Ладожское озеро. Валаамский архипелаг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ладожское озеро. Валаамский архипелаг.



 

 

Олонец и Aunus

 

Олонец и Aunus – это один и тот же город. Подзаголовок, связанный с данным топонимом, взят здесь неспроста, ибо мы попытаемся в этой статье объяснить значение как одного, так и другого названия. Но для этого придётся обратиться к источникам из глубокой древности – древности, которая намного старше самого первого упоминания об Олонце, датируемого 1137 годом. Может статься, Олонец существовал в ещё догомеровские времена, ибо есть тому косвенные подтверждения.

Никто не будет оспаривать, что Аполлон – это один из самых почитаемых в Греции богов, хотя также известно, что происхождение его имени - вовсе не эллинское. Один из авторитетнейших историков древности, обобщивший огромное количество трудов предшественников, Диодор Сицилийский (I в. до Р. Х.) писал об Аполлоне, его корнях и культе его на севере Европы: «Из числа писателей, сообщающих древние предания, Гекатей и некоторые другие говорят, что на Океане против страны кельтов находится остров величиною не меньше Сицилии.
Этот остров лежит на севере и населён гипербореями, названными так потому, что живут они дальше дуновения борея; остров имеет прекрасную, плодородную почву, отличается благорастворением воздуха и дважды в год производит плоды. Рассказывают, что на нём родилась Латона,
(мать Аполлона и Артемиды – В. В.), вследствие чего из всех богов, наиболее почитаем там Аполлон. Жители его являются как бы жрецами Аполлона, потому что каждый день беспрерывно воспевают его в гимнах и оказывают ему высочайшие почести. Есть на острове прекрасная роща, посвящённая Аполлону, и достопримечательный храм шарообразной формы, украшенный множеством приношений; есть также город, посвящённый этому богу; большинство его обитателей – кифаристы, и постоянно в храме играют на кифаре и поют гимны в честь Аполлона, прославляя его деяния. Говорят гипербореи на каком-то особом языке и очень дружелюбно относятся к эллинам, а в особенности к афинянам и дилосцам; начало этой дружбы восходит к очень древним временам. Говорят, что некоторые из эллинов приезжали к гипербореям и пожертвовали в храм богатые приношения с надписями на греческом языке. Точно так же и гиперборей Аварид, прибывший в древние времена в Элладу, возобновил дружбу и родство с дилосцами. Говорят, что с этого острова луна кажется отстоящей от земли на весьма незначительное расстояние и имеющею на себе несколько заметных земляных возвышенностей. Рассказывают также, что бог является на остров через каждые девятнадцать лет, в течение которых оканчиваются орбиты движения созвездий; поэтому-то девятнадцатилетний период времени называется у эллинов Метоновым годом. Во время своего пребывания на острове бог играет на кифаре, устраивает хороводы по целым ночам от весеннего равноденствия до восхода Плеяд и радуется своим успехам. Царствуют в этом городе и заведывают священным участком так называемые Бореады, потомки Борея, у которых власть переходит из рода в род» (В. И. Паранин, «История варваров», СПб, 1998, с. 107-108).

В своей книге Виктор Паранин задаётся вполне уместным вопросом: дескать, какого Гекатея имеет ввиду Диодор? Он пишет: «Если это Гекатей Милетский, живший в конце IV века до Р. Х., тогда большой интерес представляет отрывок из схолий к Аполлонию Родосскому: «Гекатей говорит, что гиперборейский народ существовал до его времени. У него есть сочинение под заглавием «Об гипербореях».
У гипербореев почитается Аполлон, поэтому его видели отправляющимся туда. Как пишет В. И. Паранин, об этом сочинении Гекатея Милетского ничего неизвестно. Но с другой стороны, Клавдий Элиан (II – III вв.), автор работы о животных, написал: «Род гипербореев и воздаваемые ими Аполлону почести воспевают и поэты, прославляют и прозаические писатели, в том числе Гекатей, не Милетский, а Авдирский…». Далее автор «Истории варваров» приводит выдержку из труда Клавдия Элиана, из которой становится ясно, что жрецами Аполлона служат сыновья Борея и Хионы, числом трое, по природе братья, ростом по шести локтей (около 180 см). «Когда они совершают в честь названного бога установленное священнослужение в обычное время, с так называемых у них Рипейских гор прилетают необозримые по величине тучи лебедей; облетев кругом храма и как бы очистив его своим полётом, они потом спускаются в ограду храма, отличающуюся огромной величиной и необыкновенной красотой. В то время как певцы запоют туземные песни в честь бога, а кифаристы присоединяют к хору чрезвычайно гармоничную игру, тут вместе с ними запевают и лебеди; они поют очень согласно и никогда нигде не издают ни одного не стройного или не согласного с пением звука, как будто получив такт от регента хора и спевшись с местными творцами священных напевов. Затем по окончании гимна они удаляются, исполнив обычную службу в честь божества, таким образом, вышеназванные, так сказать, крылатые хоревты целый день воспевают бога» («История варваров», с. 108–109).

