Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этикет в петровское время и позже

Поиск

Жизненный уклад в России начал резко меняться в буржуазную эпоху Петра I насыщенную значительными событиями. Поставив своей задачей европеизацию всего уклада жизни в России, Петр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства.

Реформы Петра I затронули все стороны жизни русского общества, в том числе и этическую. Правила поведения вводились указами Петра I и имели силу закона. Правила касались одежды, которая должна была соответствовать установленным образцам, поведения в общественных местах и в быту, общения.

Бесспорно, ведущее место среди этих наставлений занимала книга под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению. Собрание из разных авторов», в которой приведены правила, которых должны придерживаться молодые люди в общении со старшими, друг с другом, в обществе. Книга была предназначена для светского воспитания юношей дворянского происхождения. Особенностью этого пособия было то, что заимствованные из европейского этикета правила были конкретизированы и дополнены применительно к отечественной действительности и существовавшим в России нравам.

Эта книга, безусловно, сыграла огромную положительную роль в развитии культуры этикета в среде русского дворянства. Но, в немалой степени, этому способствовали и другие предпринятые Петром культурные акции, в частности, введение новых покроев платьев, париков, бритья бород и т.д. Правила этикета внедрялись Петром I соответствующими указами, содержащими угрозы наказания за их невыполнение (и в этом смысле, как и в Европе, этикет имел силу закона).

После смерти Петра I установился период относительно спокойной, размеренной и выстроенной в западноевропейской манере жизни дворянства. Влияние западноевропейской культуры, особенно французской, на российский быт и нравы значительно усилилось. Особенно заметно становится это во времена царствования Елизаветы. Французский язык становится почти официальным.

Этикетные проявления того времени - чинные и важные поклоны, реверансы, приветствия рукой, разнообразная атрибутика - создавали картину театрального представления, «постановки» на улицах.

В это же время пробивается и противоположный образ идеального дворянина, человека «комильфо» («как нужно, как следует быть»). Он мало, чем отличается от западноевропейского образца дворянина. Для него добродетель нужна, прежде всего, чтобы отличаться перед другими. Он занят, прежде всего, собой.

Примерно в это же время в России складывается этикет письма (переписки), т.к. дворяне начинают много путешествовать.

Этикет в это время становится все более «маркированным». Этикет не в мещанской среде выполнял роль своеобразного лифта, с помощью которого можно было подняться выше своего действительного положения в обществе. Мещанин часто в своей речи использовал иностранные слова, при беседе с важными особами переходил на чрезмерно учтивое обхождение. В это же время как культурный антипод мещанина в обществе формируется интеллигент - человек образованный, просвещенный, несущий в себе лучшие прогрессивные черты своей эпохи. Этикетный кодекс интеллигента включал в себя заниженное внимание ко всему внешнему, поверхностному. Для него главным являлось не манеры сами по себе (хотя и им отдавалось данное), а нравственное, духовное начало.

Обращение к истории этикета в России показывает, что этикет выполнял в обществе те же социально-культурные функции, что и в западноевропейском обществе, в то же время в истории этикета в России мы обнаруживаем как моменты всеобщего (общечеловеческого, универсального), так и особенного, присущего только русской культуре в данный момент его исторического развития.

4. Современные принципы этикета

Этикет сегодняшнего дня - это, прежде всего, средство общения, средство регуляции отношений людей, вступающих в общение. Вместе с изменением сущности общественных отношений меняется и их форма, отраженная в этикете. В целом же можно отметить, что современный этикет стал более простым, практичным, демократичным и универсальным. Как говорил академик Д.С.Лихачев, «в основе всех хороших манер лежит одна забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо».

Современный человек живет сложной насыщенной событиями и ситуативно богатой жизнью, для него невозможно предусмотреть правила поведения на все возможные случаи. Это делает необходимым изучение человеком не столько буквы, сколько духа этикета, чтобы иметь возможность ориентироваться в ситуации и всегда действовать в соответствии с правилами поведения.

Условно современный этикет можно разделить на деловой и неофициальный. Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Неофициальный (светский) этикет упорядочивает общение в сфере досуга и удовлетворения материальных и духовных потребностей (при приеме пищи, подборе элементов одежды, организации торжеств, посещении театральных спектаклей, концертов, спортивных зрелищ и т. п.). В связи с присутствием в программе официальных мероприятий деловых приемов, выступлений артистов четко разделить деловой и неофициальный этикет бывает затруднительно. Упорядоченностыо и строгостыо отличаются дипломатический протокол и этикет. Деловой протокол и этикет в целом, ориентированные на широкий круг деловых людей, отличаются большей гибкостыо и меньшей формализацией.

