, то штраф за раба забирает в свое владение тот, кто пользуется этим рабом в качестве уакфа.

3601. Выплачивает ли закят с уакфа тот, кто пользуется этим уакфом – если уакф передан конкретным лицам (по имени, фамилии), то они должны выплачивать закят каждый со своей доли. Это если уакф приносит результаты, с которых выплачивается закят (как плоды деревьев или урожай земельного участка и т.п.). Если же человек пользуется уакфом, но в свое владение забирает то, с чего не выплачивается закят, то закят он не выплачивает (например, уакфом являются животные, и человек берет от них молоко, шерсть и т.п.).

3602. Кто обеспечивает и содержит уакф – тот, на кого указал оставивший уакф. Если он указал на то, что будет обеспечивать и содержать уакф самостоятельно, то так. Если не указал, то уакф содержит сам себя (напр. продают часть плодов деревьев уакфа и на эти деньги покупают все необходимое для содержания этих деревьев – воды, удобрения и т.п.). Если же всего этого так же не указано, или уакф не может содержать сам себя, то его содержит казна.

3603. Кто управляет уакфом и присматривает за ним - тот, на кого указал оставивший уакф. При этом, он может назначить самого себя, или кого-либо иного. Если же тот, на кого указали, скончался, или больше не способен присматривать за уакфом, то присматривающий назначается правителем.

3604. Кто определяет то, в какое направление будет передан уакф – тот, кто его оставил.

3605. Кто пользуется уакфом, если человек сказал - этот уакф на пути Аллаха (фи сабилиЛлях) – если уакиф живой, то нужно спросить его, что он имеет в виду под "путем Аллаха". Если нет, то это фраза рассматривается в свете их обычаев.

3606. Кто пользуется уакфом, если человек сказал - этот уакф на моих детей, и входит ли в понятие дети - плод в животе матери – если жив тот, кто оставил уакф, то спрашивают его, кого он имел в виду под своими детьми (т.е. имел ли он в виду только прямых детей, или имел в виду также и внуков). Если же он уже скончался, то если есть косвенные доводы на то, что он имел в виду, то поступают согласно им. Если и этого нет, тогда возвращаются к обычаям людей этой местности. Что касается плода, то он входит в понятие "дети", но получает от уакфа только то, что появилось из результатов после его рождения.

3607. Входят ли внуки со стороны дочери в уакф, если человек сказал - этот уакф на детей моих детей – если он жив, то его спрашивают об этом. Если его уже нет, то это дело возвращается к обычаям. Если же и обычая нет, то внуки со стороны дочери входят в этот уакф.

3608. Действителен ли уакф, оставленный только на сыновей, или только на дочерей, или на некоторых из детей, кроме других – нет.

3609. Как поступать, если не ясно, что имел в виду оставивший уакф, - возвращать ли это к его языку, или языку шариата, или к языку обычаев - к языку его обычаев.

3610. Действителен ли уакф, оставленный в предсмертной болезни – действителен, если он не превышает трети имущества. Если же превышает, то он действителен только в рамках трети, а остальное приостанавливается на согласии наследников.

3611. Как поступать с уакфом, если он перестал приносить пользу – его нужно продать и купить другой уакф, похожий по деятельности на старый, и оставить его от имени первого уакифа.

3612. Можно ли поменять условия уакфа или его направление, если это выгодно самому же оставившему уакф – можно, если уакф направлен на общие направления (беднякам, муджахидам, требующим знание и т.п.). Если же он направлен на конкретные личности, то нельзя, кроме как с разрешения того, кому передан уакф.

3613. Действителен ли уакф того, у кого есть долги – если уакф был отдан тогда, когда у человека были долги, время погашения которых наступило, и он не способен их погасить, то этот уакф недействителен. Его нужно продать (или часть его) и погасить на эти деньги долги. Если же у него долги, время погашения которых еще не пришло, и он предполагал наверняка, что сможет расплатиться с этим долгами, то его уакф действителен. Если же долги появились уже после уакфа, то уакф также действителен и неприкасаем.

