Концепция культуры иоганна готфрида гердера и идеалы западноевропейского просвещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция культуры иоганна готфрида гердера и идеалы западноевропейского просвещения



КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ ИОГАННА ГОТФРИДА ГЕРДЕРА И ИДЕАЛЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Понимание культуры как самостоятельного явления в наследии Просвещения. Теория культурного совершенствования человечества в философии И.Г.Гердера.

Своими истоками «наука о культуре», т.е. культурология уходит в эпоху Просвещения. В западноевропейском обществе того времени формируется вера в безграничные возможности человеческого разума, развиваемого с помощью образования и просвещения. Особые надежды возлагаются на совершенствование внутреннего мира человеческой личности, преодоления в её облике черт невежественности и грубости, торжества в её содержании гуманности, благородства и милосердия. Именно в этот период развитие культуры начинает осознаваться как единый процесс, включающий в себя историческую периодизацию и внутренние закономерности. Значительный вклад в этом направлении сделал немецкий философ и культуролог Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803).

В своем фундаментальном сочинении в четырёх томах и двадцати книгах «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791) философ дает свое видение общей истории развития человечества. Он представляет ее как органичный эволюционный процесс развития, как саморазвивающееся целое. Согласно Гердеру, человеческая история берет свое начало из истории развития природы, является ее продолжением, постепенно достигая более высоких ее ступеней. Последним звеном в этой эволюции является человек. Именно культура отличает его от животного. Культура истолковывалась им как второе рождение человека. Вместе с тем, вечные узы связывают человека с природой. «Мироздание строением своим вовеки веков бережёт внутреннее моё существо, внутреннюю жизнь»

Гердер подробно анализирует феномен культуры, подчеркивая, что в ней проявляют себя два начала: - надприродная сущность культуры; - историческая причина развития данного явления. Философ выделяет основные, по его мнению, элементы культуры: язык, государство, семейные отношения, религию, искусство, науку и т.д. Согласно пониманию Гердера, культура «захватывает человека и формирует его голову и... члены его тела»

Более того, именно она (культура) выступает тем началом, которое объединяет людей, делает их участниками единого человеческого сообщества. Благодаря культуре раскрываются и проявляют себя подлинные, сущностные черты человека: миролюбие, участливость, сочувствие. Гердер рассматривает общественное развитие в историко-географическом ключе. Он последовательно анализирует группу культурно-исторических регионов, обращая внимание читателей на природные условия и традиции, населяющих их народов. Среди выделенных Гердером цивилизаций обозначены древние: Китай, Египет, Греция, Рим, а также Славянский мир, культура Германии и т.д. В своем исследовании философ утверждает, что каждый регион обладает специфическими культурными чертами, которые, с одной стороны, подчеркивают его оригинальность, а с другой – представляют его как этап развития человеческой культуры вообще. «Весь человеческий род на Земле – это только одна и та же порода людей», - делает он вывод в своей работе

. Наиболее обстоятельно Гердер анализирует европейскую культуру: - выступая, при этом, против европоцентристской идеологии; - подчеркивая, одновременно, азиатское происхождение многих культурных феноменов. Различные типы культуры, размышляет философ, не должны разделять людей на «просвещенные и непросвещенные народы». Гердер отмечает, что данное различие не качественное, а количественное. Поэтому, единая цепь культур имеет «бесчисленные оттенки, цвета меняются с местом и временем». Постоянно подчеркивая единство человеческой культуры, философ объясняет его (т.е. единство) — общей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести «истинную гуманность». В свою очередь, она должна «явить себя и в общении людей, и в государственных делах, и в науках, и в искусства». Гуманность, в понимании философа есть высшее предназначение человечества и цель его исторического развития. Согласно концепции Гердера всеобъемлющее распространение гуманности в человеческом обществе позволит:

- разумные способности людей сделать разумом;

- данные человеку природой чувства реализовать в искусстве;

- влечения личности сделать свободными и красивыми.

Далеко неоднозначно Гердер решает вопрос о прогрессе культуры. «Культура движется вперед, - пишет он в своих «Идеях к философии истории человечества», - но совершеннее от этого не становится; на новом месте развиваются новые способности; прежние, развившиеся на старом месте, безвозвратно уходят». Согласно Гердеру, история развития культуры крайне изменчива и непостоянна. Культура может состоять из крайне динамичных и статичных отрезков, ей свойственны взлеты, падения и состояния инерции. Философ приходит к выводу о том, что ни одной из культур, никогда в истории человечества не было свойственно поступательное прогрессивное развитие. Культурологические идеи И.Г.Гердера оказали значительное влияние на становление данной области гуманитарного знания. Активно используемый философом историзм в исследовании культуры:

- позволил увидеть ее сложную противоречивую сущность;

- явился попыткой выявить ее подлинные закономерности;

- содействовал формированию методов ее постижения.