Переход к цивилизованным рыночным отношениям все более актуализирует значение и выполнение и делового, и светского этикета. Эту актуализация во многом стимулирует развивающимися международными контактами отечественных предпринимателей. Психология западного бизнесмена запрограммирована на партнера, который вызывает доверие по тому, как он одет, причесан, на какой машине ездит, пунктуален ли он и только затем уже оцениваются другие параметры -- верность своим обязательствам, квалификация, умение вести дело. Чтобы деловые контакты превратились в устойчивые связи, деловым людям необходимо принимать и соблюдать установленные «правила игры», основанные на деловом этикете.

Особенно важно понимание сущности этикета и культуры поведения для такого должностного лица, каким является социальный работник. В его деятельности этикет играет все более важную роль, способствуя развитию конструктивных, доброжелательных отношений с партнерами.

В социальной работе, которая связана с высокой степенью индивидуализации труда и непосредственно с человеком, этикет стоит очень близко к нормам поведения. В общении и взаимоотношениях с клиентами и их близкими, с коллегами, представителями различных организаций профессионал является официальным лицом, представляющим свое учреждение и государство. От того, насколько внешний вид и поведение, речь социального работника соответствуют общепринятым правилам этикета, зависят не только доверие к нему и эффективность работы, но и общественное мнение о социальных службах и социальной работе.

Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека. Вместе с тем правил этикета на сегодняшний день накопилось огромное количество и запомнить все практически невозможно, но это и не нужно, важно усвоить не сами правила, а понять их смысл, «дух», т.е. усвоить основные принципы этикета. Их можно выделить несколько:

Принцип гуманизма, человечности, который воплощается в ряде моральных требований, обращенных непосредственно к культуре взаимоотношений. Это вежливость, тактичность, скромность и точность.

Вежливость - форма взаимоотношений между людьми, суть которой доброжелательство, желание другому человеку добра. Доброе отношение к людям - главная нравственная основа современной этики. Принято выделять несколько оттенков вежливости: корректность, учтивость, любезность, деликатность.

Тактичность - это чувство меры, которую следует соблюдать в отношениях с другими людьми, умение чувствовать ту границу, за которой может наступить обида у человека, с которым мы общаемся. Тактичность включает в себя умение не замечать ошибок и оплошностей другого, не делать ему замечаний в присутствии других людей, не задавать вопросов, которые ставят собеседника в неловкое положение. Тактичность всегда предполагает чуткость к переживаниям другого человека и способность считаться с ним не ради собственного блага, но по доброте.

Скромность - умение сопоставить самооценку с мнением окружающих людей, не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать свои достоинства и заслуги, уметь сдерживать себя. Скромность предполагает безыскусственность поведения, отсутствие театральности, позерства. Подлинная скромность не имеет ничего общего со скованностью, замкнутостью, робостью.

Точность - умение ценить свое слово, не бросать его на ветер, т.е. выполнять то, что обещано, вовремя приходить, не опаздывать и т.д.

Второй важнейший принцип современного этикета - Принцип целесообразности действий. Почему котлету не следует резать ножом? Да потому что она мягкая! Все очень разумно, просто. В этом как раз и заключается преимущество современного демократичного этикета перед сословным, аристократичным. Современный этикет предполагает, что если мы не знаем, как нам следует действовать в какой-то ситуации, то следует руководствоваться принципом целесообразности, удобства. Но при этом надо помнить, что удобно должно быть не только нам, но и окружающим.

Третий принцип, на котором основываются нормы современного этикета - Это красота, или эстетическая привлекательность поведения. Правила этикета вырастают из требований эстетики и логика их проста: «неприлично, потому что некрасиво».

Народные обычаи и традиции - четвертый принцип современного этикета.

Некоторые нормы и обычаи возникли очень давно, и, дойдя до нашего времени, они утратили свой первоначальный смысл и значения. И сегодня они представляют собой обычаи и традиции, которые закрепились в культурном опыте человечества. Объяснить же истоки того или иного правила довольно сложно.

Таким образом, знания, умения и привычки - вот три «ступеньки этикета», преодолеть которые необходимо для того, чтобы стать воспитанным человеком, отличающимся «естественным культурным» поведением.

Заключение

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной. Знание норм и правил этикета необходимо в любых жизненных ситуациях.

Многие правила этикета возникли в глубокой древности как разумные и удобные формы человеческого общежития. Человечество пронесло их через века, они превратились в добрые традиции.

В разные времена и у разных народов действовали особые кодексы приличия, иногда очень сложные.

В России, когда складывался придворный быт царей, устанавливались широкие политические и культурные связи, этикет возник сначала как придворный церемониал и уже затем проник в низшие слои населения.

Знание истории этикета важно и для нашего времени, поскольку многие современные правила поведения берут свое начало в далеком прошлом, наследуют лучшие обычаи и традиции поведения всех народов. Некоторые этикетные нормы прошлого изменились почти до неузнаваемости, а другие просто исчезли вместе с породившими их условиями, но так или иначе все принятые ритуалы поведения наложили отпечаток на развитие западноевропейской культуры.

Прежде всего, в основе этикета лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.

 

 

 

 



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.163.206 (0.01 с.)