Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные концепции исторического процесса. Цивилизация и формацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современное обществознание использует две методологические концепции, объясняющие развитие мировой истории. Первая концепция была разработана К. Маркса, Ф. Энгельса и У.Лениным. Она получила название теории формационного развития общества. Суть этой теории заключается в следующем: в мировой истории человечества прошло следующие формации - первобытнообщинного, рабовладельческого, феодальную, капиталистическую и частично коммунистическую в период существования системы социализма. В основу этой периодизации К. положил способ производства материальных богатств, который использовался обществом на протяжении целой исторической эпохи.Вторая концепция была разработана такими исследователями из числа историков, философов и социологов, как М.Вебер, О.Шпенглер, К.Ясперс, А.Тойнби, М.Данилевски, М.Кандрацьев, П.Сарокин и др.. Эти исследователи XИX-XX вв. в области обществоведения доказывали, что история общества связано прежде всего с развитием религии, культуры, духовности, с индивидуальностью и неповторимостью личности, такими нематериальными понятиями как «дух народа» в тот или иной исторический период. Такой подход к толкованию истории получил название цивилизационного. Понятие «цивилизация» связано с понятием «гражданский». В эпоху античности это понятие появилось в философии Аристотеля и трудах философов-стоиков, которые разделили природу человека на два начала: натуральный / naturalis / и гражданский / civilis /.В эпоху Ренессанса итальянские гуманисты обозначали термином «цивилизованность» переход человеческой истории от состояния варварства и дикости к культурно-гражданского состояния и государственной жизни.В XИX в. в науке сложилось следующее понимание понятия «цивилизация»:1.Цывилизацыя и цивилизованность - это такое развитие общества, когда «идея Бога» и «дух народа» составляют единое целое.2.Цывилизацыя - это историческая стадия, этап в истории всего человечества, например, традиционная, индустриальная, постиндустриальная цивилизация.3.Цывилизацыя - это конкретно-историческое, этно-культурное образование, присущее истории почти каждого народа и континента, например, античная, египетская, восточнославянская, западноевропейская, китайская, индийская и т.д. цивилизация.
Буржуазные реформы 60-х - 70-х гг. ХIХ в., Их значение. Контрреформы 1880-х гг., Их сущность и последствия. Буржуазные реформы 60-70 гг. Развитие капитализма в Европе к началу 19 века привело к смене феодально-абсолютистских монархий и появлению новых форм государственного устройства - конституционных монархий, конституционно-парламентских республик. В отличие от западно-европейских стран государственно-политический строй России к середине 19 в. оставался на уровне средневековья. Здесь господствовал абсолютизм и крепостное право. Свидетельством отсталости России явилось ее поражение в крымской войне (1853 - 1856 гг.). Стало очевидным, что российская крепостническая система проигрывает западной капиталистической. Это заставило правительство задуматься над необходимостью проведения реформ. Эта необходимость ярко проявилась в Беларуси. Буржуазные реформы 60 - 70-х гг. в Беларуси проводились с определенными ограничениями, в отличие от Центральной России. Это проявилось прежде всего в области землевладения и землепользования, что было направлено преимущественно против католиков, евреев и иностранных подданных. По закону 5 марта 1864 г. «лицам польского происхождения» и евреям в западных и юго-западных губерниях было запрещено покупать казенные и частные земельные владения, проданные за долги. Им не разрешалось также приобретать, принимать в залог, управление, аренду земли, купленные на льготных условиях. Они не имели права пользоваться льготами и ссудами. Согласно закону от 10 июля 1864 г. евреи «черты оседлости» вообще были лишены права приобретать земли. Законом от 10 декабря 1865 г. «Лицам польского происхождения» также запрещалось получать в собственность имения. В мае 1882 г. правительство запретило евреям селиться вне городов Беларуси за исключением Могилевской губернии, что привело к искусственному сосредоточению его в городах и местечках. Это способствовало аграрному перенаселению в деревнях. В результате проведения реформ открылась дорога к замене крепостнических производственных отношений капиталистическими. 3. "Великое переселение народов" и Беларусь. Основные концепции происхождения белорусов. «Великое переселение народов» и Беларусь В конце неолита (III - II в. До н.