 

Культура -- все то, что человек надстраивает над первой природой (биологической) в качестве своей второй природы (все смыслы человеческого бытия). Культура есть форма реализации человеческого творчества и свободы.

КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ ИОГАННА ГОТФРИДА ГЕРДЕРА И ИДЕАЛЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Понимание культуры как самостоятельного явления в наследии Просвещения. Теория культурного совершенствования человечества в философии И.Г.Гердера.

Своими истоками «наука о культуре», т.е. культурология уходит в эпоху Просвещения. В западноевропейском обществе того времени формируется вера в безграничные возможности человеческого разума, развиваемого с помощью образования и просвещения. Особые надежды возлагаются на совершенствование внутреннего мира человеческой личности, преодоления в её облике черт невежественности и грубости, торжества в её содержании гуманности, благородства и милосердия. Именно в этот период развитие культуры начинает осознаваться как единый процесс, включающий в себя историческую периодизацию и внутренние закономерности. Значительный вклад в этом направлении сделал немецкий философ и культуролог Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803).

В своем фундаментальном сочинении в четырёх томах и двадцати книгах «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791) философ дает свое видение общей истории развития человечества. Он представляет ее как органичный эволюционный процесс развития, как саморазвивающееся целое. Согласно Гердеру, человеческая история берет свое начало из истории развития природы, является ее продолжением, постепенно достигая более высоких ее ступеней. Последним звеном в этой эволюции является человек. Именно культура отличает его от животного. Культура истолковывалась им как второе рождение человека. Вместе с тем, вечные узы связывают человека с природой. «Мироздание строением своим вовеки веков бережёт внутреннее моё существо, внутреннюю жизнь»

Гердер подробно анализирует феномен культуры, подчеркивая, что в ней проявляют себя два начала: - надприродная сущность культуры; - историческая причина развития данного явления. Философ выделяет основные, по его мнению, элементы культуры: язык, государство, семейные отношения, религию, искусство, науку и т.д. Согласно пониманию Гердера, культура «захватывает человека и формирует его голову и... члены его тела»

Более того, именно она (культура) выступает тем началом, которое объединяет людей, делает их участниками единого человеческого сообщества. Благодаря культуре раскрываются и проявляют себя подлинные, сущностные черты человека: миролюбие, участливость, сочувствие. Гердер рассматривает общественное развитие в историко-географическом ключе. Он последовательно анализирует группу культурно-исторических регионов, обращая внимание читателей на природные условия и традиции, населяющих их народов. Среди выделенных Гердером цивилизаций обозначены древние: Китай, Египет, Греция, Рим, а также Славянский мир, культура Германии и т.д. В своем исследовании философ утверждает, что каждый регион обладает специфическими культурными чертами, которые, с одной стороны, подчеркивают его оригинальность, а с другой – представляют его как этап развития человеческой культуры вообще. «Весь человеческий род на Земле – это только одна и та же порода людей», - делает он вывод в своей работе

. Наиболее обстоятельно Гердер анализирует европейскую культуру: - выступая, при этом, против европоцентристской идеологии; - подчеркивая, одновременно, азиатское происхождение многих культурных феноменов. Различные типы культуры, размышляет философ, не должны разделять людей на «просвещенные и непросвещенные народы». Гердер отмечает, что данное различие не качественное, а количественное. Поэтому, единая цепь культур имеет «бесчисленные оттенки, цвета меняются с местом и временем». Постоянно подчеркивая единство человеческой культуры, философ объясняет его (т.е. единство) — общей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести «истинную гуманность». В свою очередь, она должна «явить себя и в общении людей, и в государственных делах, и в науках, и в искусства». Гуманность, в понимании философа есть высшее предназначение человечества и цель его исторического развития. Согласно концепции Гердера всеобъемлющее распространение гуманности в человеческом обществе позволит:

- разумные способности людей сделать разумом;

- данные человеку природой чувства реализовать в искусстве;

- влечения личности сделать свободными и красивыми.

Далеко неоднозначно Гердер решает вопрос о прогрессе культуры. «Культура движется вперед, - пишет он в своих «Идеях к философии истории человечества», - но совершеннее от этого не становится; на новом месте развиваются новые способности; прежние, развившиеся на старом месте, безвозвратно уходят». Согласно Гердеру, история развития культуры крайне изменчива и непостоянна. Культура может состоять из крайне динамичных и статичных отрезков, ей свойственны взлеты, падения и состояния инерции. Философ приходит к выводу о том, что ни одной из культур, никогда в истории человечества не было свойственно поступательное прогрессивное развитие. Культурологические идеи И.Г.Гердера оказали значительное влияние на становление данной области гуманитарного знания. Активно используемый философом историзм в исследовании культуры:

- позволил увидеть ее сложную противоречивую сущность;

- явился попыткой выявить ее подлинные закономерности;

- содействовал формированию методов ее постижения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.01 с.)