3614. Как поступать, если кто-либо погубил вакуфное имущество – тот, кто его погубил, должен купить новый уакф и оставить его от имени первого уакифа.

 

18. глава о подарках и милостыне (хиба)

и о том, что передается в пожизненное владение ('умра и рукба).

 

3615. Определение того, что такое хиба (понятие, включающее в себя подарки и милостыню) – это понятие, включающее в себя понятие подарка и милостыни. Милостыня – это то, что дается ради Лика Всевышнего Аллаха, как поклонение, без какого-либо взаимного требования или даже намерения. И дается она тем, кто нуждается. Подарок – это то же самое, что милостыня, но дается не нуждающемуся, а любому, с целью почтить его. При этом, возможно человек надеется на что-либо взаимное.

3616. Что является более достойным и великим по награде - подарок или милостыня – милостыня. Но из этого могут быть исключения, как, например, подарок кому-либо из родственников (или братьев по вере) для поддержки родственных (или братских) связей, даже если он не из нуждающихся. Или помощь кому-либо из семейства посланника Аллаха (салляЛляху 'алейхи уа саллям), т.к. им запрещена милостыня, но разрешен подарок.

3617. Когда подарок или милостыня становятся вступившими в силу так, что их нельзя забрать обратно – здесь может быть 5 стадий – а) намерение дать садака или подарок б) высказывание этого в) принятие этого тем, кому дается хиба г) разрешение забрать подарок д) перенятие этого подарка (т.е. его забирание – кабд) тем, кому хиба дается. Так вот, подарок считается вступившим в силу только после 5 стадии. Примечание: во всех действиях обоих участников может заменять уполномоченный (уакиль).

3618. Может ли подаривший подарок аннулировать его, если человек еще не успел этот подарок забрать – да. Также, если получающий подарок забрал его без разрешения, его забирание не считается действительным, и подаривший все еще может аннулировать подарок.

3619. Как поступить, если подаривший подарок или принявший его скончался – если принявший подарок успел забрать его себе, то этот предмет считается его владением, и если он скончается, то переходит по наследству к его наследникам. Если же подарок забрать еще не успел, то никаких юридических последствий не следует. Т.е. если скончался подаривший, то этот подарочный предмет переходит к его наследникам, т.к. он еще не вышел из его владения. Если же скончался тот, кому подарок подарили, то он лишается права на этот подарок, и он так и остается во владении подарившего.

3620. Можно ли подарить то, что итак уже в руках у получателя подарка (вещь была оставлена ему на хранение, или отобрана им) – да. При этом, подарок считается забранным по одному лишь факту высказывания о подарке.

3621. Является ли высказывание передачи и принятия подарка обязательным условием действительности подарка – нет, но это можно заменить действием.

3622. Какое действие считается забиранием подарка – то же, что считается забиранием в торговле (кабд).

3623. Можно ли подарить то, доля чего определена, но на практике не поделена (общая земля или помещение) – да.

3624. Можно ли дарить то, что невозможно передать (сбежавшее животное; отобранное имущество и т.п.) – да.

3625. Можно ли подарить то, что неизвестно (дарю тебе то, что будет передано мне по наследству, не зная, что это) – в основе – да. Однако, если на практике имущество оказалось большим, чем предполагал дарящий, то подарок считается действительным только в том размере, на который он рассчитывал. Пример: Зейд подарил Мансуру свое будущее наследство, рассчитывая, что оно не превысит миллиона рублей, но на деле, оно оказалось 3 миллиона. В этом случае, подарок действителен только в один миллион, а остальное подаривший имеет право вернуть себе обратно.

3626. Можно ли дарить то, чего еще не существует (дарю тебе урожай будущего года, или будущий плод животного) – да (но с таким же примечанием, как в прошлом вопросе).

3627. Можно ли подарить плод в чреве животного, или молоко в его вымени – да (но с таким же примечанием, как в вопросе 3625).