э.) жизнь первобытного человека резко осложнилась. Это было обусловлено тем, что началась эпоха, которую исследователи определяют как переселение народов. На огромном пространстве от Урала до Рейна и от Черного до Балтийского моря начали расселяться племена скотоводов-кочевников. Первыми на территорию Беларуси пришли финно-угорские племена, которые раньше жили за Уралом. Финно-угры принадлежали к самостоятельной расы мангалаиднага типа, они имели собственную языковую семью. Эти племена заселили Финляндию, Прибалтику и частично Беларусь. Пришельцы не встретили сопротивления местного населения эпохи позднего неолита потому, что условия социального и хозяйственной жизни этих этнических групп были близкими.Более глубокие выниники для Беларуси и Европы имело переселение индоевропейцев. Ученые полагают, что эти племена населяли территорию Индии и Малой Азии. Языковеды утверждают, что соседями индоевропейцев были племена древних семиты. По уровню социальной организации и ведению хозяйства индоевропейцы превосходили остальные народы. Они жили патриархальным строем, занимались скотоводством и земледелием, умели пахать землю, сеяли зерновые культуры (пшеницу, ячмень, рожь) разводили овец, изобрели колесо, строили наземные жилища.Они почитали религию. Считали, что мир состоит из трех миров. В верхнем мире живут боги / войны и грома /, орлы и птицы. В нижнем мире живут рыбы и змеи. Своими тотем они считали быка, медведя, волка, лошади. Индоевропейцы почитали камни. Идола олицетворяла куча камней.Племена индоевропейцев были очень многочисленными и разнообразными. Среди них выделялись иранцы, арии, дорийцы, хетты, другие племена. Некоторые из этих народов были земледельцами, другие - воинами. У индоевропейцев-ариев каждый мужчина был воином, а народ - войском. В третьем тыс. до н.э. индоевропейцы двигались в Европу по трем направлениям. Одна их часть заселила Балканы и Апеннины, вторая часть заселила Центрального Европу от Карпат до Испании, Франции и Англии; третья часть индоевропейцев дошло до Прибалтики, Скандинавии и Германии. Территорию от Карпат до Балтийского моря заняли племена господам шравав, или, как их стали называть позже, славян. Сюда пришли и болты.По внешнему виду индоевропейцы были черноволосый и темноглазые, имели небольшой рост. Они уничтожали местное взрослое мужское население, а женщин и детей брали в свои семьи. На этой основе происходило генитычнае и языково-культурное взаимодействие между народами, обозначились языковые и антропологические особенности. Племена, поселившиеся на Севере Ёуропы, стали предками германцев, на территории от Балтики до Волги - прибалтов, на территории от Одры до Днепра - славян.В конце IV в. до н.э. в Европе началась новая эпоха, которую называют «Великим переселением народов». Великое переселение завершилось в VI в. н.э. / Продолжалось около тысячи лет /. Начало переселению положили племена азиатских гуннов. Это были племена воинов-кочевников, которые шли из Центральной Азии. На территории Северного Причерноморья гунны разгромили германских готов и двинулись в Европу. Под их ударами снялись со своих мест другие народы - германцы, тюрки, славяне. Под ударами варваров погибло Западная Римская империя. Великое переселение знаменавала закат эпохи средних веков и положила начало периода европейского средневековья.Великое переселение захватила и Беларусь. Оно положило начало формированию восточнославянской цивилизации. В VI-VIII вв. славянские племена заселили территорию Беларуси, на которой до этого жили балты и финно-угры. В VIII-IX в. племена славян в Восточной Европе делились на 13-15 «княжэнняв». Княжение - это первая форма организации государственного устройства, которая имела территорию, население, политическую власть. Территорию Беларуси заселили племена кривичей, дреговичей, радимичей. Крупнейшим из них было племя кривичей. Можно уверенно считать, что свое наименование кривичи получили от верховного жреца-вождя племени крови. Кривичи делились на полоцких, смоленских и псковских. У них были свои княжэнни.Племя дреговичей поселилась между Припятью и Двиной. Дреговичи имели свое княжэнне, их название паходщь от имени-вождя Драгавита.Это племя имело свою породу лошадей и было воинственным. Дреговичи основали такие белорусские города как Туров, Пинск, Мозырь, Клецк, Копыль. Столицей княжества был город Туров.Радимичи заселили территорию юго-восточной Беларуси - Гомельщину и Могилевскую область. Они берут свое начало от вождя Родина. Радимичи жили самостоятельно, но платили дань хазарам. Потом они были подчинены Киеву.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.187.231 (0.007 с.) |