Родиной Аполлона считается остров Делос, куда, как пишет Диодор, Латона (Лето, Лада), спасаясь от преследований Геры, добралась за 12 дней, где родила близнецов Аполлона и Артемиду. Сама же Латона родилась на острове гипербореев, который называется, как сообщает Стефан Византийский, «Еликсия (Эликсия) – остров не меньше Сицилии, под рекою Карамвиком. Островитяне называются карамвиками от реки, как говорит Гекатей Авдирский…»

Можно, конечно, учитывая геологические изменения в результате отхода ледника на север, предположить, что остров Еликсия, где родилась Латона – мать Аполлона и Артемиды, куда солнечный бог затем осенью на своей колеснице, как сообщает Павсаний Периегет (II в.), запряжённой лебедями, улетал на зиму. Это вполне совпадает с годовым ходом солнца. Север в данном случае выступает как дом Аполлона, и поскольку древние греки очеловечивали своих богов, то вполне уместно проведение параллелей между людьми и богами. Коль скоро для человека считается домом место, где он спит, то это справедливо и для богов. Тот же Павсаний Периегет даёт маршрут пересылки даров Аполлона на Делос от гипербореев, который проходил через Понт Эвксинский: «В Прасиях есть храм Аполлона; сюда приносятся, говорят, начатки от гипербореев: гипербореи передают их аримаспам, аримаспы – исседонам, от них скифы привозят их в Синопу, отсюда они несутся эллинам в Прасии, наконец, афиняне перевозят их на Дилос; начатки эти спрятаны в пшеничной соломе и никому не известны». Интересен отрывок о гипербореях Геродота, одного из авторитетнейших историков древности, приводимый В. Параниным: «Гораздо больше о гипербореях рассказывают делосцы. По их словам, гипербореи присылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому. От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передаёт их всё дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе (варажение «крайний запад» в древности использовалось как нынешнее «крайний север» – В. В.). Оттуда дары отправляют на юг: сначала они попадают к додонским эллинам, а дальше их везут к Малийскому заливу и переправляют на Эвбею. Здесь их перевозят из одного города в другой вплоть до Кариста. Однако минуют Андрос, так как каристийцы перевозят святыню прямо на Тенос, а теносцы – на Делос… В первый раз, говорят делосцы, гипербореи послали с дарами двух девушек, по имени Гипероха и Лаодика. Вместе с ними были отправлены провожатыми для безопасности девушек пять гиперборейских горожан. Это те, кого теперь называют перфереями и весьма почитают на Делосе. Однако когда посланцы не вернулись на родину, гипербореи испугались, что посланцев всякий раз может постигнуть несчастье и они не возвратятся домой. Поэтому они стали приносить священные дары, завернутые в пшеничную солому, на границу своих владений и передавать соседям, с просьбой отослать их другим народам.

…По рассказам делосцев, еще раньше Лаодики и Гиперохи из страны гипербореев мимо тех же народов прибыли на Делос две молодые женщины – Арга и Опис. Они несли Илифии священные дары, обещанные за быстрые и лёгкие роды. Как передают, Арга и Опис прибыли из гиперборейской страны вместе с самими божествами (Аполлоном и Артемидой), и делосцы им тоже воздают почести. В их честь делоские женщины собирают дары. В гимне, сочиненном ликийцем Оленом, женщины призывают их поимённо. От делосцев переняли этот обычай жители других островов и ионяне: они также поют гимн, призывая Опис и Аргу, и собирают им священные дары. Этот Олен пришёл на Делос из Ликии и сочинил также и другие древние гимны, которые поются на Делосе. Пепел от бёдер жертвенных животных, сожжённых на алтаре, они рассыпают на могиле Опис и Арги. Могила же их находится за святилищем Артемиды на восточной стороне в непосредственной близости от зала для пиров кеосцев».

В. И. Паранин обращал внимание на то обстоятельство, что Геродот Олена выводил из Ликии. Автор тут же приводит аргумент
Г. А. Стратановского: «Геродот раскрывает двойное происхождение делосского культа: во-первых, принесённый греками с Севера культ Аполлона и Артемиды и, во-вторых, почитание Аполлона как божества света, перенесенное из Ликии». Далее В. И. Паранин делает весьма смелый вывод. Цитирую его полностью, дабы затем добавить по данному поводу свои умозаключения, найденные мною в результате многодневных поисков. «… следующий отрывок снимает всякую двойственность происхождения культа Аполлона в Греции, поскольку Павсаний пишет: «…Местная (т.е. дельфийская) уроженка Вио, сочинившая гимн дельфийцам, говорит, что прорицалище (в Дельфах) устроили для бога пришельцы из страны гипербореев, Олин и другие; Олин был, по её словам, и первым прорицателем, и первый изобрёл гекзаметр (шестистопный стих, которым оформлялось прорицание; возник во II тыс. до Р. Х., использовался Гомером – В. П.). Вио пишет следующим образом:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.005 с.)