3628. Можно ли подвешивать подарок под условие (если я излечусь, то этот дом - подарок тебе) – да.

3629. Можно ли подвешивать подарок под условие неполного владения (я подарю тебе с условием, что ты это не продашь) – да, если от этого есть правильная шариатская цель (см. ответ на вопрос 2576). Но, при этом, если данное условие создает дополнительную сложность тому, кто получает подарок, то получающий подарок может отказаться от этого условия еще до принятия подарка. А затем, дарящий уже выбирает – дарить ему подарок без этого условия, или нет.

3630. Можно ли подарить корову, исключив ее еще нерожденный плод, находящийся в ее чреве – да.

3631. Можно ли ограничивать подарок временем (я дарю тебе этот дом на год) – да.

3632. Можно ли подарить должнику тот долг, который он еще не погасил – да. При этом, должник может не принять это, и все же выплатить долг.

3633. Можно ли подарить кому-либо то, что до сих пор находится в качестве долга у должника – да. Если же человек расплачивается за что-либо этим долгом (т.е. покупает, например, картошку и говорит: деньги за меня тебе отдаст мой должник), то это разрешено в том, в чем не протекает риба, а также с предупреждением о том, что должник из тех, кто затягивает с погашением долгов, или он в сложном финансовом положении, или он банкрот и т.п., если он действительно таков.

3634. Можно ли простить долг, объем которого неизвестен – можно, с двумя условиями: а) если они не могут узнать объем долга, или это слишком сложно б) если должник не скрывает свое знание об объеме долга.

3635. Если подарок был подарен ребенку, то кто перенимает его за этого ребенка – перенимание самим ребенком – недействительно. За него подарок перенимает его опекун (отец, или тот, кого назначил отец). Если же нет опекуна, то перенимает судья местности. Если же нет судьи, то за ребенка перенять подарок может любой доверенный родственник (как мама или сестра). Примечание: речь идет о существенных подарках (недвижимость, авто и т.п.).

3636. Разъяснение того, что если отец подарит что-либо ребенку, то он сам же и перенимает этот подарок за ребенка – это так, при этом, достаточно ему лишь высказать слово о подарке, и нет нужды перенимать этот подарок от себя же самого.

3637. Можно ли предпочитать одного ребенка над другим в подарках – нет, это запрещено.

3638. Действителен ли подарок, который был подарен одному ребенку, а остальным не было подарено ничего – нет. Исходя из этого, если такой недействительный подарок был подарен, а затем подаривший родитель скончался, то наследники имеют право забрать этот подарок и разделить его среди остального наследства.

3639. Что значит соблюдение справедливости между детьми в подарках и трате на них – что касается подарков, то справедливость в этом означает дарить мальчику в два раза больше, чем девочке. Что касается траты на детей, то справедливость в этом – покупать каждому то, в чем он нуждается. Старший нуждается в большем, чем младший. Если у одного из детей порвалась обувь, то ему покупается обувь, а остальным нет, из-за отсутствия нужды.

3640. Обязан ли человек соблюдать равенство в подарках также и относительно других родственников – нет. Но, при этом, он должен обращать внимание на то, чтобы подарок одному из родственников не привел к разрыву отношений между родственниками.

3641. Обязана ли мать, так же, как и отец, соблюдать справедливость, даря подарки детям – да.

3642. Можно ли забирать подарок обратно – это запрещено.

3643. Можно ли отец забрать обратно подарок, который он подарил своему ребенку – да.

3644. Можно ли мать забрать обратно подарок, который она подарила своему ребенку – да.

3645. Могут ли супруги забирать свои подарки, которые они дарили друг другу, обратно – муж не может забирать тот подарок, который он подарил жене. Жена же может забрать свой подарок, если подарила его вследствие того, что муж ее обманул или обольстил.

3646. При соблюдении каких условий родитель может забрать подарок, который он подарил ребенку – 1) чтобы подарок до сих пор находился во владении сына. Здесь может быть 4 ситуации: а) если сын уже продал этот подарок, или подарил его, или отдал в качестве милостыни и т.п. б) то же самое, как в (а), но после этого сын обратно приобрел этот предмет (купил его, или опять получил в качестве подарка от своего же покупателя и т.п.). в) если сын продал этот предмет, но затем этот предмет обратно вернулся к нему, в результате разрыва или недействительности сделки. г) если сын продал предмет, но отказался от продажи тут же – либо в мажлисе, либо воспользовавшись хыяр уш-шарт (временем на обдумывание). В случаях (а) и (б) отец не может вернуть подарок обратно, а в случаях (в) и (г) – может. 2) Чтобы подарочный предмет был до сих пор под распоряжением сына. Если же он отдал его в качестве залогового предмета, или сын обанкротился – то отец не может забрать свой подарок. 3) Чтобы из-за этого предмета у сына не возникли финансовые отношения с другими людьми. Как, например, узнав, что человеку (сыну) дали в подарок большой участок земли, ему кто-то дал в долг, или продал ему что-то с отсрочкой платежа, и все они рассчитывают на то, что если сын не сможет расплатиться, то в дело пустят участок, который будет продан, и долги будут покрыты. В этом случае, если отец подарил свой подарок сыну специально, чтобы побудить людей к финансовым отношениям со своим сыном, то он не может забрать этот подарок отдельно, если же не имел такого намерения, то может. 4) Чтобы этот подарок не увеличился неотделимым увеличением. Если же он увеличился существенным увеличением (овечка была тощей, стала жирной и т.п.), то отец не может забрать этот подарок. Если же увеличение отделимое, то отец может забрать свой подарок, а отделимое увеличение остается сыну.

3647. Может ли родитель забрать свой подарок у ребенка, если этот подарок уже ухудшился в качестве или уменьшился в цене – да. При этом, сын не несет ответственности за ухудшение. Примечание: забирание подарка отцом не нуждается в постановлении судьи.

3648. Можно ли забрать подарок лишь действием, или факт забирания обязательно проговаривать языком – если отец лишь взял намерение на это, то это не считается забиранием подарка. Если же он высказал это языком, то это считается забиранием. Если же он забрал рукой, но не высказал языком, то это считается за забирание, если отец имел на это намерение. Если же мы не знаем о его намерении, то нужно задать вопрос об этом отцу. Если же последнее невозможно (отец умер или что-либо подобное), то если есть косвенные доказательства, указывающие на наличие намерения или на его отсутствие, то необходимо следовать за этими доказательствами. Если же их нет, то это не считается за забирание.

3649. Может ли отец забирать из имущества своего сына или дочери что пожелает в свое владение – в основе не может. Но может только в том случае, если он нуждается в этих деньгах, а сын не находится в состоянии острой нужды.

3650. Может ли сын или дочь требовать у своего отца возврата долга – может, придерживаясь вежливости и не настойчиво. Что касается того, чтобы требовать грубо, или подавать в суд и т.п., то это запрещено.

3651. Может ли отец распоряжаться личным имуществом сына или дочери – нет, пока не заберет его в свое владение.

3652. Может ли отец совершать половой акт с рабыней своего сына – здесь может быть несколько ситуаций: а) если сын уже совершал с ней половой акт, то отец не может совершать его с ней б) если сын купил рабыню и не успел совершить с ней половой акт, то отец, забрав рабыню в свое владение (а не просто в пользование), может совершать с ней половой акт, после того, как пройдет один менструальный период (аль-истибра).

3653. Является ли действительным подарок, подаренный в предсмертной болезни – постановление подарка в этом случае такое же, как постановление завещание. Т.е. этот подарок не должен превышать по цене треть всего его имущества, и не должен быть подарен наследнику.

3654. Является ли обязательным возместить подарок, который не был обусловлен необходимостью возмещения – нет, но это желательно.

3655. Если человек подарил подарок, но обусловил неопределенное возмещение – этот подарок действителен, и получивший подарок должен возместить его таким подарком, которым останется доволен подаривший. А иначе, подаривший подарок может забрать его обратно. При этом, если подарок уже испортился или понизился в цене, то получатель подарка не несет за это ответственности.

3656. Если человек подарил подарок и обусловил определенное, конкретное возмещение – этот подарок действителен и все его постановления подобны постановлениям торговли.

3657. Определение того, что такое 'умра и рукба – 'умра – это когда человек говорит другому: этот дом тебе, пока ты (или я) жив. Рукба – это когда один говорит другому: этот дом твой так, что если ты умрешь раньше меня, то этот дом возвращается в мое владение, если же раньше умру я, то этот дом остается в твоем владении и во владении твоих наследников.

3658. Об узаконенности 'умры и рукбы – эти понятия узаконены достоверными хадисами. Но, вместе с этим, хадисы перевели эти понятия из их прошлого значения в то, что при 'умре или рукбе дом переходит к получателю на правах владения, а не просто пожизненного пользования.

3659. Если вещь передана в качестве 'умры, несет ли это передачу прав владения или лишь пользования – прав владения. Это, если передающий помещение в качестве 'умры или рукбы не ограничил это лишь пожизненным владением.

3660. Если человек ограничил 'умру жизненным сроком, возвращается ли предмет обратно к владельцу после смерти пользователя – да.

3661. Если человек, передавая предмет в качестве 'умры, сказал - это тебе в твоей жизни – он может забрать это помещение в любой момент, но с условием, что это не нанесет существенного вреда тому, кому помещение было передано по 'умре или рукбе.

3662. Действительна ли 'умра в чем-то, кроме недвижимости – да.

3663. Что значат слова 'Умара в хадисе 927 - я передал свою лошадь на пути Аллаха - это садака или уакф – садака.

3664. Можно ли забирать обратно милостыню – нет, так же, как и подарок.

3665. Можно ли забрать милостыню или подарок обратно, выкупив их – это запрещено. Но если он выкупает по среднерыночной цене без ее занижения, то этот запрет уже не так серьезен. Если же эта милостыня вернулась к человеку в качестве наследства, то он может ее забрать. Также, если человек, получивший милостыню, продал ее кому-либо, то давший садака может выкупить ее у этого покупателя. Если же получивший милостыню сам вернул ее, без каких-либо просьб или намеков, то ее также можно забрать.

3666. О достоинстве того, чтобы дарить друг другу подарки – достоинство этого установлено хадисами, усиляет любовь и братство среди верующих.

3667. Можно ли принимать подарки от многобожников и неверных – да.

3668. Можно ли дарить подарки многобожникам и неверным – если этот неверный не из тех, кто сражался с мусульманами из-за религии, и не изгонял их из их домов, и не помогал в этом, то можно. Если же он из последних, то это можно только с целью склонить его к Исламу, или как ответный подарок. Но, в обоих случаях, нельзя дарить им то, чем они могут усилиться против мусульман, и нельзя дарить им подарки на их праздники.

3669. Можно ли дарить многобожнику то, что нельзя дарить мусульманину, или то, что может быть использовано в запретном – вопрос подарка здесь полностью подобен вопроса продажи (т.е. все, что можно продавать многобожнику, можно ему дарить, а все, что нет – нет). Также мусульманин и многобожник в этом вопросе в одном и том же постановлении. Т.е. если предмет не может быть использован, кроме как в запретном направлении, то его нельзя дарить ни многобожнику, ни мусульманину. Если же предмет может быть использован не только в запретных направлениях, но и разрешенных, то его можно дарить, как мусульманину, так и многобожнику. Но, если есть уверенность или превышающее предположение того, что этот подарок будет использоваться именно в запретных целях, то дарить его нельзя ни тому, ни другому. Если же этого неизвестно, об этом необходимо спросить.

 

19. глава о находке (люката) и найденном ребенке (лякыт).

 

3670. Что такое находка (люката) – это то, что находит человек и подбирает это.

3671. Что лучше - подобрать находку или оставить ее – в основе лучше ее оставить. Но если находка находится в таком месте, где она погибнет, или среди грешников, которые заберут ее и не будут о ней объявлять, и человек уверен в себе (т.е. в том, что он сможет соблюсти все права и обязанности находки), то лучше забрать ее, а быть может это даже является обязательным в некоторых случаях. Примечание: подбор находки не нуждается в разрешении от правителя, или решении судьи.

3672. Что является незначительной находкой, о которой можно не объявлять, но сразу забрать в свое владение – эта такая вещь, за которой не вернется при потере человек среднего слоя данного общества. Примечание: если человек известен хозяин этой вещи, то он должен вернуть ее этому хозяину, даже если эта вещь незначительна.

3673. О необходимости запомнить свойства и качества найденного предмета – это является обязательным. Желательно также еще и записать эти свойства отдельно, чтобы не забыть их в случае потери находки или ее гибели, или при ее изменении, или при ее смешении с имуществом нашедшего. Что нужно запомнить: емкость (кошелек, сумка, пакет, шкатулка и т.п.), чем закрывается емкость (застежка, молния, заклепка…), род, количество, объем и т.п.

3674. Каково постановление найти свидетелей, которые засвидетельствуют, что ты нашел находку – желательно.

3675. Каково постановление объявления о находке – обязательно, если эта находка не из разряда незначительных. При этом, без разницы, желает ли нашедший забрать ее в свое имущество через год, или нет.

3676. В течение какого срока необходимо объявлять о находке – если находка незначительная, то желательно объявлять о ней до тех пор, пока не успокоится сердце, а можно вообще не объявлять. Если находка больше этого, то обязательным является объявлять год, а больше года лишь желательно.

3677. С какого времени необходимо начать объявлять о находке – со дня находки.

3678. С какой периодичностью необходимо объявлять о находке, и в какое время суток это делать – делать это нужно днем, и не в те времена, когда на улице никого нет (как полдень и т.п.). В первые дни о ней необходимо объявлять часто (несколько раз в день), затем один раз в день, затем раз в несколько дней, затем раз в неделю, затем раз в месяц.

3679. В каких местах необходимо объявлять о находке – в местах собрания людей, как рынки, выходы мечетей после обязательных намазов и т.п. Также можно использовать газеты, рассылки смс, соцгруппы интернета и т.п.

3680. Можно ли нанять кого-либо для объявления о находке – можно, но плату такому человеку должен будет платить сам нашедший.

3681. Как нужно объявлять о находке – называя ее род (кто потерял деньги, одежду, телефон и т.п.).

3682. Если тот, кто нашел находку, объявлял о ней год, может ли он после этого забрать эту находку в свое владение – да.

3683. Входит ли находка во владение нашедшего ее даже без его воли, или на это требуется его намерение – требуется его намерение. При этом, не обязательно произносить это вслух, или совершать какое-либо действие, но достаточно намерения. Если же человек забрал ее себе, но затем объявился ее хозяин, то человек обязан вернуть ему эту находку. Если же ее уже нет, то возвращает ее подобие, если же нет и подобия, тогда деньгами.

3684. Если человек отложил объявление о находке, и не начал делать этого сразу после ее нахождения – берет за это грех (если знал о постановлении). При этом, обязанность объявлять с него не спадает. Если, допустим, через месяц после находки, человек начал объявлять, то ему нужно объявлять целый год, а не только оставшиеся 11 месяцев. При этом, даже если он будет объявлять год, то уже не имеет право забрать ее в свое владение, но делает покаяние, затем раздает эту находку как садака с намерением, что эта садака от имени ее хозяина. Если же ее хозяин все-таки объявится после этого, то он ставит этого хозяина перед выбором: если хочешь, утверди эту садака, и тогда тебе награда за нее, или откажись от нее, и я возмещу тебе эту находка, но награда за садака будет мне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.095 с.)